Стать водителем бензовоза непросто: для этого необходимо получить права категории Е, пройти дополнительное двухнедельное обучение и сдать сложный экзамен. Но даже после этого у кандидата могут возникнуть проблемы с трудоустройством.
Автор канала «Категория Е» побеседовал с водителем бензовоза и узнал об особенностях ДОПОГ. У работы с опасными грузами есть множество неочевидных нюансов.
— Привет, дружище! Хочу узнать побольше о вашей категории. Не расскажешь в двух словах?
— А что о ней говорить? Работа хреновая стала. Во-первых, экзамены 15 тысяч стоят, во-вторых – работы как таковой мало…
— То есть можно заплатить 15 тысяч и не проходить обучение?
— Да, только на экзамене присутствовать надо, а учиться не обязательно. Учёба сама по себе короткая, 15 дней, но сдать экзамен самому – очень сложно.
— А чему там учат вообще?
— Обращение с опасными грузами, безопасное вождение, дорожные знаки. На экзамене дают два билета: один общий – по грузоперевозкам на автотранспорте, второй именно по опасным грузам. Мелочей всяких много…
— Вы же больше получаете, чем обычные водители?
— Побольше маленько.
— Нормы ставят по пережогу, или суточные, например?
— Нет, у нас с этим проблем нет. И на нервы никто не действует, логисты – нормальные ребята. Если хочешь денег заработать, то заработаешь.
— Давно работаешь на бензовозе?
— Уже 18 лет. Девять дней до пенсии осталось.
— Приличный стаж. Пойдешь на пенсию отдыхать или продолжишь работать?
— Да ну какое там! 34 года за рулём. Да и дома сидеть за выходные надоедает…
— На мой взгляд, дорога и руль зовут всегда.
— Конечно. Буду работать.
— Расскажи, на «бочку» реально устроиться без опыта?
— Нет, тут надо получить от кого-то рекомендацию, по знакомству.
— Как у вас оплата идёт – по километражу? Сколько накатываете?
— Да, по километражу; в хороший месяц 15-17 тысяч выходит. Платят по 6 рублей за километр, причем неважно, пустым едешь или груженым. 10 тысяч проехал – 60 «рублей» твоих.
— А за пережоги удерживают у вас?
— Не знаю. Если в цистерну лазил, то попадешься, а если не трогал, никаких вопросов к тебе не будет. На цистернах стоят датчики, всё учитывается. Я таким не занимался никогда.
— Отпускные выплачивают?
— Соцпакет полный, с этим никаких проблем.
— Раньше лучше было или хуже?
— Коммунисты, конечно, врали и воровали – но мы при них зарабатывали больше, чем сейчас, если считать зарплату по отношению к уровню жизни. Сегодня чтобы угнаться за ценами нужно получать рублей 130, тогда ты себе что-то можешь позволить. А что эти 60-70 тысяч…
В девяностые я работал на Ямале, в Новом Уренгое. Ходорковский людям платил хорошо, и отношение было очень хорошее… там кое-где до сих пор дороги, им построенные, сохранились в отличном состоянии. На месторождении, где я работал, стоит общежитие, семь корпусов. Модули собраны так, что можно с первого корпуса в последний пройти не одеваясь, по переходам. В каждой общаге – зимний сад, в каждом блоке — спортзал, бильярдная. О людях Ходорковский заботился, реально заботился. Сколько лет уже прошло, он отсидел, за границу уехал, а инфраструктура стоит.
— При устройстве, наверное, на возраст обращают внимание?
— Не без этого. После 45 устроиться сложно. Но к возрастным сотрудникам отношение хорошее. У нас есть человек 15 пенсионеров – они работают, их никто даже не думает трогать. Квалифицированных водителей очень ценят. Молодой водитель пришел, ему что-то не понравилось, он дверью хлопнул и ушел, а люди в возрасте – надёжные.
— Что такое тревожный чемодан?
— Ящик с необходимыми предметами на случай ЧП. Там лежат глазные капли, перчатки, респиратор, противогаз…
— А что еще должно быть у водителя бензовоза?
— Мигалки автономные, знаки нового образца, да до хрена чего.
— Пересел бы на обычную фуру?
— Да как-то я уже привык. Мне предлагали пересесть на рефрижератор, я не согласился.
— Бочки у вас, наверное, не стоят, постоянно в работе?
— Да, постоянно. А сейчас закрытие дорог бывает – стараемся успеть за ночь маршрут проехать, а если не успеваем – прячемся.
— Выходит, вас тоже летние ограничения касаются?
— Да, мы ведь не товары первой необходимости возим. Те, кто по АЗС топливо развозит – им всегда можно.
— Какой бензин чаще всего возите? 92-й?
— Это даже не 76-й. Может помнишь, был раньше 66-й, 72-й – по октановому число это он и есть. В цистерну добавляется несколько вёдер присадок, реагентов – и получается, как бы 92-й.
— Но это же убивает двигатель.
— Вся западная Сибирь ездит на такой <…>.
— А по поводу дизтоплива что скажешь?
— С дизтопливом можно «попасть» только если на печнухе. Это самодельная солярка из газового конденсата, очень сухая, она не так часто встречается.
* * *
Пути собеседников расходятся: они прощаются друг с другом. Однако вскоре автор интервью замечает еще один бензовоз и задаёт несколько вопросов водителю машины.
Несмотря на то, что новый собеседник работает в другой транспортной компании, ответы на вопросы о трудоустройстве практически совпадают с ответами первого водителя.
— Скажи, с ДОПОГ трудно искать работу?
— Смотря какой возраст. Я уже в годах, мне сейчас куда-то дергаться, искать другое место просто бессмысленно.
— Получается, работодатели делают ставку на молодые кадры?
— Насчет молодых не скажу, лет 35-40 средний возраст водителя.
— Без стажа берут на работу?
— Категорию Е без стажа не получишь. А вообще на бензовоз, на нормальную машину берут в основном по знакомству.
Беседа заканчивается довольно быстро: бензовоз сворачивает на ближайшем повороте. Водители желают друг другу счастливого пути и разъезжаются.