Свободное использование произведения

(Кондратьева Е. А.) («Культура: управление, экономика, право», 2013, N 1)

СВОБОДНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ЛИЧНЫХ, ИНФОРМАЦИОННЫХ, НАУЧНЫХ, УЧЕБНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕЛЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ <*>

Е. А. КОНДРАТЬЕВА

Кондратьева Екатерина Андреевна, старший преподаватель кафедры предпринимательского права ЮФ ННГУ имени Н. И. Лобачевского, кандидат юридических наук.

В статье на базе действующего ГК РФ, проекта изменений четвертой части ГК РФ и материалов правоприменительной практики анализируются отдельные случаи ограничения исключительного права на произведение, в частности свободное использование произведений в личных, информационных, научных, учебных и культурных целях, выявляются проблемы и определяются перспективы в этой области.

Ключевые слова: произведение, автор, правообладатель, исключительное право, использование, воспроизведение, сообщение, правомерное обнародование, личные, научные, полемические, критические, учебные, культурные, информационные цели, цитирование, переработка, пародия, источник заимствования, неприкосновенность.

Согласно действующему ГК РФ, автор произведения (или производный правообладатель) имеет исключительное право на произведение, дающее ему возможность использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Для возникновения исключительного права на произведение не требуется государственной регистрации произведения или выполнения иных формальностей: право на объект возникает с момента его создания и выражения в объективной форме. Для правовой охраны произведения как объекта интеллектуальной собственности при этом не важно, обнародовано или не обнародовано произведение автором, а также использованы ли им для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение специальные знаки охраны авторского права. С момента возникновения на произведение исключительного права правообладатель в силу закона может распоряжаться этим интеллектуальным правом по своему усмотрению: либо предоставляя возможность пользования произведением другим лицам по договору, либо передав исключительное право в полном объеме другому лицу. Исключительное право имеет абсолютный характер: все другие лица под страхом ответственности обязаны воздерживаться от посягательств на произведение, исключительное право на которое им не принадлежит. Отсутствие запрета при этом согласно ГК РФ не означает разрешение. Таково общее правило, нацеленное на защиту интересов авторов и производных правообладателей исключительных прав на произведения науки, литературы и искусства. Однако в целях реализации принципа сочетания частных и публичных интересов законодателем установлены ограничения исключительного права на произведения, в частности: случаи свободного использования произведений. Представляется, что подобное законодательное разрешение вызвано отчасти и тем, что разрешенные законом случаи использования произведений сложно, а зачастую и невозможно выявить и пресечь. В первую очередь, в соответствии со ст. 1273 ГК РФ разрешено, как частный случай ограничения исключительного права авторов, свободное воспроизведение произведения в личных целях. Под воспроизведением произведения при этом, согласно ст. 1270 ГК РФ, понимается изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко — или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. Согласно действующему ГК, допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением: 1) воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений; 2) воспроизведения баз данных или их существенных частей; 3) воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев, предусмотренных ст. 1280 ГК РФ; 4) репродуцирования (п. 2 ст. 1275) книг (полностью) и нотных текстов; 5) видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи; 6) воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях. Таким образом, исходя из анализа нормы закона, можно отметить, что Кодекс, разрешая безвозмездное использование «чужого» произведения без согласия правообладателя в личных целях, устанавливает обязательные требования к виду произведения, цели и способу использования, субъектному составу пользователей. Подобное использование в рамках закона допускается: 1) специальным субъектом — только физическим лицом (гражданином); 2) с определенной целью — только в личных целях; 3) определенного произведения — только правомерно обнародованного произведения; 4) только определенным способом — путем воспроизведения, т. е. путем изготовления экземпляра произведения или его отдельной части. Кроме этого, Кодекс уточняет, что возможность такого использования распространяется не на все виды произведений и прямо называет произведения, не допускаемые к использованию на указанных условиях. К примеру, нельзя изготовить для личного использования (для себя) небольшой домик по чужому проекту, снять на видео фильм в кинотеатре, сделав экземпляр для домашнего просмотра, сделать для себя копию экземпляра книги в полном объеме или отдельных частей нотных текстов и т. п. Для того чтобы получить законную возможность свободного использования чужого охраняемого произведения, необходимо: — чтобы произведение было правомерно обнародовано автором или правообладателем, например, опубликовано в журнале, сборнике, размещено на литературном сайте и т. п.; — чтобы пользователь — гражданин использовал произведения для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или для нужд организации, в которой он работает. Вопрос при этом вызывает законодательное установление разрешения использования «при необходимости», однако представляется, что при возникновении судебного разбирательства наличие или отсутствие необходимости использования может быть подтверждено доказательствами, оцениваемыми судом. Следующим основанием для свободного использования произведений является закрепленное ст. 1274 ГК РФ свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях. Такое использование допускается также без согласия автора или иного правообладателя, на безвозмездной основе, но с соблюдением личных неимущественных прав автора (права авторства и права на имя) — при подобном использовании, дабы не выйти за пределы предоставленного законом права, нужно обязательно указать имя автора, произведение которого используется, и источник заимствования. Согласно норме данной статьи разрешается: 1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати; 2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио — и телепередачах, звуко — и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью; 3) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем; 4) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их опубликование в сборниках; 5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью; 6) воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами. Таким образом, закон определяет цель использования и субъектный состав пользователей, разрешая при этом использование только правомерно обнародованных произведений. Использоваться может только произведение, правомерно обнародованное автором, и только определенным способом (указанным в статье): в научных, полемических, критических, учебных, культурных или информационных целях с соблюдением неимущественных прав авторов и правообладателей. Подпадает ли тот или иной случай под правила ст. 1274 ГК РФ, устанавливает суд с учетом конкретных обстоятельств дела. В качестве иллюстрации можно привести в пример дело, когда Арбитражный суд г. Москвы отказал истцу в удовлетворении его исковых требований о взыскании 50000 руб. 00 коп. компенсации, по причине отсутствия в действиях ответчика нарушения, квалифицировав его действия как цитирование фотографических произведений в информационных целях <1>. ——————————— <1> Дело N А40-64446/12 // Сайт ВАС РФ.

В другом примере суд, наоборот, отклонил доводы ответчика о правомерном использовании фотографии применительно к положениям ст. 10 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (цитирование) и ст. 1274 ГК РФ, так как ответчик суду убедительных и бесспорных доказательств соблюдения указанной нормы права и указания на автора при опубликовании оспариваемой фотографии суду не представил <2>. ——————————— <2> Дело N А40-67342/12 // Сайт ВАС РФ.

При этом следует отметить, что определенную проблему в правоприменении создает установление законодателем «оценочной категории» объема использования, оправданного поставленной целью, приводящую к отсутствию единообразия судебной практики в этой сфере. Представляется, что довольно сложно или в некоторых случаях даже невозможно объективно установить, какой объем использования является правомерным, а какой выходит за пределы законного использования. Однако суды «справляются» и с этой задачей. К примеру, суд отказал в удовлетворения исковых требований истца, так как счел, что ответчиком соблюдены требования ст. 1274 ГК РФ о цитировании, в том числе и об объеме использования. Как следует из материалов дела, аудиовизуальное произведение истца было размещено истцом в свободном доступе на сайте в сети Интернет — на портале LIFENEWS. Ответчик при использовании фрагмента в информационных целях на телеканале «Россия Сегодня» (РТТВ) указал на источник заимствования. В судебном заседании был осуществлен просмотр записей истца и ответчика, установлено, что запись истца составляет 1 минуту 43 секунды, запись ответчика — 56 секунд <3>. ——————————— <3> Дело N А40-104918/10-15-893 // Сайт ВАС РФ.

Помимо указанных возможностей ст. 1274 ГК разрешает особым субъектам — библиотекам предоставлять без согласия автора и без взимания платы правомерно введенные в гражданский оборот экземпляры произведений, во временное безвозмездное пользование другим лицам. При этом экземпляры, выраженные в цифровой форме, согласно закону могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек и только при условии невозможности создать копии этих произведений в цифровой форме. Кроме этого, следует отметить, что данная статья содержит еще один случай свободного использования произведения и еще одно важное ограничение исключительного права правообладателя — возможность без его согласия и выплаты вознаграждения создать пародию на произведение. Создание пародии допускается в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры, и использование этой пародии либо карикатуры допускается без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение. Данное ограничение представляется интересным в первую очередь по причине того, что в соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 1270 ГК РФ в содержание исключительного права автора (правообладателя) входит в том числе возможность перевода или другой переработки произведения. При этом согласно ГК РФ под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и т. п.). Исходя из анализа ст. 1274 ГК РФ, видим, что закон предоставляет возможность реализации правомочия переработки произведения, входящего в содержание исключительного права автора (правообладателя) другому лицу — т. е. фактически разрешает создание производного произведения в виде пародии на оригинальное произведение без согласия правообладателя. Так и проявляется ограничение исключительного права правообладателя при разрешении данного способа свободного использования произведения. Согласно п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ», в силу п. 3 ст. 1274 ГК РФ, допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры. В связи с этим автор оригинального произведения не вправе запрещать использование своего произведения указанным способом на основе положений части четвертой ГК РФ. В случае если пародия или карикатура порочат честь, достоинство или деловую репутацию автора оригинального произведения, он вправе защищать их в порядке, установленном ст. 152 ГК РФ. Таким образом, при создании пародии может возникнуть следующая проблема. Создание пародии, с одной стороны, может быть охарактеризовано как случай свободного использования произведения, а может быть признано нарушением права на неприкосновенность произведения и нарушать личные неимущественные права автора. Это может иметь место в силу того, что согласно ст. 1266 ГК РФ извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами ст. 152 ГК РФ. Дело усложняет и тот факт, что определения пародии закон не содержит. На сегодняшний день эта проблема решается, как говорится, «на месте», т. е. судом с учетом конкретных обстоятельств дела, потому одно и то же действие — создание, предположительно, пародии — может быть по-разному квалифицировано и иметь различные правовые последствия. Например, когда 04.12.2011 на телеканале «Россия» вышел в эфир выпуск телевизионной развлекательной передачи «Стиляги», в которой ответчиком были включены пародии на музыкальные видеоклипы «Лондон», «Сан-Франциско», «Чао. Бамбино» в исполнении группы «Кармен», суд отказал в удовлетворении требований истца о взыскании компенсации за нарушение исключительного права, так как счел, что телевизионная развлекательная передача «Стиляги» носит пародийный характер, в котором публично известные лица (артисты, спортсмены, актеры и т. д.) с использованием специально подобранных костюмов, грима, музыкального сопровождения исполняют различные сценические номера. В данных сценических номерах пародируется манера выступления, пения либо танца известных музыкальных исполнителей <4>. ——————————— <4> Дело N А40-38278/12 // Сайт ВАС РФ.

Также не было усмотрено нарушений в следующем действии — создании пародии на фильм Ф. Бондарчука «Обитаемый остров» и ее показе в передаче «Большая разница». Спор по этому делу возник в связи с тем, что в эфире Первого канала первым ответчиком показана пародийная телепередача «Большая разница», содержащая переработанные фрагменты из кинофильма «Обитаемый остров «Фильм 1» (режиссера Ф. Бондарчука), продолжительность переработки фильма составила 1 минуту 26 секунд. По результатам исследования доказательств, просмотра соответствующих видеозаписей, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции сделали вывод о том, что первым ответчиком в телепередаче «Большая разница» от 29.05.2009 была показана произведенная вторым ответчиком пародия на фильм «Обитаемый остров «Фильм 1». Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды обоснованно исходили из того, что создание пародийного произведения относится к допустимым случаям свободного использования оригинального произведения <5>. ——————————— <5> Дело N А40-125210/09-110-860 // Сайт ВАС РФ.

Следует заметить, что проект изменений ГК РФ <6> содержит нововведения в части правового регулирования указанных выше случаев свободного использования произведений. В частности, согласно проекту, пополняется перечень действий, совершение которых допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования (п. 1 ст. 1274 ГК РФ в редакции проекта). ——————————— <6> Проект Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред., принятая ГД ФС РФ в первом чтении 27.04.2012) // СПС «КонсультантПлюс». 2012.

В данный перечень планируется включить: — публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных, медицинских организациях, учреждениях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы силами сотрудников и лиц, обслуживаемых данными организациями и учреждениями; — запись на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций. Представляется, что подобное пополнение перечня вызвано необходимостью урегулировать правом имеющие на практике место ситуации и устранить имеющиеся пробелы. Использование авторефератов диссертаций подобным образом имеет место на сегодняшний день, что вызывает противоречивые мнения по поводу допустимости такого использования, и внесение изменений разрешит эти споры. И конечно, же, логичным представляется установление возможности безвозмездного использования путем живого исполнения правомерно обнародованных произведений не с целью получения прибыли специальными субъектами — учащимися школ и высших учебных заведений, воспитанниками детских садов и детских домов, лицами, находящимися на излечении или исправлении, и сотрудниками подобных учреждений и организаций. При этом важно подчеркнуть, что, несмотря на пополнение перечня, содержащегося в ст. 1274 ГК, основные условия правомерного свободного использования не изменились: для использования чужого произведения на законных основаниях это произведение должно быть правомерно обнародованным — т. е. допущенным до общества самим автором (правообладателем).

Определение Верховного Суда РФ от 02.06.2017 N 309-ЭС17-2848 по делу N А60-54812/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании компенсации за незаконное воспроизведение и доведение до всеобщего сведения в сети Интернет фотографических произведений. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку ответчик незаконно использовал спорные фотографии при осуществлении своей предпринимательской (экономической) деятельности, что свидетельствует о том, что они обладали для него определенной ценностью и являлись источником дохода, в связи с чем суд взыскал компенсацию, при этом суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для снижения размера компенсации.

Удовлетворяя заявленные предпринимателем требования, суд первой инстанции руководствовался частью 3 статьи 1228, статьей 1229, пунктом 1 статьи 1235, пунктом 3 статьи 1252, статьей 1257, пунктом 1 статьи 1259, статьями 1270, 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из доказанности факта нарушения обществом «66.РУ» как владельцем сайта http://66/.ru и администратором доменного имени второго уровня 66.RU исключительных авторских прав истца на 14 фотографических произведений. Нарушение исключительных прав истца явилось следствием использования ответчиком в форме доведения до всеобщего сведения спорных фотографий в составе наполнения (содержимого) приобретенного им сайта без надлежащей проверки правомерности размещения материалов и соблюдения прав иных лиц. Доказательств, подтверждающих правомерность использования ответчиком спорных фотографий, а также предоставление истцом ответчику разрешения на использование данных фотографий, не представлено.

Определение Верховного Суда РФ от 25.04.2017 N 305-ЭС16-18302 по делу N А40-142345/2015 Требование: О взыскании компенсации за нарушение исключительных авторских прав на фотографии. Обстоятельства: Истец полагает, что размещение ответчиком фрагментов его блога с фотографиями, на которые ему принадлежат исключительные авторские права, нарушает его права и законные интересы. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку спорные фотографии были использованы в обзорных статьях в информационных целях в порядке цитирования, объем цитирования является допустимым и оправданным целям обзоров содержания различных публикаций на архитектурные темы, что является допустимым случаем свободного использования произведений.

Суд апелляционной инстанции, придя к выводу о том, что спорный случай не относится к виду свободного использования произведений, предусмотренному подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку использование фотографий, полностью выраженных в графической форме, не является цитированием, и цитирование может быть применено только к тексту или высказываниям, отменил принятое судом первой инстанции решение и, руководствуясь статьей 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковые требования удовлетворил частично.

Определение Верховного Суда РФ от 06.03.2017 N 305-ЭС16-18302 по делу N А40-142345/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании компенсации за нарушение исключительных авторских прав. Решение: Дело передано в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, так как заслуживает внимания довод ответчика о том, что спорные фотографии использованы в информационных целях в порядке цитирования фоторепортажей истца, размещенных им в своем блоге, что является допустимым случаем свободного использования произведений в силу пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ; вывод судов об использовании фотографических произведений истца в целях иллюстрирования собственных статей не соответствует обстоятельствам дела.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что спорный случай не относится к виду свободного использования произведений, предусмотренному подпунктом 2 пункта 1 статьи 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку использование фотографий полностью выраженных в графической форме не является цитированием, и цитирование может быть применено только к тексту или высказываниям, в связи с чем решение отменил и, руководствуясь статьей 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации, иск частично удовлетворил.

Определение Верховного Суда РФ от 12.04.2016 N 305-ЭС16-2290 по делу N А40-211717/2014 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о защите исключительных прав на фотоизображения путем взыскания компенсации. Решение: В передаче заявления для рассмотрения в судебном заседании ВС РФ отказано, поскольку суды пришли к правильному выводу о доказанности распространения обществом фотографического произведения, права на которое принадлежат истцу.

Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь статьями 1228, 1229, 1252, 1257, 1274, 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации, правовой позицией, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 26.03.2009 N 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», учитывая, что спорная фотография является самостоятельным художественным произведением и самостоятельным объектом авторского права, право авторства предпринимателя является абсолютным и возникает в силу факта создания этого произведения, исходя из доказанности распространения обществом фотографического произведения, права на которое принадлежат предпринимателю, суды, определив размер компенсации, удовлетворили заявленные требования.

1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Не считается воспроизведением краткосрочная запись произведения, которая носит временный или случайный характер и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование произведения либо осуществляемую информационным посредником между третьими лицами передачу произведения в информационно-телекоммуникационной сети, при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения;

2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра произведения;

6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

7) сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению, за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

8) сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

8.1) ретрансляция, то есть прием и одновременное сообщение в эфир (в том числе через спутник) или по кабелю полной и неизменной радио- или телепередачи либо ее существенной части, сообщаемой в эфир или по кабелю организацией эфирного или кабельного вещания;

9) перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;

10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

3. Практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения применительно к правилам настоящей главы, за исключением использования, предусмотренного подпунктом 10 пункта 2 настоящей статьи.

4. Правила подпункта 5 пункта 2 настоящей статьи не применяются в отношении программы для ЭВМ, за исключением случая, когда такая программа является основным объектом проката.

Комментарий к Ст. 1270 ГК РФ

1. В соответствии со ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности, вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Комментируемая статья раскрывает содержание исключительного права на произведения науки, литературы и искусства, а также программы для ЭВМ и базы данных и во многом повторяет положения ст. 16 Закона об авторском праве и смежных правах.

Перечень способов использования в осуществлении исключительного права на произведение не является исчерпывающим, что объясняется возможностью появления новых способов, обусловленных развитием информационных технологий и технических средств.

2. Воспроизведение произведения — изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, а также изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память ЭВМ.

В соответствии со ст. 9 Бернской конвенции авторы литературных и художественных произведений, охраняемых настоящей Конвенцией, пользуются исключительным правом разрешать воспроизведение этих произведений любым образом и в любой форме. Законодательством стран Евросоюза может разрешаться воспроизведение таких произведений в определенных особых случаях при условии, что такое воспроизведение не наносит ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора. Любая звуковая или визуальная запись признается воспроизведением для целей настоящей Конвенции.

Следует обратить внимание на то, что воспроизведение произведения может осуществляться в любой форме, в том числе на пригласительных билетах, программках театров, меню, карте вин. Одним из способов воспроизведения является репродуцирование, под которым понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью технических средств, осуществляемое не в целях издания. Так, перевод произведения в электронный вид, например для электронной библиотеки, без согласия автора является нарушением его исключительного права.

Нарушением исключительного права на произведение является изготовление одного экземпляра произведения или более, осуществленное с контрафактного экземпляра, либо неправомерное доведение до всеобщего сведения (в том числе неправомерное размещение в сети Интернет).

Допускается без согласия автора или иного правообладателя воспроизведение, осуществляемое только гражданином и только в личных целях, под которыми по смыслу ст. 1273 ГК РФ понимается последующее некоммерческое использование соответствующего экземпляра для удовлетворения собственных потребностей или потребностей обычного круга семьи этого гражданина (который определяется судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела).

3. Распространение произведения представляет собой введение его в гражданский оборот путем продажи или иного отчуждения.

Право на распространение относится как к экземплярам произведения, так и к его оригиналу. Под экземпляром следует понимать копию произведения, изготовленную в любой материальной форме.

Нарушения права на распространение произведения являются одними из самых многочисленных как в гражданской, так и в уголовной правоприменительной практике.

Так, например, с учетом положений ст. 494 ГК РФ использованием исключительных прав в форме распространения является в том числе предложение к продаже экземпляра фонограммы, совершенное лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу .

———————————
Пункт 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 декабря 2007 г. N 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности».

Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ признано нарушением распространение экземпляров произведений, приобретенных у лица, не обладающего правом на их распространение. Товарищество обратилось в арбитражный суд с иском к торговой фирме о конфискации у ответчика видеокассет с художественным фильмом, находящихся в продаже, и о взыскании с него полученного дохода вместо возмещения убытков. Ответчик сослался на факт приобретения им продаваемых кассет у третьего лица по договору купли-продажи и заявил о невозможности в связи с этим нести ответственность. При этом торговая фирма не отрицала, что ее действия привели к возникновению у правообладателя убытков. Покупая товар у третьего лица, фирма не проверила наличие у него права на распространение видеокассет с упомянутым фильмом (тогда как истец доказал отсутствие у третьего лица такого права), т.е. не приняла всех зависящих от нее мер, позволяющих предотвратить нанесение правообладателю убытков вследствие незаконного распространения видеокассет.

Основываясь на нормах законодательства, суд посчитал, что распространение экземпляров произведения является самостоятельным имущественным правом автора (правообладателя), поэтому нарушением авторских прав является любое распространение без разрешения правообладателя, и сделал вывод об удовлетворении исковых требований .

———————————
Пункт 12 информационного письма Президиума ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. N 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» // Вестник ВАС РФ. 1999. N 11.

С правом на распространение тесно связан принцип исчерпания прав (см. комментарий к ст. 1272 ГК).

4. Показ произведения — это демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионной установки или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности.

Публичный показ — это любой показ произведения непосредственно или с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. Решая вопрос о том, относятся ли лица к обычному кругу семьи, необходимо учитывать родственные отношения и личные связи, периоды общения, характер взаимоотношений и другие значимые обстоятельства.

Показ произведения связан с восприятием произведения только глазами, кроме того, он статичен, что позволяет говорить о том, что данный способ применим не ко всем видам произведений.

Место следует признать открытым для всеобщего посещения, если доступ к нему возможен по желанию любого субъекта, независимо от платности такого визита или размера платы. Это могут быть музеи, галереи, вернисажи, парки, улицы, кафе, бары, рестораны, устраивающие показ аудиовизуальных произведений, и т.п.

5. Право на импорт — это право осуществлять или разрешать ввоз экземпляров произведения из-за границы в целях распространения.

За автором закрепляется возможность осуществлять контроль за ввозом на территорию действия его авторских прав экземпляров созданного им произведения, которые изготовлены за границей. Право на импорт является самостоятельным способом использования произведения, составляющим самостоятельное правомочие правообладателя. Импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения в Российской Федерации оригиналов или экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот на территории иностранного государства, но не вводившихся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, не подпадает под действие принципа исчерпания прав (ст. 1272 ГК). При этом судам надлежит иметь в виду, как отмечается в Постановлении Пленума ВС РФ N 5 и Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г., что ни подп. 4 п. 2 ст. 1270, ни ст. 1272 ГК РФ не препятствуют импорту оригинала или экземпляров произведения не для целей распространения.

6. Право проката означает право предоставлять экземпляр произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной выгоды. Право на прокат отличается от права на распространение и является самостоятельным правомочием, входящим в состав исключительного права на произведение, и его трактовка имеет важное значение для правильного понимания его правовой природы.

Так, был признан нарушением прокат компьютера с установленными на нем программами для ЭВМ при отсутствии у арендодателя прав на сдачу таких программ в прокат. Закрытое акционерное общество (правообладатель) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю о взыскании суммы компенсации за нарушение исключительного права на использование программ для ЭВМ.

В ходе проведенной сотрудниками управления внутренних дел проверки компьютерного клуба было обнаружено, что в нем размещены компьютеры, принадлежащие индивидуальному предпринимателю, на каждом из них установлены игровые программы, права на которые принадлежат истцу. Указанные компьютеры ответчиком сдавались в прокат физическим лицам.

Закрытое акционерное общество обратилось с иском, так как не передавало индивидуальному предпринимателю исключительного права на использование программ для ЭВМ.

Ответчик против удовлетворения иска возражал, так как правомерно установил программы на принадлежащие ему компьютеры и занимался сдачей в прокат не программ для ЭВМ, а компьютеров. Ответчик ссылался на ст. 626 ГК РФ, определяющую понятие проката как предоставление арендодателем, осуществляющим сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, движимого имущества за плату во временное владение и пользование. Из указанного определения в рассматриваемом случае следует, что предметом проката являются сами компьютеры.

Удовлетворяя заявленное требование, суд руководствовался следующим.

Программы для ЭВМ могут предоставляться вместе с устройством, на котором они установлены, без согласия правообладателя только в случае, если объектом проката является устройство, неразрывно связанное с установленной в нем программой (например, калькулятор, стиральная машина и т.п.). В иных случаях право на использование программ для ЭВМ путем сдачи в прокат принадлежит правообладателю. Компьютер и установленное в нем программное обеспечение неразрывно связанными между собой не являются.

Ответчиком не заключался договор с истцом о передаче ему исключительных прав на прокат программ для ЭВМ.

Договор с правообладателем, с условиями которого ответчик согласился при установке приобретенного программного обеспечения, не содержал указания на возможность использования программ для ЭВМ путем сдачи их в прокат. Наоборот, указано, что такое программное обеспечение запрещается предоставлять в прокат, в аренду и во временное пользование, а также использовать его для оказания сетевых услуг третьим лицам на коммерческой основе. Ввиду изложенного суд заявленное требование удовлетворил .

———————————
Пункт 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 декабря 2007 г. N 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности».

7. Публичное исполнение — это исполнение непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. Обычный круг семьи определяется судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.

Лицом, осуществляющим публичное исполнение произведения (в том числе при его представлении в живом исполнении), является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, т.е. лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия. Таким образом, при использовании произведений путем публичного исполнения пользователями являются не артисты, исполняющие эти произведения, а театрально-зрелищные предприятия и организации, а также иные юридические и физические лица, в том числе продюсерские центры, дискотеки, клубы, стадионы, ассоциации и фонды, организующие публичное исполнение произведений (продюсеры) или предоставляющие место для публичного исполнения произведений (площадки). Порядок начисления и взимания авторского вознаграждения регламентирован Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства».

Именно вышеперечисленные лица должны заключить договор о предоставлении им права на публичное исполнение произведения с правообладателем или организацией по управлению правами на коллективной основе и выплачивать им полагающееся вознаграждение.

8. Право на сообщение в эфире включает право на сообщение произведения для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир.

9. Сообщать для всеобщего сведения по кабелю — это значит сообщать произведения для всеобщего сведения посредством кабеля, провода, оптического волокна или с помощью аналогичных средств, в том числе путем ретрансляции. Сообщение посредством кабеля рассчитано не на широкий круг лиц, а лишь на тех, кто является пользователем сети.

10. Право на перевод — возможность самому переводить произведение на другой язык или разрешать данное действие другим лицам. При этом право на перевод, переработку включает в себя возможность разрешать использовать произведение в переводе, переработке другому лицу с соблюдением авторских прав переводчика, переработчика.

Перевод как результат может представлять собой объект авторского права, а может быть техническим — подстрочным.

Никому не запрещается осуществлять любые переводы любых произведений, но их дальнейшее использование может быть осуществлено только с согласия автора оригинального произведения.

Право на перевод литературных и художественных произведений достаточно подробно регламентируется Всемирной конвенцией об авторском праве и Бернской конвенцией об охране литературной и художественной собственности.

Право на переработку произведения имеет много общего с правом на неприкосновенность произведения, относящимся к разряду личных неимущественных прав, которые не могут быть отчуждены от автора (см. комментарий к ст. 1266 ГК). Как отмечается в Постановлении Пленума ВС РФ N 5 и Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г., право на неприкосновенность касается таких изменений произведения, которые не связаны с созданием нового произведения на основе имеющегося. Соответствующие изменения допускаются с согласия автора (или иного лица в случае, предусмотренном абз. 2 п. 1 ст. 1266 Кодекса), которое должно быть определенно выражено. При отсутствии доказательств того, что согласие было определенно выражено, оно не считается полученным.

Переработка произведения предполагает создание нового (производного) произведения на основе уже существующего. При этом право на переработку произведения как один из способов использования результата интеллектуальной деятельности может быть передано в числе иных правомочий в рамках передачи исключительного права по договору об отчуждении исключительного права в полном объеме (ст. 1234 ГК) либо предоставлено по лицензионному договору (ст. 1235 ГК), а также может перейти по установленным в законе основаниям без заключения договора с правообладателем (ст. 1241 ГК).

Частным случаем переработки произведения является модификация программы для ЭВМ или базы данных, т.е. любые их изменения, в том числе их перевод с одного языка программирования на другой, за исключением адаптации, представляющей собой внесение изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.

11. Под архитектурным проектом, проектом произведения градостроительства, садово-паркового искусства понимаются внешний и внутренний облик объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация, зафиксированные в виде схем или макетов либо описанные иным способом, за исключением проектной документации (п. 3 ст. 31.1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).

Право на практическую реализацию архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта — это право участия в реализации проекта его автора, которое не предназначено для передачи другому лицу и более подробно регламентировано в ст. 1294 ГК РФ (см. комментарий к данной статье).

Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре.

12. Право на доведение до всеобщего сведения впервые предусмотрено Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» и введено в действие с 1 сентября 2006 г. Данное право заключается в возможности сообщать произведение для всеобщего сведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору. Это право впервые было закреплено в ст. 8 Договора ВОИС по авторскому праву, согласно которой без ущерба положениям ст. 11(1)(ii), 11.bis(1)(i) и (ii), 11.ter(1)(ii), 14(1)(ii) и 14.bis(1) Бернской конвенции авторы литературных и художественных произведений пользуются исключительным правом разрешать любое сообщение своих произведений для всеобщего сведения по проводам или средствами беспроволочной связи, включая доведение своих произведений до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к таким произведениям из любого места и в любое время по их собственному выбору.

Произведения, которые перешли в общественное достояние

Имущественные (исключительные) права на все произведения литературы, науки и искусства (фильмы, видео, сценарии, романы, посты в соцсетях, фото, музыка и т.д.) действуют в течении установленного законом срока, а затем переходят в общественное достояние. Это значит, что любое лицо может без чьего-либо согласия и без выплаты авторского вознаграждения использовать данное произведение любым не запрещенным законом способом, но сохраняются право авторства, право автора на имя и право на неприкосновенность произведения.

Фото: Mr Cup / Fabien Barral
Срок действия исключительного права на произведение (ст. 1281 ГК РФ):

  • вся жизнь автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора;
  • если произведение создано в соавторстве, то вся жизнь пережившего соавтора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти пережившего соавтора.

Возможно свободное использование произведений, которые еще не перешли в общественное достояние, но только в случаях прямо предусмотренных законом, которые и будут рассмотрены в данной статье.
Свободное использование произведений, которые еще не перешли в общественное достояние — это действия в отношении произведения без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения.

Свободное воспроизведение произведения в личных целях (ст. 1273 ГК РФ)

Воспроизведение — это изготовление одного и более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе, в форме звуко— или видеозаписи, а также запись произведения на электронном носителе (п.п. 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).

Фото: Jonny Caspari
То есть, это фотография какого-либо произведения (фильма, книги, фотографии и т.п.), ксерокопия, видео- или звукозапись и т.д.
Необходимо понимать и что такое личные цели по логике законодателя.
Личные цели — это некоммерческое использование физическим лицом соответствующего экземпляра для удовлетворения собственных потребностей или потребностей обычного круга семьи лица (п. 97 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
То есть вы, как физическое лицо, не можете свободно использовать чужое произведение в коммерческих целях (то есть в целях извлечения прибыли).
Из указанного правила есть исключения (ч. 1 ст. 1273 ГК РФ):

  • даже в личных целях нельзя делать видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;
  • нельзя воспроизводить аудиовизуальное произведение с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

Кто из нас не видел предупреждение об ответственности в случае видеозаписи фильма в кинотеатре?

Фото: Eric Witsoe
Остаются два актуальных для создателей контента вопроса.

  1. Может ли режиссер-студент свободно использовать другие произведения (музыку, отрывки из фильмов) при создании своего учебного фильма?
  2. Может ли блогер свободно использовать произведения (музыку, видео, фото) других авторов, если его блог не относится к коммерческому контенту?

Чтобы на них ответить, нужно разобраться, что означает свободное использование произведения в информационных, научных или культурных целях.

Свободное использование произведения в информационных, научных или культурных целях (ст. 1274 ГК РФ)

Оно допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.
1Цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданным целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати.
Прежде всего необходимо понимать, что цитирование — это использование текста (в своих постах, сценариях, в видео и фильмах), но это не отрывки из фильмов, не части видео, цитата — это всегда только текст! Также не забывайте указывать автора произведения и источник заимствования.
2Использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио— и телепередачах, звуко— и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью.
Если вы режиссер-студент, то можете использовать произведения других авторов (музыку, отрывки из фильмов, фото) в учебных фильмах, которые не выйдут за пределы учебного заведения и создаются исключительно в учебных целях. Но если вы выложили фильм в YouTube и используете без согласия правообладателя музыку в фильме, то ваш фильм будет заблокирован из-за нарушения прав. Если вы планируете заключить договор с телеканалом, также придется очищать все права.

Фото: Marco Perretta
Если вы блогер и хотите использовать отрывок из фильма или видео, то свободно сможете это сделать только, если у вас учебный характер вашего контента (есть только одно исключение из этого правила, которое я рассмотрю позже).
Если вы делаете онлайн курс или тот же блог учебного характера и вам помимо видео, которые будут иллюстрациями к вашим пояснениям нужна закадровая музыка, фото или иллюстрации для обложки видеокурсов, то нужно получать согласие автора или иного правообладателя, либо использовать произведения из баз данных. Все, что не относится к учебным целям не относится и к случаю свободного использования в учебных целях.
3Воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие произведения, сообщения, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем.

Фото: Charisse Kenion
Например, в СМИ или личном блоге с общим доступом появилась статья или видео по текущему экономическому, политическому, социальному или религиозному вопросу. Если автор специально не указал, что данная статья (видео) не могут использоваться без его согласия другими лицами в своих блогах, на своих каналах, в СМИ, то возможно свободное использование.
Но, если, например, вы блогер, и автор увидел свой контент на вашем канале и попросил его удалить, вам придется это сделать.
4Воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью.
Например, вы блогер и хотите сделать видео или написать пост о политике. Вы можете свободно использовать в своем материале без согласования с кем-либо любые публично произнесенные политические обращения, доклады, интервью, речи и т.д.

Фото: freepik.com
5Воспроизведение, распространение, сообщение в эфир и по кабелю, доведение до всеобщего сведения в обзорах текущих событий (в частности, средствами фотографии, кинематографии, телевидения и радио) произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.
Например, вы блогер или режиссер-документалист и хотите снять фильм, видео, сделать обзор о каком-либо событии, очевидцем которого вы являетесь. Несмотря на то, что закон говорит о свободном использовании подобных материалов, есть нюансы, касающиеся охраны изображения гражданина, персональных данных и также иной информации, которая не может быть использована, например, в фильме или личном блоге по соображениям безопасности, охраны нравственности и т.д.

Фото: Jovaughn Stephens
Я более подробно рассмотрю все эти случаи в отдельной статье. А пока следует знать, что у права использования материалов для блога или документального фильма из разряда «я-очевидец» есть много нюансов.

Свободное использование произведения не в учебныхцелях (исключение)

Выше я рассматривала случай о свободном использовании произведений в учебных целях и указала, что есть одно исключение из правила, когда можно свободно использовать произведение не в учебных целях.
Это создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения. Использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения (п. 4 ст. 1274 ГК РФ).

Канал блогера BadComedian
Этим правом активно пользуются комики, пародисты, а также блогер BadComedian. Если вы, например, блогер и не хотите делать учебный канал, то есть еще вариант канала пародий, который позволит свободно использовать любое произведение.

Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения (ст. 1276 ГК РФ)

1Допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение и распространение изготовленных экземпляров, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения. Исключением является, если изображение произведения является основным объектом использования или изображение произведения используется в целях извлечения прибыли.

Фото: Igor Miske
Если вы фотограф, блогер, режиссер и планируете сделать видео или фотосъемку на фотовыставке или ином аналогичном мероприятии, необходимо знать два юридических момента:

  • фото или видеосъемка в коммерческих целях возможна только с разрешения автора или правообладателя и возможно взимание платы за ее проведение;
  • произведения (фото на фотовыставке или картины в картинной галерее) не могут быть основным объектом использования. Основной объект использования означает, что вы фотографируете конкретную картину или фото. То есть, если вы делаете селфи на фоне картины или снимаете обзорное видео или фото зала с фотографиями или картинами, то это попадает под понятие свободного использования, а если снимаете отдельное произведение, то вам могут это запретить и потребовать платы за съемку.

Фото: Stale Grut
2Допускается свободное использование путем воспроизведения и распространения изготовленных экземпляров, сообщения в эфир или по кабелю, доведения до всеобщего сведения в форме изображений произведений архитектуры, градостроительства и произведений садово-паркового искусства, расположенных в месте, открытом для свободного посещения, или видных из этого места.
Здесь тоже есть правовые нюансы. Например, вы режиссер, блогер и хотите сделать видеосъемку или киносъемку какого-либо объекта (улица, площадь, парк). Если вы снимаете на камеру вашего телефона, то можете делать это свободно. Но если у вас планируется съемка фильма, например, вы режиссер-студент и хотите снять сцену на улице города, куда отправитесь со своей съемочной группой или вы планируете со съемочной группой снимать видео для блога. Необходимо понимать, что помимо права свободного использования произведений архитектуры и градостроительства, расположенных в местах, открытых для свободного посещения, есть еще обязанность получить в ряде случаев разрешение на съемку. Об этом будет отдельная статья.

Фото: Stephen Kennedy

Свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения (ст. 1278 ГК РФ)

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение произведения для осуществления производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью.
Что важно знать авторам контента, блогерам, продюсерам в связи с этой статьей?
В целях правоприменения возможно воспроизведение произведений (фото-, видеоматериалов), но не их конфискация или уничтожение. То есть могут быть сделаны копии вашего видео или фотоматериалов. Исключение из этого правила — контрафактная продукция (ст. 7.12 КоАП РФ, 146 УК РФ). Она подлежит конфискации. Есть еще правовые нюансы, связанные с общественной безопасностью и нравственностью (и соответственно произведения, которые могут на нее посягать), но это важная тема для рассмотрения в отдельной статье.
Фото: David von Diemar
Важно понимать, что закон устанавливает исчерпывающий перечень случаев свободного использования произведений других авторов, то же справедливо и в отношении свободного использования ваших авторских произведений. В остальных случаях необходимо получать согласие автора или иного правообладателя, причем согласие это должно быть в форме письменного договора (в отдельных случаях это открытая лицензия).
Рассмотренная в статье тема редко поднимается в дискуссиях и у создателей контента, как показывает моя практика, нет общей картины и понимания данного вопроса. Но это тот случай, когда незнание целесообразнее устранить и выгодней пользоваться возможностями, которые открывает знание вопроса.
Желаю всем читателям, инвестировавшим время и силы в понимание сложных юридических вопросов, эффективного решения своих профессиональных задач.
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

2.15. Свободное использование произведений

Свободное использование произведений (не путать с использованием свободных произведений) — использование произведений (например, их издание) без разрешения на то автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с соблюдением права авторства, прав на имя и на защиту репутации автораДля свободного использования произведений характерно также то, что оно возможно, как правило, только в отношении правомерно обнародованных (или опубликованных) произведений. Кроме того, оно не ограничивает личные неимущественные права, напротив, почти во всех случаях свободного использования закон требует указывать имя автора произведения и источник заимствования. Круг случаев свободного использования произведений, содержащийся в соответствующих статьях Гражданского кодекса, не подлежит расширительному толкованию.

Признаками свободного использования в российском праве являются:

  • использование охраняемых произведений без согласия правообладателя;

  • без заключения с ним договора;

  • без выплаты вознаграждения

Свободное использование возможно только в крайне ограниченных рамках. ГК РФ четко определяет случаи бездоговорного и бесплатного использования объектов авторского права, он предусматривает ряд ситуаций и условий, при которых можно «без разрешения» пользоваться авторскими произведениями, не нарушая при этом права правообладателя, и, следовательно, не нести ответственности.

С 1 января 2008 года свободное использование произведения регулируется частью 4 «Гражданского кодекса РФ». В ней свободное использование или, как сказано в законе, «использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения», регулируется статьёй 1306. Она предусматривает следующие случаи такого использования:

* свободного воспроизведения произведения в личных целях (ст. 1273 ГК);

* свободного использования произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях (ст. 1274 ГК);

* свободного публичного исполнения музыкального произведения (ст. 1277 ГК);

* свободного воспроизведения произведения для целей правоприменения (ст. 1278 ГК);

* свободной записи произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования (ст. 1279 ГК).

Возможно также свободное использование объектов смежных прав в случаях, предусмотренных самой главой 71 ГК. Например, статья 1325 устанавливает, что, если оригинал или экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров допускается без согласия обладателя исключительного права на фонограмму и без выплаты ему вознаграждения; и п. 2 ст. 1343 устанавливает, что если исключительное право публикатора на произведение не перешло к приобретателю оригинала произведения, приобретатель вправе без согласия обладателя исключительного права публикатора использовать оригинал произведения способами, указанными в абзаце втором пункта 1 статьи 1291 Гражданского кодекса. Иные случаи свободного использования объектов смежных прав Кодексом не допускаются.

Свободное использование произведения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *