Планирование использования и охраны земель


УДК 332.3:504.05

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны

Кагирова Р.Р., студентка 4 курса, Кутлияров А.Н., доцент
Башкирский государственный аграрный университет, Россия

Показаны актуальность планирования и организации рационального использования земель и их охраны, раскрыты вопросы и проблемы рационального использования земель, также рассмотрены содержания федеральных законов и предложены рекомендации по регулированию использования и охране земель, приведены основы эффективного использования земельных ресурсов.

Земельный кодекс Российской Федерации в качестве одного из основных землеустроительных этапов предусматривает планирование и организацию рационального использования и охраны земельных ресурсов .

Конституция Российской Федерации, Земельный Кодекс России, Федеральный закон от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве», который включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и установлению на местности границ объектов землеустройства и организации рационального использования , и другие Федеральные законы, определяющие обязанности Российской Федерации по планированию и организации рационального использования и охраны земель в соответствии с перспективами развития экономики, в целях совершенствования распределения земель, улучшения организации территорий и определения направлений рационального использования земель и их охраны .

В Конституции Российской Федерации написано, что «Земля используется и охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» .

Статья 13 Земельного Кодекса Российской Федерации обязывает в целях охраны земель разрабатывать федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по сохранению почв и их плодородия, сохранению достигнутого уровня мелиорации, рекультивации нарушенных земель, защите земель от водной и ветровой эрозии и других негативных воздействий с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

В статье 19 устанавливаются основные виды землеустроительной документации по планированию и организации рационального использования и охраны земель, таких как: разработка предложений о рациональном использовании земель и об их охране; природно — сельскохозяйственное районирование земель. Она проводится в соответствии с градостроительной документацией.

Статья 68 Земельного кодекса Российской Федерации включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны.

Основная цель планирования и организации рационального использования и охрана земель заключается в решении следующих актуальных задач: определение потребности в земельных ресурсах на перспективу для различных отраслей экономики, разработка мероприятий по совершенствованию планирования рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель, территориальная привязка всей системы природоохранных мероприятий по защите земель от негативных воздействий, оценка экологической, экономической и социальной эффективности мероприятий по планированию рационального использования земель и их охраны, также предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы .

Рациональное использование и охрана земельных ресурсов — комплексная проблема. И подход к её решению носит неоднозначный комплексный характер. Можно выделить три аспекта решения проблемы: — экономический; — экологический; — правовой. Первые два очень взаимосвязаны друг с другом, то есть можно говорить об одном аспекте — эколого-экономическом. Здесь рассматривается вопрос, прежде всего в плане повышения эффективности использования земель. В узком конкретном смысле это целый комплекс мероприятий по повышению эффективности использования земель . Что касается правового аспекта повышения эффективности использования земель и их охраны, главным здесь является дальнейшее совершенствование земельного законодательства, разработка механизма применения законов .

Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений является разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель. Такими же полномочиями на своей территории обладают субъекты РФ, которые разрабатывают и реализуют региональные программы использования и охраны земель, находящихся в границах соответствующих субъектов.

Управление земельным фондом и организация рационального использования земельных ресурсов выполняет Государственное землеустройство. Это система мероприятий по организации полного, рационального, эффективного использования и охране земельных ресурсов, по совершенствованию землепользования, повышению культуры земледелия сельскохозяйственных предприятий. Оно направлено на осуществление решений государственных органов в области пользования землей.

В настоящее время законодательного и методического обеспечения вполне достаточно, чтобы навести порядок на земле на основе планирования развития землепользования. Разобраться где, сколько, в каком состоянии и как используются земельные ресурсы, что нужно делать для того, чтобы её эффективно использовать. На этой основе следует усовершенствовать правовой и экономический механизм регулирования использования и охраны земель в условиях многообразия форм собственности на землю и форм хозяйствования на ней, сформировать целостную и взаимосвязанную систему управления земельными ресурсами, обеспечивающую реализацию единой государственной политики на всех уровнях (федеральном, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований).

Основой этого служит выполнение законов Российской Федерации в области планирования рационального использования земель и их охраны.

Таким образом, в основе эффективного использования земельными ресурсами является регулирование охраны, организации рационального использования и устойчивого воспроизводства земельных ресурсов, осуществлении земельного контроля и контроля за проведением землеустройства, которая будет способствовать повышению эколого-экономической эффективности государственного регулирования .

Библиографический список

СУЩНОСТЬ И ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ И ИХ ОХРАНЫ

Н.И. Иванов

Аннотация. Реализация принятой в 90-е годы модели рыночных отношений не обеспечила формирование эффективных экономических межотраслевых отношений, привела к спаду производства в наиболее землеемкой отрасли — сельском хозяйстве. За 1991-2010 годы из

сельскохозяйственного оборота выведено 42,8 млн. га сельскохозяйственных угодий. По мнению автора, эффективное использование земельно-имущественного комплекса страны возможно путем совершенствования

принципиальной схемы регионального планирования и организации использования и охраны земель.

Ключевые слова: землеустройство, планирование и организация рационального использования земель и их охраны, схема использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения.

Исторически в зарубежных государствах планирование и организация использования земель в разные периоды времени решали различные задачи. В процессе распада феодальной системы — это создание условий для формирования нового класса земельных собственников и обеспечение прав собственности, снижение социальной напряженности при перераспределении земельных участков. В настоящее время — это преодоление противоречий между развивающейся экономикой и ограничивающими экологическими требованиями, определение сбалансированного и устойчивого развития природы и общества, «примирение» экономики и экологии.

Реализация принятой в России в 90-е годы модели рыночных отношений, не базирующейся на эффективном использовании земельно-имущественного комплекса страны, не обеспечила формирование эффективных экономических межотраслевых отношений, привела к спаду производства в наиболее землеемкой отрасли -сельском хозяйстве. Возросли различия в интенсивности использования земель между городом и деревней. В связи с обезличкой в использовании земель, несоблюдением землепользователями ограничений и обременений прав, особых условий использования территорий, за 1991-2008 годы из сельскохозяйственного оборота выведено и не обрабатывается 42,8 млн. га сельскохозяйственных угодий, 2,4 млн га особо ценных мелиорированных земель, площади, подверженные эрозии, деградации, зарастанию кустарником и мелколесьем, увеличились за этот период на 24,3 млн га .

Основными причинами такого положения явились неадекватные реальной ситуации приоритеты в процессе рыночных преобразований, принижение роли государственного планирования и организации использования и охраны земель. Сложилась ситуация, при которой в отношении объектов землеустройства необходимо лишь зафиксировать их внешние границы, не учитывая при этом вопросы по упорядочению объектов землеустройства, устранению недостатков землепользований и других вопросов территориального землеустройства. Усовершенствованные процедурные вопросы, касающиеся порядка установления границ земельных участков, предоставления и изъятия земель не решают кардинальных проблем проведения землеустройства в целом.

При этом игнорируется имеющийся опыт проведения землеустроительных работ в России и в зарубежных странах, возникают попытки свести землеустройство только к формированию объектов недвижимости, установлению их местоположения и границ с целью постановки их на кадастровый учет. Землеустройство не рассматривается как инструмент государства по управлению земельными ресурсами, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, получению информации о количественном и качественном состоянии земель, как это делается в развитых зарубежных странах. В результате не решены сложные вопросы перехода к рыночным отношениям в сфере земельно-имущественного комплекса, формированию и осуществлению цивилизованного оборота земельных участков, их законного предоставления и изъятия.

Анализ формирующейся в настоящее время системы территориального планирования выявил существенные недостатки, не позволяющие осуществить научно обос-

нованное комплексное планирование и организацию рационального использования земель и их охраны.

Во-первых, принятая концепция территориального планирования исходит из интересов развития отдельных категорий (земель населенных пунктов и промышленности), то есть собственников земельных участков развивающихся застроенных территорий. Основой такого развития служат землеемкие объекты капитального строительства промышленного, транспортного, энергетического и иного назначения, что приводит к разбалансирован-ности развития отраслей экономики и ставит в неравные условия собственников других категорий, в первую очередь сельскохозяйственные организации и правообладателей земельных долей .

Во-вторых, документы территориального планирования, устанавливаемые Градостроительным кодексом Российской Федерации, в отличие от землеустроительной документации по планированию использования земель и их охраны рассматривают землю (территорию) лишь в качестве базиса для размещения отдельных отраслей экономики и объектов урбанизации, что на практике приводит неоправданной и нерегулируемой застройке земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, особо охраняемых территорий и как следствие, изъятие из оборота особо ценных земель, продуктивных угодий.

Все это обуславливает необходимость совершенствования принципов планирования и организации использования земель и их охраны в стране. Крайне актуальным становится формирование в этой связи в рамках общей экономической политики специальной стратегии, адресованной проблемам устойчивого комплексного территориального развития и цивилизованного земельного рынка в увязке с земельно-охранными требованиями. Развитие земельных отношений в России должно опираться на четкую и общественно признанную государственную земельную политику, которая должна предусматривать усиление роли государства при планировании и организации землепользования. Эта политика должна быть адаптирована к специфике различных регионов, учитывать национальные и культурные традиции, особенности ведения хозяйственной деятельности и функционирования земельного рынка.

Однако эффективное государственное планирование и организация использования земель и их охраны и обеспечение взаимодействия деятельности огромного количества субъектов землепользования и земельного рынка не может вестись в современных условиях только директивными методами. В то же время мировой и отечественный опыт показали недостаточную эффективность использования исключительно методов рыночного саморегулирования. Необходима разработка и реализация концепции планирования использования и охраны земель, основанной, прежде всего, на использовании комплекса методов государственного планирования использования и охраны земель посредством разработки землеустроительной документации. Актуальность такого подхода неоднократно отмечалась многими учеными и специалистами. Еще на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 году была принята, так называемая, «Повестка Дня на XXI век», где в части сохранения и рационального использования земельных ресурсов в целях развития, было подтверждено, что наиболее эффективные варианты взаимодействия социально-экономического развития с охраной и улучшением состояния окружающей среды, укрепление системы рационального использования земельных и природных ресурсов могут быть достигнуты путем усиления экономических, местных и традиционных методов планирования использования земельных и природных ресурсов.

Развивая данные положения и учитывая цели оптимизации землепользования и рационального управления земельными ресурсами, участники конференции дают такие предложения «правительственным органам должного уровня», как: разработать политику, стимулирующую рациональное землепользование и управление земельными ресурсами; применять экономические средства и разработать организационные механизмы и стимулы для поощрения наиболее оптимального землепользования и рационального использования земельных ресурсов; поощрять применение принципа делегирования полномочий в отношении разработки земельной политики на низовой уровень государственной власти в рамках принятия эффективных мер и подхода, обеспечивающего участие местного населения и т.д. .

Как видно, данные положения характеризуют планирование использования земель, основанное на индикативном, рекомендательном подходе, позволяющем создавать оптимальные условия субъектам землепользования для их всестороннего участия в земельнохозяйственном обороте.

Учитывая вышеизложенное, нами предлагается рассматривать региональное планирование использования земель и их охраны как комплекс организационнотерриториальных мероприятий, проводимых государством, направленных на оптимальное использование всего земельного фонда региона на основе социальноэкономических целей и задач государства и региона, используя органичное взаимодействие директивного и индикативного подходов (рисунок 1).

Следует подчеркнуть, что с учетом специфики земельно-имущественного сектора ключевое значение при планировании использования и охраны земель имеет государственное планирование, формы и методы которого должны быть адекватны рыночным условиям. Оно должно быть направлено, как на непосредственное воздействие государства на процесс использования земель, так и на формирование условий, обеспечивающих эффективное и сбалансированное землепользование и охрану земель различными субъектами права в рыночных условиях.

Государственное социально-экономическое планирование

т г-

Рисунок 1 — Схема регионального планирования использования земель и их охраны

Государственное планирование использования и охраны земель, с одной стороны, должно соответствовать возможностям бюджета, с другой — посредством применения мер экономико-правового регулирования, совершенствования налоговой, ценовой, инвестиционной политики, обеспечить легальное развитие земельно-хозяйственного оборота, дать возможность субъектам землепользования адаптироваться к существующим рыночным условиям и участвовать в развитии цивилизованного земельного рынка.

Список использованных источников

1 Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2008 году. Ред. коллегия В.С. Кислов, В.А. Самолетов, С.П. Миронов и др. / Федеральное агентство кадастра объектов недвижимо-

сти. — М., 2009. — 260 с.

3 Повестка дня на XXI век Кон-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гшвіап/сопіегеп/гіо/ .

Информация об авторе

Иванов Николай Иванович, кандидат экономических наук, доцент, ГОУ ВПО «Государственный университет по землеустройству», nickibut@yandex.ru, 8-499-2618419, 89262879095

Планирование использования и охраны земель

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *