Ликвидация образовательного учреждения

Содержание

Особенности создания, реорганизации и ликвидации образовательных организаций

Особенностям создания, реорганизации и ликвидации образовательных организаций посвящена ст. 22 Закона об образовании. В целом образовательное законодательство в данных вопросах следует гражданскому законодательству, устанавливая лишь ряд особенностей, которые, впрочем, вызваны либо особенностями деятельности отдельных категорий образовательных организаций, либо необходимостью обеспечения реализации прав отдельных категорий граждан на образование.

Согласно ч. 1 данной статьи образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Пункт 3 ст. 50 ГК РФ предусматривает 11 организационно-правовых форм для некоммерческих организаций. Формально образовательная организация может быть создана в любой из этих форм. Тем не менее образовательная организация, например, в форме товарищества собственников недвижимости создана быть не может, поскольку п. 1

ст. 123.12 ГК РФ для данного юридического лица устанавливает совсем иные цели, нежели и. 18 ст. 2 Закона об образовании.

Также ч. 4 ст. 22 Закона об образовании предлагает еще одну типологию образовательных организаций в зависимости от учредителя и формы собственности: государственные, муниципальные, частные.

К государственным образовательным организациям относятся не только федеральные государственные образовательные организации, но и образовательные организации субъектов РФ (ч. 5 ст. 22).

Учредителем муниципальной образовательной организации могут быть только муниципальные районы или городские округа (ч. 6 ст. 22 Закона). Иные муниципальные образования, например сельские и городские поселения, полномочий в сфере образования не имеют.

Также следует обратить внимание, что именовать частные образовательные организации «негосударственными» некорректно. Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, поэтому формально термином «негосударственные организации» охватываются не только частные, но и муниципальные организации.

Отдельные разновидности образовательных организаций могут быть созданы только Российской Федерацией или субъектами РФ. Так, образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только Российской Федерацией. Образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа), создаются Российской Федерацией или субъектом РФ.

Значительные особенности установлены образовательным законодательством для реорганизации и ликвидации образовательных организаций.

Общим требованием для принятия решения о реорганизации или ликвидации любой образовательной организации независимо от ее типа и учредителя является требование о предварительном получении положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (ч. 11 ст. 22 Закона об образовании).

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством РФ (ч. 13 ст. 22 Закона). Правила проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации и Правила создания комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации и подготовки указанной комиссией заключений утверждены постановлением Правительства РФ от 06.02.2014 № 84.

Аналогичные порядки для принятия такого решения в отношении образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта РФ, муниципальных образовательных организаций устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ (ч. 14 ст. 22 Закона).

Еще одна особенность установлена ч. 12 ст. 22 Закона для принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении. Ранее действовавший Закон РФ «Об образовании» в п. 5 ст. 34 устанавливал требование о том, что ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением. Действующий Закон об образовании говорит о том, что принятие такого решения не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения. Следует отметить, что «учет мнения» не означает, что от жителей должно быть получено согласие. Это положение требует лишь того, что такое мнение должно быть получено и рассмотрено. При этом Закон не устанавливает порядок, в котором должен осуществляеться учет мнения, а также не определяет орган, уполномоченный определять такой порядок. Его установление отдано, по сути, на откуп учредителя рассматриваемых образовательных организаций.

Также из перечня организаций, для принятия решения о реорганизации или ликвидации которых необходимо учитывать мнение жителей, были исключены дошкольные образовательные организации. С этой особенностью связана одна неточность Закона, выраженная в ч. 6 ст. 27. Данная норма требует принимать решение о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации в порядке, установленном ч. 11 и 12 ст. 22. Иначе говоря, формально для того чтобы принять решение о ликвидации дошкольной образовательной организации, расположенной в сельском поселении, учитывать мнение его жителей не требуется, а для того чтобы принять аналогичное решение в отношении расположенного там же филиала дошкольной образовательной организации, необходимо учесть мнение жителей данного сельского поселения. Представляется, что это некорректное требование в дальнейшем будет изменено.

  • Например, в сельском поселении «Развилковское» Ленинского района Московскойобласти есть поселок Развилка, в котором находится Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Развилковская средняя общеобразовательная школа с углубленнымизучением отдельных предметов». Ее учредителем является муниципальное образованиеЛенинский муниципальный район Московской области, а не сельское поселение или поселок.

Кодекс Республики Беларусь об ОбразованииСтатья 21. Создание, реорганизация и ликвидация учреждений образования

1. Создание, реорганизация и ликвидация учреждений образования осуществляются в порядке, установленном настоящей статьей и иными актами законодательства.

2. Учредителями учреждений образования могут быть:

2.1. Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь;

2.2. государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь;

2.3. местные исполнительные и распорядительные органы;

2.4. юридические лица и граждане Республики Беларусь;

2.5. иностранные государства, организации иностранных государств, международные организации, межгосударственные образования, иностранные граждане, лица без гражданства, если иное не установлено законодательными актами, международными договорами Республики Беларусь.

3. Государственные классические университеты, профильные университеты (академии, консерватории), учреждения образования, осуществляющие подготовку кадров по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, создаются и реорганизуются по решению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь или уполномоченных ими государственных органов, а ликвидируются по решению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь или уполномоченных ими государственных органов, суда.

4. Специализированные лицеи создаются и реорганизуются по решению Правительства Республики Беларусь или уполномоченных им государственных органов, а ликвидируются по решению Правительства Республики Беларусь или уполномоченных им государственных органов, суда.

5. Суворовские училища создаются и реорганизуются по решению Президента Республики Беларусь или уполномоченного им государственного органа, а ликвидируются по решению Президента Республики Беларусь или уполномоченного им государственного органа, суда.

6. Кадетские училища создаются и реорганизуются по решению областного (Минского городского) исполнительного комитета, а ликвидируются по решению областного (Минского городского) исполнительного комитета, суда.

7. Специальные учебно-воспитательные учреждения создаются и реорганизуются по решению Министерства образования Республики Беларусь, а ликвидируются по решению Министерства образования Республики Беларусь, суда.

Специальные лечебно-воспитательные учреждения создаются и реорганизуются по решению Министерства образования Республики Беларусь, областного (Минского городского) исполнительного комитета, а ликвидируются по решению Министерства образования Республики Беларусь, областного (Минского городского) исполнительного комитета, суда.

8. Решение о ликвидации государственного учреждения общего среднего образования принимается учредителем на основании оценки последствий такой ликвидации с учетом количества лиц, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы, и количества государственных учреждений, реализующих образовательные программы общего среднего образования на этой территории.

9. Решения о реорганизации и ликвидации государственных учреждений специального образования принимаются их учредителями по согласованию с Министерством образования Республики Беларусь.

10. В случае прекращения деятельности учреждения образования, аннулирования, прекращения действия специального разрешения (лицензии) на образовательную деятельность учреждения образования (по его обособленным подразделениям, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих образовательную деятельность) учредитель принимает меры по переводу обучающихся с их согласия, согласия законных представителей несовершеннолетних обучающихся в другие учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.

>Об утверждении Положения о порядке создания, реорганизации, ликвидации государственных бюджетных образовательных учреждений, подведомственных Министерству образования Республики Башкортостан

Об утверждении Положения о порядке создания, реорганизации, ликвидации государственных бюджетных образовательных учреждений, подведомственных Министерству образования Республики Башкортостан

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПРИКАЗ

от 5 ноября 2008 г. N 2842

Об утверждении Положения о порядке создания, реорганизации,
ликвидации государственных бюджетных образовательных
учреждений, подведомственных Министерству образования
Республики Башкортостан

___________________________________
Документ утратил силу на основании:
Приказа Министерства образования РБ от 18 мая 2012 года №881
_________________________________________________________________

В соответствии со статьями 29, 33, 34 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании», в связи с приведением учредительных документов в соответствие с действующим законодательством
приказываю:
1. Утвердить Положение о порядке создания, реорганизации, ликвидации государственных бюджетных образовательных учреждений подведомственных Министерству образования Республики Башкортостан.
2. Руководителям подведомственных государственных образовательных учреждений руководствоваться настоящим Положением.
3. Юридическому сектору (Янмурзина Р.З.) обеспечить регистрацию настоящего Приказа в Министерстве юстиции Республики Башкортостан.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителей министра Тимербаева Р.А., Сурина А.Ш., Аристархова В.В., Ахметову З.Ф., Козлову Е.В.

Положение о порядке создания, реорганизации, ликвидации государственных бюджетных образовательных учреждений подведомственных Министерству образования Республики Башкортостан

Министр
З.А.Аллаяров
Утверждено
Приказом Министерства образования
Республики Башкортостан
от 5 ноября 2008 г. N 2842

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации «Об образовании».
1.2. Положение определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации государственных бюджетных образовательных учреждений Республики Башкортостан (далее — ГБОУ).
1.3. Государственным бюджетным образовательным учреждением (ГБОУ) является некоммерческой организацией, осуществляющей образовательный процесс, т.е. реализующая одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающая содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Государственное бюджетное образовательное учреждение является юридическим лицом. Учредителем созданных образовательных учреждений является Министерство образования Республики Башкортостан.
1.4. Создание, реорганизация, ликвидация, а также процесс деятельности государственных бюджетных образовательных учреждений осуществляется с учетом требований ст. 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ.

2. Порядок создания и учредительные документы государственных
бюджетных образовательных учреждений

2.1. Решения о создании, реорганизации и ликвидации государственных бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Башкортостан, принимается актом Правительства Республики Башкортостан в порядке, определенном Уставом соответствующего образовательного учреждения.
2.2. Проект акта готовит Министерство образования Республики Башкортостан по согласованию с Министерством имущественных отношений Республики Башкортостан, Министерством экономического развития Республики Башкортостан, Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан и Министерством финансов Республики Башкортостан.
2.3. Проект акта Правительства Республики Башкортостан о создании или реорганизации государственного бюджетного образовательного учреждения должен указывать предмет и цели деятельности учреждения, а также предельную численность работников и размер ассигнований на содержание создаваемого или реорганизуемого учреждения в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Республики Башкортостан.
2.4. Государственное бюджетное образовательное учреждение может быть образовано путем создания (учреждения), а также в результате реорганизации в форме слияния, разделения, выделения или преобразования нескольких образовательных учреждений.
2.5. Объекты собственности, закрепленные учредителем за ГБОУ, находятся в оперативном управлении этого учреждения. ГБОУ несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. Контроль деятельности ГБОУ в этой части осуществляется Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
2.6. Отношения между учредителем и государственным бюджетным образовательным учреждением определяются Уставом ГБОУ, договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.7. Обязательные требования к уставу образовательного учреждения определяется законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
2.8. Устав государственного бюджетного образовательного учреждения и изменения в уставе разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается приказом Министерства образования Республики Башкортостан по согласованию с Министерством имущественных отношений Республики Башкортостан и Министерством финансов Республики Башкортостан.
2.9. Руководитель образовательного учреждения осуществляет в течение трех рабочих дней с момента получения приказа министра образования Республики Башкортостан об утверждении устава образовательного учреждения:
— регистрацию образовательного учреждения в установленном порядке в налоговом органе;
— готовит пакет документов на лицензирование образовательного учреждения в уполномоченный орган исполнительной власти области, осуществляющий лицензирование.

3. Реорганизация государственных бюджетных
образовательных учреждений

3.1. Реорганизация государственного бюджетного образовательного учреждения осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Постановлением Правительства Республики Башкортостан «О создании, реорганизации и ликвидации государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Башкортостан» и иными нормативными правовыми актами.
3.2. Реорганизация государственного бюджетного образовательного учреждения может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования образовательных учреждений в соответствии с действующим законодательством и Уставом соответствующего образовательного учреждения.
3.3. Передаточный акт и разделительный баланс государственного бюджетного образовательного учреждения, утвержденные учредителем, предоставляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникшего государственного бюджетного образовательного учреждения или внесения изменений в его учредительные документы. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного государственного бюджетного образовательного учреждения.
3.4. Государственное бюджетное образовательное учреждение считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшего государственного бюджетного образовательного учреждения.
3.5. При реорганизации государственного бюджетного образовательного учреждения в форме присоединения к нему другого учреждения первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного государственного бюджетного образовательного учреждения.
3.6. При реорганизации (изменении организационно-правовой формы, статуса) государственного бюджетного образовательного учреждения его Устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.

4. Ликвидация государственных бюджетных образовательных учреждений

4.1. Ликвидация ГБОУ осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании», Постановлением Правительства Республики Башкортостан «О создании, реорганизации и ликвидации государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Башкортостан» иными нормативными правовыми актами и Уставом ГБОУ.
4.2. Ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.2. Решения о ликвидации государственных бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Башкортостан, принимается актом Правительства Республики Башкортостан в порядке, определенном Уставом соответствующего образовательного учреждения.
Проект нормативного акта Правительства Республики Башкортостан о ликвидации государственного бюджетного образовательного учреждения должен предусматривать:
1) краткое обоснование причин ликвидации государственного бюджетного образовательного учреждения — пояснительная записка;
2) смету расходов на проведение ликвидационных мероприятий, источники финансирования этих мероприятий — финансово — экономическое обоснование.
4.3. Учредитель государственного бюджетного образовательного учреждения, принявший решение о ликвидации учреждения, обязан уведомить об этом регистрирующий орган, назначить ликвидационную комиссию, установить порядок и сроки ликвидации.
4.4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемого государственного бюджетного образовательного учреждения.
Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого государственного бюджетного образовательного учреждения:
1. Помещает в органах печати публикацию о ликвидации государственного бюджетного образовательного учреждения и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев со дня публикации о ликвидации образовательного учреждения.
2. Принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации государственного бюджетного образовательного учреждения.
3. После окончания срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс, утверждаемый учредителем.
Промежуточный ликвидационный баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого государственного бюджетного образовательного учреждения, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
4.5. После завершения расчетов с кредиторами составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителем. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество государственного бюджетного образовательного учреждения передается собственнику имущества.

4.6. При ликвидации Учреждения документы постоянного хранения, имеющие научно-исторические значение, документы по личному составу (приказы, личные дела, карточки учета и.т.п.) передаются на хранение в архивные фонды по месту нахождения Учреждения. Передача и упорядочение документов осуществляется силами и за счет средств Учреждения в соответствии с требованиями архивных органов.
4.7. Ликвидация государственного бюджетного образовательного учреждения считается завершенной, а учреждение прекратившим существование после внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц.

Документ сверен по:
«Рассылка»

Порядок ликвидации образовательного учреждения

Ликвидация образовательного учреждения может осуществляться:

  • а)в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке для федеральных государственных образовательных учреждений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации — для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления — для муниципальных образовательных учреждений;
  • б)по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям.

Ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением (п. 5 ст. 34 Федерального закона «Об образовании»).

Согласно п.17 ст.50 в случае прекращения деятельности государственного или муниципального общеобразовательного учреждения или образовательного учреждения начального профессионального образования орган управления образованием, которому подведомственно данное учреждение, обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с согласия родителей (законных представителей) в другие образовательные учреждения соответствующего типа.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» принятие органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.

Экспертная оценка оформляется заключением, которое должно включать обоснование необходимости реорганизации или ликвидации образовательного учреждения (педагогическая необходимость, экономический эффект, демографические тенденции и др.); указывать, каким образом будет реализовано право на образование граждан, учащихся данного учреждения, детей дошкольного возраста; отражать вопросы возможности дальнейшего трудоустройства работников учреждения; содержать прогноз последствий реорганизации или ликвидации учреждения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, обслуживаемых данным учреждением.

3. Решение о реорганизации или ликвидации муниципального образовательного учреждения оформляется постановлением главы администрации муниципального образования.

Данное решение должно быть согласовано представительным органом местного самоуправления.

Представительный орган местного самоуправления имеет право отклонить решение учредителей образовательного учреждения о его реорганизации и ликвидации в срок не позднее одного месяца со дня принятия этого решения, если иной порядок согласования не предусмотрен уставом муниципального образования.

В соответствии со статьей 62. ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица:

1. обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с настоящим Кодексом порядок и сроки ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Статья 63. ГК РФ определяет порядок ликвидации юридического лица

1 Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. 2. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявляемых кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

При недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения.

Оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц:

Согласно статье 64. ГК РФ при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в определенной очередности.

Статья 180 ТК РФ Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации

При проведении мероприятий по сокращению численности штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работники предупреждаются работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения.

Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двух месячного среднего заработка.

При угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выбранного органа принимает меры, предусмотренные ТК РФ, иными ФЗ, КД. соглашениями.

Положение Закона РФ «Об образовании» о том, что создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений находится в компетенции органов местного самоуправления (статья 31, п.З). В то же время субъект РФ согласно Гражданскому Кодексу РФ (ст.57, п. 3) и Закону РФ «Об образовании» (ст. 29, п. 7) пользуется своим правом определения особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений на своей территории. Эти особенности в настоящее время связаны с проведением комплексного анализа деятельности преобразуемого образовательного учреждения и согласованием решений, принимаемых на муниципальном уровне, с региональным органом управления образованием.

образовательный аккредитация лицензирование законодательство

Ликвидация образовательного учреждения: основание и порядок.

Опубликовано: 31.10.2017

Ликвидация образовательного учреждения (далее по тексту – ОУ) – это прекращение всех его прав и обязанностей. Момент ликвидации определяется датой записи в госреестре (ЕГРЮЛ). Именно с этого момента ОУ прекращает свое существование в качестве юр.лица.

Ликвидация может проходить добровольно и принудительно. В добровольном порядке, то есть по инициативе учредителей ОУ, ликвидация осуществляется, в частности, в случае достижения поставленных при создании ОУ целей или истечения срока его деятельности. Основание для ликвидации в принудительном порядке – решение суда при условии, что оно вступило в силу. Как правило, это бывает при отсутствии образовательной лицензии.

Ликвидация образовательного учреждения – это ряд последовательных шагов:

  1. Принятие решения о ликвидации уполномоченным органом или учредителем. Оно оформляется протоколом или решением в зависимости от количества учредителей. Инициатором ликвидации федерального бюджетного ОУ является Правительство. В отношении муниципального бюджетного ОУ или учреждения на уровне субъекта данные решения исходят от местной исполнительной власти. Готовится уведомление о ликвидации ОУ, для этого заполняется в двух экземплярах форма Р15001. Один из них заверяется у нотариуса.

  2. Создание ликвидационной комиссии. Оно закрепляется соответствующим протоколом или решением. С этого времени комиссия управляет делами ОУ.

  3. Публикация сведений о ликвидации ОУ в СМИ, а также о порядке заявления кредиторами своих требований. Обращаем внимание, на заявление требований должно отводиться не менее 2 месяцев с даты обнародования информации.
  4. Выявление требований кредиторов и сбор информации по дебиторке. Составление промежуточного ликвидационного баланса. В него включаются данные об имуществе ОУ, имеющихся в адрес него требований, принятым по ним решениям. Утверждают баланс уполномоченный орган или учредители ОУ. При недостаточности денежных средств осуществляется продажа имущества ОУ на торгах. Но данное правило не распространяется на частные учреждения. Если у них недостаточно средств, кредиторы в целях удовлетворения своих требований подают в суд иски о погашении задолженности за счет собственника учреждения.

  5. Подготовка итогового ликвидационного баланса в финале расчетов с кредиторами. Он утверждается протоколом (решением).
  6. Заполнение заявления о госрегистрации в связи с ликвидацией в двух экземплярах. Это форма Р16001. У нотариуса заверяется один экземпляр заявления. Форма самого заявления заполняется с использованием ПО либо от руки. Оплата госпошлины за регистрационные действия.

  7. Подача документов на ликвидацию в соответствующий орган Минюста России. Документы подаются в двух экземплярах. Это можно сделать лично, через представителя по доверенности. Также можно направить документы почтой и через сайт «Госуслуги».

Срок принятия решения – 10 рабочих дней. После чего в ЕГРЮЛ вносится запись о ликвидации образовательного учреждения. Подчеркиваем, все действия в процессе ликвидации, в том числе утверждение ликвидационных балансов, оформляются формой Р15001. А само прекращение деятельности регистрируется формой Р16001. Итоговые подтверждающие ликвидацию документы: лист записи из госреестра (ЕГРЮЛ), уведомление о снятии с налогового учета.

Важно учитывать следующее. Решение о ликвидации муниципального или государственного ОУ принимается на основании заключения об оценке его последствий. Очевидно, такое заключение должно быть положительным. Составляет его комиссия, которая, как правило состоит из руководителей ОУ, представителей различных ведомств, в том числе в сфере образовательной политики. Если ликвидируется муниципальное ОУ в сельском поселении, то также учитывается мнение местных жителей. В самом заключении обосновывается необходимость ликвидации ОУ. Например, нехватка или перераспределение финансирования, неспособность вести образовательный процесс. А также формируется вывод о последствиях для общества, оцениваются социальные риски, способы их минимизации, а также оцениваются возможные негативные педагогические последствия, варианты их предупреждения.
Назад к статьям

Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций

1. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

2. Духовные образовательные организации создаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности, о государственной регистрации образовательной организации.

4. Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.

5. Государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

6. Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).

7. Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

8. Образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только Российской Федерацией.

9. Для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации создаются образовательные организации (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа), порядок направления в которые и условия пребывания в которых несовершеннолетних граждан определяются Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

10. Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.

11. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

12. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

13. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

14. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

15. Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных организаций осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 22 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья закрепляет общие вопросы создания, реорганизации и ликвидации образовательных организаций.

Следует отметить, что до принятия комментируемого закона, законодатель использовал общее понятие «образовательное учреждение», распространяя его для целей образовательного законодательства на все юридические лица образовательной сферы.

Такое семантическое тождество, учитывая постоянные нестыковки в нормах образовательных законов и иных нормативных актов, приводит к трудностям в правоприменении.

В связи с этим, законодатель предпочел отойти от традиционного для образовательного законодательства понятия «образовательное учреждение» или «учреждение образования» к понятию «образовательная организация» как к более общей форме обозначения таких юридических лиц, к тому же наглядно отражающей стремление законодателя к унификации юридических терминов.

Не видится серьезных препятствий для решений возникшей проблемы путем использования расширительного, обобщающего понятия, с учетом объективных предпосылок к увеличению видов и форм юридических лиц в сфере образования.

Отметим, что Закон под образовательной организацией понимает некоммерческую организацию, осуществляющую в качестве основного (уставного) вида деятельности в соответствии с целями, ради которых такая организация создана, образовательную деятельность.

Исходя из этого, сообразно некоммерческим целям образования, логично определяет, что образовательные организации могут быть образованы в одной из форм, предусмотренных для некоммерческих организаций.

Как следует из ст. 50 ГК РФ, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством.

Категория «учреждение» выступает родовым понятием по отношению к возможным организационно-правовым формам образовательных организаций как организаций некоммерческих. Практика создания образовательных организаций подтверждает, что в настоящее время организационно-правовой формой создания образовательной организации является именно учреждение.

От надлежащего функционирования государственных и муниципальных учреждений зависит, прежде всего, состояние публичного порядка, а уже потом — стабильность гражданского оборота. В связи с этим, учреждения можно рассматривать как основные каналы реализации публичных функций.

На современном этапе остро встает вопрос о поиске более гибких форм учреждений, позволяющих в зависимости от возложенных на них задач и сферы деятельности наиболее рационально использовать имеющиеся ресурсы. Данная проблема может решаться только в рамках соответствующей типизации действующих учреждений, персонально ориентируя предлагаемый правовой статус под собственные нужды и решаемые задачи. Деление учреждений на частные, с одной стороны, и государственные и муниципальные, с другой, является первым уровнем легальной типологии юридических лиц данной организационно-правовой формы, проводимой по субъектному составу.

В основу классификационного критерия для деления учреждений, и соответственно, образовательных организаций, положена форма собственности, на основе которой создана образовательная организация. В свою очередь, форма собственности определяет и учредителя образовательной организации.

Исходя из многообразия форм собственности, закрепленных на конституционном уровне, образовательная организация может быть государственной, муниципальной или частной.

Государственной образовательной организацией является организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципальной — созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом). В свою очередь, частной образовательной организацией является организация, созданная учредителем (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами, их объединениями), кроме иностранных религиозных организаций), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Некоторым образовательным организациям, закон придает особую роль и значение при выполнении публичных функций, что отражается также на особом статусе учредителей таких юридических лиц.

1) образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка. Поэтому такие образовательные организации могут создаваться только Российской Федераций, и соответственно, основаны на государственной федеральной форме собственности.

2) образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа) (учебно-воспитательные учреждения). Такие организации могут быть образованы как на федеральном, так и региональном уровнях, и соответственно, могут быть созданы Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ*(27) правовой статус учреждений бюджетной сферы существенно изменяется. Смена (преобразование) правового положения государственных (муниципальных) учреждений продиктована значительным отрывом деятельности бюджетных организаций от современных социально-экономических условий, определяющих переход от сметного финансирования к оптимизации расходов и одновременному повышению эффективности их работы. Внедрение рыночных принципов в работу учреждений позволит значительно снизить бюджетные расходы по их содержанию, обеспечить поступательное развитие качества и объема оказываемых услуг. Основные новации, как известно, касаются вопросов разграничения гражданско-правовой ответственности между государством (муниципалитетами) и учреждениями по хозяйственным обязательствам, продиктованным значительным участием последних в гражданском обороте. Развитие имущественной самостоятельности, которая в том числе определяет различные степень и формы финансирования таких организаций, предполагает наличие новой типологии учреждений. И помимо автономных учреждений, статус которых приняли незначительное число бюджетных организаций, оставшаяся их часть подлежит разделению на казенные и бюджетные учреждения.

Казенные учреждения на федеральном уровне имеют закрытый перечень, куда например, включены, военные комиссариаты, учреждения, исполняющие наказания, специализированные учреждения для несовершеннолетних, учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации и т.п. Например, высшие учебные заведения могут быть созданы в форме автономных, бюджетных, либо казенных учреждений. При этом, законодатель исключает возможность создания федеральных вузов в форме казенного учреждения.

Новацией образовательного законодательства является выделение духовных образовательных организаций, а также закрепление особых требований к порядку их создания, установленных законодательством о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

Между тем в действующем религиозном законодательстве отсутствует понятие духовной образовательной организации, а регулируется правовой статус религиозных организаций. В результате возникает правовая неопределенность с правовым режимом создания и деятельности духовных образовательных организаций, ведущая к фактическому смешению функций по религиозному воспитанию и духовному обучению.

Комментируемая статья определяет общие вопросы и особенности реорганизации и ликвидации образовательных организаций.

Особенности касаются, прежде всего, обеспечения гарантий прав обучающихся при решении вопроса о реорганизации или ликвидации образовательной организации.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»*(28) принятие соответствующего решения осуществляется уполномоченными органами только при соблюдении положений законодательства об основных гарантиях прав ребенка, касающихся сохранения социальной инфраструктуры для детей, ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.

Кроме того, в принятии решения о реорганизации и ликвидации образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы и расположенных в сельской местности, принимают участие представительные органы соответствующего городского округа или муниципального района, на территории которого расположена муниципальная образовательная организация. Решение о реорганизации или ликвидации образовательной организации может быть принято только при наличии согласия представительного органа.

Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных организаций осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций



В статье раскрыты правовые основы создания, реорганизации и ликвидации образовательных организаций. Также выявлены особенности создания, реорганизации и ликвидации образовательных организаций.

Ключевые слова: образовательные организации, создание образовательной организации, реорганизация, ликвидация, лицензирование.

Образовательные организации создаются путем приобретения такого статуса на основании федерального законодательства: Гражданского кодекса Российской Федерации о деятельности некоммерческих организаций, Федерального закона от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» , Федерального закона 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» ; Федеральный закон от 23 июня 2002 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ; а также иные нормативные правовые акты (подзаконные акты Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации), которые регулируют правовой статус организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Запись о создании образовательной организации содержится в государственном реестре, который ведется в бумажном и электронном виде регистрирующим органом Министерства юстиции Российской Федерации. Для государственной регистрации представлены:

– заявление о государственной регистрации образовательной организации;

– решение о создании организации образования в виде протокола, договора или иного документа;

– учредительные документы (устав) организации образования;

– документ об уплате государственной пошлины.

После государственной регистрации такого юридического лица в качестве некоммерческой организации в Федеральной налоговой службе по месту нахождения образовательной организации Министерство юстиции Российской Федерации направляет информацию и документы для внесения записи в Единый государственный реестр Юридические лица (ЕГРЮЛ) на свою налоговую регистрацию и внебюджетные фонды, а также открывает текущий счет в кредитной организации для образовательной деятельности. Однако право на осуществление такой деятельности с образовательной организацией возникает впоследствии — после получения лицензии, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» . Лицензия выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим надзор за образованием, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере образования. Для образовательных организаций (соискателей лицензии) в соответствии с указанным постановлением предъявляются определенные лицензионные требования:

– наличие имущественных прав или иных прав на здания, сооружения и территории;

– наличие материально-технического обеспечения учебной деятельности, оснащение помещений в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов;

– наличие условий для охраны здоровья обучающихся;

– наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соблюдении санитарных правил зданий, сооружений, оборудования и другого имущества;

– наличие образовательной организации в безопасной учебной среде, воспитание обучающихся, работников образовательной организации;

В образовательной организации созданы специальные условия для обучения студентов с ограниченными возможностями.

Для получения лицензии организация образования (лицензиат) подает заявку и копии определенных документов в орган лицензирования.

Для получения лицензии образовательные организации, планирующие реализацию образовательных программ в области обороны, миграции, контроля и надзора в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в области борьбы с их незаконным оборотом, представляют копии документы в лицензирующий орган, которые не должны содержать сведений, составляющих государственную тайну.

Согласно ст. 21 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ведет сводный реестр лицензий, а также содержит информацию о лицензиях, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Эта информация также размещается на официальном сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». За выдачу лицензии или переоформление, выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размере, установленном налоговым законодательством.

В Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 261-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», религиозные организации вправе создавать образовательные организации. Статья 3 этого закона гласит, что в Российской Федерации гарантируется свобода вероисповедания, в том числе исповедание любой религии, предоставление религиозного образования и религиозного образования.

Централизованные религиозные организации, в соответствии со своими уставами, имеют исключительное право создавать духовные образовательные организации для подготовки служителей и религиозных кадров (для таких организаций) путем реализации образовательных программ на основе лицензии на осуществление образовательной деятельности. Теологические учебные заведения подлежат регистрации в качестве религиозных организаций.

В статье 4 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» уточняется, что религиозные организации также могут обучать детей в государственных и муниципальных учебных заведениях по вопросам религии вне образовательной программы, однако требуется письменный запрос от родителей и детей. Более того, закон указывает, что религиозное образование и религиозное образование не являются образовательной деятельностью.

В Российской Федерации создаются образовательные организации для учащихся с девиантным (социально опасным) поведением в соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Учредителями таких организаций являются субъекты публичного права. К ним относятся государственные специализированные образовательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением (государственные учреждения), которые предназначены для обеспечения психологической, медицинской и социальной реабилитации, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе. В таких образовательных организациях учащиеся могут получать начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, а также начальное профессиональное образование. В своей деятельности учреждение руководствуется федеральным законодательством, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка и его законных интересов.

Образовательная организация, независимо от ее вида и типа, с момента ее создания приобретает гражданские права и выполняет юридические обязанности, то есть наделена правоспособностью (особой), содержание которой соответствует уставным целям — предоставление образовательных услуг (бесплатно или за плату). Образовательная организация имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, приносящей доход, но только для достижения целей, ради которых она была создана, не противореча законным положениям.

Учредителем (основателем) образовательной организации является ее основатель (или учредители), то есть человек, который решает создать эту организацию. В законодательстве перечислены возможные учредители образовательной организации:

– субъекты публичного права: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципалитеты;

– юридические лица любой юридической формы;

– физические лица — граждане Российской Федерации.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (статья 120), Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (статья 102), имущество образовательной организации, необходимое для осуществления ее деятельности, принадлежит учредителю на основании права собственности или права оперативного управления (ограниченное право собственности) .

Если учредителей несколько, то между ними заключается учредительное соглашение, определяющее их права и обязанности, и между учредителями и образовательной организацией, определяющим эти правоотношения, заключается соглашение.

Учредитель имеет право создавать образовательные организации любого рода. Учредителями могут быть одно или несколько физических лиц, а также одно или несколько юридических лиц или смешанное число таких участников, но создание образовательных организаций несколькими субъектами публичного права не допускается. Например, основатель МГУ им. М. В. Ломоносова является только Российской Федерацией, Московский государственный педагогический университет также является Российской Федерацией, Московский областной государственный университет является субъектом Российской Федерации (Московская область) и др.

В некоторых случаях в законе прямо указываются учредители образовательной организации. Итак, согласно ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организаций, где студенты-инвалиды получают образование (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного, с задержкой психического развития) создаются только власти государственная власть субъектов Российской Федерации . Учредитель регистрирует образовательную организацию как юридическое лицо, определяет язык образования, назначает ее руководителя, принимает решение о реорганизации и ликвидации образовательной организации, контролирует обращение движимого и недвижимого имущества на своем балансе, устанавливает правила для приема студентов и образовательных учреждений, а также других условий, обеспечивающих функционирование организации образования.

Физические и юридические лица имеют право быть учредителями частной образовательной организации, которая осуществляет общее и профессиональное образование на различных уровнях.

Следует отметить, что иногда при создании частных образовательных организаций учредители должны иметь определенный статус, например, получение теологического и религиозного образования возможно, если учредителем такого юридического лица является определенная религиозная организация или централизованная религиозная организация.

Образовательные организации реорганизуются или ликвидируются в порядке, установленном гражданским законодательством, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года, с учетом специфики образовательной деятельности, а также подзаконными актами Министерства образования и науки Российской Федерации.

Порядок реорганизации и ликвидации определяется либо учредителем организации образования (добровольно), либо по решению органов государственной власти.

Реорганизация или ликвидация общеобразовательной организации, расположенной в сельской местности, осуществляется по решению местных органов власти, но с учетом мнения жителей этого сельского поселения. В статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уточняется, что одно или несколько сельских поселений (поселков, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно или через выборные и другие местные органы власти .

Реорганизация образовательных организаций в соответствии со ст. 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть осуществлены в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования с указанием правопреемства на основании передаточного акта.

Ликвидация образовательной организации влечет за собой прекращение ее деятельности без передачи прав и обязанностей другим лицам.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2014 года № 367 уточняет особенности реорганизации и ликвидации образовательной организации на основании решения комиссии по оценке последствий таких процедур. В этом случае Комиссия оценивает последствия решения о реорганизации или ликвидации организации образования; готовит заключение об оценке последствий таких процедур; при необходимости дает оценку дальнейшей деятельности образовательной организации. В состав комиссии входят представители Министерства образования и науки Российской Федерации и общественных объединений (занимающихся образовательной деятельностью), а в некоторых случаях могут входить представители высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которых расположена образовательная организация. Решение комиссии принимается открытым голосованием простым большинством голосов, и составляется заключение о проведении определенной процедуры. Образовательная организация считается реорганизованной или ликвидированной после внесения сведений о ней в государственный реестр.

Таким образом, создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций имеет свои особенности, что связано с особенностью сферы деятельности данных экономических субъектов.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»
  2. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организация» (ред. от 29.07.2018) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»
  4. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 26.11.2019) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»
  5. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ред. от 03.07.2019) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»
  6. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 02.08.2019) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»
  7. Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности») (ред. от 29.11.2018) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»

Добавлено в закладки: 0

Согласно российскому законодательству существует добровольная и принудительная ликвидация компаний и учреждений. Добровольная происходит либо по истечении срока или цели функционирования юридического лица, либо в соответствии с решением его учредителей (участников) или других органов, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами. Принудительная ликвидация – на основе решения суда (если учреждение осуществляет деятельность без лицензии, запрещена законом и не отвечает целям, указанным в Уставе учреждения).

Законодательство

Решение о ликвидации муниципального общеобразовательного учреждения принимается на основе следующих документов:

  • постановление Администрации муниципального района;
  • Акт экспертной оценки последствий ликвидации;
  • решение Комиссии по проведению данной экспертной оценки (Протокол, №, дата);
  • решение собрания граждан города, деревни или села (название, Протокол, №, дата);
  • ст. 57- 60, 125 ГК РФ;
  • ст. 22, ч. 5 Закона «Об образовании в российской Федерации», согласно которой реорганизация и ликвидация муниципальных школ, допускаются по решению органов муниципального образования «с учетом мнения схода» жителей (в прежнем законе об образовании существовала формулировка «с согласия»;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • «Санитарно эпидемиологические правила и нормативы» (п.2.5), согласно которым в сельской местности школа, до которой ученики идут пешком, должна находиться на расстоянии не более 2-4 км, время в пути 15-30 мин. (свыше необходима организация транспортного обслуживание детей);
  • «Типовое положение об общеобразовательном учреждении» (от 19.03.2001 № 196, п.82), в соответствии с которыми процесс ликвидации или реорганизации общеобразовательного учреждения должен осуществляться только тогда, когда заканчивается учебный год);
  • устав муниципального образования.

Постановление Администрации муниципального района должно включать следующие моменты:

  • указание на то, что данное МОУ (название, причины) ликвидируется;
  • устанавливается срок, в течение которого ее кредиторы могут подать заявление со своими требованиями (обычно в течение 2-х месяцев с момента опубликования решения о ликвидации учреждения в средствах СМИ);
  • утверждается план мероприятий по ликвидации, ответственным за выполнение плана считают обычно Управление образованием данного муниципального образования;
  • назначается состав ликвидационной комиссии, от которой требуется опубликовать в средствах СМИ (в местной газете, по областному телевидению, в том числе «бегущая строка») объявление о ликвидации школы, порядок, сроки принятия требований кредиторов;
  • обеспечить (к конкретной дате) внесение в ЕГРЮЛ записи о ликвидации школы;
  • получение Свидетельства о ликвидации учреждения, представить это свидетельство в Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами;
  • по окончании процесса ликвидации, передать все документы в архив Управления образованием.

В свою очередь, Управление образованием района должно:

  • сформировать перечень кредиторской и дебиторской задолженности учреждения (указывается срок, обычно в течение 5-7 дней);
  • письменно уведомить всех кредиторов (в случае выявления задолженности);
  • провести инвентаризацию имущества школы и представить ее результаты в Комитет по управлению муниципальным имуществом, и до передачи имущества ликвидируемой школы обеспечивать его сохранность;
  • ознакомить директора муниципального учреждения с постановлением о ликвидации учреждения, подготовить приказ и уведомить его и работников МОУ о предстоящем увольнении, о предоставляемых в этом случае льготах и компенсациях с учетом требований Трудового кодекса Российской Федерации;
  • довести до Центра (Службы) занятости населения данные о высвобождаемых работниках.

Комитет по управлению имуществом данного муниципалитета обязан принять имущество МОУ в муниципальную казну и учесть внесенные изменения в реестре собственности муниципалитета.

Таким образом, существует 2 основных варианта процесса ликвидации школ:

  • официальное прекращение всей деятельности;
  • перерегистрация: учреждение исключается из Госреестра и регистрируется под другим юридическим «именем».

В результате ликвидации прекращается деятельность образовательного учреждения, аннулируются все его документы (в том числе Устава), удаляются или сдаются в государственный архив все имеющиеся официальные бумаги.

Особенности

Реорганизация – это процесс, в результате которого происходит образование новых и прекращение действия ранее функционирующих юридических лиц.

Согласно п.1 ст.57 ГК РФ реорганизация юридических лиц может осуществляться следующими способами:

  • слияние;
  • присоединение;
  • разделение;
  • выделение;
  • преобразование.

В случае слияния, присоединения и преобразования все права и обязанности юридических лиц в результате реорганизации переходит к новому образованному юридическому лицу – это требует составления «Передаточного акта». Когда речь идет о разделении и выделении, то права и обязанности распределяются в соответствии с величиной (балансом) вложенных средств.

Реорганизация образовательного учреждения любого вида предполагает, что оно также будет иметь статус «учреждение», осуществляющее некоммерческую деятельность и сохранять целевую направленность. Порядок реорганизации определяется требованиями вышеуказанных актов законодательной власти РФ (кодексов, законов, типовых положений). Требуется принятие целого перечня нормативно-правовых актов муниципального уровня:

  • положение о порядке создания, реорганизации и ликвидации учреждений общего образования;
  • план (программа) реструктуризации сети образовательных организаций;
  • решение и положение об экспертной комиссии;
  • экспертное заключение об оценке социально-экономических последствий реорганизации.

Начало процесса реорганизации МОУ связано с подачей письма главе администрации муниципального образования с указанием следующих моментов:

  • причины и способы реорганизации;
  • сведения о новых расходах или экономии средств местного бюджета;
  • прошение разрешить подготовку проекта о реорганизации.

На конечном этапе – должна быть внесена запись в ЕГРЮЛ, если в результате реорганизации было создано новое юридическое лицо. Обязательным требованием также является обеспечение права обучающихся на продолжение образования в преобразованном или ином общеобразовательном учреждении.

В большинстве случаев реорганизация МОУ в РФ происходит путем присоединения небольших (начальных) школ к более крупным – средним общеобразовательным, часто расположенным в других районных центрах (на занятия в которые школьники вынуждены добираться на школьных или рейсовых автобусах, жить в интернатах). Предполагается, что в результате реструктуризации улучшится качество образования, так как:

  • уроки будут вести только специалисты;
  • количество учащихся будет доведено до нормативных 20-25 чел.;
  • за счет уменьшения затрат на коммунальные услуги и ремонт зданий и увеличения бюджетного финансирования можно обеспечить обновление учебной и материальной базы, и т.д.

В качестве большого недостатка такого вида реорганизации родители учеников отмечают проблему безопасности на дорогах в связи с удаленностью школ, на занятия в которые ученики вынуждены добираться на школьных или рейсовых автобусах.

Оплата труда и защита прав

Согласно российскому законодательству заработная плата работающих граждан включает:

  • вознаграждение за труд;
  • компенсационные и стимулирующие выплаты .

На размер оклада и/или ставки заработной платы педагогического состава учебных заведений влияет занимаемая должность и степень профессионального мастерства (квалификации). Существуют и дополнительные индивидуальные выплаты работникам (например, премии, материальная помощь, доплата «к Юбилею» и пр.).

За работу вводится компенсационная надбавка, за счет которой происходит увеличение размера оклада. В случае ликвидации или реорганизации школ, их персонал автоматически попадает под сокращение. Поэтому, в соответствии с действующим Трудовым кодексом РФ:

  • сотрудники МОУ должны быть предупреждены о предстоящей ликвидации организации или о сокращении штата за 2 месяца, как минимум, до увольнения (ст.180);
  • работодатель обязан сообщить об этом профсоюзной организации и Службе занятости не позднее 3-х месяцев (ст. 74);
  • при увольнении работнику должно быть выплачено выходное пособие (его размер определяется величиной среднемесячного заработка за последний календарный год – 12 мес. работы), а также компенсация за «неотгулянный» отпуск.

В то же время пособие в размере среднемесячной заработной платы сохраняется только в течение 2-х месяцев со дня увольнения. Но если после увольнения работник на протяжении последующих 2-х недель обратился на биржу труда и был зарегистрирован там в качестве безработного, и в течение последующих месяцев Служба занятости не обеспечила его трудоустройство, он может получить пособие по безработице в размере своего среднемесячного заработка и за 3-й месяц (ст. 178).

Особенности ликвидации образовательного учреждения определяются их особым правовым статусом. Такие учреждения образуются в формате некоммерческой организации и обладают высокой социальной значимостью. Поэтому их закрытие должно быть мотивировано и предварительно оценено, с точки зрения последствий для общества.

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Правовое регулирование

Ликвидация образовательной организации предполагает ее полное закрытие без правопреемства и реорганизации в другое учреждение. Государственные или частные образовательные учреждения могут быть ликвидированы на основании:

  • ст. 61, 65 Гражданского кодекса;
  • ст. 22 273-ФЗ «Об образовании»;
  • ФЗ «О НКО»;
  • международных договоров;
  • иных специализированных нормативно-правовых актов.

Согласно п. 1 ст. 22 273-ФЗ, образовательное учреждение имеет форму НКО. Организация может иметь государственную, муниципальную или частную формы собственности. Согласно ст. 10 273-ФЗ, образовательная организация подлежит ликвидации в порядке, установленном гражданским правом с учетом некоторых особенностей данного типа учреждения.

Основания

Образовательная организация может быть ликвидирована по причине истечения срока ее создания или достижения целевого ориентира ее учреждения.

Решение о ликвидации образовательного учреждения принимает ее учредитель или тот орган, который наделен полномочиями на это. Именно письменное официальное решение о ликвидации будет являться основанием для закрытия образовательного учреждения.

Если принимается решение о ликвидации государственного образовательного учреждения, то должен быть издан специальный акт органа федеральной власти или органа субъекта РФ, который являлся учредителем бюджетной организации. Когда закрывается муниципальное образовательное учреждение, то решение о ликвидации принимает уполномоченный орган муниципального района или городского округа.

Решение об упразднении федерального органа исполнительной власти обычно сопровождается подготовкой пояснительной записки. В ней приводится обоснование целесообразности ликвидационных действий.

В случае если ликвидируется частная образовательная организация, то решение принимается собственниками.

Выше перечислены основания для добровольной ликвидации учреждения именно по решению собственников. Тогда как, помимо такой формы закрытия учреждения, различают еще принудительный формат прекращения деятельности по решению судебной инстанции. Основания для принудительной ликвидации содержатся в ст. 61 Гражданского кодекса. Такое решение может быть принято при обнаружении противоправной деятельности в работе образовательной организации, при неисполнении ею законных предписаний контролирующих инстанций, при несоответствии целей создания некоммерческой организации ее реальным действиям, при отзыве лицензии на осуществление образовательной деятельности и пр.

Наиболее частой причиной для закрытия образовательного учреждения в принудительном порядке по иску контролирующих инстанций является отсутствие у него лицензии на занятие подобного рода деятельностью.

Исковое заявление в суд о ликвидации может поступить от органа государственного или местного самоуправления.

Порядок ликвидации

Дмитрий Иванов. Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Порядок упразднения образовательной организации предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Издается Постановление о закрытии образовательного учреждения, и создается комиссия, которая уполномочена на проведение ликвидации. Комиссия должна быть создана не позднее 10 дней после принятия решения о ликвидации. К ней переходят все руководящие функции.
  2. Передача документов в налоговую инспекцию о ликвидации в течение 3 дней после издания Постановления о закрытии (для этого применяется утвержденная форма Р15001).
  3. Определение сроков для предъявления требований кредиторами. Сроки могут быть произвольными по решению ликвидационной комиссии, но не менее 2 месяцев по требованиям гражданского законодательства.
  4. Комиссия самостоятельно уведомляет всех известных кредиторов о предстоящем закрытии.
  5. Уведомление сотрудников о предстоящем сокращении с работы по причине ликвидации.
  6. Публикация в открытых источниках («Вестнике государственной регистрации») сведений о предстоящей ликвидации, порядке и сроках предъявления требований.
  7. Комиссия осуществляет подготовку и утверждение ликвидационного баланса. На подготовку промежуточного ликвидационного баланса с учетом долговых требований кредиторов отводится 10 дней после окончания периода для предъявления требований. В промежуточный баланс включаются сведения о принадлежащих активах и долгах, претензии кредиторов и результаты рассмотрения заявок. На указанном этапе ликвидационной комиссии также нужно взыскать дебиторскую задолженность и свериться с налоговой службой.
  8. Производятся расчеты с кредиторами. Первоначально долги погашаются из собственных средств учреждения, а затем организация приступает к расчетам за счет продажи принадлежащего ей имущества.
  9. Увольнение сотрудников и выплаты в их пользу.
  10. Формирование окончательного ликвидационного баланса.
  11. Подача документов в налоговую инспекцию.
  12. Внесение отметки в ЕГРЮЛ. С момента внесения такой записи образовательное учреждение считается полностью прекратившим свою деятельность.

Необходимые документы

Помимо общего комплекта документов, которые требуется подготовить всеми организациями перед закрытием, при ликвидации образовательного учреждения нужно составить:

  1. Положительное заключение комиссии о последствиях решения о закрытии учреждения, принятого федеральными или региональными органами власти.
  2. Документ, подтверждающий учет мнения жителей сельского поселения при ликвидации сельской школы или иного муниципального учреждения. Также при закрытии сельского учреждения требуется обосновать необходимость закрытия. Например, из-за отсутствия педагогического состава, учеников или недостаточности финансирования.

Критерии для оценки последствий от закрытия образовательного учреждения должны определяться Правительством. Обычно оцениваются социальные, экономические и педагогические риски закрытия и возможные пути для минимизации негативных последствий. В комиссию, которая выносит свой вердикт, входят представители заинтересованных инстанций, в частности, представители Министерства образования.

Постановление было утверждено в 2014 году за №84 «Об утверждении Правил проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации… образовательной организации…». Согласно данным Правилам, комиссия должна учесть возможность обеспечения получения образования на должном уровне после закрытия детского сада, школы или иного образовательного учреждения на уровне ФГОС и завершения обучения учениками этой школы.

Значимость указанных критериев может варьироваться с учетом отраслевой особенности деятельности. Примером отраслевого стандарта может являться Приказ Минсельхоза от 2014 года №275 «Об утверждении значений критериев проведения оценки…». Они используются при проведении оценки ликвидации образовательных учреждений, которые находятся в подчинении Министерства сельского хозяйства.

Особые правила ликвидации муниципальной школы или иного сельского учреждения образования связаны с государственным приоритетом по сохранению малокомплектных школ в селах и созданию благоприятных условий для проживания в российских селах.

С учетом положений ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» учет мнения сельского поселения по вопросам ликвидации местной школы может проводиться в формах:

  • местного референдума;
  • схода граждан;
  • собрания граждан;
  • опроса граждан;
  • обращения граждан;
  • в иных формах непосредственного обращения граждан к местным властям.

Муниципальные органы власти вправе принимать локальные нормативно-правовые акты, которые регламентируют порядок учета мнения граждан по вопросу ликвидации местных школ.

При закрытии частного образовательного учреждения никакие дополнительные документы в виде обоснования, экспертного заключения не требуются. Достаточно только решения владельца.

Сроки проведения

Сроки ликвидации образовательного учреждения определяются в индивидуальном порядке.

Если у организации были долги, то процедура может занять до года, тогда как при их отсутствии она проводится в течение полугода. Минимальные сроки для ликвидации образовательного учреждения составляют 2 месяца: именно столько отводится на учет требований кредиторов к учреждению.

Таким образом, как и любая НКО, образовательное учреждение может быть закрыто на добровольной и принудительной основе. Ликвидация образовательного учреждения означает его полное закрытие без передачи прав и обязанностей к другой организации, после чего оно полностью прекращает существование. Инициаторами ликвидации могут стать Правительство или муниципальные власти для федеральных и муниципальных бюджетных организаций или собственник – для частного учреждения. Особенностью процедуры ликвидации образовательного учреждения бюджетного типа является необходимость экспертизы социальных последствий принятия решения о закрытии учреждений. Обязательным элементом закрытия сельской образовательной организации является учет мнения всех жителей поселения.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Светлана Асадова Экономист Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Ликвидация образовательного учреждения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *