Общественный контроль осуществляют

Общественный контроль

Общественный контроль — деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.
(Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»)
Субъекты общественного контроля:
• Общественная палата Российской Федерации;
• общественные палаты субъектов Российской Федерации;
• общественные палаты (советы) муниципальных образований;
• общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.
Также для осуществления общественного контроля могут создаваться:
• общественные наблюдательные комиссии;
• общественные инспекции;
• группы общественного контроля;
• иные организационные структуры общественного контроля.
Формы общественного контроля:
• общественный мониторинг;
• общественная проверка;
• общественная экспертиза;
• общественные обсуждения;
• общественные (публичные) слушания;
• иные формы.
Общественный контроль может осуществляться одновременно в нескольких формах.
Общий порядок осуществления всех перечисленных форм общественного контроля, включая права и обязанности участников общественного контроля, определен статьями 19-25 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ.
Результат общественного контроля:
Подготовленный и направленный в органы государственной власти итоговый документ результатов общественного контроля: итоговый документ общественного мониторинга, акт общественной проверки, заключение общественной экспертизы, протокол общественного обсуждения, протокол общественных (публичных) слушаний, а также в иных формах.
В итоговом документе указываются место и время осуществления общественного контроля, задачи общественного контроля, субъекты общественного контроля, формы общественного контроля, установленные при осуществлении общественного контроля факты и обстоятельства, предложения, рекомендации и выводы. К итоговому документу могут прилагаться иные документы, полученные при осуществлении общественного контроля.
Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации в соответствии с результатами общественного контроля вправе:
• направлять в органы государственной власти предложения и рекомендации по совершенствованию их деятельности, а также по устранению причин и условий, способствовавших нарушению прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
• выдвигать общественную инициативу в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• оспаривать в установленном порядке (в том числе в судебном и (или) административном порядке) нормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов государственной власти.
Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об общественном контроле:
• Субъект общественного контроля в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций вносит предложения в соответствующие органы государственной власти о привлечении к ответственности виновных должностных лиц.
• Как воспрепятствование законной деятельности субъектов общественного контроля, так и необоснованное вмешательство субъектов общественного контроля в деятельность органов государственной власти и оказание неправомерного воздействия на указанные органы влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» как пример политического пиара?

В процессе подготовки регионального закона по общественному контролю возникло и не покидает ощущение «прекрасной белеберды» названной законом 🙂

Ниже вопросы, которые не нашли разрешения ни в одном законе субъекта РФ и вызывают улыбку у грамотных юристов (в отношении закона конечно 🙂

1. В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона № 212-ФЗ общественный контроль может осуществляться как в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, так и в иных формах, предусмотренных другими федеральными законами.

Пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона № 212-ФЗ гласит, что субъекты общественного контроля вправе осуществлять общественный контроль в формах, предусмотренных данным Федеральным законом и другими федеральными законами.

В тоже время, согласно части 1 статьи 18 данного Закона общественный контроль осуществляется не только в формах общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, общественных обсуждений, общественных (публичных) слушаний, но может осуществляться в иных формах, не противоречащих данному Федеральному закону.

Часть 7 статьи 19 Федерального закона № 212-ФЗ предусматривает право организатора общественного мониторинга инициировать проведение помимо вышеуказанных форм общественного контроля и иные общественные мероприятия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Может ли законодатель субъекта Российской Федерации в своем региональном законе об общественном контроле предусмотреть иные формы взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления, не предусмотренные Федеральным законом № 212-ФЗ?

2. В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться: общественные наблюдательные комиссии; общественные инспекции; группы общественного контроля; иные организационные структуры общественного контроля.

Часть 2 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ указывает, что полномочия, порядок организации и деятельности общественных инспекций и групп общественного контроля определяются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Во многих федеральных законах термин «законодательство Российской Федерации» раскрывается как совокупность федеральных нормативных правовых актов: Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации.

В настоящее время лишь Федеральный закон от 10.06.2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» определил деятельность общественных наблюдательных комиссий.

В тоже время, в некоторых федеральных законах предусматривается участие граждан и общественных объединений (некоммерческих организаций) в осуществлении общественного контроля (напр., ст. 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п. 6 ст. 3 Водного кодекса РФ, ст. 72.1. Земельного кодекса РФ, ст. 26 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», п. 5 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», п. 3 ст. 2 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч. 1 ст. 102 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Но данными актами не определяется институциональный порядок осуществления данного контроля.

При этом, части 3 и 4 статьи 3 Федерального закона № 212-ФЗ устанавливают, что граждане участвуют в осуществлении общественного контроля в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; а общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Возможно ли, в таких случаях, на уровне субъекта Российской Федерации определить субъекты общественного контроля, для реализации правомочия граждан и общественных объединений (иных некоммерческих организаций) по вышеупомянутым и аналогичным нормативных актам?

3. Статьей 10 Федерального закона № 212-ФЗ установлены права и обязанности субъектов общественного контроля. В частности, право:

— запрашивать в соответствии с законодательством Российской Федерации у органов власти и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия, необходимую для осуществления общественного контроля информацию;

— посещать в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, соответствующие органы власти и организации, осуществляющих отдельные публичные полномочия,

— обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона № 212-ФЗ субъекты общественного контроля могут наделяться иными правами и нести иные обязанности помимо предусмотренных данным Федеральным законом.

В соответствии с части 1 статьи 2 Федерального закона № 212-ФЗ осуществление общественного контроля регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

В тоже время, пункт 8 части 1 и пункт 6 части 2 статьи 10 данного Федерального закона указывается на право пользоваться иными правами и нести иные обязанности, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Учитывая понятие термина «законодательство Российской Федерации», следует ли вывод из указанных положений закона об отсутствии у регионального законодателя установить иные права и обязанности субъектов общественного контроля, в том числе помимо предусмотренных Федеральным законом № 212-ФЗ?

4. В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 212-ФЗ общественные палаты субъектов Российской Федерации осуществляют общественный контроль в порядке, предусмотренном законами субъектов Российской Федерации.

Часть 3 статьи 18 Федерального закона № 212-ФЗ порядок осуществления общественного контроля в формах, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона № 212-ФЗ общественные проверки проводятся в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами.

В соответствии с частью 5 статьи 22 и частью 4 статьи 24 Федерального закона № 212-ФЗ порядок проведения общественной экспертизы и общественного обсуждения устанавливаются организатором в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с частью 5 статьи 25 Федерального закона № 212-ФЗ порядок проведения общественных (публичных) слушаний устанавливается организатором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок осуществления каких форм общественного контроля может быть установлен в региональном законе об общественной палате?

5. В соответствии с часть 7 статьи 19 Федерального закона № 212-ФЗ организатор общественного мониторинга, в зависимости от его результатов, вправе инициировать проведение общественного обсуждения, общественные (публичные) слушания, общественную проверку, общественную экспертизу.

Согласно части 2 данного статьи Закона организаторами общественного мониторинга являются общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации.

В соответствии с частью 2 статьи 20 данного Федерального закона инициаторами общественной проверки могут быть Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований и иные субъекты общественного контроля.

Поскольку общественный контроль в формах общественной проверки и общественной экспертизы проводят субъекты общественного контроля, указанные в статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ, то следует, что данный Закон разделил понятия «организатор» и «инициатор» общественного контроля (напр., Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации может быть инициатором общественной проверки, но организатором ее проведения он являться не может).

Аналогичное положение содержится в части 4 статьи 22 данного Федерального закона.

Получается, что общественная палата субъекта Российской Федерации может быть инициатором проведения общественной проверки либо общественной экспертизы лишь в одном случае, установленном частью 7 статьи 19 Федерального закона № 212-ФЗ.

Возможно ли закрепление в субъектовом законе о региональной общественной палате иных оснований для инициирования общественными палатами субъекта Российской Федерации проведения общественной проверки либо общественной экспертизы?

6. В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ проведение общественной экспертизы является обязательным в отношении актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов в случаях, установленных федеральными законами.

Кто в таком случае является инициатором проведения обязательной общественной экспертизы? В каком порядке (срок) субъект общественного контроля должен принять решение о проведении общественной экспертизы?

7. Статья 4 Федерального закона № 212-ФЗ определяет общественный контроль как деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

Согласно статье 2 Федерального закона № 212-ФЗ осуществление общественного контроля регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Положения Федерального закона № 212-ФЗ содержат прямые указания на регулирование отношений, связанных с осуществлением общественного контроля, в том числе муниципальными нормативными правовые актами (к примеру, статьи 20, 22, 24 и 25 Закона).

Может ли региональный законодатель в законе субъекта Российской Федерации определить порядок проведения общественного контроля в отношении органов местного самоуправления и муниципальных организаций и иных органов и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия, которые осуществляются на муниципальном уровне?

Субъекты общественного контроля

Главная » » Субъекты общественного контроля

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором


Вернуться назад на Общественный контроль
Субъекты общественного контроля – установленные Федеральным законом No212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» основные организационные формы, наделённые правом на осуществление процедур общественного контроля и реализацию его форм.
К субъектам общественного контроля законом отнесены:
1) Общественная палата Российской Федерации;
2) общественные палаты субъектов Российской Федерации;
3) общественные палаты (советы) муниципальных образований;
4) общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме основных субъектов общественного контроля, для реализации форм общественного контроля законом допускается создание других организационных форм привлечения граждан к общественному контролю:
1) общественные наблюдательные комиссии;
2) общественные инспекции;
3) группы общественного контроля;
4) иные организационные структуры общественного контроля.
Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации могут являться организаторами таких форм общественного контроля, как общественный мониторинг, общественное обсуждение, а также принимать участие в осуществлении общественного контроля в других формах, предусмотренных Федеральным законом №212-ФЗ.
Субъектами общественного контроля являются лица и общественные организации, уполномоченные совершать общественный контроля в формах, предусмотренных законодательством.
Общественный контроль осуществляют: общественные палаты федерального уровня, уровня субъектов Федерации и муниципального уровня, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти и при органах государственной власти субъектов Федерации (законодательных и исполнительных), общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, группы общественного контроля. Перечень субъектов открытый.
Существует также понятие общественного инспектора и общественного эксперта. Субъекты общественного контроля могут создавать ассоциации и союзы.
Общественная палата — это организация, обеспечивающая взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях учёта потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации.
Для органов общественного контроля закрепляется принцип самостоятельности и независимости от органов власти и организаций, то есть от тех, чью деятельность контролируют. Отсутствует также вертикаль общественных палат, то есть подчинение нижестоящих палат вышестоящим, однако есть элементы такой вертикали. Так, состав общественного совета при федеральном органе исполнительной власти утверждается руководителем органа по согласованию с советом Общественной палаты Российской Федерации.
Федеральная общественная палата формируется в соответствии с федеральным законом о ней из сорока граждан Российской Федерации, утверждаемых Президентом РФ, восьмидесяти пяти представителей общественных палат субъектов РФ и сорока трех представителей общероссийских общественных объединений, иных некоммерческих организаций. Палаты субъектов Федерации формируются в соответствии с законами субъектов РФ.
Субъекты общественного контроля вправе:
1) осуществлять общественный контроль в предусмотренных формах;
2) выступать в качестве инициаторов, организаторов мероприятий, проводимых при осуществлении общественного контроля, а также участвовать в проводимых мероприятиях;
3) запрашивать необходимую для осуществления общественного контроля информацию, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;
4) посещать в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;
5) подготавливать по результатам осуществления общественного контроля итоговый документ и направлять его на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и в средства массовой информации;
6) в случае выявления фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций направлять в соответствии с федеральным законодательством материалы, полученные в ходе осуществления общественного контроля, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации и в органы прокуратуры;
7) обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в случаях, предусмотренных федеральными законами;
8) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством.
Обязанности субъектов общественного контроля:
1) соблюдать законодательство Российской Федерации об общественном контроле;
2) соблюдать установленные федеральными законами ограничения, связанные с деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления;
3) не создавать препятствий законной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;
4) соблюдать конфиденциальность полученной в ходе осуществления общественного контроля информации, если ее распространение ограничено федеральными законами;
5) обнародовать информацию о своей деятельности по осуществлению общественного контроля и о результатах контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Ст.10 федерального закона №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Общественная организация
Общественное развитие
Общественное сознание
Общественные объединения
Общественные сферы
Общественный прогресс

| | Вверх

Правовой статус субъектов общественного контроля госзакупок

Привет всем!

Как известно, за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков осуществляется контроль со стороны различных государственных органов (Прокуратурой, Антимонопольной службой и т.д.) Однако помимо этого, существует и общественный контроль за осуществлением закупок для государственных или муниципальных нужд.

Правовой статус субъектов общественного контроля закреплен нормами Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 № 212-ФЗ (далее – «Федеральный закон Об общественном контроле», вложение). На основании ч. 1 ст. 9 вышеуказанного Федерального закона к субъектам общественного контроля относятся:

  • Общественная палата Российской Федерации;
  • общественные палаты субъектов Российской Федерации;
  • общественные палаты (советы) муниципальных образований;
  • общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 данной статьи, для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться:

  • общественные наблюдательные комиссии;
  • общественные инспекции;
  • группы общественного контроля;
  • иные организационные структуры общественного контроля.

Ч. 1 ст. 10 Федерального закона «Об общественном контроле» регламентированы следующие права субъектов общественного контроля:

  • осуществлять общественный контроль в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
  • выступать в качестве инициаторов, организаторов мероприятий, проводимых при осуществлении общественного контроля, а также участвовать в проводимых мероприятиях;
  • запрашивать в соответствии с законодательством Российской Федерации у органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, необходимую для осуществления общественного контроля информацию, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;
  • посещать в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;
  • подготавливать по результатам осуществления общественного контроля итоговый документ и направлять его на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и в средства массовой информации;
  • в случае выявления фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций направлять в соответствии с федеральным законодательством материалы, полученные в ходе осуществления общественного контроля, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации и в органы прокуратуры;
  • обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в случаях, предусмотренных федеральными законами;
  • пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

К числу иных законодательных актов, безусловно, относится и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, положения которого регламентируют в том числе права органов общественного контроля в сфере государственных закупок.

В соответствии с ч. 1 ст. 102 вышеназванного Федерального закона, граждане и общественные объединения и объединения юридических лиц вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Ч. 3 ст. 102 Федерального закона о контрактной системе установлены следующие права общественных объединений и объединений юридических лиц, осуществляющих общественный контроль:

  • подготавливать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
  • направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;
  • осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям настоящего Федерального закона;
  • обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;
  • обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из вышеуказанного списка прав органов общественного контроля, данный список является исчерпывающим, то есть субъекты общественного контроля не располагают полномочиями, выходящими за пределы вышеуказанной статьи.

Об общественном контроле

Участие общественности в планировании и осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд согласно Федеральному закону о контрактной системе

В числе главных новаций Федерального закона № 44-ФЗ – введение нового института участия общественности в процессе закупок для государственных и муниципальных нужд. В законе есть жесткое обязательство заказчика предоставлять достаточно широкий перечень информации для осуществления общественного контроля, а также введены дополнительные случаи обсуждения госзакупок, при осуществлении которых должно учитываться мнение общества.
Участие общественности в планировании и осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд согласно закону о контрактной системе можно разделить на две формы: участие в обязательном общественном обсуждении закупок и осуществление общественного контроля.

Общественное обсуждение закупок

Согласно новому закону, уже на стадии планирования закупки общественность имеет право высказаться о ее целесообразности, обсудить ее условия и стартовую цену. Причем закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.
Обсуждать общественность сможет далеко не все закупки, а только наиболее крупные. На переходный период до 2016 года обязательному общественному обсуждению будут подлежать закупки свыше 1 млрд. рублей. Но на региональном и муниципальном уровне могут быть установлены дополнительные случаи обсуждения.
Так, на региональном уровне планируется обсуждать закупки свыше 100 млн. рублей, а на местном уровне в зависимости от вида муниципального образования.
В обязательном общественном обсуждении закупок может принять участие любой желающий. Законом не ограничивается круг участников обсуждения.
Обязательное общественное обсуждение закупок будет проводиться на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок и на специальных очных слушаниях. Начинаться общественное обсуждение закупки будет с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, и заканчиваться не позднее срока, до истечения которого процедура закупки может быть отменена заказчиком.
Игнорировать запросы общественности при обсуждении закупки заказчик не сможет — он должен будет дать мотивированную оценку всем поступившим предложениям и замечаниям, а по итогам проведения общественного обсуждения еще и отчитаться.
Результатами обязательного общественного обсуждения закупок могут быть изменения в планах и планах-графиках закупок, в документации о закупках или даже отмена закупки.

Общественный контроль закупок

В новом законе общественность получит новые полномочия и для контроля закупок в государственном и муниципальном секторе. Закон о контрактной системе наделяет общественные объединения и объединения юридических лиц правом обращения в суд в защиту прав и законных интересов группы лиц при нарушении правил проведения закупки.
Предметом общественного контроля является соблюдение всеми участниками контрактной системы всего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и иных нормативных правовых актов в этой сфере. Причем, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления общественного контроля.
Несмотря на то, что граждане упоминаются законом, как лица, осуществляющие общественный контроль, закон не оговорил для них никаких прав по его осуществлению. Однако это не препятствует гражданам реализовывать свое законное право на обращение в государственные и муниципальные органы и учреждения и получать информацию об их деятельности. А вот подавать в суд на нечестную закупку смогут только общественные объединения и объединения юридических лиц.
К общественным объединениям относятся некоммерческие организации, созданные в следующих организационно-правовых формах: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия. К объединениям юридических лиц относятся соответствующие ассоциации и союзы.
Общественные объединения и объединения юридических лиц смогут:

  • подготавливать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
  • направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов.
  • осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям Федерального закона № 44-ФЗ.
  • обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю закупок
  • подавать жалобы, которые рассматриваются в ускоренном порядке, на нарушающие права и законные интересы участника закупки действия или бездействие заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
  • обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления признаков состава преступления в действиях или бездействии заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих.
  • обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для реализации права общественных объединений и объединений юридических лиц на обращение в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц, их обращение должно быть поддержано не менее чем 5 лицами, участвующим в правоотношениях, по поводу которых было осуществлено обращение в суд. Такое обращение подлежит подаче в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным кодексом.
Запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов рассматриваются заказчиками в соответствии с законодательством Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан.
Члены общественных объединений и объединений юридических лиц обязаны обеспечивать конфиденциальность секретной информации, которая стала им известна в ходе осуществления общественного контроля.

«Правовые основы и предпосылки эффективности участия общественности в процедурах осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд»

Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривается закрепление участия общества в процессе планирования и осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд по сравнению с действующим законодательством.
Участие общественности в планировании и осуществлении закупок основывается на принципах контрактной системы в сфере закупок, включая принцип открытости и прозрачности, принцип обеспечения конкуренции, а также принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок.
В соответствии с Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами могут быть выделены следующие формы участия общества в планировании и осуществлении закупок:
— участия в обязательном общественном обсуждении закупок;
— осуществления общественного контроля планирования закупок;
— участие в публичной защите планов закупок, планов-графиков закупок, участие в общественном обсуждении планов закупок (планов-графиков закупок), если такая защита (обсуждение) предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими формирование, утверждение и ведения плана закупок (плана-графика закупок);
— участия в общественном обсуждении закупок, проводимом по инициативе заказчика («необязательное» обсуждение);
— участия в общественном обсуждении (экспертизе) обоснования закупки (начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта), если проведение такого обсуждения будет предусмотрено нормативным правовым актом, регулирующим обоснование закупок;
— участия в общественном обсуждении (экспертизе) проектов актов о нормировании в сфере закупок, требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков, если проведение такого обсуждения будет предусмотрено соответствующим порядком, принимаемым в соответствии со статьей 19 Федерального закона;
— иных формах в соответствии с нормативными правовыми актами.
Федеральным законом впервые урегулированы вопросы общественного контроля в сфере закупок. Общественным объединениям и объединениям юридических лиц предоставлены существенные права, позволяющие выявлять и предупреждать нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также влиять на развитие контрактной системы.
Порядок участия граждан, общественных объединений и объединений юридических лиц в планировании и осуществлении закупок позволяет обеспечить баланс интересов гражданского общества и заказчиков. Вместе с тем, основной упор в регулировании процедур общественного участия в процессе планирования и осуществления закупок должен быть сделан на защиту и гарантии прав представителей общества.
Открытость и прозрачность планирования закупок обеспечивается, в том числе, путем размещения документов и информации о планировании и осуществлении закупок в единой информационной системе, а также путем предоставления информации по запросам субъектов общественного контроля. Причем, доступ является свободным и безвозмездным, а информация должна быть полной и достоверной.
В соответствии с частью 5 статьи 112 Федерального закона до ввода единой информационной системы информация, которая подлежит размещению в ней, должна размещаться официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (zakupki.gov.ru).

Как происходит общественный контроль в сфере закупок

Такой надзор организован, чтобы предупредить и выявить нарушения, а также чтобы совершенствовать контрактную систему в целом. Такой инструмент является достаточно эффективным. Регламентируется он статьей 102 Закона о контрактной системе.

Однако необходимо обратить внимание на тот факт, что возможны случаи, когда происходит злоупотребление правом в госзакупках, общественный контроль при этом теряет свою основную функцию. Речь идет о недобросовестных гражданах и юрлицах, которые используют возможность проводить такой контроль с целью навредить, к примеру, заказчику. В таких случаях можно написать жалобу в прокуратуру.

Кто вправе осуществлять общественный контроль в госзакупках РФ

В 2014 году принят Федеральный закон № 212 от 21.07.2014, согласно которому его могут проводить:

  • общественная палата, а также палаты субъекта и муниципалитета;
  • советы при федеральных и субъектовых органах власти;
  • различного рода инспекции и наблюдательные комиссии;
  • иные структуры, создаваемые с указанными целями.

Основные права наблюдателей

Организации, осуществляющие такое наблюдение, вправе:

  • самостоятельно проводить мониторинг закупочных процедур;
  • обращаться с жалобами от своего имени в различные органы власти (ФАС России, правоохранительные органы), а также в суд;
  • направлять предложения по совершенствованию системы закупочных процедур;
  • обращаться к заказчикам с запросами о получении информации (о проведении торгов, о ходе исполнения контрактов).

Также они могут публиковать отчеты о работе. Например, РОО «Общественный контроль» в сфере закупок отзывы и информацию о деятельности публикует на своем официальном сайте.

Федеральный закон о контрактной системе внес кардинальные изменения в систему закупок для обеспечения нужд государства. С момента принятия закона в него уже неоднократно вносились поправки, в ближайшее время планируются очередные существенные изменения в части перевода всех конкурентных процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронную форму. Безусловно, и сам новый закон, и вносимые в него изменения вызывают множество вопросов не только у заказчиков, но и у иных субъектов правоотношений, участвующих в реализации положений законодательства о контрактной системе.

Новый вид контроля — общественный

Одним из важнейших нововведений Закона № 44‑ФЗ стала перестройка всех форм контроля в сфере закупок. Наряду с появившимися финансовым, ведомственным контролем, контролем заказчика в сфере закупок был создан и институт общественного контроля. Неоспоримым является тот факт, что данный механизм должен способствовать пресечению коррупционных правонарушений при осуществлении закупок, быть помощником как самим заказчикам, зачастую допускающим нарушения скорее по незнанию, чем преднамеренно, так и контролирующим и надзорным ведомствам. Однако необходимо констатировать тот факт, что в законе о контрактной системе имеются некоторые проблемы и правовые пробелы, не позволяющие в полной мере использовать предусмотренные возможности в части организации общественного контроля.

Положения об общественном контроле в Законе № 44‑ФЗ закреплены в статье 102. В соответствии с ней общественный контроль призван решать следующие вопросы:

  • способствовать реализации принципов контрактной системы в сфере закупок;
  • оказывать содействие развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок;
  • предупреждать, выявлять нарушения Закона № 44‑ФЗ и информировать заказчиков, контрольные органы о выявленных нарушениях.

В соответствии с частью 1 рассматриваемой статьи общественный контроль имеют право осуществлять граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц. Однако в части 3 статьи 102, в которой преду­сматриваются права общественных контролеров, сказано, что эти права распространяются только на общественные объединения и объ­единения юридических лиц. О гражданах в данном ключе не сказано ни слова.

В этом кроется первая проблема: включение граждан в число общественных контролеров по Закону № 44‑ФЗ является, по сути, декларативным. Сами граждане как субъекты общественного контроля не имеют каких-либо прав и полномочий при осуществлении самого контроля. Иначе говоря, реализовывать функционал общественных контролеров, предусмотренный законом о контрактной системе, в том числе обращаться к заказчикам с запросами о предоставлении информации о закупках, обращаться от своего имени в государственные и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю, обращаться в правоохранительные органы в рамках общественного контроля, могут только общественные объединения и объединения юридических лиц. Гражданам остается лишь возможность направлять свои обращения в адрес государственных органов и органов местного самоуправления в рамках Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Таким образом, в чистом виде говорить об общественном контроле в сфере закупок в этом случае уже не приходится.

Анонимки не рассматриваются

Из норм Закона № 59‑ФЗ вытекает и вторая проблема, связанная с реализацией положений об общественном контроле. Частью 4 статьи 102 Закона № 44‑ФЗ установлено, что «запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов, иные обращения, представленные общественными объединениями и объединениями юридических лиц, рассматриваются заказчиками в соответствии с законодательством Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан», то есть в соответствии с положениями Закона № 59‑ФЗ.

С одной стороны, все понятно. Но в соответствии с положениями статьи 7 Закона № 59‑ФЗ в письменном обращении гражданин (а в случае осуществления действий по общественному контролю в сфере закупок — лицо, действующее от имени общественного объединения или объединения юридических лиц) в обязательном порядке указывает «свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату». При направлении обращения в электронной форме кроме вышеперечисленной информации указывается адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа.

Заказчик регистрирует, рассматривает и в установленные сроки направляет отправителю обращения ответ на полученный запрос. Непосредственно сам порядок рассмотрения обращений в Законе № 59‑ФЗ установлен в статье 11, в соответствии с которой, «если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается». И в данном случае мы зачастую сталкиваемся с ситуацией, при которой возникает конфликт между ограничениями, наложенными законодательством, и формами реализации общественного контроля, выбранными конкретными общественными объединениями.

Пожалуй, на сегодняшний день примером наиболее активной деятельности по общественному контролю в сфере закупок являетс­я работа в рамках проекта Общероссийского народного фронта «ЗА честные закупки». По данным отчета, размещенного на сайте проекта zachestnyezakupki.onf.ru, только за март 2015 года было выявлено 436 сомнительных закупок на сумму 39,7 миллиарда рублей. Цифры достаточно серьезные и говорят о том, что такие закупки требуют повышенного внимания. Свое­временные действия общественных контролеров могут исправить ситуацию в том случае, если на стадии определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) действительно были допущены нарушения. Однако, на наш взгляд, организация работы самого проекта требует доработки и приведения деятельности общественных контролеров в соответствие с положениями законодательства.

Наиболее наглядно данная ситуация может быть продемонстрирована на конкретном примере. В адрес Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (далее — Комитет) по электронной почте поступило сообщение о добавлении общественным контролером на сайт zachestnyezakupki.onf.ru закупки с номером извещения 0106200001915000040. В указанном сообщении имеется просьба «отреагировать на добавленный общественным контролером сигнал».

С одной стороны, при обращении общественных контролеров заказчик обязан отреагировать и рассмотреть обращение в соответствии с положениями закона о порядке рассмотрения обращений граждан. Однако, как было указано ранее, статьей 11 Закона № 59‑ФЗ установлено: если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес ответ на обращение не дается. В связи с тем что сообщение, направленное в адрес, Комитета с сайта zachestnyezakupki.onf.ru, не позволяет идентифицировать отправителя, в сообщении отсутствует установленная статьей 11 Закона № 59‑ФЗ информация, Комитет не имеет возможности направить ответ на данное обращение.

Кроме этого, Законом № 44‑ФЗ установлен запрет на проведение переговоров с участниками закупок, за исключением случаев, предусмотренных самим законом. При проведении электронного аукциона все взаимодействия между участником закупки и заказчиком осуществляются только посредством электронной площадки путем направления запросов о разъяснении положений документации об аукционе. В рассматриваемом случае не исключена вероятность того, что под видом общественного контролера может действовать один из потенциальных участников объявленной закупки, который по тем или иным причинам не желает раскрывать информацию о себе или способствовать разъяснению положений документации, открытому для всех других участников (с опубликованием информации на сайте zakupki.gov.ru). И, направив какое-либо объяснение по закупке в ответ на обращение, поступившее подобным образом, заказчик может быть в дальнейшем обвинен в нарушении положений статьи 46 Закона № 44‑ФЗ, а это в свою очередь может привести к признанию такого определения поставщика (подрядчика, исполнителя) недействительным по иску заинтересованного лица.

Чтобы решить данную проблему, общественные объединения и (или) объединения юридических лиц при организации различных форм общественного контроля должны тщательно продумывать механизмы реализации контроля, учитывающие все положения законодательства. Например, в рассмотренном случае было бы правильным, если бы все обращения общественных контролеров, которые размещены на сайте zachestnyezakupki.onf.ru, при направлении заказчикам подписывались уполномоченным лицом проекта с указанием всей информации в соответствии с положениями статьи 7 Закона № 59‑ФЗ. Во-первых, это способствовало бы полной реализации положений Закона № 44‑ФЗ в части организации общественного контроля в сфере закупок, исключало бы нарушения заказчиков, которые по своему незнанию, неопытности, а иногда и просто из боязни действий общественных контролеров по обжалованию закупки отвечают на ненадлежащим образом направленные запросы. Во-вторых, способствовало бы большей ответственности самих организаций, которые занимаются общественным контролем, за действия физических лиц, которые выступают от их имени и пользуются ресурсами данных организаций.

Чтобы контроль был действенным

Известной проблемой при организации общественного контроля в сфере закупок является конфликт положений закона о контрактной системе в части общественного контроля с положениями Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212—ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». В соответствии с положениями статьи 9 Закона № 212‑ФЗ субъектами общественного контроля являются:

Общественная палата РФ;

общественные палаты субъектов РФ;

общественные палаты (советы) муниципальных образований;

общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ.

В этой связи возникает вопрос о статусе общественных объединений и объединений юридических лиц при осуществлении ими общественного контроля в сфере закупок. На наш взгляд, только оперативное устранение конфликтующих норм законодательства может способствовать реальному достижению целей общественного контроля, заложенных в законодательстве РФ, и в частности в законе о контрактной системе, в том числе достижению цели эффективности и значимости общественного контроля в борьбе с коррупцией. В противном случае важные и востребованные нормы закона могут, по сути, остаться декларативными, неработающими, приводящими к затягиванию процедур закупок в связи с большим количеством жалоб в органы контроля в сфере закупок и судебных тяжб.

Опыт Карелии

Безусловно, в настоящее время в нашей стране только происходит становление общественного контроля в сфере закупок. В этой связи на уровне регионов деятельность общественных контролеров зачастую является хаотичной и не урегулированной никакими нормами. Конкурирующие и несогласованные между собой нормы законодательства способствуют тому, что между заказчиками и общественными контролерами порой завязывается нешуточная борьба, в которой арбитрами призваны стать органы контроля в сфере закупок при рассмотрении жалоб, поступивших от общественников.

Однако в разрешении данной проблемы существенную пользу может принести работа органов по регулированию контрактной системы на уровне регионов. Именно такая работа в настоящее время начата в Карелии. Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, который является республиканским регулятором в данной сфере, сформирован реестр общественных организаций, действующих на территории субъекта, проанализированы сферы деятельности этих организаций (союзы фермерских хозяйств, союзы хлебопеков, ассоциации промышленников и т. д.). В ближайшее время предполагается проведение большого совместного совещания Комитета и представителей таких организаций, в ходе которого планируется определить существующие проблемы в части организации общественного контроля, наметить совместные пути преодоления возникающих сложностей, например таких, которые были описаны выше.

Предполагается также определить и совместные мероприятия, в том числе по обучению общественных контролеров в сфере закупок. На этом же совещании всем представителям организаций, желающим работать в составе Общественного совета при Комитете, будет предложено направить свои заявления по включению в состав данного органа. Кроме того, заказчикам и уполномоченным органам зачастую необходима помощь таких общественных организаций при проведении конкретных процедур закупок в конкретных сферах деятельности. Кто, как не представители общественных организаций, например строителей, смогут оказать наиболее квалифицированную помощь заказчикам при подготовке документации на строительные работы или при рассмотрении поступивших заявок? Точно так же при должной организации сотрудничества общественные организации могут быть привлечены и к экспертизе результатов исполнения контрактов в соответствии с положениями Закона № 44‑ФЗ. И это тоже реальное направление совместной деятельности по достижению основной цели законодательства о контрактной системе — прозрачности, эффективности, ответственности за результативность закупок для нужд государства.

Общественный контроль осуществляют

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *