В ч 83796

Столица Республики Марий Эл — Йошкар-Ола начала свое существование в качестве укрепленного поселения вскоре после смерти Ивана Грозного. Со временем она стала крупным производственным центром общегосударственного значения. Сегодня в Йошкар-Оле живет 260 тысяч человек. География Поволжья определяет суровые зимы и теплое лето. Основные отрасли экономики задействуют лишь пятую часть населения. К ним относятся — машиностроение, предприятие по изготовлению электронного оборудования, строительные и пищевые комбинаты. Российское государство может обеспечить юношей призывного возраста военной специальностью еще до самого призыва. По направлению военного комиссариата призывники определяются в те учебные заведения, где их обучают будущей воинской профессии. Такой подход значительно сокращает время адаптации при уже непосредственном прохождении службы и облегчает дальнейшую подготовку военному делу. Любой род войск современных Вооруженных Сил оснащается техникой, требующей хороших знаний. Но при наборе обязательно проверяются морально-волевые качества и физическая подготовка. Государство полностью обеспечивает курсантов, предоставляет проездные документы, суточное денежное довольствие и место проживания.

Воинские части Йошкар-Олы и Республики Марий Эл

Недавний материал «Вечёрки» о заброшенной войсковой части в Лапенках вызвал бурное обсуждение. Многих удивило, как за несколько месяцев действующий военный городок превратился в «зону отчуждения». Однако в Гродно есть похожее место, которое разрушается под силой времени и от «внимания» расхитителей уже второй десяток лет. По бывшему военному городку на Фолюше прошлись корреспонденты «Вечернего Гродно».

Как после войны: смотрите, во что превратилась воинская часть в Лапенках

История Фолюша: от Российской империи до современной Беларуси

Строить здания военного назначения тут начали в начале XX века, когда эти земли принадлежали богатой и известной в Гродно семье Самсоновых. В дальнейшем власти, которые приходили в город, стремились использовать инфраструктуру городка под военные нужды: в разное время тут были расквартированы российские войска, польские части, во время немецкой оккупации в шталагах содержали военнопленных.

Наибольшего размаха и могущества Фолюш достиг в советское время. В 1989 году после договора о выводе советских войск из Германии сюда перевели 6-ю гвардейскую отдельную танковую дивизию.

После развала СССР казармы и склады заняли войска независимой Беларуси, однако содержать такое огромное формирование, как дивизия зарождающейся белорусской армии, было не по карману. Подразделение было реорганизовано в 6-ю отдельную гвардейскую механизированную бригаду. Сегодня «шестёрка», как в народе называют в/ч 05733, подчиняется Западному оперативному командованию.

Ненужные осколки империи

Если до того, как Союз распался, военный городок на Фолюше постоянно разрастался, то затем начался обратный процесс. Огромная территория под казармы, склады, плацы, гаражи, спортивные площадки, раскинувшаяся на десятки гектаров, в прежнем виде белорусской армии оказалась не нужна. Это привело к тому, что десятки зданий пришли в запустение.

Новый Гродно наступает на старый Гродно

Лишние помещения военные освободили в 2005 году, после чего они перешли городу. Образовался «гражданский» кусок земли площадью 26 га. Его границы простираются от снесённого «шанхая» до поворота у стадиона СШ № 37, где выросли три жилые «свечки». Однако некоторые помещения из «демилитаризованной» зоны военные используют до сих пор: например, гаражи с техникой ремонтного батальона и по сей день охраняются конвоем. До недавних пор медицинская рота «шестёрки» находилась у Лососянки рядом с «шанхаем», и солдатам, чтобы попасть в неё, приходилось идти от КПП не меньше километра.

Многие здания заняли арендаторы, а в других прописались бездомные

Сегодня 41 здание бывшего военного городка № 15 на Фолюше находится на балансе КУП по оказанию услуг «Гродненский центр недвижимости». Разумеется, многие из них пустуют, но в отдельных постройках прописались арендаторы.

В бывших казармах теперь чинят автомобили

Договоры аренды заключили 15 организаций: есть несколько СТО, полиграфия, изготовление мебели. В одном строении — пять арендаторов, но площади используются больше под склады. Помещение снимает приют защитников животных из организации «Преданное сердце», в старом спортзале обосновался приход православной церкви. При этом в договорах предусмотрели пункт, что арендаторы должны уехать отсюда, когда возникнет необходимость. Это сделано для того, чтобы эти здания оперативно снести. Арендаторов предупредят об этом за два месяца заранее.

В здании бывшего спортзала обосновался православный приход

Вход в православный приход

Остальные здания «предоставлены сами себе» и, с того момента, как их оставили военные, превращаются в развалины. Заколоченные окна и двери нисколько не смущают различных маргиналов и детвору, которые беспрепятственно срывают доски и фанеру. Многие здания так и стоят с открытыми или сорванными дверями. Чтобы обнаружить следы незваных гостей, иной раз необязательно заходить внутрь — бутылки и мусор разбросаны у самых окон и хорошо заметны с дороги.

Колючая проволока чтобы не лазили внутрь?

Сейчас эта «экзотика» может быть интересна разве что диггерам или любителям промышленного туризма. Вынести металл или какой другой скарб не получится — всё давным-давно украли. От хищений имущества уберегла бы охрана, однако нужны немалые деньги, чтобы её нанять.

Гостеприимство по-фолюшски

И если здания облюбовали бездомные и расхитители народного добра, то просторные поля между помещениями пришлись по душе жителям ближайших улиц Соломовой и Фолюша, которые выгуливают тут собак. На широких тротуарах любят гулять мамы с колясками.

Предупреждающая табличка для посторонних

Страшное настоящее бывшей медроты

«Вход в здание был открыт, поэтому мы свободно зашли внутрь. Нас встретил стойкий запах гнили и сырости. Межкомнатные двери сняты с петель и лежат прямо на полу. Со стен целыми пластами сползли обои, а их место заняли уродливые рисунки с надписями уличных «художников». Повсюду разбросаны кирпичи, пустые бутылки из-под пива, песок, пакетики от семечек. В ванной комнате раковины проржавели, засыпаны бумагой и мусором» — так описывали корреспонденты «Вечёрки» обстановку на Фолюше в 2012 году. С тех пор картина серьёзно изменилась — здания выглядят ещё хуже.

Бывшая медрота и плац, внутри уже кто-то поселился

Разрушенный фонтан между зданиями медроты — не работает уже много лет

Что будет на месте военного городка на Фолюше

Четыре длинных одноэтажных строения в нескольких метрах от Лососянки на современной карте обозначены как Фолюш, 12б/3-5. Когда-то здесь находилась медицинская рота бригады, здесь проходили медобследование и лечились солдаты. Тут были склады, своя кухня, лаборатории, кабинет зубного и многое другое. Чтобы попасть на приём к врачу, солдаты шли больше километра. Кстати, ровно год назад для бригады отстроили новое здание медроты, но уже на территории нынешней части.

На одной из стен зданий медроты — после 2005 года солдат тут, вероятно, нет

Министр обороны попросил солдат не залёживаться на больничной койке — на Фолюше открыли новое здание медицинской роты

Внутри зрелище не для слабонервных: разрисованные открытые входные двери, разбитые окна, горы мусора, разобранные доски пола, хрустящее стекло под ногами. Заметны следы пребывания человека — пустые пивные бутылки, окурки, мешки с вещами и характерные «лежанки». Такую картину можно увидеть в двух зданиях медроты ближе к реке. Они стоят подальше от остальной группы помещений, привлекая бездомных. Поляна между ними заросла деревцами, а листва не убиралась несколько лет. Старый фонтан замусорен, трубы сгнили.

Какая-то подсобка у медроты

Бывший гараж медроты. Теперь тут СТО

КПП гаража медроты — внутри мусор

Возле одного здания на верёвке сохнет бельё, рядом стоит автомобиль — вероятно, кто-то уже воспользовался заброшенным статусом помещения. Лучше всего сохранилось строение с черепицей под номером 12б/5 — оно использовалось как минимум до 2014 года, и его армейцы покинули в последнюю очередь, пока не появился новый медпункт.

Это здание медроты работало до последнего и сохранилось лучше всего

Пост медсестры. Видны старые фотообои и битое стекло

Стекла целые, а дверь открыта

За забором — баня. Нынче она принадлежит ОАО «Чайка», которое продаёт банный комплекс за более чем 100 тысяч рублей. На шиферной крыше до сих пор лежат солдатские мочалки — символ старой армейской традиции. К слову, в этом году бригада открыла новую баню.

Здание бывшей бани, принадлежащее ОАО «Чайка»

С тазиками, но без мочалок на крыше — на Фолюше открыли солдатскую баню (видео)

На месте казарм появится жилой квартал?

С непрошеными гостями Гродненский центр недвижимости борется с переменным успехом. Стоит заколотить дверные и оконные проёмы, как несколько дней спустя доступ в помещения снова открыт. Так и живут — от одного заколачивания до другого

— Безусловно, мы заинтересованы в том, чтобы в пустующие здания бывшего военного городка № 15 на Фолюше не попадали посторонние. Ещё 21 декабря 2018 года КУП заключило договор с УЖРЭП Октябрьского района города Гродно на оказание услуг по ремонту и ограничению доступа в эти здания. 12 марта мы направили в адрес УЖРЭП ходатайство, в котором просим в кратчайшие сроки заколотить окна и двери, — рассказали в КУП по оказанию услуг «Гродненский центр недвижимости».

В будущем пустующие здания будут снесены. На их месте может появиться жилищная застройка, как это произошло на месте бывших военных городков на Пролетарской и Щорса. Ранее мэр Гродно Мечислав Гой не исключал возможности строительства там многофункционального спортивного центра с игровыми залами, стадионом, комплексом плоскостных сооружений.

Жизнь на Фолюше продолжается

04.05.2015
В 1987 году правительством Советского Союза было принято решение о создании сети автомобильных дорог в Нечернозёмной зоне Российской Федерации. Для решения этой важной государственной задачи были созданы специальные воинские формирования в составе Центрального дорожно-строительного управления Министерства обороны Союза Советских Социалистических Республик (ЦДСУ МО СССР). Воины-дорожники должны были решать поставленные задачи, работая на технике, а квалифицированных специалистов не хватало. Наряду с другими частями для их подготовки и была создана в соответствии с директивой Министра обороны СССР от 1 июня 1988 года 307-я отдельная учебная дорожная бригада (307 оудбр) – войсковая часть № 32213. Бригада формировалась на базе 29-й танковой дивизии офицерами и прапорщиками Белорусского, Дальневосточного, Забайкальского, Одесского, Прибалтийского, Сибирского и Уральского военных округов, групп войск, а солдатами и сержантами – за счёт численности войск Белорусского и других военных округов.
Первым командиром бригады был назначен полковник Иван Константинович Шуппо. Командование бригады возглавили офицеры, имеющие большой служебный и жизненный опыт. Это заместитель командира бригады подполковник Михаил Александрович Малахов, начальник политического отдела полковник Виктор Евстафьевич Журов, начальник штаба подполковник Александр Петрович Кайгородов, заместитель командира по вооружению подполковник Игорь Григорьевич Доровин, заместитель командира по тылу полковник Иван Саввич Енин.
Бригада была сформирована в составе 7 учебных батальонов трехротного состава, батальона обеспечения учебного процесса, ремонтной роты, роты обеспечения, лазарета, редакции газеты «Воинская слава», типографии и клуба. Первыми командирами батальонов стали: подполковник Николай Гаврилович Краёв, подполковник Владимир Романович Гуральский, подполковник Александр Григорьевич Заморозный, майор Андрей Павлович Цыпин, майор Фёдор Фёдорович Шевченко, подполковник Александр Ильич Бушуев, майор Пётр Гаврилович Полищук. Это были опытные офицеры, имеющие большой практический и жизненный опыт. Весь жар своей души, все свои силы они направили на организацию учебного процесса, обучение и воспитание воинов.
В части велась подготовка специалистов по 23 специальностям. Это: командиры отделений инженерно-сапёрных, дорожных и землеройных машин, мостостроительных средств, лесозаготовительных и лесопильных, топогеодезических, механизации, ремонтных, а так же трактористы-бульдозеристы, трактористы-скреперисты, трактористы-экскаваторщики, сварщики, геодезисты, электрики и другие.
Первый набор личного состава в бригаду был произведён в мае-июне 1988 года, а уже в ноябре этого же года было подготовлено и распределено по частям 1867 специалистов. Причём вновь сформированная часть получила крепкую хорошую оценку. Большой вклад в это внесли: майор Белоусов Александр Юрьевич, майор Дудар Владимир Михайлович, майор Кузьмин Николай Иосифович, майор Мишуткин Александр Владимирович, майор Капшуль Александр Павлович, майор Гриб Анатолий Иванович, Гапанович Леонид Александрович и многие другие. Всего же за период с 1988 по 1991 год в части было подготовлено около 11 000 высококвалифицированных специалистов для ЦДСУ.
С первых дней существования бригады много усилий было приложено оборудованию в соответствии с требованиями общевоинских уставов казарменных помещений, жилого городка, созданию учебно-материальной базы.
Если в апреле 1988 года на месте военного городка стояло несколько запущенных казарм, то уже в 1990 году городок соответствовал самым строгим требованиям. В кратчайшие сроки был оборудован парк техники, учебный корпус, создан учебный центр. Подготовка специалистов проводилась в 16 полевых классах по общетехнической подготовке, 36 специализированных классах, на электротехническом городке для подготовки специалистов электростанций, на 3-х спортивных городках и 8 учебных полях для подготовки механиков-водителей дорожных машин. Большая заслуга в оборудовании военного городка, создании учебно-материальной базы принадлежала: подполковнику Осипову Анатолию Ивановичу, майору Юрченкову Павлу Владимировичу, старшим прапорщикам Бондарчуку Виктору Ивановичу, Григоряну Юрию Варужановичу, Королю Анатолию Владимировичу, Даниленко Сергею Фёдоровичу и многим другим офицерам и прапорщикам.
В 1991 году произошло разрушение многонационального советского государства. Сделав последний выпуск курсантов, в ноябре 1991 года, часть уже не получила молодого пополнения. Сложилась ситуация, когда бригада располагалась на территории суверенной Республики Беларусь, а подчинялась ЦДСУ Российской Федерации. Более года офицеры, прапорщики части прилагали усилия, что бы не допустить разрушения созданной материальной базы. В соответствии с постановлением Совета министров Республики Беларусь № 760 18 декабря 1992 года 307 учебная дорожная бригада была подчинена Управлению железнодорожных войск и преобразована в 307 учебно-производственную дорожно-строительную базу железнодорожных войск Республики Беларусь.
С мая 1993 года её возглавил полковник Луферов Виталий Иванович. В состав базы вошли: дорожно-строительный и учебный батальоны, ремонтная рота, рота обеспечения и рота обеспечения учебного процесса, а также одна из самых прославленных и старейших частей железнодорожных войск – 77-й Краснознаменный мостовой батальон.
Учебно-материальная база, классы и учебной центр переоборудовали для обеспечения подготовки специалистов для железнодорожных войск.
Число специальностей, по которым обучались курсанты, превысило 40. Воины базы активно включались в учебно-производственный процесс. Лида, Смолевичи, Ждановичи, Минск, Ясельда – вот далеко не полный перечень мест, где трудились солдаты с железнодорожными эмблемами на петлицах. Активно велась подготовка специалистов в учебном батальоне. Причём подготовка велась не только для частей железнодорожных, транспортных войск, но и для частей Министерства обороны и Комитета пограничных войск.
Успешно решались социальные вопросы. Одна из казарм была переоборудована под семейное общежитие, в декабре 1994 года заселён 60-квартирный жилой дом.
В марте 1995 года командиром части был назначен подполковник, ныне полковник, Пётр Петрович Литаш. Опытный офицер он понимал, что успешно поставленные задачи могут решать люди, у которых не болит голова за свой тыл. Со сдачей в эксплуатацию 65-квартирного жилого дома по улице Борисовца в части практически была решена жилищная проблема офицеров и прапорщиков. Большое внимание уделялось наведению порядка в военном городке, в расположениях подразделений. Но не забывали и о боевой подготовке.
Важной вехой в становлении базы и всех железнодорожных войск республики стали проведённые в октябре 1995 года на учебном центре «Лесище» показные учения. На них были продемонстрированы технические возможности, техника, стоящая на вооружении войск. За чёткими слаженными действиями воинов с интересом наблюдали министр обороны Республики Беларусь, представители Министерства транспорта и коммуникаций, других министерств и ведомств, руководства города Слуцка и Минской области. Подобные учения затем проводились в 1997 году.
В 2001 году военнослужащие части приняли участие в учениях «Неман-2001». Действия военнослужащих по наведению наплавного железнодорожного моста через реку Неман были высоко оценены Президентом Республики Беларусь Александром Григорьевичем Лукашенко.
В этот период бригада устанавливает тесные дружеские связи с подразделениями дорожных и железнодорожных войск Российской Федерации и Украины, с учебной бригадой дорожных войск Республики Болгария. Делегация соединения участвует в праздновании юбилея Львовской железнодорожной бригады. В 1997 году делегация части посетила с ответным визитом учебную бригаду дорожных войск Республики Болгария, Санкт-Петербурский военно-транспортный университет железнодорожных войск и военных сообщений.
С 1999 года в состав соединения вошёл 71-й отдельный путевой железнодорожный батальон (опждб) с местом дислокации в городе Жлобине.
В этот период военнослужащие части выполняли задачи по демаркации государственной границы с Литовской Республикой, строительству подъездных путей к заводу МАЗ, реконструкции трамвайных путей в городах Минске и Витебске.
В октябре 2001 года соединение возглавил подполковник, затем полковник, Юрий Ахметович Сото-Оглы. Участник ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции, опытный офицер, он хорошо понимал какие требования предъявляет современная жизнь к воину-железнодорожнику. Основное внимание в своей деятельности Юрий Ахметович уделял боевой подготовке. Его трудно было застать в кабинете. Практически все время он находился на полигоне, на объектах учебно-практических занятий.
В феврале 2002 года командиром соединения был назначен подполковник Даньков Сергей Викторович.
Ответственным выдался для части 2003 год. В мае бригаде было вручено Боевое Знамя нового образца. В этом же году большой объем работ был выполнен при строительстве хранилищ техники, складских помещений для техники и имущества длительного хранения.
Наряду с этим воины соединения продолжали выполнять учебно-практические задачи в Минске, Барановичах, Волковыске и на других объектах.
Серьёзным испытанием для военнослужащих части стали учения «Рубеж-2003», проведённые на учебном центре «Лесище». За чёткими действиями военнослужащих части по наведению наплавного железнодорожного моста и пропуске по нему железнодорожного подвижного состава и колонны с техникой наблюдали Начальник генерального штаба генерал-лейтенант Гурулев Сергей Петрович, представители железнодорожных войск России, министерств и ведомств Республики Беларусь, местных органов исполнительной власти. Все они отметили высокую выучку наших военнослужащих.
В дальнейшем бригадой командовали полковник Александр Сергеевич Будько и полковник Юрий Николаевич Шаплавский. В этот период была проведена большая работа по совершенствованию жизни и быта военнослужащих. Были отремонтированы все казарменные помещения, медицинский пункт части, солдатская столовая. Военнослужащие соединения включились в выполнение государственных программ: «Торф», «Дороги Беларуси, мосты», «Развитие лесного хозяйства».
В 2011 году на основании директивы Министерства обороны была проведена реорганизация путём соединения 30‑й и 307‑й отдельных железнодорожных бригад. 307-я бригада прекратила своё существование на 24-ом году, а личный состав, практически в полном составе, влился в состав другого соединения. Тогда же 30‑я ождбр передислоцировалась в город Слуцк, где и находится по сегодняшний день.
30‑я Краснознаменная отдельная железнодорожная бригада была сформирована в начале Великой Отечественной войны 14 июля 1941 года в городе Мичуринске Тамбовской области. Её боевому пути мы посвятим отдельную страницу.
На протяжении всех лет существования соединения офицеры и прапорщики считали своей главной своей задачей воспитать настоящего гражданина – патриота своей Родины, подготовить и обучить высококлассного специалиста. Обустройство Кургана славы, реконструкция «Линии Сталина», строительство памятника воинам-танкистам, проведение военно-спортивной игры «Зарница», участие в парадах, посвящённых Дню независимости, Дню Победы, реконструкция мемориала жертвам фашизма на городском кладбище, возведение памятника жертвам фашизма на территории части – вот далеко не полный перечень мероприятий, в которых приняли самое активное участие военнослужащие бригады.

В ч 83796

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *