Базовый стандарт по рискам МФО

В настоящее время в отношении микрофинансовых орагнизаций (МФО), вне зависимости от их членства в саморегулируемой организации (СРО) действуют следующие базовые стандарты:

  1. Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц – получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации (далее — Стандарт защиты прав получателей финансовых услуг), утвержденный Банком России 22.07.2017, действует с 01.07.2017.
  2. Базовый стандарт по управлению рисками микрофинансовых организаций (далее — Стандарт по рискам), утвержденный Банком России 27.07.2017, действует с 27.01.2018.
  3. Базовый стандарт совершения микрофинансовой организацией операций на финансовом рынке (далее — Стандарт совершения операций), утвержденный Банком России 27.04.2018, действует с 01.07.2018.

Указанные базовые стандарты разрабатываются СРО МФО и направляются на утверждение в Банк России в рамках действия Федерального закона от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка», вступившего в силу с 11.01.2016, и Указания Банка России от 30.05.2016 № 4027-У «О перечне обязательных для разработки саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка, объединяющими микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, базовых стандартов и требованиях к их содержанию, а также перечне операций (содержании видов деятельности) на финансовом рынке, подлежащих стандартизации в зависимости от вида деятельности финансовых организаций» (действует с 25.06.2016).

После вступления в силу базовых стнадартов СРО осуществляет контроль за их соблюдением членами СРО.

Стандарт защиты прав получателей финансовых услуг:

  1. Определяет перечень сведений и документов МФО, подлежащих обязательному раскрытию, в том числе на официальном Интернет-сайте МФО.
  2. Устанавливает требования к структуре и содержанию Интернет-сайта МФО.
  3. Вводит требования к изучению и оценки платежеспособности заемщиков до заключения с ними договора микрозайма.
  4. Определяет порядок реструктуризации задолженности заемщиков.
  5. Вводит ограничения в части максимального количества заключаемых договоров микрозайма и дополнительных соглашений к ним с одним заемщиком.
  6. Утверждает общий порядок организации микрофинансовой деятельности и взаимодействия с заемщиками, в том числе по работе с обращениями.
  7. Устанавливает требования к проведению обязательного обучения сотрудников МФО.

В рамках приведения микрофинансовой деятельности в соответствие со Стандартом защиты прав получателей финансовых услуг МФО требуется доработка внутренних документов (Правил предоставления микрозаймов и Заявления (заявки) на предоставление потребительского займа (для физических лиц), договорной базы (договора потребительского займа), а также разработка следующих документов :

  1. Сведения, подлежащие раскрытию в офисе и (или) на официальном Интернет-сайте МФО.
  2. Порядок проведения обучения работников МФО в области защиты прав получателей финансовых услуг.
  3. Журнала регистрации обращений в МФО.
  4. Перечень работников МФО, обязанных проходить обучение в области защиты прав получателей финансовых услуг.
  5. Приказ об утверждении указанных документов и назначении должностного лица, ответственного за рассмотрение обращений получателей финансовых услуг, поступающих в МФО.

Отдельно требуется провести аудит Интернет-сайта МФО на предмет его структуры, порядка раскрытия на нем обязательной информации и документов.

Стандарт совершения операций:

  1. Вводит обязанность по проведению оценки платежеспособности заемщика и поручителя, а также устанавливает требования к проведению такой оценки.
  2. Определяет, что проценты за пользование займом, должны начисляться со дня, следующего за днем выдачи займа, и по день его возврата включительно (за исключением случаев погашения займа в день его выдачи).
  3. Устанавливает требование к маркировки договора микрозайма QR-кодом шириной не менее чем 20 мм, содержащим общую информацию о МФО и ссылки на Интернет-сайты МФО, СРО МФО, Банка России, ФССП России (Федеральной службы судебных приставов), личного кабинета заемщика (при наличии) (действует с 01.07.2019).
  4. Определяет наличие у МФО в виде микрофинансовой компании (МФК) внутреннего документа, регламентирующего порядок совершения операций по привлечению денежных средств физических лиц, а также порядок раскрытия обязательной информации на Интернет-сайте МФО. Перечень информации и сведений, подлежащих раскрытию МФО, также утвержден Стандартом совершения операций.
  5. Определяет, что предоставление займа осуществляется во всех случаях на основании направленной заемщиком заявки (заявления).

Таким образом, вступление в силу Стандарта совершения операций требует доработки Правил предоставления микрозаймов, заявок на предоставление займов для физлиц, юрлиц и ИП, договора займа, а также разработки Порядка совершения операций по привлечению денежных средств физических лиц.

Стандарт по рискам обязывает МФО организовать систему управления рисками (далее — СУР) посредством следующего:

  1. Идентификация рисков, связанных с осуществляемой деятельностью по оказанию финансовых услуг.
  2. Управление рисками, включая установление МФО допустимых уровней потерь (лимитов) по выявленным рискам.
  3. Мониторинг, измерение и оценка рисков.
  4. Контроль за соответствием рисков установленным МФО ограничениям рисков и устранением выявленных нарушений ограничений рисков.

Для этого в МФО необходимо:

  1. Назначить лицо, ответственное за управление рисками в МФО, (далее — риск-менеджер) (для микрокредитных компаний (далее — МКК) с задолженностью по выданным займам менее 1 млрд. руб.) или сформировать отдельное структурное подразделение, ответственное за управление рисками (далее – подразделение риск-менеджмента) (для всех микрофинансовых компаний (далее — МФК) и МКК с задолженностью по выданным займам более 1 млрд. руб.). Риск-менеджер или руководитель подразделения риск-менеджмента должны быть независимы в своей деятельности от других структурных подразделений МФО и подчиняться по усмотрению МФО одному из органов управления МФО (например, единоличному исполнительному органу — Руководителю МФО).
  2. Разработать Положение об управлении рисками МФО, а также актуализировать (обновлять) его не реже 1 раза в год.
  3. Закрепить в должностных инструкциях сотрудников и положениях о структурных подразделениях (при их наличии) МФО положения о привлечении к ответственности сотрудников за нарушение требований Положения об управлении рисками МФО и Стандарта по рискам.
  4. Регулярно (не реже 1 раза в год — для МКК и не реже 1 раза в полгода — для МФК и крупных МКК) информировать органы управления и соответствующих должностных лиц МФО (как правило, Руководителя МФО) об уровне принятых МФО рисков и фактах нарушений, выявленных в ходе выполнения установленных процедур управления рисками. Указанное информирование предполагет составление риск-менеджером или руководителем подразделения риск-менеджмента отчета, включающего в себя Реестр рисков, Паспорт риска и Карту риска.
  5. Распределить на уровне организационной структуры и структуры органов управления МФО полномочия между отдельными сотрудниками и/или структурными подразделениями (при их наличии), а также органами управления МФО таким образом, чтобы проведение операций, связанных с принятием рисков, и управление рисками не являлись функциями одного структурного подразделения (должностного лица) или орагна управления.
  6. Вести Реестра рисков, куда включаются идентифицированные риски и результаты их оценки. Реестр рисков должен пересматриваться по мере необходимости, но не реже 1 раза в год, с учетом результатов идентификации рисков в целях актуализации содержащихся в нем данных. Считаем целесообразным включить форму Реестра рисков в Положение об управлении рисками МФО.
  7. Составлять Карту риска — схематичное отображение классификации рисков по степени их значимости и вероятности реализации.
  8. Составлять Паспорта риска — документ, включающий информацию о рисках, о мероприятиях по управлению рисками, о реализовавшихся рисках, процедуры реагирования на рисковое событие, ключевые индикаторы риска.
  9. Проводить обучение сотрудников МФО в рамках управления рисками (периодичность и форма такого обучения не установлена).

Стандарт по рискам выделяет следующие виды рисков в деятельности МФО:

  1. Кредитный риск.
  2. Рыночный риск.
  3. Процентный риск.
  4. Риск ликвидности.
  5. Операционный риск.
  6. Правовой риск.
  7. Регуляторный риск.
  8. Репутационный риск.
  9. Стратегический риск.

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

С связи с изложенным, ЮК «ДЕКАРТ» предлагает своим клиентам услугу «Приведение микрофинансовой деятельности в соответствие с требованиями Базовых стандартов МФО».

По вопросам приведения микрофинансовой деятельности в соответствие с Базовыми стандартами МФО вы можете обратиться к нашим специалистам по контактам, указанным на Интернет-сайте ЮК «ДЕКАРТ».

С 27 января 2018 года вступил в силу Базовый стандарт по управлению рисками микрофинансовых организаций утвержденный Банком РФ от 27.07.2017 г. Специалисты компании Ю-Питер Консалтинг разработали для микрокредитных компаний практическое пособие и шаблоны документов в соответствии с требованиями нового базового стандарта. Пособие представляет готовое решение для начала ведения документооборота (с примерами заполнения) по управлению рисками с учетом специфики деятельности микрокредитной компании. В состав пособия входят следующие документы:

Блок 1. Основные документы по риск-менеджменту микрокредитной компании:

  1. Положение об управлении рисками.
  2. Приказ об утверждении положения об управления рисками.
  3. Положение о кредитном риске.
  4. Положение о риске ликвидности
  5. Положение об операционном риске, с приложением формы сообщения о реализации операционного риска и базы данных событий операционного риска.
  6. Положение о правовом риске.
  7. Положение о риск потери репутации (репутационном риске).
  8. Положение о регуляторном риске.

Блок 2. Реестр и карта рисков микрокредитной компании:

  1. Реестр рисков.
  2. Карта рисков.
  3. Паспорт кредитного риска (пример заполнения).
  4. Паспорт операционного риска.
  5. Паспорт риска потери деловой репутации.
  6. Паспорт стратегического риска.
  7. Паспорт рыночного риска.
  8. Паспорт правового риска.
  9. Паспорт риска ликвидности.
  10. Паспорт процентного риска.
  11. Паспорт регуляторного риска.

В каждом паспорте раскрываются внешние и внутренние источники риска (риск-факторы), последствия реализации каждого риска (сценарии развития событий) и оценка их влияния на микрофинансовую деятельность.

Блок 3. Обучение работников микрокредитной компании по программе риск-менеджмента:

  1. Программа обучения сотрудников микрокредитной компании по риск-менеджменту.
  2. Ежегодный план реализации программы обучения сотрудников микрокредитной компании методам и инструментам управления рисками
  3. Приказ об утверждении перечня сотрудников, обязанных проходить обучение по риск-менеджменту.
  4. Свидетельство о прохождении сотрудником микрокредитной компании обучения по риск-менеджменту.
  5. Аттестационный лист о результатах проверки знаний сотрудников микрокредитной компании по риск-менеджменту.
  6. Тесты для проверки знаний сотрудников микрокредитной компании в области риск-менеджмента
  7. Ежегодный план проверки знаний сотрудников микрокредитной компании в области риск-менеджмента (методы и инструменты управления рисками).
  8. Учебно-методический материал по риск-менеджменту для работников микрокредитной компании.

Блок 4. Дополнительные документы

  1. Приказ о назначении риск-менеджера.
  2. Должностная инструкция риск-менеджера.

Блок 5. Внутренняя отчетность риск-менеджера о системе управления рисками.

  1. Положение о системе внутренней отчетности управления рисками микрокредитной компании.
  2. План проведения проверок системы управления рисками на календарный год.
  3. Отчет риск-менеджера по управлению рисками за календарный год.

Блок 6. Дополнительные документы по риск-менеджменту:

  1. Дополнительное соглашение к трудовому договору с сотрудниками микрокредитной компании.
  2. Изменения и дополнения в должностные инструкции сотрудников микрокредитной компании.
  3. Изменения и дополнения в положения структурных подразделений микрокредитной компании.

Стоимость 28500 р.

Обновления документации доступны в рамках абонентского обслуживания. Абонентское обслуживание — это ежемесячное юридическое сопровождение деятельности организации, которое включает в себя наиболее востребованные услуги, позволяющие организации не только находиться в курсе всех изменений в законодательстве, но и вести работу по актуальной документации.

Все документы подготовлены с учетом специфики микрофинансовой деятельности, не являются типовыми шаблонами, скачанными из Интернета или из справочно-правовых систем. Документы разработаны нашими специалистами, которые имеют многолетний опыт юридического сопровождения микрофинансовых организаций. Каждый документ составлен:

  1. с учетом правового статуса микрокредитной компании, имеющей сумму задолженности по основному долгу по выданным микрозаймам и иным займам менее одного миллиарда рублей по состоянию на 31 декабря предыдущего года, что подразумевает назначение единственного риск-менеджера и отсутствие подразделения по управлению рисками;
  2. на основании требований Банка России и саморегулируемых организаций в сфере микрофинансовой деятельности;
  3. на основании российских и зарубежных стандартов по риск-менеджменту:
  • Базовый стандарт по управлению рисками микрофинансовых организаций (утв. Банком России (Протокол N КФНП-26 от 27 июля 2017 г.)) (согласован Комитетом по стандартам микрофинансовых организаций при Банке России (Протокол N 3 от 19 июля 2017 г.));
  • A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBoK);
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 «Менеджмент риска. Термины и определения» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 ноября 2011 г. N 548-ст);
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р МСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство»(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2010 г. N 883-ст);
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 декабря 2011 г. N 680-ст);
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.21-2012 «Менеджмент риска. Реестр риска. Общие положения» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст);
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.22-2012 «Менеджмент риска. Реестр риска. Правила построения» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст)»;
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.23-2012 «Менеджмент риска. Реестр риска. Руководство по оценке риска опасных событий для включения в реестр риска» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст)».

Образец положения об управлении рисками в МФО

Образец положения об управлении операционным риском в МФО

Образец программы обучения работников МФО по риск-менеджменту

Базовый стандарт по управлению рисками микрофинансовой организации

Во исполнение Федерального закона от 13.07.2015 №223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» и Указания Банка РФ от 30.05.2016 №4027-У «О перечне обязательных для разработки саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка» 27 июля 2017 года Банком России был утвержден Базовый стандарт по управлению рисками для микрофинансовых организаций, который вступит в силу через 180 дней со дня его размещения на официальном сайте Банка России и подлежит обязательному применению каждой микрофинансовой организацией (МКК и МФК).

Данный нормативный акт помимо основного текста, где, в частности, даются определения таким важным терминам, как риск, источник риска, рисковое событие, последствия риска, управление рисками, включает в себя три Приложения к Стандарту, в которых приведена классификация возможных рисков (Приложение №1), карта риска, отражающая виды рисков по степени их значимости и вероятности, а также риски внешней и внутриорганизационной среды (Приложение №2), и типовая форма отчетности о системе управления рисками (далее – СУР) (Приложение №3) .

С вступлением в силу рассматриваемого стандарта рекомендация по оценке риска станет теперь обязанностью для всех микрофинансовых организаций, что позволит обеспечить устойчивость финансового состояния и предотвратить возможные потери. Эта обязанность реализуется с помощью организации СУР, которая включает в себя такие процессы, как идентификация рисков, организация управления рисками, измерение и оценка рисков, контроль за соответствием рисков установленным лимитам. Ответственным за указанную деятельность назначается лицо, обладающее специальной квалификацией (риск-менеджер) или же создается подразделение риск-менеджмента (по усмотрению МФО). Также данная должность должна предусматриваться в каждой дочерней компании (либо назначается риск-менеджер (формируется подразделение риск-менеджмента), либо обязанности по договору выполняет риск-менеджер головной организации). Однако если МКК имеет задолженность по основному долгу на 31 декабря предыдущего года не менее одного миллиарда рублей, тогда возникает обязанность сформировать именно подразделение риск-менеджмента. Следует отметить, что допускается передача части функций риск-менеджера по аутсорсингу, но это не освобождает его от ответственности в области СУР.

Управление рисками осуществляется непрерывно, по всем видам деятельности, на всех уровнях управления, и в соответствии с принципом документирования. Наиболее важным в этой области документом является Положение об управлении рисками (гл.5 Стандарта), которое обязательно к составлению и должно пересматриваться не реже одного раза в год. В п.5.1 Стандарта указаны аспекты, необходимые к отражению в Положении. Рассмотрим их более подробнее.

Разграничение обязанности уполномоченных органов МФО и риск-менеджера.

Так, к компетенции органов МФО относится утверждение правил и методов оценки рисков и формирования внутренней отчетности, разработка Положения и иных связанных с ним документов, организация обучения работников (в том числе в части соблюдения Положения). В круг обязанностей риск-менеджера входит разработка и внедрение методик идентификации, оценки и контроля уровня рисков, подготовка внутренней отчетности, разработка программ обучения, анализ рисков.

Определение порядка ведения реестра рисков.

В реестр рисков включаются идентифицированные риски и результаты их оценок. Он должен пересматриваться не реже одного раза в год.

Принципы и порядок раскрытия информации.

Работники МФО обязаны информировать риск-менеджера о рисках, возникающих в процессе осуществления производственных операций. Риск-менеджер обязан не реже одного раза в год предоставлять органам МФО информацию, касающуюся управления рисками.

Сроки и порядок предоставления внутренней отчетности.

Внутренняя отчетность составляется в соответствии с Приложением №3 и включает в себя реестр рисков, паспорт риска (каждого рискового события) и карту рисков (Приложение №2).

Основные подходы к осуществлению процессов СУР.

Система управления рисками должна включать мероприятия по управлению наиболее опасными рисками и также следующими видами рисков: кредитным риском, риском ликвидности, операционным риском и правовым риском.

В добавление к вышеуказанному Стандарт содержит информацию о мониторинге, измерении и оценки рисков, мероприятиях по управлению рисками и контролю.

Базовый стандарт по рискам МФО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *