О реновации жилищного фонда в российской федерации

Законопроект подробно регулирует весь комплекс отношений, возникающих в процессе реновации.

Законопроект № 825313-7 «О реновации жилищного фонда в Российской Федерации» внесен на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации 29.10.2019 г.

Субъект права законодательной инициативы: Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.

Предлагается принятие Федерального закона «О реновации жилищного фонда в Российской Федерации», поскольку в настоящее время существуют проблемы обновления жилищного фонда в России, так как до сих пор продолжается эксплуатация многоквартирных домов 1957-1975 гг. постройки. Данные строения были рассчитаны на срок, не превышающий 50 лет, который близится к истечению либо уже истек. Состояние домов неудовлетворительное или и вовсе аварийное, а условия проживания далеки от комфортных.

Решение проблемы возможно с помощью реновации жилищного фонда, по мнению авторов законопроекта. В частности, она предлагает реконструкцию или снос устаревших в техническом отношении домов с предоставлением проживающим в них гражданам равнозначных жилых помещений или равноценного возмещения. При этом улучшаются жилищные условия нуждающимся в этом лицам, а освободившаяся территория используется для современного жилищного строительства или в иных общественно полезных целях.

В пояснительной записке приводится пример опыта проведения реновации в Москве и отмечается, что его нельзя полностью применить в других субъектах ввиду ограниченного финансирования и отсутствия законодательной базы.

В связи с этим проведение реновации на территории всей страны нуждается в создании законодательства в этой области на федеральном уровне. Авторами разработан механизм реализации реновации, приемлемый для всех субъектов Российской Федерации.

Особенности законопроекта заключаются в следующем:

Возможность законодательного регулирования реновации на уровне каждого субъекта Российской Федерации.

Вводится и подробно регулируется институт проекта реновации, определяются его типы, виды и формы реализации.

Прописаны возможности финансирования реновации за счет средств иных, помимо бюджета, источников, в то время как концепция реновации в Москве исходит из финансирования реновации за счет бюджета, что и делает эту концепцию неприемлемой для всех остальных субъектов Российской Федерации.

Вводится такой субъект, как инвестор проекта реновации. Идет речь о применении законодательства о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Законопроект предусматривает возможность осуществления реновации в отношении не только отдельного многоквартирного дома, но и элемента планировочной структуры (квартала, района, микрорайона). Аналогичные положения отсутствуют в законодательстве, принятом для реновации в Москве.

Это необходимо, поскольку градостроительная деятельность предполагает именно комплексный подход к реновации и влечет за собой обновление и благоустройство значительной территории.

Законопроект предоставляет субъектам Российской Федерации право использовать освобождаемые территории для строительства не только жилья, но и других объектов, а также право изменить в установленном порядке целевое назначение данного земельного участка.

Устанавливаются полномочия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области реновации. Определяются полномочия органов государственной власти Российской Федерации в этой сфере.

Предусмотрен институт ответственного исполнителя (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) и соисполнителей такой программы, их основные функции и полномочия.

Подготовлены несколько способов исполнения программы через дирекции, в качестве которой может выступать как подразделение ответственного исполнителя (при реализации бюджетных проектов), так и специально создаваемая унитарная некоммерческая организация (то есть не только фонд, но и бюджетное учреждение). Такой подход расширяет возможности субъектов Российской Федерации в выборе схемы управления реновацией и позволяет решать соответствующие вопросы более экономно, при этом законопроект не противоречит реализации программы реновации по московскому сценарию через фонд.

Содержит критерии, позволяющие определить возможность включения многоквартирных домов в перечень объектов, в отношении которых могут осуществляться проекты реновации.

Предусмотрен порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о даче согласия на включение в проект реновации.

Предусматривает право собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, на получение равнозначного жилого помещения.

Законопроект подробно регулирует весь комплекс отношений, возникающих в процессе реновации. Он состоит из семи глав, объединяющих 38 статей.

МОСКВА, 18 сентября. /ТАСС/. Подготовленный законопроект о комплексном развитии территорий и реновации в регионах России не предусматривает принудительного переселения жильцов. Об этом заявил ТАСС вице-спикер Совета Федерации Николай Журавлев.

Законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» подготовила и внесла в нижнюю палату парламента группа сенаторов: Николай Журавлев, Олег Мельниченко, Андрей Шевченко, а также глава думского комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев.

«В законопроекте не идет речи о принудительном переселении жильцов многоквартирных домов. Предусматривается возможность обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению договора в случае, когда договор о переходе права собственности на жилое помещение не заключается в течение 90 дней. Таким образом, решение вопроса будет осуществляться в судебном порядке», — сказал Журавлев.

По его словам, законопроект предлагает учитывать мнение жильцов о целесообразности включения их дома в программу по сносу и реконструкции многоквартирных домов. «Законопроект в целом взвешен и сбалансирован с точки зрения и совершенствования подходов к расселению жилья и защиты прав граждан — жильцов многоквартирных домов», — считает вице-спикер СФ.

Ускорить расселение

В пояснительной записке к документу отмечается, что изменения в закон позволят усовершенствовать институт комплексного развития территорий, а также механизм расселения ветхого и аварийного жилья. В частности, к территориям комплексного развития предлагается отнести земельные участки, которые как минимум наполовину состоят из промышленной зоны или заняты аварийным или ветхим жильем. «Состав остальных 50% указанной территории определяется органами государственной власти субъектов РФ», — добавляют авторы документа.

Правительство РФ и высший исполнительный орган государственной власти субъектов будут принимать решение о комплексном развитии территорий. В свою очередь регионы смогут утверждать адресные программы сноса и реконструкции многоквартирных домов. При этом власти обязаны учитывать мнение местных жителей по этому вопросу и проводить общедомовые голосования среди собственников и арендаторов жилья. Решение о реновации жилого дома будут принимать, если не менее двух третей жителей проголосуют за него.

Помимо этого, власти смогут проводить аукционы с инвесторами по комплексному развитию территорий. Однако застройщик, техзаказчик или генподрядчик, который захочет принять участие в таких торгах, должен иметь не менее трех лет опыта строительства многоквартирных домов общей площадью не менее 5 тыс. кв. м.

За основу законопроекта взята программа реновации жилищного фонда, которая действует в Москве с 2017 года, отмечается в пояснительной записке. Авторы законопроекта полагают, что институт комплексного развития территорий позволит ускорить расселение ветхого и аварийного жилья в России.

Ранее спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко поручила сенаторам разработать законопроект, предоставляющий возможность проводить реновацию многоквартирных домов во всех регионах по аналогии с московской при согласии двух третей собственников квартир. Как заявлял вице-спикер палаты Николай Журавлев, сейчас изъятие жилого помещения в рамках обновления жилья осуществляется по соглашению с каждым собственником, что задерживает или вовсе останавливает процедуры жилищного строительства, так как «многих собственников по объективным причинам нельзя найти».

Проект Федерального закона N 550294-7 «О реновации жилищного фонда в Российской Федерации»

В соответствии с законопроектом под реновацией жилищного фонда понимается реконструкция или снос не подлежащих капитальному ремонту объектов жилищного фонда и жилищное строительство на высвобождаемой территории с обеспечением территории реновации объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры, а также проведением мероприятий по благоустройству жилых территорий.

Предусматриваются полномочия органов государственной власти субъектов РФ (они определяют в том числе содержание программы реновации, включающее в себя адресный перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация), муниципальных образований, а также особенности регулирования градостроительных и земельных отношений.

Включение каждого многоквартирного дома в проект программы реновации осуществляется в соответствии с решением собственников помещений в таком доме, принятым на общем собрании. Решение собственников о включении дома в проект программы реновации считается принятым, если за него проголосовали все собственники, принявшие участие в голосовании (за исключением субъекта РФ или муниципального образования как собственника помещений в доме).

Нанимателям, освобождающим жилые помещения в домах, подлежащих реновации, взамен таких жилых помещений бесплатно предоставляются равнозначные жилые помещения (в частности, жилое помещение должно быть расположено в том же населенном пункте (в городах федерального значения — в том же внутригородском муниципальном образовании), в котором расположен соответствующий многоквартирный дом, включенный в программу реновации, жилая площадь и количество комнат в жилом помещении не меньше соответственно жилой площади и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь такого жилого помещения равна или превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения). Собственники жилых помещений, расположенных в домах, подлежащих реновации, вправе получить за освобождаемое жилое помещение равноценное возмещение в денежной форме или в форме равноценного жилого помещения на праве собственности по их выбору. Если в жилом помещении в доме, включенном в программу реновации, проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, предоставление собственникам такого жилого помещения равноценного возмещения в денежной форме не допускается.

Предоставление равнозначных жилых помещений нанимателям жилых помещений или равноценных жилых помещений собственникам жилых помещений осуществляется без взимания доплаты.

Взамен освобождаемых гражданами жилых помещений в квартирах коммунального заселения им будут предоставляться отдельные квартиры.

С момента принятия решения о реновации собственники жилых помещений в многоквартирном доме, подлежащем сносу в краткосрочный период, освобождаются от уплаты взносов на капитальный ремонт на срок реализации краткосрочной программы реновации. При этом ранее внесенные взносы на капитальный ремонт используются на цели реализации программы.

В целях реализации решения о реновации может быть создан фонд содействия реновации жилищного фонда.

О реновации жилищного фонда в российской федерации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *