Не освещенная улица

Список ОИВ > Министерство экономики Омской области > Энергосбережение и энергоэффективность

Модернизации внутреннего и уличного освещения за счет внедрения светодиодных источников света определена Министерством энергетики Российской Федерации одной из приоритетных задач в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

По оценке Министерства энергетики Российской Федерации на освещение приходится порядка 13% общего энергопотребления в стране, а потенциал энергосбережения в сфере освещения составляет не менее 40%.

В федеральное законодательство об энергосбережении и законодательство о закупках для государственных и муниципальных нужд уже внесен ряд изменений, ужесточающих требования к организации освещения:

1. С 1 июня 2016 года установлен запрет на закупку некоторых видов люминесцентных ламп для государственных и муниципальных нужд (статья 7 ПРАВИЛ установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд)

2. Утверждены новые ТРЕБОВАНИЯ к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения. Применение требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения, осуществляется в два этапа (этап 1 — с 1 июля 2018 г. по 31 декабря 2019 г., этап 2 — с 1 января 2020 г.).

3. В соответствии с изменениями, внесенными в ПРИКАЗ Минэкономразвития России от 04.06.2010 № 229 доля осветительных приборов, отличных от светодиодов, при размещении государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных заказов на поставки осветительных приборов для зданий, магистральных дорог, магистральных улиц общегородского значения не должна превышать:
в 2017 году — 90 процентов от общего объема таких заказов (в натуральном выражении);
в 2018 году — 70 процентов от общего объема таких заказов (в натуральном выражении);
в 2019 году — 50 процентов от общего объема таких заказов (в натуральном выражении);
в 2020 году — 25 процентов от общего объема таких заказов (в натуральном выражении).

В целях снятия возможных ограничений Роспотребнадзором подготовлено ПИСЬМО о возможности использования светодиодного освещения во всех типах образовательных учреждений (за исключением учреждений дошкольного образования).

На территории Омской области существует значительный потенциал внедрения энергоэффективных (светодиодных) источников света. По данным энергетических деклараций, заполненных государственными и муниципальными учреждениями Омской области по итогам 2017 года, доля светодиодных светильников, используемых для целей внутреннего освещения, находится на среднероссийском уровне и составляет 6,3 %.

Модернизацию освещения возможно осуществлять не только за счет собственных средств, но и посредством заключения энергосервисных контрактов.
На 1 января 2019 года в Омской области реализуется 2 энергосервисных контракта на модернизацию уличного освещения:
— установка 390 светодиодных светильников уличного освещения в Азовском сельском поселении Азовского немецкого национального муниципального района Омской области (исполнитель – ООО «Императив-Сибирь»);
— установка 244 светодиодных светильников уличного освещения в Крутинском городском поселении Крутинского муниципального района Омской области (исполнитель – ООО «Императив-Сибирь»).

Агрогородок Гостиловичи находится неподалеку от Логойска. Здесь живет более 500 человек. В населенном пункте есть средняя школа, Дом культуры с кинозалом, библиотека, отделение связи, магазин, баня, деревенский стадион. Это центр сельскохозяйственного предприятия «Логойский». Как говорят, для жизни и удовлетворения бытовых, социальных, культурных потребностей здесь созданы неплохие условия. Однако местных жителей волнует отсутствие освещения на улицах.

«Вот уже несколько лет подряд в деревнях и агрогородках Логойского района решением райисполкома практикуется отключение уличного освещения в летний период, иначе говоря, с 1 июня по 31 августа в ночные часы. Причина — экономия средств на эту статью расходов, — пишет нам житель деревни Гостиловичи Алексей Андреев. — В свое время Генеральная прокуратура выявила такие же нарушения в этой сфере. Информация была напечатана на сайте и в средствах массовой информации.

Действительно, «Звязда» в свое время писала, что в связи с жалобами жителей Минской области сотрудники прокуратуры провели проверку обоснованности таких отключений. Было установлено, что на территории ряда регионов Минщины в течение нескольких лет существует практика прекращать подачу освещения на улицах в летний период ночью. Отмечалось, что райисполкомы не только знали об этом, но и сами принимали решения об отключении, мотивируя свои шаги экономией средств. Как сообщала прокуратура, в результате отключения освещения экономия незначительная, — в Минском районе, например, удалось сэкономить лишь 6,2 % от фактических затрат.

Вместе с тем такая ситуация негативным образом повлияла на криминогенную обстановку, количество правонарушений. Незначительная экономия средств несравнима с затратами на раскрытие правонарушений и преступлений, лечение и реабилитацию потерпевших, компенсацию потерь в связи с полученными гражданами травмами.

Генеральная прокуратура внесла представление в Миноблисполком, где требовала обеспечить неукоснительное соблюдение норм законодательства о государственных социальных стандартах.

Добавлю, что вопросы уличного освещения не носят системный характер. Но тем не менее они есть. Насчет экономии специалисты подсказывают выход: если финансирования на освещение улиц не хватает, необходимо разработать и утвердить программу по экономии, недостаток средств перекрывать за счет действующих мероприятий по экономии энергозатрат, а не элементарного отключения. Это прямая обязанность сельисполкомов — организовать освещение улиц, что четко прописано в статье 43 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Тем не менее, как утверждает Алексей Андреев, в начале этого года он устно обращался в Логойский сельский совет, где подтвердили, что фонари отключили с целью экономии. «А вот в полукилометре от нашего населенного пункта, на окраине Логойска, в районе коттеджной застройки напротив районной ветстанции фонари горят всегда», — говорит Алексей Андреев.

В Беларуси действуют определенные минимальные государственные стандарты, к которым относится и удельный вес освещенных улиц — не менее 80 % от общего количества их в населенном пункте.

Если село или деревня небольших размеров, то на одной улице должны гореть не менее двух фонарей, а также светоточка возле объектов социального и культурно-бытового назначения. Для совсем маленьких деревень предусмотрены два фонаря — на въезде и выезде. Более того, постановлением Совета Министров от 30 мая 2003 года № 724 облисполкомам поручалось проводить анализ работы по обслуживанию населения в городах и районах в соответствии с нормативами государственных социальных стандартов не реже, чем раз в полугодие. В поселках и сельсоветах — тоже. Вероятно, где-то отсутствует возможность финансирования, укрепления материально-технической базы и других изменений. Законодательная база у нас достаточно развита и предусматривает все возможные пути выхода из ситуации, в том числе и по недостаточному финансированию на уличное освещение.

Вместе с тем такие обращения — результат того, что исполкомы базового уровня и сельисполкомы принимают решения, не соответствующие законодательству.

После того как корреспондент «Звязды» побывала в районе, пообщалась с людьми, буквально через несколько дней включили уличное освещение. Как сообщила председатель Логойского районного Совета депутатов Людмила Муравицкая, фонари засияли во всех 316 населенных пунктах. А не было уличного света по причине проведения ремонтных работ. Факт подтвердили в Логойских районных электросетях, на балансе которых находится эта сфера.

По словам заместителя председателя райисполкома по вопросам строительства и ЖКХ Евгения Шабуни, освещение было отключено по решению райисполкома для проведения балансодержателем профилактики и ремонта электрооборудования. «На уличное освещение средства выделяются из бюджета. Еще не подсчитывали, насколько их хватит. Но пока денег достаточно. А фонари засияли действительно в каждой деревне и агрогородке. Жалоб от жильцов на этой неделе не поступало. Если где-то случится какая-то техническая неполадка, то ее оперативно исправит ремонтная бригада РЭС», — сказал напоследок Евгений Шабуня.

Татьяна ЛОЗОВСКАЯ

Кто должен платить за уличное освещение? Согласно букве закона – муниципальный бюджет. Он же, муниципалитет, несет и ответственность за обслуживание и ремонт сети уличного освещения муниципального образования.

Но вот в чем вся штука: столбы, фонари и провода должны быть официальными и состоять на балансе. Тогда при планировании бюджета на их содержание выделяется специальная статья расходов. И нет проблем: столбы стоят, фонари светят, местный бюджет платит – прохожие по ночам не ломают ноги.

Но что делать, если ни столбов, ни фонарей нет? Вот тут-то наша бюрократическая машина и показывает себя во всей красе: администрация МО составляет письмо в местную энергосбытовую организацию с просьбой разработать проект освещения улиц деревни, вкопать столбы, повесить на них фонари, подвести к ним электричество и установить приборы учета. Все это стоит определенных денег, причем немаленьких, которых, зачастую, в местных бюджетах просто нет.

Вот и продолжают жители деревни в темноте ломать ноги. Поэтому наиболее находчивые и при этом не особо законопослушные граждане сами ставят столбы, сами вешают на них фонари и запитывают их от уличной сети, то есть, мимо счетчиков. Одно дело – фонарь над собственным крыльцом, запитанный от внутренней домовой сети. И его установка, по большому счету, должна производиться профессиональным электриком, но на такие «самовольства» власти обычно смотрят сквозь пальцы. Главное, чтобы потребители электроэнергии своевременно оплачивали счета. Но кто ж будет терпеть неприкрытое воровство?

Такие вот воришки были пойманы с поличным в одной из деревень Ивановской области: они самовольно обустроили себе уличное освещение, а электроэнергию просто воровали. Теперь недобросовестным гражданам грозит не только административная, но и уголовная ответственность. В каком объеме – решит суд.

Не освещенная улица

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *