Дисциплинарное взыскание за несоблюдение ограничений и запретов

1. Методические рекомендации по привлечению государственных (муниципальных) служащих к ответственности подготовлены для обеспечения единообразного подхода к назначению дисциплинарных взысканий (далее — взыскания) в случаях несоблюдения государственными (муниципальными) служащими (далее — служащие) ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и (или) неисполнения ими обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции (далее — нарушения требований законодательства о противодействии коррупции).

2. Не образует коррупционного проступка и не влечет применения взысканий:

а) ненадлежащее соблюдение запрета, исполнение обязанности вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (пожар, наводнение, военные действия и т.д.), которые объективно препятствуют представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в установленный законодательством срок или получению документов, необходимых для достоверного и полного отражения данных сведений, соблюдению иного запрета или обязанности;

б) ошибочное (неточное) указание сведений в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее — Справка) вследствие ошибок и неточностей, допущенных государственным органом или иной организацией в выданных служащему документах (выписках), на основании которых им заполнялась Справка (ошибка в справке 2-НДФЛ, выписке по счету, выданной кредитной организацией и т.п.), а также иных причин, когда неточность в представленных сведениях возникла по причинам, независящим от служащего.

Обстоятельства, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 2, должны быть отражены в письменных пояснениях служащего, представляемых в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений, или подтверждены иными документами;

в) заполнение служащим Справки в ином, не общепринятом, орфографическом порядке, при котором сохраняется смысловое содержание данных в Справке, либо когда заполнены разделы, графы Справки, не подлежащие заполнению. Например:

некорректное указание почтового адреса (вместо правильного написания «проспект Строителей» или «пр-т Строителей» указывается «пр. Строителей», вместо правильного написания «г.Волгоград» указывается «Волгоград» и т.д.);

некорректное указание наименования, адреса кредитной организации, с учетом правильного предоставления иной информации по соответствующему разделу Справки (к примеру, указан не юридический адрес банка, а фактический адрес его филиала, в котором открыт счет, неправильно указана организационно-правовая форма кредитной организации — вместо ПАО «ВТБ 24» указано ВТБ 24, ВТБ и т.п.);

указание сведений о расходах, о сумме поступивших на счет денежных средств в отсутствии правовых оснований для представления данных сведений;

указание срочных обязательств финансового характера на сумму менее 500 000 рублей и т.д.;

г) представление служащим в установленный законодательством срок уточненных и достоверных сведений о доходах и имуществе, при условии, что служащий самостоятельно обнаружил в представленных им Справках не отраженные или не полностью отраженные сведения.

3. Соответствующие должностные лица при приеме Справок обязаны принимать меры к выявлению явных неточностей, описок или ошибок, допущенных служащим, которые в целом не искажают достоверность представленных сведений и могут быть устранены путем получения от служащего уточняющей информации и внесения ее служащим в Справку. Примером явной ошибки, не влекущей утаивание объекта недвижимости, может быть ситуация, когда на титульном листе Справки указывается квартира, как место регистрации, но в разделах 3.1 или 6.1 Справки в качестве объекта собственности или объекта, находящегося в пользовании, эта квартира не указана.

4. За нарушение требований законодательства о противодействии коррупции применяются следующие виды взысканий:

а) замечание;

б) выговор;

в) строгий выговор (для государственных служащих, замещающих должности военной и правоохранительной службы);

г) предупреждение о неполном служебном (должностном) соответствии;

д) увольнение с государственной (муниципальной) службы в связи с утратой доверия.

5. При определении конкретного вида взыскания, которое подлежит применению, должны учитываться следующие критерии:

а) характер и тяжесть совершенного нарушения;

б) обстоятельства, при которых совершено нарушение;

в) соблюдение служащим других запретов, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

г) предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

6. Анализ дисциплинарной практики государственных (муниципальных) органов показывает, что взыскания в виде увольнения служащего с государственной (муниципальной) службы в связи с утратой доверия применялись, к примеру, в случаях:

а) сокрытия доходов, имущества, источники происхождения которых служащий не мог пояснить или стоимость которых не соответствовала его доходам;

б) значительного завышения служащим общей суммы доходов, вкладов в банках и иных кредитных организациях, либо полученных кредитов с целью финансового обоснования сделок по приобретению земельных участков, объектов недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг;

в) указания цены сделки по приобретению земельных участков, объектов недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, существенно ниже рыночной, для создания видимости соответствия расходов доходам служащего;

г) сокрытия факта наличия банковских счетов, движение денежных средств по которым в течение отчетного года не могло быть объяснено исходя из доходов служащего;

д) сокрытия информации о фактах получения доходов от продажи имущества по цене существенно выше рыночной;

е) сокрытия информации о фактах получения кредитов на льготных условиях от банков и иных кредитных организаций, в отношении которых служащий выполнял функции государственного (муниципального) управления;

ж) иных обстоятельств, наличие которых могло вызвать объективные сомнения в правомерности полученных доходов или приобретении на законные доходы имущества, информация о которых была неполной либо недостоверной.

Примерный перечень ситуаций, которые могут быть расценены как значительные проступки, влекущие увольнение служащего в связи с утратой доверия, представлен в приложении № 1.

Соответствующим руководителем может быть принято решение об увольнении служащего и в иных случаях, когда тяжесть и обстоятельства допущенного нарушения свидетельствуют об утрате доверия к служащему со стороны руководства.

7. Взыскание в виде замечания применяется к гражданским (муниципальным) служащим в случае малозначительности совершенного им проступка с обязательным рассмотрением материалов на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссия).

Взыскание в виде замечания или выговора применяется к федеральным государственным служащим, замещающим должности государственной службы иных видов, в случае малозначительности совершенного ими проступка с обязательным рассмотрением на заседании аттестационной комиссии.

Примерный перечень ситуаций, которые могут быть расценены как малозначительные проступки, приведен в приложении № 2.

8. При определении взыскания следует учитывать отягчающие и смягчающие обстоятельства совершения соответствующего нарушения требований законодательства о противодействии коррупции.

9. В случаях впервые совершенных несущественных проступков, примерный перечень которых приведен в приложении № 3, и при отсутствии отягчающих обстоятельств, взыскания могут не применяться.

10. В качестве отягчающих обстоятельств могут рассматриваться:

а) представление в ходе проверки недостоверных и противоречивых объяснений, совершение иных действий, направленных на затруднение хода проверки;

б) одновременное нарушение двух и более требований законодательства о противодействии коррупции;

в) наличие неснятого дисциплинарного взыскания;

г) нарушение требований законодательства о противодействии коррупции в рамках предыдущих декларационных кампаний.

11. В качестве смягчающих обстоятельств могут рассматриваться:

а) совершение служащим нарушения требований законодательства о противодействии коррупции впервые;

б) безукоризненное соблюдение служащим в отчетном периоде других запретов, исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

в) эффективное выполнение особо важных и сложных заданий;

г) наличие поощрений в отчетном периоде (государственные и ведомственные награды, почетные грамоты, благодарности и т.п.);

д) добровольное сообщение о совершенном нарушении требований законодательства о противодействии коррупции в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений до начала проверки, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065.

Наличие обстоятельств, указанных в подпунктах «б» и «в» пункта 10, рекомендуется определять путем получения у непосредственного руководителя служащего характеризующих его данных.

12. При наличии смягчающих обстоятельств может быть применено взыскание, предшествующее по степени строгости взысканию, которое было бы применено в случае совершения такого нарушения в отсутствие смягчающих обстоятельств.

13. При наличии отягчающих обстоятельств рекомендуется применять взыскание, следующее по степени строгости, взысканию, которое было бы применено в случае совершения такого нарушения в отсутствие смягчающих обстоятельств.

14. Наряду с обозначенными смягчающими и отягчающими обстоятельствами на практике могут возникать иные обстоятельства, которые целесообразно учитывать при принятии решения о привлечении служащего к ответственности.

15. В докладе подразделения по итогам проверки, а в случае, если доклад рассматривался на заседании комиссии, также в решении комиссии должно содержаться обоснование решения, предлагаемого к принятию руководителем, исходя из анализа нарушения требований законодательства о противодействии коррупции с учетом подходов, изложенных в настоящих методических рекомендациях.

Приложение

Одним из вызывающих общественный резонанс вопросов, вызывающих головную боль у многих государственных служащих, остается вопрос привлечения к ответственности за нарушения порядка подачи декларации госслужащими.

В виду приближения начала кампании подачи деклараций о доходах госслужащих за 2019 год, а также принятия парламентом ряда законодательных актов в этой сфере, вновь приобретает актуальность проблематика соблюдения сроков подачи и правил заполнения декларации о доходах госслужащих.

Действующим законодательством, помимо дисциплинарной ответственности для лиц, занимающих должности в определенных органах власти, предусмотрена административная и уголовная ответственность в сфере выполнения обязанностей по декларированию доходов государственных служащих.

Разумеется, наиболее негативные последствия влечет за собой привлечение к уголовной ответственности.

Статьей 366-1 Уголовного кодекса Украины предусмотрена уголовная ответственность за умышленную неподачу обязанными декларантами так называемой декларации о доходах госслужащих, а также декларирование недостоверных данных.

За совершение указанных преступлений предусмотрено наказание в виде штрафа от 34 000 до 51 000 гривен или общественными работами на срок от 150 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Читайте статью: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕПОДАЧУ ЛИБО НЕСВОЕВРЕМЕННОСТЬ ПОДАЧИ Е-ДЕКЛАРАЦИИ: ШАГ ЗА ШАГОМ

Указанной статьей фактически предусмотрены два состава преступлений:

  • умышленная неподача декларации;
  • декларирование заведомо недостоверных сведений.

Касательно первого упомянутого состава преступления (умышленной неподачи декларации) законодательством предусмотрен четкий порядок установления факта неподачи декларации, уведомления об этом факте самого декларанта и дальнейшее инициирование уголовного преследования.

Лишь при соблюдении всех шагов, предусмотренных законодательством, декларант может быть привлечен к ответственности за неподачу декларации.

Из этого следует, что стороной обвинения в уголовных производствах, предусмотренных статьей 366-1 УК Украины, для доказывания виновности лица в совершении преступления должен быть доказан и подтвержден соответствующими надлежащими и допустимыми доказательствами факт получения декларантом сообщения НАЗК о факте неподачи декларации.

Касательно уголовной ответственности за декларирование заведомо недостоверных сведений, следует знать о таком.

Во-первых, законодателем предусмотрен порог: за подачу заведомо недостоверных сведений в декларации в отношении имущества или иного объекта декларирования, имеющего стоимость, уголовная ответственность наступает в случае, если такие сведения отличаются от достоверных на сумму более 250 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц.

Так, для деклараций госслужащих за 2019 год таким порогом будет выступать сумма в 480 250 гривен и более, за 2018 год – 440 500 гривен и более, за 2017 год – 400 000 гривен.

Во-вторых, привлечению к уголовной ответственности должны предшествовать ряд мероприятий, процедура проведения которых урегулирована Законом Украины «О предотвращении коррупции» и подзаконными актами НАЗК.

Так, установлению факта декларирования недостоверных сведений осуществляется НАЗК по специальной процедуре — полной проверкой е-декларации.

Исходя из этого, привлечению к ответственности за подобные нарушения предшествуют:

  1. Принятие НАЗК решения о проведении полной проверки е-декларации, поданной конкретным публичным служащим;
  2. Осуществление НАЗК полной проверки е-декларации;
  3. Установление по результатам такой проверки фактов нарушения антикоррупционного законодательства, а именно декларирования недостоверной информации;
  4. Отображение этих фактов в соответствующем решении НАЗК, принятом по результатам полной проверки декларации;
  5. Уведомление органа досудебного расследования либо прокурора о выявленных фактах декларирования недостоверных сведений в случае, если такие сведения отличаются от достоверных на сумму более 250 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц.

Усматривается, что для привлечения к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные статьей 366-1 Уголовного кодекса Украины, необходим ряд условий, от соблюдения либо несоблюдения которых правоохранительными органами зависит законность привлечения лиц к ответственности.

Иными словами, если гражданин, привлекаемый к ответственности, не получал от НАЗК уведомления о неподаче декларации, либо недостоверность задекларированных им сведений не установлена соответствующим решением НАЗК, сторона обвинения лишается возможности утверждать об обоснованности обвинения с точки зрения действующего закона, поскольку в таком случае отсутствуют обязательные доказательства, которые могут быть использованы для доказывания наличия у лица умысла на совершение соответствующего уголовного преступления.

В свою очередь указанное может свидетельствовать об отсутствии в действиях лица состава уголовного преступления, предусмотренного статьей 366-1 УК Украины, а следовательно и отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности.

Это не означает, что в случае несоблюдения уполномоченными государственными органами требований закона при установлении упомянутых фактов в ходе проверки деклараций госслужащих лицо может уклонится от установленной законом ответственности.

Резонансным решением Конституционного суда Украины от 26.02.2019 по делу № 1-135 / 2018 (5846/17) статья 368-2 Уголовного кодекса Украины признана неконституционной.

В свою очередь парламентарии обязались «исправить» ситуацию, и 31.10.2019 приняли закон, согласно которому Уголовный кодекс Украины дополнен статьей 368-5, которая и предусматривает уголовную ответственность за незаконное обогащение.

На данный момент закон направлен на подпись Президенту Украины, в ближайшее время ожидается его публикация и вступление в силу.

Так, согласно принятому 31.10.2019 закону, статья 368-5 Уголовного кодекса Украины будет предусматривать уголовную ответственность за приобретение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, активов, стоимость которых более чем на шесть тысяч пятьсот тысяч необлагаемых налогом минимумов доходов граждан превышающее его законные доходы.

Таким образом законодатель определил порог таких незаконно приобретенных активов. Для 2019 года это сумма в 6 243 250 гривен и выше.

За совершение такого преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Следует понимать, что положениями части второй статьи 4 Уголовного кодекса прямо предусмотрено, что преступность и наказуемость, а также иные уголовно-правовые последствия деяния определяются законом об уголовной ответственности, действовавшим во время совершения этого деяния; части второй статьи 5 Уголовного кодекса, в которой конкретизированы принцип, закрепленный в статье 58 Конституции Украины, и предусмотрено, что закон об уголовной ответственности, устанавливающий преступность деяния, усиливающий уголовную ответственность или иным образом ухудшающий положение лица, не имеет обратного действия во времени.

Иными словами, законность приобретения активов госслужащих может быть оценена сквозь призму статьи 368-5 Уголовного кодекса только с момента вступления в силу закона, которым Уголовный кодекс Украины будет дополнен указанной нормой.

Поскольку оценка законности приобретения активов неразрывно связана с проверкой задекларированного имущества, усматриваем, что привлечение к ответственности за совершение указанного преступления возможно только в случае приобретения активов после вступления такого закона в силу, и, соответственно, отображение данных о таких активах в декларациях за 2019 год.

Согласно принятому закону, под приобретением активов следует понимать приобретение их публичным служащим в собственность, а также приобретение активов в собственность другим физическим или юридическим лицом, если доказано, что такое приобретение было осуществлено по поручению такого декларанта, либо такой декларант может прямо или косвенно совершать в отношении таких активов действия, тождественные по смыслу осуществлению права распоряжения ими.

Под активами закон подразумевает денежные средства (в том числе наличные средства, средства, находящиеся на банковских счетах или на хранении в банках или других финансовых учреждениях), иное имущество, имущественные права, нематериальные активы, в том числе криптовалюта, объем уменьшения финансовых обязательств, а также работы или услуги, предоставленные госслужащему – субъекту декларирования.

Также следует отметить, что под законными доходами декларантов закон понимает полученные и задекларированные доходы госслужащего или членов его семьи, в том числе доходы в виде заработной платы, гонорары, дивиденды, проценты, роялти, страховые выплаты, пенсия, иные доходы, а также задекларированные денежные активы госслужащего либо членов его семьи.

Подводя итог под изложенным, считаем, что вступление в силу упомянутого закона лишь обострит внимание общества к проблематике декларирования публичными служащими своих доходов. В таких условиях правильное отображение в е-декларациях соответствующих данных об имуществе и активах обезопасит субъектов декларирования от возможных негативных последствий.

Юридический ресурс «Протокол» («Protocol») надеется, что эта консультация станет полезной. Помните, что на юридическом ресурсе «Протокол» Вы всегда сможете найти профессионального юриста, который окажет квалифицированную помощь, при этом недорого. Пользуйтесь нашим сервисом Тендер на юридическую услугу и решайте свои проблемы быстро и навсегда.

Автор консультации: Кучер Іван

Источник: Юридический портал Протокол

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «О противодействии коррупции» граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут:

  • уголовную,
  • административную,
  • гражданско-правовую,
  • дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрены следующие взыскания (части 1-3 статьи 59):

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • увольнение в связи с утратой доверия.

Статья 59.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции

За несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии.

Статья 59.2. Увольнение в связи с утратой доверия

1. Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

3) участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

4) осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;

5) вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

6) нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

2. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий.

Статья 59.3. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения

1. Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, — и на основании рекомендации указанной комиссии.

2. При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

3. Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

3.1. Взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликтов интересов.

4. В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1 или 59.2 настоящего Федерального закона.

5. Копия акта о применении к гражданскому служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к гражданскому служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

6. Гражданский служащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

7. Если в течение одного года со дня применения взыскания гражданский служащий не был подвергнут дисциплинарному взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2 или 3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, или взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2 или 3 статьи 59.1 настоящего Федерального закона, он считается не имеющим взыскания.

Дисциплинарное взыскание за несоблюдение ограничений и запретов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *