Дети имеющие право на государственную поддержку

Текст Указа:

В целях повышения доходов семей, имеющих детей, постановляю:

1. Установить с 1 января 2020 г. ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее – ежемесячная выплата), предоставляемую в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

2. Предусмотреть софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации на осуществление ежемесячной выплаты.

3. Установить, что:

а) ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134‑ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты;

б) размер ежемесячной выплаты составляет 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134‑Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.

4. Правительству Российской Федерации:

а) до 1 апреля 2020 г. утвердить:

основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной выплаты, примерный перечень документов (сведений), необходимых для ее назначения, типовую форму заявления о назначении ежемесячной выплаты, предоставив гражданам возможность выбора способа обращения за ее назначением, в том числе через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг или с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо региональных порталов государственных и муниципальных услуг;

правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на осуществление ежемесячной выплаты;

б) до 30 ноября 2020 г. провести оценку уровня доходов семей, которым осуществляется ежемесячная выплата, и по итогам этой оценки принять меры, направленные на увеличение с 1 января 2021 г. размера ежемесячной выплаты семьям, среднедушевой доход которых после ее получения не достиг величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации.

5. Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации:

а) при назначении ежемесячной выплаты не учитывать ее в составе доходов семьи;

б) сохранить установленные законодательством субъектов Российской Федерации пособия, выплаты и иные меры социальной поддержки, назначенные в связи с рождением и воспитанием детей;

в) до 1 июля 2020 г. обеспечить:

установление требований, в соответствии с которыми семьи, имеющие детей, признаются нуждающимися в поддержке в целях предоставления им ежемесячной выплаты;

получение необходимых для назначения ежемесячной выплаты документов (сведений), в том числе в электронном виде, от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;

возможность обращения граждан за назначением ежемесячной выплаты через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг или с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе без истребования от граждан документов, находящихся в распоряжении указанных в абзаце третьем настоящего подпункта органов и организаций.

6. Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривать начиная с 2020 года ежегодное выделение бюджетных ассигнований соответственно из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа.

7. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Темы

  • Дети

Статус материала

Опубликован в разделе: Документы

Дата публикации: 20 марта 2020 года, 16:00

Ссылка на материал: kremlin.ru/d/63044

Текстовая версия

не действует Редакция от 04.12.1996 Подробная информация

Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.12.96 N 159-ФЗ «О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»
Вид документа закон
Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
Номер документа 159-ФЗ
Дата принятия 27.12.1996
Дата редакции 04.12.1996
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»,
  • «Собрание законодательства РФ», 23.12.96, N 52, ст. 5880, «Российская газета», N 248, 27.12.96
Навигатор Примечания

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.12.96 N 159-ФЗ «О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

21 декабря 1996 года N 159-ФЗ

Принят
Государственной Думой
4 декабря 1996 года

Одобрен
Советом Федерации
10 декабря 1996 года

Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются понятия:

дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей,- лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей В установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите;

учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома — интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке;

опека и попечительство — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет;

приемная семья — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью);

полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшимися без попечения родителей, — предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости; обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте восемнадцати лет и старше, но не более чем до двадцати трех лет имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях;

выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения;

дополнительные гарантии по социальной защите — законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время получения ими очного профессионального образования.

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение в рамках бюджетных ассигнований целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с потребностями региона, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров, поддержку негосударственных центров по социальной адаптации и реабилитации на базе образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания населения и других учреждений.

Меры по предоставлению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основываются на государственных минимальных социальных стандартах для определения финансовых затрат по их осуществлению.

Статья 5. Финансирование мер по обеспечению дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществления денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 6. Дополнительные гарантии права на образование

1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение.

2. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе получать бесплатно второе начальное профессиональное образование.

3. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

4. Обучающиеся, воспитанники всех типов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске из этих образовательных учреждений обеспечиваются соответствующим образовательным учреждением сезонной одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее двух минимальных размеров оплаты труда.

5. Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

6. Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Выплата указанного пособия осуществляется в срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых образовательным учреждениям из соответствующих бюджетов.

7. Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.

8. Выпускники образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования при трудоустройстве на предприятия, в учреждения и организации всех форм собственности обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее пяти минимальных размеров оплаты труда. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.

9. При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.

10. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. обучающиеся в образовательных учреждениях всех типов и видов, администрацией данных учреждений обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы.

Статья 7. Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета.

2. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение

1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

2. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

3. Выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.

При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

4. Требование законодательства о необходимости предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равные с собственником либо нанимателем права.

5. В случае смерти родителей или принудительного размена жилой площади родителей, лишенных родительских прав, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители обязаны в течение месяца приватизировать жилую площадь, оформить договор передачи жилого помещения (или части его) в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Приватизация осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

6. Для обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться специальные жилищные фонды за счет средств соответствующих бюджетов и других не запрещенных законом источников.

7. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируется право собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, а также на земельные доли, права на которые были получены родителями в ходе приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса.

Статья 9. Дополнительные гарантии права на труд

1. Органы государственной службы занятости населения (далее — органы службы занятости) при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет средств Государственного Фонда занятости населения Российской Федерации.

2. Предприятиям, учреждениям, организациям, создающим специальные рабочие места гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Должностные лица, виновные в нарушении условий трудовых договоров (контрактов), регулирующих их отношения с гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают профессиональную подготовку и профессиональную деятельность выпускников учреждений социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В учреждении социального обслуживания могут быть созданы специализированные рабочие места.

5. Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.

6. Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

Статья 10. Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Статья 11. Ответственность за неисполнение настоящего Федерального закона Статья 12. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 года.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль.

А.Л. Кокоурова – главный советник

отдела социального и жилищного

законодательства Главного правового

управления губернатора Иркутской области.

Обзор по результатам обобщения практики рассмотрения судами дел, связанных с предоставлением жилых помещений детям — сиротам и детям,

оставшимся без попечения родителей.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Россия является социальным государством. В силу указанного положения Российская Федерация обеспечивает социальную защиту наиболее незащищенных в социальном плане категорий граждан, в том числе детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты).

Так, меры социальной поддержки указанной категории граждан определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон).

Вместе с тем, при реализации отдельных положений указанного Федерального закона на практике возникает масса вопросов, в частности по порядку предоставления жилых помещений детям — сиротам.

Так, статьей 8 Федерального закона установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

1. В соответствии со статьей 8 Федерального закона условием, при котором детям – сиротам предоставляются жилые помещения, является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения.

Так, решением Слюдянского районного суда г. Слюдянки правомерно было отказано в удовлетворении исковых требований М. о предоставлении жилого помещения вне очереди.

«В данном случае, суду представлено Постановление главы администрации, которым закреплена жилая площадь за М. Она не отрицала данный факт, но пояснила, что квартиру сдала ее сестра, она не имеет жилья и поскольку ее поставили на очередь, следовательно, обязаны обеспечить ее как сироту, поскольку, когда приедет сестра и вернется брат, ей с ребенком негде будет жить.

Суд признал, что не могут быть приняты во внимание доводы истицы о том, что размер жилого помещения ниже учетной социальной нормы, т.к. при указанных обстоятельствах, на основании ст. 51 п.1 п.п. 2 ЖК РФ, она может быть признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, но этот вопрос выходит за рамки данного искового заявления».

Следовательно, наличие закрепленного жилого помещения должно рассматриваться как отсутствие оснований для предоставления детям – сиротам жилых помещений вне очереди, даже в случае, если есть основания для постановки детей-сирот на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по общим основаниям в порядке статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК Российской Федерации).

2. Как выше было указанно, статьей 8 Федерального закона установлено, что дети-сироты обеспечиваются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Внеочередное право детей-сирот на предоставление жилых помещений также закреплено статьей 57 ЖК Российской Федерации.

Так, решением Кировского районного суда г. Иркутска от 10 октября 2006 года по гражданскому делу по иску П. к администрации г. Иркутска, администрации Иркутской области о предоставлении жилого помещения вне очереди было отказано, в качестве доводов было указано следующее.

«…суд приходит к выводу о том, что истец имеет бесспорное право на внеочередное получение от органа местного самоуправления жилого помещения в порядке очередности, установленной органами местного самоуправления, согласно единому списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Пунктом 3 ст. 17 Конституции РФ установлено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Принимая во внимание требование положения ст. 6 ГПК Российской Федерации о равенстве всех перед законом и судом, при постановлении решения суд обязан учитывать интересы других граждан, в данном случае – лиц, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений на льготных основания, у которых по времени постановки на учет право на предоставление жилого помещения возникло ранее, чем у истца, а потому суд приходит к выводу, что удовлетворение требований П. повлечет ущемление прав и законных интересов других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений на льготных основаниях».

Вместе с тем, указанное решение кассационной инстанцией было отменено и направлено на новое рассмотрение по следующим основаниям.

«Сделав суждение о наличии у истца права на внеочередное получение жилья от органа местного самоуправления, суд пришел к противоречивому выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о внеочередном предоставлении жилого помещения, мотивировав, что удовлетворение исковых требований П. повлечет ущемление прав и законных интересов других детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений на льготных основаниях».

Таким образом, предоставление жилых помещений детям-сиротам должно осуществляться вне очереди независимо от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данная позиция в полной мере согласуется с действующим законодательством.

3. Что касается вопроса об органе, обязанном предоставить жилое помещение детям-сиротам, он вызывает проблемы на практике.

Неоднозначное определение органа, уполномоченного на предоставление жилого помещения, через «орган исполнительной власти по месту жительства» усложняет реализацию права детей – сирот на жилое помещение. Так, применяя буквальное толкование части 2 статьи 8 Федерального закона, можно сделать вывод, что предоставление жилого помещения должно осуществляться органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Вместе с тем, не понятна логика законодателя, использующего при определении уполномоченного субъекта понятие «по месту жительства», поскольку данное понятие более подходит к органам местного самоуправления, но указанные органы, в свою очередь, в силу положений Конституции Российской Федерации не являются органами государственной власти.

В целях определения надлежащего ответчика и не нарушения прав детей-сирот по данным категориям дел, суд всегда привлекает в качестве ответчиков как органы местного самоуправления муниципальных образований, так и высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, при решении данного вопроса, думается, следует применять действующее законодательство в системном толковании: как было указано выше, в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Федеральный закон № 159-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу статьи 5 ЖК Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», впредь до приведения в соответствие с ЖК Российской Федерации законов, действующих на территории Российской Федерации, законы применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК Российской Федерации и Федеральному закону от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ. В случае не соответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям ЖК Российской Федерации, применяются положения ЖК Российской Федерации. В этой связи Федеральный закон № 159-ФЗ в части регулирования отношений по поводу обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 1 марта 2005 года подлежит применению в системном толковании с нормами ЖК Российской Федерации, согласно которому обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан осуществляется органами местного самоуправления из числа жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном жилищным законодательством порядке (статьи 49, 57 ЖК Российской Федерации). Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

При этом, согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(далее-Федеральный закон № 131-ФЗ), обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством является вопросом местного значения, для решения которого в собственности поселения может находиться жилищный фонд социального использования (статьи 14, 50).

В связи с изложенным, предоставление жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, относится к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, частью 2 статьи 18 Федерального закона № 131-ФЗ, финансирование обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является вопросом местного значения, относится к расходным обязательствам муниципальных образований и должно осуществляться за счет средств соответствующих местных бюджетов.

Одновременно следует отметить, что согласно статье 12 ЖК Российской Федерации, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в том числе, определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации решают аналогичные вопросы в отношении предоставления жилых помещений своего жилищного фонда (статья 13 ЖК Российской Федерации). Таким образом, субъект Российской Федерации самостоятельно определяет иные категории граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Следовательно, предоставление жилых помещений категориям граждан, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством не представляется возможным.

Наличие в статье 8 Федерального закона № 159-ФЗ возможности установления субъектом Российской Федерации дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, не обязывает субъекты Российской Федерации в соответствующих законах предусматривать предоставление жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма указанным категориям граждан. Указанное положение Федерального закона № 159-ФЗ согласуется с положениями статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее-Федеральный закон № 184-ФЗ), в соответствии с которой органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

При реализации предусмотренных подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, субъект Российской Федерации самостоятелен в выборе вида, объема и порядка предоставления мер социальной поддержки указанной категории граждан и детям, оставшимся без попечения родителей.

Кроме того, из положений статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ обязанности субъекта Российской Федерации по предоставлению детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений по договорам социального найма и в собственность не предусматривается. Это в полной мере согласуется с пунктом 2 статьи 26.11 Федерального закона № 184-ФЗ, устанавливающим перечень имущества, которое может находиться в собственности субъекта Российской Федерации для осуществления полномочий, установленных пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, где жилых помещений жилищного фонда социального использования для детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, не предусмотрено.

Согласно подпункту «н» пункта 2 статьи 26.11, в собственности субъекта Российской Федерации может находиться лишь имущество (в том числе жилые помещения) для социального и медицинского обслуживания указанной категории граждан. В целях реализации указанных полномочий на территории Иркутской области действует Закон Иркутской области от 10 октября 2007 года 117-оз «О порядке и условиях предоставления в Иркутской области жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которым установлены порядок и условия предоставления в Иркутской области жилых помещений для социальной защиты, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Поскольку в соответствии с действующим законодательством полномочия субъекта Российской Федерации по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам социального найма и в собственность не предусматривается, то и финансирование предоставления жилых помещений указанной категории граждан за счет средств соответствующего бюджета не возможно.

Указанная выше позиция находит свое отражение в решениях судов.

Так, решением Кировского районного суда г. Иркутска по гражданскому делу № 2-277/2007 по иску П. о внеочередном предоставлении жилого помещения не ниже установленных социальных норм исковые требования к органам местного самоуправления были в полном объеме удовлетворены:

«согласно пп.2 п.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных иных учреждений, в том числе…….Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договорам социального найма жилое помещение должно предоставлять по месту их жительства….. общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

На основании п. 3 ст. 57 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

С учетом изложенных положений ФЗ РФ от 21.12.1996 г. и ЖК РФ истец как лицо, относящиеся к категории детей – сирот, имеет право на внеочередное получение от органа местного самоуправления по договору социального найма жилого помещения площадью не ниже установленных норм.

Ссылка представителя ответчика администрации г. Иркутска на п.п.3,6 ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-фз суд находит несостоятельной, так как в соответствии с ФЗ РФ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ указанные пункты ст. 8 утратили силу.

Таким образом, решение вопросов учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, и предоставления жилых помещений действующим законодательством возложено на органы местного самоуправления. Действующим жилищным законодательством РФ, а также специальным законом, регулирующим спорные правоотношения, обязанность по предоставлению детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений возложена на органы местного самоуправления по месту постоянного проживания граждан».

Определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда признано: «Все выводы суда подробно мотивированы, основаны на материалах дела, требованиях статей 18, 40 Конституции Российской Федерации, статьи 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» статей 6, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и основания для признания их неправильными не имеется».

Приведем еще одно решение Кировского районного суда г. Иркутска по гражданскому делу по иску Ф. о внеочередном предоставлении жилого помещения:

«Решение вопросов учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, и предоставления жилых помещений действующим законодательством возложено на органы местного самоуправлении. Действующим жилищным законодательством, а также специальным законом, регулирующим спорные правоотношения, обязанность по предоставлению детям-сиротам лицам, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений возложена на органы местного самоуправления по месту постоянного проживания граждан. Не может являться основанием для отказа в иске Ф. отсутствие финансирования муниципального образования города Иркутска средствами из федерального бюджета для реализации соответствующих положений закона».

4. Следует обратить внимание на невозможность ссылки органов местного самоуправления по данной категории дел на положения пунктов 3-4 статьи 49 ЖК Российской Федерации, в соответствии с которыми жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации предоставляются по договорам социального найма категориям граждан, определенным законом субъекта Российской Федерации, признанным по установленным ЖК Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления указанным в законах субъекта Российской Федерации категориям граждан возможно лишь в случае наделения данных органов полномочиями в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, принимая во внимание то, что предоставление детям-сиротам жилых помещений относится к вопросам местного значения, то и передача таких полномочий в силу действующего законодательства невозможна.

5. Предоставление жилых помещений детям-сиротам осуществляется, как уже ранее было отмечено, по месту жительства. Следовательно, на детях-сиротах, предъявляющих исковые требования о предоставлении жилого помещения, лежит обязанность доказать постоянное проживание либо намерение постоянно проживать в соответствующем муниципальном образовании, например, наличие там постоянной работы.

Так, в Ангарский районный суд с исковыми требованиями о предоставлении жилого помещения обратилась И.

«Из материалов дела видно, что истица родилась 20 июня 1984 г., осталась без попечения родителей, так как ее мать была лишена родительских прав на основании решения суда. И. была направлена в
1998 г. в детский дом г. Черемхово. В 2000 г. истица поступила в ПТУ-9, которое окончила в 2003 г. В 2003 г. И. приехала в г. Ангарск на постоянное место жительство, зарегистрирована по адресу….С 2005 г. работает в МУП «…..». данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле документами. Действующим жилищным законодательством РФ, а также специальным законом, регулирующим спорные правоотношения, обязанность по предоставлению детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений возложена на органы местного самоуправления по месту их постоянного жительства. Следовательно, именно администрация г. Ангарска должна предоставить жилое помещение истице».

Подводя итог судебной практике по делам о предоставлении жилого помещения детям — сиротам, можно сделать следующие выводы:

— применение законодательства по данному вопросу должно осуществляться в системном толковании, поскольку общественные отношения по предоставлению жилого помещения детям-сиротам регулируются принятыми в различные периоды времени нормативными правовыми актами, имеющими различную юридическую силу, более того, регулирующие различные сферы общественных отношений: жилищную и социальную;

— при рассмотрении данной категории дел необходимо принимать во внимание нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации и устанавливающие их полномочия.

— необходимо рассматривать в качестве надлежащего ответчика по данной категории дел органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.

Решение Слюдянского районного суда г. Слюдянки от 27 марта 2008 года // Архив Слюдянского районного суда г. Слюдянки.

Решение Кировского районного суда г. Иркутска по гражданскому делу №2-1216/2006 // Архив Кировского районного суда г. Иркутска.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда по гражданскому делу №2-1216/2006 // Архив Кировского районного суда г. Иркутска

Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

О порядке и условиях предоставления в Иркутской области жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан: Закон Иркутской области от 10декабря 2007 года № 117-оз // Областная. № 145, 14.12.2007

Решение Кировского районного суда г. Иркутска по гражданскому делу № 2-277/2007 // Архив Кировского районного суда г. Иркутска.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда по гражданскому делу №2-277/ 2007 // Архив Кировского районного суда г. Иркутска.

Решение Кировского районного суда г. Иркутска по гражданскому делу № 2-1071/ 2006// Архив Кировского районного суда г. Иркутска.

Дети имеющие право на государственную поддержку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *