Подсудность административных

С 1 апреля 2020 г. вступили в силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс. Изменений обусловлены ситуацией, связанной с коронавирусной пандемией и повышенными мерами безопасности.
В этом материале я остановлюсь об особенностях распространения информации, которая действительно в настоящее время публикуется на грани фола, тем самым вынуждая власть оперативно и жестко реагировать на фейки.

Административная ответственность за распространение информации

Внесены изменения в статью 13.15 КоАП «Злоупотребление свободой массовой информации»:

1. По новой части 10.1 статьи 13.15 КоАП ответственность наступает за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств.

Ответственность по данной норме предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одного миллиона пятисот тысяч до трех миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

2. Частью 10.2 статьи 13.15 КоАП введена ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в сети Интернет заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

Ответственность — административный штраф на юридических лиц в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Субъектами данных административных правонарушений (части 10.1 и 10.2 статьи 13.15 КоАП) могут быть только юридические лица.

3. Частью 11 статьи 13.15 КоАП в новой редакции предусмотрена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10, 10.1 или 10.2 указанной статьи КоАП.

Процедура привлечения к административной ответственности

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 10-11 статьи 13.15 КоАП, составляют должностные лица органов внутренних дел и Роскомнадзора.

Для квалификации административного правонарушения по частям 9-11 статьи 13.15 КоАП распространяемая информация должна:

  1. быть общественно значимой (носить публичный характер);
  2. быть заведомо недостоверной, но выдаваемой как достоверная (лицо должно осознавать, что оно распространяет именно недостоверную информацию подвидом достоверной);
  3. создавать угрозу (угроза должна быть реальной и осуществимой):
    • причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу;
    • массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности;
    • создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

Обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, в части 10.1 статьи 13.15 КоАП признаются:

  • чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;
  • чрезвычайные экологические ситуации (в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения).

Поступившая в органы внутренних дел информация, содержащая данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, принимается и регистрируется в соответствии с предписаниями Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г. № 736.

Какие обстоятельства должны быть установлены

В ходе рассмотрения заявлений (сообщений) о правонарушениях, предусмотренных частями 10.1, 10.2, 11 статьи 13.15 КоАП устанавливаются:

  1. факт распространения в средствах массовой информации или сети Интернет сведений, составляющих объективную сторону указанного правонарушения (по частям 10.1, 10.2, 11 статьи 13.15 КоАП);
  2. несоответствие распространяемой информации официальным данным путем ее сопоставления со сведениями компетентных источников, в том числе посредством запроса при необходимости информации в уполномоченных органах (организациях);
  3. причинно-следственная связь действия с наступлением общественно-вредных последствий;
  4. отсутствие (наличие) признаков составов преступлений, предусмотренных УК;
  5. лицо, совершившее правонарушение;
  6. при необходимости свидетели, которым могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению;
  7. осуществляется сбор иных доказательств по делу об административном правонарушении (фото- и киносъемка, звуко- и видеозапись и др.).

При поступлении в орган внутренних дел сообщения, заявления о распространении, в том числе в сети «Интернет», под видом достоверных сведений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения, а также при непосредственном выявлении указанных признаков правонарушения устанавливается через оперативное подразделение территориального органа МВД России, на которое возложены функции мониторинга ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (например: подразделения по противодействию экстремизму подразделения специальных технических мероприятий) источник распространения указанной информации («Интернет» или иная информационно-телекоммуникационная сеть, например, сеть операторов сотовой связи).

О возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 9-11 статьи 13.15 КоАП, в течение 24 часов (в письменном виде) уведомляются органы прокуратуры (по месту составления протокола об административном правонарушении) с направлением соответствующих материалов, необходимых для принятия мер по удалению запрещенной информации (Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители наделены полномочием обратиться в Роскомнадзор с требованием о принятии мер по удалению указанной информации и по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим указанную информацию, в случае, если информация не была удалена).

Не забывайте и о том, что привлечение СМИ к ответственности за злоупотребление свободой массовой информации в течение года более двух раз является основанием для аннулирования регистрации СМИ. Также продолжают действовать нормы о блокировке сайтов ).

Уголовная ответственность за распространение информации

Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 100-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьями 207.1 и 207.2.

1. Статьей 207.1 УК РФ устанавливается ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности граждан и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств.
Наказание — штраф в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев, либо обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до трех лет.

Примечание: обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, в настоящей статье признаются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

2. Статьей 207.2 УК РФ предусмотрена ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее причинение вреда здоровью человека (часть первая).

Такое действие наказывается штрафом в размере от семисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Часть вторая статьи 207.2 УК РФ — те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия наказываются штрафом в размере от одного миллиона пятисот тысяч до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок

Квалификация новых составов «информационной» уголовной ответственности

Объектом преступлений новых составов выступает общественная безопасность, основные принципы и содержание деятельности по обеспечению которой устанавливает Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности».

С объективной стороны преступление, предусмотренное статьей 207.1 УК, выражается в действиях в виде публичного распространения под видом достоверных сведений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан.

Данное преступление признается оконченным с момента публичного распространения информации. Под публичным следует понимать обращение к другим лицам с целью вызвать их реакцию. Форма распространения значения не имеет. Она может быть устной, письменной, так и с использованием информационно-коммуникационных сетей, в том числе «Интернет», СМИ.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного статьей 207.1 УК, характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что сообщает ложную информацию о вышеуказанных обстоятельствах, и что это сообщение может вызвать панику, страх, беспокойство, нарушит общественную безопасность, и желает так действовать. Мотив преступления может быть различным и на квалификацию не влияет.

Вместе с тем если лицо добросовестно заблуждается, полагает, что его информация соответствует действительности, то ответственность исключается.

Объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 207.2 УК, состоит в действиях в виде публичного распространения в виде достоверных сведений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, повлекшее причинение вреда здоровью человека (часть первая) либо смерть или иные тяжкие последствия (часть вторая).

Квалификация деяний по указанной норме возможна только при наличии прямой причинной связи между распространением данной информации и наступившими последствиями. При ненаступлении указанных последствий в отношении правонарушителя может быть применена статья 207.1 УК.

Квалифицированным видом данного преступления согласно части второй статьи 207.2 УК является то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Под иными тяжкими последствиями следует понимать нарушение работы организации, предприятия, учреждения, связанное с длительным прекращением работы, и т. д.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом по отношению к распространению ложной информации и неосторожностью по отношению к наступившим последствиям. Принимая во внимание, что изменения в статью 20 УК не вносятся, субъект преступлений, предусмотренных статьями 207.1 и 207.2 УК, —физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Преступления, предусмотренные статьями 207.1 и 207.2 УК, в соответствии с изменениями статьи 151 УПК отнесены к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации.

При поступлении в органы внутренних дел сообщений, содержащих признаки деяний, предусмотренных статьями 207.1 и 207.2 УК, необходимо незамедлительно принять решение в соответствии со статьями 144 и 145 УПК о направлении материалов по подследственности в соответствующее подразделение Следственного комитета Российской Федерации.

Нужна помощь юристов?

Мы оказываем помощь компаниям, оказавшимся в трудных условиях в связи с развитием эпидемии коронавируса COVID-19″. Для этого на сайте Юридической фирмы INTELLECT создан специальный раздел. Мы планируем оперативно реагировать на изменения обстановки и выкладывать новые статьи и другие материалы, а также информацию о наших бесплатных вебинарах в рамках работы практики COVID-19 Helpdesk.

Новая редакция Ст. 29.5 КоАП РФ

1. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

1.1. В случаях, предусмотренных международным договором, дело об административном правонарушении рассматривается по месту выявления административного правонарушения, если местом его совершения является территория другого государства, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.3 настоящей статьи.

1.2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.3, 20.2 и 20.2.2 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту выявления административного правонарушения.

1.3. Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.28 настоящего Кодекса и совершенном за пределами Российской Федерации, рассматривается по месту нахождения органа, возбудившего указанное дело.

2. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

3. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 6.10, 20.22 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

4. Утратила силу.

5. Дело об административном правонарушении, предусмотренном главой 12 настоящего Кодекса, или административном правонарушении в области благоустройства территории, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, совершенном с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

6. Дело об административном правонарушении, совершенном в Антарктике, рассматривается по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Комментарий к Статье 29.5 КоАП РФ

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 разъяснено, что местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер — место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

Общая территориальная подсудность может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о передаче этого дела для рассмотрения по месту жительства данного лица. Исключение составляют дела, перечисленные в частях 2 и 3 статьи 29.5 КоАП, для которых установлена исключительная территориальная подсудность, не подлежащая изменению по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу. При наличии совокупности установленных данными нормами критериев по одному делу об административном правонарушении судье необходимо установить приоритет между этими нормами (например, если по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, было проведено административное расследование, нормой, определяющей территориальную подсудность, следует считать часть 3 статьи 29.5 КоАП).

Для дел о правонарушениях, за совершение которых предусмотрено лишение права управления транспортными средствами, частью 4 статьи 29.5 комментируемого Кодекса установлена альтернативная территориальная подсудность. Орган (должностное лицо), составивший протокол о таком правонарушении, вправе направить материалы на рассмотрение судье по месту учета транспортного средства.

Другой комментарий к Ст. 29.5 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В ч.1 данной статьи установлено общее правило, согласно которому дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. В основу этого правила положен территориальный критерий подведомственности, однако его применение требует определения персонального (субъекта административного правонарушения) и предметного (характера совершенного административного правонарушения) признаков, поскольку это позволяет определить обслуживающий район (город), на территории которого совершено административное правонарушение.

2. Вместе с тем комментируемая статья допускает рассмотрение дела по месту жительства правонарушителя. В этом случае должно быть заявлено ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

3. Согласно ч.4 ст.28.7 КоАП РФ административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Это означает, что правило, сформулированное в ч.1 комментируемой статьи, распространяется и на категории дел, по которым предусмотрено административное расследование.

4. В ч.3 ст.29.5 закреплено положение об обязательном рассмотрении дел об административных правонарушениях по месту жительства правонарушителя, предусмотренных ст.5.33 (невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, субъектами которых являются несовершеннолетние), 5.34 (увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки), 6.10 (вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ), 20.22 (появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств и психотропных веществ в общественных местах).

4. В большинстве случаев рассмотрение дел об административных правонарушениях в области дорожного движения, правил судоходства, пользования маломерными судами и эксплуатации транспорта осуществляется по общему правилу. Однако в ч.4 ст.29.5 предусмотрена возможность рассмотрения некоторых дел по месту учета транспортного средства. Как вытекает из ее содержания, это возможно в случае, если характер правонарушения позволяет назначить административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством.

Мировой судья из Новокузнецка рассматривал дело об административном правонарушении в отношении ЧПОУ «Школа охраны 2000», и признал его виновным в невыполнении законного предписания Кузбассобрнадзора в срок. За это учреждение наказали штрафом в размере 10 000 руб. Нарушение было выражено в непредоставлении необходимых документов, то есть, по сути, в бездействии. В районном суде штраф подтвердили.

Но председатель Кемеровского областного суда в июле 2019 года отменил решения нижестоящих инстанций и прекратил производство по делу из-за истечения срока привлечения к административной ответственности. Принимая это решение, председатель облсуда исходил из того, что мировой судья нарушил правила подсудности, так как место совершения административного правонарушения не относится к его юрисдикции.

Отпуск судьи – это не повод пересматривать дело

Верховный суд, куда пожаловались из Кузбассобрнадзора, напомнил: если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно быть совершено действие, должна быть выполнена возложенная на лицо обязанность. «Местом совершения административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, следует считать место нахождения юридического лица, не выполнившего обязанность по совершению указанного в предписании действия по представлению документов», – указал ВС.

При этом дело, которое по такому правилу должен был рассмотреть судья судебного участка № 2 Куйбышевского судебного района Новокузнецка, рассмотрел судья судебного участка № 5. И в обычных условиях это стало бы нарушением подсудности, но ВС выяснил одну деталь, которая все поменяла: оказалось, что судья участка № 2 в период рассмотрения дела находился в отпуске, а его обязанности были возложены как раз на судью участка № 5.

То есть судья, который заменяет своего коллегу на период отпуска, может рассматривать дела даже с учетом ошибки в подсудности. Оспорить его решения на этом основании впоследствии нельзя.

Постановление Верховного суда по делу № 81-АД19-9 от 22 ноября 2019 года.

Подсудность административных

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *