О ветеранах труда

Ответ:
Ответ опубликовал: Катерина Подвербная | 28/05/2020

Уважаемая Адиля Мухамеджановна!

Ваше обращение на официальный сайт министерства социальной политики Красноярского края (далее – министерство) по вопросу предоставления мер социальной поддержки (далее – МСП) ветеранов труда рассмотрено в министерстве.

В рамках своей компетенции разъясняем.

С 01.01.2019 вступил в силу Закон Красноярского края от 18.09.2018 № Ч-1922 «О внесении изменений в отдельные Законы края в целях сохранения мер социальной поддержки в связи с изменением пенсионного законодательства» (далее – Закон края № Ч-1922).

Законом края № Ч-1922 внесены изменения в ряд законов края, регулирующих вопросы предоставления МСП отдельным категориям граждан, с целью закрепления нормативного возраста граждан, дающего право на получение соответствующей МСП.

Изменения коснулись, в частности, таких основных категорий получателей МСП как ветераны труда, пенсионеры, не имеющие других льготных статусов.

Предоставление МСП указанным категориям граждан в большинстве случаев связано с достижением пенсионного возраста, назначением пенсии или нетрудоспособностью.

В связи с изменением возраста, дающего право на получение пенсий, Законом края № Ч-1922 нормативно закреплен возраст граждан (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), по достижении которого они имеют право на получение МСП, которые ранее были привязаны к пенсионному возрасту, назначению пенсии или нетрудоспособности гражданина. Для граждан, которым пенсия назначается досрочно, МСП сохранены в том же объеме.

В отношении граждан, проживающих в районах Крайнего Севера края либо в приравненных к ним местностях, Законом края № Ч-1922 закреплен пониженный возраст, дающий право на предоставление МСП, а именно 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин. Это соответствует пенсионному возрасту, по достижении которого до 01.01.2019 гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях, при наличии определенного стажа назначалась досрочная страховая пенсия по старости.

Ветераны труда относятся к категории региональных льготников, которым МСП в Красноярском крае установлены Законом Красноярского края от 10.12.2004 № 12-2703 «О мерах социальной поддержки ветеранов» (далее – Закон края № 12-2703).

Законом края № 12-2703 предусмотрены следующие МСП для ветеранов труда:

ежемесячная денежная выплата в размере 472,0 руб., которая подлежит индексации в целях компенсации роста потребительских цен на товары и услуги;

компенсация в размере 50 процентов оплаты за жилье и коммунальные услуги в соответствии с законом края;

обеспечение лекарственными средствами по рецептам врачей со скидкой в размере 50 процентов их стоимости в соответствии
с установленным перечнем;

оплата в размере 50 процентов стоимости проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения;

льготный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов, а при их отсутствии – междугородных (внутрирайонных) маршрутов, водном транспорте пригородного сообщения по территории Красноярского края на основании социальной карты.

Ветераны труда, достигшие возраста 55 лет – женщины, имеют право на бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме протезов из драгоценных металлов и металлокерамики) в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти края, по месту жительства, а в случае их отсутствия – в иных медицинских организациях по месту жительства.

Фомичева Елена Евгеньевна (391) 227-89-79

29 сентября во Дворце культуры металлургов собрались люди, посвятившие свои трудовые будни Белорусскому металлургическому заводу. Они достойно и гордо пронесли звание «металлург», передали свой бесценный опыт и знания молодому поколению заводчан. Это — ветераны труда БМЗ. Торжественное мероприятие было приурочено ко Дню пожилых людей. На нашем предприятии этот праздник принято называть Днем уважения возраста.

В честь праздника для ветеранов труда был организован сладкий стол — об этом позаботилась профсоюзная организация, а также устроена выставка творческих работ, на которой были представлены рукоделие, фотография, резьба по дереву и другие виды декоративно-прикладного творчества. Организатором выставки выступил Совет ветеранов БМЗ.
Первые слова поздравлений прозвучали от начальника отдела информации, идеологии и развития персонала Александра Малобицкого. Руководитель выразил слова благодарности ветеранам за вклад в развитие не только БМЗ, но и всей белорусской металлургии.
— Сегодня молодежь равняется на ваши достижения и ваш энтузиазм, использует ваш бесценный опыт, который вы по крупицам собирали, принесли на завод, гордится вашими трудовыми победами и достигает новых, благодаря тем традициям, которые заложили вы свои трудом. Крепкого вам здоровья, неиссякаемой энергии, активного долголетия и счастья.
К словам А. Малобицкого присоединился председатель профсоюзного комитета БМЗ Александр Коледа. Он передал слова поздравления ветеранам труда от генерального директора завода Анатолия Савенка, который не смог принять участие в мероприятии из-за рабочей командировки. Александр Коледа отметил, что на нашем предприятии всегда будут чтить и уважать заслуги ветеранов труда, той крепкой надежной опоры, которая является основой Белорусского металлургического завода.
Самым приятным и волнующим моментом для ветеранов труда стала церемония награждения. За активное участие в жизни совета ветеранов БМЗ и в связи с Днем уважения возраста Благодарственные письма и подарки были вручены самым активным ветеранам: Т.Н. Корниенковой, В.П. Тимоховцевой, Г.Г. Гареевой, А.Р. Ерохиной, А.Я. Поповой, В.Н. Кутковой, Е.В. Городилиной. Своими музыкальными подарками порадовали творческие коллективы и солисты Дворца культуры металлургов, а также юные воспитанники кружков и студий ДКМ.

Марина БОЖИНСКАЯ.

Прямая речь
Галина АБРАМОВА, председатель совета ветеранов БМЗ:
— У нас почти 3 тысячи ветеранов труда на заводе. Я всем желаю здоровья, чтобы их радовали внуки, проявляли заботу дети. Большую благодарность хочу выразить активистам ветеранского движения, которые отстаивают честь нашей организации в различных конкурсах и соревнованиях на областном, районном, городском уровнях. У нас проходит много интересных мероприятий, и я хочу пожелать всем нашим ветеранам, чтобы они стремились к активному образу жизни, потому что это — залог здоровья и долголетия. И, конечно, хочется выразить благодарность администрации завода, профсоюзному комитету за заботу о ветеранах. Мы связь с заводом не теряем: интересуемся его жизнью через газету «Металлург», смотрим «Новости БМЗ» по телевизору. Так что живем заботами завода и заводу желаем процветания, успехов, и всего хорошего.

Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы,

ГБУ МФЦ города Москвы, их должностных лиц, работников МФЦ

1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, ГБУ МФЦ города Москвы, их должностных лиц, государственных гражданских служащих города Москвы, проходящих государственную гражданскую службу города Москвы в ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, работников МФЦ.

2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве», настоящим Регламентом.

3. Заявитель может обратиться с жалобами в случаях:

3.1. Нарушения срока регистрации запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.

3.2. Требования от заявителя:

3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

3.2.4. Представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

3.4. Отказа заявителю:

3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы для предоставления государственных услуг, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственных услуг, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) государственных гражданских служащих города Москвы, проходящих государственную гражданскую службу города Москвы в ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, рассматриваются руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы.

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам рассматриваются руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) Департамента.

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя Департамента, в том числе на решения руководителя (уполномоченного заместителя руководителя), принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, подаются заявителями в Правительство Москвы и рассматриваются Главным контрольным управлением города Москвы.

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) работников МФЦ, совершенные при предоставлении государственных услуг по принципу «одного окна» в соответствии с соглашением о взаимодействии с Департаментом, рассматриваются директором (уполномоченным заместителем директора) ГБУ МФЦ города Москвы.

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) директора (уполномоченного заместителя директора) ГБУ МФЦ города Москвы, принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются Комитетом государственных услуг города Москвы.

5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, подведомственные им организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб в соответствии с настоящим Регламентом (далее — органы и организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

5.2. Почтовым отправлением.

5.3. С использованием официальных сайтов органов и организаций, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

5.4. Через МФЦ.

5.5. С использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы с момента реализации на Портале соответствующей технической возможности.

6. Жалоба должна содержать:

6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа (организации) либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы, МФЦ либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего города Москвы, работника МФЦ, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.

6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).

6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

6.7. Требования заявителя.

6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

6.9. Дату составления жалобы.

7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статус и полномочия законного представителя заявителя подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.

8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем ее поступления.

9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

9.1. Отказа в приеме документов.

9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

11. Решение должно содержать:

11.1. Наименование органа или организации, рассмотревших жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя.

11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные правовые акты города Москвы.

11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).

11.10(1). Информацию о действиях, осуществляемых органом исполнительной власти города Москвы, органом местного самоуправления, подведомственной органу исполнительной власти и органу местного самоуправления организацией, предоставляющими государственную услугу, многофункциональным центром предоставления государственных услуг в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также извинения за доставленные неудобства и информацию о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги (в случае удовлетворения жалобы).

11.10(2). Аргументированные разъяснения о причинах принятого решения (в случае отказа в удовлетворении жалобы).

11.11. Порядок обжалования решения.

11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.

12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

14. Орган или организация, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в ее удовлетворении в случаях:

14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

14.4. Наличия:

14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

15.4. Если в орган или организацию, уполномоченные на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

В случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе заявителю дается информация о действиях, осуществляемых органом, предоставляющим государственную услугу, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной или муниципальной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.

В случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению в ответе заявителю даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.

17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 4, направляется в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

20.1. Размещения соответствующей информации на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы, информационных стендах или иных источниках информирования в местах предоставления государственных услуг.

20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в срок не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).

Расширение перечня льготников может встретить сопротивление

Порядок получения звания «Ветеран труда», дающего материальные льготы пожилым россиянам, может быть упрощен. Соответствующий законопроект 31 августа внесен в Госдуму. Однако, перспективы его принятия пока неясны.

Согласно документу, звание «Ветеран труда» смогут получить все россияне отработавшие 45 лет (для мужчин) и 40 лет (для женщин). Никаких дополнительных требований быть не должно, считают авторы законопроекта. Причем, условия предлагается сделать едиными для всей страны.

По мнению депутатов, изменение норм расширит число ветеранов труда. Необходимые для их поддержки средства должны быть учтены при подготовке проекта федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

В правительстве инициативу восприняли без энтузиазма. «Реализация законопроекта… потребует дополнительных финансовых расходов средств бюджетов субъектов РФ и может привести к дополнительным расходам федерального бюджета», — говорится в отзыве кабмина.

В настоящий момент требования к трудовому стажу более скромные — 25 и 20 лет соответственно. Однако в число обязательных требований входят государственные или ведомственные награды, что затрудняет получение звания. Кроме того, порядок его присвоения отнесен к ведению регионов РФ.

Без наград стать ветераном труда сейчас могут только те граждане, кто начал трудиться еще в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеет трудовой стаж не менее 40 и 35 лет.

— У нас в стране практически в каждом регионе принят свой местный закон о ветеранах труда, — пояснил «СП» бывший вице-спикер Ивановской областной думы, член ЦК КПРФ Сергей Нациевский. — По нему люди, выходящие на пенсию, отработавшие определенное количество лет на производстве, различными способами получают этот статус — звание «Ветеран труда».

«СП»: — Это же не только звание, но и некие материальные преференции…

— В некоторых регионах это дает 50-процентную скидку на оплату ЖКХ, 50-процентную скидку или полностью бесплатный проезд на общественном транспорте. У нас в Ивановской области была еще ежемесячная прибавка к пенсии около 1 тысячи рублей. Эти три категории льгот есть почти в каждом регионе. Но кое-где может быть еще помощь с лекарствами, медобслуживанием, еще что-то.

То есть каждый регион на свое усмотрение, исходя из своего бюджета, добавляет материальные или нематериальные льготы. Конечно, многое зависит от доходности местных бюджетов. Но все-таки каждый регион старается стариков поддерживать. Поскольку формально для получения статуса нужны были награды, мы вручали людям почетные грамоты нашего заксобрания.

«СП»: — Если закон примут, награды требовать не будут и местным бюджетам придется искать дополнительные средства…

— Это в любом случае положительный шаг. Любая поддержка пенсионеров… Нет наград? Но что делать. Тем более после того как наше государство стараниями партии власти приняло закон о пенсионной реформе, заставив народ работать дольше, это прибавка пойдет на пользу людям. Главное, чтобы она материализовалась.

«СП»: -Да, это было бы справедливо. Пока без наград могут звание оформлять только начавшие трудовой путь во время войны…

— Вот еще что важно. КПРФ очень долго и упорно выступает за присвоение звания «Дети войны», которое тоже обеспечивалось бы дополнительными льготами для людей. Это поколение, родившееся до 3 сентября 1945 года. Это было бы хорошее дело. Ведь все эти люди уже давно пенсионеры, в подавляющем большинстве трудившиеся всю жизнь.

Хотя в 11 регионах такой закон принят местными заксобраниями, на федеральном уровне его не пропускают. Мы долбим-долбим каждый год, но они отбиваются пока.

Проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов выступает за унификацию правил как присвоения звания ветерана труда, так и поощрения за него.

— Нам все-таки надо поднимать престиж человека труда. Любая страна заинтересована, чтобы человек не ждал подачек от государства через систему социальной защиты, а активно включался в работу на рынке труда. Поэтому определенный статус, который поддерживает значимость достижений в трудовой деятельности — это положительный момент.

Но и сейчас в субъектах РФ такой статус может быть присвоен. Естественно, в каждом регионе критерии присвоения этого звания свои. В некоторых случаях это чисто формальные критерии — количество отработанных лет, государственные, либо региональные, либо ведомственные награды — везде по-разному. Поэтому если бы были установлены единые правила игры, было бы лучше.

В нашей системе социальной защиты в каждом субъекте РФ ветеран труда имеет право на дополнительные льготы. Это может быть бесплатный проезд, льготные путевки и т. п. Если мы хотим поощрять россиян к длительной и безупречной занятости, то нужны и единые правила поощрения. Нужен общий ясный регламент.

Однако руководитель правового департамента Конфедерации труда России Олег Бабич сомневается, что законопроект будет принят.

— Эту инициативу можно только поприветствовать. Последними изменениями в «Закон о ветеранах», внесенными в 2015 году, критерии присвоения звания «Ветеран труда» очень сильно заужены (в частности, сокращен перечень допустимых наград — авт.). Я смотрел после этого статистику. Оказалось, что количество присваиваемых званий упало в 30−40 раз. А по отдельным направлениям еще сильнее. Например, по министерству транспорта звание «Ветеран труда» ежегодно получали 1,5−2 тысячи человек. А на сегодняшний день это 10−15 человек. То есть сейчас это звание получить практически невозможно.

«СП»: — Похоже, кто-то наверху решил сэкономить на стариках-трудоголиках…

— Каждое звание — это еще и дополнительные льготы и гарантии для его кавалера. По ЖКХ, по транспорту, по лекарствам. Учитывая уровень пенсионного обеспечения, который у нас в стране сейчас существует, эти льготы очень существенны для людей.

Для государства это тоже немалые траты, если посчитать на круг. Поэтому ни государство, ни субъекты РФ не хотят нести финансовые обязательства перед гражданами. Было сделано все, чтобы максимально сузить круг лиц, которым эти льготы будут предоставляться.

Хорошо, что внесли законопроект, отменяющий излишне строгие условия. Но я не уверен, что он пройдет в нынешней политической парадигме. Сейчас с бюджетом сложно.

«СП»: — Правительство уже высказалось негативно. А профсоюзы могут повлиять на судьбу такого законопроекта?

— Этот законопроект должен пройти через Российскую трехстороннюю комиссию. Мы участвуем в ее работе, даем и правую, и общеконцептуальную оценку. Единственное, профсоюзы в этой комиссии составляют одну треть. Там же еще и государство, и работодатели. Поэтому наша позиция не всегда встречает поддержку. Но мы пытаемся влиять.

В свою очередь первый заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Николай Коломейцев считает, что стратегическая линия власти состоит в экономии на людях.

— Они (власти — авт.) еще 122-м законом через монетизацию льгот большую часть возможных преференций старшему поколению исключили. Так что это может быть так называемый пиар-закон. Для шума, для пыли.

Звание «Ветеран труда» хотят разрешить присваивать людям, которые долго работали на Крайнем Севере или в приравненных к нему местностях, даже если у них нет министерских грамот или медалей. Это коснётся жителей 23 регионов, которые полностью или частично относятся к северным. Такой законопроект сенаторы и депутаты внесли в Госдуму 13 июля. По словам авторов, новшество позволит северянам воспользоваться льготами, даже если они уедут из своего региона. Что положено ветеранам труда и как получить это звание, разбиралась «Парламентская газета».

Льготы в любом регионе

Почётное звание «Ветеран труда» присваивают с 1995 года. Чтобы его получить, у женщин должен быть трудовой стаж не менее 20 лет, у мужчин — 25 лет, а также особые трудовые заслуги, которые обязательно должны быть подтверждены одной из наград, перечисленных в Законе «О ветеранах». Это медаль или почётное звание СССР или РФ, почётная грамота или благодарность президента, или же знак отличия, выданный профильным министерством. Кроме этого, в субъектах могут выдавать удостоверения ветерана регионального значения, например, «Ветерана труда в городе Москве». Но став региональным ветераном труда, человек, переехав в другой край и область, теряет право на льготы.

Сейчас северяне чаще всего становятся ветеранами труда своего региона. И если после продолжительной работы в суровых условиях они переезжают в более благоприятные по климату регионы, то теряют право пользоваться теми социальными льготами, которые получили с присвоением этого звания, пояснила соавтор законопроекта, зампредседателя Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Оксана Бондарь.

Поэтому законодатели предлагают прописать в законе дополнительное основание для присвоения звания «Ветерана труда» федерального уровня гражданам, которые продолжительно и добросовестно трудились в организациях на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях. Для этого работникам надо будет иметь только трудовой стаж — для мужчин не меньше 35 лет, а для женщин — не менее 30. Никакие медали и грамоты не понадобятся.

Если закон примут, северяне, которые много лет трудились в суровых условиях, смогут воспользоваться преференциям, даже если решат уехать туда, где потеплее. Районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в России около двух сотен и они расположены в 23 регионах страны, так что новшество коснётся немалого количества людей.

Какие выплаты и компенсации положены ветеранам труда

Ветеран труда, который получил удостоверение федерального значения, имеет право на льготы, размер которых устанавливает руководство того региона, где он живёт.

По закону «О ветеранах» на федеральном уровне положено:

  • пенсионное обеспечение, денежные пособия;
  • получение ежемесячной денежной выплаты;
  • предоставление жилых помещений;
  • компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;
  • оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.

Конкретные суммы и варианты предоставления льгот зависят от региона.

  • В Москве ежемесячная выплата для ветеранов труда начиная с предпенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 для мужчин) составляет 1056 рублей. Им положена 50-процентная скидка от стоимости занимаемого жилого помещения, коммунальных услуг и вывоза мусора, компенсация за оплату домашнего телефона. Также они могут бесплатно поставить зубные протезы, получить ортопедическую обувь и другие протезно-ортопедические изделия, ездить на городском общественном транспорте и пригородных электричках.
  • В Санкт-Петербурге ежемесячная выплата с учётом индексации за 2020 год — 947 рублей. Также предусмотрена оплата половины стоимости жилья и коммунальных услуг, право на приобретение проездного билета на общественный транспорт по льготной цене для пенсионеров, бесплатный проезд на пригородных поездах и скидки на пригородные автобусы.
  • В Магаданской области за ветеранами труда сохраняется обслуживание в медицинских организациях региона, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию, им компенсируют половину стоимости жилья и коммунальных услуг, выплачивают 682 рубля в месяц с учётом индексации на частичную компенсацию расходов на проезд на пригородных и междугородних автобусах и услуги связи. А ветеранам-инвалидам положена 50-процентная скидка на протезно-ортопедические изделия.
  • В Белгородской области предоставляют такие меры поддержки, как 50-процентная компенсация оплаты за содержание и ремонт жилья, коммунальных услуги и пользование (найм) жилого помещения в пределах региональных нормативов, а также скидка 50 процентов стоимости проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения.
  • В Краснодарском крае ветераны труда могут рассчитывать на компенсацию половины стоимости коммуналки и оплаты жилого помещения и льготные цены на проездные: на городской автобус — 340 рублей, троллейбус — 430 рублей, трамвай — 430 рублей, на трамвай и троллейбус — 540 рублей, на троллейбус и автобус — 540 рублей, на трамвай и автобус — 540 рублей, на трамвай, троллейбус и автобус — 670 рублей. Кроме этого, им ежемесячно выдают шесть талонов для приобретения билета с 50-процентной скидкой проездных на автобусы пригородного и междугородного сообщения и пригородные электрички.

О ветеранах труда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *