Крейсер очаков восстание

В ноябре 1905 года молодой офицер Петр Шмидт покинул Севастополь, чтобы возглавить командование восставшими кораблями Черноморского флота. Он знал, на что шел. Восстание было во многом стихийным и было лишь ответом на то бедственное состояние, в котором оказалась Российская империя. На фоне забастовок и стачек в крупнейших промышленных центрах, проигранной войны с Японией царская власть пыталась отметить 50-летие героической обороны. Восстание на Черноморском флоте было для власти шоком.
Шоком было и то, что лейтенант Шмидт был плотью от плоти морского офицерства. Его отец – контр-адмирал, градоначальник Бердянска. Дядя – адмирал и сенатор. И вот потомственный офицер в ноябре 1905 года поднимает мятеж на крейсере «Очаков» и поднял на нем знаменитый сигнал: «Командую флотом. Шмидт».
На следующий день мятежные корабли терпят поражение от верных царю кораблей. Шмидт арестован и через год вместе с тремя матросами приговорен к смертной казни и расстрелян.
Однозначной оценки роли Шмидта в восстании до сих пор нет. Точно можно сказать, что это был очень горячий, честолюбивый и по-своему благородный офицер. Правда, в 1889 году он проходил лечение в больнице для душевнобольных в Москве. А в 1905 году всплывает странная история о растрате Шмитдом корабельной кассы миноносного отряда. На суде Шмидт заявил, что не желал поднимать восстание, а лишь возглавил мятежные корабли, чтобы предотвратить резню офицеров, как это случилось на броненосце «Князь Потёмкин Таврический»
Даже после смерти, Шмидт не давал покоя никому. Адмирал Колчак, отдавая должное представителю морской династии, с острова Березань останки Шмидта перевозит в склеп севастопольского Покровского собора на Большой Морской улице. Позже советской властью Шмидт будет перезахоронен на кладбище Коммунаров.

24 ноября (по н. ст.) 1905 года началось Севастопольское восстание моряков, во главе которого стоял «лейтенант» Петр Петрович Шмидт (1867–1906).

Судьбоносный расстрел

Начало известных революционных событий 1905–1907 годов было связано в том числе с мощным стачечным движением, распространившимся по всей России. Весьма сложная ситуация сложилась в Крыму. Уже в октябре там активно бастовали железнодорожники, работники некоторых фабрик, сотрудники почтово-телеграфной службы, типографий и другие. Все могло бы утихнуть после получения текста Манифеста 17 октября, однако ликование народа было столь велико, что в Севастополе вскоре собрался митинг, переросший в политическую демонстрацию. Зазвучали требования освободить политических заключенных. Но подошедших к тюрьме демонстрантов расстреляли (неизвестно почему), погибло восемь человек, несколько десятков были ранены. Капитан 2-го ранга Шмидт («лейтенантом» его сделали при создании образа героического революционера) потребовал наказать виновников расстрела.

Неразбериха и клятва

В Севастополе объявили военное положение почти с самого начала беспорядков. Но власти действовали невнятно. Командир Черноморского флота Чухнин находился в море, с ним же был морской министр Бирилёв. Градоначальник Спицкий просто самоустранился, комендант крепости Неплюев бездействовал. В сложившихся обстоятельствах единственными высокопоставленными представителями власти на несколько дней стали городская дума и городской глава Максимов. 2 ноября на заседании городской думы присутствовали делегаты от народа, в числе которых был Петр Шмидт. На другой день состоялись похороны погибших демонстрантов, где «лейтенант» выступил со знаменитой «клятвой Шмидта», носившей революционный характер, за что был заключен под стражу на броненосце «Три святителя». Тем временем ситуация, в частности на флоте, продолжала обостряться.

Восстание

16 ноября Шмидт оказался на свободе, сбежав из госпиталя, в который попал накануне по причине плохого состояния здоровья. Восстание на флоте началось 24 ноября, особенно отличилась команда крейсера «Очаков», сумевшая захватить судно. 26 ноября делегаты от разных родов войск, в том числе нескольких кораблей флота, попросили Шмидта возглавить городское восстание. Это стало некоторой неожиданностью для «лейтенанта», но на следующий день он согласился, объявив с «Очакова» команду к началу восстания. Однако захватить военный корабль повезло только Шмидту, из-за чего бой против правительственного флота «Очаков» вел в одиночку. Шансов на победу при таком раскладе сил не было. После подавления восстания моряков арестовали, а Шмидта приговорили к смертной казни. Лишь после Февральской революции 1917 года его останки были перезахоронены с воинскими почестями, а Октябрь сделал из Шмидта одного из самых почитаемых героев-революционеров.

24 ноября 1905 года во время Первой русской революции в Севастополе началось вооружённое восстание в котором приняли участие матросы Черноморского флота, солдаты Севастопольского гарнизона и рабочие порта и Морского завода. Мятежники овладели рядом кораблей Черноморского флота, но 28 ноября были разбиты правительственной эскадрой.

24 ноября в Севастополе должны были состояться выборы в Совет рабочих, матросских и солдатских депутатов. В связи с этим планировалось проведение больших митингов у матросских и солдатских казарм. Главком Черноморского флота адмирал Чухнин, чтобы не допустить проведения митинга, направил к казармам сводный отряд из матросов флотских экипажей и солдат Белостокского полка, которые заняли выходы из казарм и не выпускали матросов на митинг.

В начавшемся противостоянии матрос К. Петров выстрелил из винтовки в штабс-капитана Штейна, возглавлявшего учебную команду 50-го Белостокского полка, и убил его. А затем ранил контр-адмирала Писаревского — старшего флагмана дивизии. Петров был схвачен, но практически сразу освобожден матросами. После этого дежурные офицеры были арестованы, обезоружены и отведены в канцелярию. Утром они были освобождены, но изгнаны из казарм.

К восставшим матросам флотской дивизии присоединились солдаты Брестского полка, крепостной артиллерии, крепостная саперная рота, а также матросы дежурной роты броненосца «Синоп», посланной Чухниным для усмирения восставших. Крейсер «Очаков» поначалу в событиях не участвовал, так как в тот день вышел в море для пробы башенных орудий.

В этих условиях в ночь на 25 ноября был избран первый Севастопольский Совет матросских, солдатских и рабочих депутатов, который возглавил И. Вороницын. Совет сразу принял решение поднять восстание на всём Черноморском флоте и назначить командующим флотом лейтенанта П.П. Шмидта. В тот же день в городе началась всеобщая забастовка. Значительная часть матросов флотской дивизии и часть солдат Брестского полка поддержали восставших.

Утром состоялось первое заседание Севастопольского Совета. К вечеру были выработаны требования восставших: созыв Учредительного собрания, установление 8-часового рабочего дня, освобождение политических заключенных, отмена смертной казни, снятие военного положения, уменьшение срока военной службы. Был создан исполнительный орган Совета — «Матросская комиссия». В ночь на 26 ноября приказом адмирала Чухнина Брестский полк был выведен из города в лагеря Белостокского полка. Город был объявлен на военном, а крепость на осадном положении.

В ответ на это утром того же дня началось восстание на крейсере «Очаков». Офицеры вместе с кондукторами покинули корабль. Восстание возглавили С. П. Частник, Н. Г. Антоненко и А. И. Гладков. А во второй половине дня 27 ноября на «Очаков» прибыл лейтенант Шмидт, подняв на нём сигнал: «Командую флотом. Шмидт».

В ночь на 28 ноября ударные отряды мятежников овладели минным крейсером «Гридень», миноносцем «Свирепый», миноносцами № 265, № 268 и № 270 и несколькими мелкими судами, а в порту захватили некоторое количество оружия. Тогда же к восставшим присоединились экипажи канонерской лодки «Уралец», миноносцев «Заветный», «Зоркий» и учебного корабля «Днестр», минного транспорта «Буг».

Утром на всех восставших кораблях были подняты красные флаги. Чтобы привлечь на сторону восставших всю эскадру, Шмидт обошёл её на миноносце «Свирепый». Затем «Свирепый» направился к превращенному в тюрьму транспорту «Прут». Вооруженный отряд матросов во главе со Шмидтом освободил находившихся на судне потемкинцев. К восставшим присоединилась команда «Пантелеймона» (бывший «Потёмкин»), но сам броненосец уже не представлял большой военной силы, так как был разоружён еще до начала восстания.

К этому времени адмирал Чухнин сумел собрать ударную флотскую группировку из верных правительству сил, и уже во второй половине дня 28 ноября восставшим был предъявлен ультиматум о сдаче.

Не получив ответа на ультиматум, эскадра Чухнина начала обстрел восставших кораблей — первой огонь открыла канонерка «Терец» по катеру с «Очакова» на котором восставшие пытались доставить на «Пантелеймон» замки к орудиям. Во время боя миноносец «Свирепый» предпринял отчаянную, но безуспешную попытку атаковать адмиральский флагман — броненосец «Ростислав». Попав под меткий перекрестный огонь, «Свирепый» был подожжен и выведен из строя. Вскоре в Южной бухте был затоплен командой лишенный хода минный заградитель «Буг», так же затонул от полученных повреждений миноносец № 270. Из кораблей правительственной эскадры легкие повреждения рангоута получил только крейсер «Память Меркурия». После двухчасового боя мятежники сдались.

После подавления восстания его главные организаторы — лейтенант П. П. Шмидт, матросы А. И. Гладков, Н. Г. Антоненко и кондуктор С. П. Частник были приговорены к смертной казни и расстреляны 19 марта 1906 года на острове Березань. 14 человек были приговорены к бессрочной каторге, 103 человека — к каторжным работам, 151 человек направлен в дисциплинарные части, более 1000 человек наказаны без суда.

Восстание матросов, солдат и рабочих Севастополя 11-16 ноября 1905 г.

После провозглашения манифеста 17 октября в Севастополе начали многотысячные митинги рабочих и солдат, которые требовали 8-часового рабочего дня, облегчения условий службы, расширения демократии, освобождения политических заключенных, включая участников восстания на броненосце «Потемкин», и др. Власти жестоко разгоняли митинги. После попытки разогнать один из этих митингов вспыхнуло восстание матросов и солдат, к которому присоединились крейсер «Очаков», броненосец «Св. Пантелеймон» (бывший «Потемкин») и еще 8-13 кораблей. Но на них не было достаточного количества готовых к бою орудий (с части из них были сняты ударники и рукоятки) и боеприпасов. Восставшую эскадру возглавил лейтенант П.П. Шмидт, который 14 ноября объявил себя командующим Черноморским флотом и 15 ноября потребовал от Николая II созыва Учредительного собрания. Однако Шмидту не удалось убедить команды большинства кораблей флота присоединиться к восстанию. Повстанцы в количестве около 2 тысяч человек заняли флотские казармы. Но вскоре восставшие были блокированы правительственными силами во главе с адмиралом Г. Чухниным и генералом А. Меллер-Закомельским. Отказавшись сдаться, они были подвергнуты 15 ноября бомбардировке кораблей и береговых батарей. «Очаков» пытался отстреливаться, но его огонь был подавлен. Участники восстания были пленены, 18 февраля 1906 г. приговорены к различным срокам заключения, П. Шмидт, Н. Антоненко, С. Частник, А. Гладков приговорены к смертной казни, приведенной в исполнение 6 марта.

Исторические источники:

Революция 1905–1907 гг. в России. Документы и материалы. М., 1955;

Севастопольское вооруженное восстание в ноябре 1905 г. М., 1957.

Памятное место расстрела революционных моряков крейсера «Очаков»

(Приморский бульвар)

Стянув верные самодержавию войска, царское правительство смогло подавить восстание. Батареи с Исторического бульвара, Северной стороны и кораблей эскадры, не присоединившихся к восставшим, расстреляли революционные суда. Пытавшихся спастись вплавь моряков с охваченного пламенем «Очакова» и других горящих судов расстреливали с Приморского бульвара. Очевидец этих событий А.И. Куприн написал в статье «События в Севастополе»: «Мне приходилось в моей жизни видеть ужасные, потрясающие, отвратительные события. Но никогда, вероятно, до самой смерти, не забуду я этой чёрной воды и этого громадного пылающего здания, этого последнего слова техники, осуждённого вместе с сотнями человеческих жизней на смерть».
Мятежный крейсер переименуют в «Кагул», после февральской революции ему возвратят прежнее название. В 1918 году, в период нахождения в Крыму Добровольческой армии, кораблю присвоят новое имя «Генерал Корнилов», а после её поражения уведут в Константинополь, затем в Бизерту. В 1933 году крейсер доставили в Брест и разобрали на металлолом.
В 1955 году на подпорной стене бульвара установили мемориальную доску с текстом: «Здесь 28.ХI.1905 царскими войсками были зверски расстреляны революционные матросы крейсера «Очаков», позже замененную на чугунную плиту, фланкированную морскими якорями.

Посмотрите также: Памятное место дома, во флигеле которого жил лейтенант П.П. Шмидт

Крейсер очаков восстание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *