Банк России закупки

ИНТЕРВЬЮ: Создаем новые инструменты для соблюдения баланса между приоритетами цены, качества и сроков закупок — глава департамента ЦБ РФ

Москва. 29 октября. ИНТЕРФАКС — Вялый экономический рост заставляет российские организации более серьезно заниматься оптимизацией расходов. Государство тоже стремится добиться в этой области значимых результатов, в том числе за счет масштабной реорганизации системы закупок. Банк России, хотя и имеет особый статус, также активно совершенствует закупочные процессы. О реорганизации системы закупок и планах по ее дальнейшему развитию в интервью «Интерфаксу» рассказала директор Департамента закупок Банка России Светлана Репина.

— В последние годы ЦБ занимался развитием своей системы закупок. Что в ней изменилось за это время, что система собой представляет сегодня?

— Закупочная деятельность Банка России определяется внутренними правилами, установленными в положении о закупках в соответствии со статьей 88 договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Она наделяет центральные банки стран — членов ЕАЭС правом использовать набор оптимальных инструментов и осуществлять закупки в соответствии с внутренними правилами, установленными в положении о закупках.

Наиболее значительные изменения в системе закупок Банка России произошли в последние два года. В прошлом году шла подготовка к масштабным изменениям, а в текущем году они были запущены.

Одним из первых шагов стало создание централизованного закупочного подразделения — департамента закупок Банка России. Наша задача — выстраивание гибкой и эффективной системы закупок, которая должна обеспечить подразделения Банка России всем необходимым для выполнения их функций.

Существенным изменением стала разработка нового положения о закупках Банка России. Впервые документ проходил публичное обсуждение с целью оценки регулирующего воздействия, а затем был опубликован на официальном сайте Банка России и стал доступным для участников рынка. Раньше такие документы не публиковались.

Стоит отметить также, что изменения затронули закупочную идеологию. Для закупочной деятельности Банка России основной приоритет — выбор контрагента, который способен исполнить договорные обязательства на высоком уровне, в оговоренный срок и по справедливой цене. Поэтому в процессе закупок мы добиваемся оптимального соотношения «цена — качество».

В федеральное законодательство регулярно вносятся изменения, которые затрагивают деятельность Банка России, добавляются новые функции, обязанности. Причем для их выполнения устанавливаются конкретные сроки. Соответственно банк должен своевременно подготовиться к выполнению новых задач. Также важно понимать, что многие проекты в Банке России взаимосвязаны и соблюдение реализации сроков одного из них важно для реализации другого. То есть соблюдение сроков является для Банка России очень важным моментом.

— Как эти приоритеты отразились на закупочной деятельности ЦБ?

— Для поддержания на практике баланса между приоритетами цены, качества и сроков новым положением о закупках определен широкий спектр инструментов, в том числе введены новые элементы закупочных процедур, такие как переторжка и запрос альтернативных предложений. В последнем случае речь идет о том, что мы, по сути, говорим рынку: мы намерены что-либо закупить для решения определенной задачи, но если вы понимаете, что эту задачу можно решить иначе, с использованием других средств, то можете дать нам альтернативное предложение — и, возможно, мы выберем этот альтернативный путь.

То есть мы готовы менять свои взгляды на подход к конкретной закупке в том случае, если нам предлагают более рациональный вариант.

Еще одно новшество заключается в том, что мы можем нескольким участникам закупки присваивать первое место. Иногда в конкретных закупках бывают очень большие объемы и сложно найти контрагента, который может в сжатые сроки справиться с такими объемами. Если мы выбираем двух или более победителей, то можем разделить объемы между ними. Это минимизирует риски неисполнения контракта.

— Какие задачи и проблемы удалось решить за счет этих нововведений?

— Важной задачей, стоявшей перед нами при изменении системы закупок, было построение централизованной закупочной вертикали. Создан Департамент закупок, который теперь отвечает как за методологию закупочной деятельности, так и собственно за проведение закупок в Банке России и координацию региональных закупочных подразделений.

Прежде каждое структурное подразделение центрального аппарата самостоятельно закупало для своих нужд необходимые товары, работы, услуги. При этом каждый департамент выполнял функции как внутреннего заказчика, так и закупщика. Сейчас эти функции разделены. Функция заказчика осталась за профильными подразделениями, а функция закупщика передана в Департамент закупок. Это было значительное изменение — концентрация компетенций в области закупок в одном подразделении.

Также удалось решить проблему централизации региональных закупок. Такая проблема актуальна для многих крупных заказчиков. Для ее решения необходимо найти баланс между централизованными и локальными закупками. Здесь многое зависит от локального рынка поставщиков, насколько он развит, присутствуют ли на нем федеральные игроки.

Для достижения такого баланса мы применяем категоризацию закупок. У каждой категории закупок (например, ИТ, услуги по транспортировке ценностей, уборка помещений и т.п.) есть свой рынок. Где-то он больше развит (есть игроки федерального уровня), где-то меньше. За счет централизации закупок мы смогли выделить сходные закупки различных подразделений, объединить их в рамках категорийной стратегии и решить, что и как мы можем закупать. В том числе с учетом зрелости конкретных рынков.

Какие-то категории однозначно должны быть централизованными — например, информационные системы. Какие-то целесообразно обеспечивать за счет локальных поставщиков. Возможны комбинированные варианты. Например, на рынке услуг по уборке помещений есть компании, которые могут работать в большинстве регионов страны, но не во всех. Там, где их нет, приходится выстраивать работу с локальными поставщиками. Это частичная централизация: часть закупок в интересах региональных подразделений проводим централизовано, а часть отдаем им для проведения закупок среди местных подрядчиков.

Есть полностью локальные закупки. Это, как правило, специализированные закупки — например, закупка услуг по охране, видеонаблюдению, мелкому ремонту офисов и т.п.

Другая значимая проблема заказчиков с масштабной региональной структурой — заметное число ошибок при проведении закупок, что сказывается на их эффективности. За счет централизации и стандартизации эту проблему также удалось решить, разработаны общие стандарты закупочной документации и договоров.

— Как в Банке России реализована схема выбора поставщика?

— Мы ввели в практику закупок коллегиальное принятие решений при выборе поставщика. То есть у нас закупщик только обеспечивает организацию процесса закупки и выносит предложения по выбору подрядчика на рассмотрение комиссии по закупкам. Постоянно действующая закупочная комиссия включает в себя представителей различных департаментов, и за счет этого мы получаем объективную и взвешенную оценку предложений поставщиков.

— В последние два года значительные изменения происходят не только в закупочной системе Банка России, но и в контрактной системе. Учитывает ли ЦБ опыт, наработки контрактной системы?

— Свою систему закупок Банк России развивает как за счет применения в том или ином объеме новшеств законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, так и за счет лучших практик корпоративных закупок. Фактически мы являемся площадкой, на которой можно внедрять лучшие закупочные новации.

Если говорить именно о законе № 44-ФЗ, то сейчас в сфере госзакупок есть тренд на полную автоматизацию. Мы также движемся в этом направлении. В нашем положении о закупках есть специальный пункт, который устанавливает предпочтительность проведения закупок в электронной форме.

Сейчас у нас все больше и больше закупок проводится в электронной форме. К настоящему времени доля конкурентных закупок, проводимых в электронной форме, в стоимостном выражении составляет 75% от общего объема конкурентных закупок. Это на 26 процентных пунктов больше, чем в прошлом году.

В то же время мы сохраняем возможность проведения закупок не в электронной форме. В некоторых регионах еще сохраняются сложности с получением и использованием электронных подписей и с участием в электронных процедурах. Есть сложности для участников закупок — нерезидентов. Поэтому для таких случаев мы оставляем возможность подать заявку в бумажной форме.

Кроме того, мы внедрили процедуру аккредитации поставщиков — их проверку на правоспособность: что они существуют, подают всю предусмотренную законодательством отчетность, платят налоги и т.п. Сама процедура аккредитации проводится в электронной форме через электронную торговую площадку (ЭТП).

— Сейчас много внимания уделяется поддержке малого бизнеса, вопросам импортозамещения, что нашло свое отражение в законах № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. Банк России учитывает эти аспекты в своей закупочной деятельности?

— Сегодня поставщиком банка может стать любой хозяйствующий субъект, без всяких ограничений. Что касается субъектов МСП, то они участвуют в закупках на общих основаниях. Такие компании и предприятия имеют различные льготы, в том числе налоговые, что позволяет им делать лучшие предложения. Но специальных преференций для субъектов МСП и индивидуальных предпринимателей у нас нет.

Что касается импортозамещения, то при проведении закупок мы отдаем предпочтение поставщикам из стран ЕАЭС. В Банке России действует комиссия по импортозамещению, которая, в частности, анализирует возможности использования продукции российских компаний и предприятий для импортозамещения, в том числе в области информационных технологий, оборудования. Результаты такого анализа учитываются в категорийных стратегиях, что позволяет нам привлекать при проведении закупок поставщиков соответствующих продуктов.

— Есть ли уже результаты, эффект от модернизации системы закупок Банка России?

— Мы установили ключевые показатели эффективности (КПЭ) закупок и проводим их мониторинг, смотрим результаты не только центрального аппарата, но и управлений закупок в регионах. В КПЭ включили такие показатели, как доля конкурентных закупок в электронной форме, среднее количество участников на одну конкурентную процедуру закупки, доля высококонкурентных закупок (четыре и более поставщиков).

На 1 сентября текущего года число участников на одну конкурентную закупку сохранило значение 3,7, доля высококонкурентных закупок составила 16%, снижение начальной цены контракта — 12%. Последнее обеспечено за счет роста конкуренции при закупках, привлечения новых поставщиков. Также на этот показатель оказал влияние эффект масштаба при централизации закупок.

Сейчас идет период адаптации — и мы, и наши поставщики привыкаем к новым процедурам, к новым правилам. Поэтому надеемся, что эти показатели будут расти. Тем более что Банк России активно работает с действующими и потенциальными поставщиками. Так, на конец октября у нас намечена конференция для поставщиков Банка России. Подобная конференция проводится впервые. На ней мы планируем ознакомить участников со всеми нововведениями в системе закупок банка, наладить диалог с ними.

В дальнейшем мы намерены развивать набор КПЭ, добавлять новые показатели, разработка которых ведется в настоящее время. Например, показатель экономической эффективности. Этот параметр необходим, например, для оценки целесообразности передачи каких-либо функций на аутсорсинг. Прямую экономию средств от передачи тех или иных функций на аутсорсинг подсчитать просто, а вот другие факторы, в том числе временные и трудовые затраты, достаточно сложно. Соответственно, КПЭ должен будут дать ответ на этот вопрос.

— Есть ли у Банка России нерешенные или трудно решаемые проблемы в области закупок?

— Есть, пожалуй, общая для всей сферы закупок проблема — отсутствие на рынке единых классификаторов, каталогов товаров, работ, услуг. Если бы в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок был полностью сформированный каталог, то мы бы с удовольствием его использовали. Однако его наполнение — только на начальной стадии, что не позволяет проводить анализ уровня цен по всей номенклатуре товаров, работ и услуг, закупаемых Банком России.

Сейчас мы прорабатываем возможность создания собственного классификатора, каталога, поскольку есть необходимость анализировать ценовые, объемные показатели товаров, работ и услуг в различных разрезах — как в целом по рынку, так и по регионам за различные временные интервалы. Такой каталог — основа для получения качественной аналитики.

Этот каталог необходимо не только создать, но и интегрировать с различными информационными системами банка — с той же системой финансового планирования, например. Причем интегрировать достаточно плотно — вплоть до автоматического использования информации из каталога при проведении закупок, при формировании отчетов и т.п.

— Есть ли у Банка России планы по дальнейшему развитию своей системы закупок?

— Масштабные изменения закупочной системы банка еще не завершены. Сейчас подготовлены категорийные стратегии по административным закупкам и закупкам в области ИТ как самым масштабным и важным. Теперь предстоит создать категорийные стратегии по другим направлениям, реализовать на практике систему категорийного управления закупками, создать систему управления поставщиками.

В закупках три основных процесса. Первый — формирование категорийной стратегии, когда мы определяем, что и как мы закупаем. Второй — реализация этой стратегии через проведение соответствующих закупок. Третий — собственно управление поставщиками. Речь идет о мониторинге взаимодействия с поставщиками, поиске и реализации дополнительных возможностей для обеспечения более эффективного взаимодействия с ними.

На основании данных, полученных в рамках третьего процесса, происходит коррекция категорийных стратегий. Управление поставщиками — это важный для системы закупок процесс, который характеризует зрелость закупочной функции.

Также в планах по развитию системы закупок Банка России — переход на электронное взаимодействие с поставщиками. С некоторыми из них уже обсуждаем юридически значимое электронное взаимодействие.

— В настоящее время контрактная система фактически никак не регулирует целый пласт закупок — закупки малого объема, но с ноября текущего года должен начать работу Единый агрегатор торговли, что в перспективе должно привести к электронизации малых закупок. Какую позицию занимает банк в отношении таких закупок?

— У Банка России также есть малые закупки — объемом до 500 тыс. рублей. За их проведение отвечают функциональные подразделения. Есть инструкция по их проведению. Она предусматривает сбор не менее трех предложений рынка и выбор лучшего.

Малые закупки сложно контролировать и классифицировать. В то же время есть понимание, что к малым закупкам могут быть отнесены и стандартные закупки — за счет дробления заказа. Поэтому мы наблюдаем за этим направлением. По некоторым малым закупкам мы видим потенциал для консолидации. Ее можно реализовать, например, через рамочные договоры с аккредитованными поставщиками.

Кроме того, в настоящее время мы изучаем возможность использования механизма электронных магазинов ЭТП для электронизации малых закупок. Такие магазины могут стать хорошим инструментом, с помощью которого внутренние функциональные заказчики смогут более оперативно и более эффективно проводить малые закупки. Планируем в этом году начать тестирование электронных магазинов, у которых реализовано предоставление качественной аналитики по таким закупкам.

Служба финансово-экономической информации

Центральный банк Российской Федерации – государственный заказчик, который осуществляет закупки необходимых ему товаров, работ, услуг, позволяющие ему грамотно и полноценно осуществлять свою деятельность. Кроме того, данный крупнейший государственный заказчик производит закупку валютных резервов для создания специального фонда. Однако последний вид закупок производится в тех случаях, когда возникает необходимость реализации одного из направлений деятельности данного финансового регулятора.

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Что же касается ключевой закупочной деятельности, то она направлена в соответствии с Положением «О закупках Центрального банка Российской Федерации (Банка России)» на удовлетворение нужд организации, в том числе для обеспечения полноценной работы данного государственного заказчика по всем его направлениям.

Нормативная основа регламентации закупок Центрального банка Российской Федерации

Вся деятельность по осуществлению закупок производится в соответствии с двумя Федеральными законами – №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Во исполнение указанных нормативных актов было создано Положение о закупках, которое является регулятором закупочных процедур не только для самого Центрального банка, но также и для его филиалов и дочерних организаций, созданных головной организацией.

Положение о закупках Центрального банка Российской Федерации можно посмотреть поссылке. Также ознакомиться с текстом данного Положения можно на сайте Центрального банка в соответствующем разделе, посвященном осуществлению закупок.

Положение о закупках не предусматривает конкретной формы договора или контракта, который будет заключаться между Центральным банком Российской Федерации как государственным заказчиком и потенциальным исполнителем по такому соглашению. Поэтому при составлении договора или контракта регулятором следует считать Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором содержатся основные положения, являющиеся общепризнанными обязательными условиями для включения в любой договор или контракт.

Процедуры для осуществления закупок

Главы 2 и 3 указанного Положения осуществляют регулирование вопросов, связанных с применяемыми процедурами для осуществления закупок, а также с формами таких процедур в зависимости от предмета производимой закупки.

В настоящее время Банк России осуществляет закупки для удовлетворения своих нужд следующими способами:

  • конкурс. Данная процедура, как и во многих других случаях, используется для того, чтобы получить не только лучшую цену для заключения контракта, но также и другие лучше условия, например, относительно качества поставляемого товара или оказываемой услуги. Все поступающие на конкурс предложения проходят тщательный анализ на основании критериев, сведения о которых содержатся документации к проводимой закупке. Победитель процедуры определяется на основании общих показателей по сумме критериев, которые были проанализированы в каждой поданной заявке;
  • аукцион. Данный вид закупок используется в тех случаях, когда необходимо, в первую очередь, получить снижение цены заключаемого договора или контракта. В данном случае, кроме требования о снижении цены (побеждает тот, кто предложил наиболее низкую цену заключения контракта) выдвигается также требование о точном исполнении взятых на себя обязательств по контракту (любые изменения условий контракта, даже в сторону улучшения положения заказчика, возможны только посредством подписания дополнительного соглашения);
  • запрос предложений как способ проведения закупки используется в тех случаях, когда Банк России на этапе преддоговорной работы ищет наиболее выгодные предложения на рынке с целью последующего заключения договора или контракта. Проведение запроса предложений осуществляется для того, чтобы получить по итогам процедуры максимально выгодные условия исполнения контракта в виде наилучшего соответствия условиям документации о закупке;
  • запрос котировок – еще один из способов, которые предусматривает Положение о закупках Центрального банка Российской Федерации. Победителем в данной процедуре выступает тот участник закупки, который предложил минимальную цену исполнения контракта, но при этом заявил о точном соответствии документации о закупке. В отличие от аукциона запрос котировок представляет собой одноэтапную процедуру, которая нацелена на быстрое заключение контракта после подведения ее итогов;
  • сбор ценовых предложений. В качестве одной из форм закупок данная процедура предусмотрена Положением о закупках, однако, чаще она используется для того, чтобы получить представление о состоянии рынка в определенной сфере экономической и хозяйственной деятельности. Данный вид закупки дает право участникам подавать до момента окончания срока подачи заявок неоднократно свои предложения, которые должны отличаться не только ценой, но и условиями исполнения требований по контракту или договору. Выбор победителя осуществляется на основании ранжирования поступивших предложений в зависимости от предложенной цены и качества исполнения условий контракта;
  • закупки у единственного поставщика, безальтернативная закупка и закупка малого объема – это неконкурентные способы, которые также предусмотрены Положением о закупках. Однако варианты их использования крайне ограничены не только самим Положением, но и действующими нормами законодательства, направленными на защиту конкуренции от ограничения.

Что касается форм закупок, то на сегодняшний день в Центральном банке Российской Федерации используются следующие формы закупок:

  • открытые (для подавляющего большинства проводимых закупочных мероприятий) и закрытые (если предмет закупки подпадает под действие каких-либо норм права, осуществляющих защиту различных видов тайной информации, разглашение которой может оказать существенное негативное влияние на деятельность организации-заказчика или безопасность всего государства);
  • электронные (предпочтительные для всех конкурентных закупок, осуществляемые путем размещения информации о них на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации в соответствующем разделе и на сайте Единой информационной системы и бумажные (проводимые для ограниченного круга закупаемых товаров в силу определенных ограничений, например, если в ходе закупки предусмотрен обмен документами, которые могут быть предоставлены только в виде бумажных оригиналов или нотариально заверенных копий);
  • с ограниченным участием (к участию в которых допускаются только специально приглашенные потенциальные исполнители контрактов на основании сделанной выборки, в том числе и из ранее выступавших контрагентами заказчика) и без ограничения участия (доступ к которым может получить любой исполнитель, соответствующий требованиям, установленным в документации о закупке);
  • одноэтапные (проводятся в тех случаях, когда Банк России установил четкие требования к предмету закупки и оформил условия заключения договора без необходимости дополнительного уточнения характеристик закупаемого товара, услуги либо работы) и многоэтапные (в которых может потребоваться уточнение требований к предмету закупки или ключевых его характеристик, а также условий подписываемого договора или контракта).

Площадки для поиска и проведения закупок

Дмитрий Иванов. Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

На сайте Центрального банка Российской Федерации в разделе «Закупки Банка России» содержится информация о том, как можно стать партнером Центрального банка путем участия в его закупках.

Все процедуры закупочного типа данный государственный заказчик производит только на площадке «Сбербанк-АСТ». Однако это касается только собственно торгов, которые проводятся данным государственным заказчиком.

Искать закупочные мероприятия, которые будут проводиться в дальнейшем, возможно посредством обращения к официальному сайту Центрального банка. Данный способ является бесплатным и доступен всем пользователям сети интернет, которые заинтересованы в участии в государственных закупках данного заказчика. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в сфере закупок Банк России размещает информацию о проводимых закупках в Единой информационной системе, где также можно получить бесплатно информацию о планируемых закупках и о том, какие из тендеров объявлены в настоящий момент времени.

Однако вся подробная информация содержится на сайте электронной торговой площадки «Сбербанк-АСТ», где можно также ознакомиться и с документацией к проводимым закупочным процедурам.

Для поиска можно также обратиться и к платным сервисам и программам поиска, например, «Тендер-план», которые предоставляют возможность не только найти наиболее подходящие тендеры, но также и проанализировать вероятность наиболее качественного исполнения контракта путем подбора оптимальных исполнителей или субподрядчиков.

Как искать закупки

Для того чтобы найти наиболее подходящие по своим условиям тендеры, необходимо обратиться к тем средствам поиска, которые в настоящее время доступны. Так как Центральный банк размещает все свои закупки только на одной электронной торговой площадке «Сбербанк-АСТ», то можно воспользоваться ее поиском, выполняя следующие действия:

  • на стартовой странице площадки в поле поиска ввести ключевые слова, которые станут основными критериями для организации поиска;
  • обработанный алгоритм предложит к ознакомлению все тендеры, которые соответствуют заявленным ключевым словам;
  • для того чтобы уточнить результаты поиска, можно воспользоваться фильтром, в котором можно выбрать сразу несколько значений. Также можно осуществить сортировку по регионам проведения закупки;

Фильтр – проводимый этап закупкиФильтр – заказчик

  • итогом станет либо формирование списка доступных закупок к участию, либо ответ системы о том, что ни одной закупки по интересующим критериям не найдено.

Правила участия в закупках Центрального банка Российской Федерации

Главы 4-7 Положения о закупках Центрального банка Российской Федерации формируют правила, по которым происходят закупки, в том числе относительно того, какие документы должны предоставить в своих заявках потенциальные участники проводимых закупочных мероприятий.

Главным требованием является наличие аккредитации на электронной торговой площадке, так как все действия происходят только на ней вплоть до подписания договора или контракта.

В соответствии с требованиями Главы 4 указанного Положения потенциальный участник закупки должен предоставить в заявке:

  • документы, подтверждающие наличие у него регистрации в качестве полноправного участника экономической деятельности. Однако при этом потенциальный участник не может быть офшорной компанией или приравненным к ней юридическим лицом;
  • декларация о том, что в отношении организации или индивидуального предпринимателя не проводятся мероприятия, направленные на полную ликвидацию как экономического и хозяйствующего субъекта, а также непроведение процедуры банкротства, в том числе на основании вынесенного соответствующего решения суда;
  • справки из налоговых органов о том, что у организации или индивидуального предпринимателя нет задолженностей по налогам и сборам за предыдущий календарный год, которая превысила бы двадцать пять процентов от его балансовой стоимости;
  • справки из уполномоченных государственных органов о том, что в отношении имущества у юридического лица или индивидуального предпринимателя не реализуются действия по аресту;
  • декларация о ненахождении в Реестре недобросовестных поставщиков, а также о неведении в отношении организации процесса по включению ее в такой реестр;
  • справка о том, что у руководителей организации, а также у его высших должностных лиц в сфере экономики нет судимостей за преступления в экономической сфере, а также за преступления с коррупционной составляющей.

Все перечисленные документы должны быть оформлены надлежащим образом и включены в заявку на участие в проводимой закупке. Требования к оформлению такой заявки следует подробно изучить в документации к той или иной закупочной процедуре.

В некоторых случаях Комиссия по закупкам заказчика может сформировать требования о дополнительных документах, а именно о предоставлении:

  • декларации соответствия поставляемого товара, выполняемых работ или оказываемых услуг, если перечень закупаемых товаров или работ и услуг подлежит регулированию с помощью специальных норм действующего законодательства (например, наличие лицензий на осуществление определенных видов работ);
  • документов о наличии специальных сертификатов на поставляемый товар (если такие сертификаты предусмотрены положениями действующего законодательства);
  • справок о наличии у персонала, который будет выполнять работы или оказывать услуги, специальных квалификаций и достаточного опыта в данной сфере деятельности (если такие требования также предусмотрены какими-либо федеральными нормативными актами);
  • деклараций о наличии положительной деловой репутации (в случае закупок существенных объемов либо неисполнение условий контрактов по которым может существенным образом навредить заказчику и помешать осуществлению им своей непосредственной деятельности).

Кроме того, Комиссия заказчика может потребовать формирование аналогичного пакета документов на каждого из привлекаемых субподрядчиков и субисполнителей по заключаемым договорам и контрактам.

Общий порядок действий для участия в закупке Центрального банка Российской Федерации выглядит следующим образом:

  • настроить программное обеспечение компьютера таким образом, чтобы он мог поддерживать весь функционал ЭТП «Сбербанк-АСТ»;
  • найти закупку, в которой планируется участие, на сайте электронной торговой площадки «Сбербанк-АСТ»;
  • подтвердить свою аккредитацию на данной площадке либо получить новую (до конца действия аккредитации для допуска к участию в торгах должно оставаться не менее трех месяцев);
  • подать заявку со сформированным пакетом документов;
  • в случае одобрения заявки и допуска к участию в торгах заявить свое предложение по условиям заключения контракта по тем параметрам, которые отражены в документации к закупке;
  • если предложение принято, и заявка признана победителем, подписать контракт на основании ранее предоставленного к ознакомлению в документации проекта.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Закупки Центрального Банка Российской Федерации и действующее законодательство в сфере закупок отдельными видами юридических лиц

Среди крупнейших государственных заказчиков, осуществляющих свои закупочные мероприятия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ или услуг для обеспечения собственных нужд, имеются также и специфические заказчики, которые производят не только закупку для собственных нужд, но и для обеспечения интересов государства. Одним из таких заказчиков является Центральный Банк Российской Федерации.

Главной особенностью проводимых им закупочных мероприятий является то, что он осуществляет закупки товаров не только для обеспечения качественной работы головного подразделения и созданных филиалов, но также и скупает различные виды валютных масс для создания специального резервного фонда. Последний вид закупок характерен для тех случаев, когда речь идет о необходимости реализовать какое-либо регулятивное направление деятельности данной организации.

Мнение юриста Дмитрий Иванов Центр правовой поддержки Задать вопрос юристу

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

На какие нормативные акты следует обратить внимание

Всю свою деятельность по осуществлению различных видов закупок, кроме осуществления закупочных мероприятий в сфере оборота золото-валютных объемов, Центральный Банк Российской Федерации осуществляет в строгом соответствии с положениями федерального законодательства, а ключевыми нормативными актами в данном случае являются:

  1. Конституция Российской Федерации. Данный нормативный акт является основным законом государства, поэтому все остальные акты, принимаемые для обеспечения различных нужд государства и государственных органов (в том числе если речь идет о закупочных мероприятиях) должны осуществляться только в строгом соответствии с данным основным федеральным нормативным актом.
  2. Федеральный закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Использование данного закона происходит для проведения процедуры правового регулирования проводимой закупочной деятельности финансового регулятора (ЦБ РФ обладает статусом федерального финансового регулятора), а также для того, чтобы максимальным образом удовлетворить все необходимые потребности данного государственного органа.
  3. Федеральный закон №86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», который осуществляет подробное регулирование деятельности самого государственного органа и определяет ключевые цели его создания и функционирования на территории Российской Федерации.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Этот федеральный нормативный акт используется для подробного регулирования существующих договорных отношений между самим государственным заказчиком и его контрагентами, выраженными исполнителями по заключенным договорам и контрактам на основании результатов проведенных закупочных мероприятий. На основании положений Гражданского кодекса Российской Федерации происходит регулирование перечня тех положений, которые подлежат обязательному включению в текст подписываемого соглашения между заказчиком и победителем закупочного мероприятия, проведенного таким заказчиком.
  5. В целях исполнения действующего федерального законодательства в сфере закупочной деятельности различных государственных и муниципальных органов, признаваемых государственными и муниципальными заказчиками и приравненными к ним лицами, в Центральном Банке Российской Федерации было принято специальное Положение «О закупках Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)». Данное Положение выступает в качестве локального акта, необходимого для соблюдения при проведении любых видов закупок, за исключением закупки золото-валютной массы. Использование этого локального нормативного акта необходимо для того, чтобы осуществлять регулирование процедуры закупочной деятельности как в головном подразделении, так и в региональных филиалах и подразделениях этого государственного органа.

Положение «О закупках Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)» можно посмотретьздесь.

В каких процедурах можно принять участие

Положение о закупочной деятельности Банка России проводит достаточно подробную регламентацию данного процесса, которая осуществляется не только в части нормативно-правового освещения всего закупочного процесса, но и в части определения тех процедур, которые проводятся в качестве способов определения исполнителей по необходимым контрактам и договорам. На основании Глав 2 и 3 данного Положения можно выделить следующие способы заключения контракта или договора для удовлетворения нужд заказчика:

  1. Конкурс. Этот способ используется Центральным банком Российской Федерации в тех случаях, когда необходимо определить не только вероятность снижения установленной начальной максимальной цены контракта или договора, но также и то, насколько качественно будет исполнен заключаемый договор. При этом ценовой критерий, по которому происходит оценка поданной заявки потенциального исполнителя, отходит на второй план, в то время как первоочередная оценка происходит с качественной точки зрения. Все те критерии, которые важны для заказчика при оценке поданных заявок, он включает в документацию к проводимой закупке с указанием расположения таких критериев, с точки зрения их ранжирования.
  2. Аукцион является еще одним способом определения потенциальных исполнителей по договорам или контрактам, заключаемым Центральным Банком Российской Федерации для удовлетворения своих нужд. Однако в отличие от конкурса данный вид закупочной процедуры нацелен, в первую очередь, на то, чтобы получить снижение установленной начальной максимальной цены контракта или договора. Соблюдение условий проводимой закупки и исполнения условий заключаемого по итогам такой закупки соглашения также является важным для заказчика, но на первый план выходит изучение ценового критерия. Кроме того, в случае, если исполнитель предлагает за обозначенную им цену улучшить условия исполнения контракта (например, предлагает товар с улучшенными техническими характеристиками за ту цену, за которую готов предоставить товар, определенный заказчиком в документации к проводимой закупке), то о таком улучшении необходимо сообщить заказчику либо до подписания договора, чтобы новые условия были включены им в текст контракта или договора, либо направить предложение о заключении дополнительного соглашения, в котором будет содержаться информация о предложенных и исполняемых улучшениях.
  3. Запрос предложений также предусмотрен Положением о закупках в качестве еще одного способа определения исполнителя. Его использование происходит тогда, когда заказчик в лице Центрального Банка Российской Федерации или его филиалов ищет наиболее выгодные предложения по исполнению договоров или контрактов на уже сложившемся рынке. Такой поиск осуществляется только на этапе преддоговорной работы, его целью является формирование базы потенциальных исполнителей, с которым планируется осуществить заключение контракта или договора в дальнейшем. При оценке полученных предложений заказчик останавливает свое внимание не только на ценовой стороне, но и на вариантах потенциального исполнения заключенного контракта или договора, что становится основой для всесторонней оценки возможностей получить наиболее выгодные условия для себя, с точки зрения формирования итогового результата.
  4. Запрос котировок – способ определения потенциального исполнителя по контракту, также предусмотренный Положением о закупках Банка России. Как и аукцион, данный способ предусматривает, в первую очередь, снижение установленной начальной максимальной цены контракта или договора с точным соблюдением тех условий, которые заказчик сформулировал в документации к проводимой закупке. Торги в данном случае не предусмотрены, что делает запрос котировок одноэтапной процедурой, осуществляемой в сокращенные сроки, за счет чего ее использование становится необходимым в тех случаях, когда контракт или договор необходимо заключить в сокращенные сроки ввиду срочной необходимости. О том, чтобы улучшить качество исполнения взятых на себя обязательств, потенциальный исполнитель сообщает заказчику в виде официального обращения, а также готовит проект дополнительного соглашения к основному документу, подписанному по итогам проведенной процедуры.
  5. Сбор ценовых предложений Положением о закупках рассматривается одновременно и как способ осуществления закупочной деятельности Центрального банка Российской Федерации, и как мониторинговая процедура для получения информации о фактическом состоянии рынка в конкретном сегменте с целью определения фактических потребностей заказчика. Если сбор ценовых предложений рассматривается как закупочная процедура, то в ходе ее проведения потенциальные исполнители имеют право неоднократно до даты окончания приема заявок подавать свои предложения не только по снижению объявленной начальной максимальной цены контракта или договора, но и по изменению условий исполнения возможно заключенного соглашения. Определить того участника процедуры, который станет ее победителем, заказчик вправе только на основании определения порядка выгодности предложений и по ценовым, и по качественным характеристикам исполнения одновременно (то есть заказчик обязан провести ранжирование полученных предложений и выстроить их в порядке ухудшения всех предложенных условий).
  6. Закупки у единственного поставщика, а также безальтернативные закупки и закупки малого объема Положение относит к неконкурентным способам, которые могут быть использованы заказчиком в лице Центрального Банка Российской Федерации или его филиалов и подразделений в тех случаях, когда иными способами получить исполнение по контракту невозможно (например, если речь идет о закупке услуг компаний, представляющих естественные монополии или компании, которые выступают в качестве единственных обладателей исключительных прав на разные товары или услуги). Использование всех перечисленных видов неконкурентных закупок может быть ограничено на основании соответствующего решения и самого заказчика, и на основании действующих норм права, защищающих свободную конкуренцию.

В каких формах могут проводиться закупочные мероприятия

Если говорить о формах проводимых закупок в Центральном Банке Российской Федерации, то Положение определило следующие формы:

  1. Открытая форма, которая характерна для большинства проводимых закупочных мероприятий данным заказчиком.
  2. Закрытая форма, к участию в которой могут быть допущены только определенные участники. Использование данной формы закупки возможно в тех случаях, когда речь идет о таком предмете закупочной деятельности, который подпадает под действие различных норм права, осуществляющих защиту разного рода сведений, составляющих тайны, охраняемые законом (например, банковскую тайну).
  3. Электронная форма – форма проведения закупки, для которой характерно использование исключительно электронного документооборота, а сама процедура проводится исключительно посредством использования электронных систем проведения торговых процедур. Использование данной формы происходит практически в отношении всех проводимых закупочных мероприятий.
  4. Бумажная форма используется гораздо реже, так как направлена, в первую очередь, на проведение таких закупочных мероприятий, которые должны обеспечивать защиту различных видов данных, либо предусматривает обмен только бумажными оригиналами важных документов.
  5. Закупки с ограниченным участием – это такая форма закупочных процедур, которые проводятся только среди специально приглашенных участников из числа тех, которые ранее выступали контрагентами заказчика. Подбор тех участников, которые будут приглашены к участию в такой форме процедуры, будет осуществлен на основании специально проведенной выборки.
  6. Закупки без ограничения участия – это форма закупок, к которым имеет доступ широкий перечень участников, желающих выступить в качестве исполнителя по контракту или договору.
  7. Одноэтапная форма используется для проведения закупок в тех случаях, когда Центральным Банком Российской Федерации установлены конкретные требования к тому предмету закупок, который определен для проведения данной закупки. Кроме того, использование одноэтапной формы возможно в тех случаях, когда все необходимые характеристики предмета закупки зафиксированы в условиях заключаемого договора или контракта.
  8. Многоэтапная форма присуща для тех предметов закупок, которые могут при формировании собственно закупочного процесса требовать обязательного уточнения требований, предъявляемых заказчиком к предмету закупки, либо основных его характеристик. Также многоэтапная форма может быть использована в тех случаях, когда речь идет о закупке, для которой невозможно сразу сформулировать условия подписываемого договора, например, если имеет место улучшение качества исполнения имеющихся обязательств по контракту или договору.

Где искать сведения

Все сведения о тех закупках, которые проводит Центральный Банк Российской Федерации, он размещает на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок. Кроме того, есть также официальный сайт самого Банка России со специальным разделом, посвященным проводимым закупкам данного государственного органа. Использование данных сайтов является бесплатным вариантом поиска. При этом осуществить поиск возможно и без прохождения процедуры регистрации на данных сайтах, а также без получения аккредитации.

Еще один бесплатный вариант для осуществления поиска необходимой информации при осуществлении закупочных мероприятий Центрального Банка Российской Федерации – официальная страница электронной торговой площадки «Сбербанк АСТ», которой данный регулятор пользуется для проведения своих тендерных процедур.

Если говорить о платном поиске, то одним из наиболее качественных вариантов является сервис поиска тендеров и закупок «Тендерплан».

Как найти нужную закупку

Наиболее удобным способом для поиска информации о проводимых тендерах является обращение напрямую к используемой электронной торговой площадке. Как уже говорилось выше, Центральный Банк Российской Федерации осуществляет размещение и проводит свои закупки на электронной торговой площадке «Сбербанк АСТ». Поиск на ней осуществляется следующим образом:

  • вход на стартовую страницу сайта этой торговой площадки. На этой странице имеется строка поиска, куда необходимо внести сведения о ключевых словах или других параметрах закупки, которые лягут в основу критериев для поиска;
  • следующим этапом становится изучение сформированного алгоритмом поиска списка доступных проводимых закупочных процедур;
  • уточнение поисковых критериев происходит с помощью достаточно больших возможностей настройки фильтров;
  • например, подобрать проводимые закупки возможно на основании того этапа закупки, который проводится в данный момент;
  • также подобрать закупку можно по тому заказчику, который такую закупку проводит. Еще для уточнения вариантов проводимых закупок можно также уточнить регион проведения закупочных процедур;
  • в качестве итога проведенного отбора на основании заданных данных фильтра станет либо список доступных заказов, в которых можно принять участие, либо ответ системы о том, что необходимых закупок не найдено.

Как принять участие

Когда тендер или закупка выбраны в полном объеме, необходимо подготовиться к участию в ней. Это возможно осуществить следующим образом:

  • подготовить в полном объеме существующее на электронной технике программное обеспечение, чтобы оно поддерживало функционал электронной торговой площадки «Сбербанк АСТ»;
  • подтвердить наличие своей аккредитации на данной площадке либо пройти процедуру аккредитации заново, если ее срок заканчивается (до окончания срока действия аккредитации должно оставаться не менее трех месяцев, иначе доступа к участию в закупках у заявителя не будет);
  • сформировать заявку в соответствии с требованиями, установленными заказчиком в документации к такой закупке и подать ее с соблюдением порядка, обозначенного заказчиком;
  • в том случае, если заявка была рассмотрена заказчиком и допущена к участию в проводимом тендерном мероприятии, участник подает свое предложение относительно исполнения тех обязательств, которые предусмотрены договором или контрактом;
  • в том случае, если заказчик принимает предложение конкретного участника и оформляет свое решение в специальном протоколе, он будет признан победителем, и с ним произойдет подписание договора или контракта (наименование и текст данного документа определяется заказчиком в документации к проводимой закупке).

Перечень необходимых документов

Перечень тех документов, которые потенциальный участник проводимой закупки должен включить в свою заявку, содержится в Главах 4-7 Положения о закупках. Среди ключевых документов следует отметить:

  • наличие аккредитации (в подтвержденном виде) на электронной торговой площадке с необходимым сроком действия;
  • уставные документы юридического лица или приравненные к таковым, если речь идет об индивидуальном предпринимателе;
  • документы, подтверждающие признание потенциального участника закупки в качестве действующего участника экономической деятельности на территории Российской Федерации без участия в уставном капитале зарубежных компаний. Также не будет допущена к участию компания, обладающая статусом офшорной компании;
  • декларация или справка об отсутствии в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя судебных решений о прекращении их существования, как самостоятельного участника экономических правоотношений, то есть об их ликвидации, а также о проведении процедуры банкротства в отношении такого потенциального участника;
  • справка из налоговых органов по месту регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, подтверждающие отсутствие у такового задолженностей по налоговым платежам за предыдущий финансовый год (размер задолженности в случае ее наличия не может превышать двадцать пять процентов от стоимости имеющихся балансовых активов компании);
  • сведения из государственных органов, в том числе из Федеральной службы судебных приставов, согласно которым, может быть подтверждена информация о том, что в отношении имущества потенциального участника закупочной процедуры не ведется мероприятий по аресту;
  • справка или декларация об отсутствии сведений о потенциальном исполнителе по контракту или договору в Реестре недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ;
  • справка, подтверждающая отсутствие у руководителя организации-участника закупки, руководителя его финансово-экономического отдела, главного бухгалтера либо индивидуального предпринимателя судимостей по преступлениям в сфере экономической деятельности, а также в сфере государственных и муниципальных закупок.

В качестве дополнительных документов, которые отдельно обозначаются заказчиком в документации к проводимой закупке, могут быть затребованы:

  • декларации и сертификаты о соответствии товара, который планируется к поставке, выполняемых работ, если таковые должны быть сертифицированы или лицензированы (последний вариант характерен для работ и услуг, когда необходимо предоставлять лицензирующие документы на выполнение работ или оказание услуг);
  • специальные сертификаты на товары, если они подлежат не только общей сертификации, но и специальной (требования к такой сертификации формируются на основании действующего законодательства Российской Федерации);
  • декларации или справки, которые подтверждают наличие у персонала необходимого уровня квалификации, если для допуска такого персонала к выполнению определенных работ или оказанию услуг наличие специальной квалификации необходимо;
  • декларация, подтверждающая наличие положительной деловой репутации потенциального участника. Требование о предоставлении такой декларации формируется заказчиком в тех случаях, когда речь идет о проведении закупок особо крупного размера, либо предметом закупки являются товар, работы или услуги, которые в случае неисполнения обязательств по контракту или договору или некачественному исполнению таковых могут либо навредить заказчику, либо оказать негативное влияние на выполнение самим заказчиком его непосредственной деятельности.

В каждом случае, когда заказчику необходим перечень дополнительных документов, эти требования обозначаются в документации к проводимому тендерному процессу.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Рейтинг автора 142 Автор статьи Павел Мясников Юрист Написано статей 268

Банк России закупки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *