Принцип презумпции экологической опасности

Общественная экологическая экспертиза осуществляется до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней. Она может проводиться независимо от государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза проекта наращивания мощности Калининской АЭС в г. Удомле до 8 тыс. МВт (проведенная с позиции физической географии) установила, в частности, что водохозяйственный баланс Калининской АЭС должен быть пересмотрен, а вместе с ним — и оценка обеспеченности водой работы станции в составе четырех энергоблоков. Ввод 3-го блока требует привлечения дополнительных источников воды, а 4-й блок не обеспечен местными водными ресурсами и от его строительства необходимо отказаться. На Калининской АЭС происходит сброс жидких отходов, однако надлежащий контроль за движениями подземных вод глубинных горизонтов не организован. Не решена проблема хранения отработанных механизмов и деталей, получивших радиоактивное облучение. Вопрос устойчивости всей системы «Калининская АЭС — окружающая среда» ко всякого рода возмущениям и флуктуациям остается открытым .

Общественная экологическая экспертиза проводится до государственной или одновременно с ней. Заключение общественной экологической экспертизы носит информационный, рекомендательный характер. Однако оно становится юридически обязательным после утверждения ее результатов соответствующими органами государственной экологической экспертизы.

Экологическую экспертизу можно разделить на два вида: государственную экологическую экспертизу (обязательную) и общественную экологическую экспертизу (добровольную).

Общественность, участвуя в ОВОС и общественной экологической экспертизе, обладает разными возможностями влияния на процесс принятия решений.

Общественной организации (объединению), организующей общественную экологическую экспертизу, вменяется в обязанность известить население о начале и результатах ее проведения.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться по тем же объектам, которые подлежат и государственной экологической экспертизе .

Общественное управление охраной окружающей среды и природопользованием — проявление демократизации экологического права. Масштабы и эффективность осуществления данного вида управления свидетельствуют, с одной стороны, об уровне самосознания граждан, с другой — о степени демократизации власти в государстве. Данный вид управления осуществляется общественными формированиями и гражданами. Участие общественных формирований и граждан в управлении регулируется рядом законодательных и подзаконных актов, уставами общественных формирований. Наиболее значимыми функциями общественного управления является участие граждан и общественных формирований в подготовке экологически значимых хозяйственных решений в рамках оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, в принятии таких решений посредством проведения общественной экологической экспертизы, экологический контроль.

Общественную экологическую экспертизу проводят объединения, научные коллективы на добровольных началах. Заключения общественной экологической экспертизы носят рекомендательный и информационный характер. Если такое заключение будет утверждено органами государственной экспертизы, то оно приобретает силу юридически обязательного к исполнению документа.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА — организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в т. ч. организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном зак-вом РФ.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от государственной экологической экспертизы. Экспертизе могут подвергаться те же объекты, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну. Инициировать организацию и проведение общественной экологической экспертизы могут граждане, общественные организации (объединения) и органы местного самоуправления. Проводить общественную экспертизу могут общественные организации, в уставе которых оговорен данный вид деятельности. Заключение общественной экологической экспертизы, в отличие от государственной, носит рекомендательный характер.

Общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе общественных объединений и проводится негосударственными структурами. Ее заключение может иметь форму рекомендаций.

Ряд общественных организаций: Всероссийское общество охраны природы, Социально-экологический союз, Конструктивное экологическое движение «Кедр», Фонд им. В.И. Вернадского имеют право организовывать и проводить общественную экологическую экспертизу.

Цели общественной и государственной экологической экспертизы в принципе совпадают, однако, задачи у них разные. Как правило, общественная экспертиза призвана привлечь внимание государственных органов к конкретному объекту, широко распространить научно обоснованную информацию о его потенциальной экологической опасности и т.п. Законом запрещается препятствовать проведению общественной экологической экспертизы. Должностные лица, виновные в этом, а также отказывающиеся предоставить необходимую для работы общественных экспертов информацию, привлекаются к эколого-правовой ответственности.

Виды экологической экспертизы определяются непосредственно в законодательстве. И Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», и Федеральный закон «Об экологической экспертизе» устанавливают, что в России осуществляются государственная и общественная экологическая экспертизы. Проведение экспертизы таких видов имеет юридически значимый характер.

Права общественных экологических организаций раскрываются в ст. 13 Закона об охране окружающей природной среды, где говорится, что общественные экологические организации имеют право: создавать общественные фонды по охране природы и расходовать их на проведение экологических мероприятий, рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе по вопросам размещения и проектирования объектов, проводить общественную экологическую экспертизу, требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности; требовать предоставления своевременной, достоверной и полной информации о загрязнении среды, мерах ее охраны; входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов; требовать назначения государственной экологической экспертизы, ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц, предъявлять в суде или арбитражном суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями; оказывать всемерное содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранного законодательства.

Задачей общественной экспертизы является привлечение внимания государственных органов к определенному объекту, широкое распространение научно обоснованной информации о потенциальной экологической опасности. Заключение общественной экологической экспертизы носит рекомендательный, информационный характер. После утверждения органами государственной экологической экспертизы заключение становится юридически обязательным. В общественную экспертную комиссию могут входить представители общественности, ученые, деятели культуры.

ГЭЭ, ОВОС и общественная экологическая экспертиза дополняют друг друга и являются разными сторонами экологической экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций (объединений), общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления.

Государственная (общественная) экологическая экспертиза во многом напоминает ОВОС, но отличается тем, что все экспертные оценки, получаемые при ее проведении, основываются исключительно на материалах, представляемых самим предполагаемым природопользователем, включая ОВОС, а также личном опыте эксперта. Кроме того, экспертная комиссия, выполняющая экологическую экспертизу, независима от ее заказчика, т.к. она образуется уполномоченным государственным (общественным) органом и осуществляет свою деятельность только при условии ее предварительной оплаты природопользователем. Оплата общественной экологической экспертизы производится той общественной организацией, которая выступает ее инициатором. ОВОС же проводится согласно заданию самого природопользователя с целью его последующего представления в качестве материала, позволяющего объективное осуществление экологической экспертизы, причем ОВОС всегда основывается на данных, самостоятельно добываемых его исполнителями.

Государственная и общественная экологические экспертизы регулируются одними и теми же законами, однако функции этих процедур, а также их место в системе принятия решений существенным образом различаются. При этом процедура ОЭЭ пока практически не регламентирована.

Призыв к спасению Отечества от экологической катастрофы особенно актуален в наше время. По свидетельству прессы, начальный период перехода к рынку приводит в ряде случаев к непредсказуемым формам эксплуатации природных ресурсов в условиях отсутствия удовлетворительного экологического законодательства. Необходима, в частности, организация независимой общественной экологической экспертизы совместных и зарубежных проектов и контроля над тем, чтобы их экологические стандарты соответствовали таковым в странах-экспортерах технологии.

Он регулирует все отношения в области экологической экспертизы. Законом определено, что: «Экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы». В соответствии с законом на территории Российской Федерации осуществляются ГЭЭ и общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ).

Центр проводит обучающие семинары для общественных организаций из различных регионов России. Их целью является подготовка консультантов по организационным и методическим вопросам общественной экологической экспертизы .

В соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» в РФ осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. Проведение государственной экологической экспертизы в случаях, установленных законом, является обязательным. Федеральный закон закрепляет перечень объектов, подлежащих обязательной государственной экспертизе.

Ответственность за нарушение законодательства об экологической экспертизе. В ст. 30 даны перечни составов нарушений, разделенные на группы в зависимости от субъекта, совершившего противоправное деяние. Таковыми являются: заказчики, руководители специально уполномоченного органа в области экологической экспертизы и руководители экспертных комиссий, эксперты, должностные лица органов исполнительной власти, надзора и контроля, органов местного самоуправления, банковские организации, их должностные лица, иные юридические лица и граждане. В числе составов нарушений указаны фальсификация материалов, принуждение эксперта к подготовке заведомо ложного заключения, нарушение порядка формирования экспертной комиссии, фальсификация выводов заключения, незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы, финансирование и кредитование реализации объекта без положительного заключения и др.

В настоящее время в России насчитывается около тысячи общественных экологических организаций (в том числе незарегистрированных). Основные направления их деятельности: участие в законотворческой деятельности, организация и проведение общественного контроля за соблюдением экологических требований и условий; участие в общественной экологической экспертизе и др. .

В 1995 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «Об общественных объединениях”, регулирующий их деятельность . В этом же году создана общественная организация ЭКОЛАЙН, которая при участии международной организации ЭКОЛОГИЯ осуществляет программу «Центр общественной экологической экспертизы”. Основная цель программы — способствовать формированию демократических механизмов принятия экологически значимых решений в России и странах СНГ.

В процессе работы члены экспертной комиссии изучают материалы, представленные на государственную экологическую экспертизу, и анализируют заключение общественной экологической экспертизы и аргументированные предложения органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан. Затем члены комиссии готовят индивидуальные экспертные заключения.

Можно выделить такие основные механизмы комплекса, как: оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС); государственная и общественная экологическая экспертиза; государственный, производственный и общественный экологический контроль; экологический мониторинг; лицензирование; экологическая сертификация; экологическое страхование; страхование в сфере недроиспользования и водопользования; экологический аудит, в том числе страховой экологический аудит; аудит недроиспользования; аудит водоиспользования; энергоаудит; экономический и финансовый механизмы охраны окружающей среды и природопользования; разработка и внедрение передовых современных систем экологического управления на предприятиях отрасли; непрерывное и упреждающее экологическое образование и повышение квалификации кадров руководителей и специалистов.

Ориентация Центра на информационно-методическую работу связана прежде всего с тем, что отсутствие знаний о нормативно-правовой базе и методиках общественной экологической экспертизы является одной из основных проблем организаций, работающих в этой области. Интересы Центра не ограничиваются только общественной экологической экспертизой, внимание уделяется и ОВОС, и послепроектному анализу.

В ходе этой деятельности были выявлены вопросы, представляющие общий интерес для большинства клиентов. Результатом обобщений явилась методическая брошюра «Как организовать общественную экологическую экспертизу» (Хотулева и др. 1998), существенно облегчающая работу консультационной службы «Эколайн» и обеспечивающая простой доступ клиентов к основной информации по проблеме.

Права и обязанности экспертов. К числу прав относятся: ознакомление со всеми материалами, право на дополнительную информацию, оплата своего труда и право на особое мнение. Последнее возникает при несогласии эксперта с выводами заключения комиссии. В этом случае эксперт подписывает заключение с пометкой «особое мнение» и представляет его в виде отдельного документа, прилагаемого к общему заключению в обязательном порядке. Обязанности разделяются на две группы: общего и специального характера, А. К. Голиченков в общие включает обязанности по соблюдению законодательства об экологической экспертизе и по определению их соответствия актам экологического законодательства. К специальным относятся следующие обязанности: а) соблюдать порядок и сроки осуществления экспертизы; б) представлять индивидуальное заключение, отвечающее всем указанным в законе требованиям; в) участвовать в подготовке материалов по учету общественного мнения, результатов общественных экологических экспертиз; г) обеспечивать сохранность представленных на экспертизу материалов и конфиденциальность содержащейся в них информации.

Принцип презумпции экологической опасности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *