История российской адвокатуры

Н. К. Панько

ПРИСЯЖНЫЕ ПОВЕРЕННЫЕ И АДВОКАТЫ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИХ ПРАВОВОГО СТАТУСА И ПОЛНОМОЧИЙ ПО УСТАВУ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 1864 ГОДА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена рассмотрению истории развития института присяжных поверенных в связи с отменой крепостного права в России в 1861 г., проведением судебной реформы, принятием Устава уголовного судопроизводства и Учреждений судебных установлений 1864 г. Анализируется и сравнивается правовой статус и полномочия дореволюционного присяжного поверенного и адвоката, нашего современника. Критически анализируется позиция действующего законодателя в сохранении фикционного положения адвоката-защитника как субъекта доказывания по уголовному делу.

К л ю ч е в ы е с л о в а: Судебная реформа 1864 г., правовой статус, присяжный поверенный, адвокат, полномочия, доказательства, законодательная фикция.

K e y w o r d s: Judicial reform of 1864, legal status, attorney at law, barrister, competence, evidence, legislative fiction.

Кризис феодально-абсолютистской государственности явился необходимой предпосылкой осознания неизбежности реформы. На пути преобразований государственно-правовой системы России стояло крепостное право; пронизывая социальные отношения, оно отрицательно влияло на них. Крепостное право исключало законность, так как не было необходимости в справедливом суде. В руках помещиков сосредоточивалась реальная власть над многочисленным количеством населения. От личности помещика зависело отношение к крестьянам, их жизни и смерти, по сути, помещик и был судьей. Реформировать государственный механизм юстиции было невозможно без уничтожения этого чудовищного беспредела — крепостного права.

Крепостное право не только препятствовало реформе государственного аппарата (юстиции), но и таило потенциальную опасность для власти господствующего класса. Оно было источником перманентного напряжения, способного каждую минуту перейти в бунт, который мог развиться до общего восстания1. Та -ким образом, для изменения ситуации в корне следовало осуществить переход на абсолютно иной качественный уровень правосудия (переход с инквизиционного процесса на состязательный), который был невозможен без отмены крепостного права. Инквизиционный уголовный процесс безобразен по своей природе и давал такую правовую картину: гнилое, разложившееся правосудие; неполно-

© Панько Н. К., 2014

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2014-№ 3

Организация судебной власти и правоохранительной деятельности

ценная, неспособная выполнять свои задачи прокуратура и фактически полное отсутствие института защиты. Адвокатуры как корпорации просто не существовало. Естественно, это нашло отражение в работах общественных деятелей XIX в. Так,

В. Ф. Одоевский писал: «В большей части из нас утвердилась мысль, что закона собственно не существует, а есть только сила, присвоенная разным степеням государственной иерархии. Следствие такой мысли: убеждение, что силе можно противодействовать хитростью до случая, когда можно противодействовать силою же, отсюда стремление почти каждого из нас иметь по поговорке «длинные руки», отсюда наши взаимные упреки в недобросовестности… Это безверие в святость, неизменность закона в низших классах выражается тысячью грубых поговорок, в высших — еще более прискорбным явлением: здесь удивляются, если судья оскорбляется просьбой наклонить дело в ту или иную сторону; здесь решение дела не в пользу того, о ком просили, бывает причиною вражды и мщения»2.

Вторая половина 50-х гг. XIX в., совпавшая с новым царствованием, ознаменовалась особым пробуждением и подъемом общественных надежд и государственного творчества. То, что в течение долгих лет считалось злом неизбежным, стало чувствоваться как зло невыносимое3. Выдающийся гуманист, человек высочайшего уровня культуры русский юристА. Ф. Кони писал: «Явилась потребность от платонических сожалений и юмористических изображений перейти к уничтожению фактических оснований для этого в действительности и к созданию нового порядка вещей, соответствующего требованиям настоящего правосудия. Удовлетворения этой потребности в одинаковой мере жаждал ум мыслящих людей, отвращавшийся от архаической картины судебного устройства, жаждало и сердце, не могшее мириться с систематическим забвением о правде, отданной на жертву бездушным хитросплетениям, связанным с этим устройством. Великое дело освобождения крестьян от крепостной зависимости неизбежно должно было повлечь за собой реформу суда, городского и земского устройства и общую воинскую повинность»4.

В Петербурге 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. После этого стало реальностью обуздать произвол бюрократии и обеспечить права и неприкосновенность личности. Это явилось необходимой базой для Судебных уставов 1864 г., которые были приняты в ходе великой отечественной судебной реформы. Судебная реформа 1864 г. готовилась и проводилась при самом активном участии фактически всей юридической общественности России того времени. Участие значительного количества высококлассных юристов обеспечило реформе прочный фундамент с учетом общеевропейской науки и практики. Причем с учетом разумным, исходя из всех особенностей отечественной действительности. Суть реформы состояла в коренном изменении процессуального законодательства и неразрывно связанного с ним судопроизводства. Отдельные изменения порядка судопроизводства не могли дать ощутимых результатов, и явно проявилась взаимосвязь судебно-процессуальных институтов: изменение одного неизбежно вело к модификации другого. Это прекрасно понимали активные участники подготовки судебной реформы. В 1858 г. граф Д. Н. Блудов подал Александру II доклад «Об установлении присяжных стряпчих», в котором он доказывал необходимость создания адвокатуры, существовавшей во всех европейских госу-

2 Гражданские заветы князя В. Ф. Одоевского. СПб., 1895. Кн. 5. С. 46.

3 См.: Кони А. Ф. Избранные труды и речи / сост. И. В. Потапчук. Тула, 2000.

4 Там же. С. 53.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2014-№ 3

Н. К. Панько

дарствах. Особо он подчеркивал официальный, публичный характер адвокатской деятельности. В результате согласия принять практику судебного представительства и правозаступничества было осуществлено оформление социально-правовой категории судебных представителей и правозаступников под общим названием «присяжных поверенных». Это зафиксировано в «Учреждениях судебных установлений» Судебных уставов 1864 г. в разделе «О лицах, состоящих при судебных местах» главой «О присяжных поверенных»5. Попробуем проанализировать и провести сравнение дореволюционной и современной адвокатуры. Нас интересуют следующие основные позиции: порядок и условия приобретения статуса, организация и порядок подготовки к профессии, принятие присяги, основные полномочия присяжных поверенных и адвокатов.

Согласно указанному документу вводимый институт присяжных поверенных представлял собой независимую от государства профессиональную корпорацию, включенную в систему судопроизводства на основании права и обязанности ведения уголовных и гражданских дел во всех судебных инстанциях империи. Статья 353 закрепляла: «Присяжные поверенные состоят при судебных местах для занятия делами по избранию и поручению тяжущихся, обвиняемых и других лиц, участвующих в деле, а также по назначению в определенных случаях советов присяжных поверенных и председателей судебных мест»6. Законодательно закреплялись принципы формирования персонального состава адвокатуры. В ст. 354 Учреждений судебных установлений определено: «Присяжными поверенными могут быть лица, имеющие аттестаты университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук или о выдержании экзамена в сих науках, если они сверх того прослужили не менее пяти лет по судебному ведомству в таких должностях, при исправлении которых могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел или также не менее пяти лет состояли кандидатами на должности по судебному ведомству (ст. 407), или же занимались судебною практикою под руководством присяжных поверенных в качестве их помощников»7.

Какие лица не могли претендовать на приобретение статуса присяжного поверенного? Закон в ст. 355 указанных выше Учреждений судебных установлений давал исчерпывающий и достаточно строгий перечень таких лиц. Итак, «присяжными поверенными не могут быть:

1) не достигшие 25-летнего возраста;

2) иностранцы;

3) объявленные несостоятельными должниками;

4) состоящие на службе от правительства или по выборам, за исключением лиц, занимающих почетные или общественные должности без жалованья;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда;

7 Там же.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2014-№ 3

Организация судебной власти и правоохранительной деятельности

6) состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния, и те, которые, быв под судом за такие преступления или проступки, не оправданы судебными приговорами;

7) исключенные из службы по суду или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;

8) те, коим по суду воспрещено хождение по чужим делам, а также исключенные из числа присяжных поверенных».

Присяжные поверенные каждого округа судебной палаты избирали из своей среды простым большинством голосов совет, председателя совета и товарища председателя для надзора за всеми состоявшими в том округе поверенными. Совет присяжных поверенных созывался на общее собрание председателем совета ежегодно, где заслушивался отчет о действиях совета за минувший судебный год.

Правовой статус адвокатов Российской Федерации и их адвокатская деятельность регулируется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»8 с изменениями, внесенными 3 декабря 2007 г., действующего в редакции от 2 июля 2013 г.

Согласно указанному Закону адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокатская деятельность — это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном законом, физическим и юридическим лицам (далее — доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ, должности государственной службы и муниципальные должности.

Несомненно, одной из центральных идей положения о присяжных поверенных явилось определение адвокатской деятельности как альтернативы государственной службе. Тот факт, что присяжным поверенным было отказано в праве на производство в чин, является весьма значимым, поскольку система чинопроизводства служила одним из основных принципов социальной организации имперской бюрократии. Исключение из этой системы предполагало эмансипацию адвокатской корпорации и на социальном уровне. Юристы, занятые адвокатской практикой, и юристы, включенные в бюрократическую систему, уже не могли быть объединены в одну социальную категорию и, тем более, сформировать одну социальную группу. Это абсолютно прямо закреплялось в п. 4 ст. 355 Учреждений судебных установлений. Современный законодатель по данному вопросу высказывается также недвусмысленно и жестко (ч. 1 ст. 2 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). По-иному быть не может, так как нельзя одинаково добросовестно блюсти интересы государства и частного лица. Профессор Н. Н. Полянский писал: «… ближе к истине та точка зрения, которая рассматривает адвоката, как «представителя индивидуального интереса против всемогущества государства». Если верно, что защитник в процессе нужен, в

8 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148938/ (дата обращения: 23.06.2014).

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2014-№ 3

Н. К. Панько

частности для того чтобы стоять на страже всех тех гарантий, которые установлены в интересах обвиняемого, то нельзя забывать, что гарантии эти устанавливаются законодателем для того, чтобы в конечном результате в процессе восторжествовала искомая в нем истина: без процессуальных гарантий, без представительства индивидуальных интересов обвиняемого правосудие рискует превратиться в произвол, нисколько не обеспечивающий правильного разрешения дела. Отсюда: «всякий обвиняемый имеет право на защиту» и «всякая защита (т.е. защита по всякому делу) нравственна»9.

Регулирование вопроса подготовки к профессии присяжного поверенного закреплялась в ст. 354 Учреждений судебных установлений (далее — УСУ). Подготовка заключалась в: 1) наличии аттестата (диплома) университета или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук или сдачи экзамена по этим наукам; 2) прохождении пятилетней практики в рамках профессиональной корпорации в качестве помощника присяжного поверенного. Помощникам не предоставлялось права самостоятельно ходатайствовать по чужим делам. Их деятельность предположительно должна была ограничиваться секретарскими функциями. Прием в присяжные поверенные на основании критериев теоретических знаний и практического стажа должен был осуществляться органами корпоративного самоуправления — советами, ежегодно избираемыми на общих собраниях присяжных поверенных (ст. 364). Передавая в ведение советов вопрос о приеме и исключении, правительство, тем не менее, оставляло за судебными местами (судебными палатами и окружными судами) административную функцию «приписки к сословию присяжных поверенных» и приведение их к присяге (ст. 381). Желающий поступить в число присяжных поверенных должен был подать о том прошение в совет поверенных, с указанием отсутствия препятствий для этого, указанных в ст. 355 УСУ, и в каком городе он избирает себе место жительства. К прошению прилагались все документы, необходимые для поступления в присяжные поверенные. Совет присяжных поверенных, рассмотрев документы, постановлял: 1) о принятии просителя в число присяжных поверенных, о чем ему выдавалось надлежащее свидетельство, или же 2) об отказе в принятии. Свидетельство принятого в присяжные поверенные отправлялось в то судебное место, при котором состоял совет присяжных поверенных. Это судебное место делало распоряжение о приводе его к присяге по прилагаемой форме (Приложение II к Учреждениям судебных установлений). Форма присяги на звание присяжного поверенного: «Обещаю и клянусь всемогущим богом, пред святым его Евангелием и животворящим крестом господним, хранить верность его императорскому величеству государю императору, самодержцу всероссийскому, исполнять в точности и по крайнему моему разумению законы империи, не писать и не говорить на суде ничего, что могло бы клониться к ослаблению православной церкви, государства, общества, семейства и доброй нравственности, но честно и добросовестно исполнять обязанности принимаемого мною на себя звания, не нарушать уважения к судам и властям и охранять интересы моих доверителей или лиц, дела которых будут на меня возложены, памятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ пред законом и пред богом на страшном суде его. В удостоверение сего целую слова и крест спасителя моего. Аминь»10.

9 Полянский Н. Н. Правда и ложь в уголовной защите. Репринтное воспроизведение издания. М., 1927. С. 19-20.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2014-№ 3

Организация судебной власти и правоохранительной деятельности

В соответствии с Законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации статус адвоката в России вправе приобрести лицо, которое:

1) имеет высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, либо ученую степень по юридической специальности; 2) имеет стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо прошло стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные законом.

Не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности лица: 1) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законом порядке; 2) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

В отличие от дореволюционного законодательства, которое категорически не допускало иностранцев к деятельности присяжных поверенных, российский закон демократично предусматривает возможность иностранным гражданам и лицам без гражданства получить статус адвоката и осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом. Безусловно, за минувшие 150 лет глобализация очень изменила все сферы жизни и деятельности людей, социальных, профессиональных и иных групп, политику государств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лицо, отвечающее указанным требованиям, вправе обратиться в квалификационную комиссию адвокатской палаты субъекта РФ с заявлением о присвоении ему статуса адвоката. Помимо заявления претендент представляет необходимые документы и ожидает решения квалификационной комиссии о допуске его к сдаче квалификационного экзамена, который состоит из письменных ответов на вопросы (тестирование) и устного собеседования. Решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката (в случае успешной сдачи квалификационного экзамена) вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката. Содержание присяги следующее: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката, защищать права, свободы и интересы доверителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и кодексом профессиональной этики адвоката». Со дня принятия присяги претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты.

На наш взгляд, прослеживается определенная преемственность законодательства XIX и XXI вв.

Как присяжные поверенные в соответствии с Судебными уставами 1864 г. и Учреждениями судебных установлений оказывали правовую помощь бесплатно (право бедности), так и современные адвокаты оказывают юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в соответствии с Законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Адвокат вправе иметь помощников. Действующий закон говорит о помощниках во множественном числе, тогда как по Судебным уставам 1864 г. качество подготовки будущего адвоката под личным руководством присяжного поверенного гарантировалось запретом последнему иметь более одного помощника.

Помощниками адвоката в соответствии с действующим законом могут быть лица, имеющие высшее, незаконченное высшее или среднее юридическое образование. Помощник адвоката не вправе заниматься адвокатской деятельностью; принимается на работу на условиях трудового договора.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2014-№ 3

Н. К. Панько

Адвокат, имеющий адвокатский стаж не менее пяти лет, вправе иметь стажеров. Стажерами могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование. Срок стажировки — от одного года до двух лет. Стажер адвоката осуществляет свою деятельность под руководством адвоката, выполняя его отдельные поручения и не вправе самостоятельно заниматься адвокатской деятельностью. Помощники и стажеры адвоката обязаны хранить адвокатскую тайну.

Вопрос о соблюдении адвокатской тайны регулировался ст. 403 Учреждений судебных установлений: «Присяжный поверенный не должен оглашать тайн своего доверителя не только во время производства его дела, но и в случае устранения от оного и даже после окончания дела». В действующем законодательстве это положение (адвокатская тайна) закреплено ст. 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Согласно как дореволюционному, так и современному законодательству (ч. 7 ст. 49 УПК РФ, п. 6 ч. 4 ст. 6 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре…») адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты обвиняемого.

Основные права и обязанности присяжных поверенных в уголовном процессе достаточно разрознены, «разбросаны» по Уставу уголовного судопроизводства от 20 ноября 1864 г. и Учреждениям судебных установлений.

В распоряжения председателя суда входило обязательное выяснение у подсудимого, избрал ли он себе защитника, о чем у него бралась расписка. У подсудимого и его защитника могли отбираться объяснения (касающиеся дополнения списка свидетелей), и это записывалось в протокол (ст. 557, 563 Устава уголовного судопроизводства (далее — УУС). Подсудимые имели право избирать защитников как из присяжных поверенных, так и из других лиц, которым закон не запрещал ходатайства по чужим делам; по просьбе подсудимого председатель суда назначал ему защитника из состоящих при суде присяжных поверенных (ст. 565, 566 УУС). Подсудимый и его защитник имели право:

1) объясняться наедине (в случае, когда подсудимый находился под стражей);

2) во всякое время рассматривать в канцелярии суда подлинное дело и выписывать из него все нужные им сведения в присутствии и под наблюдением секретаря или его помощника;

3) вызывать в суд свидетелей и сведущих людей (ст. 569, 570, 578 УУС).

Прокурор или частный обвинитель, с одной стороны, а подсудимый или его

защитник — с другой, пользовались в судебном состязании одинаковыми правами. Как той, так и другой стороне предоставлялось право:

1) представлять в подтверждение своих показаний доказательства;

2) отводить по законным причинам свидетелей и сведущих людей, предлагать им с разрешения председателя суда вопросы, возражать против свидетельских показаний и просить, чтобы свидетели были передопрошены в присутствии или в отсутствие друг друга;

3) делать замечания и давать объяснения по каждому действию, происходящему на суде;

4) опровергать доводы и соображения противной стороны (ст. 630 УУС).

При судебном состязании сторон право последнего слова как по существу дела, так и по каждому спорному предмету предоставлялось всегда подсудимому или его защитнику (ст. 632 УУС). В ст. 704 закреплялся свидетельский иммунитет присяжных поверенных и иных лиц, исполнявших обязанности защитников

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2014-№ 3

Организация судебной власти и правоохранительной деятельности

подсудимых, в отношении к признанию, сделанному им доверителями во время производства их дел. В соответствии со ст. 736 защитительная речь защитника являлась необходимой частью заключительных прений и состояла в объяснении всех тех обстоятельств и доводов, которыми опровергалось или ослаблялось выведенное против подсудимого обвинение. Защитник подсудимого не должен был ни распространяться о предметах, не имеющих никакого отношения к делу, ни позволять себе нарушать должное уважение к религии, закону и установленным властям, ни употреблять выражений, оскорбительных для чьей бы то ни было личности (ст. 744, 745 УУС). После окончательных объяснений защитника председатель суда спрашивал подсудимого, не может ли он представить еще что-либо в свое оправдание, и в случае отрицательного ответа объявлял прения прекращенными. Судьи удалялись в особую комнату, где никто не имел права находиться, и должны были определить вину или невиновность подсудимого по внутреннему своему убеждению, основанному на обсуждении в совокупности всех обстоятельств дела.

Не затрагивая особенностей судебных прений и постановления приговора с участием присяжных заседателей, перейдем к анализу указанных норм уголовного процесса 1864 г.

Как видно из ст. 630 Устава уголовного судопроизводства защитник представлял доказательства, а суд их оценивал по своему убеждению: т.е. взвешивал, сопоставлял с другой полученной информацией, выявлял алогичность или же, напротив, внутренне соглашался с правдивостью и разумностью приведенных доводов. Следовательно, интеллектуально обрабатывал полученные сведения и в приговоре определял или не определял им статус доказательства. То есть защитник никак не мог представлять доказательства, а только доводы, соображения, и его правовая оценка ситуации не была обязательна для суда. Эта законодательная фикция11 (о представлении защитником доказательств, а не сведений, которые могут быть признаны доказательствами уполномоченными на то должностными лицами) пропутешествовала уже в третье столетие. Подобная фикция12 закреплена в ч. 3 ст. 86 УПК РФ, где указаны пути собирания защитником доказательств, а именно:

1) получения предметов, документов и иных сведений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) опроса лиц с их согласия;

3) истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии.

Но в этом случае мы наблюдаем нарушение алгоритма процесса доказывания, который состоит из собирания, проверки и оценки доказательств. В последних двух этапах защитник в качестве субъекта доказывания не указан. Возникает вопрос: он все же субъект доказывания, но в «усеченном» виде или только субъект собирания доказательств? Алогичность законодателя понять нельзя, несмотря на

12 Подробнее об этом см.: Панько К. К. Фикции в уголовном праве и правоприменении. Воронеж, 1998.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2014-№ 3

Н. К. Панько

определение Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2004 г. № 467-013, осторожность — можно. В соответствии с ч. 2 ст. 49 УПК РФ в качестве защитников допускаются адвокаты. Могут быть допущены и не адвокаты (юристы-профессионалы), а близкий родственник или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. Это лицо, исходя из толкования закона, тоже имеет право собирать доказательства. Некорректный подход законодателя к определению круга субъектов доказывания «режет глаз», поскольку «доказывание является основной деятельностью в судопроизводстве. Именно доказывание выступает базисным элементом, создающим условия принятия законного, обоснованного и мотивированного судебного решения»14.

Итак, институт присяжных поверенных превратился в мощную корпорацию адвокатов, имеющую в своем арсенале достаточно средств для защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Но нельзя не отметить, что некоторые процессуальные проблемы не получили своего разрешения и завершения и за полторы сотни лет. Мы абсолютно согласны с позицией, что «формулировка правомочий адвоката, содержащаяся в ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», представляется более уместной: он вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи; собирать и представлять документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законом»15. Остается только добавить, что такая формулировка не только уместнее, но и честнее, а это качество является необходимым условием доверия как к законодателю, так и к правоприменителю.

13 Согласно данному определению Конституционного Суда РФ ст. 86 УПК РФ исключает возможность произвольного отказа должностным лицом или органом, осуществляющим предварительное расследование, как в получении доказательств, о которых ходатайствует сторона защиты, так и в приобщении представленных доказательств к материалам дела. Такой отказ возможен в указанных в этом определении случаях и обязательно должен быть обоснован ссылками на конкретные доводы, подтверждающие неприемлемость доказательства, об истребовании и исследовании которого заявляет сторона защиты.

14 Астафьев А. Ю. Судебное право : развитие интегративных тенденций в процессуальной науке // Судебная власть и уголовный процесс. Воронеж, 2012. № 1. С. 31-32.

15 Стародубова Г. В. Участие адвоката-защитника в доказывании по уголовным делам // Судебная власть и уголовный процесс. Воронеж, 2012. № 1. С. 118.

Панько Надежда Константиновна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса Воронежского государственного университета

Проблемы организации и функц ионирования адвокатуры

Бородин С.В.

РЕФОРМА АДВОКАТУРЫ ВО ФРАНЦИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Цель: Исследование истории становления адвокатуры во Франции путем анализа основных этапов, их характеристики и тенденций развития.

Методология: Использовались историко-правовой и формально-юридический методы.

Результаты. В статье выделены основные этапы реформирования адвокатуры Франции, дана их характеристика. Первый этап реформы адвокатуры выявил ряд непримиримых тенденций, наиболее заметных в сфере государственного регулирования. Спустя двадцать лет после первого слияния произошло второе и наиболее грандиозное объединение практикующих юристов Франции на основании Закона от 31 декабря 1990 года. После реформирования принципы независимости, правила об адвокатской тайне, конфликте интересов, судебная и корпоративная этика остались незыблемыми и не были размыты или ущемлены с появлением огромного числа новообращенных. Законодатель лишь более подробно их постулировал в новых актах об адвокатской профессии, а само адвокатское сообщество продолжает поддерживать высокую планку традиций и основ адвокатуры.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку является одной из первых попыток рассмотреть историю реформирования адвокатуры Франции.

Ключевые слова: история адвокатуры Франции, реформирование адвокатуры Франции.

Borodin S.V.

ADVOCACY REFORM IN FRANCE: HISTORICAL EXPERIENCE

Methodology: There were used the legal historical and formal legal methods.

Keywords: history of advocacy of France, advocacy reform in France.

первое слияние

К 70-м годам прошлого века в правовой системе Франции на поприще юридической деятельности царили сумбур и многообразие: судебное представительство по уголовным и гражданским делам осуществляли несколько типов разноупол-номоченных юристов, а консультации по законодательству признавались гражданской компетенцией любого сведущего.

На этом фоне в 1971 году Министерство юстиции Франции инициировало объединение существующих сословий профессиональных юристов: поверенные в судах первой инстанции и поверенные в торговых судах (гражданские дела по торговым сделкам) были включены в состав адвокатуры. Это был первый этап реформы свободной юридической профессии во Франции, который наступил не только по причинам изменений во французской правовой системе, но также в силу

общественных и экономических реалий. Демократизация институтов государства требовала доступной и прозрачной для населения системы судебного представительства, исключающей прежнюю сложную иерархию допущенных к суду функционеров права.

Однако в этот переходный период будущий союз адвокатов и частнопрактикующих юристов было решено подготовлять путем постепенной регламентации деятельности последних, мерами широкой их организационной идентификации, с занесением в определенные реестры, стимулированием создания профессиональных объединений, основанных на принадлежности к юридической деятельности.

Ради упрощения и прозрачности судебного представительства — в этом был резон — необходимо было положить конец своеобразной процессуальной конкуренции между союзниками, между

> 3 (16) 2015 <

ораторствующими адвокатами и подготавливающими им документы поверенными.

Новое законодательство об адвокатуре внесло ясность и в территориальную организацию членов адвокатского сословия. При этом устанавливалось, что адвокаты должны отныне состоять в палатах, образуемых относительно существующих судов определенной инстанции (в нашем понимании — апелляционных судов регионов), то есть граница территориальной подсудности судов второй инстанции определяла и территорию дислокации адвокатов, объединяемых в одноименную палату. Судебное представительство, таким образом, получило некоторое упорядочивание применительно к фактору проживания адвоката на территории юрисдикции суда определенной инстанции.

Положительными моментами первого слияния на юридическом поприще принято считать следующие:

— закон заложил основы единой нормативной платформы деятельности адвокатских палат Франции, создал почву для разработки унифицированной деонтологии профессии, что вскоре привело к возникновению модельного, а затем и местных регламентов внутренних правил адвокатской профессии;

— закон легализовал институт «мультипред-ставительства», судебной открытости для адвокатов, которым прежде чинили препятствия судебные столоначальники на местах, ревниво полагавшие: «Всяк сверчок знай свой шесток»;

— новый текст клятвы адвоката предусматривал верность не только закону, но и закону об адвокатской профессии и, особо, соблюдению «правил самой профессии»;

— впервые на законодательном уровне был установлен и введен статус «несамостоятельного» адвоката — «адвокат, совместно практикующий». Это было признанием существования адвокатов разного, скажем так, калибра, разного внутрисос-ловного статуса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первый этап реформы адвокатуры выявил и ряд непримиримых тенденций, наибольшим образом заметных в сфере государственного регулирования этого дела. Поскольку государство повлияло на формат развития адвокатуры, оно было вынуждено выявлять и соблюдать баланс интересов населения и лиц, состоящих в адвокатуре.

1. Юридическая помощь для неимущих

Определенная критика реформы адвокатуры привела к необходимости принятия 5 января 1972 году закона о юридическом (условно!) соц-

обеспечении, страховании за счет государства судебных платежей, о «национализации» судебных расходов малоимущих граждан.

Поскольку адвокаты (профессиональная этика которых исторически в вопросах гонорара наиболее щепетильна, поощряет освобождение от уплаты гонорара для малоимущих) существуют на гонорар клиента, а поверенные в судах, напротив, получали долю из собственно судебных пошлин и сборов, взимаемых со сторон, потребовалось устранить неопределенность в вопросе о том, кто обеспечивает доступ к правосудию для малоимущих, для тех, кому государство гарантировало право безвозмездного обращения в суд при рассмотрении гражданских дел.

Государство обязалось принять на себя эту долю. С 1972 года юридическое «социальное обеспечение» во Франции осуществляется путем страхования государством расходов в связи с предоставлением юридических услуг малоимущим: страховой полис покрывает гонорар адвоката. В том же году во Франции была создана государственная система содействия малоимущим лицам в судебных расходах. Во вновь созданную службу адвокаты направили уведомления о применяемых тарифах, о существующей гонорарной традиции, что позволяло установить ценовой паритет между размером оказываемой государством тяжущемуся населению поддержки и размером компенсации адвокатам, участвующим в защите прав малоимущих.

В этот период обнаружилось, что защита лиц «по праву бедности», которая всегда была особым предназначением адвокатуры и является символом правозаступничества, допуском к праву на судебную трибуну, теперь образует значительную брешь в пенсионном обеспечении адвокатов, смущает их преданность независимому судебному представительству. Вдруг выяснилось, что такая форма компенсации за адвокатский труд поставила на грань выживания провинциальных адвокатов, обязанных защищать неимущих за гроши.

Законодатели и судебная власть Франции продолжали и продолжают искать эквилибриум, баланс публичных и частных интересов между правом на бесплатную защиту, которое гарантировано государством, и правом на гарантированную и достойную оплату судебного представительства.

2. новое налогообложение

Фискальная политика государства по отношению к новой адвокатуре не отличалась либерализмом, и налоговое напряжение на профессию адвоката было усилено.

евразийская

> 3 (16) 2015 <

адвокатура

Клиенты стремятся заплатить поменьше и мимо кассы адвокатского кабинета, но хотят публичного оформления условий договора с адвокатом; адвокаты не торопятся увеличивать налоговые отчисления и не стремятся детально регламентировать свои обязанности перед клиентами; государство не хочет мириться с непрозрачностью юридических услуг.

Выход найден: в 1973 году государством вводится специализированная негосударственная финансовая служба при адвокатуре — ANAAFA -Счетная палата адвокатов (перевод автора).

Эта система одновременно позволяла обеспечивать, с одной стороны, некую «котировку» гонораров, стоимости адвокатских услуг перед лицом фискальных органов, обеспечивающую презумпцию их обоснованности, урегулированности и администрирования платежей. При этом служба, собирающая информацию о текущих размерах гонорара, удерживала адвокатов от внезапного увеличения тарифов на услуги против ранее заявленных.

С другой стороны, такая Счетная палата адвокатов стала инструментом обеспечения их интересов в спорах с клиентами и фискальными органами, мощным средством содействия и обеспечения налоговой и финансовой безопасности адвокатов.

3. развитие встречного страхования

Государство, выделяющее средства на оплату юридической помощи населению, желало удостовериться в защите своих расходов и потребовало от адвокатов приступить к страхованию профессиональной ответственности. Рачительный клиент всегда ищет путь возврата платежей, поэтому французское правительство обусловило выплату госкомпенсации за юридические услуги лишь тем адвокатам, которые обеспечили себя профессиональной страховкой.

второе слияние

Спустя двадцать лет после первого слияния в адвокатуре, на основании Закона от 31 декабря 1990 года, произошло второе и наиболее грандиозное объединение практикующих юристов Франции .

Очевидно, что изменившиеся экономические и социальные условия тогдашней Франции, страны, стоящей у истоков Евросоюза, новые правоотношения между государственными органами и участниками публичных и экономических процессов потребовали расширения круга организованных юридических советников за счет свободных юрисконсультов, частнопрактикующих

юристов и т. п., фактически уже вовлеченных в рынок правовой помощи.

Заметно окрепшая организационно и количественно адвокатура Франции к 90-м годам позволила впустить в себя огромное количество свободных, частных юристов. Абсорбция проходила корректно и согласованно. К тому моменту подавляюще большинство частников существовало в организациях типа «некоммерческое общество профессиональных юристов», «общество свободной регулируемой профессии юристов» и т. д. Законодатель установил критерии допуска в адвокатуру: любой самостоятельно практикующий более нескольких лет, либо состоящий в организациях юридической практики не менее 3 лет, либо имеющий особое признание (степень, звание) в области юриспруденции может быть внесен в реестр адвокатов соответствующей палаты по заявлению, если признает правила профессии и принесет соответствующую клятву.

В результате объединительных процессов в течение 1991-1993 годов количество адвокатов Франции увеличилось с 18 до 38 тысяч.

Таким образом, с 1 января 1992 года во Франции создана новая профессия, члены которой стали носить звание адвоката: юрисконсульты (conseil juridique) получили право становиться членами орденов адвокатов. Теперь юрисконсульты вправе заниматься адвокатской деятельностью, а адвокаты могут исполнять функции юрисконсульта.

На почве тенденций новой детализации и регламентации внутрикорпоративных профессиональных отношений адвокатов, дробления компетенции при сохранении статуса, а также включения в орбиту организованной юридической деятельности отношений консалтинга и публичного представительства (когда в адвокатуру пришли специалисты в области юридического консалтинга, правового аудита, банкротных и ликвидационных процедур, а также представители в иммиграционных, таможенных и муниципальных процессах) впервые в истории Франции возник феномен — профессия «Большого адвоката», который универсально готов обеспечивать клиента внесудебными консультациями, специализированным правовым консалтингом, а также вести его судебные дела, от интеллектуальных споров до уголовного процесса. Адвокат наконец стал и советником, и представителем в одном лице .

Государство при этом позаботилось о единообразном подходе и понимании в регулировании этого процесса.

> 3 (16) 2015 <

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сначала было дано законодательное закрепление понятиям «юридическая помощь», «представитель в судебном процессе», «составление правовых документов», «консультации по законодательству», и определено, что этим вправе заниматься лишь адвокаты, а адвокатами вправе именоваться лишь те, кто состоит в палате адвокатов. А в 1992 году в Уголовный кодекс Франции была внесена статья, предусматривающая ответственность за занятие адвокатской деятельностью лицами, не состоящим в реестре адвокатов, а также за присвоение или употребление незаконно наименований или статуса адвоката, устанавливающая за нарушение этого запрета наказание вплоть до лишения свободы.

Сегодня признается, что в результате реформ в конце XX века часть французской адвокатуры не избежала коммерциализации. Наиболее распространенными коллективными формами работы адвокатов во Франции ныне являются ассоциации и гражданско-профессиональные товарищества. Кардинальное отличие этих двух форм, влекущее за собой все остальные отличия, заключается в том, что адвокаты ассоциаций оказывают юридическую помощь лично, а в товариществе таковым лицом является само товарищество. Следовательно, товарищества ориентированы на работу с корпоративными предпринимательскими объединениями, в то время как адвокаты ассоциаций — с гражданами.

Во Франции есть и иные коллективные формы адвокатских образований, как направленные на содействие организации работы адвокатов в избранных ими формах адвокатских образований, так и предусматривающие различные режимы участия адвокатов в товариществах коммерческого типа: «гражданское товарищество с объединенными средствами», «групповая адвокатская контора», «объединение экономического стимулирования», «товарищество либеральной профессии с ограниченной ответственностью», «товарищество либеральной профессии акционерного типа», «товарищество либеральной профессии коммандитно-акционерного типа».

Несомненно, что изменение в конце XX века форм организации работы адвокатов во Франции было вызвано влиянием на этот процесс опыта организации работы адвокатских фирм в США.

Но при этом все же подчеркнем, что формообразовательные процессы не повлекли изменений в содержательных основах адвокатской про-

фессии. Принципы независимости, правила об адвокатской тайне , конфликте интересов, судебная и корпоративная этика остались незыблемыми и не были размыты или ущемлены с появлением огромного числа новообращенных. Законодатель лишь более подробно их постулировал в новых актах об адвокатской профессии, а само адвокатское сообщество продолжает поддерживать высокую планку традиций и основ адвокатуры.

Пристатейный библиографический список

4. Рагулин А.В. Право адвоката-защитника требовать запрета на вмешательство в адвокатскую деятельность либо препятствование ей каким бы то ни было образом: проблемы законодательной регламентации и практической реализации // Евразийский юридический журнал. — 2012. — № 4 (47). — С. 136-143.

References (transliterated)

Федеральная палата адвокатов опубликовала 72-страничный отчет о деятельности Совета ФПА за период с апреля 2017 г. по апрель 2019 г., утвержденный IX Всероссийским съездом адвокатов.

В отчете приведены основные статистические данные о состоянии российской адвокатуры и составе адвокатского сообщества.

Указано, что общее число адвокатов за прошедшие два года увеличилось на 2287 – до 80 778 человек. Из них 74 398 имеют действующий статус, по данным Минюста России, и 73 030 – по данным ФПА РФ.

Численность 22 адвокатских палат составляет более 1000 адвокатов. Наиболее крупными из них являются Адвокатские палаты г. Москвы – 11 894 адвоката, Московской области – 6919 адвокатов, Санкт-Петербурга – 4579 адвокатов, Краснодарского края – 4001 адвокат и Ростовской области – 3126 адвокатов. Самыми малочисленными являются Адвокатские палаты Ненецкого автономного круга – 7 адвокатов, Чукотского автономного округа – 42 адвоката, Республики Алтай – 62 адвоката и Еврейской автономной области – 64 адвоката.

По состоянию на 1 января 2019 г. в России учреждено и действует 26 719 адвокатских образований, в том числе 3077 коллегий адвокатов, 880 адвокатских бюро, 22 675 адвокатских кабинетов, 87 юридических консультаций.

Самый объемный раздел отчета касается основных напрвлений и результатов деятельности Совета ФПА.

Как отмечет пресс-служба ФПА, важнейшими достижениями за 2017–2019 гг. являются:

  • повышение Правительством РФ при непосредственном и активном участии ФПА РФ размера оплаты труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению;
  • разработка новых программ повышения квалификации (повышения профессионального уровня адвокатов), в том числе с применением современных электронных технологий;
  • начало работы по созданию корпоративной информационной системы (КИС «Адвокатура»), с помощью которой будут осуществляться не только распределение дел по назначению, но и необходимое взаимодействие между палатами, между палатами и адвокатами, а также взаимодействие адвокатов с электронной системой правосудия;
  • поддержка в создании и активной деятельности Союза молодых адвокатов России;
  • проведение в Москве и регионах общекорпоративных мероприятий, связанных с повышением профессионального уровня адвокатов, в том числе по обмену опытом работы и учебы, финансовое и информационное обеспечение этого направления работы.

Также приведена информация об участии Федеральной палаты адвокатов в законотворческой деятельности. Отмечается, что в течение двух отчетных лет в Государственную Думу были направлены отзывы с правовой позицией ФПА по 52 законопроектам, часть из которых учтена при принятии законов. Президент ФПА Юрий Пилипенко включен в состав Совета по законотворчеству при председателе Государственной Думы, а также на регулярной основе участвует в работе Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности.

Указано, что продолжали совершенствоваться формы взаимодействия с судебной властью. В частности, советники и представители ФПА привлекались Верховным Судом к участию в рабочих группах по подготовке 20 проектов постановлений Пленумов ВС РФ.

В 2017–2018 гг. с участием представителей ФПА РФ продолжился очередной этап работы над проектом Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Проект Концепции обсуждался на заседаниях Общественно-консультативного Совета при ФПА РФ, круглых столах с участием представителей адвокатского сообщества, депутатов Государственной Думы и сенаторов Совета Федерации ФС РФ, представителей Администрации Президента РФ, аппарата Правительства РФ, Генеральной прокуратуры, Ассоциации юристов России, юридического сообщества, в том числе международных юридических фирм, ведущих практику в Российской Федерации.

Сообщается, что за минувшие два года в адвокатские палаты поступило 24 432 жалобы и обращения на действия (бездействие) адвокатов при исполнении профессиональных обязанностей, в том числе из территориальных органов Министерства юстиции России – 729 (3,0%).

Признаны допустимыми для возбуждения дисциплинарных производств 10 374 жалобы и 37 обращений (42,5%), в том числе – 210 жалоб и обращений (28,8%), поступивших из Министерства юстиции России. По результатам их рассмотрения квалификационные комиссии вынесли 6221 заключение (60%) о наличии в действиях (бездействии) адвокатов нарушений норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и норм профессиональной этики адвоката и 4153 заключения (40%) – о необходимости прекращения дисциплинарных производств.

Взыскания в виде замечания и предупреждения применены к 5475 адвокатам (88%), статус прекращен у 746 адвокатов (12%) по следующим основаниям:

  • за неисполнение или ненадлежащее исполнение решений органов адвокатской палаты – 357 адвокатам (47,9%);
  • за нарушение норм профессиональной этики – 205 адвокатам (27,5%);
  • за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей перед доверителем – 131 адвокату (17,6%), из них при осуществлении защиты в уголовном судопроизводстве по назначению – 30 адвокатам;
  • за непредставление сведений об избрании формы адвокатского образования – 41 адвокату (5,5%); за представление недостоверных сведений в квалификационную комиссию – 12 адвокатам (1,5%).

По иным основаниям, не требующим дисциплинарного разбирательства, статус адвоката прекращен в связи с осуждением за совершение умышленного преступления – 87 адвокатам; с осуществлением адвокатской деятельности в период приостановления статуса – 6 адвокатам. По представлениям территориальных органов юстиции статус прекращен 53 адвокатам (7,1%), объявлены замечания и вынесены предупреждения 145 адвокатам (2,65%).

По инициативе ФПА РФ в 2017 г. было начато обсуждение проблемы финансовой задолженности органов предварительного следствия и суда по оплате труда адвокатов – защитников по назначению. Проводились совещания с участием Министерства внутренних дел и других ответственных министерств и ведомств. В результате в конце 2017 г. были выделены дополнительные ассигнования для МВД в сумме 1 599,8 млн руб. на погашение имеющегося долга и финансирование труда адвокатов. Тем не менее по состоянию на конец года задолженность министерств и ведомств по оплате труда адвокатов по назначению составила свыше 160 млн руб. По итогам 2018 г. общая задолженность перед адвокатами по сравнению с предыдущим годом уменьшилась незначительно – на 5,4 млн руб. и составила 154,8 млн руб. Благодаря усилиям ФПА РФ Министерством финансов РФ с 2018 г. изменен механизм финансового обеспечения и защиты денежных средств, предусмотренных на выплату адвокатам.

Важное направление деятельности ФПА РФ – разработка единого Порядка назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве. 15 марта 2019 г. данный Порядок утвержден решением Совета ФПА РФ.

В государственной системе бесплатной юридической помощи на добровольной основе в 2017 г. приняли участие 11 711 адвокатов (16,2%), которые оказали юридическую помощь 38 570 социально незащищенным гражданам. В 2018 г. в государственной системе бесплатной юридической помощи участвовали 11 163 (15,0%) адвоката. Юридическая помощь оказана 49 272 гражданам.

В негосударственной системе бесплатной юридической помощи, по данным адвокатских палат, в 2017 г. участвовали 2619 адвокатов, которые оказали бесплатную юридическую помощь 14 764 гражданам, в 2018 г. – 3759 адвокатов, оказавших юридическую помощь 17 197 гражданам. Адвокатскими палатами и адвокатскими образованиями, по состоянию на конец 2018 г., учрежден 61 негосударственный центр бесплатной юридической помощи.

В декабре 2017 г. Совет ФПА принял решение о том, что российская адвокатура 2 раза в год (ко Дню российской адвокатуры – 1 июня и Дню юриста – 20 ноября) будет проводить безвозмездно организуемые ФПА РФ Всероссийские дни бесплатной юридической помощи «Адвокаты – гражданам».

В заключительном разделе отчета содержится информация о расходовании средств согласно смете доходов и расходов на содержание ФПА РФ на период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2018 г., утвержденной VIII Всероссийским съездом адвокатов 20 апреля 2017 г. Как следует из документа, доходная часть сметы была запланирована в размере 350,4 млн руб., а составила 345,468 млн руб. Расходная часть сметы была запланирована в размере 350,4 млн руб., а составила 350, 516 млн руб.

Подробнее с содержанием отчета можно ознакомиться на сайте ФПА.

Фото: duma.gov.ru

Госдума приняла в окончательном третьем чтении поправки в закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». L.R неоднократно рассказывал о тяжелой судьбе этого важнейшего для юридического сообщества документа.

Основные споры развернулись при обсуждении поправок, внесенных ко второму чтению. О том, как принимался закон, можно прочитать . Нынешнее обсуждение носило технический характер. Теперь судьба закона зависит от Совета Федерации и президента.

Напомним, что ключевым моментом законопроекта станет введение гонорара успеха. Это условие соглашения, согласно которому размер или выплата доверителем вознаграждения ставится в зависимость от результата оказания адвокатом юридической помощи. Уточняется, что гонорары успеха не могут применяться в случаях оказания юридической помощи по делам об административных правонарушениях и уголовным делам.

Исключается ограничение для адвокатов на изменение членства в адвокатских палатах субъектов РФ (так называемое «крепостное право»), которое предлагалось законопроектом в редакции первого чтения.

Предложение о введении «крепостного права» обуславливалось недобропорядочной практикой сдачи квалификационных экзаменов для приобретения адвокатского статуса в определенных субъектах РФ. Для исключения таких злоупотреблений по предложению Минюста РФ вводится в качестве первого этапа квалификационного экзамена единое тестирование, которое будет проводиться с использованием единой автоматизированной информационной системы, обеспечивающей анонимную проверку результатов. Данное правило позволит сделать условия получения статуса адвоката равными во всех адвокатских палатах.

Как ранее сообщал L.R, также законопроектом устанавливается, что Совет Федеральной палаты адвокатов определяет порядок оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, — с использованием автоматизированной информационной системы. Такое распределение дел между защитниками по назначению направлено на борьбу с так называемыми «карманными адвокатами», снижение коррупционных рисков и более равномерное распределение нагрузки между адвокатами.

Предлагается повысить полугодовое ограничение на возобновление статуса адвоката в случае его приостановления по личному заявлению — до 1 года, но не больше 10 лет.

Действующее требование о 5-летнем стаже адвокатской деятельности, необходимом для учреждения адвокатского кабинета или коллегии адвокатов, уменьшает этот срок до 3 лет.

Устанавливается обязанность адвокатских палат субъектов РФ и Федеральной палаты адвокатов вести интернет-сайты с обязательным размещением годовой финансовой отчетности, информации о решениях совета адвокатской палаты и сделках, в совершении которых имеется заинтересованность членов совета адвокатской палаты.

В части формирования совета палаты адвокатов (региональных и федеральной) предусматриваются следующие новации:

— член совета палаты не может одновременно замещать должность члена квалификационной комиссии;

— на собрании адвокатов при очередной ротации членов совета адвокаты получают право предлагать новые кандидатуры в состав совета палаты адвокатов (сейчас все кандидатуры предлагает президент адвокатской палаты после рассмотрения и утверждения советом).

Закрепляется полномочие совета палаты адвокатов о досрочном прекращении полномочий вице-президентов по представлению президента палаты.

Сохраняется положение законопроекта о возможности избрания президента палаты адвокатов на третий и последующий сроки на собрании (конференции) адвокатов.

Если в редакции первого чтения предусматривалось, что президент адвокатской палаты (в т. ч. федеральной) вправе самостоятельно выдвигаться на третий срок для участия в выборах президента палаты, то поправками предлагается изменить эту процедуру, уточнив, что адвокаты, участвующие в собрании (конференции), вправе предложить иных кандидатов на эту должность из числа членов совета.

Предусматривается, что в состав квалификационной комиссии от адвокатской палаты не будет входить президент палаты, а также члены совета палаты. Председатель избирается простым большинством голосов.

В части дисциплинарного надзора предлагается установить, что президент ФПА вправе возбудить дисциплинарное дело в отношении адвоката, занимающего выборную должность в палате субъекта РФ, и передать его в комиссию по этике и стандартам с дальнейшим рассмотрением советом ФПА. В отношении «рядовых» адвокатов сохраняется действующий порядок, при котором президент ФПА возбуждает дело и передает его в соответствующую палату.

Кроме того, предложено дополнить закон об адвокатской деятельности новой статьей 37.2 «Рассмотрение дисциплинарного дела в ФПА», в соответствии с которой:

— лицо, статус которого был прекращен решением совета палаты субъекта РФ, в течение месяца вправе обратиться в ФПА;

— комиссия по этике и стандартам в течение месяца дает мотивированный отказ или принимает жалобу к рассмотрению. При этом комиссия вправе истребовать дело из адвокатской палаты субъекта РФ, рассматривает дело в течение месяца и направляет заключение в совет ФПА;

— по результатам рассмотрения совет ФПА оставляет решение без изменения, либо изменяет решение самостоятельно, либо отменяет решение.

Закон вступает в силу с 1 марта 2020 года, за исключением ряда положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

История российской адвокатуры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *