Преимущество федерального права перед региональным отражает принцип

Тема 1 Содержание понятия «государственное управление», основные научные школы, изучающие его

1.1 Содержание дисциплины «СГиМУ»

1.2 Методология исследования дисциплины «СГиМУ»

1.1 Содержание дисциплины «СГиМУ»

Общество является сложноорганизованным и многоуровневым образованием. Для того чтобы в полной мере удовлетворять интересы своих членов и иметь возможности для развития, оно должно выработать режим саморегулирования и адаптации к внешней среде. Выработка такой способности означает упорядочивание элементов, процессов, институтов в рамках единой системы, форма которой призвана сделать эту способность главным условием такого саморегулирования.

Условием образования и функционирования такой системы является общественное производство, основной целью которого должно стать максимально полное удовлетворение потребностей людей, возможное лишь при правильной и эффективной организации этого общества с учетом сформированных в нем базовых ценностей. Основу этой организации составляет совокупность социальных систем, образованных вокруг функционально значимых сфер общественной жизни: экономики, политики, религии, морали, науки, культуры и пр. Главным координатором этого процесса может выступать государство, ответственное за достижение конкретных результатов, полученных в ходе функционирования этих систем.

Управление социальной системой означает способность субъекта сделать ее динамику прогнозируемой и направляемой. Поэтому научное управление должно исходить из анализа управляемого объекта и выявления факторов, определяющих режим его внутренней саморегуляции и устойчивости к внешним воздействиям.

Всякая система управления имеет как субъектную, так и объектную природу и может быть рассмотрена только с учетом многоуровневых взаимодействий со средой. Есть субъект, который определяет характер управленческого воздействия. И есть объект, в отношении которого это воздействие осуществляется. Специфика государственного управления заключена в том, что субъектом этого управления выступает специально уполномоченный представительный аппарат, осуществляющий свои функции исключительно на профессиональной основе.

При этом в сфере государственного управления можно выделить следующие способы воздействия субъекта на объект: постоянное и эпизодическое, силовое и мягкое, радикальное и постепенное, прямое и опосредованное.

В состав объектов государственного управления следует отнести социально-экономические процессы, общественные институты, а также различные социальные группы, действующие на территории данного государства. Чтобы воздействие субъекта на объект было максимально эффективным, необходимо своевременное и точное представление о поведении объекта, которое может дать организация прямых и обратных связей между сторонами этого взаимодействия.

Система государственного и муниципального управления является одной из ключевых дисциплин управленческого цикла. Особенностью этой дисциплины является анализ и обобщение практики государственного устройства в развитых демократических странах, опирающихся на институты гражданского общества. Предметом системы государственного управления является территориальное образование. Территориальное образование может выступать в роли государства, региона или любого другого территориального поселения, располагающего административными границами, являющегося составной частью региона, а также наделенного формальной способностью к самоуправлению. Основу системы управления территориальными образованиями составляют вертикальные и горизонтальные связи, создающие устойчивые для каждого образования структуры управления. Определяющие характер работы составляющих эти структуры социальных институтов.

Вертикальные связи включают в себя разделение территориальных образований на уровни власти, тогда как горизонтальные — на ветви власти.

Уровни власти — это вертикальные упорядоченные ранги исполнительской деятельности, разделенные в соответствии с режимом делегирования полномочий от высших управленческих звеньев низшим. Количество уровней свидетельствует о степени субординации в принятии управленческих решений и порядке передачи командной информации.

Уровни власти задают способ разделения административной ответственности между должностными функциями в организационной структуре. Причем число уровней тем больше, чем более обширным становится количество этих функций и чем выше степень их специализации.

Ветви власти (зоны управления) — горизонтально упорядоченные направления управленческой деятельности, определяемые в соответствии с принципом разделения властей, используемого в условиях демократического политического режима. Традиционно к ветвям власти относят исполнительную, законодательную и судебную. Идентификационными признаками, на основе которых определяется содержание ветви власти, являются следующие:

  • наличие специализированных органов государства, наделенных широкими полномочиями;
  • юридическое закрепление места, которое занимает эта власть в иерархии системы управления государством;
  • структура органов власти, приходящихся на каждую ветвь, является иерархической и сквозной, охватывающей все имеющиеся уровни и ориентированной на комплексные общие цели;
  • цели, ставящиеся перед ветвью власти, имеют общегосударственный характер и не могут быть приписаны ни одному из ведомств отдельно.

Государственное управление призвано регулировать социальные отношения, обеспечивающие защиту и воспроизводство целостности государства и его основных институтов. Преимущественным направлением вектора государственного управления является направление «сверху — вниз», в связи с чем государство берет на себя право реализации общественного интереса в развитии составляющих его территориальных образований.

Государственное управление — это процесс регулирования отношений внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти. В основе государственного управления лежит государственный интерес, направленный на защиту целостности государства, его ключевых институтов, поддержку уровня и качества жизни его граждан. Среди приоритетных направлений в реализации общественного (государственного) интереса лежит необходимость исполнения нескольких функций: защитной, оборонной, социальной, правовой, экономической, политической и арбитражной.

Государственное управление становится возможным благодаря существованию государственной власти. Государственная власть является органом легитимного принуждения в интересах большинства населения при условии соблюдения государственного интереса. Главным признаком государственной власти является ее целостность, неделимость и суверенность.

Системный характер государственного управления заключается в том, что он обеспечивает единство распорядительного (командно-административного) и партнерского (социально-консолидированного) начал в практике регулирования социальных отношений и процессов. В качестве системы государственное управление реализует несколько функций.

  1. Институциональную — через утверждение необходимых при решении государственных вопросов социально-экономических, политических и гражданских институтов для распределения властных полномочий.
  2. Регулятивную — через системы норм и законов, которые призваны установить общие правила, регулирующие поведение субъектов.
  3. Целеполагающую — через разработку и выбор приоритетных направлений социально-экономического и политического развития путем реализации поддерживаемых большинством населения программ.
  4. Функциональную — через разработку и реализацию действий, направленных на поддержку всей хозяйственной инфраструктуры государства в лице ее ведущих отраслей.
  5. Идеологическую — через формирование общенациональной идеи, призванной консолидировать общество в границах государства.

При разделении власти на государственную и муниципальную необходимо учитывать глубокое внутреннее различие между публичной и социальной (общественной) властями. Особенностью публичной власти является непременное наличие санкционных возможностей, делегируемых учредителями ее центрального аппарата представительному органу управления. Публичная власть обладает верховенством в решении вопросов государственного значения, публикуя распоряжения, обязательные для исполнения.

Вектор муниципального управления имеет направление «снизу-вверх», будучи призванным адаптировать местный территориальный интерес к государственному. Смысл этой адаптации состоит в обустройстве среды непосредственного обитания человека, удовлетворении его первоочередных потребностей и налаживании межхозяйственных связей между территориями. Объектом муниципального интереса являются вопросы местного значения, характер и особенности которых могут быть адекватно осознаны только людьми, непосредственно проживающими на данной территории. Удовлетворение муниципального интереса есть обязательное условие для удовлетворения общественного (государственного) интереса.

Основными принципами формирования системы государственного управления являются:

  1. Принцип разделения властей.
  2. Принцип комплементарности.
  3. Принцип субсидиарности.
  4. Принцип суверенности.
  5. Принцип демократизма.
  6. Принцип гомогенности.

Принцип разделения властей, введенный в 1748 г. Французом Ш. Монтескье (1698-1755), предполагает разделение единоличной государственной власти на три сферы: законодательную, исполнительную и судебную, что должно служить условием эффективного контроля за деятельностью государственного аппарата. Система сдержек и противовесов, представленная реализацией принципа, способствует формированию сбалансированной политической системы, отвечающей признакам справедливости и целесообразности.

Принцип комплементарности характеризуется установкой на непрерывность в структуре власти. Принцип нацеливает на создание условий равномерного распределения властных функций в разрезе всей вертикали управления по различным территориальным уровням. Характерным признаком равномерного распределения власти в структуре управления является выделение властных полномочий как сверху, так и снизу.

Принцип субсидиарности определяет процедуру распределения и перераспределения полномочий между управленческими уровнями государственной власти. Действие принципа определяет устойчивую последовательность исполнения властных полномочий управленческими органами и порядок распределения ответственности этих органов перед населением. Передача полномочий на более высокий уровень управления в соответствии с этим принципом может быть осуществлена только при условии невозможности их исполнения на низшем уровне.

Принцип субсидиарности имеет два измерения: вертикальное и горизонтальное. Вертикальное измерение включает распределение властных полномочий между уровнями власти в направлении от местной власти к государственной. Горизонтальное измерение охватывает процедуру распределения полномочий между ветвями власти на федеральном, региональном или местном уровнях.

Принцип суверенности предполагает наличие фактической независимости как существенного признака государства. Государственный суверенитет означает «верховенство и независимость власти, подчиненной праву, монополию на принуждение в рамках государственных правомочий и независимости государства в рамках международного правопорядка».

Принцип демократизма нацеливает на необходимость активного участия городского населения в принятии решений государственного и муниципального значения.

Принцип гомогенности отображает преимущество федерального права перед региональным.

Государственное управление представляет собой сложный процесс взаимодействия основополагающих элементов, результатом которого становится особая система государственного управления, обуславливающая способ и характер взаимодействия составляющих ее социальных институтов. Основу системы государственного управления составляют четыре элемента.

  1. Власть определяет порядок избрания и характер осуществления функций управления государством, структуру взаимодействия между ключевыми политическими институтами. В системе государственного управления власть реализуется через форму правления, задающую типовые особенности функционирования исполнительных и представительных органов власти (республика, монархия).
  2. Управление воплощается в характере государственного вмешательства в экономическую жизнь, обеспечении политических прав граждан, содержании институтов гражданского общества и пр. Составным элементом государственной системы управления является политический режим, вбирающий в себя совокупность методов реализации функций государственной власти (демократический. авторитарный, тоталитарный).
  3. Пространственные особенности территории оказывают особое влияние как на саму систему государственного управления, так и на характер экономической политики государства. Если территория государства занимает значительную площадь, то это требует создания большего числа управленческих уровней по территориальным образованиям в сравнении со странами, занимающими меньшую площадь. Кроме того, не последнюю роль в механизме государственного управления имеют географические особенности территории: рельеф, наличие водных артерий, климат и пр. Важнейшим средством ассимиляции территориальных особенностей в характер системы государственного управления является форма государственного устройства, определяющая структуру государственной власти с учетом региональных, этнических и географических особенностей местности (унитарное государство, федерация, конфедерация).
  4. Экономическая система государства, служащая функциональной подсистемой государственного управления, способствует обеспечению функций рационального управления хозяйственной жизнью страны, удовлетворению базовых потребностей ее граждан, поддержке жизненно важных сфер производства и распределения продукции. Особенности экономической системы государства отражает избранная государством хозяйственная модель (форма хозяйствования), основанная на обобщении методов экономической политики государства и воплощаемая в качестве ее основных макроэкономических показателей. Система — комплекс взаимосвязанных составных частей, образующих определенную целостность. Система обладает свойствами целостности, устойчивости, членимости, структурности, целеполаганием, открытости, коммуникативности, адаптивности, управляемости, самоорганизованности, поведения и т.д.

В мировой практике сложились три хозяйственные модели:

  1. Кейнсианская модель в качестве главного приоритета рассматривает борьбу с экономическими спадами и безработицей — это составляет основу государственной политики.

Ключевыми положениями теории Дж.М. Кейнса (1883-1946), составившими основу кейнсианской модели, являются:

  • необходимость вмешательства государства в процесс воспроизводства;
  • главным инструментом вмешательства государства в воспроизводственный процесс является бюджетная политика. Кредитно-денежные механизмы должны играть вспомогательную роль, приспосабливаясь к ней. Ставки процента за кредит должны быть максимально устойчивыми или иметь тенденцию к снижению;
  • дефицит спроса — главная причина экономических кризисов. Необходимо форсировать стимулирование составных компонентов спроса — личное потребление и накопление. Обеспечение «эффективного спроса» заключается в достижении равновесия между производством, потреблением, доходом и занятостью;
  • возможность допущения дефицита бюджета, имеющего цикли циклический характер — увеличивающегося в период спада и снижающегося в период подъема. Расходы государства оживляют частный бизнес и ведут к росту дохода и занятости.
  1. Монетаристская модель основана на трудах нашего современника М. Фридмана, профессора из Чикаго, предложившего меры по борьбе с инфляцией в качестве главного приоритета в проведении государственной политики. Методологию монетаризма можно проиллюстрировать через ряд положений:

  • рыночная экономика располагает свойством саморегулирования, и какое-либо вмешательство в ее механизмы недопустимо;
  • вмешательство государства в механизм экономики возможно только в денежной сфере. Государство должно обеспечить устойчивость денежной единицы через ограничение роста денежной массы. Прирост объема денежной массы должен быть около 5% в год, кроме того, необходимо ежегодное снижение ставки подоходного налога;
  • объем денежной массы в обращении должен строго соответствовать стоимости произведенной товарной продукции через соотношение

    MV=PQ,

    где М — количество денег;

    V — период оборота денежных средств;

    Р — цены на товарную продукцию;

    Q — количество продукции.

  • спады трудовой активности представляются естественным явлением и служат способом ограничения роста заработной платы, что сдерживает инфляцию.
  1. Плановая экономика предполагает использование опыта стран тоталитарного социализма и может быть проиллюстрирована рядом положений:
  • принятие многих экономических решений происходит на уровне высшего политического руководства;
  • наличие института государственного планирования (Госплана), в чьи функции входит определение характера развития отраслей экономики, а также установление ценовой и тарифной политики на рынке товаров и услуг;
  • участие государства непосредственно в управлении деятельностью ведущих предприятий.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Право каждого на рассмотрение его дела с соблюдением всех
требований закона и справедливости компетентным, независимым и беспристрастным судом

Г.Ж. Сулейменова,

профессор Казахской

гуманитарно-юридической академии

Развивая и конкретизируя конституционные положения, гарантирующие независимое осуществление судебной власти, п. 2 ст. 1 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» устанавливает: «Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела с соблюдением всех требований закона и справедливости, компетентным, независимым и беспристрастным судом». Важно обратить внимание на то, что указанный принцип в республике впервые был закреплен на законодательном уровне в 2000 г. в Конституционном законе «»О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». Его особенность заключается в том, что он является комплексным — в его содержание включено несколько элементов (законность, независимость, компетентность), а также нравственных (справедливость, беспристрастность). Эти положения конституционного закона соответствуют положениям многих международных документов, в которых в целях обеспечения и укрепления независимости судебных органов, с одной стороны, обеспечения прав и законных интересов каждого, кто вовлечен в сферу судопроизводства, с другой стороны, указывается на то, что любое дело должно быть рассмотрено независимым, справедливым, компетентным, беспристрастным судом, созданным на основе закона. Так в ст.10 Всеобщей декларации прав человека указывается: «Каждый человек … имеет право на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом».

В ч. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, предусмотрено: «Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона».

Часть 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливает: «Каждый имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».

В п. 1 Основных принципов, касающихся независимости судебных органов, указывается на то, «чтобы каждый имел права на справедливое и публичное разбирательство в компетентном, независимом и объективном суде …».

Статья 1 Всеобщей хартии судей обязывает: «Судьи во всей их работе обеспечивают право каждого человека на справедливое судебное разбирательство. Они содействуют своевременному, справедливому и публичному слушанию дел независимым и беспристрастным органом правосудия…».

По справедливому замечанию Л.Б. Алексеевой отсутствие таких принципов «ведет к отказу в правосудии и подрывает доверие к судебному процессу». К каждой профессии предъявляются особые, преобладающие требования. К деятельности судьи важным требованием, без которого немыслима судебная деятельность, является беспристрастие. В этой связи Н.В. Муравьев писал: «Военному более всего нужна неустрашимость, духовному лицу — благочестие, профессору — ученость, натуралисту — наблюдательность, художнику — чувство красоты, судебному деятелю — беспристрастие».

Требование беспристрастности предполагает, что при рассмотрении дел суд обязан быть не связанным с мнением участников судебного разбирательства: он не выступает ни на стороне обвинения, ни на стороне защиты, т.е. он должен быть непредвзятым, непредубежденным, объективным и принимать решения по своему внутреннему убеждению, основанному на оценке рассмотренных доказательств и, руководствуясь при этом только Конституцией РК и законами. При этом суды могут применять только те нормативные правовые акты, которые не противоречат Конституции РК. Беспристрастность суда гарантирована тем, что законодатель предоставляет ему самостоятельность, независимость и несменяемость. Важными гарантиями последних являются условия не только его материального обеспечения, но и размер самого обеспечения. Суд должен получать такую зарплату, чтобы не отвлекаться на поиски дополнительных источников возможности заработать. Поэтому нельзя требовать от судьи законного и справедливого правосудия, если он надлежащим образом материально не обеспечен. Беспристрастие, указывает Шайо Андраш, «означает несколько больше в том смысле, что необходимо … исключить даже видимость того, что судья в данном деле пристрастно относится к сторонам». Международным документом «Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов» установлено, что суды должны рассматривать переданные им дела «беспристрастно на основе фактов и в соответствии с законом без каких-либо ограничений, неправомерного влияния, побуждения, давления, угроз или вмешательства, прямого или косвенного, с чьей бы то ни было стороны и по каким бы то ни было причинам». Тем самым, этот международный документ требует осуществлять судебную деятельность таким образом, чтобы исключить не только какое-либо давление или вмешательство, но и неправомерное побуждение. По этому поводу известный ученый в области исследования проблем правосудия В.М. Савицкий писал, что «суд должен решать спор, осуществлять правосудие — не больше и не меньше. Никакой собственной инициативы, никакой побудительной заинтересованности — вот параметры … истинного правосудия в новом демократическом его понимании…».

Законодатель, учитывая вероятность прямой или косвенной заинтересованности судьи в исходе рассматриваемого им дела либо его необъективность, обусловленная обоснованными какими-либо конкретными причинами, устанавливает институт отвода судей, как по их собственной инициативе, так и по инициативе участников судопроизводства (ч. 1 ст. 89 УПК РК, ст. 40 ГПК РК). При определении беспристрастности судей должны учитываться не только субъективные, но и объективные факторы, предусмотренные законом. Так, ст. 90 УПК РК устанавливает перечень факторов, влияющих на беспристрастность судьи, и при наличии которых судья должен подлежать отводу. Ими являются такие, когда суд:

— рассматривает дело, не отнесенное к его подсудности;

— является по данному делу потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, вызывался либо может быть вызван в качестве свидетеля;

— участвовал в производстве по данному уголовному делу в качестве эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, дознавателя, следователя, прокурора, защитника, законного представителя обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика;

— является родственником потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, родственником обвиняемого или его законного представителя, родственником прокурора, защитника, следователя или дознавателя;

— ранее рассматривал жалобу на решение прокурора;

Кроме того, в целях обеспечения беспристрастности:

— в состав суда, рассматривающего уголовное дело, не могут входить лица, связанные родственными или другими отношениями личной зависимости;

— судья, принимавший участие в рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в суде второй инстанции или в порядке надзора, а равно участвовать в новом рассмотрении дела в суде первой или второй инстанции в случае отмены приговора или постановления о прекращении дела, постановленных с его участием;

— судья, принимавший участие в рассмотрении дела в суде второй инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в суде первой инстанции или в порядке надзора, а равно в новом рассмотрении дела в суде первой или второй инстанции после отмены постановления, принятого с его участием;

— судья, принимавший участие в рассмотрении дела в порядке надзора, не может участвовать в рассмотрении того же дела в суде первой или второй инстанции.

Однако, для эффективного правосудия недостаточно одной беспристрастности суда. Помимо этого, суд должен обладать профессиональными знаниями, т.е. он должен компетентно, законно, обоснованно и справедливо разрешить основной вопрос рассматриваемого им дела (об удовлетворении или об отказе в удовлетворении гражданского иска, о виновности лица привлеченного к административной или уголовной ответственности). «Независимость без судебной способности, — писал И.Я. Фойницкий, — ведет к произволу… судебная способность без независимости создает одностороннюю, пристрастную судебную деятельность». Одним из важнейших средств обеспечения компетентности суда является правильное, в соответствии с законом, определение подсудности дела. Законодатель придает этому столь важное значение, что оно закреплено на конституционном уровне — п./п. 3 п. 3 ст. 77 Конституции РК предусматривает, что «никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная законом». Нарушение этого принципа, заключающееся в вынесение приговора или другого решения судом, осуществляющего производство по неподсудному ему делу, признается незаконным и подлежит отмене. Специальный докладчик в докладе о принципах независимости суда, представленном в 1985 г. на Подкомиссии ООН отметил, что «беспристрастность и независимость судебной власти являются, скорее всего, правом тех, кто ищет правосудия, чем привилегией судебной власти. В этом докладе подчеркивалось, что судьи должны быть свободны от каких-либо ограничений, влияний, побуждений, давления, угроз или вмешательства в прямой или косвенной форме; они должны быть добросовестными, уравновешенными, смелыми, объективными, понимающими, человечными и способными к восприятию нового, так что все это является необходимым условием для справедливого суда и внушающего доверие надежного судопроизводства».

Право на справедливое судебное разбирательство является общепризнанным международно-правовым принципом. Этот принцип означает, что деятельность суда должна осуществляться в интересах общества, государства, личности, а не в интересах одной из сторон процесса либо отдельных граждан, должностных лиц, тех или иных групп. Право на справедливое судебное разбирательство предполагает, прежде всего, право на восстановление нарушенных прав, что, в свою очередь, связано с такими важнейшими принципами как право на судебную защиту (обеспечение доступа к правосудию), которые должны быть реально обеспечены.

Так, в ст.8 Всеобщей декларации прав человека указывается: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом».

В ст.2 Международного пакта о гражданских и политических правах указывается на обязанность государств участвующих в этом Пакте:

«a) обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве;

b) обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защиты;

c) обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются».

Следует указать, что вопрос о справедливости возникает чаще всего в случаях известного расхождения принципов законности и целесообразности. Это обусловлено тем, что нормы права не в состоянии учесть весь веер возможных случаев и обстоятельств, которые встречаются в конкретных жизненных обстоятельствах. Поэтому в одних случаях законодатель прямо предписывает совершение конкретных процессуальных действий и принятие конкретных решений, а в других — предоставляет суду возможность по своему усмотрению решить вопрос о выборе наиболее оптимального и рационального решения с учетом конкретных обстоятельств дела. В последнем случае суд, оценив имеющиеся по делу доказательства, выбирает такое решение, которое, по его мнению, является не только наиболее эффективным, целесообразным, но и справедливым. Однако при этом суд должен руководствоваться законом и не выходить за его пределы.

Справедливость является такой нравственно-правовой категорией, которая воплощена непосредственно во многих принципах правосудия, таких как: независимость судей и подчинение их только закону, так как закон презюмируется справедливым; требование установить объективную истину, так как истина всегда справедлива; оценка доказательств по внутреннему убеждению, так как без убеждения нет справедливого решения; презумпция невиновности обвиняемого, так как до приговора суда справедливо считать обвиняемого невиновным; обеспечение обвиняемому права на защиту, так как обвиняемому, поскольку он еще не признан виновным, справедливо предоставить возможность защищаться от предъявленного обвинения и др.. В целом же этот принцип в сфере правосудия обеспечивается реализацией трех составляющих: 1) обеспечение каждому доступа к правосудию; 2) требования, предъявляемые к организации суда и его составу (т.е. суд должен быть учрежденным в соответствии с требованиями закона, а также быть независимым, компетентным и беспристрастным); 3) гарантии законного и обоснованного постановления судебного решения (т.е. должна быть обеспечена надлежащая процессуальная процедура рассмотрения и разрешения дела).

Таким образом, такие принципы как справедливость, беспристрастность и компетентность суда представляют собой концепции как национального, так и международного права, поскольку любая власть, в том числе и судебная, должна иметь основы и в системе норм нравственности. В своем функционировании она должна ориентироваться на общечеловеческие нравственные ценности и способствовать их утверждению.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

__________________________________

Использованные источники:

См.: О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан: Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 г. № 132-II ЗРК // Ведомости Парламента РК. 2000. № 23. Ст. 410.

Международный пакт о гражданах и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Там же. С. 308.

Основные принципы, касающихся независимости судебных органов: приняты седьмым Конгрессом ООН от 6 сентября 1985 г. // Основные принципы, касающихся независимости судебных органов. ООН, 1988. С. 2.

Всеобщая хартия судей: утверждена Центральным Советом Международной Ассоциации судей 17 ноября 1999 г. // www.sudreforma.samal.kz. 2002. 25 декабря.

Цит. по: Хрестоматия по уголовному процессу России: Учебное пособие / Автор-сост. проф. Э.Ф. Куцова. М.: Городец, 1999. С. 134.

Шайо Андраш. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма). М.: Юристъ, 1999. С. 220.

Фойницкйи И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Т.1. СПб.: Альфа, 1996. С. 126.

Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Указ. раб. С. 171.

См.: Конституционные основы правосудия в СССР / Под ред. В.М. Савицкого. М.: Наука, 1981. С. 39.

Поле, дуэль — все это исторически санкционировавшиеся государством способы определить справедливость, когда иным способом это сделать невозможно. Словесный спор, апелляция! Сколько таких поединков прошло по всей стране в борьбе за баллы ЕГЭ-2015 по обществознанию! О некоторых из них — наш рассказ.

Получите помощь эксперта ЕГЭ при подготовке к апелляции о несогласии с выставленными баллами!

Апелляция на результаты ЕГЭ

Итак, ЕГЭ-2015 в разгаре. Завершились основные дни экзаменов, начались резервные. По всей стране считают баллы ЕГЭ. Органы государственной власти — средние (они, по предварительным прикидкам, например, по русскому языку, профильной математике и обществознанию, возросли в среднем на 3 балла). Получившие все результаты выпускники — общие для поступления (ВУЗы уже принимают документы). А некоторые — готовятся к их пересмотру. То есть к апелляции.

Официальный ресурс ЕГЭ об апелляции

Что такое апелляция? Это словесный поединок выпускника и экспертов, которые проверяли работу. Гуманитарные предметы — особенно история, обществознание часто содержат в виде ответов не догмы, а предположения, теории. И апелляция зачастую превращается в разговор… что Ты имела ввиду? (как пелось в популярной песенке).

Как мы видим, участник ЕГЭ может не только повысить, но и имеет шансы потерять баллы в результате рассмотрения его работы в письменной части 2. С прошлого года, кстати, возможна и техническая апелляция на результаты части 1 (тестовой). Но.. об этом в другой раз. Сама процедура апелляции, кстати, вызывает абсолютно ее разные оценки… Складывается впечатление, что порой она зависит от личного усмотрения (или произвола) на местах. Например, посмотрите интересные комментарии к нашей записи о ЕГЭ-2014. Да и сами выпускники поэтому просто гадают о том, что их ждет за закрытыми дверьми на апелляции. Вот пример одной из «разъяснительных работ» в социальных сетях:

Дискуссия о процедуре апелляции в социальных сетях

Как мы видим, подготовка к апелляции начинается задолго до получения результатов экзамена. К ней нужно серьезно готовиться. Ведь статистика ЕГЭ показывает, что лишь менее 10% подавших апелляцию могут рассчитывать на ее хотя бы частичное удовлетворение.

Напомним, что Вы можете получить нашу экспертную консультацию накануне апелляции. Для этого можно обратиться напрямую и на электронную почту eugene_kotzarj@mail.ru

А что говорит статистика?

Давайте посмотрим на статистику подписчиков нашей группы . Итак, как наши подписчики сдали ЕГЭ-2015 по обществознанию?

Результат ЕГЭ-2015 по обществознанию. Опрос http://vk.com/egewin

В среднем выше ребят по стране (пока средний балл, объявленный Рособрнадзором без учета сдававших в резерве и апелляции (на которой, впрочем, глобально мало что меняется) составляет 56,65. А примерно 60% наших подписчиков, готовившихся по материалам сайта и группы, видео-урокам эксперта ЕГЭ сдали в промежутке от 60 до 80 баллов, более 20% — это высокобалльники (более 80 баллов!).

А что говорит наша статистика об апелляции на ЕГЭ по обществознанию 2015?

Результат апелляции на ЕГЭ-2015 по обществознанию. Опрос http://vk.com/egewin

Из проголосовавших под 90% на апелляцию просто не пошли. По разным причинам. Однако около 10% сумели отстоять от 1 до 3-х своих первичных баллов, которые затем могут дать приличную прибавку в тестовом балле по 100-балльной шкале.

Неконструктивный подход к апелляции на результат ЕГЭ

Нужно ли бороться за свои баллы? Считаем, что ДА! Хотя, бытует мнение, что это зачастую бесполезно. Однако, убедить экспертов при действительно заниженных баллах (а это результат естественного субъективизма, человеческого фактора, усталости эксперта и целого комплекса причин) можно. Например, вот мой диалог с выпускницей Alisa Marisova, сумевшей отстоять целых 3 первичных балла!

А вот пример иного отношения к процедуре апелляции.

Многие выпускники понимают, что апелляция, грамотно подготовленная с помощью консультации эксперта ЕГЭ, может позволить получить им важный для поступления балл-другой. Но… это время и силы эксперта, и может быть его платной услугой. Еще один диалог в студию (с Евгения Землянская). Просьба проверить эссе:

Небольшая ремарка для инфантильных выпускников. Анализ Вашего эссе это обязанность учителя который у Вас вел обществознание. Я Вам ничего не обязан, согласитесь? А теперь умножите количество подобных Вашему обращений ко мне на часть сдающих ЕГЭ по обществу в России?

Учитесь уважать чужой труд и знайте, что во взрослой жизни, куда Вы выходите за все нужно платить.

Вы можете получить нашу экспертную консультацию накануне апелляции. Для этого можно обратиться напрямую и на электронную почту eugene_kotzarj@mail.ru

Конструктивный подход к апелляции на результат ЕГЭ

А вот уже другое обращение к эксперту, и совсем другое отношение к необходимости апелляции, понимание ее крайней важности для итогового результата, поступления. Отметим, что Эля Карпаева — студент первого курса, учится во Владивостоке. В прошлом году на бюджет не смогла пройти, и снова пробует получить необходимый для поступления на бюджет балл в этом году! ЕГЭ-2015 по обществознанию она сдала на 82 балла (на 25 выше среднего по России!).

Разбалловка результатов ЕГЭ

Отметим, что в тестовой части 1 выпускница потеряла всего 1 балл! Чуть хуже обстояли дела в части 2. За которую Эля и собиралась с моей помощью побороться! Заодно приятно, когда говорят спасибо за труд (Эля при подготовке применяла видео-уроки автора):

Анализ ответов и выбор стратегии на апелляции

Посмотрим на бланки части 2 выпускницы, которые она получила в своем личном кабинете на ресурсе технической поддержки ЕГЭ-2015:

Сканированный бланк ответов выпускницы 1

Сканированный бланк ответов выпускницы 2

Сканированный бланк ответов выпускницы 3

Отметим большой объем работы, проделанный абитуриентом, хороший читаемый почерк и абсолютно верное оформление ответов: где это необходимо, выписывается условие задания, максимально облегчается работа эксперта. Такие работы обычно вызывают только желание идти навстречу выпускнику!

Итак, текста и заданий к нему (задания 28-31) у нас на руках не было, поэтому задание 30, формулировку которого абитуриент не помнил, мы решили оставить. Наше внимание было сосредоточено на заданиях 33, 34, 35, 36.

Задание 33

Эля: в 33м нужно было факторные доходы написать к труду, земле и капиталу с примерами. Я не знала пример капитала.

Задание 33

Грубая ошибка. Факторный доход на землю это РЕНТА. Ничего не отспорите, здесь апелляция бессмысленна.

Задание 34

За это задание не был выставлен один из баллов, максимальный — 3.

Эля: в 34 был текст, по которому я определила, что это информационное общество. И к нему нужно было написать 3 черты.

Задание 34

По 34 честно говоря не понимаю к чему придрались. Все верно Вы привели все три признака этого типа общества. Может только чуть расплывчато звучит «рост продолжительности жизни». Формально ведь он происходит и в индустриальном обществе по сравнению с традиционным. Но, Вы уточняете *развитая медицина (в идеале, конечно, неплохо было бы дописать, что медицина способна побеждать неизлечимые ранее болезни — рак, СПИД).
Вот здесь нужно бороться. Сейчас приведем пример для аргументации про развитие медицины в индустриальном обществе.

В СССР к 1960 г. на 10 тыс. человек приходилось 20 врачей, в РСФСР — 19,3, в Западной Сибири только 15,5. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/razvitie-zdravookhra.. (Развитие здравоохранения в городах Западной Сибири (1946-1960 гг.) диссертация на соискание степени кандидата исторических наук. Дудкина М.П.).

2010 год. Среди стран с наибольшим количеством врачей на душу населения Россия, согласно данным ВОЗ, занимает пятое место — на каждые 10 тысяч россиян приходится 42 медика с высшим образованием.

То есть сравниваем показатели индустриального (1960) и постиндустриального обществ (2010).

Эля: не могли бы вы привести аргумент к высокому уровню социальной мобильности?

Мобильность индустриального общества массовая. Например, массовый переезд в города, миграция в Новый Свет (США XIX века).

Эля: можно сказать, что коль мы в информационном обществе, то велик доступ к информации, можно заниматься самообразованием и тем самым перемещаться по каналу образование?

Нет я не про это. Понятно что каналов мобильности и больше и доступ к ним тоже шире. Человек индустриального общественных привязан к станку. Мобильность постиндустриального общества — индивидуальная. Средства транспорта гораздо более развиты. Добавляется интернет. Он позволяет человеку создавая информационный продукт, заниматься работой путешествуя, меняя страны мира. Пример из жизни — феномен фриланса. Так делают свою работу и зарабатывают создатели информации, информационного продукта — веб-дизайнеры, люди свободных профессий. Мы гораздо более мобильны, чем человек 20-30 лет назад.

Итоговые аргументы членов конфликтной комиссии оказались более чем парадоксальны:

1. Россия не постиндустриальное общество (!!!). 2. Теория не связана с практикой (!!!).

Что же, на лицо полная некомпетентность и неумение отойти от мысленного шаблона, зашоренность, проще говоря. Попытка здесь отспорить балл не удалась.

Задание 35

Это сложный план. И снова боремся за 1 не выставленный балл.

Задание 35

Меня смущает прежде всего структура Вашего плана. Он выглядит как судорожная попытка выбросить на бумагу все, что знаете о политической власти. А структура и ее выдержанность это один из ключевых критериев оценки.
В идеале он мог выглядеть так:

1. Понятие «власть»
2. Виды власти:
— политическая
— экономическая
— военная
— духовная
— информационная
3. Признаки политической власти:
— суверенность
— легитимность
— сосредоточенность в руках государства
— монополия на легальное применение силы
— монополия на издание законов
4. У нас бы совпали

Итак, могли снизить за: 1. отсутствие информации о других видах власти; 2. Отсутствие структурности ответа (например, понятие точно не нужно раскрывать); 3. Пункт «принципы существования». Например, подпункт б) результативность. Разве политические реформы, например, всегда результативны? 4. Важный пункт про государство и его роль «спрятали» в конце и не раскрыли. А должны были выдвинуть на первый план.

Эля: в задании речь шла о политической власти, о ней я и писала план. То есть не издалека пошла, а по теме. Вероятно, правильнее было бы начать с Власти, но в задании это не указано.

Это структурный подход называется. Если политическая это разновидность власти начинать нужно с власти. На план можно попробовать апеллировать, но результата думаю не будет.

И, действительно, по словам абитуриента, эксперты в конфликтной комиссии собирались даже снижать балл (имеют право!!!). Эля: за то что у меня нет двух важных пунктов которые есть в критериях.

Итак, и здесь результат остался неизменным. Оставалось наше любимое эссе, за которое в каждом из двух не определяющих критериев (к2 и к3) было выставлено по 1 баллу из двух возможных.

Задание 36

Посмотрим на эссе абитуриента по цитате Людвига Фейербаха:

Задание 36

Мне кажется, что вполне можно апеллировать к критерию 2.

Критерий 2

Вы даете не менее 4-5 точных теоретических положений, сведений. Хорошие правильные определения религии, искусства, науки, философии, сведения о мировых религиях.
Против Вас здесь может быть не очень корректное «приверженцев христианских, буддистских или исламских верований». Но ведь в каждой из этих религий есть множество ответвлений, сект. Например, в христианстве католику и православные, в исламе сунниты и шииты. Если что это аргумент.

Также против Вас может сыграть отсутствие в теории иного взгляда на проблему, попытки посмотреть на нее с другой стороны. Это ценится обычно.

По поводу критерия 3 (качество фактической аргументации) сложнее будет спорить.

Критерий 3

Оценить можно только сведения, которые Вы привели о различных теориях происхождения Вселенной.

И теперь взгляд на Ваше эссе через рекомендации ФИПИ для экспертов:

Основания для более высокого балла:

1. При раскрытии смысла высказывания выделены несколько взаимосвязанных аспектов (нет).
2. Теоретические положения развернуты в систему обоснования (да).
3. Приводимые примеры взяты из различных областей общественной жизни (нет).
4. Уместно и корректно использованы примеры из личного социального опыта (нет).
5. Используются примеры из других учебных курсов – истории, географии, литературы (нет).

Основания для более низкого балла:

1. Среди приведенных теоретических положений встречаются ошибочные суждения и неточности (нет).
2. Содержится много «информационного шума» — положений, не имеющих непосредственного отношения к теме, повторы одной и той же мысли, поданной в другом словесном выражении (нет).
3. Используемые примеры слабо связаны с теоретическим обоснованием (нет).

В общем, за эссе можно попробовать отстоять 1 балл за КРИТЕРИЙ 2. Так как положенный набор теоретических положений в целом выполнен. Тут нюанс в том, что за к2-к3 обычно баллы ставят вместе и снижение по одному из критериев часто автоматически влечет снижение за другой.

Эля: про эссе. Про декарта я имела ввиду пример (со стороны философии) стремления осознать свое существование, то есть в голове у него был он сам — самосознание, рефлексия. а это признаки человека и то, что заявлено в проблеме. Мол, человек настолько удивителен, что способен заниматься такими делами (причем, только он), и результатом его умственной деятельности являются такие классные выводы. Разве нельзя приводить в пример цитаты?

Ну Декарт сам по себе и его высказывание это не пример. Если из его жизни, работы бы что-то привела то можно было бы как исторический пример считать. Это не пример. Это лишь иллюстрация к нему. Красивая, но только иллюстрация. Примеры из собственного опыта, социальной действительности, истории, литературы, географии, информации СМИ. ВСЕ. За другое баллов просто не ставят. А его высказывание это просто высказывание.

В итоге мы оказались ПРАВЫ (!) и эксперты на апелляции повысили абитуриенту 1 балл за Критерий 2 теоретическая аргументация.

А это сразу 85 баллов вместо 82! Вот такая апелляция на ЕГЭ по обществознанию получилась у нас. Если Вам нужна помощь на апелляции по обществознанию, мы Вас ждем! Удачи Вам на ЕГЭ, где каждый балл дороже золота. Это Ваше будущее поступление в ВУЗ мечты!

Вы можете получить нашу экспертную консультацию накануне апелляции. Для этого можно обратиться напрямую и на электронную почту eugene_kotzarj@mail.ru

Преимущество федерального права перед региональным отражает принцип

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *