Парковка у дома правила

Вспомните, сколько раз, возвращаясь домой с работы и обходя вплотную припаркованные во дворе машины, вы про себя со злостью говорили: «Понаставляют – ни пройти, ни проехать». Или сколько раз бросали свой автомобиль на обочине во втором ряду, думая, что «мне все равно в шесть утра уезжать, вряд ли кому-то помешает». А как махали рукой на предложения покупки/аренды паркоместа, потому что «стоит все деньги мира».

Так вот, такие мысли наверняка посещали и водителей, чьи машины были припаркованы в Одессе возле колледжа экономики, права и гостинично-ресторанного бизнеса, где при пожаре погибли три человека, 30 находятся в больницах и 13 еще считаются пропавшими без вести. Как эти два события связаны? Да очень просто. Значительное количество припаркованных автомобилей возле здания колледжа мешало проведению оперативного развертывания техники для спасения людей и тушения пожара.

О том, что нужно знать в теории о парковке автомобилей в жилых дворах, чтобы никогда не допустить страшных событий на практике, – читайте ниже ⬇⬇⬇.

Правила парковки в Украине четко и ясно изложены в Правилах дорожного движения, п. 15 «Остановки и стоянка”. Мы остановимся на самых актуальных вопросах «дворовой парковки».

Правила дорожного движения и парковка во дворах

Парковаться нельзя прежде всего там, где нельзя останавливаться:

  • в узких местах (для проезда другого автомобиля нужно оставить 3,0 м);
  • на левой стороне дороги с разделительной полосой (бульваром) посередине;
  • на трамвайных путях;
  • вторым рядом вдоль уже запаркованных машин;
  • на газонах;
  • на остановках общественного транспорта;
  • нельзя останавливаться на эстакадах, мостах, путепроводах и под ними, а также в тоннелях и на ж/д переездах.

112.ua 112.ua 112.ua

Первое. Начнем с наиболее частого – парковка на газонах. Согласно правилам дорожного движения (дальше – ПДД) – пункт 15.10, подпункт є, – стоянка на газонах запрещена.

Газон, согласно общим положения ПДД, – это участок с однородным покрытием, созданный искусственно путем высаживания или засеивания. Другими словами, если домовладельцы возле своего парадного входа высадят цветы, травы или другие облагораживающие растения, то этот участок можно считать газоном, но если возле дороги или во дворе все заросло неоднородной травой без участия человека, то газоном это назвать нельзя.

Второе. Стоянка не разрешается на тротуарах (кроме мест, обозначенных соответствующими дорожными знаками, установленными с табличками).

Третье. Стоянка запрещена на тротуарах, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов, которые могут быть поставлены на краю тротуаров, где для движения пешеходов остается не менее двух метров (!).

Новости по теме: Операция «Эвакуация»: Как в Киеве борются с нарушителями правил парковки

Четвертое. Стоянка запрещена в местах, где стоящее транспортное средство сделает невозможным движение других транспортных средств или создаст препятствие для движения пешеходов.

Именно этот пункт из ПДД (15.10, подпункт д) защищает нормы, согласно которым стихийная парковка недопустима в жилых кварталах.

Мусоровозы, которые вывозят по утрам мусор, грузовики, владельцы крупного транспорта – все они терпят неудобства при нарушении этого правила. Но самое страшное, что вплотную припаркованные авто зачастую не дают возможности проехать машинам скорой помощи и пожарным (как, к сожалению, это уже случилось (!) в Одессе).

Пятое. Парковка запрещена ближе 5 метров от контейнерных площадок и/или контейнеров для сбора бытовых отходов, место размещения или обустройство которых отвечает требованиям законодательства.

Какие штрафы за неправильную парковку?

С 27 сентября 2018 года согласно ст. 122.1 КоАП Украины штраф за нарушение правил парковки, в том числе стоянки и остановки в неположенном месте, составляет 255 грн на первый раз и 680 грн в случае повторения нарушения в течение года.

Если неправильно запаркованный автомобиль мешает движению других машин или пешеходов, то его накажут строже — 510 грн.

Если нарушение правил парковки повлекло за собой создание аварийной ситуации, то вдобавок к штрафу водителю грозит лишение прав на срок от шести месяцев до года.

Как наказать «героя парковки»?

Запоминаем три простых шага:

  1. Составление акта. Чтобы привлечь недобросовестного водителя к ответственности, нужно доказать, что он сознательно и систематически проявляет неуважение к обществу. Первый факт доказывается фотографиями нарушений в разные дни, второе — актами, составленными в свободной форме и с подписью соседей.
  2. С соответствующим заявлением обратитесь в полицию.
  3. Далее — подавайте исковое заявление в суд на возмещение морального и материального ущерба. Главным доказательством является уже упомянутый админпротокол, копию которого нужно получить у участкового.

Если вы житель столицы, то вам еще проще привлечь нарушителя к ответственности.

Киевляне имеют возможность оставлять информацию о нарушениях парковки через контакт-центр по номеру 15-51. Кроме того, можно позвонить в полицию на номер 102 и по телефону: 0-800-300-516 (справочная служба КП «Киевтранспарксервис»).

Отметим, что только за восемь месяцев 2019 года в Киеве эвакуировали 274 автомобиля нарушителей правил дорожного движения.

Эвакуация одного транспортного средства на штрафплощадку стоит от 720 до 1020 грн (зависит от класса авто, его веса). За каждые сутки хранения (до 7 суток) водителю придется заплатить 144 грн, после недели пребывания авто – 24 грн за сутки.

Известно, что дворы многоквартирных домов практически во всех крупных городах уже несколько лет как закрыты для автотранспорта посторонних граждан. В отличие от машин жильцов, которым можно и заезжать, и оставлять под окнами своих квартир свои машины.

Когда дворы стали массово закрывать от посторонних машин, у многих возникла надежда, что теперь у прописанных в доме граждан никаких споров и конфликтов во дворах с транспортом возникать не должно.

Однако надежды быстро развеялись. Вместо одних проблем возникли другие. Теперь конфликтовать по поводу парковок жильцы начали друг с другом.

В нашем случае, случилось вот что — дама, по мнению соседей-автовладельцев, неправильно парковалась во дворе. Поэтому они постановили: запретить даме вообще въезжать во двор. Именно такое решение приняло общее собрание автовладельцев многоквартирного дома. В ответ автоледи отправилась в суд и потребовала обеспечить ей беспрепятственный проезд.

В суде выяснилось, что шлагбаум на въезде во двор дома установили законно. Во дворе есть автостоянка. Чтобы получить там место, автовладелец должен подать в ЖСК заявление, приложить копию документов на машину, оплатить взносы на оборудование парковочных мест, получить пропуск на въезд и брелок к шлагбауму. Кому можно въезжать во двор и парковаться, а кому — нет, решало общее собрание автовладельцев дома.

Правовые тонкости организации парковок эксперты «РГ» разъясняют в рубрике «Юрконсультация»

Наша истица имеет на законных основаниях квартиру в этом доме, прописана и живет там вместе со своей семьей. Ей, как и всем остальным, выдали заветный брелок и показали место, для машины. А через два года соседи на собрании же приняли решение лишить даму места на парковке внутри двора. Причину записали в протоколе так :»за нарушение правил парковки и правил въезда». А еще постановили отобрать у соседки брелок и вернуть ей взнос на парковку. Лишенная брелока дама отправилась в суд.

Первый суд она проиграла. В его решении сказано, что «доказательств препятствия ответчиком в доступе к принадлежащему истице жилищу не представлено. А ограничение пользования парковкой установлено решением общего собрания автовладельцев». Апелляция с таким вердиктом согласилась. А вот Верховный суд РФ — нет. По его мнению, вывод коллег «не соответствует требованиям закона».

Вот аргументы Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ. Сначала Верховный суд процитировал Гражданский кодекс (статья 262) — человек имеет право свободно ходить по государственной и муниципальной земле, если там нет никаких, прописанных в законе ограничений. И, хотя земля под этим многоквартирным домом не оформлялась в собственность ЖСК, в любом случае по закону, граждане имеют право требовать «устранения нарушений своих прав».

Потом высокий суд перешел на Жилищный кодекс и процитировал сразу несколько его статей. В частности, в 37-й статье говорится, что запрещено выделять в натуре доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме. И общий вывод — собственнику квартиры в доме принадлежит «безусловное и неотчуждаемое» право на пользование общим имуществом в доме. И дополнение к сказанному — «любые способы ограничения или лишение собственника помещения такого права действующим законодательством не предусмотрено».

Фактов, что истице препятствовали в желании въехать во двор, у суда было множество. Начиная с выписки из протокола — исключить нарушительницу парковки права въезжать во двор — до возврата ей денег на благоустройство парковки. Истице эту сумму перечислили на лицевой счет.

Верховный суд подчеркнул, что не учел районный суд, который отказал гражданке. Первая инстанция сослалась на постановление правительства города и общее собрание жильцов, в которых говорится о правилах въезда и парковки во дворе. На это Верховный суд заметил, что в этом постановлении правительства города ничего не сказано о порядке создания и использования парковочных мест на придомовой территории как и о «наложении каких-либо ограничений права» истицы, как собственника помещения в этом доме, и на пользование придомовой территорией.

Собственнику квартиры принадлежит «безусловное и неотчуждаемое» право на пользование общим имуществом в доме. В том числе — местом для парковки

Еще один любопытный момент — право истицы на беспрепятственный въезд в свой двор закреплено в протоколе общего собрания жильцов. Лишало же гражданку права парковки собрание автовладельцев дома. Местный суд почему-то на это не обратил внимание и согласился с ограничением прав собственницы. Верховный суд поэтому напомнил про свой пленум (№ 25 от 23 июня 2015 года). Там разъяснялось, что понимается под решением собрания граждан — это решение гражданско-правового сообщества, то есть «определенной группы лиц, наделенных полномочиями принимать на собраниях решения». Из всех перечисленных норм Верховный суд делает такой вывод. Одним из обязательных условий признания решения собрания основанием возникновения или прекращения гражданских прав и обязанностей является наличие в законе указания на гражданско-правовые последствия для всех, кого касается собрание. Есть перечень органов управления кооператива. Он приведен в Жилищном кодексе и считается исчерпывающим. Никакого общего собрания автовладельцев в этом перечне не значится. Поэтому решение такого собрания не может иметь никаких гражданско-правовых последствий для жильца, и оно не предусмотрено законом.

Верховный суд велел местным судам пересмотреть спор с учетом своих разъяснений. 

Парковочные войны вносят раздор в отношения между соседями по всей стране. Наши города проектировались под гораздо меньшее количество автомобилей, чем есть сейчас. Итог – заставленные машинами дворы, газоны и детские площадки. Выход есть: государство предлагает способ, как оформить стоянку на придомовой территории, угодив всем.

Гостевая и постоянная парковка

Свод правил в области градостроения устанавливает рекомендуемое число парковочных мест при строительстве новых домов. С учетом того, что на 1000 жителей приходится около 343 личных автомобилей (на самом деле больше), застройщик должен предусмотреть размещение автомобилей 25% из них.

Однако нормы являются рекомендуемые, и многие застройщики их игнорируют. Обычно под парковку отдают большую часть двора новостройки, но в дорогих проектах предусматривается подземный паркинг.

Но что делать жителям старых домов, которые построены до начала всеобщей автомобилизации? А если застройщик никак не выделил парковочные места во дворе?

Вообще проблема автомобилизации не имеет однозначного решения. Минимальная площадь парковки на 1 автомобиль – 11,5 квадратных метров, а если в доме проживает 1000 человек, нужно где-то найти почти 4000 квадратных метров. Для понимания, это кусок земли 10 x 40 метров (если ставить машины в 2 ряда, плюс еще проезд нужен). Учитывая, что двор обычно общий для нескольких домов, а жильцов там гораздо больше тысячи, парковка превращается в нерешаемую проблему.

Но даже если такой кусок земли на придомовой территории найдется, его нужно оформить именно как парковку, что не так просто и не дешево.

Места для временной стоянки автомобилей во дворе считаются гостевой парковкой, а жильцы дома должны оставлять свои автомобили на специально отведенных для этого территориях. Такое весьма неоднозначное решение принял недавно Верховный суд.

Естественно, что на сегодняшний день никто не будет проверять, живет ли владелец оставленного авто в этом доме или приехал в гости. Но в будущем проблема может стать более серьезной. Например, в Москве на 5 миллионов зарегистрированных автомобилей приходится 200 тысяч машиномест и гаражей.

Оставить автомобиль на придомовой территории можно в 3 местах:

  • на гостевой парковке (по сути, это любое место во дворе, которое не мешает его жителям, не находится на газоне и не перекрывает въезд-выезд);
  • на постоянной парковке (это уже оформленная по всем правилам и размеченная зона);
  • на собственном машиноместе или в гараже.

Гостевая парковка – это те 1-2 «кармана» во дворе, которых всегда недостаточно. Как оказалось, ставить там авто на ночь нельзя, но это никого не останавливает.

Об оформлении постоянной парковки пойдет речь дальше. Она должна соответствовать СанПиН, быть оформленной по всем правилам, иметь соответствующее покрытие и разметку.

На гостевой и постоянной парковке нельзя «закрепить» за собой какое-то место, разве что в устной договоренности между жильцами. Но если оно будет оформлено уже как машиноместо, претензий к его владельцу точно не возникнет.

В большинстве случаев жители дома не против организовать постоянную парковку. Это дает массу преимуществ – можно установить шлагбаум и не пускать «чужих», можно брать деньги за парковку и т.д.

Оформляем постоянную парковку

Требования к участку

Выделение на придомовой территории постоянной парковке позволяет жильцам беспрепятственно ставить там свои автомобили и запрещать въезд для посторонних. Особенно это актуально в городах с платной парковкой на улицах.

Но согласно Своду правил 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» к постоянным парковкам выдвигаются определенные требования. Основное касается расстояния до домов и социальных объектов:

  • от жилых домов – от 10 метров (если мест для машин 10 или меньше); от 15 метров (если мест до 50); от 25 метров (если мест до 100); от 35 метров (если мест до 300); от 50 метров (если мест планируется более 300);
  • если это торец жилого дома без окон – от 10 метров (если мест для машин 50 или меньше); от 15 метров (если мест до 100); от 25 метров (если мест до 300).
  • для общественных зданий, образовательных учреждений и больниц автостоянки нужно отодвигать еще дальше;
  • открытые стоянки, рассчитанные более чем на 300 мест, можно размещать только за пределами жилой зоны.

Такие требования нужны, чтобы в случае чрезвычайной ситуации к дому могла беспрепятственно подъехать специальная техника.

Есть требования и к самим местам для стоянки автомобилей:

  • как минимум 10% мест должны предназначаться для водителей-инвалидам;
  • минимальные размеры одного места: 5 метров в длину и 2,3 метра в ширину (если водитель передвигается в инвалидной коляске, ширина увеличивается до 3,5 метров);
  • проезд должен быть шириной минимум 6 метров;
  • если многоквартирный дом выше 28 метров, на стоянке должно быть минимум 2 выезда;
  • для стоянок более чем на 100 мест, отдельные требования есть по дорожному покрытию.

Прежде чем приступать к организации постоянной парковки во дворе, нужно понять, есть ли на придомовой территории подходящий участок. Если двор небольшой и земли свободной нет, можно не начинать сложную процедуру, потому что проект не будет одобрен.

Процедура организации

Выделить зону для парковки во дворе не так прост, так как это требует согласия жильцов дома с одной стороны, и наличия определенных документов с другой.

Если разбить весь процесс по этапам, получится следующее:

Этап 1. Нужно удостовериться, что придомовая территория (земельный участок, на котором находится дом, двор и часть прилегающей территории) выделен в кадастре и оформлен в общую долевую собственность жителей многоквартирного дома.

В случае, если земельный участок не выделен и относится к территории муниципального образования, процесс усложняется – нужно обращаться к кадастровому инженеру и в Росреестр. Об этом будет дальше.

Этап 2. Оформив придомовую территорию в общую долевую собственность (или если она была ранее уже оформлена), можно организовать общее собрание жильцов дома. Главное, чтобы за организацию парковки проголосовали более 2/3 жителей дома. Обычно за парковку голосуют те, у кого есть автомобили. Соответственно, в доме с преобладанием пенсионеров среди жильцов получить согласие будет трудно.

По результатам собрания составляется протокол. Собрание можно провести заочно, тогда это должно быть указано в протоколе собрания. Протокол подается в местную администрацию с остальными документами, поэтому должен быть заполнен по всем правилам.

Этап 3. Получив согласие жильцов, можно обращаться в проектную организацию для составления проекта. Проект должен включать в себя определенные элементы:

  • схема земельного участка со стоянкой;
  • схема движения транспорта;
  • параметры покрытия;
  • места, отведенные для въезда специального транспорта;
  • дорожная разметка и знаки.

Самостоятельно составить проект не выйдет, так как к ним выдвигается множество требований. Это не эскиз двора (как в программе «Комфортная городская среда»), а вполне официальный документ.

Этап 4. Получив проект, его нужно согласовать с противопожарной службой и ГИБДД. Дополнительно можно заручиться поддержкой муниципального органа в сфере архитектуры и градостроительства. Это необязательно, но в спорной ситуации даст преимущество.

Этап 5. Имея протокол (скачать образец ) общего собрания жильцов дома (где есть согласие большинства), справку о составе придомовой территории (выдается в Росреестре), документы от отдела архитектуры и ГИБДД, а также сам проект, нужно обратиться в отдел по земельным ресурсам в администрации муниципального образования.

Земельные ресурсы должны рассмотреть заявление о выделении участка для организации стоянки в течение 30 дней, но иногда срок увеличивается (особенно если на участке есть элементы благоустройства). Часто заявление возвращают, указывая на ошибки в протоколе или заявлении.

Этап 6. Получив одобрение отдела земельных ресурсов, можно начинать строительные работы – обустройство стоянки. Действовать нужно строго по проекту, а контроль за работами можно поручить управляющей компании. На это тоже придется собирать деньги с жильцов.

После окончания работ парковкой можно пользоваться. Если кто-то из жильцов был против обустройства стоянки и не сдавал на это деньги, ему все равно не могут запретить ею пользоваться.

Межевание придомовой территории

Самый первый этап оформления стоянки – оформление земельного участка в общую долевую собственность жильцов дома. Скорее всего, окажется, что участок все еще относится к муниципальному образованию.

Процесс оформления участка тоже начинается с общего собрания собственников:

  • собрать общее собрание собственников (можно привлечь к этому управляющую компанию). Главное – собрать голоса большинства жильцов. Также нужен протокол собрания, которым жители проголосовали за формирование земельного участка и постановку его на кадастровый учет;
  • обратиться в местную администрацию, в отдел земельных ресурсов или муниципального имущества (везде называется по-разному) с заявлением о выделении земельного участка. Делает это человек, которого выбрали для этого на собрании;
  • чиновники администрации на основании заявления и протокола собрания жильцов готовят постановление об утверждении схемы земельного участка в кадастре;
  • далее нужно обратиться к кадастровому инженеру. Это чаще всего частная фирма или отдельный специалист. Его услуги будут платными. Инженер готовит межевой план участка (на компакт-диске);
  • имея решение местной администрации о выделении участка, протокол собрания жильцов дома, правоустанавливающие документы жильцов на их квартиры, квитанцию об уплате госпошлины и межевой план участка, можно обращаться в Росреестр, который проведет регистрацию права собственности.

Зарегистрировав земельный участок, все жители дома становятся его собственниками. Плюсы – можно огородить двор и поставить шлагбаум, минусы – придется платить налог на землю.

Сделать ли ее платной?

Оформив придомовую территорию в общую долевую собственность и выделив на ней парковку, жильцы дома могут распоряжаться ею по своему усмотрению. Так как все жильцы имеют равные права на объект общей долевой собственности, запретить кому-то ставить там автомобиль нельзя. Нельзя «захватывать» отдельные места и требовать от соседа покинуть место – это будет незаконно.

Скорее всего, оформленной и построенной парковки все равно не хватит на всех. Обычно жильцы сами решают, как ставить машины – договариваются между собой, или устанавливают правило «кто первый – того и место».

Более цивилизованный подход – сделать парковку платной. Кажется, что это абсурд, ведь земля под ней принадлежит жильцам дома. Но автомобили есть не у всех, а право на землю – у всех. Поэтому введение платы за парковку во дворе рассматривают не только как способ заработать, но и как способ решить вопрос приоритетности.

Стоянка может быть платной для жителей других домов, а деньги пойдут на счет ТСЖ. Так же и с платой для «своих», собранных денег хватит на то, чтобы поддерживать чистоту и порядок на стоянке.

Кстати, если придомовая территория не передана в собственность жильцов дома, регион или город вправе организовать там платную парковку (учитывая мнение жильцов). Правда, тогда деньги пойдут в бюджет муниципального образования.

Поэтому лучше всего оформить земельный участок в собственность жильцов дома. Даже если на нем еще нет отдельной стоянки, это поможет хотя бы не платить городу за парковку в собственном же дворе.

Как выделить свое личное место

Даже создав постоянную стоянку во дворе по всем правилам, выделить на ней личные места конкретным собственникам нельзя, ведь земля принадлежит всем в равной степени.

С другой стороны, законодательство с 2017 года выделяет машиноместа как полноценные объекты недвижимости. Сделано это было для владельцев мест в крытых и подземных паркингах, которые до этого тоже довольствовались только долевой собственностью.

Теоретически выделить себе личное место во дворе возможно. Для этого нужно «всего лишь» получить согласие 2/3 собственников квартир на общем собрании. Понятно, что вряд ли кто-то за это проголосует, ведь после этого участок перейдет из общей собственности в частную и будет стоить уже сотни тысяч рублей.

Но если каким-то образом одному человеку удалось оформить в собственность машиноместо (например, дом небольшой и мест хватило всем, или он заплатил остальным жильцам), то машиноместо становится полноценным объектом недвижимости – с кадастровым номером и начислением налога на недвижимость.

Порядок оформления такой же, как и в других случаях: получить протокол собрания жильцов, где 2/3 проголосовали за такое решение, подать заявление в местную администрацию, оплатить услуги кадастрового инженера, госпошлину и подать заявление в Росреестр.

На собственном машиноместе можно устанавливать любые средства защиты вроде блокираторов – это частная территория и никто не запретит владельцу этого.

Цена вопроса

Стоимость оформления стоянки во дворе дома варьируется в зависимости от разных факторов:

  • выделен ли участок под домом в общую долевую собственность;
  • на сколько автомобилей будет рассчитана парковка;
  • какой на участке грунт, перепад высот, желаемое покрытие, и т.д.

Первое, на что скорее всего придется потратиться жильцам, это выделение придомовой территории в собственность жильцов. Формально на это должен выделять деньги местный бюджет. В отдельных случаях в бюджет муниципального образования закладываются деньги на определенное количество дворов на год. Тогда бесплатно выделят землю тем домам, представители которых первыми обратятся за этим.

Если же получить услугу за счет государства не получилось или нет желания ждать этого, межевой план можно заказать за деньги. Обойдется это в 10-30 тысяч рублей в зависимости от параметров участка и займет от 1,5 до 4 месяцев.

Госпошлина за услугу оформления долевой собственности на участок составляет 200 рублей.

Следующие затраты – на составление проекта. Здесь все тоже зависит от сложности земельного участка и его местоположения. Ориентировочные суммы – от 50 до 200 рублей за квадратный метр. Учитывая, что парковка на 20 мест – это более 500 квадратных метров (места для машин плюс проезд), стоимость составит от 25 до 100 тысяч рублей.

Дорого обойдутся и строительные работы. Строительные фирмы предлагают такие ориентировочные расценки:

  • самый дешевый вариант, асфальтовая крошка на готовое основание – 200 рублей за квадратный метр;
  • геотекстиль, песок, щебень и асфальт – 1300 рублей за квадратный метр;
  • щебень и асфальтовое покрытие – 1000 рублей за квадратный метр.

Теперь посчитаем стоимость усредненной парковки на 20 мест площадью 510 квадратных метров:

  • межевание – 10 000 рублей плюс 200 рублей госпошлина;
  • проектирование: 100 рублей за метр, итого 51 000 рублей;
  • строительство: 1000 рублей за метр, итого 510 000 рублей.

Итого выйдет 571 200 рублей, или 28 560 рублей за одно парковочное место. Это гораздо дешевле, чем место в крытом или подземном паркинге. В реальности будет чуть дороже: хорошо бы заплатить тому, кто будет заниматься документами и контролировать весь процесс.

В наше время отлично процветает авторынок. Все больше машин появляются на дорогах. Обычно, во дворах, где все соседи друг друга знают, парковочные места определяются на словах.

Но ведь бывает и такое, что, приехав после работы домой, все парковочные места заняты. А на месте, где обычно оставляет машину человек, стоит другой, совсем незнакомый автомобиль.

По этой причине актуальным становится вопрос: можно ли приватизировать парковочное место?

Общие сведения

Для начала следует понять, что означают слова «парковочное место» и «приватизация».

Парковочное место — это специальное отведенное место, где по законодательству можно оставлять автомобиль. Это понятие содержится в законе № 218-ФЗ.

Приватизация же, это передача чего-то в собственность. Приватизировав парковочное место, человек становится его собственником.

Придомовая территория

Придомовая территория — это задокументированный земельный участок, площадь которого записана в кадастровом паспорте.

Он расположен вокруг жилого дома. Участок является собственностью всех жильцов многоквартирного дома.

Такая территория обычно состоит из:

  • самого многоэтажного дома;
  • элементов природы (клумбы, огороды);
  • площадок для детей;
  • спортивной площадки;
  • парковочных мест;
  • многих других объектов.

Размеры такой территории определяются на основе нескольких факторов: плотность застройки, количество этажей и наличие общественных дорог.

Законодательство

Не так давно в законодательстве Российской Федерации парковочные места стали отражаться в недвижимости, как самостоятельные объекты.

Так, в Федеральном законе № 218-ФЗ говориться, что граждане имеют возможность приватизировать парковочное место.

В законе под № 1544-1 сказано, что переоформление прав на жилье не имеет никакого отношения к приватизации парковочного места.

Небольшое влияние на эту процедуру имеет Жилищный Кодекс Российской Федерации. Он же определяет использование территории у дома.

Приватизация парковочного места

Приватизация парковочного места осуществляется на безвозмездной основе в случае, если владелец жилого помещения сможет подтвердить право на часть имущественных активов здания.

Если квартира в доме приобретена с помощью купли-продажи, ее собственник уже является фактическим владельцем парковочного места (если она числится в документах на балансе самого многоквартирного дома).

Оформить на себя парковочное место может любой: как собственники квартиры, так и группа граждан, живущих в одном подъезде.

Минусом приватизации места для стоянки машины в том, что за нее тоже придется платить налоги.

Для того, чтобы переоформить права на парковочное место, оно должно быть ограждено от соседних мест путем специальной ограды или другими специальными элементами.

Приватизация парковочного места во дворе закрепляет право собственности в случае, если само место для стоянки автомобиля соответствует требованиям законодательства по ширине и длине, где:

  • минимальный размер составляет 5,3х2,5 метра;
  • максимальный размер составляет 6,2х3,6 метра.

Если все правила соблюдены, преград для переоформления в собственность не будет.

Во дворе у дома

Если во дворе дома нет ещё парковки, то ее следует организовать.

Перед этим нужно знать следующие меры, которые установлены в законодательных актах:

  • общая стоянка для автомобилей должна строиться на расстоянии не менее 10 метрах от окон жилого здания;
  • если парковка вмещает в себя 10 автомобилей – расстояние должно быть не меньше 15 м;
  • если на 50 машин – минимум 50 метров;
  • от 100 до 300 автомобилей – нужно составлять проектную документацию;
  • если многоквартирный дом имеет высоту 28 метров, у стоянки должно быть 2 выезда;
  • автостоянка должна располагаться на расстоянии 50 метров от многоквартирных домов.

Стоянка автомобилей не должна заграждать проход пешеходам и другим транспортным средствам.

Участие несовершеннолетних детей в приватизации квартиры является обязательным.

Возможна ли приватизация квартиры без прописки? Смотрите .

Порядок оформления

Для того, чтобы оформить парковочное место и перейти в его непосредственное владение, необходимо:

  • поставить этот земельный участок на учет в Росреестре;
  • определить площадь;
  • зарегистрировать участок в право собственности.

Для этого нужно обратиться к властям за соответствующим разрешением.

Получение разрешения

Оформление разрешения на переоформление парковочного места придомовой территории регулируется:

  • Жилищным кодексом;
  • Земельным кодексом.

Оформить земельный участок такого плана можно только после сдачи дома и определения границ участка. Тут задействуются местные органы власти, которые используют информацию из кадастрового учета и сведения из планов и регламентов.

В случае, когда оформляемый участок земли противоречит информации в документах, необходимо будет сменить вид использования и назначения земельного надела.

Документы

По закону Российской Федерации, в 2020 году, для того чтобы приватизировать парковочное место, нужно предоставить следующие документы:

  • документы, определяющие площадь придомовой территории;
  • все бумаги, подготовленные инженером;
  • документы, предоставляющие право на жилую площадь в доме;
  • задокументированная бумага на передачу земли в собственность владельцам жилых помещений.

Однако, всем желающим получить право на собственность в виде парковочного места лучше обратиться к высококвалифицированным юристам, которые могут составить пакет документов более подробно и объяснить саму процедуру оформления.

Образец заявления на приватизацию участка .

Согласование с другими жильцами

Когда возникает спор об установления границ парковочного места, нужно будет составить акт разногласий. Он составляется во время работы кадастрового инженера или в судебных органах.

При отсутствии споров, вся процедура будет заключаться в распределения мест между владельцами общей парковки.

Сколько будет стоить?

На определенных этапах приватизации нужно будет оплатить получение необходимых справок, а сама приватизация бесплатна.

ПДД на парковке

По правилам дорожного движения водитель на парковке обязан придерживаться следующих норм:

  • использовать поворотники при маневрировании на парковке;
  • запрещается стоять на парковке с работающим двигателем более 5-ти минут;
  • запрещается вставать на парковочное место инвалидов, если водитель таким не является;
  • запрещено парковать транспортное средство свыше 3,5 тонн, если на стоянке не отведено специальное место для многогабаритных автомобилей;
  • запрещается оставлять машины на расстоянии менее 5 метров от мусорных контейнеров;
  • запрещено ставить машину у подъезда, тем самым загораживая выход пешеходов.

В случае, когда парковочные места мешают окружающим людям, а также при нарушении правил, можно обратиться в следующие органы:

  • в администрацию города;
  • пожарные службы;
  • судебные органы;
  • СЭС;
  • отделения полиции.

Цена приватизации земли под частным домом определяется действующим законодательством.

Какой порядок проведения приватизации? Информация .

Интересует судебная практика по приватизации комнат в общежитии? Подробности в этой статье.

Нарушения правил на парковке грозит наказанием в виде штрафов, которые установлены следующим образом:

  • за превышение скорости передвижения на автомобиле в зоне жилых домов – 500 рублей или лишение прав на 1 год;
  • штраф за припаркованный автомобиль рядом с мусорными баками – от 2000 до 5000 рублей;
  • штраф за стоянку на месте пешеходной зоны – 2000 рублей.

За некоторые нарушения правил дорожного движения наказания более суровые.

Парковка у дома правила

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *