Объекты животного мира могут находиться в собственности

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О животном мире

Принят Государственной Думой 22 марта 1995 года

Животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

животный мир — совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации;

объект животного мира — организм животного происхождения (дикое животное); (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ)

биологическое разнообразие животного мира — разнообразие объектов животного мира в рамках одного вида, между видами и в экологических системах;

генетические ресурсы животного мира — часть биологических ресурсов, включающая генетический материал животного происхождения, содержащий функциональные единицы наследственности;

устойчивое существование животного мира — существование объектов животного мира в течение неопределенно длительного времени;

использование объектов животного мира — изучение, добыча объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового; (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ)

устойчивое использование объектов животного мира — использование объектов животного мира, которое не приводит в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира и при котором сохраняется способность животного мира к воспроизводству и устойчивому существованию;

среда обитания животного мира — природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы;

охрана животного мира — деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира;

охрана среды обитания животного мира — деятельность, направленная на сохранение или восстановление условий устойчивого существования и воспроизводства объектов животного мира;

пользование животным миром — юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира; (В редакции Федерального закона от 11.11.2003 № 148-ФЗ)

пользователи животным миром — граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром; (В редакции Федерального закона от 11.11.2003 № 148-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ)

(Абзац введен — Федеральный закон от 31.12.2005 № 199-ФЗ; утратил силу — Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

Статья 2. Цели настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области охраны и использования животного мира и среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды. (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ)

Статья 3. Правовое регулирование охраны и использования животного мира и среды его обитания

Законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов об охране окружающей среды и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира. (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

Законодательство Российской Федерации об охране и использовании животного мира регулирует отношения в области охраны и использования объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы. Отношения в области охраны и использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, регулируются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 18.02.2020 № 26-ФЗ)

Отношения в области охраны и использования сельскохозяйственных и других одомашненных животных, а также диких животных, содержащихся в неволе, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Отношения в области охраны и использования среды обитания объектов животного мира регулируются настоящим Федеральным законом, иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Отношения в области охраны и использования объектов животного мира континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации регулируются настоящим Федеральным законом в той мере, в какой это допускается федеральными законами и нормами международного права.

Имущественные отношения в области охраны и использования животного мира регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 4. Право государственной собственности на объекты животного мира

Животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.

Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в отношении объектов животного мира в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормами международного права.

(Часть утратила силу — Федеральный закон от 28.12.2010 № 420-ФЗ)

Вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

(Часть утратила силу — Федеральный закон от 28.12.2010 № 420-ФЗ)

К объектам животного мира нормы гражданского права касающиеся имущества, в том числе продажи, залога и других сделок, применяются постольку, поскольку это допускается настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

(Часть утратила силу — Федеральный закон от 28.12.2010 № 420-ФЗ)

(Часть утратила силу — Федеральный закон от 28.12.2010 № 420-ФЗ)

Отношения по владению, пользованию и распоряжению объектами животного мира регулируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Федеральным законом.

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности. Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны и использования животного мира

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны и использования животного мира относятся:

определение государственной политики в области охраны и использования животного мира;

определение единой инвестиционной политики в области охраны и использования животного мира;

разработка и совершенствование федерального законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания;

координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования животного мира в пределах территории Российской Федерации;

регулирование использования объектов животного мира, в том числе установление нормативов в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира; (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ)

регулирование численности объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

организация и осуществление охраны и воспроизводства объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

осуществление федерального государственного надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также среды их обитания; (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

установление порядка предоставления разрешений на пользование животным миром; (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ)

предоставление разрешений на содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, а также предоставление разрешений на содержание и разведение иных объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

установление порядка ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы диких животных, их частей и полученной из них продукции, а также предоставление разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы таких животных, их частей и полученной из них продукции;

проведение единой научно-технической политики, разработка и утверждение типовой нормативно-методической документации, организация и финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира;

осуществление мер по воспроизводству объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, и восстановлению среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам;

ведение Красной книги Российской Федерации;

создание или участие в создании особо охраняемых природных территорий и акваторий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

установление единой для Российской Федерации системы государственного учета объектов животного мира и их использования, единого порядка ведения государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира;

ведение государственного учета численности объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира, находящихся на этих территориях;

установление порядка государственной статистической отчетности в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира;

защита прав, охрана исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности в части сохранения и устойчивого использования объектов животного мира; (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

разрешение споров по вопросам охраны и использования объектов животного мира между субъектами Российской Федерации;

заключение и реализация международных договоров Российской Федерации в области охраны и использования животного мира;

осуществление иных полномочий в соответствии с федеральными законами.

(Статья в редакции Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ)

Статья 6. Полномочия Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации

Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов:

организация и осуществление охраны и воспроизводства объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также охрана среды обитания указанных объектов животного мира;

установление согласованных с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; (В редакции федеральных законов от 03.12.2008 № 250-ФЗ; от 24.07.2009 № 209-ФЗ)

регулирование численности объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания;

введение на территории субъекта Российской Федерации ограничений и запретов на использование объектов животного мира в целях их охраны и воспроизводства, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания;

ведение государственного учета численности объектов животного мира, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира в пределах субъекта Российской Федерации, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, с последующим предоставлением сведений федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания;

выдача разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ)

выдача разрешений на содержание и разведение объектов животного мира, в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; (В редакции Федерального закона от 18.02.2020 № 26-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

организация и регулирование промышленного, любительского рыболовства, рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, за исключением ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб; предоставление рыболовных участков; (В редакции федеральных законов от 06.12.2007 № 333-ФЗ, от 03.12.2008 № 250-ФЗ, от 03.07.2016 № 349-ФЗ, от 25.12.2018 № 475-ФЗ)

охрана водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения и пограничных зон, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания; (В редакции Федерального закона от 03.12.2008 № 250-ФЗ)

осуществление мер по воспроизводству объектов животного мира и восстановлению среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

федеральный государственный надзор в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

Средства на осуществление переданных в соответствии с частью первой настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Общий объем средств, предусмотренных

Федеральным законом «О животном мире» (ст. 4), определено право собственности на животный мир. По сравнению с иными природными ресурсами касаемо объектов животного мира, законодательство не рассчитывает на другие виды собственности, исключая государственную.

Владение объектами животного мира

Касаемо права владения водными биоресурсами, Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» детализирует: водные биоресурсы имеют отношение к федеральным владениям (ст. 10). Законодателем определяется всего одно исключение – это водные биоресурсы, которые располагаются в прудах и обводненных карьерах. Эти биоресурсы могут быть также и в собственности субъектов РФ, муниципальной и приватной собственности.

Федеральный закон «О животном мире» установил, что раздробление государственного владения на животный мир в федеральной собственности и на владения субъектов Российской Федерации исполняется в порядке, определенном федеральным законом. Исходя из Федерального закона «О животном мире», к объектам федеральной собственности имеют отношение следующие предметы животного мира:

  • редкие и вымирающие виды, занесенные в Красную книгу РФ;
  • живущие в особо оберегаемых природных местностях федеральной ценности;
  • водящиеся в территориальном море, континентальном шельфе и только в экономической области РФ;
  • попадающие под влияние международных договоров РФ;
  • относящиеся к особо оберегаемым и значимым в хозяйственном смысле;
  • а также мигрирующие по областям двух и более субъектов РФ.

Понятно, что объекты животного мира, которые не находятся в вышеупомянутом списке, имеют отношение к объектам собственности субъектов РФ. Показанный в федеральном законе список является открытым.

Пользование животным миром

Российские и заграничные юридические лица вправе пользоваться животным миром, а также граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица, у которых нет гражданства. Пользование животным миром выполняется чаще всего в разрешительном порядке, то есть для такого типа функциональности необходимо получение лицензии, либо дозволения. Эта правовая уловка заложена в Федеральных законах:

  • «О животном мире»;
  • «О рыболовстве и сбережении водных биологических ресурсов»;
  • «Об охоте и о сбережении охотничьих ресурсов и о внесении поправок в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Так как объекты животного мира можно передавать на длительное и временное использование, то конечно же имеются различия между долгосрочными и именными одноразовыми лицензиями. Длительное пользование используют юридические лица, а временное – граждане.

Если от имени Российской Федерации или ее субъектов предоставляется в пользование животный мир, то осуществляют это определенные государственные органы власти. Касаемо объектов животного мира, которые находятся в федеральной собственности – передачу в пользование выполняет определенный специально уполномоченный государственный орган по обороне, контролю и регулированию пользования объектами животного мира и среды их нахождения. А в отношении объектов животного мира, которые относятся к владениям субъектов РФ, то этот же орган осуществляет их передачу, но только исходя из решения органов исполнительной власти субъектов РФ.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Законы О рыболовстве

Замечание 1

Федеральный закон «О рыболовстве и сбережении водных биологических ресурсов» определяет и тщательно регламентирует дозволительный порядок выполнения всех типов добычи. Дозволение на добычу или вылов водных биоресурсов – это документ, подтверждающий право на вылов водных биоресурсов из места их нахождения.

В дозволении на добычу или вылов водных биоресурсов, учитывая тип рыболовства, должны быть указаны:

  • данные о лицах, которым переданы в пользование водные биоресурсы, приписанные:
    • к объектам рыболовства;
    • судне, осуществляемому рыболовство;
    • местности добычи или вылова водных биоресурсов;
    • рыбопромысловой области;
    • виды водных биоресурсов, дозволенных для добычи;
  • квоты добычи или вылова водных биоресурсов:
    • орудия;
    • варианты и период добычи или вылова биоресурсов;
  • требования к обороне окружающей среды: другие упорядочивающие добычу или вылов водных биоресурсов и поддерживающие сбережение их местонахождения.

Росрыболовство исполняет разрешения и внесения поправок в:

  • оформление;
  • выдачу;
  • регистрацию;
  • поправки в разрешениях на добычу или вылов водных биоресурсов.

Функциональность разрешения на добычу водных биоресурсов может быть прекращена или это разрешение может быть расторгнуто до истечения определенного периода его действия Росрыболовством, соответственно с основаниями завершения права на добычу водных биоресурсов.

Замечание 2

Сведения о завершении функциональности разрешения на добычу водных биоресурсов или об расторжении разрешения на добычу водных биоресурсов, отправляется в федеральный орган исполнительной власти в части обеспечения обороны РФ.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Легальное определение понятия «животный мир» дано в ст.1 ФЗ РФ «О животном мире», согласно которому под животным миром следует понимать совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Соответственно объект животного мира – это организм животного происхождения (дикое животное) или их популяция – т.е. дикая фауна. Следуя ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды», наряду с землей, недрами, почвой, поверхностными и подземными водами, атмосферным воздухом, растительным миром, озоновым слоем атмосферы и околоземным космическим пространством, животный мир является компонентом природной среды, которые в совокупности обеспечивают благоприятные условия для существования жизни на земле.

Данное в Законе «О животном мире» определение вызывает неоднозначные оценки. Так, например, Н.Н.Веденин категорически не согласен с определением по ряду причин. Во-первых, по его мнению, неуместны территориальные ограничения — животный мир — это совокупность животных, населяющих не только Российскую Федерацию. Во-вторых, определение не охватывает всех животных, а выделяет лишь находящихся в состоянии естественной свободы. Иными словами, под определение подходит лишь дикая фауна, что неравнозначно животному миру в целом.

Позволим себе не согласиться с исследователем. Территориальный аспект, обозначенный в Законе, указывает на то, что закон регулирует отношения внутри Российской Федерации, касательно тех представителей животного мира, которые обитают на ее территории — проще говоря, этим определяются пространственные и территориальные пределы действия Закона.

Что касается смысловой стороны, а именно включения в животный мир только диких животных – здесь на наш взгляд, законодатель исходил из целесообразности и первостепенности защиты дикого животного мира от посягательства человека.

В законодательстве стран СНГ о животном мире определение понятия «животный мир» распространяется также только на «диких» животных, обитающих в естественной природной среде. Так, например, в Законе Кыргызской Республики «О животном мире» от 17 июня 1999 года №59 дается следующее определение: «Животный мир — охраняемый законом природный объект, включающий насекомых, пресмыкающихся, зверей, птиц, рыб и других водных животных, находящихся в состоянии естественной свободы и выполняющих экологические и культурно-оздоровительные функции». Или Закон Республики Армения «О животном мире» от 3 апреля 2000 года: «животный мир – совокупность видов диких животных (беспозвоночных и позвоночных) и их сообществ».

Конечно, нельзя не согласиться с тем, что в широком смысле слова животный мир — это все организмы животного происхождения, а не только дикая фауна. Однако именно дикие животные являются наиболее уязвимыми с точки зрения воздействия на них результатов жизни и деятельности человека, поэтому их защита является приоритетной. Кроме того, относительно домашних (сельскохозяйственных) животных имеется отдельное законодательство.

Н.Н.Веденин предлагает отношения в области охраны и использования «домашних» и «диких» животных регулировать одним нормативным актом (с соответствующим названием) – основополагающим федеральным законом, в котором бы содержались нормы посвященных правовому регулированию охраны и использования всех животных. Более того, в нем должны также содержаться нормы, отражающие общегуманные принципы обращения с животными, ограждающие их от жестокого обращения, а также нормы, определяющие вопросы охраны и использования домашних животных, регулируемые им и другим законодательством, в особенности гражданским. Предметом последнего, по мнению исследователя, должны быть в основном отношения, связанные с использованием домашних животных как объектов имущественных правоотношений, а законодательства о животном мире — отношения, связанные в основном с охраной генофонда и закреплением общегуманных принципов обращения с животными. В связи с этим хочется отметить следующее. Проект федерального закона «О защите животных от жестокого обращения», вносимый на рассмотрение в Государственную Думу депутатами ГД В.Д.Леончевым, Д.Н.Грешневиковым, Г.И.Бердовым, М.К.Глубоковским в 1997 году как раз содержал положения о гуманном обращении с животными – дикими и домашними. Однако законопроект был отклонен и.о. президента в 2000 году в том числе по причине того, что «закон не имеет собственного предмета правового регулирования, так как значительная часть содержащихся в нем норм, уже закреплена федеральными законами «О животном мире», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Гражданским кодексом Российской Федерации, Уголовным кодексом Российской Федерации, Кодексом об административных правонарушениях, Законом Российской Федерации «О ветеринарии» и другими нормативными правовыми актами». Это еще раз подтверждает, что в настоящий момент нет необходимости разработки и принятия единого нормативного акта об использовании и охране животного мира. Имеющееся законодательство при должном его исполнении и соблюдении представляет собой достаточный материал для полноценной и всеохватывающей защиты животного мира и регулирования правил его использования. Другое дело, что нужны действенные механизмы его реализации.

Интересно, что в различных нормативных актах понятие «животный мир» не совпадает с приведенным из Закона «О животном мире». Так, например, в законодательстве о налогах и сборах под животным миром подразумеваются не все дикие животные, а только те, которые законодательством о животном мире отнесены к объектам охоты (Налоговый кодекс РФ, Глава 25.1 — объекты животного мира исчерпывающим образом перечисленные в п. 1 ст. 333.3 НК).

Таким образом, к объектам использования и охраны животного мира выступают лишь млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, моллюски, насекомые и др., проживающие в естественной дикой среде на суше, в воде, атмосфере, почве. Действующим законодательством установлен различный правовой режим для объектов животного мира (диких животных) и всех остальных животных (домашних, сельскохозяйственных и иных). Как верно замечает Боголюбов С.А., со времени как только объекты животного мира изымаются из окружающей среды, они становятся не «объектами», а животными, имуществом, отношения по поводу которых регулируются не экологическим с публично-правовыми средствами регулирования, а гражданским законодательством с преимущественно частноправовыми средствами защиты. Отсюда дикие животные, содержащиеся в неволе для хозяйственных, культурных, научных, эстетических или иных целей, а также сельскохозяйственные и другие домашние животные не являются объектами животного мира. Об этом четко сказано в абз.3 ст.3 Закона. При этом дикие животные, содержащиеся в полуневоле (т.н. ограниченной неволе, полуволе – закрытый заповедник) или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и генетического фонда, а также в иных научных и воспитательных целях являются объектами животного мира и отношения по их использованию и охране регулируются Законом (абз2. ст.3 Закона).

В данной работе под «животным миром» понимается его значение, данное в Законе, тем не менее, в третье главе исследования будут затронуты определенные вопросы правового регулирования положения животных, не входящих в «дикий животный мир».

Статья 4 Закона относит объекты животного мира к собственности государства. Разграничение государственной собственности на животный мир на федеральную собственность и собственность субъектов федерации осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. Однако как замечают исследователи, до сих пор такой закон не принят, что затрудняет решение множества вопросов и вызывает немало коллизий на практике.

Вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты животного мира:

редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации;

подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;

отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.

Объекты животного мира (дикие животные) не могут находиться в частной, муниципальной или иной собственности, отличной от государственной. И это, по нашему мнению, вполне оправданно, так как зачастую, используя эти ресурсы, граждане и юридические лица стремятся получить максимальную прибыль от использования, не заботясь об их сохранении. Граждане и юридические лица могут лишь иметь право использовать объекты животного мира. Согласно ст. 34 Закона, животный мир может быть предоставлен в пользование юридическим и физическим лицам для следующих видов пользования: охота; рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих; добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства; использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира — почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира. Данный перечень исчерпывающим не является, и иные виды пользования животным миром возможны при прямом установлении конкретного вида в иных нормативно-правовых актах. Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового.

Интересно в плане собственности государства мнение авторов комментария к Гражданскому кодексу РФ Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина считающих, что весьма сомнительно относить к объектам права государственной собственности животный мир. Объекты права собственности не могут выходить из владения собственника помимо его воли, за исключением случаев, прямо указанных в законе. Это необходимое условие отсутствует в части многих диких животных, которые свободно могут мигрировать из одной страны в другую. Дикие животные могут быть объектом права собственности в случаях, когда они обитают в закрытых природных территориях, охраняемых государством (заповедниках и т.п.), или когда они изъяты из естественной среды обитания. На наш взгляд собственность государства по отношению к животному миру в данном случае определяется не столько правомочием владения и распоряжения (одновременно – контроля объекта собственности), сколько правомочиями рационального пользования для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации, одновременно с обязанностью всемерной охраны. Поэтому собственность государства здесь определяет принадлежность животного мира всем народам Российской Федерации, является их достоянием.

Закон отводит нормам гражданского права субсидиарную роль при регулировании отношений, связанных с животным миром. Он устанавливает: к объектам животного мира нормы гражданского права, касающиеся имущества, в том числе продажи, залога и других сделок, применяются постольку, поскольку это допускается Законом и иными федеральными законами.

Отношения по владению, пользованию и распоряжению объектами животного мира регулируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Федеральным законом.

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности. Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, Федеральным законом «О животном мире», законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.137 ГК РФ а также с ч.6 ст.4 Закона, к животным применяются общие правила об имуществе в пределах, установленных Гражданским кодексом или иными правовыми актами. По отношению к животным как объектам гражданского права применяются общие правила, касающиеся возникновения, изменения и прекращения права собственности и иных вещных прав, за исключением особенностей, установленных Законом и Гражданским кодексом Российской Федерации.

Животные, не находящиеся в условиях естественной свободы могут быть объектом собственности граждан, юридических лиц, муниципальных образований. При осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности.

Рассмотрим другие особенности, характеризующие объекты животного мира как объекты гражданских правоотношений.

Дикие животные, в отличие от иных, не могут находиться в частной и муниципальной собственности, но в соответствии со ст.33 Закона они могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. Кроме того, закрепляется, что пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с соответствующим органом государственной власти. Содержание прав на объекты животного мира определяется федеральным законом на основании общих положений гражданского законодательства.

По общему правилу, в соответствии со ст.210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, соответственно, основываясь на ст. 40 Закона можно сделать вывод, что бремя содержания объектов животного мира в соответствии с условиями, закрепленными в лицензии, несет пользователь.

Риск случайной гибели объекта животного мира согласно ст.211 ГК РФ по общему правилу несет его собственник. Однако в договоре между органом государственной власти, уполномоченным распоряжаться (от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации) объектами животного мира, и пользователем может быть предусмотрено, что этот риск переходит на пользователя с момента передачи ему животного, если оно изымается из среды обитания (абз.3 ст.34 Федерального закона), или с момента заключения указанного договора.

Интересным на практике и в теории является дискуссионный вопрос о том, является ли дикое животное источником повышенной опасности, и как применять нормы закона к пользователю объекта животного мира, если объект причинил вред третьему лицу или его имуществу? Приведем пример из практики:

По материалам дела, 28.09.95 на 46-м километре автотрассы Кунгур-Саликамск автомашиной ЗИЛ-130, принадлежащей ответчику, был сбит и травмирован взрослый лось. Факт наезда и причинение вреда животному миру отражен в акте от 28.09.95. Лось погиб. Главное управление природопользования администрации Пермской области обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному предприятию «Комбинат благоустройства» — владельцу транспортного средства о взыскании 2 766 500 рублей в возмещение вреда, причиненного животному миру. Ответчик этих требований не признал, ссылаясь на то, что вред причинен в результате взаимодействия двух источников повышенной опасности.

Президиум ВАС РФ удовлетворил требования истца, указав, что: «сбитый лось является обитателем естественной, а не искусственно созданной юридическими или физическими лицами среды для животных» и поэтому не представляет собой источник повышенной опасности.

Отсюда следует, что источником повышенной опасности животное может считаться только то, которое не является объектом животного мира (т.е. не находится в естественных свободных природных условиях), а также дикие животные, временно изъятые из среды обитания и содержащиеся в неволе или полувольных условиях. Источником повышенной опасности признается животное как имущество, обладающее опасными для окружающих свойствами и не поддающееся полному контролю со стороны человека.

Позиция суда заключалась в том, что источник повышенной опасности выводится из деятельности человека, осуществление которой создает повышенную опасность для окружающих из-за отсутствия возможности полного контроля за ней, поэтому под источником повышенной опасности подразумевается то животное, которое непосредственно находится под контролем человека, и выступает объектом вещного права.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации — 14 января 2002 г. — №2 — Ст. 133.

Веденин Н.Н. Животный мир: проблемы охраны и использования // Журнал российского права, 2002, — №12.

См. Федеральный закон от 3 августа 1995 г. №123-ФЗ «О племенном животноводстве» // Собрание законодательства Российской Федерации — 7 августа 1995 г. — №32 — Ст.3199; Закон РФ от 14 мая 1993 г. №4979-1 «О ветеринарии» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ — 17 июня 1993 г. — №24 — Ст. 857; и др.

Письмо Президента РФ от 3 января 2000 г. №Пр-6 // СПС Гарант.

Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации — 3 августа 1998 г. — №31 — Ст. 3824; Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации — 5 августа 2000 г. — №117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации — 7 августа 2000 г. — №32 — Ст. 3340.

Боголюбов С.А. Соотношение публично-правовых и частноправовых средств в обеспечении экологических прав граждан // Журнал российского права — №7 — 2005 г.

Гасников К.Д. Животные как объект гражданских прав // Законодательство и экономика — 2002 — №12.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 1997 г. №5923/96 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации — 1997 — №7.

Объекты животного мира могут находиться в собственности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *