Форма правления, что это?

УДК 34.01

М.В. Ишанова

канд. юрид. наук, заведующая кафедрой теории и истории государства и права,

ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»

Е.И. Грушко

магистрант,

ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»

Е.Н. Кутелева

магистрант,

ФГБОУ ВПО «<Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»

ФОРМА ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЙНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Аннотация. Данная статья посвящена анализу взглядов на форму государства, представленных в отечественной и зарубежной научной литературе. Авторы подчеркивают теоретическую значимость и практическую ценность рассматриваемого явления. На основе проведенного исследования был сделан вывод, что современное понимание формы государства является стабильным в течение длительного времени и не подвергается каким-либо модификациям.

Ключевые слова: государство, политико-правовая мысль, категория, государство, форма правления, политический режим.

M.V. Ishanova, Bunin Yelets State University

E.I. Grushko, Bunin Yelets State University

E.N. Kutelieva, Bunin Yelets State University

FORM OF STATE: THE CONCEPTUAL INTERPRETATION

Keywords: the state, political and legal thought, concept, government, form of government, political regime.

К теоретическому постижению категории «форма государства» обращались многие отечественные и зарубежные исследователи. В течение столетий, по образному выражению А.Б. Венгерова, политико-правовая мысль «продолжала продираться сквозь джунгли многочисленных, порой весьма экзотических устройств тех или иных государств, стремясь выделить самое основное в формах государств, описать, проанализировать, оценить и, по возможности, спрогнозировать их развитие» .

В настоящее время форму государства характеризуют как способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим . Три названных элемента рассматриваются в тесной взаимосвязи, попытки изолировать их друг от друга не предпринимаются. Следует отметить, что предложения о пересмотре подхода к определению формы государства не находят поддержки. Так, например, не получило распространения представление о четырехзвенной структуре, включающей наряду с формой правления, формой государственного устройства, политическим режимом еще и политическую динамику, характеризующую происходящие изменения .

Сложившееся понимание данного феномена уже длительное время не подвергается каким-либо модификациям, практическая ценность не подвергается сомнению. Как справедливо отмечает А.В. Малько, территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, отражающие то общее, что присуще всем государствам, а в понятии «форма государства» выражается их внутренняя организация, способ устройства, с помо-

щью которых они весьма существенно отличаются друг от друга . Л.А. Морозова, обращая внимание на то обстоятельство, что в мире нет абсолютно одинаковых стран и народов, указывает на выработанные теорией государства и права «модели» форм правления, политико-территориальной организации государства, государственно-правовых режимов .

По мнению Т.Н. Радько, единство элементов формы государства не означает тождества и не является абсолютным, неразрывным, каждый из них обладает относительной самостоятельностью, т.е. способен развиваться и существовать относительно самостоятельно . Действительно, в ходе исторического развития могут произойти значительные изменения, затрагивающие сущность государства, подвергнется ревизии и его форма. И если такой элемент, как территориальное государственное устройство, является более стабильным, то политический режим и форма правления обладают меньшей устойчивостью и модифицируются в новых условиях.

Можно с уверенностью говорить о том, что современная учебная литература по теории государства и права демонстрирует принципиальное единство подходов к определению как самого понятия «форма государства», так и его значения. Вместе с тем в работах отечественных и зарубежных авторов второй половины XIX — начала XX вв. можно обнаружить ряд интерпретаций данной категории. Ученые отмечали ее сложность и многогранность, предлагали различные варианты классификации государств, довольно распространенным было отождествление формы государства и формы правления.

Г. Еллинек писал: «Государство, как все человеческое, так сложно в конкретных своих проявлениях, что неизбежно тщетны все усилия подвести его под тесные шаблонные формулы» . Немецкий ученый представил подробную классификацию монархий и республик. Деление главных форм государства на отдельные виды он осуществлял «не в интересах беспочвенной, мелочной, стремящейся исчерпать все детали схоластической схематизации», а выделил только те виды, которые представлялись «особо поучительными» с исторической точки зрения в силу противоположности их современной действительности или являлись наиболее развитыми. Г. Еллинек различал правовую форму государства, которую отождествлял с вопросом о правовых различиях конституций, и форму политическую, изучение которой направлено на реальную историческую жизнь. Политическая форма не является прочной и определенной, находится в зависимости от постоянно преобразующихся конкретных государственных отношений, непрерывно изменяется .

Австрийский правовед Л. Гумплович учение о различии государств или о государственных формах считал «столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства» . Он останавливается на обзоре и критике современных ему учений, рассматривая два элемента формы государства — форму правления и государственного устройства . Л. Гумплович видел в общем государственном праве не науку, а только теоретическую политику, т.е. систему тенденциозных конструкций. Обнаруживал он это достаточно ясно из того обстоятельства, что всякий государствовед свои исследования о государственных формах увенчивает построением такого государства, которое он считает современным; затем, утверждая, что это «вытекает из существа современного государства», предъявляет к нему те или другие требования и выставляет для него известные «научно обоснованные» руководящие начала. Этот совершенно ненаучный прием, по мнению Л. Гумпловича, основывался на самообмане и представлял собой ни что иное, как некоторое объективирование субъективных стремлений, причем высшей своей точки изыскания и теоретические построения достигали в построении правового государства .

Конституционалисты, философы и теоретики права были далеки от восприятия формы государства как сугубо научного, абстрактного понятия, указывали на его прикладной характер. Пристальное внимание к данной проблематике демонстрировала дореволюционная политико-

правовая мысль. Российские исследователи занимались изучением зарубежного опыта, давали развернутую характеристику западноевропейской доктрины о форме государства. Обращает на себя внимание тот факт, что при классификации государств первоочередная роль отводилась содержанию государственной власти, преследуемым целям, а форма имела второстепенное значение .

Русский философ и правовед И.А. Ильин отрицал возможность конструирования такой политической формы, которая была бы применима к любому времени и любому народу. Он доказывал обусловленность формы государства комплексом духовных и материальных характеристик, при этом особое значение придавал уровню правосознания. Мыслитель выделял «эмпирически наиболее целесообразную форму» и форму «наиболее совершенную». Первая — это та, что наилучшим образом учитывает присущую данному народу зрелость и прочность государственной воли, она ведет людей к единой и объективной государственной цели. Вторая должна соответствовать основным и неизменным постулатам, которыми являются: во-первых, чувство собственного духовного достоинства и его проявления; во-вторых, способность к волевому самоуправлению и ее проявления; в-третьих, взаимное доверие и уважение — гражданина к гражданину, гражданина к власти и власти к гражданину .

Прослеживая тесную связь между устройством и целью государства, И.А. Ильин полагал, что государственная форма должна определяться во взаимодействии двух основ: единой, объективной государственной цели и достигнутого в стране уровня правосознания. Предпринимаемые попытки найти наилучшую для всех времен и народов форму он воспринимал скептически: ее нет, но есть основные, непреходящие аксиомы власти и аксиомы правосознания, определяемые всецело природой человеческого духа и права, именно на их соблюдении должна покоиться всякая правовая организация .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В свете вышеизложенного вызывают сомнение попытки увидеть в комбинации разновидностей формы правления, государственного устройства и политического режима, характеризующей конкретное, неповторимое государство, идеальную форму организации жизни определенного общества в определенных исторических и географических условиях .

Предпринятый анализ показал, что феномен формы государства по-прежнему представляет научный интерес. Исследователи обращают внимание на различные аспекты рассматриваемой проблемы. В частности, на разнообразие и динамику форм государства в рамках исторических типов , специфику формы российского государства , необходимость совершенствования юридической конструкции рассматриваемой категории , соотношение понятий «образ» и «форма» государства . При этом большинство современных ученых едины в понимании формы государства как комплексной категории, элементы которой находятся в тесной взаимосвязи. Некоторые разночтения касаются установления ведущего элемента, играющего решающую роль и оказывающего определяющее влияние на остальные. В качестве такового предлагается рассматривать форму правления или политический режим. Сопоставление новейших учебников по теории государства и права позволяет сделать вывод о том, что предлагаемые отечественными авторами интерпретации не содержат принципиальных различий, обладают безусловным сходством в описании содержания данного понятия, отличаются лишь словесными формулировками.

Список литературы:

1. Адухов А.А. Форма государства и его социальное назначение: дис. … канд. юрид. наук. — СПб., 2003. — 174 с.

3. Ведяхин В.М. Форма Российского государства: теория и практика / В.М. Ведяхин

// Право и политика. — 2006. — № 3. — С. 63-74.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учеб. для юрид. вузов. — 5-е изд., стер. -М.: Омега-Л, 2008. — 608 с.

5. Грузинов В.А. Форма правления современного российского государства: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 2008. — 26 с.

6. Гумплович Л. Общее учение о государстве: пер. со второго нем. изд. — СПб., 1910. —

542 с.

7. Еллинек Г. Общее учение о государстве. — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. — 752 с.

9. Ильин И.А. Теория права и государства / под ред. и с предисл. В.А. Томсинова. — М.: Зерцало, 2003. — 400 с.

10. Лазарев В.В. Теория государства и права: учебник для бакалавров. — 4-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Юрайт, 2012. — 634 с.

11. Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Дело, 2011. — 528 с.

12. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2008. — 480 с.

13. Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров. — М.: Проспект, 2012. — 496 с.

15. Чашин А.Н. Теория государства и права: учебник. — М.: Дело и сервис, 2008. — 688 с.

Право, 10 класс

Урок №11. Форма государства

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Что такое форма государства?

2. Каковы особенности государственного устройства современных государств?

3. Как реализуется политический режим государств?

Глоссарий по теме:

Форма государства – особенности государств, связанные с порядком формирования органов власти, территориальной организацией власти, методами осуществления власти.

Форма правления – порядок формирования высших органов власти.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется монархом, передаётся по наследству и не предусматривает ответственности монарха перед населением.

Республика — форма правления, при которой верховная власть государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым населением на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Парламентская республика — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит парламенту.

Президентская республика — форма правления, при которой высшим должностным лицом в государстве является президент, наделенный властными полномочиями и функциями главы государства и главы правительства.

Смешанная республика – республика, сочетающая в себе черты парламентской и президентской республики.

Форма государственного устройства — способ территориальной организации государственной власти.

Унитарное государство — целостное государственное образование, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитета.

Федерация — сложное союзное государство, субъекты которого являются государственными образованиями и обладают признаками суверенитета.

Конфедерация — государственно-правовой союз суверенных государств.

Политический режим — совокупность способов и методов осуществления государственной власти.

Ключевые слова: Форма государства; форма правления; монархия; республика; парламентарная республика; президентская республика; смешанная республика.

Основная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем, что включает в себя понятие «Форма государства»

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся вопросов формы государства, особенностей государственного устройства

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока

Форма государства – способ осуществления государственной власти, выражающийся в форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме.

I. Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

1. Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Монархия может быть:

1. абсолютная (всевластие главы государства);

2. конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

2. Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Республика может быть:

1. Парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);

2. Президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом).

3. Смешанная — республика, сочетающая в себе черты парламентской и президентской республики.

II. Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

По форме государственного устройства государства делят на:

1. Унитарные — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

1. Существование одноуровневой системы законодательства;

2. Подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);

3. Существование только одного гражданства;

2. Федеративные — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик). Примеры: США, Индия

Федерация облагает такими признаками:

1. Союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;

2. Наличие двухуровневой системы государственных органов;

3. Двухканальная система налогообложения.

3. Конфедерации — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

1. Межгосударственные союзы;

2. Содружества;

3. Сообщества государств.

Примеры: Содружество Независимых Государств, НАТО

III. Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.

Различают:

1. Демократический политический режим — основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы.

Признаки демократии следующие:

1. Выборность — происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;

2. Разделение властей — власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;

3. Гражданское общество — граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;

4. Равноправие — все имеют равные гражданские и политические

права и свободы, а также гарантии их защиты;

5. Плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;

6. Согласие — политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Примеры: Референдум,многопартийность

2. Авторитарный политический режим — то недемократический государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, «самочинными» диктаторскими методами правления.

Основные признаки авторитарного режима:

1. Власть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;

2. Опора (потенциальная или реальная) на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;

3. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;

4. Пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;

5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во вне политические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

3. Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.

Признаки тоталитарного политического режима:

1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода «партия-государство», где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;

2. Монополизация и централизация власти, когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;

3. «Единовластие» официальной идеологии, которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;

4. Система физического и психологического террора, режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».

Расисткий, Фашисткий режимы

Разбор типового тренировочного задания

Восстановите хронологическую последовательность эволюции монархической формы правления:

Из предложенных вариантов определите, что относится к форме государства, решите Из предложенных вариантов определите, что относится к форме государства, решите ребус-соответствие:

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ И ТИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

УСТРОЙСТВА

12 3

Савинов Д.М. , Петров Н.А. , Кошкаров В.С.

1Савинов Данил Маратович — студент; 2Петров Николай Александрович — студент, направление обучения: техносферная безопасность; 3Кошкаров Вадим Сергеевич — кандидат психологических наук, начальник кафедры,

кафедра безопасности жизнедеятельности, Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России РФ,

г. Екатеринбург

Аннотация: в данной статье рассматриваются формы правления и виды государственного устройства, а также выделяется значимость зарождения самого государства в целом и его формы государственного устройства.

Ключевые слова: государственная власть, государственное устройство, форма правления, доклассовый строй, Российская Федерация, государство.

Рассматривая такое определение, как государство, мы понимаем, что речь заходит о политических органах, способствующих управлению обществом. Власть государства распространяется только на территории принадлежащей ему. Одни из первых, которые появились, являлись рабовладельческими государствами. В это же время, наряду с государством, появилось «право», представляющее свободы главенствующего класса.

Наблюдая за образованием государства, мы понимаем, что началу его возникновения предшествовал доклассовый строй, где составную часть составляла общественная собственность на средства производства. Трансформация от самоуправления первобытного сообщества к государственному управлению продолжался веками. Во многих разных многознаменательных ареалах развал доклассового строя и возникновение страны совершались разным образом посредством различных обстоятельств и многознаменательных условий.

Форма государства включает в себя три составных элемента, указывающих на функционирование права и государства. Элементы, составляющие форму государства это форма правления, которая обозначает принадлежность власти; форму государственного устройства, устанавливающая соответствия страны в его полных и единичных элементах; политический режим, где комплекс способов и методов реализации в стране государственной власти и управления.

Под формой правления мы понимаем порядок образования организаций высших органов государственной власти, их взаимоотношения и какую значимость играет общество в их деятельности и развитие. Одинаковые типы государств могут быть различаться формами правления.

Главными формами правления является монархия и республика. При монархической форме правления верховная государственная власть принадлежит монарху, единолично правящему, главной особенностью которой является наследственный характер передаваемой власти, а также бывает два вида монархии: конституционная и абсолютная. Республиканская форма правления отличается тем, что власть реализовывается выборными органами, избранными на определенный срок, а виды составляющие подразделяются на президентскую и парламентскую республику.

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, где разделение территории государства

осуществляется на составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти. По форме государственного устройства государства бывают трёх видов: унитарные, федеративные, конфедерации, ранее существовали и иные формы государственного устройства, такие как империи и протектораты.

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т.д.). Основные признаки, составляющие унитарное государство, — это: наличие одно уровневой системы законодательства; подразделение на административно-территориальные единицы; а также наличие не более одного гражданства. Все унитарные государства делятся на централизованные и децентрализованные.

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Основные признаки Федерации это: наличие двухканальной системы налогообложения; существование двухуровневой системы государственных органов; а также немаловажный признак — это союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств.

Классифицирование Федерации заключается в следующих принципах: по принципу формирования субъектов, административно -территориальным признакам, национально государственным признакам и смешанные. Согласно правовым основам они разделяются на условные и конституциональные федерации. По равноправию статусов бывают инвариантные или несимметричные конфедерации.

Конфедерация — это объединение, то есть временный союз государств, созданный для совместного решения задач в разных сферах, так же она не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства. Различают три вида конфедераций: межгосударственные союзы, содружества, сообщества государств.

Российское государство — это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления, включающая в свой состав 85 субъектов Российской Федерации: республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конституцию и законодательство, остальные субъекты Российской Федерации — свои уставы и законодательства. Основная религия православие. Россия является светским государством, а это значит, что никакая религия не может быть введена в качестве государственной или обязательной, а церковь отделена от государства.

Список литературы

1. Власов В.И. и др. Теория государства и права. М.: Феникс, 2014. 336 с.

2. Баранов А.В. Теория государств и права в схемах и определениях. Учебное пособие / А.В. Баранов. Томск: ТГУ, 2014. 138 с.

3. Югов А.А. Система государственного устройства России / А.А. Югов // Молодой ученый, 2014. № 8. С. 698-705.

Форма правления, что это?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *