Патриарх Кирилл отзывы о нем

Накануне, 27 января, исполнилось десять лет как Русская православная церковь обрела нового патриарха — Кирилла. Либеральной части российского общества он представляется одиозной фигурой: при упоминании патриарха она вспоминает о клерикализации, «нанопыли» и неотражающихся часах, деле Pussy Riot. Консерваторы же не могут простить Кириллу сближения с Ватиканом и конфуз на Украине. И те и другие критикуют святейшего за чересчур, с их точки зрения, лояльное отношение к власти.

У нашего эксперта более отстраненное и поэтому сложное отношение к персоне патриарха, выводы порой неожиданны — в сравнении с популярными полярными по заряду оценками. Наш собеседник — Роман Лункин — президент Гильдии экспертов по религии и праву, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН.

«В максимальной степени получило развитие социальное служение церкви»

— Роман Николаевич, как вы оцениваете 10-летнее патриаршество Кирилла? Каковы характерные черты его руководства Русской православной церковью?

— Одна из заметных черт — это усиление административного аппарата церкви, бюрократизация церковной жизни. Это отмечают прежде всего представители рядового духовенства и епархий, которые были созданы в последнее десятилетие.

Помимо этого — реформа церковного управления. Была выстроена новая система управления церковью по сравнению с тем, что было при патриархе Алексии II. Были созданы совершенно новые учреждения. Это и Высший церковный совет как некое церковное правительство, объединяющее разных глав синодальных отделов. Далее — создание Межсоборного присутствия, которое сам патриарх Кирилл назвал своего рода церковным парламентом, то есть местом, где должны обсуждаться важнейшие церковные проблемы. Именно там были приняты документы о евхаристии, о монашестве и так далее. Правда, предполагалось, что Межсоборное присутствие будет провоцировать дискуссию на местах, но в этом отношении работа забуксовала. Только некоторые епархии проявили желание открыто обсуждать церковные документы. В итоге Межсоборное присутствие так и осталось совещательным органом при патриархе для избранных.

2009 год. Избрание митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на Патриарший Престол

Следует отметить еще одну черту. Это становление церкви как гражданского института со своей определенной социальной ролью. Именно в период патриаршества Кирилла в максимальной степени получило свое развитие социальное служение церкви. Правда, это часть естественного развития церкви, которое происходило и до Кирилла. Но патриарх Кирилл стал активно говорить о том, что православные должны быть активными гражданами, что нужно развивать приходскую жизнь и необходимо некое новое социальное качество прихода. Это было предложено развивать административными методами, прежде всего, вводя штатных катехизаторов, миссионеров и социальных работников.

— Смогла ли РПЦ с помощью этих изменений укрепить свой авторитет и усилить репутацию в обществе?

— Жестко выстраивая вертикаль власти и отношения с чиновниками, патриарх Кирилл, безусловно, в чем-то вызвал негативную реакцию в обществе. Но, с другой стороны, последние десять лет стали временем бурного развития церкви и появления нового духовенства. Это подготовило почву для того, что общество увидело в церкви средоточие милосердия, социальной работы, помощи ближнему.

— Один из показателей качества управления любой организацией — привлечение клиентов. В данном случае привлечение паствы. Увеличилось ли число верующих за время правления Кирилла?

— Какого-то оттока прихожан из церкви я не вижу. Есть определенное развитие в разных направлениях с небольшим ростом. Это выражается в интенсивном развитии приходов. За период патриаршества Кирилла ежегодно регистрировались до тысячи православных организаций, огромная цифра. Это было связано с программами по строительству храмов и организацией новых епархий в субъектах Федерации.

Как мне кажется, оттока быть не может, и для этого не нужно прилагать каких-то особых усилий, потому что, если создается храм, то он в любом случае будет наполнен верующими. Для верующих посещение храма, хотя бы по праздникам, — естественный процесс. Я бы назвал этот процесс внутренней концентрацией церкви, который важен не количественно, а качественно. Сегодня молодые епископы и настоятели приходов привлекают и молодежь, и интеллигенцию. То есть людей, которые уже более сознательно исповедуют православие и воплощают его в своей жизни. В том числе в развитии различных проектов: это православные театры, балы, клубы и так далее. До Кирилла такого почти не было.

«Церковь стала заложником преференций, которые получила от государства»

— Именно при патриархе Кирилле в отношении РПЦ все чаще стали употреблять термин «клерикализация». На ваш взгляд, этот тренд возник бы независимо от правления Кирилла, как закономерность развития церкви в постсоветской России? Или Кирилл приложил к этому особые усилия?

— Я полагаю, что в той или иной степени клерикализация все равно бы возникла и развивалась. Даже без участия самой церкви, потому что это необходимо власти. Ей необходимо и поддерживать православие, и стремиться показать, что в лице православия власть поддерживает российскую культуру и пресловутые «духовные скрепы». Другое дело, что этот процесс превратился во взаимовыгодный. И церковь в чем-то поддерживает государство и не перечит президенту. Этот процесс постепенно сделал церковь заложником тех преференций, которые она получила от государства. Имею в виду появление православных предметов в школах, духовников в армии и теологии в вузах, передачу многочисленного имущества в собственность РПЦ.

Знаменитым стал снимок патриарха Кирилла с дорогими часами. Потом часы убрали в фотошопе, а их отражение со стола убрать забыли

В рамках этого сотрудничества церковь вынуждена включаться в политическую повестку дня, которую ей предлагает государство. Ярчайший пример — то, что произошло в 2012 году. Тогда во время общественной мобилизации церковь однозначно встала на сторону власти, противопоставив себя демократическому движению.

Я считаю, что превращение церкви в политического заложника власти — это плохо. Это вредит миссии церкви и образу церкви как открытой организации, которая может выстраивать гражданское общество вокруг себя. Оказалось, что у руководства церкви взгляды порой маргинально антидемократические. И для части населения именно эти антидемократические высказывания стали ассоциироваться с православием в целом. А это, конечно, неверно.

— Введение в светское образование прорелигиозных предметов стало одним из символов патриаршества Кирилла. В школах факультативно предлагается прослушать предмет «Основы православной культуры», в науке появилась специальность «теология». Как вы оцениваете такую практику?

— Этот эксперимент, на мой взгляд, вполне успешен. Прежде всего, благодаря учителям и руководству школ, которые соблюдали и право выбора, и определенный светский подход. Никаких конфликтов на этой почве, которые предсказывали, не случилось. Более того, выяснилось, что часть родителей желает, чтобы их дети изучали «Основы православной культуры». В среднем по России около 30% родителей выбрали для своих детей этот предмет. И явно, что эта доля превышает ту долю людей, которые постоянно ходят в церковь. Это означает, что у людей есть желание изучать православие и есть кредит доверия к РПЦ. Интересно другое — что недовольным введением «Основ православной культуры» осталось само руководство РПЦ. Ему не понравился формат преподавания и не столь большие цифры посещения: не 80%, как они хотели, а только 30%.

Что касается «теологии» в качестве научной дисциплины, то я не вижу в этом ничего странного. Есть и мировая практика, и пожелание православно-научной общественности писать чисто богословские труды. Пример кафедры теологии в МИФИ и в других вузах свидетельствует об интересе к этому предмету в научных кругах. Конечно, теология в России находится в поисках своей предметной области: чем ей вообще заниматься? Сейчас диссертации защищаются по богословским взглядам, по истории церкви. Я думаю, что в какой-то степени получит свое развитие социальная теология. То есть в этом вопросе церковь находится в начале своего пути.

Встреча патриарха Кирилла с Папой Римским Франциском стала исторической. Но внутри РПЦ этот шаг многие критиковали

— И все же клерикализация вызвала в обществе возмущение разных групп и слоев. В РПЦ это называют информационной войной против нее. И ищут корни где-то на Западе. На ваш взгляд, против РПЦ действительно ведется какая-то информационная война? Или церковники пожинают то, что сами же породили, уверовав в свое превосходство, в непререкаемость своего авторитета?

— Глупо отрицать, что между церковью и частью общества есть противостояние. Оно, безусловно, присутствует. Но, с моей точки зрения, это даже хорошо. Церковь стала вызывать большой интерес, пусть и критический. Это значит, что меняется тот образ церкви, который складывался на протяжении советского времени. Это образ монолитной структуры, средоточия национальных традиций и русской культуры. Но это мертвенный и идеологизированный образ. И он стал разрушаться, стал более живым.

Однако ни та ни другая сторона, скорее всего, не представляют себе адекватно, с кем они спорят и кого критикуют. Часто с руководством РПЦ ассоциируют всю церковь и не видят тех положительных тенденций, которые в ней есть. А это, как я уже сказал, и социальная помощь, и благотворительность, и проекты в сфере культуры. Церковь со своей стороны заявляет, что с ней вступила в информационную войну некая атеистическая интеллигенция, которая ненавидит церковь. Об этом много говорил патриарх в 2012–2013 годах. Но те либералы, которые выступают против церкви, тоже считают себя в той или иной мере верующими и православными. Таким образом, это фактически противостояние двух православных лагерей, которые не знают друг друга.

— Как вы считаете, скандалы, связанные со стяжательством патриарха Кирилла, это тоже часть «информационной войны против РПЦ»? Или патриарх действительно стяжателен?

— В сознании общественности возникает некий парадокс из-за того, что, с одной стороны, патриарх Кирилл призывает к скромности, к нестяжанию, к отказу от сребролюбия и нарочитого богатства, а с другой — в СМИ публикуют фото дорогих часов, яхт, квартир и особняков патриарха. Также ссылаются на теневой бизнес Кирилла в 90-х годах. Хотя все это, по сути, неоднозначно и недоказуемо. Согласен, что эта тема используется в том числе и в информационной кампании.

Но для патриарха Кирилла важен государственный статус, который играет огромную роль в церковной иерархии и за ее пределами — патриарший протокол включает в себя ФСО, торжественные, пафосные встречи в аэропортах и во время официальных событий, машины с кортежами. Такое положение патриарха является в том числе и демонстрацией места церкви — рядом с государством, патриарха — рядом с президентом, епископа — рядом с губернатором. Все это также дает повод для «информационной войны» против РПЦ, руководство которой только учится выдерживать баланс между своей статусностью и тем, как вести себя в обществе. Ведь по существу, за исключением критики со стороны некоторых маргинальных либералов-секуляристов, информационная война — это зеркало, в которое смотрится церковь.

«Позиция патриарха изменилась в сторону демократии и прав человека»

— Как явный провал Кирилла расценивается потеря Украины. Что она означает для его позиций в российской элите и системе власти? Кто-то считает, что на патриархе поставили крест.

— Согласен, из Кремля идут намеки, что власть недовольна тем, что патриарху Кириллу не удалось удержать под контролем ситуацию на Украине. Но я думаю, что это может считаться политическим провалом только с точки зрения светских властей. На самом деле никакого провала, в общем-то, не произошло. Да, церковной дипломатии не удалось предсказать поведение патриарха Константинопольского Варфоломея. Но, по сути, никакого раскола нет, никакая половина Украинской православной церкви не ушла в новую церковь. Сейчас говорят, что украинские приходы переводят из одной юрисдикции в другую и этот процесс будет ускорен в рамках нового закона Верховной Рады. Но, во-первых, в действительности процесс перехода шел с 2014 года, когда ситуация резко обострилась и в киевский патриархат ушло около 70 общин. А во-вторых, это ничто по сравнению с 12 тысячами организаций Украинской православной церкви.

Я должен отдать должное патриарху Кириллу. Он поддерживал статус-кво с 2014 года, и его удалось удержать именно политически сбалансированной позицией патриарха. Впервые эта позиция отличалась от внешнеполитической линии российского руководства. Это касается и позиции по Крыму: в крымской кампании не было поддержки со стороны РПЦ. Это касается позиции по Донбассу: РПЦ не вступала в официальные контакты с ДНР и ЛНР и сохранила позиции Украинской православной церкви в Крыму. Это важно.

Разлад с Константинополем и потеря влияния на Украине политически ослабила патриарха Кирилла

Может быть, общество не заметило этого. Но когда стали выяснять, а какую позицию занимает Украинская православная церковь по всем обсуждаемым проблемам между Россией и Украиной, то оказалось, что УПЦ вполне себе благословляет солдат, которые участвуют в антитеррористической операции украинских властей на Донбассе, но прихожане УПЦ также живут и в ДНР и ЛНР. В 2014 году митрополит Киевский Онуфрий писал письма Путину, чтобы Россия остановилась. Ситуация оказалась непростой. И в этой непростой ситуации патриарх Кирилл показал себя как выдержанный политик. Чего ему, кстати, не хватает внутри России.

— Патриарх Кирилл — воспитанник известного экумениста митрополита Никодима, который ратовал за развитие отношений с Ватиканом. Сам Кирилл вошел в историю уникальнейшей встречей с Папой Римским Франциском, высказывался в поддержку модернизационных проектов. С другой стороны, он отчасти стал заложником внешней политики Кремля и вынужден использовать антизападную риторику. Это не вредит репутации РПЦ на международной арене?

— Важно понимать природу этой лояльности власти. На самом деле, как я уже сказал, сложилась взаимовыгодная ситуация. Я уверен, что у патриарха Кирилла не возникает никаких сомнений в том, что церковь должна поддерживать российскую власть и развиваться в том числе при поддержке государства как традиционная историческая религия. Но при этом у патриарха Кирилла действительно есть представление о церкви как о независимой корпорации со своими интересами. Ярче всего интересы церкви проявляются во внешней политике. У нее есть своя позиция в рамках отношений с руководителями государств, особенно соседних: Белоруссии и Молдовы.

Но основное противоречие я вижу не в метаниях между западничеством и почвенничеством. Основное противоречие в том, как выстраивается внутрицерковная политика. С одной стороны, некая вертикаль власти, с другой — желание и попытка сделать церковь социально и культурно активной, для чего не хватает ресурсов. Понятно, что развитие церкви сверху порождает бюрократизацию и мешает развитию инициатив. При этом развивается демократия снизу в рамках тех общин, которые приобрели новое качество благодаря личностям духовенства и участию прихожан в разных социальных проектах.

Подчеркну, что раньше патриарх высказывался более антидемократически, сейчас позиция изменилась в сторону демократии и прав человека. РПЦ стала уделять много внимания теме защиты прав христиан и теме религиозной свободы в мире. Я не исключаю, что в итоге под давлением снизу церковь станет более демократическим институтом, и руководству церкви придется с этим считаться. Но это может противоречить представлениям власти о том, как дальше обустраивать будущее страны.

— И все-таки уточним. Патриарх Кирилл не способен и не собирается модернизировать церковь? Или он готов к этому, но только если его будут поддерживать массы верующих снизу?

— Не думаю, что патриарх Кирилл олицетворяет собой антимодернизационную силу. Это скорее либеральная точка зрения, которая видит в религии только средство архаизации общества. Например, в своем рождественском интервью патриарх говорил об опасности информационного контроля над человечеством, что является признаком последних времен и прихода Антихриста. Либералы успели подхватить его высказывания и истолковать как обскурантистские. Но патриарх не выступал против самих гаджетов. Более того, недавно в церкви была разработана концепция по работе в Интернете и социальных сетях, которая подразумевает, что церковь должна идти к молодежи, в массы. Это, наоборот, является признаками модернизации.

Повторюсь, все реформы патриарха Кирилла связаны с социальным служением. Это сильно меняет и в этой сфере модернизирует церковь. Я сам был свидетелем этого, когда принимал участие в православных фестивалях «Вера и слово», где собираются представители разных информационных служб, на съездах, посвященных социальному служению РПЦ. На сегодня насчитываются уже сотни православных проектов в социальных сетях. Это, например, социальная сеть «Елицы», «Прихожане.ру», «Приходы.ру», «Батюшка онлайн», различные православные блогеры, православный батюшка-рэпер и многое другое. Это то, что меняет церковь изнутри, воспитывая свободомыслие, создавая пространство для нового свободного, молодого поколения духовенства и прихожан.

«Впервые в истории вокруг главы РПЦ сложился вполне либеральный круг сторонников»

— Вы упомянули о защите прав христиан. При Кирилле усилились гонения на христиан иных конфессий. Что это — устранение конкурентов с помощью административных ресурсов? Или попытки государства противостоять «иностранным агентам»?

— Часть православных активистов и духовенство вполне приветствуют разные антисектантские законы и кампании. Но я полагаю, что руководство РПЦ не причастно к лоббированию этих законопроектов. Я не думаю, что именно церковь добивалась запрета свидетелей Иеговы.

Источником таких законов скорее является подозрительное отношение власти к нетитульным конфессиям и религиям, тем движениям, которые связаны со своими западными собратьями. Такое отношение обусловлено фобиями по поводу оранжевой революции в России. Помимо этого, свою роль играет общая политика контроля за некоммерческим сектором, которая докатилась до религиозных организаций. Преследования доходят до абсурда, потому что эта сфера была отдана на откуп правоохранительным органам, которые не разбираются в религиях и руководствуются своими фобиями.

Повторю, православная церковь не участвует напрямую в гонениях на инаковерующих. Но при этом молчаливо соглашается с этим.

— При этом тренд на борьбу с иными конфессиями усиливается. Например, сенатор Мизулина проталкивает закон о защите людей от «деструктивных сект». Не приведет ли это в итоге к гражданской «холодной войне», когда часть людей будет стигматизирована в качестве аутсайдеров только за взгляды на потусторонний мир?

— Действительно, проталкивание этого законопроекта указывает на усиление контроля над религиозными организациями. Но я сомневаюсь, что дело может дойти до некой гражданской «холодной войны», сегрегации и так далее.

Во-первых, вся эта антирелигиозная политика непоследовательна. Тот же «закон Яровой» (ограничивающий свободу миссионерской деятельности. — Прим. ред.) не применяется тотально по отношению ко всем нетитульным общинам. Это часто зависит от расторопности правоохранительных органов, от их способностей и желаний. Одни с радостью штрафуют и заводят уголовные дела, но другие этого не делают.

Во-вторых, то религиозное многообразие, которое сложилось в России за последние 25 лет, неискоренимо. Те же члены запрещенной организации «Свидетели Иеговы» все равно собираются где-то на квартирах. И многие об этом знают. И что с этим можно поделать? Более того, сейчас многие стали испытывать жалость к ним, тогда как раньше о «Свидетелях Иеговы» были лишь негативные отклики: агрессивные и неприятные, всюду ходят и всем надоедают.

То есть, как мне видится, в обществе меняется отношение к религиозному многообразию с резко негативного на терпимое. Я думаю, что в эпоху патриарха Кирилла местные епархии стали вести себя намного цивилизованнее в отношении членов «сект». Те радикальные православные активисты, которые в 90-х и нулевых резко выступали против «сект», сегодня могут попасть под закон об экстремистской деятельности. Поэтому они поутихли. И потом — патриарх Кирилл на первое место поставил социальную роль церкви, а не борьбу с реальными или мифическими «сектами». Сейчас в епархиях стало намного меньше антисектантской работы в оскорбительном ключе, что было в порядке вещей еще в начале 2000-х.

— В последнее время в медиасфере все чаще звучит имя Тихона (Шевкунова). Многие прочат его на место патриарха Кирилла. Что вы можете сказать на этот счет?

— Действительно, некоторые называют Тихона преемником Кирилла на патриаршем посту. Это объясняется его доверительными отношениями с президентом Владимиром Путиным. Путин приезжал к Тихону в митрополию, сам Тихон участвовал в Валдайском форуме. И удаление Тихона из Москвы явно произошло не случайно. С одной стороны, он перерос должность викария. А с другой, Тихон вполне мог раздражать патриарха своей активной деятельностью. Особенно в вопросах трактовки российской истории в рамках выставок, которые он устраивал. Возможно, эта популярность Тихона стала мешать Кириллу.

С формальной точки зрения, ничто не мешает Тихону претендовать на патриарший престол. Но информация о том, что Тихон может сменить Кирилла из-за провала на Украине, носит мифологический характер. Патриарх избирается пожизненно. А то, что Кирилл сам откажется от своего престола, маловероятно. И даже если Тихон окажется другом Путина, то еще не факт, что именно за него будут голосовать другие митрополиты при избрании нового патриарха. Все-таки Тихон слишком идеологизированная фигура. А потому не всем может быть угоден. Церковь — более сложная структура. Это не партия «Единая Россия» и не Госдума. То, что Путин в данном случае будет поддерживать определенного кандидата, не значит, что митрополиты скажут «есть» и сделают, как будет выгодно Кремлю.

— У патриарха Кирилла есть и другие конкуренты — например, протоиерей Всеволод Чаплин, который жестко критикует и «коррумпированную и циничную политическую элиту», и патриарха — за волюнтаризм и заискивание перед властью. Насколько многочисленны и влиятельны в РПЦ такие, как Чаплин?

— Дело в том, что церковное управление устроено так, что конкурентов у патриарха быть не может, ведь патриарху не грозят даже грядущие выборы, как президенту. Бывшие чиновники патриархии далеко не всегда могут стать общественными деятелями и реальными оппозиционерами. Отец Всеволод Чаплин — человек остроумный, по-своему понимающий и защищающий интересы РПЦ, иногда говорящий на грани консервативного реформаторства, но не выходящий за пределы внутренних правил РПЦ (обида на патриарха привела только к смене прихода, но также в пределах Москвы).

Критиком, который получил негласную поддержку в епархиях, стал, скорее, дьякон Андрей Кураев, сделавший ставку на очищение церкви от всякой скверны: коррупции, самодурства епископов, сексуальных скандалов. Косвенно и редко прямо эта критика затрагивает и лично патриарха Кирилла, который вынужден сохранять у власти одиозных епископов, награждать политиков, чиновников и олигархов, но такова уж доля главы РПЦ.

К 10-летию интронизации Кирилла в серии «Жизнь замечательных людей» вышла биография патриарха

Самыми заметными критиками патриарха Кирилла являются скорее те либералы-секуляристы, которые не приемлют религию в публичном пространстве, а церковь хотели бы иметь примерно такую же послушную, какой является сейчас Поместная церковь Украины у администрации Порошенко.

Парадокс в том, что именно в правление патриарха Кирилла вокруг главы РПЦ впервые в истории сложился вполне либеральный круг сторонников в смысле развития разных форм миссии и социального служения, понимания необходимости внутрицерковной демократии (и действительно либеральный в смысле допущения свободы для развития церкви во всех сферах жизни). Это сообщество портала «Православие и мир», почитатели отца Андрея Кураева, кочетковцы — Преображенское православное братство, по-своему возрождающее общинный строй церкви (ранее их считали чуть ли не еретиками, теперь же РПЦ стала поддерживать их форумы), часть молодого поколения духовенства и активистов, которые принимают энергичное участие в создании системы социального служения в профильном синодальном отделе, информационной повестки дня РПЦ в рамках отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ и телеканала «Спас».

Традиционалистская повестка дня представлена общественным движением «Сорок сороков», и логика развития РЦП приведет к созданию все новых и новых подобных организаций. Сохраняя свой консервативный государственнический образ в проповедях, патриарх в реальных делах опирается на ту православную гвардию, которая строит церковную демократию снизу. И за последние десять лет патриарх показал, что он способен выдерживать этот невидимый баланс, не мстить и не наказывать (либо очень мягко) своих критиков справа или слева.

— Обычно история развивается циклично или как маятник. Особенно в России. Похоже, она не знает «золотой середины». Когда-то наше общество было атеистическим. А 90-е запомнились размахом свободы — проявились разного рода религии, культы, секты, ясновидящие и колдуны. Сейчас идет процесс зачистки поля веры и мистики, предпринимаются попытки укрепить ведущую роль РПЦ. Не настанет ли время, когда люди устанут от навязывания официозного православия и маятник снова качнется в противоположную сторону?

— Такой процесс хорошо описал исследователь Дмитрий Фурман в труде «Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России». Действительно, после всеобщего интереса к православию может произойти всеобщий откат. Но он не будет таким однозначным, как в советское время: дескать, теперь мы все атеисты и проклинаем православие.

У нас уже есть секулярное общество, которое спорит с церковью и критикует ее. Есть люди, которые сознательно выбрали антицерковную позицию, и никто им особо не мешает. Не считая случаев разного рода радикальных акций и резких оскорблений в адрес РПЦ (танцы в храме Христа Спасителя, издевательства над образом Христа в постановке «Тангейзер» в Новосибирске и так далее). Но нет основания говорить, что все общество отвернется от РПЦ.

С другой стороны, как в секулярном сознании, так и в сознании ряда православных все больше нарастает желание так или иначе реформировать церковь. По соцопросам видно, что есть запрос на более открытую и милосердную церковь, с более демократическим мировоззрением, с большей дистанцией от государственной власти. Я думаю, что этот конструктивный запрос будет развиваться и в итоге перерастет в определенные требования к иерархам РПЦ. Но также думаю, что в будущем общество все же будет различать церковную жизнь и то церковное руководство, которое часто живет в придуманном мире, а потому может не реагировать вовремя на запросы паствы.

В подготовке материала участвовал Александр Задорожный.

Московский патриархат разорвал дипотношения с «матерью всех церквей» — Константинопольским патриархатом, который хочет дать независимость Украинской православной церкви. Почему церкви не договорились и за что борются — выяснял РБК Читать в полной версии (Фото: Пресс-служба патриарха Московского и всея Руси / ТАСС)

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл больше не будет совершать поминовения константинопольского патриарха Варфоломея, сообщил глава отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион. Такое решение было принято на внеочередном собрании Священного синода в пятницу, 14 сентября.

Священный синод постановил приостановить сослужения с иерархами Константинопольской церкви (находится в Стамбуле) и выход из структур, в которых председательствуют или сопредседательствуют представители Константинопольского патриархата.

Отношения между Московским и Константинопольским патриархатами осложнились из-за возможного предоставления последним автокефалии (церковной независимости) Украинской православной церкви (УПЦ). 7 сентября патриарх Варфоломей назначил двух своих экзархов (представителей) на Украину. В сообщении об их назначении говорилось, что это потребовалось в рамках подготовки к предоставлению автокефалии Украинской православной церкви. УПЦ Московского патриархата назвала эти действия «грубым нарушением канонической территории», аналогичным образом отреагировала и РПЦ.

Перед началом заседания Синода патриарх Кирилл заявил, что Московский патриархат располагает достоверными сведениями о том, что константинопольские экзархи уже прибыли на Украину «и приступили к работе» в рамках подготовки к предоставлению автокефалии УПЦ.

Что это значит?

Решение Синода РПЦ о непоминовении Константинопольского патриархата можно назвать церковным эквивалентом разрыва дипломатических отношений, сказал Иларион. «Мы временно приостанавливаем всякое общение с Константинопольским патриархатом», — сказал он.

Председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата Иларион (Фото: Михаил Метцель / ТАСС)

Во время богослужения главы поместных церквей «поминают» друг друга — перечисляют имена предстоятелей других автокефальных церквей. Имена при этом упоминаются в порядке чести, так называемом диптихе. Первым в этом списке традиционно идет предстоятель Константинопольского патриархата.

Прерывание поминовения — крайняя форма протеста, неприятие действий другой поместной церкви, объясняет РБК протоиерей Андрей Новиков. «Этим жестом наша церковь показывает, что она больше не считает патриарха Варфоломея обладающим какой-либо властью над православными. Его статус больше не имеет никакого значения. Если он нарушает каноны, прерывается его поминовение. Мы в нашей церкви больше за него не молимся. Лично для нас на данный момент он — персона нон грата», — заявил он.​

После разрыва дипотношений РПЦ больше не будет принимать участие в епископских ассамблеях в странах православной диаспоры и в «богословских диалогах», говорится в заявлении РПЦ.

Включить в сугубую ектению

Священный синод также постановил «включать в сугубую ектению» (молитвенные прошения) два прошения о единстве святого православия». Теперь «во всех храмах Русской православной церкви» будут произноситься следующие прошения:

«Еще молимся Господу и Спасителю нашему о еже сохранити в единении и правоверии Церковь Православную во всем мире пребывающую и даровати ей мир и безмятежие, любовь и согласие, рцем вси, Господи, услыши и помилуй»;​

«Еще молимся о еже благосердием и милостию призрети на Святую Церковь Православную и сохранити ю от разделений и расколов, от вражды и нестроений, да не умалится и не поколеблется единство ея, но да славится в ней Трисвятое имя Твое, рцем вси, Господи, услыши и помилуй».

Это раскол?

Митрополит Иларион подчеркнул, что принятые меры пока не означают разрыва евхаристического общения. Миряне, по его словам, по-прежнему смогут причащаться в храмах Константинопольского патриархата. Московский патриархат не отказывается полностью от диалога, а посылает Константинополю сигнал, уточнил Иларион. В том случае, если Константинополь продолжит двигаться в направлении автокефалии УПЦ, Русская церковь будет вынуждена «полностью разорвать евхаристическое общение». «Это будет означать, что Константинопольский патриархат больше не будет главой 300 млн православных, — сказал он. — По крайней мере половина не будет признавать его в качестве первого среди равных».

Евхаристическое общение — каноническое единство церквей, возможность для их последователей беспрепятственно участвовать в таинствах в другой церкви. «Разрыв евхаристического общения — это дисциплинарный запрет на принятие таинств церкви. То есть таинства могут и признаваться, но, если ты их принимаешь, ты нарушаешь запрет послушания епископу или патриарху. Это будет грехом», — объясняет протоиерей Новиков. Разрыв евхаристического общения фактически станет признанием Константинополя со стороны РПЦ раскольнической церковью, добавляет он.

Ваш браузер не поддерживает вставку видео

Видео: РБК

Меры, принятые РПЦ, — беспрецедентны, говорит РБК дьякон Андрей Кураев.

«Фактически можно говорить о превентивном расколе РПЦ и Константинополя — это фантастика, в истории церкви такого не знаю», — говорит он. При этом разрывать отношения из-за простого визита — необдуманный и противоречивый поступок, добавляет он. Заявления Синода он назвал «преждевременными» и «незаконными»: «Как и любой закон, канон наказывает деяния, а не намерения, то есть наказание не может быть упреждающим».

«Они же не рукоположили никого в епископы, не служили литургию без спроса местного митрополита», — пояснил богослов, отметив, что при таком случае «можно было бы говорить о каком-то вторжении в нашу территорию». По его мнению, РПЦ стоило бы занять более выжидательную позицию. «В крайнем случае можно было бы подписать бумагу , на которой не было бы даты, и пригрозить константинопольским посланцам: если они предпримут какие-то оскорбительные действия, мы будем готовы ее имплементировать», — заявил он.

Зачем Константинополю влияние на УПЦ?

Весьма условно вселенское православие разделено на две партии, тяготеющие к Константинополю или Москве, — греческую и русскую. В первой — сам Константинополь, Александрия, Иерусалим, Кипр, Эллада, Албания, во второй — Москва, Антиохия, Грузия, Сербия, Болгария, Польша, Чехия, Словакия. Автокефальная поместная православная церковь есть также в Румынии, но она сохраняет нейтралитет.

Спор между Константинопольским и Московским патриархатами о том, чьей канонической территорией считается Украина, ведется уже несколько веков. В 1686 году Константинопольский патриарх Дионисий передал Киевскую митрополию в управление Русской православной церкви (РПЦ). Однако в начале XX столетия представители Константинополя начали говорить, что РПЦ неправильно прочитала это решение и у Вселенского патриарха сохранилось право считать Украину своей канонической территорией.

Ни одна из поместных церквей не признает раскольнические церкви на Украине — УПЦ и УАПЦ. Константинополь до сих не сообщил, каким образом он собирается даровать автокефалию. Самый вероятный сценарий — создание автокефальной церкви как раз на основе УПЦ КП и УАПЦ.

Предоставление Константинополем независимости УПЦ — способ утвердить свое влияние в православном мире.

Что потеряет РПЦ на Украине и за что борется Константинополь?

Украинская православная церковь Московского патриархата — крупнейшая церковь на Украине. По данным Министерства культуры Украины на начало 2017 года, УПЦ МП имела в своем распоряжении по всей стране 11 392 культовых сооружения, а также 12 328 общин верующих. В ведении православной церкви Киевского патриархата — 3784 храма и 5114 общин. При этом всего у РПЦ вместе с приходами за рубежом 36 878 храмов и иных помещений, где совершается божественная литургия. Третья по численности общин и храмов на Украине — Украинская автокефальная православная церковь: у нее 1195 общин и 868 храмов.​

Украинский закон собственником храмового здания считает общину (в России церковным имуществом распоряжается епархия). Поэтому в случае автокефалии УПЦ именно прихожане будут решать, переходить ли церкви в другой патриархат.

Владельцем Почаевской лавры является религиозная организация «Почаевская Свято-Успенская Лавра» — юридическое лицо, подчиняющееся Московскому патриархату. Ранее, в 2003 году, здания лавры были исключены из состава Кременецко-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника, следовало из распоряжения правительства Украины. Киево-Печерская лавра находится в раздельном пользовании. Нижняя лавра принадлежит УПЦ МП, верхняя — находится в государственной собственности Украины.

Прихожанами Украинской православной церкви Киевского патриархата считают себя 28,7% опрошенных граждан республики, Украинской православной церкви Московского патриархата — 12,8%. Прихожанами Украинской православной автокефальной церкви назвали себя 0,3% опрошенных, 23,4% заявили, что они «просто православные», 1,9% затруднились с ответом. Об этом свидетельствуют данные исследования (*.pdf), проведенного украинским Центром Разумкова весной 2018 года.

В Московском патриархате, впрочем, данные опросов не признают. » совершенно не соответствуют действительности», — заявил председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

Есть ли в споре двух церквей политика?

В РПЦ увязывают действия Константинополя с политикой Киева. «Кто-то в Константинополе очень торопится, пока у власти находится президент Порошенко, который активно поддерживает этот проект», — заявил Иларион.

Порошенко с первых дней пребывания на посту не скрывал, что намерен добиться независимости украинской церкви от русской. «Автокефалия — это не проблема только украинских православных. Это вопрос нашей независимости. Это вопрос нашей национальной безопасности. Поэтому и оказывают такое яростное сопротивление Москва и ее пятая колонна в Украине», — заявил Порошенко в июне 2018 года. Его поддержали бывшие президенты страны Леонид Кравчук, Леонид Кучма и Виктор Ющенко.

Фото: Пресс-служба Патриархии / ТАСС

По данным опроса, проведенного фондом «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива и Центром Разумкова в июне, создание автокефальной поместной православной церкви на Украине поддерживают 31% граждан, против выступают 20%. Среди сторонников Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) идею создания поместной церкви поддерживают лишь 23%, выступают против — 40% (среди сторонников Украинской православной церкви Киевского патриархата их доля составляет 45 и 18% соответственно).

И только 11% украинцев считают, что создание поместной церкви относится к первоочередным вопросам жизни страны.

В условиях эскалации конфликта с РПЦ Константинополь может форсировать процесс предоставления автокефалии Украине, считает Алексей Макаркин из Центра политических технологий. «Дипломатические возможности разрешить конфликт уже практически исчерпаны», — сказал он. Автокефалия УПЦ создаст дополнительный осложняющий фактор в отношениях России и Украины, считает Макаркин, так как между Московским и Киевским патриархатами начнется борьба за имущество.

РПЦ — одна из последних нитей, которая связывает Россию и Украину после 2014 года, констатировал в разговоре с РБК руководитель центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. «После 2014 года церковные политики занимали даже более осторожную позицию по поводу сложившейся политической ситуации, чем светские власти, так как у церкви к Украине сохраняется духовно-культурный интерес», — говорит он.

Нынешний конфликт несет в себе серьезные риски, говорит Лункин. Потеря РПЦ Украины, где прошло крещение Руси, негативно повлияет на статус РПЦ в постсоветском пространстве, а также приведет к размыванию идеи Русского мира, сказал он. «Российская церковь осознает это, поэтому предпринимает все действия для диалога с Константинополем и Киевом», — отметил Лункин, однако добавил, что в ближайшем будущем «влияние РПЦ будет только уменьшаться».

22.04.2020

Патриарх Кирилл

Предстоятель РПЦ настроил против себя Кремль, интеллигенцию и православных фундаменталистов. Действия патриарха Кирилла в период пандемии подорвали его авторитет навсегда, считает Константин Эггерт.

«Сижу в пустом храме. ОМОН разогнал моих старушек, когда те пытались прорваться на службу»… Голос знакомого епископа, которому я позвонил, чтобы поздравить с Пасхой, звучал явно растерянно.

Монахи-оппозиционеры

В его бедном провинциальном российском городке и окрестных деревнях верующие — в основном пожилые люди, которые, по словам самого епископа, говорят: «Какие запреты? Может быть, это наша последняя Пасха! А я не знаю, что им отвечать». Я спросил владыку, получил ли он какие-либо инструкции от патриархии. «Сказали, что не могут приказать закрыть храмы, и призвали сотрудничать с местными властями. Как это понимать?» — ответил он.

Константин Эггерт

Но в не менее сложной ситуации оказался и сам патриарх Кирилл. Предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) служил пасхальную службу в пустом Храме Христа Спасителя в Москве. Одновременно в подмосковной Троице-Сергиевой Лавре, которую многие считают своего рода «православным Ватиканом», утреня и литургия, если судить по онлайн-трансляции, прошли с участием не только братии, но и немалого числа простых прихожан.

Патриарх РПЦ по статусу одновременно является настоятелем (священноархимандритом) лавры. Получается, что консервативные лаврские монахи просто проигнорировали собственного «начальника». Этот факт обязательно заметят епископат и, что немаловажно, Кремль. Просьба патриарха к властям заморозить коммунальные платежи для церкви вызовет раздражение в правительстве, к которому все и так обращаются с просьбой дать денег, и уже вызвала негативную реакцию в соцсетях — мол, вместо того чтобы просить за беднеющих на глазах прихожан, глава РПЦ просит «за корпорацию».

Атеисты и фундаменталисты против Навального и патриарха

Пандемия показала всем слабость путинской системы управления Россией. И точно так же она обнажила катастрофические последствия заигрывания РПЦ с государством, с одной стороны, и фундаменталистским «активом» из числа активных верующих — с другой. Бесконечные реверансы в адрес Путина, готовность церковного руководства поддержать новую старую путинскую идеологию советского великодержавия, плюс выставленное напоказ богатство части иерархии и клира настроили против РПЦ влиятельное меньшинство — образованных горожан, прежде всего (но далеко не только) молодых.

Именно их готовность участвовать в митингах протеста, волонтерском движении плюс активность в соцсетях деятельно формируют сегодня идейную альтернативу путинизму — а значит, и образ будущего для России. Будущее это не предполагает какой-либо публичной роли для церкви и, в более широком контексте, для религиозной веры. Реакция этих людей на твит Алексея Навального, в котором он поздравил верующих с Вербным Воскресением — отличный пример радикального «нового атеизма», ставшего почти нормой среди активных оппонентов Кремля. По моим наблюдениям, эта тенденция в ближайшие годы не только не изменится, но и укрепится.

С другой стороны, пандемия сделала явным разрыв между высшей иерархией РПЦ и активными верующими, а также монашеством. Большинство этого «актива» видит в христианстве своего рода единственно верную идеологию и питается теориями заговора. Для них коронавирус — либо фейк, запущенный многоликим Западом (ЦРУ, Билл Гейтс, далее по списку), либо испытание веры — искушение. Борьба с ним должна включать презрение к опасности и даже готовность умереть, но никак не отказ от богослужений.

Для этой части верующих патриарх с его красноречием, близостью к светской власти (которую церковный актив считает коррумпированной, прозападной и не слишком православной), «мерседесами» и контактами с «еретиками» из Ватикана — чужой. У этих людей свои герои — прежде всего, старцы, например ныне покойный архимандрит Иоанн (Крестьянкин). На этот «актив» ориентируются, а часто и принадлежат к нему, десятки поставленных патриархом Кириллом епископов. В условиях пандемии многие из них почувствовали себя мини-патриархами в своих епархиях (что на самом деле вполне соответствует традиции и канонам) и, по сути, саботировали распоряжения властей о карантине.

Что предпримет Кремль?

Возникла абсолютно парадоксальная ситуация: оппозиционные критики патриарха, требовавшие закрытия церквей (и вообще мест коллективной молитвы), встали, фактически, на сторону нелюбимых ими властей. А вроде бы провластный епископат и заметная группа верующих оказались, наоборот, в оппозиции. То, что из-за боязни конфронтации с монашеством и «активом», а также нежелания потерять доходы, патриарх согласился с закрытием храмов медленно, неохотно и невнятно, не добавило ему очков в глазах Путина. «Если мы с мест видим, что патриарх больше не управляет церковью, то Кремль это заметит и подавно»,- сказал мне один из опытных священников.

Как и то, что, вероятно, самый популярный епископ и православный писатель России, митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), наоборот, решительно затворил церкви, прекратил сбор средств с приходов и начал оказывать помощь многодетным священникам и бедным. Патриарх оказался чужим для всех: для власти, которая видит в нем слабого и некомпетентного менеджера; активных верующих, в глазах которых он изменил «истинному Православию»; и значительной части городского среднего класса, для которого предстоятель — очень богатый, оторванный от жизни член правящей корпорации, враг науки и прогресса.

Патриарх Кирилл потерпел крах — как администратор, де факто политик и общественный деятель. Если нынешний режим, возможно, переживет пандемию, то в отношении главы РПЦ есть большие сомнения. Причины добиваться его смещения есть и у многих членов епископата, и у Кремля, и у части общественности, как церковной, так и антицерковной. Но даже если чисто формально он сохранит патриарший трон, авторитету нынешнего предстоятеля несколько весенних недель нанесли такой удар, после которого он уже не сможет оправиться.

Константин Эггерт — российский журналист, ведущий программ телеканала «Дождь». Автор еженедельной колонки на DW. Константин Эггерт в Facebook: Konstantin von Eggert

Комментарий выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать с мнением русской редакции и Deutsche Welle в целом.

Коронавирус пришел в Россию Стремительный рост числа заболевших

Первые случаи заражения коронавирусом в России были зафиксированы в конце января 2020 года. С тех пор их число, по официальным данным, какое-то время росло сравнительно низкими темпами. Однако начиная с 6 апреля количество новых заболевших в РФ начало ежедневно увеличиваться как минимум на 1000 человек. Прирост за сутки с 15 по 16 апреля составил 3448 случаев.

Коронавирус пришел в Россию Тестирование на коронавирус

По данным оперативного штаба по борьбе с коронавирусом, к 16 апреля в стране было проведено 1,61 млн тестов на COVID-19 и выявлено почти 28 тысяч заболевших. Сейчас в РФ зарегистрировано больше 10 видов тестов разной чувствительности от разных производителей. Ждать результата теста на коронавирус приходится от одного до пяти дней, а точность применяемых в РФ тестов составляет 80-90 процентов.

Коронавирус пришел в Россию Эвакуация россиян из Уханя

5 февраля 2020 года Россия эвакуировала 128 своих граждан из китайского города Уханя, ставшего эпицентром распространения коронавирусной инфекции. Вместе с ними в Тюмень, вблизи которой располагается санаторий «Градостроитель», где вернувшиеся из Китая провели 14 дней на карантине, прибыли 16 граждан СНГ. На фото врачи в защитных костюмах встречают пассажиров этого рейса в аэропорту Тюмени.

Коронавирус пришел в Россию Возвращение в Россию во время пандемии

6 апреля 2020 года после временной приостановки авиасообщения с другими странами «Росавиация» возобновила рейсы по доставке домой россиян, оказавшихся во время пандемии COVID-19 за границей. Граждан РФ вывозили из США, Японии, Италии, Киргизии, Бангладеша, Черногории, Индии и некоторых других стран. Для россиян с неиспользованными билетами иностранных авиакомпаний перелет был платным.

Коронавирус пришел в Россию Визит Путина в больницу в Коммунарке

24 марта 2020 года президент России Владимир Путин посетил инфекционную больницу в Коммунарке, где лечат пациентов с коронавирусом. Как заявил позже его пресс-секретарь Дмитрий Песков, Путин отправился туда неожиданно, «без подготовки вообще». Яркий желтый цвет его защитного костюма врачи позже объяснили тем, что он подошел по размеру.

Коронавирус пришел в Россию Президент на удаленке

Во время визита в инфекционную больницу для пациентов с коронавирусом в Коммунарке Владимир Путин общался с ее главврачом Денисом Проценко, у которого впоследствии был выявлен коронавирус. После этого президент России перешел на удаленный режим работы и стал соблюдать «социальную дистанцию». 15 апреля Проценко написал в Facebook, что победил коронавирус и возвращается к полноценной работе.

Коронавирус пришел в Россию Режим самоизоляции

Чтобы замедлить скорость распространения коронавируса, 30 марта 2020 года в России для всех граждан был введен режим самоизоляции. Выходить из квартиры можно только в магазин за продуктами, в аптеку, вынести мусор или выгулять собаку (на расстоянии не более ста метров от дома). Ездить на работу разрешается, если есть справка от работодателя. Нарушения караются штрафами и административным арестом.

Коронавирус пришел в Россию Въезд в Москву по пропускам

Одной из мер, направленных на борьбу с коронавирусом в Москве, стало введение с 15 апреля 2020 года электронных пропусков для въезда в столицу. В первый день работы пропускной системы на подъездах к городу образовались пробки, а на станциях метро — огромные очереди. Глава пресс-службы Кремля Дмитрий Песков назвал причиной этих неудобств «недисциплинированность» людей.

Коронавирус пришел в Россию Общественный транспорт

Из-за пандемии коронавируса количество пассажиров общественного транспорта в Москве и Санкт-Петербурге заметно уменьшилось. Чтобы сократить риск заражения коронавирусом, поручни вагонов метро регулярно протирают дезинфицирующим раствором.

Коронавирус пришел в Россию Верующие в храмах

Несмотря на пандемию коронавируса, многие верующие в России не отказались от посещения храмов. 10 апреля РПЦ призвала православных христиан в праздник Воскресения Господня и весь пасхальный период, продолжающийся 40 дней, молиться дома. Решение о применении этих рекомендаций, однако, должны принимать епархиальные архиереи с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки в каждом регионе.

Коронавирус пришел в Россию Рекордный спрос на гречку

В условиях пандемии коронавируса многие россияне начали спешно закупать продукты долгого хранения, в первую очередь — макароны, консервы и гречку, являющуюся в стране излюбленным национальным блюдом. Кроме того, из-за коронавируса взлетел спрос на чеснок и имбирь, которые считаются в России народными средствами для укрепления иммунитета.

Коронавирус пришел в Россию Малый бизнес на грани выживания

Из-за коронавируса малый и средний бизнес в РФ, как и по всему миру, несет огромные убытки. В условиях пандемии 25 марта Владимир Путин объявил, что компаниям дадут отсрочку на полгода по кредитам и по всем налогам, кроме НДС. Во второй пакет помощи, представленный Путиным 15 апреля, входят финпомощь на зарплаты сотрудникам, а также льготные кредиты на пополнение оборотных средств.

Коронавирус пришел в Россию Дефицит аппаратов ИВЛ

Аппараты ИВЛ играют решающую роль в спасении пациентов с тяжелой формой COVID-19. 7 апреля министр промышленности РФ Денис Мантуров на совещании с Владимиром Путиным заявил, что они являются в стране «очень дефицитной позицией», но объем их производства наращивается. Неделей ранее Госдеп сообщил, что Россия продала США партию ИВЛ и другого медоборудования, необходимого для борьбы с коронавирусом.

Коронавирус пришел в Россию Больница в деревне Голохвастово

После вспышки коронавируса в Китае в провинции Хубэй за 10 дней была построена новая больница для пациентов с этим диагнозом. В России в середине марта тоже начали строить больницу для пациентов с COVID-19 — в деревне Голохвастово, расположенной в Троицком административном округе Москвы. Планируется, что объект будет сдан уже в мае.

Коронавирус пришел в Россию Работа над вакциной

Ученые в России, как и по всему миру, ведут активную работу по исследованию коронавируса и разработке вакцины против него. По данным министра здравоохранения РФ Михаила Мурашко, соответствующие исследования проводятся в стране в семи научных центрах. По словам министра, в ближайшее время должны начаться клинические испытания первых российских вакцин-кандидатов.

1 | 15 01:46 мин. Все сюжеты | 13.02.2016

Встреча тысячелетия: папа римский и патриарх всея Руси на Кубе

Константин Эггерт

Патриарх Кирилл отзывы о нем

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *