Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ
(ред. от 30.10.2018)
«О судебной системе Российской Федерации»
извлечение
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Судебная власть
1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
(в ред. Федерального конституционного закона от 03.02.2014 N 1-ФКЗ)
2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.
3. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Статья 2. Законодательство о судебной системе
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.
Статья 3. Единство судебной системы
Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:
установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;
соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
законодательного закрепления единства статуса судей;
финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Статья 4. Суды в Российской Федерации
1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.
2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
3. К федеральным судам относятся:
Конституционный Суд Российской Федерации;
Верховный Суд Российской Федерации;
кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
(в ред. Федерального конституционного закона от 29.07.2018 N 1-ФКЗ)
арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
(часть 3 в ред. Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 4-ФКЗ)
4. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Статья 5. Самостоятельность судов и независимость судей
1. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.
2. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
(в ред. Федерального конституционного закона от 03.02.2014 N 1-ФКЗ)
3. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.
4. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.
5. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.
(в ред. Федерального конституционного закона от 03.02.2014 N 1-ФКЗ)
Статья 6. Обязательность судебных постановлений
1. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
2. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
3. Обязательность на территории Российской Федерации постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации.
Статья 7. Равенство всех перед законом и судом
1. Все равны перед законом и судом.
2. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.
Статья 8. Участие граждан в осуществлении правосудия
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом.
2. Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.
(в ред. Федерального конституционного закона от 03.02.2014 N 1-ФКЗ)
3. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом.
4. За время участия в осуществлении правосудия присяжным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.
(в ред. Федерального конституционного закона от 03.02.2014 N 1-ФКЗ)
Статья 9. Гласность в деятельности судов
Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Статья 10. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах
1. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, кассационных судах общей юрисдикции, апелляционных судах общей юрисдикции, арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке — государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.
(в ред. Федеральных конституционных законов от 05.02.2014 N 4-ФКЗ, от 29.07.2018 N 1-ФКЗ)
2. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.
3. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
Камилов Козимджан Фазилович — Председатель Верховного суда Республики Узбекистан
Председатель Верховного суда Республики Узбекистан:
- осуществляет организационное руководство деятельностью Верховного суда Республики Узбекистан;
- вносит протесты на решения, приговоры, определения и постановления судов;
- истребует судебные дела для проверки в порядке надзора;
- приостанавливает в предусмотренном законом порядке исполнение решений, приговоров, определений и постановлений судов;
- созывает Пленум и Президиум Верховного суда Республики Узбекистан и председательствует на их заседаниях;
- организует работу по осуществлению контроля за выполнением постановлений Пленума и Президиума Верховного суда Республики Узбекистан по общим вопросам;
- решает вопрос о передаче дела из одного суда в другой суд;
- вносит на рассмотрение Пленума и Президиума вопросы, отнесенные законом к их компетенции;
- вносит в Пленум Верховного суда Республики Узбекистан представления о несоответствии законодательству разъяснений Пленума Верховного суда Республики Узбекистан;
- вносит представления в Конституционный суд Республики Узбекистан по вопросам, требующим толкования законов, и о несоответствии нормативно-правовых актов Конституции Республики Узбекистан;
- вносит представления в Пленум Верховного суда Республики Узбекистан о составе Президиума Верховного суда Республики Узбекистан, о составах судебных коллегий и Высшей квалификационной коллегии судей;
- возбуждает дела о дисциплинарной ответственности судей судов Республики Узбекистан;
- распределяет обязанности между заместителями председателя;
- заключает и прекращает трудовые договоры с работниками Верховного суда Республики Узбекистан;
- вносит изменения в структуры судов в пределах общей численности управленческого персонала по согласованию с Высшим судейским советом Республики Узбекистан;
- утверждает штатное расписание Верховного суда Республики Узбекистан;
- издает приказы и распоряжения;
- ведет личный прием граждан и организует работу по рассмотрению заявлений и жалоб;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
Махмудова Робахон Анваровна — Первый заместитель председателя Верховного суда Республики Узбекистан — председатель судебной коллегии по административным делам
— Заместитель председателя Верховного суда Республики Узбекистан — председатель судебной коллегии по гражданским делам
Муслимов Икрам Тухтамуратович — Заместитель председателя Верховного суда Республики Узбекистан — председатель судебной коллегии по уголовным делам
Исаков Бахтиёр Турсинматович — Заместитель председателя Верховного суда Республики Узбекистан — председатель судебной коллегии по экономическим делам
Первый заместитель, заместители председателя — председатели судебных коллегий Верховного суда Республики Узбекистан:
- вносят протесты на решения, приговоры, определения и постановления судов всех инстанций, кроме Президиума Верховного суда Республики Узбекистан;
- руководят организационной работой соответствующих судебных коллегий Верховного суда Республики Узбекистан;
- представляют Пленуму Верховного суда Республики Узбекистан доклады о деятельности судебных коллегий;
- могут председательствовать на заседаниях судебных коллегий Верховного суда Республики Узбекистан;
- истребуют судебные дела для проверки в порядке надзора;
- организуют работу по обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;
- приостанавливают исполнение решений, приговоров, определений и постановлений судов, по которым они вправе вносить протесты;
- организуют работу по повышению квалификации судей и других работников суда;
- руководят в соответствии с распределением обязанностей работой структурных подразделений Верховного суда Республики Узбекистан;
- ведут личный прием граждан;
- осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.
В случае отсутствия председателя Верховного суда Республики Узбекистан его полномочия осуществляет первый заместитель председателя, а при отсутствии и первого заместителя — один из заместителей председателя.
Тешабаев Бахром Исламович — ДиректорДепартамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики УзбекистанДиректор Департамента при Верховном суде:1) руководит деятельностью Департамента при Верховном суде и его территориальных отделов;2) назначает на должность и освобождает от должности работников Департамента при Верховном суде;3) заслушивает отчеты начальников территориальных отделов Департамента при Верховном суде;4) вносит председателю Верховного суда Республики Узбекистан:проекты положений о территориальных отделах Департамента при Верховном суде;проекты нормативно-правовых и иных актов по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента при Верховном суде;предложения о внесении изменений в структуру Департамента при Верховном суде и его территориальных отделов;представления о присвоении классных чинов работникам Департамента при Верховном суде;отчеты о результатах деятельности Департамента при Верховном суде;предложения о представлении к государственным наградам Республики Узбекистан работников Департамента при Верховном суде;5) утверждает в установленном порядке положения об отделах центрального аппарата Департамента при Верховном суде;6) издает в пределах своей компетенции приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности Департамента при Верховном суде, обязательные для исполнения всеми его работниками;7) определяет в соответствии с законодательством порядок и условия выплаты работникам Департамента при Верховном суде надбавок, премий и иных вознаграждений в пределах выделенных средств;8) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.Директор Департамента при Верховном суде несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент при Верховном суде задач.