Приказ об едином учете преступлений

Первичный учет преступлений осуществляется путем запол­нения документов первичного учета (статистических карточек)˸

— на выявленное преступление (Ф.1);

— о результатах расследования преступления (Ф.1.1);

— на преступление, по которому лицо, его совершившее, ус­тановлено (Ф.1.2);

— на лицо, совершившее преступление (Ф.2);

— о движении уголовного дела (Ф.З);

— о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности (Ф.4);

— о результатах рассмотрения дела в суде (Ф.6).

Перечень показателœей этих карточек устанавливается Генераль­ной прокуратурой и МВД РФ, а по карточке (Ф.6) совместно с Минюстом РФ. Показатели о деяниях, расследуемых налоговой полицией и таможенной службой, согласуются с Федеральной службой налоговой полиции и Государственным таможенным комитетом. В связи с введением нового УК РФ совместным указа­нием Генерального прокурора и министра внутренних дел в но­ябре 1996 ᴦ. были введены и новые документы первичного учета (статистические карточки), содержание которых обновлено и рас­ширено.

Заполнение карточек (или внесение аналогичной информа­ции на магнитные носители) осуществляется по месту возбужде­ния уголовного дела, ведения следствия и дознания. Регистрация преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел, а также ведение статистической отчетности по преступности в целом осу­ществляют только органы внутренних дел — районные, городс­кие, транспортные. Οʜᴎ в течение суток заносят данные карточек в журнал учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершив­ших преступления. После этого зарегистрированные документы первичного учета немедленно пересылаются в информационные центры МВД, ГУВД, УВД республик, краев, областей, городов, автономной области и округов, где ведутся контрольные журна­лы (магнитные носители) учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления. На базе обработки карточек первичного учета в информационных центрах производится пер­вичное формирование всœех форм статистической отчетности о преступности.

Преступление, лицо, его совершившее, и уголовное дело счита­ются учтенными, когда сведения о них внесены в карточки первич­ного учета (либо на магнитные носители), зарегистрированы в жур­нале учета преступлений и поставлены на централизованный учет в информационном центре.

Учёт преступлений осуществляется путем заполнения единых статистических карточек.

1. Учёт преступлений ведется путем заполнения прокурором, следователœем или дознавателœем карточки на выявленное преступ­ление (Ф. I). Она заполняется немедленно после возбуждения уго­ловного дела, направления в суд материалов с протоколом, сан­кционированным прокурором, или вынесения постановления об освобождении лица от уголовной ответственности с применени­ем к нему мер общественного воздействия, а также в случаях, когда крайне важно зарегистрировать преступление, ранее не уч­тенное. К примеру, при поступлении уголовного дела из органов безопасности или военной прокуратуры, освобождении лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности по амнистии, выделœении уголовного дела о преступлении из друго­го уголовного дела и т. д.


Зарегистрированное преступление подлежит снятию с учета͵ если уголовное дело о нем прекращено по реабилитирующим ос­нованиям, либо по нему вынесен оправдательный приговор.
Размещено на реф.рф
Кор­рекция сведений о выявленных преступлениях осуществляется по данным карточек о результатах расследования (Ф. 1.1), движения уголовного дела (Ф. 3) и рассмотрения дела в суде (Ф. 6).

2. Учёт лиц, совершивших преступления. Учёту подлежат всœе лица, совершившие преступления, в отношении которых утверждено обвинительное заключение, либо санкционированы направ­ление протокола с материалами в суд или передача материалов для применения мер общественного воздействия без возбужде­ния уголовного дела. Учёту подлежат также лица, уголовные дела по обвинœению которых прекращены, либо в возбуждении уго­ловного дела отказано в связи с истечением сроков давности, вследствие акта амнистии или помилования, в отношении умер­шего обвиняемого, в связи с изменением обстановки и по дру­гим нереабилитирующим основаниям.

Статистическая карточка на лицо, совершившее преступле­ние (Ф. 2), заполняется следователœем или дознавателœем, произ­водившим расследование (досудебную подготовку) при направ­лении дела (материалов) прокурору или при прекращении дела, либо при санкционировании передачи материалов для примене­ния мер общественного воздействия. Карточка передается в го­родской, районный, транспортный или другой отдел внутренних дел для внесения сведений о лице в журнал учета и последующего направления в учетно-регистрационное подразделœение органов внутренних дел.


3. Учёт уголовных дел. Движение уголовных дел в процессе рас­следования учитывается на основании карточек на выявленное преступление (Ф. 1) и движение уголовного дела (Ф. 3). После­дняя заполняется прокурором, следователœем или органом дозна­ния немедленно после принятия по делу одного из следующих решений˸ возбуждения уголовного дела, соединœения уголовных дел, утверждения обвинительного заключения, передачи по подследственности, прекращении дела, возобновления производством ранее прекращенного дела, возвращения дела на дополнитель­ное расследование и других. Путь прохождения этой карточки та­кой же, как и других статкарт.

4. К рассмотренным документам первичного учета близко при­мыкает статистическая карточка о результатах возмещения мате­риального ущерба и изъятии предметов преступной деятельности (Ф. 4), где учитываются сумма и характер ущерба, его погаше­ние, изъятие имущества (денег, товаров, иностранной валюты, драгоценных металлов, камней и алмазов, оружия, боеприпа­сов, взрывчатых веществ и т. д.). Информационный объём этой формы составляет около 600 единиц.

В итоге нашей правоохранительной системой собирается ог­ромное количество первичных сведений о совершенном преступ­лении, правонарушителœе, движении уголовного дела и деятель­ности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Сведения, собираемые на базе первичных документов и дру­гих материалов, обобщаются почти в 70 формах государственной и ведомственной статистической отчетности. Οʜᴎ имеют важное криминологическое, уголовно-правовое, уголовно-процессуаль­ное, криминалистическое, пенитенциарное, организационно-управленческое значение. Эта фактическая база обеспечивает при­нятие решений многих научно-практических задач.

4. Статистические карточки форм N N 1, 3, 4, 5 состоят их двух разделов, а форм N N 1.1, 2 — из трех разделов. Под заголовком статистической карточки, перед разделами, расположены самостоятельные реквизиты 1 и 2.

5. Статистические карточки заполняются:

раздел 1 — сотрудником регистрационно-учетного подразделения;

реквизиты 1 и 2 и раздел 2 — лицом, ведущим расследование уголовного дела или разрешившим материал;

раздел 3 — начальником правоохранительного (правоприменительного) органа на основании информации о результатах проведения оперативно-розыскных и иных мероприятий.

6. Лицо, производившее расследование уголовного дела, заполняет статистическую карточку, подписывает и передает ее в регистрационно-учетное подразделение для внесения сведений в Единый журнал и последующего направления в ИЦ.

7. Заполнение реквизитов ДПУ производится вписыванием текстовой информации от руки либо путем подчеркивания соответствующего значения реквизита с дублированием этого значения в размещенных в правой стороне ДПУ кодовых полях (там, где это предусмотрено).

8. Заполнение ДПУ производится разборчиво и без сокращений. Фамилия, имя и отчество лица, совершившего преступление, записываются печатными буквами. Фамилии лиц, подписавших ДПУ, должны указываться полностью.

9. При заполнении ДПУ используются разрабатываемые ГИАЦ МВД России следующие справочники:

справочник N 1 — Классификатор отраслей;

справочник N 2 — Место совершения преступления;

справочник N 3 — Предмет преступного посягательства или незаконного оборота;

справочник N 4 — Оружие, боеприпасы и взрывчатые материалы;

справочник N 5 — Национальности;

справочник N 6 — Страны (государства);

справочник N 7 — Валюта;

справочник N 8 — Наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, одурманивающие вещества, инструменты и оборудование, прекурсоры;

справочник N 9 — Социальное положение потерпевших и лиц, совершивших преступления;

справочник N 10 — Должностное положение потерпевших и лиц, совершивших преступления;

справочник N 11 — Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов;

справочник N 12 — Способ совершения преступления;

справочник N 14 — Служба, установившая лицо;

справочник N 15 — Дополнительная характеристика преступления;

справочник N 16 — Решение, принятое по уголовному делу.

Значение реквизита справочника в виде кода указывается в соответствующем кодовом поле ДПУ.

10. ГИАЦ МВД России при направлении в ИЦ условий формирования статистических отчетов ссылается на номера реквизитов ДПУ (коды их значений), а также на коды соответствующих справочников.

11. Содержание заполненных реквизитов ДПУ должно полностью соответствовать имеющимся в уголовном деле материалам.

Исправления, внесенные в ДПУ, должны в обязательном порядке заверяться подписью с указанием фамилии лица, их производившего, и даты внесения.

12. О составлении и направлении ДПУ сотруднику регистрационно- учетного подразделения дознавателем, следователем, прокурором производится соответствующая отметка на левой внутренней стороне обложки возбужденного уголовного дела.

В ИЦ в разделе 1 ДПУ проставляется дата его постановки на учет с указанием фамилии и подписи лица, его производившего.

Билет №37

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 9 июля 2015 г. N АКПИ15-588

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Ш. об оспаривании Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, Инструкции о порядке заполнения и представления учетных документов, утвержденных приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399,

установил:

приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 (далее — Приказ) утверждены Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях (далее — Типовое положение), Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (далее — Положение), Инструкция о порядке заполнения и представления учетных документов (далее — Инструкция). Приказ опубликован 25 января 2006 г. в «Российской газете» и 30 января 2006 г. в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2005 г., N 7339.

Ш. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими Типового положения, Положения и Инструкции в той части, в какой они исключают возможность аннулирования сведений в учете преступлений по заявлению лица, в отношении которого в Министерстве внутренних дел Российской Федерации отсутствует уголовное дело или постановление о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. Заявитель считает, что указанная коллизия подлежит устранению путем дополнения пункта 43 Положения фразой о том, что снятию с учета подлежит и лицо, в отношении которого в архиве информационных центров Министерства внутренних дел Российской Федерации не сохранилось уголовных дел или постановлений о прекращении уголовного дела по любым основаниям.

В обоснование своего требования Ш. указал, что оспариваемые положения противоречат статьям 35 — 49 Конституции Российской Федерации, гарантирующим защиту гражданских прав и свобод, статьям 8, 9 и 11 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, направленным на охрану прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, и статьям 150 и 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим охрану чести и достоинства, деловой репутации и доброго имени гражданина, нарушают его права, поскольку, будучи не привлекавшимся к уголовной ответственности, он был ошибочно вписан в учетную форму ИЦ МВД России и на свое заявление в этот орган получил отказ об аннулировании его учетных сведений, что послужило причиной его увольнения из органов внутренних дел.

Заявитель в судебное заседание, о времени и месте которого извещен надлежащим образом, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России), Министерство юстиции Российской Федерации (далее — Минюст России), Министерство экономического развития Российской Федерации (далее — Минэкономразвития России), Генеральная прокуратура Российской Федерации (далее — Генпрокуратура России), Федеральная служба безопасности Российской Федерации (далее — ФСБ России), Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее — ФСКН России) в письменных возражениях указали на то, что Приказ издан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 1998 г. N 328 «О разработке единой государственной системы регистрации и учета преступлений», уполномоченными государственными органами с соблюдением порядка его издания и вступления в силу, утвержденные им Типовое положение, Положение и Инструкция в оспариваемой части не противоречат действующему законодательству Российской Федерации и не нарушают права заявителя.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, извещенное о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило и письменные возражения не представило.

Обсудив доводы заявителя, возражения представителей МВД России М., Р., представителя Минюста России С., представителя Минэкономразвития России К.Е., представителя Генпрокуратуры России Г., представителя ФСБ России К.И., представителя ФСКН России А., проверив оспариваемые нормативные положения на предмет соответствия федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Приказ издан в целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений, единообразия и полноты отражения в формах государственного статистического наблюдения сведений о состоянии преступности, а также реализации единых принципов государственной регистрации и учета преступлений во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 1998 г. N 328 «О разработке единой государственной системы регистрации и учета преступлений». Приказ является межведомственным нормативным правовым актом, издан уполномоченными органами государственной власти в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

Типовое положение устанавливает единый порядок организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях с учетом Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов.

Инструкция регулирует порядок заполнения и представления учетных документов (статистических карточек).

Положение определяет единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета, к которым относит лицо, совершившее преступление, уголовное дело и принятые по нему решения, материальный ущерб, причиненный преступлениями, и обеспечение его возмещения, потерпевшего, судебное решение по уголовному делу (пункт 2.4 Положения).

Учет преступлений и учет лиц, совершивших преступления, регулируется главами III и IV Положения.

Пунктами 36 и 37 Положения установлены основания снятия с учета преступления, уголовное дело о котором прекращено по реабилитирующим основаниям либо в случае вынесения оправдательного приговора, и снятия с учета и постановке на отдельный учет преступления.

Пункт 43 данного акта указывает основания снятия с учета лица в случае прекращения уголовного дела в отношении его по реабилитирующим основаниям либо вынесения оправдательного приговора.

Из анализа оспариваемых нормативных правовых актов следует, что Типовое положение и Инструкция не регулируют вопросы снятия с учета лица в случае прекращения уголовного дела в отношении его по реабилитирующим основаниям либо вынесения оправдательного приговора. Как усматривается из заявления, Ш. фактически оспаривает пункт 43 Положения.

Согласно указанному пункту снятию с учета подлежит лицо в случае прекращения уголовного дела в отношении его по реабилитирующим основаниям либо вынесения оправдательного приговора по следующим основаниям: отсутствие события преступления (пункт 1 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ); отсутствие в деянии состава преступления (пункт 2 части 1 статьи 24 УПК РФ); примирение потерпевшего с обвиняемым по делам частного обвинения (часть 2 статьи 20 УПК РФ); отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению (пункт 5 части 1 статьи 24 УПК РФ); наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении дела по тому же обвинению, неотмененного постановления органа дознания, следователя, прокурора о прекращении дела по тому же обвинению, а также в случаях, когда не установлено событие преступления, подсудимый не причастен к совершению преступления, в его деянии отсутствует состав преступления либо в отношении его коллегией присяжных заседателей вынесен оправдательный вердикт (пункты 4 и 5 части 1 статьи 27, пункты 1 — 4 части 2 статьи 302 УПК РФ); отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в пунктах 1, 3 — 5, 9 и 10 части 1 статьи 448 УПК РФ, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в пунктах 1 и 3 — 5 части 1 статьи 448 УПК РФ (пункт 6 части 1 статьи 24 УПК РФ); непричастность подозреваемого, обвиняемого к совершению преступления (пункт 1 части 1 статьи 27 УПК РФ).

Пункт 2.2 Положения определяет учет как фиксирование в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судьей сведений об объектах учета с последующим включением информационным центром МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ДРО МВД России, Главной военной прокуратуры в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах.

Под учетными документами понимаются журналы учета, статистические карточки, формы статистического наблюдения, представленные в электронном виде документы и иные материальные носители, отражающие количественное значение сведений об объектах учета (пункт 2.7 Положения).

Пункт 43 Положения связан с основаниями для постановки на такой учет, установленными пунктом 41 данного акта, согласно которому основаниями учета лица, совершившего преступление, является обвинительное заключение (акт); обвинительный приговор по делу частного обвинения, вступивший в законную силу; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (по нереабилитирующим основаниям); постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по нереабилитирующим основаниям), что полностью согласуется с нормами уголовно-процессуального закона.

Из указанного следует, что учетные документы должны строго соответствовать материалам уголовного дела и заполняться исключительно при наличии процессуальных документов.

Правильность заполнения учетных документов контролируется не только руководителем органа дознания и предварительного расследования, но и прокурором, который осуществляет надзор за законностью принятого по делу процессуального решения (глава IX Положения). Данная система контрольных и надзорных функций не позволяет безосновательно осуществлять постановку объектов на учет и снимать их с учета.

Довод заявителя о том, что Положение позволяет вести учет лиц, в отношении которых уголовные дела не возбуждались, является несостоятельным, поскольку данные лица не подлежат учету.

Все положения оспариваемого пункта основаны на нормах УПК РФ и полностью им соответствуют.

Нельзя признать обоснованными доводы заявителя о противоречии Приказа в оспариваемой части статьям 35 — 49 Конституции Российской Федерации, гарантирующим защиту гражданских прав и свобод, статьям 8, 9 и 11 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, направленным на охрану прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, и статьям 150 и 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим охрану чести и достоинства, деловой репутации и доброго имени гражданина, поскольку Приказ и утвержденные им нормативные правовые акты не регулируют отношений, связанных с защитой прав и свобод человека и гражданина, а предусматривают порядок формирования статистической отчетности, ведения учетных документов и внесения в них показателей, отражающих лишь количественное значение сведений об объектах учета и не содержащих информации о конкретных гражданах и их персональных данных.

Оспаривая пункт 43 Положения, заявитель фактически обжалует процессуальные действия и решения органов внутренних дел Российской Федерации, связанные с фиксированием в учетных документах органом сведений о нем, как о лице, совершившем преступление, а также ставит вопрос о дополнении этой нормы указанием о том, что снятию с учета подлежит и лицо, в отношении которого в архиве информационных центров Министерства внутренних дел Российской Федерации не сохранилось уголовных дел или постановлений о прекращении уголовного дела по любым основаниям. Между тем разрешение этих вопросов не входит в компетенцию Верховного Суда Российской Федерации.

Учитывая, что Приказ издан в пределах предоставленных федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации полномочий, что оспариваемые положения не противоречат федеральному законодательству, прав и законных интересов заявителя не нарушают, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 194 — 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Ш. об оспаривании Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, Инструкции о порядке заполнения и представления учетных документов, утвержденных приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.М.НАЗАРОВА

Приказ об едином учете преступлений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *