Путин о роспуске госдумы

Президент может получить новое основание для роспуска Госдумы. Если депутаты трехкратно не утвердят более 1/3 состава правительства — им придется сложить мандаты. Такое предложение озвучил на заседании рабочей группы по поправкам в Конституцию председатель комитета ГД по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.

Он напомнил, что в поправках предлагается наделить Госдуму новыми полномочиями по утверждению всех членов кабмина, кроме силового блока. Но остается досадный пробел: непонятно, как быть главе государства, если Дума вдруг заартачится, и откажется утверждать внесенные кандидатуры.

Поправка Крашенинникова этот пробел ликвидирует. Де-факто, в случае проявления несговорчивости слугам народа придется подыскивать другую работу. Надо думать, мало кого из депутатов такая перспектива согревает. Это значит, при подретушированной Конституции парламентарии будут с энтузиазмом голосовать за любой состав правительства, а в перерывах сидеть ниже травы.

Напомним, по действующему законодательству президент может распустить Думу всего в двух случаях. Первый — если депутаты трижды отклонят кандидатуру премьера, которую внес президент (пока у нас парламент утверждает лишь кандидатуру главы правительства). Второй случай — президент имеет право распустить Госдуму и объявить повторные выборы, если Госдума в течение трех месяцев высказывает повторное недоверие правительству.

Новая поправка делает Думу еще менее влиятельной и более уязвимой. Дело в том, что изменения в Основной закон предусматривают возможность увольнения одного премьера без отставки всего правительства.

Сейчас этом в случае — отставки главы кабмина — «с нуля» запускается процесс формирования нового правительства. Кандидатура нового премьера вносится президентом в Госдуму, после утверждения он в недельный срок должен представить президенту предложения о структуре правительства и кандидатов на посты вице-премьеров и министров.

Поправки дают президенту возможность уволить одного и назначить (после утверждения в Госдуме) другого премьера без изменения структуры правительства и без назначения новых вице-премьеров и министров. Такому премьеру придется работать с той структурой и с теми министрами, которые достались ему от предшественника. Менять структуру и увольнять министров может только президент, а премьер (по букве поправок) не сможет даже инициировать их увольнение.

То есть, изначально, согласно поправкам, выходило так: однократно помучившись с Госдумой при утверждении состава правительства, президент получает карт-бланш, и может менять премьеров как перчатки.

Теперь же, после поправки Крашенинникова, мучаться с Госдумой вообще не придется. Надо думать, угроза роспуска сделает ее предельно сговорчивой.

Такое новое усиление позиции президента заставляет думать, что Владимир Путин, действительно, никуда уходить с президентского поста не собирается. По мнению ряда аналитиков, нынешний впечатляющий, запредельный объем власти главы государства просто не может быть передан Путиным кому-то по наследству.

Так что, не исключено, после референдума по поправкам Конституционный суд придет к выводу: объем изменений в Основной закон настолько велик, что обновленная Конституция — это новая Конституция. Раз так, Владимир Путин получит возможность избраться еще на два срока — на этот раз предельные.

— Конституция должна регулировать все ключевые взаимоотношения, и действительно возникает вопрос: что делать, как будет функционировать правительство, если гипотетически допустить, что Дума не утвердила большое количество министров? — отмечает заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы Юрий Афонин. — Гипотетически, повторюсь, такая история возможна. И суть поправки, которая была внесена Павлом Крашенинниковым — в случае, если треть правительства не будет утверждена, президент имеет право распустить Госдуму.

Скажу сразу: наша позиция — представителей КПРФ — эта норма избыточна. Мы считаем, если есть опасения, если нужна норма, которая отрегулирует ситуацию утверждения правительства — можно говорить о планке 50%: половине неутвержденных членов кабмина, а не трети. На наш взгляд, это логично: если правительство не сформировано хотя бы наполовину, оно не дееспособно.

Добавлю, КПРФ считает, что давать президенту дополнительные возможности для роспуска Думы — неправильно. Мы как партия против таких предложений.

«СП»: — Как теперь, после поправки Крашенинникова, выглядят контуры транзита?

— Думаю, этого никто не скажет сейчас определенно. Мы не понимаем пока, как федеральным законом будут закреплены полномочия Госсовета, какой будет окончательная балансировка конституционных органов власти в рамках обновленной Конституции — процесс еще идет. Так что я бы не стал торопиться с выводами.

— Истинный смысл телодвижений с изменениями Конституции знает только Путин и его ближайшее окружение, — уверен депутат Госдумы третьего и четвертого созывов, полковник в отставке Виктор Алкснис. — Потому что, с точки зрения здравого смысла, затеянная Кремлем конституционная реформа не стоит выеденного яйца.

Казалось бы, у партии власти — конституционное большинство в Думе, у президента Путина — впереди еще четыре года до окончания полномочий. Ничего чрезвычайного в стране не происходит, если не считать риска эпидемии коронавируса.

И в это время, тем не менее, Кремль начинает операцию по транзиту власти.

Я бы понял замысел, если бы устояла первоначальная гипотеза: Путин собирается стать председателем Госсовета, превратить его в главный орган власти страны, и остаться на этом посту пожизненно.

Но, видимо, замысел с Госсоветом провалился. Чтобы сделать его органом власти, необходимо вносить изменения в первую главу Конституции. На это, видимо, Кремль не решается.

«СП»: — Почему вы думаете, что Кремль на ходу корректирует план транзита?

— А иначе зачем продляются сроки работы над поправками? Рабочая группа интенсивно трудится, рассматривает чуть ли не сотни поправок. Все это означает, что вокруг транзита идет какая-то подковерная игра.

Но я, несмотря на 30 лет в политике, смысла этой игры не улавливаю. Да его, думаю, не улавливают даже самые осведомленные депутаты Госдумы. Иначе давно бы прошли утечки, и стало бы ясно, для чего это делается.

Но ясности нет — такое впечатление, что администрация президента шарахается из стороны в сторону. До добра это, я считаю, не доведет.

«СП»: — Поправка Крашенинникова укрепляет позиции президента?

— Если бы Кремль держался плана с Госсоветом, ему следовало бы поправками ослабить позиции президента РФ, отобрав у него часть полномочий, и передать их Госдуме. Это привело бы к тому, что президент и Госдума регулярно грызлись бы друг с другом. А верховным арбитром, разрешающим все споры, стал бы председатель Госсовета — Владимир Путин.

В этой комбинации, повторюсь, была логика. Но с Госсоветом не вышло, и Путин, не исключаю, решил вернуть ситуацию на круги своя. То есть, еще более усилить поправками власть президента — и остаться на этом посту.

По сути, поправка Павла Крашенинникова еще сильнее укрепляет президентскую вертикаль — дает в руки главы государства кнут для депутатов Госдумы. Хотя, казалось бы, нет никаких претензий и к нынешнему депутатскому составу: Дума послушна, и воспринимается практически как отдел по голосованию при администрации президента.

Новая поправка этой ситуации кардинально не меняет. Но, возможно, в Кремле исходит из того, что кнутом Думу не испортишь — как кашу маслом.

«Свободная пресса»

За конституционные изменения ранее проголосовали граждане в ходе общероссийского плебисцита. И новый закон будет учитывать поправки в Основной закон, заверил глава комитета ГД по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников (он же является сопредседателем профильной рабочей группы).

— В новом механизме учтены «подводные камни» и предусмотрены меры, которые не позволят остановить работу исполнительной власти в случае политического кризиса, если Госдума не будет долгое время утверждать членов кабинета министров, — подчеркнул он.

Глава комитета отметил, что законопроектом определяется статус правительства, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Законопроектом, в частности, закрепляется положение о том, что правительство входит в единую систему публичной власти, координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти и способствует устранению разногласий между ними.

Кабмин входит в единую систему публичной власти

Кроме того, в развитие положений конституции законопроектом закрепляются новые полномочия кабмина в области социального обеспечения, защиты семьи и детства, здравоохранения, взаимодействия с институтами гражданского общества и иных областях.

Указано, что премьер-министр будет нести персональную ответственность перед президентом за то, как кабинет министров исполняет возложенные на него полномочия. При этом, как следует из Конституции, общее руководство правительством осуществляет именно глава государства. В то же время, президент руководит деятельностью федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти, которые относятся к «силовому блоку».

Основная часть законопроекта касается новой процедуры формирования правительства, которая, по оценке Павла Крашенинникова, станет более прозрачной. Так, президент будет назначать главу правительства, его заместителей и федеральных министров только после их утверждения Госдумой. Глава государства, согласно поправкам, в течение двух недель после вступления в должность или отставки правительства обязан внести в Госдуму представление по кандидатуре премьер-министра. В случае отставки самого главы правительства на это будет неделя.

Премьер-министр, в свою очередь, будет предлагать кандидатуры вице-премьеров и министров. Президент обязан их назначить, но вправе в последующем отстранить любого.

— Будущие министры должны сначала подтвердить в Государственной Думе свою компетентность, ответить на вопросы депутатов, прежде чем будут утверждены на должность, — отметил Павел Крашенинников.

Подробно прописана и ситуация, при которой Госдума отклоняет предложенные кандидатуры. Если отвергнут вариант на должность главы правительства, президент назначает его без утверждения парламентом. В этом случае глава государства вправе (но не обязан) распустить ГД и назначить новые выборы. А если нижняя палата парламента три раза отклонит кандидатуры вице-премьеров и министров, то глава государства сможет назначить тех, кого ему представит премьер, без утверждения парламентом.

Если после трех отказов Госдумы более трети должностей в кабмине остаются вакантными (без учета «силовиков»), то президент получит право распустить Госдуму.

Нормы при этом не коснутся министров «силового блока» — они назначаются на должность президентом после консультаций с Советом Федерации. У верхней палаты будет не более недели, чтобы проинформировать в письменной форме президента о своем решении.

Как и прописано в Конституции, президент сможет отправить премьер-министра в отставку без роспуска всего кабмина. В законопроекте также уточняется порядок отставки. Решение об этом вправе принять президент — в том числе в случае выражения со стороны Госдумы недоверия или отказа в доверии правительству.

Глава государства сможет не согласиться с решением парламента. При повторном в течение трех месяцев выражении недоверия президент либо объявляет об отставке правительства, либо распускает Госдуму и назначает выборы.

В законопроекте также сказано, что премьер-министр вправе поставить вопрос о доверии правительству перед Госдумой, и он должен быть рассмотрен парламентом в течение семи дней. В случае отказа в доверии президент в течение недели вправе принять решение об отставке правительства или о роспуске Госдумы и назначении выборов, однако это не является обязанностью главы государства.

Во внесенный президентом пакет законопроектов также входят поправки о Конституционном Суде, об Уполномоченном по правам человека. Предложены изменения в законы о федеральной службе безопасности, о внешней разведке, о прокуратуре и ряд других.

Официальными представителями президента при рассмотрении законопроектов палатами Федерального Собрания назначены сопредседатели рабочей группы по поправкам в Конституцию — кроме Павла Крашенинникова, это глава аналогичного комитета Совфеда Андрей Клишас и директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Талия Хабриева.

Законопроекты будут рассматриваться в Госдуме в осеннюю сессию, сообщил Крашенинников.

Путин о роспуске госдумы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *