Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий

Содержание

Предельные размеры и требования к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

14 сентября 2017 г., четверг

Пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» устанавливает, что минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются субъектами Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства РФ о землеустройстве.
В данном случае следует иметь в виду содержание Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве».
К недостаткам землепользований законодательство о землеустройстве относит фрагментацию земель, чересполосицу, вклинивание, вкрапливание, дальноземелье, изломанность границ. Комментируемый Закон запрещает совершение сделок с земельными участками, в результате которых могут возникнуть указанные недостатки землепользования.
Законом запрещен также выдел земельного участка в счет земельной доли из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушенных земель, если размер такого участка окажется меньше минимального размера, установленного законодательством субъекта РФ для земельного участка из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель.
Перечисленные положения Федерального Закона чрезвычайно важны для недопущения формирования земельных участков, использование которых невозможно в сельском хозяйстве с технологической точки зрения. Опыт зарубежных стран показывает, насколько велики затраты и усилия, направленные на консолидацию земель при несоблюдении таких требований.
Последним абзацем пункта 1 статьи 4 Федерального Закона установлено исключение из общего правила. В соответствии с указанным абзацем требования о минимальных размерах не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыболовство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, определенные региональными законами.
Ограничение максимальной площади земельных участков, которые могут находиться в собственности одного лица, статьей 4 Федерального закона прямо не предусмотрено. Анализ мирового опыта позволяет сделать вывод, что ограничения максимальных размеров земельных участков вводятся, в основном, в странах, где сложился острый дефицит сельскохозяйственных земель при достаточно высоком спросе на них на рынке земли и иной недвижимости. В то же время, исходя из соображений необходимости формировать конкурентную среду в сфере сельскохозяйственного производства, в пункте 2 статьи 4 настоящего Закона субъектам Российской Федерации законодателем предоставлено право устанавливать максимальный размер общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного административно-территориального образования субъекта Российской Федерации и могут находиться одновременно в собственности граждан и юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 4 комментируемого Федерального закона.
Важно также то, что прежняя редакция Закона содержала термин «близкие родственники», не расшифровывая каких лиц следует относить к данной категории. Теперь в Законе дано определение этого термина по аналогии с Семейным кодексом РФ. К близким родственникам отнесены родители, дети, братья, сестры, дедушка, бабушка и внуки.
При этом закрепленные Федеральным Законом пределы, в которых субъект Российской Федерации вправе вводить ограничения определены так, чтобы стимулировать формирование и развитие крупных сельскохозяйственных организаций. Субъект Российской Федерации своим законом не вправе устанавливать минимальный предел максимальной площади сельскохозяйственных угодий, которые могут быть в собственности одного лица ниже 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий в границах одного административно-территориального образования.
Следует также иметь в виду, что в соответствии со статей 191 Закона в случае, если на день вступления в силу данного Федерального закона субъектом Российской Федерации не принят региональный закон, устанавливающий минимальные размеры земельных участков, предусмотренные пунктом 1 статьи 4 Закона, такие минимальные размеры приравниваются к минимальным размерам, устанавливаемым в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса РФ, для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. Что касается максимального размера, то впредь до принятия регионального закона этот размер устанавливается равным 10 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий в границах одного административно-территориального образования.

Сколько нужно земли для начинающего ЛПХ (для КРС)?

Главное меню

  • Форум
    • Вакансии и резюме
    • Сотрудничество и партнёрство
    • ЛПХ форум
    • Поддержка фермеров форум
    • Налоги и юридические вопросы
    • Инновации в сельском хозяйстве
    • Школа молодого фермера
    • Фото с ферм
    • Тракторы и мини-тракторы
    • Культиваторы и мотоблоки
    • С/х техника и оборудование
    • Малая энергетика для села
    • Ветеринария форум
    • Животноводство форум
    • Птицеводство форум
    • Пчеловодство форум
    • Рыбоводство форум
    • Выращивание грибов форум
    • Сад и огород, полеводство и земледелие
    • Теплицы и парники форум
    • Знакомства для фермеров
    • Переезд в деревню, рассказы о деревне
    • Строительство форум
    • Ландшафтный дизайн
    • Натуральная пища и рецепты
    • Здоровье и красота
    • Юмор в сельском хозяйстве
  • Статьи
    • Законы и постановления
    • Подворье
      • Секреты
      • Корма
      • Животноводство
      • Козоводство
      • Коневодство
      • Кролиководство
      • Крупный рогатый скот
      • Овцеводство
      • Свиноводство
      • Звероводство
      • Птицеводство
      • Гуси
      • Индейка
      • Куры
      • Перепёлки
      • Утки
      • Видео с подворья
    • Пчёлы
      • Породы пчёл
      • Начинающим пчеловодам
      • Разведение и содержание пчёл
      • Медоносная база и опыление
      • Инвентарь и оборудование пчеловода
      • Болезни и вредители пчёл
      • Акарапидоз
      • Варрооз
      • Анатомия пчёл
    • Техника
      • Самодельная техника
      • Покупка б/у трактора
      • Тракторы
      • Мотокультиваторы и мотоблоки
      • Доильные установки
      • Оборудование для охлаждения молока
      • Комбайн зерноуборочный
      • Комбайн картофелеуборочный
      • Культиваторы
      • Лущильники
      • Сеялки
      • Плуги
      • Мелиоративные машины
      • Навозоуборочное оборудование
      • Уборочные машины
    • Ветеринария
      • Правила работы с животными
      • Ветеринарные препараты
      • Анатомия и физиология
      • Диагностика болезней животных
      • Болезни молодняка
      • Инвазионные болезни
      • Инфекционные болезни
      • Незаразные болезни
      • Отравления
      • Хирургия
      • Осеменение, гинекология
      • Гигиена кормления и поения
      • Дезинфекция
      • Ветеринарные требования при перевозке
      • Зоогигиенические требования к помещениям
      • Санитарные требования
      • Правила убоя скота
      • Гормоны
    • Огород
      • Рассада и семена
      • Грибы
      • Овощеводство
      • Теплицы и парники
      • Удобрения
    • Сад
      • Груша
      • Ирга
      • Карликовые яблони
      • Клубника
      • Облепиха
      • Сорта деревьев и кустарников
      • Яблони
      • Цветоводство
    • Рыбоводство
      • Общие вопросы рыбоводства
      • Болезни и враги рыбы
      • Карповые рыбы
      • Хищные рыбы
      • Лососевые и осетровые рыбы
      • Рыболовство
    • Усадьба
      • Домашние животные
      • Здоровье
      • Кулинарные рецепты
      • Натуральные продукты
      • Постройки и помещения на ферме
      • Умелые руки
  • Рынок
    • С/х животные и оборудование для них
    • Козы
    • КРС
    • Кролики
    • Овцы
    • Лошади
    • Свиньи
    • Звери
    • Оборудование для животноводства
    • Молочное оборудование
    • Средства гигиены и дезинфекции для с/х
    • Ветеринарные препараты, лекарственные средства
    • С/х птица
    • Куры
    • Индюки
  • Новости
  • Видео
  • Выставки
  • Блоги
  • Партнёрство
  • Знакомства
  • КФХ, ЛПХ и фирмы
  • Работа

При формировании земли для ЛПХ, КФХ и С/Х обязательно учитывать предельные размеры участков. Такие размеры определяются или законом субъекта или распоряжением местной администрации. Несоблюдение установленных размеров участков повлечет невозможность постановки на кадастровый учет земли.

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Законодательство о размерах

Каждый вновь образуемый участок земли, независимо от установленного вида целевого использования, обладает определенными параметрами, размеры которых обязаны соответствовать нормам, закрепленным законодательством.

Площадь образуемого участка земли, предусматривающего ведение личного подсобного (ЛПХ), крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) или сельскохозяйственного производства (С/Х) не должна превышать или быть меньше допустимой площади.

Определенные в законодательстве предельные размеры позволяют не только избежать дробления земли на мелкие участки, но и помогут не допустить скопления большого количества гектаров земли в руках одного землевладельца.

Предельные максимальные и минимальные параметры земельных участков, регламентируются Земельным кодексом и Градостроительным кодексом РФ, а также законами субъектов и нормативными актами местных органов самоуправления.

Градостроительный кодекс предусматривает установление предельных параметров в регламентах (градостроительных), включающих в себя правила землепользования соответствующей территории и ее застройки (ПЗЗ).

Предельные размеры участков земли, по которым такие регламенты не установлены, регулируются законодательством на уровне субъекта или местного самоуправления в зависимости от вида целевого использования участка.

Узнать предельные размеры, допускаемые при формировании земельного участка, можно на официальном сайте местной администрации в разделе «Градостроительная документация» (такие нормативные акты, как генеральные планы и ПЗЗ, должны быть общедоступны).

Как определить стоимость оценки квартиры для ипотеки?

Как выделить долю из общей собственности, вы узнаете в нашей тематической статье.

Как взять необходимую вам выписку из домовой книги, вы можете узнать в материале по .

Предельные размеры для ЛПХ, КФХ и с/х

Минимальные параметры

Не допускается формирование участка земли с меньшим размером площади, чем предусмотрено законодательством в качестве предельно-минимального.

Федеральный закон от 07.07.2003 года № 112 “О личном подсобном хозяйстве” определяет, что минимальные размеры участков для такого использования устанавливаются распоряжением местных органов самоуправления.

Федеральный закон от 11.06.2003 года № 74 “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, как и Федеральный закон от 24.07.2002 года № 101 “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” предусматривает установление минимальных предельных размеров участков для сельскохозяйственного производства и ведения фермерского законодательством соответствующего субъекта.

Таблица 1. Минимальные площади участков

Города Для ЛПХ, га Для КФХ, га Для С/Х, га
Москва 0,02 2 2
Санкт-Петербург 0,06 1 0,02
Ростов-на Дону 0,08 1 В соответствии с проектной документацией
Пятигорск 0,06 30 30
Нижний Новгород 0,03 2,5 Не менее размера одной земельной доли
Екатеринбург 0,1 1 га на каждого члена КФХ 0,1
Новосибирск 0,04 0,5 200
Хабаровск 0,1 3 1

Максимальные параметры

Формирование земельного участка для ЛПХ, КФХ или с/х площадью больше той, что установлена как предельная максимальная, не допускается.

Максимально-возможные параметры земельных участков также, как и минимальные, предусматриваются законодательством субъекта для крестьянского хозяйства и сельскохозяйственного производства, а для подсобного хозяйства – нормативным правовым актом местного самоуправления.

Таблица 2. Максимальные площади участков

Города Для ЛПХ, га Для КФХ, га Для С/Х, га
Москва 0,25 40 Не более 25% от площади с/х земель
Санкт-Петербург 0,25 1 Не более 10 % от площади с/х земель
Ростов-на Дону 1 50 Не более 20 % от площади с/х земель
Пятигорск 0,15 50 Не более 10% от площади с/х земель
Нижний Новгород 0,2 50 Не более 50 % от площади с/х земель
Екатеринбург 0,25 50 Не более 10 % от площади с/х земель
Новосибирск 0,15 25 Не более 10 % от площади с/х земель
Хабаровск 0,2 300 Не более 10 % от площади с/х земель

При формировании участка для ведения подсобного или фермерского хозяйства, а также для сельскохозяйственного производства, обязательно соблюдение предельных размеров, разрешенных действующим законодательством.

Те участки земли, которые уже образованы, поставлены на кадастровый учет и имеют правообладателя, не требуется «подгонять» к требуемым параметрам.

Установление тех или иных предельных нормативов, применяемых к размерам земельных участков, в первую очередь зависит от наличия достаточного количества свободных земель в соответствующем регионе, а также от востребованности использования земли в сельскохозяйственных и личных подсобных целях.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

3.3 Установление площади землепользования крестьянского (фермерского) хозяйства

Площадь землепользования крестьянского (фермерского) хозяйства зависит от следующих факторов:

специализации хозяйства (состава и размера отраслей);

качества земель (балл оценки);

числа трудоспособных и пенсионеров;

наличия основных фондов;

удаленности от мест реализации сельскохозяйственной продукции;

рыночной конъюнктуры;

возможности получения земель в собственность и аренду.

Земельный участок, выделяемый для организации крестьянского хозяйства, передается ему местной администрацией в собственность, бесплатно или в долгосрочную (краткосрочную) аренду с правом последующего выкупа или без него.

Бесплатной передаче для организации крестьянского хозяйства подлежит земельный участок с площадью сельскохозяйственных угодий в пределах среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан, продифференцированной в зависимости от среднего качества земли реформируемого сельскохозяйственного предприятия, умноженной на число членов крестьянского хозяйства, имеющих права на получение земельной доли. Для этого, прежде всего, производится расчет дифференциального среднего размера земельной доли в хозяйстве с учетом среднего качества сельскохозяйственных угодий (табл.3.1).

Затем определяется средний расчетный размер земельной доли и установление ее фактического размера в хозяйстве (табл.3.2).

Перечень лиц, имеющих право на получение земельной доли, определяется решением общего собрания коллектива. В этот перечень в обязательном порядке включаются постоянные работники хозяйства, пенсионеры, ранее работавшие в хозяйстве и продолжающие проживать в сельской местности. Кроме этого, в данный перечень могут быть включены работники социальной сферы, работающие и проживающие на территории хозяйства.

На основании фактически установленного в хозяйстве размера земельной доли и количества лиц, имеющих право на его получение, определяются общие площади сельскохозяйственных угодий, подлежащих передаче в собственность бесплатно.

После бесплатной передачи земель в собственность, остальные земельные участки включаются в фонд перераспределения земель.

Преимущественные права приобретения земель из фонда перераспределения в собственность за плату или получение их в аренду предоставляются гражданам, ранее использовавшим земельные участки на правах аренды, членам трудовых коллективов, выходящим из сельскохозяйственных предприятий с целью создания крестьянских хозяйств, другим работникам реорганизуемых хозяйств, объединяющимся во вновь создаваемые товарищества, кооперативы, акционерные общества.

Таблица 3.1

Расчет дифференциального с учетом качества сельскохозяйственных угодий среднего размера земельной доли в хозяйстве

№ п. п.

Показатели

Единицы измерения

Значение показателей

Среднерайонная норма бесплатной передачи с. — х. угодий в собственность граждан

га

11,2

Средний показатель оценки качества с. — х. угодий по району

балл

Количество балло-гектаров в среднерайонной норме

балло-га

246,4

Средний показатель качества с. — х. угодий в хозяйстве

балл

24,0

Дифференцированный, с учетом качества с. — х.

угодий, средний размер земельной доли в хозяйстве

га

8,96

Количество баллогектаров в среднем по району получают путём перемножения среднерайонной нормы бесплатной передачи с. — х. угодий в га на средний показатель качества с. — х. угодий по району в баллах. Затем, количество баллогектаров делят на средний показатель качества с. — х. угодий в баллах и получают, таким образом, средний размер земельной доли в хозяйстве с учётом качества с. — х. угодий. В данном случае дифференцированный средний размер земельной доли меньше, чем среднерайонная норма передачи земель.

Таблица 3.2

Определение среднего расчетного размера земельной доли и установление ее фактического размера в хозяйстве

№ п. п.

Показатели

Единица

измерений

Значение

показателей

Сельскохозяйственные угодья хозяйства на год перераспределения земель

га

Сельскохозяйственные угодья, раннее отобранные и включенные в специальный земельный фонд

га

Сельскохозяйственные угодья, переданные в ведение сельской администрации

га

160,3

Сельскохозяйственные угодья, используемые в качестве сортоиспытательных участков

га

Арендуемые сельскохозяйственные угодья

га

Сельскохозяйственные угодья, подлежащие распределению на паи

га

2807,7

Количество граждан в хозяйстве, имеющих право на получение земельной доли

чел

Средний расчетный размер доли в хозяйстве

га

8,96

Дифференцированный, с учетом качества с. — х. угодий, средний размер земельной доли в хозяйстве

га

8,96

Фактически установленный средний размер земельной доли в хозяйстве

га

8,96

Средний расчетный размер земельной доли в хозяйстве устанавливается путем деления площади сельскохозяйственных угодий хозяйства на численность лиц, имеющих право на его получение. Средний расчётный размер земельной доли в хозяйстве превышает средний дифференциальный, это значит, что фактически его размер в хозяйстве принимается на уровне среднего дифференциального.

Сверх предельного размера земельной площади участка, предоставляемого крестьянскому хозяйству, ему могут передаваться земли на условиях аренды без права выкупа. (табл.3.3)

Реальный размер выделяемого участка земли должен отвечать, с учетом намечаемой специализации, экономическим интересам развития крестьянского хозяйства, обеспечивать полное использование имеющихся трудовых ресурсов, рациональное сочетание основных элементов производства, способствовать ведению хозяйства с наименьшими затратами, наращиванию объемов производства товарной продукции.

Земли, оставшиеся нераспределенными между членами коллектива реформируемого сельскохозяйственного предприятия, остаются в фонде перераспределения и предназначаются для последующей их передачи в пользование (аренду), продажи по нормативной цене или на аукционах другим гражданам и юридическим лицам для создания крестьянских хозяйств, садоводства, огородничества, других целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства (табл.3.3).

Таблица 3.3

Перераспределение площадей сельскохозяйственных угодий хозяйства

№п. п

Показатели

Единица изменения

Значение показателей

Фактически установленный средний размер земельной доли в хозяйстве

га

8,96

Количество лиц в хозяйстве, имеющих право на получение земельной доли

чел.

Площадь с. — х. угодий, подлежащих передачи в собственность бесплатно

га

4462,08

Площадь с. — х. угодий хозяйства, подлежащих перераспределению

га

2807,7

Площадь с. — х. угодий хозяйства, передаваемых в фонд перераспределения

га

1674,98

Площадь с. — х. угодий, передаваемых в собственность за плату или в аренду с правом последующего выкупа в расчете на 1 лицо, имеющее право на бесплатную земельную долю

га

Общая площадь с. — х. угодий, передаваемых в собственность за плату или в долгосрочную аренду с правом последующего выкупа

га

Площадь с. — х. угодий, передаваемых в фонд перераспределения, без площади угодий, вычисленных в п.7.

га

Зная средний размер земельной доли (8,96 га) и общее количество граждан (498 чел.), имеющих право на её получение, находим общую площадь с. — х. угодий (4462,08 га), подлежащих передаче в собственность бесплатно.

Приступая к расчетам структуры и объемов производства в крестьянском хозяйстве, площади его землепользования, следует иметь в виду, что ни один из названных выше факторов практически не является фиксированным. Это связано с тем, что Земельным кодексом и Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусмотрено следующее:

в случаях производственной необходимости крестьянское хозяйство имеет право использовать наемный труд;

кроме полученного безвозмездно в собственность в пределах установленных норм земельной участка крестьянское хозяйство может дополнительно получить землю за плату, в аренду или во временное пользование;

материально-денежные ресурсы, кроме собственных средств, могут включать долю стоимости производственных фондов, приходящихся на одного работника при выходе его из реформируемого сельскохозяйственного предприятия, а также банковские кредиты или помощь спонсоров.

Поэтому, какая бы последовательность расчетов ни была бы принята, сбалансировать в целостную систему все факторы производства в крестьянском хозяйстве можно путем постепенного и повторного уточнения расчетов.

В данном курсовом проекте в качестве фиксированного фактора производства принят годовой фонд рабочего времени членов крестьянского хозяйства (трудоспособных и пенсионеров).

Исходя из этого, постановка задачи выглядит следующим образом: при заданной специализации требуется установить такие размеры землепользования крестьянского хозяйства, которые бы обеспечивали полное использование имеющейся у него рабочей силы без привлечения наемных рабочих.

Расчет объемов производства сельскохозяйственной продукции, затрат труда и площади землепользования крестьянского хозяйства производится в таблице 3.4.

Таблица 3.4

Установление объемов производства сельскохозяйственной продукции и площади землепользования крестьянского хозяйства

Виды сельскохозяйственной продукции

Объемы производства с. — х. продукции, ц

Урожайность с. — х. культур, ц/га

Нормативы затрат кормов на производство 1 ц продукции животноводства, ц. к. ед.

Общие затраты кормов на производство продукции животноводства, ц. к. ед.

Средняя

продуктивность 1 га с. — х. угодий, ц. к. ед.

Расчетные площади с. — х. угодий, га

Нормативы затрат труда на производство 1 ц с. — х. продукции, чел. — час.

Общие затраты труда на производство с. — х. продукции чел. — час.

Растениеводство

зерно

17,4

9,8

0,80

136,8

картофель

213,7

9,4

3,1

Итого:

19,2

6336,8

Животноводство

Откорм свиней

6,2

37,2

3,4

молоко

1,2

531,6

48,3

3543,2

Итого:

51,7

3663,2

Всего по крестьянскому хозяйству

70,9

Из общей расчетной площади 70,9 га с. — х. угодий: 44,8 га получено в собственность 26,1 га намечается получить в аренду.

Установление объёмов производства сельскохозяйственной продукции и площади землепользования крестьянского хозяйства производится путём нахождения затрат труда на дополнительные отрасли хозяйства с последующим вычетом их из общих затрат труда всей фермерской семьи; с помощью полученных затрат труда находят объёмы производства основной отрасли хозяйства, растениеводства. По вычисленным объёмам производства находятся расчётные площади сельскохозяйственных угодий.

Затем, исходя из фактически установленного размера земельной доли и количества лиц в крестьянском хозяйстве, имеющих право на его получение, определяются площади сельскохозяйственных угодий, которые будут получены в собственность. Площадь арендуемых сельскохозяйственных угодий рассчитывается как разность между расчетной площадью землепользования крестьянского хозяйства и площадью с. — х. угодий, которая будет получена в собственность.

После всех расчётов получаем следующие данные: посевы зерновых займут 9,8 га пашни, картофель будет занимать — 9,4 га пашни, свиньи займут территорию 3,4 га, а коровы 48,3 га.

Предлагается сократить до двух лет срок неиспользования собственником сельскохозяйственных земель, после которого их можно изъять

С соответствующим законопроектом о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ в Госдуму обратились депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики. В частности, предлагается1 первое предложение ст. 284 ГК РФ изложить в новой редакции и предусмотреть разграничение сроков, в течение которых собственниками не используются земельные участки, в целях дальнейшего изъятия их государством: относительно участка, предназначенного для ведения сельского хозяйства – если он не используется по целевому назначению в течение двух лет, и участка, предназначенного для жилищного или иного строительства – в течение трех лет. Сегодня земельные участки обеих категорий могут изъять у собственников при их неиспользовании по целевому назначению в течение трех лет. Норму о возможности определения законом более длительного срока неиспользования изменять не планируется.

Также напомним, что действующая ст. 284 ГК РФ не включает в период неиспользования указанных земель время, необходимое для освоения участка, за исключением земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», и время, в течение которого участок не мог быть использован из-за стихийных бедствий или иных обстоятельств.

Кроме того, ввиду предлагаемой инициативы, авторами планируется внесение соответствующих изменений по сроку неиспользования сельскохозяйственных земель в ст. 45 Земельного кодекса РФ и ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Законопроект2 сегодня внесен на рассмотрение нижней палаты парламента.

Учитывая ценность земель сельскохозяйственного назначения для производства в сельском, а также лесном хозяйстве, предлагаемые изменения, по мнению авторов законопроекта, будут способствовать повышению эффективного использования указанной категории земель в хозяйственном обороте.

1 С текстом законопроекта № 883497-7 «О внесении изменения в статью 284 Гражданского кодекса Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 С текстом законопроекта № 883663-7 «О внесении изменений в статью 45 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Предельные размеры и нормы предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

ПРЕДЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ И НОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

В.П. Пашков, к.э.н., ст. науч. сотр. Института аграрных проблем РАН

1. Предельные размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения — это их минимальные и максимальные размеры по площади, устанавливаемые законодательством о землеустройстве. В свою очередь, и минимальные, и максимальные размеры могут быть и низкими, и высокими. Мировой опыт говорит, что чаще всего устанавливаются минимальные размеры площадей земли, ниже которых нельзя формировать самостоятельные земельные участки. Этого требуют научно-технический прогресс и, как следствие, более прогрессивное землеустройство. Максимальные размеры площадей земельных участков, как правило, не устанавливаются, поскольку это противоречит требованиям научно-технического прогресса, особенно современного.

В РФ в Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» содержится специальная статья 4 «Предельные размеры и требования к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения». Закон гласит, что минимальные размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются субъектами РФ в соответствии с законодательством о землеустройстве, т.е. в соответствии с законом РФ о землеустройстве. Этим логически предполагается, что практическое установление минимальных размеров земельных участков в регионах не должно приводить к фрагментации земель, чересполосице, вклиниванию, вкрапливанию, дальноземью, изломанности границ. Это также предполагает исключение возможности формирования земельных участков таких низких размеров и такой конфигурации, которые не позволяют использовать современные высокопроизводительные технологии, большие тракторы или комбайны. Максимальные размеры земельных участков федеральное земельное законодательство РФ не устанавливает.

Однако п. 2 этой же статьи противоречит ее названию, поскольку в нем говорится совершенно о другом, а именно: «Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается законом субъекта Российской Федерации равным не менее чем 10% общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент

предоставления и (или) приобретения таких земельных участков» (п. 2 в редакции Федерального закона от 18.07.2005 г. № 87-ФЗ). В этом пункте закон неожиданно бросает тему регулирования предельных размеров земельных участков в соответствии с технической стороной, т.е. с землеустройством, и переходит к чисто общественной теме регулирования «размера общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий», которые расположены на территории одного административно-территориального образования субъекта РФ и могут находиться в частной собственности граждан и юридических лиц. Закон дает субъектам РФ право устанавливать этот размер в размере не менее чем 10% общей площади «сельскохозяйственных угодий» в границах одного административно-территориального образования.

В данной норме закона, там, где говорится о максимальном размере общей площади, на самом деле речь идет о минимальном. Закон перепутал минимальное с максимальным. Ибо нормативное определение размера «в не менее чем Х единиц» логически означает установление исключительно минимального предела, а нормативное определение размера «в не более чем Х единиц» логически означает установление исключительно максимального предела.

Получается, что ограничения максимальных размеров общей площади земельных участков, которые могут находиться в собственности одного лица в рамках одного административно-территориального образования, в законе не предусмотрены, но предусмотрен беспредел размеров их общей площади. Субъекты РФ вправе устанавливать этот размер в пределах от 10 до 100% всей площади сельхозугодий административно-территориального образования районного уровня. Поэтому, согласно закону, логически допустима, хотя и с малой вероятностью, конкретно-историческая ситуация, когда два лица (гражданские или юридические) смогут иметь в частной собственности до 100% земель районного муниципального образования — у одного лица 10%, у другого 90% площади. Поскольку закон не запрещает, не ограничивает такое приобретение земель как в других районах одной области, так и в других районах всех других областей РФ, постольку допустимо возникновение и ситуации, когда два лица (гражданских или юридических) смогут иметь в частной собственности до 100% сельхозугодий (возможно, даже всех земель сельскохозяйственного назначения)

не только одной области страны, но и нескольких областей, может, даже всей страны.

В настоящее время в РФ имеется 1 868 административно-территориальных муниципальных образований районного уровня. В случае если все субъекты РФ установят единый размер такой общей площади в 10%, тогда собственниками сельхозугодий всей страны могут стать не более 18 680 человек, а точнее, в возможных пределах от 3 736 человек до 18 680 человек. Совершенно ясно, что установленные законом минимальные размеры такой общей площади являются крайне высокими. Они ведут к возникновению невиданных ранее в мире латифундий и узкого слоя латифундистов.

В данной норме закон определил передачу в собственность только сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения, а не всех земель сельскохозяйственного назначения. Закон перепутал, похоже, смешал эти виды земель. В реальной жизни в собственность, в аренду передаются не только первые земли, но и последние. А первые земли входят последние лишь частью (хотя и большей), поэтому размеры площадей последних нельзя определять по размерам площадей первых.

В целом, несмотря на наличие неясностей, путаницы с понятиями, определениями, ясно, кто определяет эти размеры: вопрос о размерах земельной собственности федеральное земельное законодательство передало на региональный уровень. Регионов в России, много и всюду этот вопрос решается по-разному. Поэтому в региональных земельных законах закрепляемые предельные размеры земельных участков должны как-то соотноситься с общей прогрессивной линией развития и в стране, и в мире.

Максимальные и минимальные размеры общей площади земельных участков, которые могут находиться в частной собственности граждан и юридических лиц, в свою очередь, бывают низкими и высокими. Мировой опыт говорит, что чаще всего устанавливаются максимальные размеры в условиях дефицита земель, при высоком спросе на них, в том числе и дефицита земель сельскохозяйственного назначения. Мировой опыт говорит, что предельные размеры площадей земли устанавливаются в отдельных странах не только при передаче в собственность, но и при передаче в аренду. С помощью минимальных и максимальных размеров площадей используемых земель, как высоких, так и низких, регулируются поземельные отношения конкуренции и монополизма.

2. Нормы предоставления земельных участков — логически противоречивое, неясное понятие, введенное в обращение новым Земельным кодексом РФ. П. 1 ст. 33 кодекса определяет их следующим образом. Нормы предоставления земельных участков -это «предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства», которые «устанавливаются законами субъектов Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства нормативными правовыми актами органов местного самоуправления». Это определение было бы правоверным, если бы статья называлась: «Нормы размеров земельных участков», а не «Нормы предоставления земельных участков». В последнем случае логически закон следует понимать так: «Количество земельных участков предоставляемых по нормам». Закон нормы,ы количества участков перепутал с нормами размеров участков.

П. 2 ст. 33 ЗК РФ говорит: «Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются: федеральными законами — из земель, находящихся в федеральной собственности; законами субъектов Российской Федерации — из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления — из земель, находящихся в собственности муниципальных образований».

В этих двух пунктах понятие «предельные (максимальные и минимальные) размеры общих площадей земли» неправомерно отождествляется с иным понятием — «предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков». Получается, что те земельные участки, которые по своей площади не вписываются в предъявленные требования, должны либо навсегда остаться в государственной или муниципальной собственности, либо должны быть изменены по площади: крупные уменьшены, а мелкие как-то увеличены. Это нонсенс. Нормы площади предоставляемой земли сведены к нормам размеров земельных участков. Получается, что «нормой» будет любой раздел земельных участков в указанных размерных пределах.

Подробно о предельных размерах, а также максимальной и минимальной площади земельных участков под ЛПХ

Земельные участки отличаются не только по категории и разрешенному применению, они имеют разные предельные величины, устанавливаемые правовыми актами с учетом градостроительных регламентов.

Максимальный и минимальный размер участков предусмотрен для всех видов разрешенного использования, включая личное подсобное хозяйство.

Если площадь нового либо выделяемого надела не входит в этот диапазон, то право собственности зарегистрировать на него будет невозможно. Возведенные там постройки будут также считаться незаконными.

Отличия установленных предельных величин участков ЛПХ у разных субъектов объясняются разной плотностью населения, соотношением используемых и свободных территорий, направлением развития этих территорий и востребованностью наделов ЛПХ.

Нормы и правила

Понятие предельных величин используется в Градостроительном Кодексе РФ.

Они определяются градостроительными регламентами вместе с другими параметрами разрешенного строительства:

  • максимально разрешенным процентом застройки,
  • необходимыми отступами от границ до строений,
  • разрешенной этажностью и высотой строений.

Установленные предельные величины зависят от ВРИ, например, для наделов ИЖС установленные площади меньше, чем для ЛПХ и КФХ. Для определения этих величин на землях населенных пунктов учитывают не только земельное и градостроительное законодательство, но и Правила застройки и землепользования.

При отсутствии утвержденных ПЗЗ предельные величины определяются местной администрацией в своих правовых актах (п. 4 ст. 4 закона о ЛПХ).

Для наделов, расположенных на федеральных землях, допустимый диапазон площади должен определяться федеральными законами, а для наделов на землях субъекта – региональными законами.

Максимально в собственности или на ином праве гражданина может находиться 0,5 га земель ЛПХ. Эта величина может быть законодательно увеличена на уровне субъекта, но не более чем в 5 раз (п. 5 ст. 4 закона о ЛПХ).

Установленные максимальные величины применяются ко всем земельным участкам, за исключением

  • предоставленных в собственность,
  • аренду
  • или безвозмездное пользование

на основании закона № 119-ФЗ.

Если земельный надел получен в бессрочное пользование, наследуемое пожизненное владение до принятия закона о ЛПХ, либо получен в результате дарения, наследования, купли-продажи, то установленные пределы разрешенной площади на него не распространяются.

На такие участки можно зарегистрировать право собственности.

В некоторых регионах при оформлении в собственность участка с площадью, превышающей разрешенный максимум, требуется выкуп «лишних» соток.

Предельные величины

Если у гражданина России возникло желание заниматься ЛПХ, то он имеет право обратиться в уполномоченный орган администрации с заявлением о выделении ему соответствующего участка.

Земельные наделы с использованием ЛПХ бывают 2 видов:

  • Полевые – находятся на сельскохозяйственных угодьях за чертой населенного пункта. Предназначены только для производства товаров сельского хозяйства.
  • Приусадебные – расположены в границах населенного пункта. Помимо сельскохозяйственного применения, на них разрешено возводить вспомогательные помещения, жилые дома, здания бытового назначения с соблюдением санитарных, строительных, пожарных норм.

При предоставлении бесплатного участка из земель, находящихся в собственности государства либо муниципалитета, обязательно соблюдаются нормативы, утвержденные для конкретной территории. В случае платного приобретения надела диапазон разрешенной площади устанавливается в ПЗЗ.

Если правила застройки для вашей местности не определены, то максимальный и минимальный размер участков под ЛПХ будут установлены нормативным актом уполномоченного органа местного самоуправления.

В зависимости от плодородности почвы, наличия свободных земель и других факторов разные регионы определяют свой минимум и максимум для наделов ЛПХ.

Единого реестра, где прописаны разрешенные диапазоны площади, не существует. Чтобы найти необходимые данные нужно изучить нормативный акт местной администрации, в котором установлены предельные величины. Как правило, это решение совета депутатов муниципалитета либо закон.

Минимальная площадь земельного надела

Средней минимальной величиной по регионам России принято считать 10 соток.

Однако, в некоторых регионах эта величина может быть даже 2 сотки, что является малорациональным, так как не позволяет полноценно заниматься ЛПХ.

Руководствоваться установленным минимум необходимо и при разделе земельного надела, находящегося в собственности.

Введение ограничений площади на законодательном уровне позволило предотвратить бесконтрольное деление наделов, в результате которого могли бы образоваться непригодные для рационального использования микроучастки либо макроучастки.

В таблице приведем некоторые установленные минимумы площади земельных участков для некоторых регионов России:

Наименование района/региона Размер, га
Красноармейский район Краснодарского края 0,05 (приусадебный) при бесплатном выделении / 0,05 (приусадебный) для покупки
Самарская область
Щелковский район Московской области 0,04 (приусадебный) / 0,1 (полевой)
Гатчинский район Ленинградской области 0,1
Тульская область
Одинцовский район Московской области 0,06
Челябинская область 0,02
Калужская область 0,05

В столице определение разрешенного диапазона площадей должно устанавливаться городской Думой, но соответствующий документ еще не принят.

Максимальная

Установление максимального размера необходимо вследствие ограниченного количества земельных наделов ЛПХ, которые могут предоставляться гражданам безвозмездно.

Средней максимальный величиной по регионам считают 50 соток (0,5 га).

В таблице приведем некоторые установленные максимумы по площади земельного участка для ЛПХ по регионам РФ:

Наименование района/региона Размер, га
Красноармейский район Краснодарского края 0,15 (приусадебный) при бесплатном выделении / 0,50 (приусадебный) для покупки
Самарская область 0,5
Щелковский район Московской области 0,5 га (приусадебный) / 1,0 га (полевой)
Гатчинский район Ленинградской области 0,25
Тульская область (в границах НП) 0,15
Одинцовский район Московской области 0,25
Челябинская область 0,2
Калужская область 0,5

Строительство на земле для ведения личного подсобного хозяйства

Перед возведением построек на своем наделе рекомендуется распланировать их расположение и размер с учетом

  • строительных,
  • санитарных,
  • пожарных

норм.

Габариты жилого дома, планируемого к постройке на наделе для ведения ЛПХ, определяются с учетом доступной площади надела и необходимых ограничений и отступов.

Обязательно учитывают следующие правила:

  • Для всех индивидуальных жилых строений обязательно соблюдение требований: высота не более 3 этажей, площадь менее 1500 м. кв.
  • На наделе площадью менее 12 соток разрешено возводить только один жилой дом. Дополнительно допускается наличие вспомогательных, хозяйственных построек, бани, гаража.
  • Удаленность жилого объекта от «красной линии» более чем на 5 м при расположении надела возле дороги, более чем на 3 м – при расположении вдоль проезда. Передний забор устанавливается по красной линии.
  • Противопожарные требования определяют необходимый разрыв между объектами. Максимальный 15 метров определяется для деревянных строений, минимальный 6 метров – для каменных.
  • В соответствии с требованиями санитарных служб удаленность жилого объекта от забора соседей должна составлять не менее 3 м, для хозяйственных построек нужно выдержать 1 м, птичники удаляются на 4 м. Самое большое удаление определено для бань, саун, оно составляет 8 м.

Соблюдение строительных, санитарных требований обязательно для приусадебных наделов. Собственники полевых участков могут нестрого придерживаться их.

Установление предельных величин площадей земельных наделов, выделяемых гражданам, позволило обеспечить более рациональное их использование.

Параметры определяются для наделов с любым ВРИ нормативными актами уполномоченного органа местного самоуправления. Их величина в разных регионах отличается. Получить информацию об установленных пределах можно в местной администрации.

>Назначение, размеры и оформление участка ЛПХ

Определение и назначение участка ЛПХ

Участок ЛПХ (личные подсобные хозяйства) представляет собой участок земли, документально установленное назначение которого — использование для целей ведения ЛПХ владельцем земли и его родственниками. Четкого определения участка ЛПХ законодательство РФ не даёт.

Для отнесения деятельности к категории ЛПХ должны соблюдаться следующие условия:

  • деятельность не является предпринимательской, то есть не подразумевает получение прибыли. Некоммерческий характер работы освобождает от необходимости уплаты налога и ведения бухгалтерско отчетности;
  • продукция производится для собственного потребления, при этом излишки могут быть реализованы независимо от объема;
  • в документах на землю есть соответствующая отметка об использовании для ведения личного подобного хозяйства;
  • не используется труд наёмных рабочих. Все необходимые работы производятся силами собственника и членами его семьи.

В нашей стране в общем порядке применяется классификация земельных участков на две категории:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов.

Участок ЛПХ может быть отнесен к обеим категориям, поскольку допускается расположение, как в черте населенного пункта, так и за его пределами. В зависимости от категории существуют следующие особенности:

  1. В границах населенного пункта участок носит название приусадебного. Поскольку участок относится к землям населенных пунктов, на нем может быть построен жилой дом и хозяйственные постройки любого вида. Регистрация по данному месту жительства также возможна. Разрешено выращивание сельскохозяйственных культур, разведение мелкого скота и птицы. Приобретение участка ЛПХ на территории населенного пункта удобно для желающих вести хозяйство и постоянно проживать в специально построенном доме.
  2. За пределами населенного пункта участок именуют полевым. Постройка на нем не разрешена, кроме возведения временных конструкций, необходимых для ведения хозяйства. Временный характер строения подразумевает отсутствие фундамента. Разрешено ведению любой сельскохозяйственной деятельности, включая разведение крупного рогатого скота и размещение пасеки.

Вопросы, связанные с участком ЛПХ, регламентируются Федеральным законом от 07.07.2003 N 112-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О личном подсобном хозяйстве», а также Земельным и Гражданским кодексами РФ.

Минимальный и максимальный размеры участка

Минимальный размер участка определяется местными властями, например, для Московской области это 0,06 га или 6 соток. Максимальный размер участка под ЛПХ составляет 0,5 га, но может быть увеличен по решению местных властей. Предельный размер надела — 2,5 га. Площадь, предоставляемая государством гражданам для ведения хозяйства, зависит от общей площади сельскохозяйственных земель в регионе и степени их востребованности у населения.

ЛПХ часто используется для начала сельскохозяйственной деятельности, поскольку реализация излишков продукции в любом объёме не запрещена. В этом контексте размер участка имеет значение, т.к. указанной площади недостаточно для крупномасштабной деятельности.

Оформление ЛПХ. Отличия от ИЖС

Для самостоятельного ведения личного хозяйства дополнительная регистрация не требуется. Владелец имеет право начать деятельность с момента государственной регистрации прав на надел. Прекращение деятельности также происходит автоматически при утрате имущественных прав в отношении земельного надела. Данная информация указана в ст. 3 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве»

Регистрация ЛПХ целесообразна, если собственник намерен получить помощь от государства в виде субсидий. Субсидии актуальны только для участков, находящихся на землях сельскохозяйственного назначения. Для этого стоит обратиться в орган местного самоуправления, в котором для ЛПХ будет заведена похозяйственная книга. Постановка на учёт требует два вида документов: паспорт владельца участка (паспорта членов его семьи) и документ, подтверждающий право собственности на участок. Со слов хозяина участка в книге фиксируются следующие данные:

  • площадь земли, занимаемая посадками сельскохозяйственных культур;
  • количество сельскохозяйственных животных и птиц;
  • информация о лицах, участвующих в ведении хозяйства;
  • наличие сельхозтехники и транспортных средств.

После первичной регистрации сведения обновляются с периодичностью 1 раз в год, или чаще, если существует такая необходимость. Субсидии предоставляются по следующим направлениям:

  • обновление автопарка;
  • разведение крупного рогатого скота;
  • закупка лекарственных препаратов для животных;
  • ГСМ;
  • Пополнение запасов удобрений.

Для реализации излишков сельскохозяйственной продукции потребуется справка, которая выдается местной администрацией. Должен быть обозначен статус владельца ЛПХ и подтверждено соответствие продукции санитарным и иным нормам. При реализации продукции личного хозяйства не требуется кассовый аппарат, поскольку нет ответственности перед налоговыми органами.

Участок ЛПХ является одним из распространенных вариантов использования земель. Также популярность получил участок ИСЖ, который используется для строительства жилого дома этажностью до 3 этажей, проживать в котором будет одна семья. Оба участка не могут быть использованы в коммерческих целях.

Различия участков ЛПХ и ИЖС проявляются в нюансах:

  • на участке ЛПХ возможен любой вид сельского хозяйства, в случае с ИЖС возможно только растениеводство;
  • различается налог на землю. В рамках одного населенного пункта для обоих вариантов сумма налога может быть одинаковой, однако, полевой участок за пределами города обойдется дешевле;
  • строительство дома на земле для ИЖС является обязанностью владельца. При этом постройка жилья на приусадебном участке возможна, а на полевом — запрещена (кроме временных построек);

Для выбора участка необходимо определиться с целью использования земли. Желание заниматься сельским хозяйством требует участка ЛПХ. Кроме того, затраты на содержание ИЖС в плане коммуникаций значительно выше.

Строительство на участке ЛПХ

Строительство дома на участке ЛПХ возможно, если он расположен в черте населенного пункта. Для этого потребуется специальное разрешение, необходимость которого указана в ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ. Для получения разрешения обращаются в администрацию субъекта с пакетом документов:

  • заявление в установленной форме;
  • документ, подтверждающий право собственности на земельный участок;
  • градостроительный план участка. Эта бумага выдаётся администрацией бесплатно в течение 30 дней после обращения.
  • схема планировочной организации. Она изготавливается собственником или застройщиком самостоятельно. В большинстве случаев для этого используется градостроительный план, на котором ручкой отмечается будущая постройка.

При строительстве на участке ИЖС схема планировочной организации должна выполняться специально аккредитованной организацией. В отношении земли для личного подсобного хозяйства такого ограничения не установлено.

Разрешение на строительство дома выдается в течение 10 дней после обращения. Юридическую силу этот документ имеет в течение 10 лет. Поскольку он привязан к участку, смена владельца не требует получения дополнительного разрешения.

При строительстве дома должны соблюдаться нормы пожарной, санитарно-гигиенической и иной безопасности. Отдавая предпочтение участку ЛПХ для строительства, стоит учитывать наличие функциональных систем коммуникаций (электросетей, систем водоснабжения и водоотведения, газопровода). Местные власти не несут ответственности за создание коммуникаций, как в случае с ИЖС. Администрация также не обязана гарантировать наличие в непосредственном доступе больниц, школ, детских садов, магазинов и остановок общественного транспорта. Такие гарантии получают только собственники участков ИЖС. Собственник ЛПХ должен быть готов к самостоятельному созданию сетей на личные средства, что увеличивает стоимость участка.

Постройка не может быть выше 3 этажей, но допускается пристройка 4 этажа в виде мансарды. Общая площадь жилья не должна превышать 1 500 000 метров квадратных.

Когда строительство будет закончено, потребуется обращение в службу БТИ для изготовления технического плана постройки с последующей постановкой на учёт в органах Кадастра.

Регистрация адреса возможна в доме, пригодном для круглогодичного проживания и отвечающем заданным требованиям, что гарантируется актом ввода в эксплуатацию. Акт выдается специально сформированной комиссией. При соблюдении всех условий можно оформить прописку для собственника и членов его семьи.

До 2018 г. продлена программа «Дачная амнистия», в рамках которой для регистрации права собственности на дом требуется только подтверждение прав на участок ЛПХ.

Продажа и аренда

Покупка и продажа земли личного подсобного хозяйства носит общий характер, если сделка заключается с частным лицом. При покупке земли у муниципалитета, будущий собственник должен самостоятельно выбрать участок. Информацию об имеющихся вариантах можно получить, изучив кадастровую карту на сайте Росреестра. Получение сведений не требует оплаты. Далее следует обратиться в администрацию для выделения земли. После постановки участка на учет в органах кадастра, происходит регистрация имущественных прав владельца.

Договор аренды также заключается с физическим лицом или местной администрацией. В общем порядке земли ЛПХ сдаются в аренду в форме земельного пая (или нескольких). Перед заключением договора потребуется проведение процедуры межевания, которая позволит выделить на местности конкретные земельные площади. В данном случае возможно составление одного договора для аренды земли у нескольких собственников.

При обращении в администрацию субъекта также заключается договор на выбранный срок. В перспективе возможен выкуп земли, если на ней будет построен жилой дом.

Аренда земли для ЛПХ подразумевает целевое использование площадей, что обязательно прописывается в документе.

Преимущества и недостатки ЛПХ

У ЛПХ выделяют преимущества:

  • отсутствует необходимость регистрации для ведения хозяйственной деятельности;
  • не требуется постановка на учет в налоговых органах;
  • возможность получить помощь от государства;
  • разрешено строительство жилого дома на приусадебном участке.

При этом есть и недостатки:

  • достаточно высокий налог;
  • нельзя использовать участок больше установленной площади;
  • целевое назначение земли удобно не для всех видов деятельности;
  • объём финансовой помощи от государства меньше, чем для фермерских хозяйств.

Гражданский Кодекс РФ подразумевает условия отчуждения земли. Согласно ст. 284 надел может изыматься у владельца, если не используется по назначению в течение 3 лет. Ст. 285 дополняет предыдущую условием изменения качественных характеристик земли и ухудшением экологической обстановки. Надел также может быть уменьшен, если площадь превышает максимально допустимый размер участка земли.

Перед приобретением земли для личного подсобного хозяйства стоит определиться с целью использования и выбрать между приусадебным и полевым участком. Постройка и регистрация жилого дома сопряжена с некоторыми трудностями, избежать которых возможно, грамотно подготовив документы. При возникновении вопросов лучше проконсультироваться со специалистом.

Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *