Что содержит градостроительный план земельного участка?

Новый облик ГПЗУ

Ранее в числе обязательных документов, необходимых для получения разрешения на строительство новых объектов и реконструкцию существующих капитальных построек, являлся градостроительный план земельного участка (ГПЗУ).

С 3 августа 2018 года значение ГПЗУ для этой задачи аннулировано федеральным законом № 340-ФЗ. В соответствии с ним, в Градкодекс РФ и в ряд федеральных законов внесены изменения:

  • ликвидированы части 9-9.2 статьи 51 ГК РФ о выдаче разрешений на строительство на участках:
    • ИЖС
    • ЛПХ
    • садово-дачных участков граждан

Причина такого положения дел – изменение в порядке застройки участков. Он стал регулироваться новой статьёй 51.1 ГК РФ. В ней говорится:

  1. перед началом строительства/реконструкции индивидуального жилого или садового дома застройщик должен подать в уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве или реконструкции
  2. по завершении – уведомление о вводе объекта в эксплуатацию

С упрощённым порядком возведения/реконструкции жилых домов можно узнать .

С 1 июля 2017 года подготовка ГПЗУ ведётся:

  • в соответствии с положениями ГК РФ
  • в формате обособленной процедуры
  • в качестве документа, входящего в состав межевых работ

ГПЗУ перестал быть документом, отражающим особенности планирования территории участка.

В состав ГПЗУ включены:

  • сведения, необходимые:
    • для архитектурно-строительного проектирования
    • для возведении капитальных строений
  • основная информация о границах:
    • землевладения
    • действия публичных сервитутов
  • сведения:
      • о техусловиях технологических присоединений капитальных строений к сетям коммуникаций
      • о расположении коммуникационных сетей
  • проектные материалы, подготовленные на базе ГПЗУ, выданного не более 3 лет назад до момента получения разрешения на строительство

Срок актуальности ГПЗУ ограничен 3 годами.

Изменения в ГПЗУ с 1 июля 2017 года

Изменения в ГК РФ (федеральный закон № 373-ФЗ):

  • глава 7 «Информационное обеспечение градостроительной деятельности» дополнена статьей 57.3, в которой изложены:
    1. цели получения ГПЗУ
    2. источники информации для подготовки ГПЗУ
    3. содержание градостроительного плана ЗУ
    4. сроки выдачи ГПЗУ
  • статья 44 признана утратившей силу:
    • в ней излагались требования к подготовке и содержанию ГПЗУ
  • трансформация правового статуса градостроительного плана земельного участка:
    • из вида документации по планировке территории ГПЗУ он преобразован в информационный документ
  • установлены новые требования к содержанию и порядку подготовки ГПЗУ

Состав материалов ГПЗУ

Состав материалов ГПЗУ утверждён Приказом Минстроя России №741/пр.

В градостроительном плане земельного участка содержатся следующая информация:

  • реквизиты:
    • или проекта планировки территории
    • или проекта межевания территории:
      1. в случае, если ЗУ расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки (ППТ) и (или) проект межевания (ПМ)
  • сведения о его кадастровом номере ЗУ (при его наличии)
  • сведения о границах:
    • земельного участка
    • зоны планируемого размещения ОКС в соответствии с утверждённым ППТ (при наличии)
    • ЗОУИТ
    • зон действия публичных сервитутов
  • сведения:
    • о минимальных отступах от границ ЗУ, в пределах которых разрешается строительство ОКС
    • об основных, условно разрешённых и вспомогательных ВРИ ЗУ
    • о предельных параметрах разрешённого строительства/реконструкции ОКС, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен ЗУ
  • расчётные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами:
    • коммунальной инфраструктуры
    • транспортной инфраструктуры
    • социальной инфраструктуры
  • расчётные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности для населения объектов:
    • коммунальной инфраструктуры
    • транспортной инфраструктуры
    • социальной инфраструктуры
  • сведения:
    • об ограничениях использования ЗУ
    • о номере и/или наименовании элемента планировочной структуры, в границах которого расположен ЗУ
  • информация о расположенных в границах ЗУ:
    • объектах ОКС
    • сетях инженерно-технического обеспечения
  • сведения:
    • о наличии или отсутствии в границах ЗУ объектов культурного наследия (ОКН)
    • о границах территорий ОКН
    • о технических условиях подключения (технологического присоединения) ОКС к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа
  • реквизиты правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории:
    • нормативных правовых актов субъекта РФ
    • муниципальных правовых актов
  • о красных линиях

ГПЗУ выведен из числа документов по планировке территории. Он преобразовался в информационно-справочный документ – в выписку требований из ПЗЗ по планировке территории применительно к конкретному ЗУ.

ГПЗУ выдаётся по запросу правообладателя. В нём представлены сведения, необходимые для проектирования и строительства ОКС:

  • о границах ЗУ
  • о красных линиях
  • о границах зон с указанием координат:
    • ЗОУИТ
    • действия публичных сервитутов

Стало обязательным координирование зоны планируемого размещения ОКС в соответствии с утвержденным ППТ (при его наличии)

В раздел об общих характеристиках ЗУ вносятся расширенные сведения о расположенных в границах ЗУ объектах капитального строительства:

  • информация о назначении
  • о высотности и этажности
  • об общей площади застройки
  • другие

Они позволяют выявить:

  1. нецелевое использование ЗУ
  2. самовольное строительство

Заявление на получение ГПЗУ

Заявление подаётся:

  • или в орган местного самоуправления по месту нахождения ЗУ
  • или через многофункциональный центр (МФЦ)

В Москве:

выдача ГПЗУ входит в перечень 5 госуслуг, оказываемых Москомархитектурой в электронном виде:

  • юридические лица и индивидуальные предприниматели подают заявки исключительно в электронном виде
  • физические лица подают заявки:
    • или в электронном виде через портал правительства Москвы mos.ru
    • или на бумажном носителе через «одно окно» Москомархитектуры»

Способ получения ГПЗУ московские застройщики могут выбрать по своему усмотрению:

  1. в электронном формате
  2. на бумажном носителе

Во всех регионах России подавать заявления могут только правообладатели ЗУ:

  • собственники
  • землепользователи
  • землевладельцы
  • арендаторы

Земельные участки должны быть поставленными на государственный кадастровый учёт.

Форма ГПЗУ и порядк её заполнения – и в разделе «Документы» в правой части страницы.

Источники информации для подготовки ГПЗУ

При подготовке градостроительного плана земельного участка орган местного самоуправления использует:

  • документы территориального планирования и градостроительного зонирования
  • нормативы градостроительного проектирования
  • документацию по планировке территории
  • сведения:
    • ЕГРН
    • федеральной государственной информационной системы территориального планирования
    • информационной системы обеспечения градостроительной деятельности
  • технические условия подключения (технологического присоединения) ОКС к сетям инженерно-технического обеспечения

В течение 7 дней с даты получения заявления о выдаче ГПЗУ администрация направляет запрос в ресурсоснабжающие организации о предоставлении технических условий (ТУ) для подключения (технологического присоединения) объекта, планируемого к строительству или реконструкции.

Предоставление технических условиий в орган местного самоуправления обязательное. Срок предоставления ТУ установлен пунктом 7 статьи 48 ГК РФ.

Если в заявлении о выдаче ГПЗУ правообладатель участка не указал цель его использования, то эксплуатационная организация определяет максимальную нагрузку в возможных точках подключения к сетям инженерно-технического обеспечения на основании сведений в ПЗЗ.

Информация ГПЗУ актуальна в течение 3 лет со дня его выдачи и до даты подачи заявления на получение разрешения на строительство (пункт 10 статьи 57.3 ГК РФ).

По истечении этого срока использование сведений, содержащихся в ГПЗУ не допускается:

  • застройщику после 3 лет, прошедших с момента выдачи плана, необходимо вновь получить ГПЗУ
  • не исключается, что требования к проектированию и строительству объекта станут другими

Орган по градостроительству и архитектуре полномочием по утверждению градостроительных планов земельных участков не обладает:

Градплан участка:

  • не утверждаются распоряжениями управлений или комитетов по градостроительству и архитектуре
  • только регистрируется

Исключение составляют ситуации, когда заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка было подано до 1 июля 2017 года. В этом случае подготовка и выдача ГПЗУ проводится в соответствии с положениями ГК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу № 373-ФЗ.

Срок подготовки, регистрации и выдачи правообладателю градостроительного плана земельного участка – 20 рабочих дней.

ГПЗУ выдаётся без взимания платы (пункт 6 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ).

Основания для отказа в подготовке, регистрации и выдаче ГПЗУ

Основания изложены в ГК РФ (пункты 4 и 5 статьи 57.3 ):

  • с заявлением о предоставлении ГПЗУ обратилось лицо, не являющееся правообладателем ЗУ
  • размещение ОКС не допускается при отсутствии утверждённой документации по планировке территории

Выдача ГПЗУ для архитектурно-строительного проектирования, получение разрешения на строительство ОКС будут возможными:

  • после утверждения документации по планировке территории:
    • проекта планировки территории (ППТ)
    • проекта межевания территории (ПМТ).

ГПЗУ был выдан до 01.01.2017 г.

Если ГПЗУ был выдан до 01.01.2017 г., срок использования содержащейся в нём информации регулирует орган исполнительной власти субъекта РФ.

Срок не может быть менее 3 и более 8 лет со дня вступления в силу нового закона.

ГПЗУ для получения разрешения на строительство

ГПЗУ – документ, подтверждающий соответствие проектной документации:

  1. градостроительному регламенту
  2. проекту планировки территории
  3. проекту межевания территории

В ходе проверки материалов, представленных в администрацию для получения разрешения на строительство:

  • устанавливается соответствие проектной документации градостроительным требованиям, установленным на дату выдачи ГПЗУ
  • оценивается допустимость размещения ОКС в соответствии:
    • с ВРИ ЗУ
    • с установленными ограничениями

Для землевладельцев сведения и материалы ГПЗУ помогут:

  1. получить точную информацию о местоположении сетей инженерных коммуникаций
  2. провести объективный анализ рентабельности планируемого строительства или реконструкции объекта
  3. обеспечить защиту от возможных ошибок

Документы, прилагаемые к заявлению

Для получения разрешения на строительство потребуется предоставить:

  • правоустанавливающие документы на ЗУ
  • ГПЗУ, выданный не ранее чем за 3 года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство
  • схему планировочной организации земельного участка (СПОЗУ) с обозначением места размещения объекта ИЖС
  • описание внешнего облика ИЖС
    • если строительство или реконструкция объекта планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения

Описание внешнего облика включает:

  • тестовая часть:
    • описание в текстовой форме
    • указание параметров объекта
    • цветовое решение внешнего облика
    • планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик
    • иные характеристики
    • требования к архитектурным решениям ОКС, установленные градостроительным регламентом
  • графическая часть
    • графическое изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства:
      1. фасады
      2. конфигурация

ГПЗУ и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию

Влияние проявляется через срок выдачи разрешения на строительство:

  • до 1 января 2017 года:
    • для ввода ОКС в эксплуатацию может быть использован «старый» ГПЗУ
  • после 1 января 2017 года:
    • разрешение на ввод объекта в эксплуатацию готовится на основании имеющегося ГПЗУ в пределах срока, установленного органом исполнительной власти субъекта РФ

Заключение

В изменениях, внесённых в ГК РФ, предусмотрено возмещение вреда, причинённого:

  1. жизни или здоровью физических лиц
  2. имуществу физических или юридических лиц

Происходит оно в случаях утверждения:

  • технических регламентов, не соответствующих требованиям документов территориального планирования РФ:
    • документации по планировке территории, утверждаемой:
      1. органами исполнительной власти РФ
      2. органами исполнительной власти регионов
      3. органами местного самоуправления
  • правил землепользования и застройки

Такой вред подлежит возмещению, соответственно:

  1. Российской Федерацией
  2. субъектами Российской Федерации
  3. муниципальными образованиями

Возмещается он в полном объёме (статья 59 ГК РФ).

Видео-комментарий к вопросу о получении ГПЗУ и о составе сведений в градостроительном плане

Полезная информация

  • О порядке включения участков в границы населённых пунктов – читайте
  • Что такое обременение земельного участка можно узнать
  • Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) – читать
  • С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться
  • Как используются и застраиваются участки в охранных зонах объектов культурного наследия, можно узнать
  • Узнать о новом Классификаторе ВРИ (2019) можно
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться
  • Представление о градостроительном регламенте и его значении для застройки участков можно получить
  • С правилами сноса самостроя по новому закону-2018 можно ознакомиться
  • С ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества», с особенностями которого можно ознакомиться
  • Ознакомиться с различными особенностями изменения территориальной зоны земельного участка можно

СТ 42 ГрК РФ.

1. Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

2. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

3. Основная часть проекта планировки территории включает в себя:

1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:

а) красные линии;

б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры;

в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства;

2) положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры. Для зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения в такое положение включаются сведения о плотности и параметрах застройки территории, необходимые для размещения указанных объектов, а также в целях согласования проекта планировки территории в соответствии с частью 12.7 статьи 45 настоящего Кодекса информация о планируемых мероприятиях по обеспечению сохранения применительно к территориальным зонам, в которых планируется размещение указанных объектов, фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности таких объектов для населения;

3) положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры.

4. Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат:

1) карту (фрагмент карты) планировочной структуры территорий поселения, городского округа, межселенной территории муниципального района с отображением границ элементов планировочной структуры;

2) результаты инженерных изысканий в объеме, предусмотренном разрабатываемой исполнителем работ программой инженерных изысканий, в случаях, если выполнение таких инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории требуется в соответствии с настоящим Кодексом;

3) обоснование определения границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства;

4) схему организации движения транспорта (включая транспорт общего пользования) и пешеходов, отражающую местоположение объектов транспортной инфраструктуры и учитывающую существующие и прогнозные потребности в транспортном обеспечении на территории, а также схему организации улично-дорожной сети;

5) схему границ территорий объектов культурного наследия;

6) схему границ зон с особыми условиями использования территории;

7) обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов, а также применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, установленным правилами землепользования и застройки расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения;

8) схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

9) варианты планировочных и (или) объемно-пространственных решений застройки территории в соответствии с проектом планировки территории (в отношении элементов планировочной структуры, расположенных в жилых или общественно-деловых зонах);

10) перечень мероприятий по защите территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе по обеспечению пожарной безопасности и по гражданской обороне;

11) перечень мероприятий по охране окружающей среды;

12) обоснование очередности планируемого развития территории;

13) схему вертикальной планировки территории, инженерной подготовки и инженерной защиты территории, подготовленную в случаях, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и в соответствии с требованиями, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

14) иные материалы для обоснования положений по планировке территории.

5. Утратил силу. — Федеральный закон от 02.08.2019 N 283-ФЗ.

6. В состав проекта планировки территории может включаться проект организации дорожного движения, разрабатываемый в соответствии с требованиями Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Комментарий к Ст. 42 Градостроительного кодекса РФ

1. Проекты планировки территории развивают положения документации территориального планирования и градостроительного зонирования территории. Проекты планировки территории представляют собой градостроительную документацию, разрабатываемую для частей территорий муниципальных образований, таких как общегородские центры, жилые районы, отдельные функциональные зоны (рекреационные, санитарно-защитные, производственные и другие).

Цель разработки проектов планировки территории заключается в уточнении и детализации структурных и планировочных решений, определяемых на уровне градостроительной документов территориального планировании муниципальных образований. Задачами проектов планировки являются не только подробное деление крупного фрагмента территории на отдельные планировочные элементы (участки размещения надземных и подземных сооружений, проезды, площадки, участки зеленых насаждений, автостоянки), но и обоснование точных градостроительных параметров этих элементов.

Согласно статье 42 ГрК РФ особенности организации работ по составлению проектов планировки территории вытекают из их назначения. Проекты планировки разрабатывают с учетом максимально целесообразного сохранения и использования, как фрагментов территории, так и градостроительных объектов, расположенных на ней, а также отдельных существующих зданий, сооружений и систем инженерного оборудования. Для этого необходимо на начальной стадии работы над проектом проведение анализа исторически сложившейся планировочной ситуации и существующей застройки (градостроительной организации территории). Это достигается посредством комплексного обследования района, анализа инвентаризационных данных о состоянии жилого фонда и организаций обслуживания и работы с опорным планом (так называется чертеж, на который наносят всю информацию о современном состоянии планировки и застройки территории в границах проектирования).

Процесс разработки проектов планировки отличается тем, что эти работы ведутся в разные сроки после утверждения документации территориального планирования, градостроительного зонирования развития территории. На основе и в развитие ее положений производятся многие другие проектные работы градостроительного и технического характера: по застройке, транспорту, инженерному оборудованию, охране окружающей среды, охране и использованию памятников истории и культуры. В организационном плане это означает необходимость широкого и подробного ознакомления с материалами таких проектов всех специалистов, участвующих в работе над проектом детальной планировки. Должны быть также получены данные об отводах земель населенных пунктов под различные виды строительства, о планах комплексного социально-экономического развития территории, о современном состоянии и ближайшей перспективе развития рынка инвестиций.

Проекты планировки территории призваны обеспечить преемственность планировочных и объемно-пространственных решений, принятых на уровне документов территориального планирования развития территории. Поэтому в составе проекта необходимо выполнять схемы, выявляющие планировочную организацию, объемно-пространственное решение и принципы инженерного оборудования территории в целом. С этой же целью определяются инвестиционные и технико-экономические показатели проектного решения.

2. При разработке проектов планировки территории необходимо руководствоваться определенной методической последовательностью выполнения отдельных видов работ и обязательным соблюдением преемственности основной части проекта, подлежащей утверждению, и вспомогательной информации (материалов по обоснованию). В составе основной части проектов планировки проектный план (планы) является основным чертежом, в котором отражены пространственные и строительные преобразования территории, установлены направления и параметры градостроительных изменений, в том числе основных объектов капитального строительства, выявлена структурная организация фрагмента территории на основе улично-дорожной сети, а также ранжированы элементы планировочной структуры. Наряду с документами, разрабатываемыми в графической (картографической) форме, в составе проектов планировки разрабатываются специальные положения в текстовой форме, раскрывающие градостроительную сущность проектного решения и описывающие характеристики планируемого развития территории, такие как плотность и параметры застройки территории и характеристики развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.

Указанные материалы являются результирующими. Для подготовки этих материалов требуется разработать комплект материалов по обоснованию проекта планировки территории, в котором могут быть выделены несколько самостоятельных блоков, различающихся методическими особенностями разработки, такие как: схема современного использования территории (опорный план); схема инженерно-транспортных коммуникаций; схема зонирования территории с выделением зон с особыми условиями градостроительного использования и объектов культурного наследия; другие необходимые инженерные схемы, в том числе схема защиты территорий от опасных природных и техногенных воздействий.

Выполнение схем комплексной оценки территории в составе проектов планировки территории оговаривается особым образом. Их разработка не является обязательной процедурой. Наличие этих материалов, получаемых в результате исследования, изучения, анализа, выявления характеристик территории, позволяет в значительной степени упорядочить процесс последующих разработок. Они могут быть получены только при условии наличия детальных сведений, разносторонне характеризующих существующую градостроительную ситуацию. Данная работа выполняется на первом этапе разработки проектов планировки территории и выражается в составлении схемы современного использования территории (опорный план).

На следующем этапе могут разрабатываться схемы комплексной оценки территории, на которых показываются фрагменты (участки) территории, различающиеся градостроительными условиями и особенностями использования и возможностями перспективного развития. В границах этих территорий устанавливаются ограничения на осуществление градостроительной деятельности. На схеме комплексной оценки территории выделяются (с учетом ограничений на использование) участки территории благоприятные и ограниченно благоприятные для различных видов градостроительного использования территорий. Возможность осуществления разработки схемы комплексной оценки территории обеспечивается выполнением опорного плана. Эта схема содержит качественную и количественную оценку природно-ресурсного потенциала территорий, ее обеспеченности транспортной, инженерной, социальной и производственной инфраструктурами, а также экологического состояния территорий.

На завершающем этапе разработки градостроительной документации выполняется проектный план (основной чертеж). В нем содержатся проектные предложения двух видов, соответствующих установлению: границ красных линий, дифференцирующих элементы планировочной структуры территории в пределах конкретного поселения; границ объектов первоочередного градостроительного освоения для последующей разработки другой градостроительной документации.

Предложения по планировочной организации территории разрабатываются на вариантной основе и включают обоснования принятых градостроительных решений. Разрабатываемые проектные решения являются основой для комплексного решения по: организации планировочной структуры территории; территориальному, инфраструктурному и социально-экономическому развитию муниципальных образований; установлению правового режим использования территориальных зон и земельных участков; определение зон инвестиционного развития. На основном чертеже выделяются зоны первоочередного инвестиционного развития. В проектах планировки показываются: сохраняемые, реконструируемые и проектируемые здания и сооружения, земельные участки зданий социального и культурно-бытового обслуживания населения, территории отдыха, спорта и другого назначения, проезды и пешеходные проходы, зеленые насаждения, этапы реализации.

3. В пояснительной записке к проекту планировки могут содержаться материалы: об эколого-градостроительной ситуации и природно-климатических условиях, существующем использовании территории; о состоянии фонда жилых и общественных зданий, объектов культурного наследия, инженерной и транспортной инфраструктуры, благоустройства территории; обоснования проектных архитектурно-планировочных решений, очередности строительства, типов и видов жилых и общественных зданий и их конструктивных решений, системы инженерного обустройства и озеленения территории, размещения объектов капитального строительства организаций инженерной и транспортной инфраструктур; предложения по организации социального и культурно-бытового обслуживания населения; предложения по режиму использования зон охраны объектов культурного наследия, последовательности осуществления проектных мероприятий, основные технико-экономические показатели и иные обоснования проектных решений.

При разработке проектов планировки на территориях реконструируемых микрорайонов, кварталов, других элементов планировочной структуры муниципальных образований дополнительно выполняются разделы по характеристике современного состояния застройки и экологического состояния территории, а также приводятся предложения по сохранению культурного наследия, проведению ремонтно-реконструктивных работ.

4. Наличие утвержденного проекта планировки является основанием для выноса в натуру (на местность) красных линий, линий регулирования застройки, границ земельных участков, установления других планировочных изменений. В строгом соответствии с утвержденными в составе проекта планировки красными линиями уполномоченным органом формируются земельные участки под строительство. Этот вид градостроительной документации также учитывается при разработке инвестиционно-градостроительных паспортов территорий и объектов; проведении межевания территории с выделением земельных участков и при разработке землеустроительной документации; формировании объектов недвижимости. Утвержденный проект планировки является документом, на основании которого реализуются комплекс практических градостроительных и строительных мероприятий (проведение планировочных и разбивочных работ на местности, организация площадей, транспортных развязок, строительство комплексов жилых и промышленных зданий и сооружений, высадка зеленых насаждений, организация инженерных сетей и сооружений).

Составление генерального плана земельного участка направлено на решение двух задач:

  • Задача №1. Формирование документа, который в обязательном порядке должен пройти основательное согласование с надлежащими органами. Это требуется для того, чтобы владелец надела мог возвести на принадлежащей ему территории капстроения и сделать подвод необходимых инженерных коммуникаций.

Зачастую многие собственники земельных участков уверены в том, что они вольны делать на своей земле все, что им заблагорассудится, но это далеко не так. Органы самоуправления, архитектурный надзор скрупулезно следят за должным исполнением генерального плана заселения земельных участков, за технически правильным выполнением подведения всех коммуникационных сетей, поскольку последние не должны представлять опасность для людей. К примеру, составление плана должно в полной мере отвечать всем установленным противопожарным инструкциям. Так, по действующим нормам проезжая часть на индивидуальном участке должна пролегать от стен проектируемого строения на расстоянии, которое не должно составлять менее пяти метров, а ширина проезжей части – минимум три с половиной метра. Максимальное соблюдение данных нормативов обеспечит свободный проезд спецтехники и проведение спецработ на участке.

  • Задача №2. Разработка генплана участка позволит иметь в распоряжении сформированный проект, который разрешит максимально достоверно вычислить правильное распределение на территории участка всех строений: жилого дома, хозяйственных блоков, игровой площадки, бассейна, цветочных клумб, огорода и другое. В том случае, если собственник участка отдаст предпочтение типовому проекту, то все равно желательно учесть особенности своего участка.

Составляющие генплана земельного участка

Генплан участка, разработанный под застройку земельной территории, представляет чертеж масштабом 1:500 и включает целый комплект документов. Это:

  • Ситуационный план – схематичное отображение месторасположения конкретного участка земли в составе зоны заселения.
  • Опорный план – схематичное отображение действующих на участке построек, коммуникаций и имеющихся деревьев.
  • Генплан (главный чертеж) – схематичное изображение участка с обозначение планируемых стройобъектов, зеленных насаждений, пешеходных дорожек, подъездных путей к участку.
  • Сводный чертеж инженерных сетей – их прокладка на территории участка с обозначением точек их ввода в стройобъект.
  • Схема подготовительных работ инженерного характера по участку и его вертикальной планировки – содержит план объема земляных работ, отметки высоты в различных точках территории.
  • Схема использования участка в период проведения стройработ.
  • Пояснительная запись и показатели технического и экономического характера, относящиеся к площади земельного участка и его объектам (постройкам, коммуникациям, дорожкам, насаждениям).

Предоставлением образцов плана земельных участков занимаются надлежащие должностные органы. Но как показывает, практика существуют компании, которые выполняют данную работу за умеренную плату – подготовят нужный план участка и завизируют там, где это необходимо сделать.

В ходе разработки генплана специалист максимально точно определяет месторасположения жилого объекта на территории участка. При этом должны быть строго учтены все допустимые противопожарные и санитарные инструкции по отношению к другим находящимся объектам строительства на собственном участке и прилегающих землевладений. Кроме этого, обязательно определяется местоположение элементов инженерных сетей (коллектора теплового насоса, септика, колодца, скважины), вырабатываются рекомендации по проведению инженерно-технических мероприятий (укрепление рельефа, осушение участка). Также создаются рекомендации для привязки таких этапов как выбор решения по созданию фундамента, конструкции здания для оптимальной нагрузки на фундамент строительных материалов, электрификации объекта, отопления, канализационной сети.

Для выполнения проекта генплана надо предоставить:

  • топографическую съемку или кадастровый план, что даст полное представление о границах проектируемого участка и его ориентации в пространстве;
  • схему, отражающую подсоединение к внешним инженерным сетям (водопровод, проход канализационных труб, электрической линии, газопровода);
  • схему, которая воспроизводит расположение наличествующих построек на соседних участках, проложенных дорог и всех подъездных путей прилегающих участков;
  • описание всех собственных построек, которые планируется возвести на территории.

Как сделать схему генерального плана участка видео пособие

Что необходимо учесть при разработке генерального плана?

  • Формирование генплана земельного участка предполагает обязательный учет зоны контроля. Сюда относятся линии прохождения всех планируемых инженерных коммуникаций. В зоне данных линий строго запрещено производить застройку территории, а также производить посадку крупных деревьев.
  • Составление генплана территории участка предусматривает жестко определенное расстояние между строениями сопредельных участков, которое устанавливается не по личному желанию владельца, а регулируется действующими противопожарными нормативами.
  • В план участка должна быть включена схема дренажной системы, что позволит в будущем избежать возможного подтопления.
  • Если месторасположения участка дает возможность осматривать окрестности, то в генплане стоит отразить видовые точки.
  • Если участок имеет неровную территорию (возвышенности перемежевываются с низинами), то капитальное строительство дома все-таки лучше производить на возвышенности. В том случае, если участок расположен непосредственно в низине, то необходимо принять надлежащие меры, препятствующие подтоплению построек.
  • Капитальные строения (дом, хозяйственные блоки) целесообразно располагать в точках, имеющих малый уклон, соблюдая параллель горизонталям. Если участок наделен крутыми склонами, то для того чтобы земляное полотно имело устойчивую поверхность, необходимо использовать при строительстве подпорные сооружения.
  • В соответствии с нормативами дом и все капитальные хозяйственные блоки должны граничить с уличной территорией на расстоянии 5-6 метров, а с сопредельной территорией соседей – 3 метра.
  • Согласованный в районной архитектуре генплан не позволит соседям поставить какое-либо строение непосредственно рядом с границей.

Информацию о наличии утвержденного проекта планировки территории и проекта межевания территории, на которой планируется размещение линейного объекта, реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания застройщик запрашивает в органах местного самоуправления муниципальных образований

В случае отсутствия проекта планировки территории и проекта межевания территории, на которой планируется размещение линейного объекта, он подлежит разработке, в том числе за счет средств застройщика.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В соответствии с частью 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно:

1) лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства жилья экономического класса, договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления;

2) лицами, указанными в части 3 статьи 46.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

3) правообладателями существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции;

4) субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Что содержит градостроительный план земельного участка?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *