Значение правовых позиций конституционного суда РФ

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Бирюкова, Людмила Григорьевна, 2004 год

1. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

2. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993.

3. Конституции республик в составе Российской Федерации // Под ред. Н.А.Михалевой. М.: Манускрипт, 1995.

4. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации России (в редакции 10 декабря 1992 года).-М.: Известия, 1993.

5. Конституция и законы Союза ССР. М.: Известия Советов народных депутатов СССР, 1983.

6. Постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации за период 1992 2003 гг. // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации за 1992 — 2003 гг.

7. Федеральный закон от 28 августа 1995 года (в редакции от 04.08.2000) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — №35.

8. Федеральный закон от 6 октября 1999 года (в редакции от 08.02.2001) «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной властиIi субъектов Российской Федерации // Собрание законодательства

9. Российской Федерации. 1999. — №42.v

10. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года (в редакции от 08.02.2001) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1994.-№13.

11. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — №1.

12. Федеративный Договор: Документы. Комментарий. М.: Республика, 1992.

13. МОНОГРАФИИ, КНИГИ УЧЕБНИКИ

15. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. -М.:РЮИД, 1997.

16. Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные движения в РФ: конституционно-правовые основы. -М., 1996

17. Автономов А.С. У истоков гражданского общества и местного самоуправления.-М., 1998.

18. Амеллер М. Парламенты. -М., 1967.

19. Андреев И.Л. Некапиталистический путь развития (Опыт философско-социологического анализа). М., 1974.

20. Аристотель. Афинская полития. Государственное устройство афинян. -М.: Соцэкгиз, 1936.

21. Аристотель. Соч. В 4 т. -М.: Мысль, 1983.

22. Арон Р. Демократия и тоталитаризм: Пер. с франц. -М.: Текст, 1993

23. Ю.Асмус В.Ф. Платон. -М.: Мысль, 1975.

24. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.: Юрид. лит.,1997.

25. Ахиезер А.С., Ильин В.В. Российская государственность: истоки, традиции и перспективы. -М.: МГУ, 1997.

28. Барсегов Ю.Г. Самоопределение и территориальная целостность. М., 1993.

29. Басу Д.Д. Основы конституционного права Индии. М.: Прогресс, 1986.

30. Белкин А.А. Комментарии к решениям Конституционного Суда Российской Федерации. 1992-1993. СПб., 1994.

31. Белкин А.А. Конституционная охрана. Три направления российской идеологии и практики. СПб., 1995.

32. Бланкенагель А. «Детство, отрочество, юность» российского Конституционного Суда. М., 1996.

34. Бойков А.Д. Третья власть в России. М., 1997.

35. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс. М.: Закон и право, 1998.

36. Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель — налогоплательщик — государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской федерации: Учебное пособие. М., 1998.

37. Галлисо Р. Одолеть национализм или национализм одолеет нас. Реферат. М.: РАН ИНИОН, 1993.

38. Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 т. -М.: Мысль, 1965.

39. Государственное право Германии. М.: ИгиП РАН, 1994.

40. Государство Российское: власть и общество. Сборник документов/ Под общей ред. Ю.С. Кукушкина. -М.: МГУ, 1996.

41. Гражданское общество в России: западная парадигма и российская реальность. Сборник статей. -М.: «Б.И.», 1996.

42. Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования. -М.: ИГП РАН, 1991.

43. Гуменюк О.П., Сурков Д.Л. Правовые основы организации и деятельности Уставного Суда субъекта Российской Федерации. Иркутск,1998.

44. Ершов В.В. Статус суда в правовом государстве. М., 1992. 32.3латопольский Д.Л. Государственное устройство СССР. — М., 1960.

45. Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М., 1997.

46. Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России: циклы модернизационного процесса. -М.: МГУ, 1996

47. Иностранное конституционное право / Под ред. проф. В.В.Маклакова. -М.: Юрист, 1996.

48. Исполнительная власть в Российской Федерации / Под ред. А.Ф.Ноздрачева, Ю.А.Тихомирова. -М.: БЕК, 1996.

49. Каста Дж. Большие системы: связность, сложность, катастрофы. М., 1987. С. 42.

50. Клеандров М.И. Очерки российского судоустройства. Проблемы настоящего и будущего. Новосибирск, 1998.

51. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право. М.: Юристь,1999.

52. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. ред. Ю.В.Кудрявцева. М., 1996.

53. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 2 т. / Рук. авт. кол. Б.А.Страшун. М.: БЕК, 1995.

54. Конституционное право России. Учебник для юридических вузов и факультетов. / Под ред. О.Е. Кутафина- М.: Юристь, 1995.

55. Конституционное право Российской Федерации: Сборник судебных решений. / Сост. М.С.Саликов, СПб. Паритет, 1997.

59. Конституция РФ. Проблемный комментарий / Под ред. В.А. Четвернина. -М.: Инфра-М, 1998

60. Котляревский С.А. Власть и право. Проблема правового государства. -М., 1915

61. Крылов Б.С., Михалева Н.А. Новая Конституция суверенной России. -М., 1994.

62. Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации.-М.: БЕК, 1998.

63. Курс советского государственного права: В 2 т. — М.: Госюриздат., 1961.

64. Лучин В.О., Доронина О.Н. Жалобы граждан в Конституционный Суд Российской Федерации. М., 1998.

65. Маклаков В.В. Конституционный контроль в странах членах Европейского союза. -М.: ИНИОН РАН, 1995.

66. Мамут Л.С. Государство в ценностном измерении. М., 1998.

67. Митюков М.А. Конституционные суды на постсоветском пространстве. Сравнительное исследование законодательства и судебной практики. -М., 1999.

68. Михалева Н.А. Координация правотворчества в Российской Федерации.1. М.: ИНИОН РАН, 1996.

69. Мишин АЛ. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. — М.: Белые альвы, 1996.

71. Патизм Р. Чтобы демократия сработала: Гражданские традиции в современной Италии. М., 1996.

72. Поленина С.В. Законотворчество в РФ. -М.: ИГП РАН, 1996.

73. Правовая реформа: концепция развития российского законодательства.- М.: ИзиСП, 1995.

74. Правовой механизм реализации положений Федеративного договора. Сборник рекомендаций. М.: ИзиСП, 1993.

75. Проблемы науки конституционного права. Екатеринбург, 1998.

76. Проблемы укрепления конституционной законности в республиках Российской Федерации. Уфа: РИО БАГСУ, 1998.

77. Разделенная демократия: Сотрудничество и конфликт между Президентом и Конгрессом / Под общ. ред. Дж.Тарбера. М., 1991.

78. Рац М. Политика развития: Первые шаги России. -М., 1995.

80. Российская государственность: состояние и перспективы развития. -М.: Республика, 1995.

81. Российское законодательство: проблемы и перспективы. — М.: БЕК, 1995.

82. Селезнев Н.В. Конституционный Суд Российской Федерации в системе судебной власти. М., 1998.

83. Современные зарубежные конституции. М.: МЮИ, 1992.

84. Современный немецкий конституционализм. М.: Институт государства и права РАН, 1994.

86. Становление новой российской государственности: реальность и перспективы (Открытый доклад). М.: УРСС, 1996.

88. Судебная практика как источник права / Отв. ред. Б.Н.Топорнин. — М., 1997.

89. Тадевосян Э.В. Советская национальная государственность. М.: МГУ, 1972.

90. Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992.

91. Токвиль А. Старый порядок и революция. М., 1997.

92. Топорнин Б.Н. Европейские сообщества: право и институты (динамика развития). М.: ИгиП РАН, 1992.

93. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. Учебно-практическое пособие. М.: Дело, 1998.

94. Федеративное устройство России: история и современность. Сборник обзоров и статей / Ред. Михалева Н.А., Алферова Е.В. М., 1995.

96. Философско-энциклопедический словарь. М., 1983.

97. Хабибулин А.Г. Природа государства и его форма. -Уфа: УЮИ МВД РФ, 1997.

98. Хабриева Т. Я. Правовая охрана Конституции. Казань, 1995.

99. Хабриева Т. Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. М., 1998.

100. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. -М., 1993.

101. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт.М., 1998.

102. Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. М.: ИНИОН РАН, 1995.

103. Чистяков О.И. Национально-государственное строительство в РСФСР в годы гражданской войны. М., 1966.

104. Чистяков О.И. Становление Российской Федерации (1917-1922). М., 1966.

105. Штайнберг Г. Модели конституционной юрисдикции. Европейская комиссия за демократию через право. Изд-во Совета Европы, 1994.

106. Штомпка П. Социология социальных изменений, М., 1996.

107. Шульженко Ю.А. Конституционный контроль в России. М.: Институт государства и права, 1995.

108. Шульженко Ю.Л. Институт конституционного надзора в Российской Федерации. М., 1998.

109. Шумпетер И. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995.

110. Эбзеев Б.С. Конституция, демократия, права человека. М., 1992.

111. Эбзеев Э.Б. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. -М., 1997.1. СТАТЬИ

112. Абдулатипов Р.Г. Власть не может выходить за рамки закона // Федерализм. 1997. -№1.- С. 10-18.

113. Авакьян С.А. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации: нерешенные проблемы // ВКС. 1997. — № 2. — С. 46—49.

114. Ажахова М.К. Конституционный Суд Кабардино-Балкарии и проблемы федерализма // Государство и право. 1999. — № 6. — С. 17—26.

115. Аметистов Э. Защита социальных прав человека в Конституционном Суде Российской Федерации: первые итоги и дальнейшие перспективы //ВКС. 1995.-№4.-С. 13—33.

116. Барри Д. Конституционный Суд России глазами американского юриста // Государство и право. 1993. — № 12. — С. 79—90.

117. Белкин А.А. Вопросы юридической силы решений Конституционного Суда Российской Федерации // ВКС. 1997. — № 2. -С. 21—24.

118. Белкин А.А. Дело про «общее число депутатов» // Правоведение. 1996.- №2. С. 3—14.

119. Белкин А.А. Пространство конституционной юстиции // Правоведение.- 1993.-№2.-С. 7—17.

120. Белкин А.А. Тезисы доклада «О проекте Закона «Об Уставном Суде Санкт-Петербурга» // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Приложение. 26 июня 1997. № 7. — С. 104—106.

124. Бланкенагель А. Теория и практика конституционного контроля в ФРГ // Советское государство и право. 1989. — № 1. — С. 102—109.

125. Боботов С.В. Судебное толкование законов: теория и практика // Юридический консультант. 1997. — № 9. — С. 60—64; № 10/11. — С. 1-4.

126. Богданова Н.А. Конституционный Суд Российской Федерации в системе конституционного права // ВКС. 1997. — № 3. — С. 59—68.

127. Бойков А.Д. Конституционное судопроизводство как вид правосудия // ВКС. 1997. — № з. . с. 52—58.

128. Бойцова В.В. Конституционная юстиция в посткоммунистических странах // ВКС. 1997. — № 2. — С. 73—77.

130. Бойцова JI.B. Конституционная юстиция. Теория интерпретации и демократический процесс // ВКС. 1997. — № 2. — С. 2—6.

131. В каких поправках нуждается Конституция? Круглый стол//Журнал российского права. 1999. — №1. — с.42-51.

133. Вагнер Б. Средства правовой защиты и следствия решений в конституционных судебных процессах // Защита основных прав Конституционным Судом. Избранные доклады. Европейская комиссия за демократию через право. Изд-во Совета Европы, 1995. — С. 75-89.

134. Ведерников Н. Т. Особенности становления конституционного правосудия в России // Проблемы укрепления конституционной законности в Российской Федерации. Уфа, 1998. — С. 68—70.

135. Витрук Н. Конституционный Суд Российской Федерации на защите основных (конституционных) прав и свобод граждан // Защита основных прав Конституционным Судом. Избранные доклады.

136. Европейская комиссия за демократию через право. Изд-во Совета Европы, 1995. — С. 113—123.

137. Витрук Н.В. Конституционная законность и конституционное правосудие // Проблемы укрепления конституционной законности в Российской Федерации. Уфа, 1998. — С. 33—40.

138. Витрук Н.В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятия, природа, юридическая сила и значение // Конституционное правосудие в посткоммунистических странах. Международный форум. Москва, 25-26 апреля 1999 г. М., 1999. — С. 1—9.

139. Вопросы избирательного права в практике Конституционного Суда Российской федерации // Вестник ЦИК РФ. 1998. — № 3. — С. 116—130.

140. Выдрин И.В. Устав области и правовое пространство // Российская Федерация. 1995. — №23. — с.18-24.

141. Гаврюсов Ю.В. Правовые проблемы обеспечения деятельности конституционных судов республик в составе Российской Федерации // Проблемы укрепления конституционной законности в Российской Федерации. Уфа, 1998. — С. 71—75.

142. Гаврюсов Ю.В. Проблемы конституционных судов субъектов Российской Федерации // Сборник материалов Международной научно-практической конференции конституционных судов России, Германии и Словении. Петрозаводск, 1998. — С. 79—83.

143. Гаджиев Г. Взаимоотношения Конституционного Суда РФ с судами общей юрисдикции и арбитражными судами // Российская юстиция. -1994. № 4. — С. 20—24.

145. Гаджиев Г.А. Подведомственность и допустимость обращений в Конституционный Суд Российской Федерации // Журнал российского права. 1997. — № 6. — С. 3—10.

147. Гатауллин А.Г. Проблемы становления органов конституционного контроля в Республике Татарстан // Проблемы укрепления конституционной законности в Российской Федерации. Уфа, 1998. — С. 90—93.

148. Грось JI. Акты Конституционного Суда РФ и право на судебную защиту // Российская юстиция. 1998. — № 11. — С. 3—4; № 12. — С. 9-10.

149. Гюнтер П. Полномочия конституционных судов субъектов федерации в Германии // Сборник материалов Международной научно-практической конференции Конституционных Судов России, Германии и Словении. -Петрозаводск, 1998. С. 65—70.

151. Даниленко Г.М. Применение международного права во внутренней правовой системе России: практика Конституционного Суда // Государство и право. 1995. — № II. — С. 115—125.

154. Карапетян JI.M. Гарантии независимости органа конституционного контроля // ВКС. 1997. — № 2. — С. 64—70.

155. Карлассаре JL Контроль конституционности «косвенным путем». Абстрактный контроль // Защита основных прав Конституционным Судом. Избранные доклады. Европейская комиссия за демократию через право. Изд-во Совета Европы, 1995.- С. 40— 61.

156. Каскахо Кастро X.JI. Права, подлежащие защите путем подачи конституционной жалобы // Защита основных прав Конституционным Судом. Избранные доклады. Европейская комиссия за демократию через право. Изд-во Совета Европы, 1995. — С. 4—18.

157. Киннер А.И. О некоторых аспектах конституционного правосудия // Сборник материалов Международной научно-практической конференции Конституционных Судов России, Германии и Словении. -Петрозаводск, 1998. С. 93—94.

158. Ковлер А.И. Конституция формальная и реальная//Полис. 1998. — №6.

159. Козлов Ю.М. Исполнительная власть: региональный уровень// Вестник МГУ. Сер. 11. Право. — 1993. — № 1.

160. Колар Д. Противоречия в конституционной истории СССР/России и строительство многонационального правового государства//Полис. -1998.-№6.

161. Колбая Г.Н. Закон о Конституционном Суде: ухудшить нельзя, улучшить! // Журнал российского права. 1998. — № 3. — С. 84—96.

162. Коммерс Д. Процедуры для защиты прав человека в системах децентрализованного судебного контроля // Защита основных прав Конституционным Судом. Избранные доклады. Европейская комиссия за демократию через право. Изд-во Совета Европы, 1995. — С. 19-39.

163. Кононов АЛ. Пятилетие Конституционного Суда в России: уроки. // ВКС. 1997. — № 2. — С. 12—20.

164. Конституционная реформа не прихоть, а необходимость. Круглый стол// Журнал российского права. — 1999. — №12.

165. Крылов B.C. О некоторых решениях Конституционного Суда Российской Федерации // ВКС. 1997. — № 2. — С. 43—45.

166. Кряжков В. Конституционный контроль в Российской Федерации // Российская Федерация. 1994. — № 10. — С. 18—20.

167. Кряжков В.А. Конституционные суды земель Германии / / Государство и право. 1995. — №5. — С.117—127.

168. Кряжков В.А. Органы конституционного контроля субъектов Российской Федерации: проблемы организации и деятельности // Государство и право. 1995. — № 9. — С. 125—133.

172. Куланченко О.М. Конституционное судопроизводство в Республике Адыгея // Журнал российского права. 1999. — № 2. — С. 162—163.

173. Лазарев В.В. Конституционный суд Австрии // Государство и право. -1993.-№9.-С. 51—62.

174. Лазарев Л.В Гражданин и Конституционный Суд // Российская Федерация. 1995. — № 18. — С. 55—57.

175. Лазарев Л.В Конституционное правосудие: механизмы реализации, проблемы //Российская федерация. 1995. — № 10. — С. 12—14.

176. Лазарев Л.В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации // Государство и право. 1996. — № 6. — С. 3—12.

177. Лазарев Л.В. Конституционный Суд России и развитие конституционного права// Журнал российского права. 1997. — №11. — С. 3—13.

178. Лазарев Л.В. Некоторые вопросы теории и практики конституционного правосудия // ВКС. 1997. — № 3. — С. 19—27.

180. Лазарев Л.В. Система судебной власти в России: проблема взаимодействия // Российская юстиция. 1995. — № 6. — С. 12—15.

183. Мавчич А. Конституционные суды: модели работы в соответствии с федеральными государственными системами // Сборник материалов Международной научно-практической конференции конституционных судов России, Германии и Словении. Петрозаводск, 1998. — С. 6-47.

184. Малеин Н.С. Правовые принципы, нормы и судебная практика // Государство и право. 1996. — № 6. — С. 12—19.

185. Миронов О.О. Конституция не может быть неизменной// Государство и право. 1998.-№4.

187. Митюков М.А. Конституционные суды постсоветских государств: контроль за выборами и референдумами // Конституционное правосудие в посткоммунистических странах. Международный форум. Москва, 25—26 апреля 1999 г. М., 1999. — С. 1—4.

188. Митюков М.А. Организация и компетенция конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1996. — № 3/4. — С. 57—64.

189. Митюков М.А. Проблемы федерализма и организации региональной государственной власти в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // ВКС. 1997. — № 2. — С. 33—42.

191. Михалева Н.А. Конституционная юстиция — гарантия федерализма (Региональный аспект проблемы) / / Российская Федерация и ее субъекты: проблемы гармонизации отношений. М., 1998. — С. 119— 143.

194. Морщакова Т.Г. Судебная защита основных прав граждан в общем и конституционном судопроизводстве: соотношение и особенности // Материалы российско-британского семинара. Москва, 12—13 сентября 1994 г. М., 1996. — С. 29—35.

197. Муксинов И.Ш., Хабибулин А.Г. Конституционные суды Российской Федерации — гарантия становления правового государства // Проблемыукрепления конституционной законности в Российской Федерации. -Уфа, 1998. -С.41—44.

198. Невинский В. В. Конституционный Суд Российской Федерации и правотворчество в России // ВКС. 1997. — №3. — С. 69—72.

200. Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в РФ: проблемы деполитизации // Государство и право. 1996. — № 1. — С. 32— 42.

205. Пашин С. Портрет Конституционного Суда // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1993. — №2 (3). — С. 28—35.

206. Переплеснин О.Б. Полномочия и проблемы деятельности Конституционного Суда Республики Карелия // Проблемы укрепленияконституционной законности в Российской Федерации. Уфа, 1998. — С. 85—89.

207. Руйе К. Швейцарский федеральный суд и надзор за конституционностью законов // Государство и право. 1995. — № 12. — С. 84—94.

209. Салмин AM Генезис и дисфункции «государства-провидения»: к изучению инерционных состояний политической системы (опыт

210. Франции) // Буржуазное общество в поисках стабильности / Отв. ред. А.А. Галкин. М., 1991. — С. 47.

211. Сафонов В.Е. Конституционные суды республик Российской Федерации на страже их Основного Закона // Проблемы укрепления конституционной законности в Российской Федерации. Уфа, 1998. — С. 63—67.

212. ИЗ. Собакин В. Модели конституционного судопроизводства // Российская Федерация. 1994. — № 6. — С. 58—63.

215. Талалаев А.Н. Конституционный Суд и международные договоры России // Государство и право. 1996. — № 3. — С. 118—123.

216. Тиунов О. И. Новый Закон о Конституционном Суде Российской Федерации // Российский юридический журнал. 1995. — № 1. — С. 21— 33.

217. Тиунов О. И. О решениях Конституционного Суда Российской Федерации в связи с жалобами граждан на нарушение их конституционных прав и свобод // Российский юридический журнал. 1996. — № 2. — С. 48—62.

218. Тихомиров Ю.А. Критерии конституционности правовых актов //ВКС. 1996. — № 6. — С. 35—41.

219. Тихомиров Ю.А. Развитие теории конституционного права//Государство и право. -1998. №7.

220. Туманов В.А. Пять лет конституционной юстиции в России: уроки, проблемы, перспективы // ВКС. 1996. — № 6. — С. 10—15.

222. Умнова И.А. Проблемы повышения роли конституционного судебного контроля в обеспечении конституционных основ российского федерализма // Российская Федерация и ее субъекты: проблемы гармонизации отношений. М., 1998. — С. 101—118.

223. Филимонов Ю.В. Конституционные, уставные суды субъектов Российской Федерации в общей системе органов государственной власти // Актуальные проблемы правоведения в современный период. Ч. 1 / Под ред. В.Ф. Воловича. Томск, 1998. — С. 129—132.

225. Филиппов В.Т. Из опыта работы Конституционного Суда Республики Саха (Якутия) // ВКС. 1996. — № 1. — С. 48—52.

226. Финкельбург К. Конституционное правосудие в Федеративной Республике Германии // Сборник материалов Международной научно-практической конференции конституционных судов России, Германии и Словении. Петрозаводск, 1998. — С. 48—57.

227. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. — № 4. -С. 134-135.

228. Хабибулин А.Г., Рахимов Р.А. Политическая субъектность как характеристика современного Российского государства//Государство и право. 1999.-№12.

230. Хабриева Т.Я. Процессуальные вопросы толкования Конституции в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации // Государство и право. 1996. — № 10. — С. 15—24.

231. Хышиктуев О.В. О взаимоотношениях Народного Хурала Республики Бурятия с Конституционным Судом Республики // Проблемы укрепления конституционной законности в Российской Федерации. -Уфа, 1998.-С. 81—84.

233. Черниченко С.В. Международные договоры и практика Конституционного Суда Российской Федерации // ВКС. 1997. — № 2. — С. 71— 72.

234. Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. 1993. — № 4.-С. 10—18.

236. Чиркин В.Е. Российская Конституция и международный опыт//Государство и право. 1998. — №12.

238. Шейнин Х.Б. Доказательства в конституционном судопроизводстве // ВКС. 1996. -№ 6. — С. 51—62.

239. Шейнис B.JI. Тернистый путь Российской Конституции//Государство и право. 1997.-№12.

240. Шелютто Н.В. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации // Право и экономика. 1997. — № 2. — С. 3—5.

241. Шрам В.П. Конституционное развитие Боснии и Герцеговины//Журнал российского права. 1999. — №10.

242. Шульженко Ю.Л. Закон о Конституционном Суде Российской Федерации // Государство и право. 1995. № 7. С. 3—10.

243. Шульженко Ю.Л. Парламент и специализированный орган конституционного контроля и надзора // Разделение властей и парламентаризм. М., 1992. — С. 110—126.

244. Шутысо Д.В. Конституционный Суд и общественные объединения // ВКС. 1997. — № 3. — С. 28—39.

247. Эбзеев Б.С. Толкование Конституции Конституционным Судом Российской Федерации: теоретические и практические проблемы // Государство и право. 1998. — № 5. — С. 5—12.

248. АВРОРЕФЕРА ТЫ И ДИССЕРТАЦИИ

250. Ваишев Ж.Н. Конституционный суд в системе государственной власти: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -М., 1994.

252. Глазунов А.Р. Конституционный Суд Российской Федерации: практика и перспективы: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -М., 1998.

254. Киреева Е.Ю. Конституционный Суд и конституционное судопроизводство: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -Ростов-на-Дону, 1997.

255. Несмеянова С.Э. Правовые проблемы становления специализированного конституционного контроля в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -Екатеринбург, 1994.

256. Овсепян Ж. И. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах: Автореф. дис. докт. юрид. наук. -М., 1994.

258. Ю.Селезнев Н.В. Конституционный Суд и уголовное судопроизводство: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -М., 1999.

259. П.Умнова И.А. Конституционные основы современного федерализма: Автореф. на соиск. ученой степени д.ю.н. -М.: МГЮА, 1997.

261. Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России: Дис. . докт. юрид. наук. -М., 1995.

Конституционный Суд Российской Федерации один из высших федеральных органов судебной власти. Основная функция Конституционного Суда осуществление конституционного контроля в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний Конституции на всей территории Российской Федерации.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном суде Российской Федерации» (далее — Закон).

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Право на внесение Президенту предложений о кандидатах в судьи Закон предоставляет членам (депутатам) Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, а также законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, высшим судебным органам и федеральным юридическим ведомствам, всероссийским юридическим сообществам, юридическим научным и учебным заведениям. Перечисленные субъекты права подбора кандидатур могут называть несколько кандидатур на каждую вакансию. В официальном разъяснении Государственно-правового управления Президента Российской Федерации п. 1 и 2 Указа Президента Российской Федерации «О замещении вакантных должностей федеральных судей» от 25 декабря 1993 г. говорится, что Указ прямо предусмотрел, что Министерство юстиции Российской Федерации и Всероссийский съезд судей должны представить по две кандидатуры на каждую должность.

Предложение Президента о назначении на должность судьи Конституционного Суда должно быть рассмотрено Советом Федерации в четырнадцатидневный срок. Совет Федерации после соответствующего обсуждения внесенных кандидатур в комитетах и комиссиях принимает решение о назначении индивидуально путем тайного голосования. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. После оглашения результатов голосования по кандидатурам, представленным Президентом Российской Федерации, Председатель Совета Федерации объявляет время приведения к присяге лиц, назначенных на должность судей Конституционного Суда. Приведение к присяге проводится Председателем Совета Федерации в торжественной обстановке при наличии в зале заседаний Государственных герба и флага Российской Федерации. В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда представление кандидатуры на вакантное место судьи вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Действующее законодательство предъявляет к судьям Конституционного Суда самые высокие требования. Кандидатом на должность судьи Конституционного Суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Судья Конституционного Суда назначается на срок 12 лет. Назначение на эту должность на второй срок не допускается. Предельный возраст для пребывания в должности судьи Конституционного Суда 70 лет.

Закон устанавливает строгие правила, определяющие недопустимость занятий и действий, не совместимых с должностью судьи Конституционного Суда (ст. 11 Закона). Судья Конституционного Суда не может быть членом представительного органа, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности; не вправе осуществлять защиту или представительство в суде, арбитражном суде; не может принадлежать к политическим партиям, участвовать в политической деятельности; не вправе публично высказывать свое мнение в средствах массовой информации по вопросу, который может стать предметом рассмотрения Конституционного Суда, до принятия решения по этому вопросу.

Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Судья Конституционного Суда несменяем. Его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным Законом.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда Российской Федерации. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

Наряду с пленарными заседаниями как традиционной формой конституционного судопроизводства в Конституционном Суде проводятся заседания двух палат, включающих соответственно десять и девять судей.

В пленарных заседаниях должны участвовать все судьи Конституционного Суда. Отсутствие судьи на таком заседании возможно лишь по уважительной причине. Неучастие судьи в заседаниях Конституционного Суда или уклонение от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин является основанием для прекращения его полномочий. Пленарное заседание полномочно принимать решения по рассматриваемым делам или иным вопросам при наличии не менее 2/3 от общего числа назначенных судей. Руководит его работой Председатель Конституционного Суда.

На пленарном заседании, в отличие от заседаний палат, могут быть рассмотрены любые вопросы, входящие в компетенцию Конституционного Суда. Вместе с тем в ст. 21 Закона исчерпывающим образом определен перечень вопросов, которые рассматриваются исключительно на пленарных заседаниях. Эти вопросы можно разделить на две группы. К первой относятся вопросы, связанные с реализацией основной функции Конституционного Суда осуществлением конституционного контроля: о соответствии конституций республик и уставов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации; о толковании Конституции России; о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; о послании Конституционного Суда; о выступлении с законодательной инициативой.

Только пленарные заседания рассматривают вопросы, связанные с организацией работы Суда в целом: об избрании Председателя, заместителя Председателя и судьи секретаря Конституционного Суда; о формировании персонального состава палат Конституционного Суда; о Регламенте Конституционного Суда и внесении в него изменений и дополнений; об очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и распределении дел между палатами; о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также о досрочном освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя и судьи секретаря.

Остальные вопросы рассматриваются палатами суда, формируемыми только из числа судей Конституционного Суда. Председатель Суда и его заместитель не могут входить в состав одной палаты. Персональный состав каждой палаты обновляется раз в три года.

Организующими работу Конституционного Суда органами являются Председатель, заместитель Председателя и судья секретарь Конституционного Суда. В пленарном заседании Конституционного Суда судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три года указанных должностных лиц. Председатель, заместитель Председателя, судья секретарь по истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок. Закон предусматривает процедуру досрочного освобождения названных должностных лиц от должности. Это освобождение может иметь место по инициативе не менее пяти судей, считающих, что Председатель, заместитель Председателя, судья секретарь Конституционного Суда недобросовестно выполняют свои обязанности либо злоупотребляют своими правами. Вопрос о досрочном освобождении от должности указанных лиц решается большинством не менее 2/3 от общего числа судей Конституционного Суда тайным голосованием.

Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивает аппарат, состоящий из Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации и иных подразделений.

Конституционный Суд Российской Федерации сам устанавливает численность, структуру и штатное расписание аппарата, которые он же может и изменить. В настоящее время аппарат Конституционного Суда включает в себя: Секретариат, Управление делами, Финансовое управление, Отдел кадров и секретариаты Председателя, его заместителя, судьи-секретаря и судей Конституционного Суда.

Секретариат Конституционного Суда, функции которого определены Законом, состоит из юристов-профессионалов и других высококвалифицированных специалистов.

В Секретариат входят следующие отраслевые и функциональные подразделения:

Управление конституционных основ публичной власти и федеративного устройства занимается общими проблемами Конституции и конституционной законности и осуществляет аналитическую и экспертную работу по вопросам конституционных прав и свобод человека и гражданина; конституционно-правовых основ законодательной, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления; избирательного права и избирательной системы; систематизации правовых позиций Конституционного Суда РФ; проблемами статуса субъектов Федерации, взаимоотношений федерального центра и субъектов РФ, административно-территориальных отношений, самоуправления территорий.

Управление конституционных основ частного права занимается вопросами гражданского, гражданского процессуального, арбитражного процессуального, жилищного, семейного, предпринимательского, экологического, земельного законодательства, а также законодательства о финансах и банках в части договорных отношений.

Управление конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты занимается законодательством в сферах труда и социального обеспечения, вопросами охраны трудовых и иных социальных прав, обеспечения льгот и компенсаций, защиты материнства и детства, здоровых условий труда и отдыха.

Управление конституционных основ административного права занимается проблемами административного права и процесса, административного принуждения, а также финансового и бюджетного законодательства и регулирования налоговых правоотношений; вопросами статуса и деятельности правоохранительных органов, спецслужб, армии, таможни, банков и налоговых служб (в части организации и управления ими).

Управление конституционных основ уголовной юстиции занимается проблемами уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, а также законодательства о судоустройстве и статусе судей.

Управление международных связей, изучения и обобщения зарубежной практики конституционного контроля разрабатывает и реализует соглашения о сотрудничестве между Конституционным Судом Российской Федерации и аналогичными зарубежными органами, организует протокольные мероприятия, оформляет выездные документы, осуществляет переводы.

Управление по обеспечению судебных заседаний, обеспечивает организационно-техническое обслуживание заседаний Конституционного Суда, стенографирование и протоколирование, систематизацию и хранение материалов конституционного судопроизводства, порядок в заседаниях Суда, рассылку материалов и т.д.

Редакционно-издательское управление осуществляет выпуск «Вестника Конституционного Суда Российской Федерации», а также литературное редактирование текстов судебных решений и других документов.

Управление правовой информации включает три отдела:

Отдел систематизации правовых актов, который ведет учет и систематизацию российского законодательства, контрольных экземпляров действующих нормативных актов (федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства, актов субъектов Федерации, международных договоров России), решений Конституционного Суда Российской Федерации, отвечает за информационное обеспечение судей и сотрудников Суда, в том числе их библиотечно-справочное обслуживание.

Отдел технического обеспечения правовой информации, который отвечает за создание банков данных, предусмотренных Регламентом Конституционного Суда, установку и обслуживание ПЭВМ и другой техники, связь с Интернетом, обучение сотрудников и т.д.

Архив.

Отдел контроля и исполнения решений контролирует своевременное опубликование и точное исполнение судебных решений, обобщение практики исполнения и неисполнения решений Суда для выработки рекомендаций по обеспечению их исполнения.

Отдел по работе с письмами осуществляет первичную обработку и экспертизу всей поступающей в Суд корреспонденции.

Отдел по приему граждан:

ведет прием посетителей;

разъясняет порядок обращения в Конституционный Суд;

предоставляет справочную информацию о ходе рассмотрения обращений.

Отдел по обеспечению делопроизводства регистрирует поступающие документы, следит за движением дел в Конституционном Суде, ведет прием и отправку корреспонденции.

Отдел по связям со средствами массовой информации Конституционного Суда проводит аккредитацию журналистов при Конституционном Суде, помогает представителям СМИ получать нужную им информацию о деятельности КС, создает пресс-релизы к каждому заседанию, осуществляет консультирование журналистов; готовит для судей дайджесты по материалам информационных агентств и подборки публикаций о работе КС.

Управление делами, Финансовое управление, Отдел кадров осуществляют, соответственно, хозяйственное, транспортное, материально-техническое, социально-бытовое, финансовое и кадровое обеспечение Конституционного Суда Российской Федерации.

В статье содержится анализ различных аспектов воздействия решений Конституционного Суда Российской Федерации на законодательство. По мнению автора, данное воздействие следует дифференцировать в зависимости от того, идет ли речь непосредственно об оспоренном нормативном правовом акте или об актах, основанных на нем или содержащих такие же положения, какие являлись предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, или же о перспективном влиянии правовых позиций судебного органа конституционного контроля на развитие нормативного правового регулирования. Выражается критическое отношение к предусмотренному действующим законодательством механизму исполнения решений Конституционного Суда, предполагающему обязанность органа государственной власти, должностного лица отменить нормативный правовой акт, признанный неконституционным. Данная обязанность ставит под сомнение непосредственное действие решений Конституционного Суда и оказывает негативное влияние на формирование конституционного правосознания. В статье показано, что в некоторых случаях Конституционный Суд применяет «отсрочку» во вступлении в силу решения о неконституционности нормы или даже воздерживается от признания ее неконституционной. Такого рода решения принимаются в целях обеспечения баланса конституционных ценностей, недопустимости нарушения прав и свобод других лиц, которые могут быть затронуты при незамедлительной утрате нормой юридической силы, а также для поддержания стабильности соответствующих отраслевых правоотношений в интересах субъектов права. Что касается воздействия решений Конституционного Суда на нормы, аналогичные по содержанию неконституционным положениям, то для обеспечения универсализации своих правовых позиций Конституционный Суд осуществляет производство по разрешению дел без проведения слушания. В некоторых случаях для этих же целей могут использоваться полномочия судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об оспаривании нормативных правовых актов, реализуемые посредством административного судопроизводства.

Значение правовых позиций конституционного суда РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *