Признак профессионализма предпринимательской деятельности

Государственное регулирование — это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, осуществляемых на основе нормативных правовых актов, в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.

Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности:

  1. Создание условий цивилизованного функционирования рынка:
    • определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления
    • создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров
    • защита интересов и прав потребителей
    • установление стандартов и мер
    • предупреждение споров между предпринимателями
  2. Стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса
  3. Решение макроэкономических проблем:
    • пропорциональность развития экономики
    • темпы экономического роста
    • объем национального производства
    • внешнеэкономические связи страны
    • уровень занятости и социальная защита населения

Контроль и последующее гос.регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный.

Косвенный контроль включает в себя систему льгот и налогов, особую ценовую политику, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки и переподготовки, информационное обеспечение и создание развиной инфраструктуры.

К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный и пожарный контроль, а также контроль за качеством и сертификацией продукции.

Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности обусловлено:

  1. Предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем
  2. Борьбой с криминализацией предпринимательской деятельности
  3. Предотвращением экономических кризисов и социальных потрясений
  4. Контролем за использованием общенациональных ресурсов
  5. Социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения

Функции государственного управления:

  1. Прогнозирование экономически нежелательных ситуаций и их предотвращение
  2. Информационное обеспечение и конроль за выполнением нормативов и ограничений
  3. Материально-техническое и финансовое обеспечение общенациональных проектов

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Методы государственного регулирования подразделяются на: административные, экономические и морально-политические. К административным относятся: запрет, юридическая ответственность, принуждение, в том числе с помощью уголовной и административной ответственность. Экономические методы в отличии от прямых административных методов проявляют себя в косвенном регулировании предпринимательской сферы деятельностью с помощью: цен, тарифов, квот, налогов и лицензий. Морально-политические методы реализуются с помощью средств массвой информации.

УДК 631.16:658.148:637.146.4

И.В. Ковалева, М.В. Чернов I.V. Kovaleva, M.V. Chernov

ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

THE CONCEPT OF STATE REGULATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

Ключевые слова: рыночная экономика, предпринимательская деятельность, государственное регулирование, государство, экономические отношения, конкуренция, государственное управление, государственные методы воздействия, правительственные правила и законы, государственное регулирование экономики.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой упорядоченную правовыми актами различного уровня деятельность государства в лице его органов, проводимую совместно с носителями хозяйственных интересов, направленную на отношения в сфере предпринимательской деятельности, в целях недопущения, изменения или прекращения хозяйственной ситуации определенного рода или, напротив, поддержания их в соответствующем состоянии при помощи системы средств. В целях устранения терминологической неопределенности, которая в свою очередь негативно отражается на практике применения, в нормативных правовых актах, регулирующих определенные отрасли предпринимательской деятельности, следует вводить определе-

ние понятия государственное регулирование применительно к специфике этой отрасли.

Введение

Как показывает опыт развитых зарубежных стран, существование рыночной экономики, основанной на плюрализме форм собственности и свободе предпринимательской деятельности, невозможно без сохранения системы государственного регулирования как экономики страны в целом, так и ее отдельных отраслей. В связи с этим можно говорить о том, что «государственное регулирование рыночной экономики носит объективный характер, выражая определенную закономерность развития экономики, экономических отношений» .

Целью исследования является раскрытие сущности государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Задачи исследования:

— изучить сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности;

— представить понятия «государственное регулирование» и «государственное регулирование предпринимательской деятельности» согласно действующему законодательству;

— показать связь терминов «государственное регулирование» и «государственное управление», рассматривая первое как одно из проявлений (функций) государственного управления;

— на основании анализа определений и существующих исследований в этой области, направленных на уяснение механизма государственного регулирования предпринимательской деятельности и формулирование его определения, выделить основные признаки государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Результаты исследований

Несмотря на высокое значение государственного регулирования предпринимательской деятельности определение понятий

«государственное регулирование» и «государственное регулирование предпринимательской деятельности» в действующем законодательстве за редким исключением (в отдельных отраслях народного хозяйства) не встречается.

В большинстве нормативных актов, несмотря на активное использование в них рассматриваемой категории, оно не раскрывается. В Федеральном законе от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» понятие государственного регулирования не дается, в то же время через него определяется суть нетарифного регулирования (метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера) и таможенно-тарифного регулирования (метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин).

В юридической литературе также отсутствует единое понятие государственного регулирования в целом и предпринимательской деятельности в частности. Зачастую понятие «регулирование» рассматривается как тождественное понятию «управление». Так, Г.В. Атаманчук определяет, что «в управлении осуществляется прямое и практическое регулирование… управление представляет собой целеполагающее (сознательное, преднамеренное, продуманное), организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры».

Специалисты по административному праву, анализируя понятие «государственное управление», соотносят его с понятием государственного регулирования, отмечая совпадение их признаков: «… речь может идти о различном (большем или меньшем) удельном весе участия государства в экономических и иных процессах: оно либо непосредственно управляет объектами, либо выступает в роли регулятора наиболее важных общественных связей… С определенной долей условности можно утверждать, что государственное управление традиционно связывается с наличием у его субъектов подчиненных объектов, а государственное регулирование — с воздействием преимущественно на организационно не подчиненные объекты» .

Одновременно отмечается, что государственное регулирование — понятие более узкое, чем государственное управление, свя-

занное преимущественно с косвенными, экономическими методами воздействия.

Теория государства и права также связывает термины «государственное регулирование» и «государственное управление, рассматривая первое как одно из проявлений (функций) государственного управления. Определяя его содержание через установление и обеспечение государством общих правил поведения субъектов общественных отношений и корректировку их в зависимости от изменяющихся условий; контроль за выполнением требований, содержащихся в нормах права; координацию и установление общего направления деятельности участников соответствующих отношений; всестороннюю защиту их законных интересов и прав; определение и нормативное закрепление приоритетов в проводимой в сфере экономики государственной политики; установление порядка заключения государственных контрактов, регистрации, лицензирования и т.п.

В рамках предпринимательского права можно условно выделить два направления исследования указанных категорий:

1. Исследователи, рассматривающие российское предпринимательское право в качестве комплексной отрасли права или в качестве подотрасли гражданского права, либо не уделяют внимания государственному регулированию в целом и предпринимательской деятельности в частности, либо смешивают вопрос государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности с правовым регулированием соответствующей деятельности. Анализируя указанное, следует согласиться с О.В. Макаровым в том, что «при столь широком подходе оказывается, что государственное регулирование экономики и предпринимательской деятельности — это все источники права и практика их применения, т.е. в сущности, весь механизма правового регулирования экономики и предпринимательской деятельности. Думается, что данная методологическая ошибка обусловлена не чем иным, как отсутствием содержательного и ясного понятия государственного регулирования экономики, предпринимательской и иной доходной деятельности и его правового режима».

2. Ученые, рассматривающие российское предпринимательское право в качестве самостоятельной отрасли права, уделяют большое внимание раскрытию отдельно организационно-экономической и правовой составляющих государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности. Однако и в рамках данного направления единого определения не выработано. Более того, термин «государственное регулирование предпринимательской деятельности» зачастую хотя и используется, но не анализирует-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ся. В других исследованиях оно зачастую смешивается с государственно-правовым регулированием предпринимательской деятельности и иными смежными, но не тождественными терминами . Так, в Экономическом и юридическом словаре под редакцией А.Н. Азрилияна под государственным регулированием понимаются «правительственные правила и законы, изменяющие или контролирующие экономическую деятельность». Отдельно рассматриваются термины «государственное регулирование рынка» и «государственное регулирование экономики».

О.В. Флоря определяет государственное регулирование экономики и предпринимательской деятельности как набор различных методов и способов воздействия государства на экономику страны и предпринимательскую деятельность, осуществляемую как в переделах ее территории, так и за ее пределами. Правовая реализация используемых государством методов и способов воздействия на экономику и предпринимательскую деятельность представляет собой правовой режим такого государственного регулирования .

В учебнике под редакцией В.В. Лаптева и С.С. Занковского разъясняется, что государственное регулирования экономики и предпринимательской деятельности представляет собой совокупность мер экономического, правового и организационного воздействия на экономику, в том числе путем государственной поддержки и защиты субъектов предпринимательской деятельности, а также государственного контроля за соблюдением требований законодательства субъектами такой деятельности.

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности, по мнению Г.С. Аванесяна, следует понимать, прежде всего, формирование внешней среды, в рамках которой данная деятельность протекает и которая включает следующие основные элементы:

1) объективные тенденции, складывающиеся на рынках ресурсов и продуктов и формирующие экономическую конъюнктуру данных рынков;

2) инфраструктура рыночного хозяйства, включающая государственные и частные финансово-кредитные, законодательные и иные институты;

3) общественные отношения — политические, социально-культурные, правовые, развитие которых должно находиться под неусыпным вниманием государства, что требует, в частности, четкого правового регулирования сферы предпринимательства, всемерного укрепления его политических предпосылок, самого общественного статуса.

Несколько иначе подходит к определению указанного термина И.А. Смагина, которая

под государственным регулированием предпринимательской деятельности понимает деятельность государства в лице его органов, направленную на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности .

Сходное по содержанию понятие использует В.С. Белых: «Регулирование хозяйственной деятельности представляет собой государственное воздействие в отношении определенных субъектов хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной ситуации определенного рода или, напротив, поддержания ее в соответствующем состоянии».

Анализ указанных выше определений и существующих исследований в этой области, направленный на уяснение механизма государственного регулирования предпринимательской деятельности и формулирование его определения, позволяет выделить следующие основные признаки:

1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности — это, прежде всего, деятельность. В ряде случаев в специальной литературе при анализе государственного регулирования предпринимательской деятельности используется термин «воздействие».

Относительно этого, как представляется, следует согласиться с мнением Е.П. Губина о том, что «суть государственного регулирования состоит именно в деятельности государства в лице его органов, направленной на упорядочение отношений в рыночной экономике. использование понятия «воздействие» применительно к государственному регулированию вполне обоснованно, учитывая правовой аспект проблемы, где категория «воздействие» широко используется в научном обороте».

Иначе следует оценивать применение термина «вмешательство», который в современных условиях становления рыночной экономики в России следует признать неудачным, т.к. государственное регулирование предпринимательской деятельности является составной частью, полноценным элементом современной экономики, а не элементом внешней среды.

2. Субъекты государственного регулирования — в первую очередь, это органы законодательной и исполнительной власти. На поведение участников урегулированных отношений влияют также субъекты судебной власти. Особое место в системе органов занимает Центральный банк РФ, который осуществляет свою функцию независимо от других государственных органов (ст. 75, 83, 103 Конституции РФ). Немалое влияние на отношения, связанные с государственным воздействием, также оказывают Счетная палата и

Прокуратура РФ. В качестве самостоятельных участников отношений в сфере государственного регулирования экономики можно рассматривать различные советы (консультационные советы) при органах государственной власти, которые, с одной стороны, не являются субъектами права, а, с другой стороны, выступают участниками отношений в сфере государственного регулирования предпринимательства.

Субъектами государственного регулирования предпринимательской деятельности выступают также носители хозяйственных интересов, т.е. предприниматели — индивидуальные и коллективные, их ассоциации, союзы, объединения.

3. Объект государственного регулирования — отношения в сфере предпринимательской деятельности. При этом в зависимости от области предпринимательской деятельности можно говорить, например, о государственном регулировании банковской, биржевой, инвестиционной, страховой деятельности . Соответственно, с этими направлениями объект государственного регулирования предпринимательской деятельности будет конкретизироваться. Так, в качестве объекта государственного регулирования предпринимательской деятельности регистратора на рынке ценных бумаг выступает деятельность регистратора по ведению реестра, т.е. сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.

4. Цель государственного регулирования предпринимательской деятельности — недопущение, изменение или прекращение хозяйственной ситуации определенного рода или, напротив, поддержания ее в соответствующем состоянии .

5. Разнообразие используемых средств (форм и методов), вместе образующих систему, позволяет говорить об особом режиме государственного регулирования. Классификация видов государственного регулирования может основываться на степени воздействия государства на те или иные отношения в различных отраслях народного хозяйства или сегментах рынка. Так, возможно выделение максимального, среднего и минимального уровня (режима) государственного регулирования экономики. Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств (инструментов) государственного регулирования. Он установлен в отношении, например, естественных монополий. Минимальный уровень государственного регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.

6. Правовая основа государственного воздействия. Говоря об этом признаке, следует

разграничивать правовое и государственное регулирование предпринимательской деятельности: если первое представляет собой установление общих правил ведения предпринимательской деятельности в той или иной сфере национальной экономики, то второе — воздействие государства на конкретную ситуацию, опирающееся на соответствующие правовые основы (законы, подзаконные акты) и имеющее цель экономического роста и сбалансированного развития экономики .

Заключение

1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой упорядоченную правовыми актами различного уровня деятельность государства в лице его органов, проводимую совместно с носителями хозяйственных интересов, направленную на отношения в сфере предпринимательской деятельности, в целях недопущения, изменения или прекращения хозяйственной ситуации определенного рода или, напротив, поддержания их в соответствующем состоянии при помощи системы средств.

2. В целях устранения терминологической неопределенности, которая в свою очередь негативно отражается на практике применения, в нормативных правовых актах, регулирующих определенные отрасли предпринимательской деятельности, следует вводить определение понятия «государственное регулирование» применительно к специфике этой отрасли.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СЗ РФ. — 2003. — № 50. — Ст. 4850.

2. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: монография. — М.: Проспект, 2009.

3. Зенин И.А. Предпринимательское право. — М.: Высшее образование, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Макаров О.В. Правовой режим государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности: содержание, проблемы, формы // Нотариус. — 2009. — № 2.

6. Смагина И.А. Предпринимательское право: учеб. пособие. — М.: Омега-Л, 2009.

7. Флоря О.В. Правовые аспекты новаторства в государственном регулировании экономики и предпринимательской деятельности в особых экономических зонах (ОЭЗ) // Предпринимательское право. — 2010. — № 4.

2. Belykh V.S. Pravovoe regulirovanie predprinimatel’skoi deyatel’nosti v Rossii: monografiya. — M.: Prospekt, 2009.

3. Zenin I.A. Predprinimatel’skoe pravo. — M.: Vysshee obrazovanie, 2009.

4. Kopytin D.A. Pravovoe regulirovanie reklamnogo rynka. Predprinimatel’sko-pravovoi

aspekt: monografiya. — M.: Volters Kluver, 2010.

6. Smagina I.A. Predprinimatel’skoe pravo: ucheb. posobie. — M.: Omega-L, 2009.

+ + +

УДК 336-74

О.Н. Владимирова, Г.С. Гаврильченко O.N. Vladimirova, G.S. Gavrilchenko

РОЛЬ ДЕНЕГ В СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ THE ROLE OF MONEY IN MODERN ECONOMY MODEL

Ключевые слова: деньги, экономическая активность, денежные потоки, уровень монетизации, скорость обращения денег.

Материал работы имеет теоретическое и практическое значение. Рассматривается роль денег на показателях монетизации экономики — насыщенности экономики денежной массой, скорости обращения денег, что напрямую зависит от денежно-кредитной политики. Предлагается придать деньгам воспроизводственный подход в решении проблем возобновления экономического роста, изменить направление денежных потоков в реальный сектор экономики, повысить уровень экономической активности, привести в соответствие денежную массу с объемами валового внутреннего продукта, в результате повысить уровень доверия к национальной денежной единице.

Keywords: money, economic activity, money flows, monetization level, money circulation velocity.

Введение

Современные деньги, предложение которых аккумулировано банковской системой, являются эффективным инструментом, позволяющим правительству воздействовать на уровень экономической активности, ускорять или тормозить экономический рост, изменять экономическую структуру реального сектора экономики.

Влияние денег на реальный сектор экономики осуществляется в форме денежных потоков. Денежные потоки пронизывают все

сферы деятельности экономики страны и являются основой финансового обеспечения коммерческой деятельности. Создание полноценного финансового механизма требует одновременного совершенствования: структуры производства, технологических и производственных связей, оптовой торговли, повышения эффективности выпуска и потребления. Практика России, развитых и развивающихся стран свидетельствует, что далеко не все функции, необходимые для естественного протекания воспроизводственных процес-

В.Т. Батычко
Предпринимательское право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 г.

Предыдущая

14.1. Сущность и методы государственного регулирования

Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции. К числу таких ограничений относятся различные меры государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленную на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.

Задачи государственного регулирования предпринимательства можно разделить на группы:

— охрана окружающей среды;

— выравнивание экономического цикла;

— обеспечение нормального уровня занятости населения;

— защита жизни и здоровья граждан;

— поддержка конкуренции на рынке;

— поддержка и развитие малого предпринимательства;

— специальные меры защиты прав предпринимателей и др.

Представленный перечень задач государственного регулирования предпринимательства свидетельствует о том, что государственное регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям.

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы.

1. Прямые (административные) методы — средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:

— государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;

— государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— налогообложение;

— лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;

— выдача предписаний антимонопольным органом и т.д.

2. Косвенные методы — экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

— прогнозирование и планирование;

— предоставление налоговых льгот;

— льготное кредитование;

— государственный (муниципальный) заказ и др.

Предыдущая

Раздел 2. Взаимодействие субъектов предпринимательства и государства

Статья 80. Цели и пределы государственного регулирования предпринимательства

1. Целями государственного регулирования предпринимательства являются обеспечение безопасности производимых и реализуемых субъектом предпринимательства товаров, работ, услуг для жизни и здоровья людей, защиты их законных интересов, безопасности для окружающей среды, национальной безопасности Республики Казахстан, защиты имущественных интересов государства.

Примечание

2. Государственное регулирование предпринимательства осуществляется посредством установления государством требований, обязательных для исполнения субъектами предпринимательства, в том числе с использованием регуляторных инструментов на уровне:

1) законов Республики Казахстан;

2) указов Президента Республики Казахстан;

3) нормативных постановлений Правительства Республики Казахстан;

Примечание

4) нормативных правовых приказов министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов и их ведомств;

5) нормативных правовых актов Национального Банка Республики Казахстан;

Примечание

6) нормативных правовых решений маслихатов, нормативных правовых решений акимов, нормативных правовых постановлений акиматов.

Регуляторные инструменты представляют собой способы воздействия в отношении субъектов предпринимательства, в том числе формы и средства государственного регулирования предпринимательства, предусмотренные статьей 81 настоящего Кодекса.

Примечание

3. Для целей настоящего Кодекса информационными инструментами признаются:

1) установление нормативными правовыми актами Республики Казахстан, указанными в части первой пункта 2 настоящей статьи, требований предоставления субъектами предпринимательства информации третьим лицам, в том числе в части маркировки, декларирования, обязательных инструкций, правил обслуживания, иной информации, обязательной для предоставления потребителям о субъектах предпринимательства, обязательной для предоставления третьим лицам в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;

2) представление обязательной отчетности на регулярной основе государственным органам, предусмотренной законодательством Республики Казахстан, включая налоговую, статистическую и иную;

3) предоставление государственным органам информации субъектами предпринимательства, в том числе посредством формы сведений, выписок, деклараций, уведомлений, иных заполняемых субъектами предпринимательства документов, предоставляемых государственным органам в связи с началом осуществления, осуществлением или прекращением деятельности или действий в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

В.Т. Батычко
Предпринимательское право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 г.

1.1. Понятие, предмет и метод российского предпринимательского права

Предпринимательское право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами. Предмет предпринимательского права — это регулируемая им совокупность отношений, складывающихся в процессе предпринимательской деятельности.

В предмет предпринимательского права входят:

— профессиональная деятельность по производству товаров (работ, услуг) с целью извлечения прибыли;

— отношения по реализации товаров, их доставке, хранению и т. п.;

— предпринимательская деятельность организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятий, управлению собственностью;

— хозяйственно-правовое регулирование предпринимательской деятельности;

— государственное воздействие на субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Под методом предпринимательского права понимают совокупность приемов и способов воздействия на отношения, составляющие предмет предпринимательского права.

Поскольку российское предпринимательское право является комплексной отраслью права, объединяющей нормы как гражданского, так и административного права, его методы разнообразны:

— императивный метод — метод жестких властных предписаний, исчерпывающе регулирующих отношения (например, предписания антимонопольных органов, обязанность предпринимателей зарегистрироваться, платить налоги и т.д.);

— диспозитивный метод — предоставляет субъектам свободу выбора определенного варианта поведения (например, в ряде случаев ГК РФ предоставляет предпринимателям возможность определять некоторые условия договоров по соглашению сторон) и др.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что в предпринимательском праве используется императивно-диспозитивный метод правового регулирования.

Урегулированные нормами предпринимательского права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, которые связаны взаимными правами и обязанностями, являются предпринимательскими правоотношениями. Они представляют собой правовую связь между субъектами, содержание которой составляют субъективные права и обязанности.

Признак профессионализма предпринимательской деятельности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *