Принцип адресности

Социальные услуги изначально носят адресный характер, они ориентированы не на всех граждан, а только на тех, кто находится в трудной жизненной ситуации. Кроме того, широкий перечень социальных услуг и учреждений, их оказывающих, позволяют предоставить конкретному гражданину ту совокупность услуг, которая позволит наиболее эффективно содействовать задаче выхода из ситуации, нарушающей его жизнедеятельность, или по меньшей мере смягчить ее. Региональным законодательством может быть предусмотрена приоритетность предоставления социальных услуг определенной категории лиц – во внеочередном или первоочередном порядке.

Принцип доступности

Доступность социального обслуживания проявляется прежде всего в стоимостных характеристиках. Наиболее незащищенные слои населения (например, малообеспеченные, несовершеннолетние) получают социальные услуги бесплатно. Плата за социальные услуги для иных категорий граждан является относительно невысокой. При этом значительная часть стоимости финансируется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Помимо этого, доступность социальных услуг должна обеспечиваться посредством создания необходимого количества соответствующих государственных учреждений и содействием развитию негосударственного сектора социальных услуг.

К сожалению, сегодня говорить о полной и последовательной реализации принципа доступности социального обслуживания не представляется возможным. Уровень финансовых возможностей субъектов РФ не позволяет создавать и содержать учреждения социального обслуживания в достаточном количестве, и, как следствие, существуют очереди на получение определенных видов социального обслуживания (например, стационарного). Негосударственные учреждения социального обслуживания пока не получили широкого распространения и не оказывают существенного влияния на рынок социальных услуг. Государственно-частное партнерство вообще, а в названной сфере в частности, только начинает рассматриваться в качестве действенного механизма взаимодействия государства и бизнеса в целях реализации общественно-значимых проектов. Отдельные примеры финансирования учреждений социального обслуживания за счет частных пожертвований (благотворительной деятельности) не могут изменить общую картину.

Принцип добровольности

По общему правилу получение социальных услуг основывается на свободном волеизъявлении субъекта. Именно он оценивает необходимость обращения в учреждения социального обслуживания, выбирает вид социальных услуг, соответствующий его потребностям. Следует отметить, что для принятия обоснованного, взвешенного решения гражданин вправе требовать получения полной информации о предоставляемых социальных услугах, условиях их предоставления и оплаты и т.д.

Исключения из общего правила добровольного получения социальных услуг, предусмотренные Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», составляют случаи, когда в силу объективных причин лицо не в состоянии адекватно оценить сложившуюся ситуацию либо оказание выбранных гражданином социальных услуг не представляется возможным.

Так, ограничения прав граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании им социальных услуг могут выражаться в помещении этих граждан без их согласия в стационарные учреждения социального обслуживания в случаях, если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными.

Вопрос о помещении граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждениях социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей по указанным основаниям решается судом по представлению органов социальной защиты населения.

Отказ от услуг стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, утративших способность удовлетворять свои основные жизненные потребности или признанных в установленном законом порядке недееспособными, производится по письменному заявлению их законных представителей в случае, если они обязуются обеспечить указанным лицам уход и необходимые условия проживания.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, являющимся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому.

Отказ в предоставлении гражданам пожилого возраста и инвалидам социальных услуг по данным основаниям подтверждается совместным заключением органа социальной защиты населения и врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения.

Анна Кузнецова отметила, что Владимир Путин, оглашая Послание Федеральному собранию, связал успешное развитие России с темой семьи и воспитания подрастающего поколения в русле традиционных семейных ценностей.

Глава государства обозначил ряд важных задач: это материальная поддержка семей с детьми (сохранение предыдущих мер поддержки и новые решения), забота о здоровье несовершеннолетних (питание в школах и лекарственное обеспечение), поддержка многодетности и воспитание подрастающего поколения с пониманием ценности семьи.

«Предложенные меры носят конкретный, адресный характер. Это и повышение материального благополучия для семей с детьми разных категорий, и тех семей, где только что родились малыши, первенцы, или родились вторые и последующие дети, и те семьи, где дети уже идут в школу – все эти категории охвачены», — заявила детский омбудсмен.

Анна Кузнецова также подчеркнула, что будут сохранены и предыдущие меры поддержки. «Мы говорим о маткапитале, также будет произведена индексация, будут новые выплаты — семьям с низким уровнем дохода с детьми до 7 лет – это тоже очень важная мера, которая охватит до 70-80% семей», — добавила Анна Кузнецова.

Она особо отметила тему здоровья детей, которая также была озвучена, налаживания механизма по обеспечению семей с больными детьми лекарствами, которые не зарегистрированы на территории России, а также бесплатного горячего питания в школах для учеников начальных классов.

«Обеспечение горячим питанием школьников – особо близкая нам тема. Много сил мы потратили и часто говорили, проверяли образовательные организации, выявляли нарушения, боролись с ними, боролись с позорной практикой «разных столов». И теперь озвучена позиция Президента об искоренении проблем в этой сфере полностью. Речь идет об обеспечении горячим питанием детей с первого по четвертый класс, что также повлечет развитие инфраструктуры школ», — сказала Уполномоченный.

Глобальное значение, по ее словам, имеет озвученная мера поддержки воспитательной функции школы.

«Довольно серьезная, глобальная, на мой взгляд, прозвучала тема воспитания. Озвучена инициатива по доплатам классным руководителям. Отмечено было, что именно классный руководитель является воспитателем и воспитание является федеральной функцией. Это очень важно – значит, качеству организации процесса воспитания в российских школах теперь будет уделено самое пристальное внимание», — подчеркнула Анна Кузнецова.

«Особенно серьезное звучание эта тема приобретает в контексте празднования 75-летия Победы, учитывая, как сегодня искажается история, видя, как пытаются вложить в головы наших детей ложь под видом правды. Поэтому это решение я считаю тоже принципиально важным», — добавила детский омбудсмен.

Уполномоченный подчеркнула важность исполнения всех озвученных мер и неформальный подход к этой работе. «Отчитываться нужно, и Президент об этом говорил, не количеством заключенных соцконтрактов, а качественным изменением жизни семьи», — заявила детский омбудсмен.

Принцип адресности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *