Подсудность в деле о банкротстве

3 октября 2016 года вступили в силу существенные изменения трудового законодательства (подробнее об этом мы сообщали в Выпуске № 579 от 14 сентября 2016 года). Одним из наиболее значимых новшеств были новые положения ГПК РФ о подсудности трудовых споров. Напомним, что до указанных изменений трудовые споры подлежали разрешению судом по месту нахождения ответчика (включая филиалы и представительства компании, если спор вытекает из деятельности филиала или представительства) или по месту исполнения трудового договора, если в договоре указано место его исполнения. По новым правилам у работников появилась возможность предъявлять любые иски о восстановлении трудовых прав также и по месту своего жительства.

Для большинства работодателей со значительным количеством работников, зарегистрированных на удалении от центральных районов, такое положение вещей представлялось весьма неудобным. Так, например, если работники из удаленных регионов будут обращаться в суд не по месту нахождения компании, а по месту своего жительства, работодатель будет вынужден либо постоянно направлять своих представителей в регионы для участия в судебных заседаниях и нести связанные с этим расходы, либо отказаться от прямого «личного» участия (например, направлять в суд лишь документы и доказательства и не присутствовать на заседаниях), что, очевидно, не так продуктивно, как непосредственное участие в процессе.

Именно поэтому с момента вступления в силу изменений работодатели нередко предпринимали попытки урегулировать вопрос о месте рассмотрения трудовых споров путем внесения в трудовой договор положений о рассмотрении трудовых споров по месту нахождения работодателя.

Обоснование такого ограничения представлялось достаточно весомым: поскольку трудовые споры не подпадают под правила об исключительной подсудности (т. е. не относятся к тем случаям, когда место рассмотрения спора не может быть изменено по договоренности), стороны распространяли на них положения ст. 32 ГПК РФ, согласно которой подсудность может быть зафиксирована соглашением сторон. Именно в соответствии с данными нормами в трудовые договоры с работниками включались положения о том, что любые судебные споры между сторонами подлежали рассмотрению в суде по месту нахождения работодателя.

Суды к такому нововведению относились неоднозначно. В ряде случаев они отказывались применять подсудность по месту нахождения работодателя, установленную трудовым договором, и рассматривали споры в том суде, в который обратился работник (по месту своего жительства или по месту исполнения договора). Как правило, такой подход обосновывался тем, что работник является более слабой стороной в трудовых отношениях и ограничение его законного права подать иск в суд по своему выбору ухудшает положение работника и применяться не может1. Вместе с тем на практике встречались и обратные случаи, когда суды отказывали в приеме иска по месту жительства работника, ссылаясь на положения трудового договора, в котором стороны добровольно согласовали иное место разрешения споров2.

Недавно принятое Определение внесло ясность в данный вопрос. При пересмотре решений нижестоящих инстанций Верховный суд РФ пришел к выводу о невозможности ограничения права работников обращаться в суд по собственному выбору, невзирая на специальные условия о подсудности, установленные трудовым договором. Суд указал, что условия трудового договора об установлении подсудности снижают уровень гарантий работника по сравнению с установленными законодательством и в силу этого не должны подлежать применению.

Следует отметить, что вышеуказанное определение было принято Верховным судом РФ по конкретному делу. Таким образом, изложенная в нем позиция формально не является обязательной для нижестоящих судов. В то же время, принимая во внимание уровень суда, а также то, что нижестоящие суды, как правило, все же следят за позицией высших судебных инстанций, данное определение может существенным образом повлиять на дальнейшую правоприменительную практику.

Goltsblat BLP продолжит отслеживать тенденции в правоприменении по данному вопросу и будет информировать вас обо всех существенных обновлениях.

1 Например, Апелляционное определение Московского городского суда от 16.02.2017 г. по делу № 33-6350/2017. 2 Например, Апелляционное определение Белгородского областного суда от 22.12.2016 г. по делу № 33-6190/2016.

Подведомственность — это отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа2. В Российской Федерации существуют три вида судов, рассматривающих юридические дела: суды общей юрисдикции, арбитражные суды, третейские суды.

Применительно к делам о банкротстве установлена исключительная подведомственность арбитражному суду, при этом дело о банкротстве не может быть передано па рассмотрение третейского суда (п. 3 ст. 33 Закона о банкротстве). Нормы, определяющие исключительную подведомственность дел о банкротстве, содержатся как в ст. 233 АПК РФ, так и в п. 1 ст. 6, ст. 33 Закона о банкротстве.

В соответствии с разъяснениями ВАС РФ дело о банкротстве подлежит рассмотрению в арбитражном суде и в том случае, если заявитель является иностранной организацией, организацией с иностранными инвестициями, а также физическим лицом, в том числе иностранным гражданином (п. 7 информационного письма ВАС РФ от 25 апреля 1995 г. № С1-7/ ОП-237 «Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)»).

Подсудность — отнесение подведомственного судам дела к ведению определенного суда.

Подсудность дел о банкротстве определена в ст. 224 АПК РФ и ст. 33 Закона о банкротстве: указанные дела рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения должника — юридического лица и местожительства должника-гражданина. Подсудность дел о несостоятельности не может быть изменена соглашением сторон.

При возбуждении арбитражными судами нескольких дел о несостоятельности (банкротстве) в отношении одного должника в результате смены им места нахождения, если арбитражному суду по новому месту нахождения должника станет известно, что вынесено определение о принятии заявления о признании должника банкротом по предыдущему месту нахождения, суд отказывает в принятии заявления.

Если о возбуждении производства по делу о признании должника банкротом по его предыдущему месту нахождения станет известно арбитражному суду по новому месту нахождения юридического лица после принятия им заявления о признании должника банкротом, производство по делу подлежит прекращению (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 октября 2005 г. № 95 «О процессуальных последствиях смены места нахождения должника — юридического лица при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве)»).

Согласно п. 2 ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) в первой инстанции рассматриваются судьей единолично, если иное не предусмотрено ст. 17 АПК РФ, из которой к подобным делам подходят следующие случаи:

  • — дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение (п. 4);
  • — дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем судебного состава в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи (п. 5).

К рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели.

Необходимо также иметь в виду, что вопросы об утверждении временного управляющего после введения процедуры наблюдения рассматриваются судьей единолично.

Отстранение временного управляющего осуществляется арбитражным судом в коллегиальном составе. В таком же порядке производится утверждение арбитражного управляющего вместо отстраненного или освобожденного арбитражным судом от исполнения своих обязанностей.

Заявление арбитражного управляющего о его освобождении от исполнения обязанностей временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего рассматривается судьей единолично (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 4 мая 2006 г. № 108 «О некоторых вопросах, связанных с назначением, освобождением и отстранением арбитражных управляющих в делах о банкротстве»).

В то же время заявление органа по контролю (надзору) об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих рассматривается арбитражным судом в коллегиальном составе (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14 февраля 2013 г. № 154 «О составе суда при рассмотрении заявления об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих»).

При этом следует учитывать, что при рассмотрении дела о банкротстве в суде первой инстанции все возникающие в его рамках (в том числе в рамках всех обособленных споров) вопросы подлежат разрешению одним и тем же судьей или составом суда с заменой судьи или одного из судей в установленных АПК РФ случаях. Однако в случае необходимости с учетом нагрузки и специализации судей рассмотрение требований кредиторов, заявлений об оспаривании сделок и требований застройщика или к застройщику может осуществляться не только судьей или составом суда, рассматривающим дело о банкротстве, но и любым другим судьей того же суда. Такое рассмотрение не является заменой судьи (п. 46 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2012 г. № 35).

Вопросы для подготовки

1. Понятие подведомственности. Соотношение категорий «компетенция» и «подведомственность». Органы, наделенные правом разрешения административных дел.

2. Основные критерии и общие правила подведомственности административных дел. Разграничение компетенции на рассмотрение административных дел между судами общей юрисдикции и иными судами судебной системы России.

3. Виды подведомственности административных дел.

4. Коллизии подведомственности и порядок их разрешения. Процессуально-правовые последствия несоблюдения правил о подведомственности.

5. Основные категории административных дел, подведомственных судам общей юрисдикции.

6. Понятие подсудности. Отграничение подсудности от подведомственности.

7. Родовая подсудность.

8. Территориальная подсудность и ее виды.

9. Передача дела в другой суд. Споры о подсудности.

10. Процессуально-правовые последствия несоблюдения правил подсудности.

Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)

Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» (ст. 2)

Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (гл. 13, 14)

Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (ст. 7)

Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (гл. 13)

Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (гл. 11)

Федеральный закон от 26 апреля 2013 г. № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» (ст. 22)

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ст. 53)

Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (ст. 3)

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (гл. 10)

Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (ст. 26, 26.4)

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (подп. «в» п. 1 ст. 9, п. 3 ст. 29)

Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (п. 7 ст. 3)

Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (ст. 9)

Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (ст. 25, 33, 36)

Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (п. 13 ст. 6.1)

Закон РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий» (ст. 8.1, 9)

Судебная практика

Постановление Конституционного Суда РФ от 31 марта 2015 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Газпром нефть»»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (п. 3–5).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. № 22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре» (п. 2)

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 4–10)

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 30, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 64 от 23 декабря 2010 г. «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (п. 2, 7, 17)

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (п. 5–11, 14, 16)

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (п. 1, 2, 8)

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 мая 2007 г. № 27 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности» (п. 1)

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» (п. 3, 9)

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 4 марта 2015 г.) («Практика рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных отношений. Споры, связанные с применением таможенного законодательства» – п. 5)

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2014) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24 декабря 2014 г.)

(«Практика рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных отношений»; «Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике» – вопрос 1)

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь – июль 2014 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 1 сентября 2014 г.) («Судебная практика по административным делам» – п. 3)

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2013 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 4 июня 2014 г.) («Процессуальные вопросы. Прекращение производства по делу» – п. 9; «Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике» – вопрос 1)

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2013 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 г.) («Судебная практика по административным делам» – п. 2)

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2011 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14 марта 2012 г.) («Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике» – вопрос 2; «Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике» – вопросы 3, 4; «Практика рассмотрения дел о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части»)

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2011 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 1 июня 2011 г.) («Судебная практика по административным делам» – п. 3)

Литература

Административное судопроизводство: Учебник для студентов высших учебных заведений по направлению «Юриспруденция» (специалист, бакалавр, магистр) / Под ред. В.В. Яркова. М.: Статут, 2016.

Новоженина И.В. Некоторые проблемы альтернативной подведомственности гражданских дел на примере налоговых споров // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. № 4.

Харинов И.Н. Споры с участием государственных внебюджетных фондов: проблема выбора процессуального порядка рассмотрения // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. № 5.

Задачи

Задача 1. Определите подведомственность (а в случае подведомственности дела суду и подсудность) следующих административных дел:

1) по заявлению арендатора земельного участка ООО «Система-5» (субъект малого предпринимательства) об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров при Управлении Росреестра по Саратовской области о результатах определения кадастровой стоимости, которым решение управления было оставлено в силе;

2) о назначении ликвидатора (арбитражного управляющего) для осуществления принудительной ликвидации некоммерческого партнерства «Клуб отельеров»;

3) по заявлению ООО «Пирамида-2000» об оспаривании решения таможенного органа, принятого по результатам проведенных мероприятий таможенного контроля выпуска товаров, и выставленного на его основе требования об уплате задолженности по таможенным платежам (обществом не были включены в таможенную стоимость платежи за использование объектов интеллектуальной собственности);

4) о ликвидации общественной организации «Центр служебного собаководства» и запрещении ее деятельности;

5) по заявлению Туганова об оспаривании заключения межведомственной комиссии администрации г. Салехард от 14 октября 2014 г. № 605 по вопросу о пригодности помещения для проживания граждан и возложении обязанности по дополнительному обследованию жилого помещения;

6) о привлечении руководителя должника (ПАО «Глобал-Стар») к субсидиарной ответственности по обязательствам должника по уплате обязательных платежей на основании п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ко времени рассмотрения дела судом производство по делу о банкротстве в отношении ПАО «Глобал-Стар» не возбуждалось).

Изменится ли решение, если производство по делу было прекращено в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве?

Задача 2. Определите подведомственность (а в случае подведомственности дела суду и подсудность) следующих административных дел:

1) о признании незаконным распоряжения главы администрации Богдановичского района Свердловской области о разрешении строительства кафе в сквере по заявлению гражданина, проживающего в жилом доме, который находится в непосредственной близости к скверу (для строительства планируется использовать расположенную в сквере детскую площадку, которая используется жильцами данного дома);

2) о взыскании задолженности по взносам в ФОМС с НКО «Ассоциация реставраторов пуховых изделий»;

3) об оспаривании решения окружной избирательной комиссии по выборам в представительный орган государственной власти субъекта РФ, оставляющего в силе решение территориальной избирательной комиссии;

4) об оспаривании решения налогового органа об отказе в предоставлении имущественного налогового вычета в размере фактически понесенных расходов на приобретение квартиры в размере 731 300 руб. (часть оплаты за квартиру в размере 285 390 руб. имела место за счет безвозмездной субсидии продавца квартиры – ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь»);

5) об оспаривании Челябинской областной общественной организацией «Союз предпринимателей» нормативного правового акта – постановления Губернатора Челябинской области «О внесении изменений в постановление Губернатора Челябинской области от 23.12.2005 года № 471», которым внесены изменения в постановление от 23 декабря 2005 г. № 471 «О розничной продаже алкогольной продукции на территории Челябинской области»;

6) об оспаривании Каргаполовым, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, результатов определения кадастровой стоимости садового участка по мотиву недостоверности сведений, на основании которых осуществлялась кадастровая оценка.

Задача 3. ООО «Монолит» обратилось в Канашский районный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя от 8 июня 2015 г. об отказе в удовлетворении заявления ООО о наложении ареста на самоходный зерноуборочный комбайн и от 29 мая 2015 г. о привлечении специалиста для установления его рыночной стоимости.

Указанные постановления были приняты в ходе исполнения исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Чувашской Республики в рамках сводного исполнительного производства, включающего также исполнение решения Канашского районного суда от 24 апреля 2012 г. о наложении ареста на самоходный зерноуборочный комбайн КЗС-7-24 «Полесье» 2008 года выпуска.

Определением судьи Канашского районного суда Чувашской Республики от 18 июня 2013 г. ООО «Монолит» было отказано в принятии заявления по мотиву неподведомственности дела суду общей юрисдикции.

Правомерен ли отказ в принятии заявления? Какому суду – общей юрисдикции или арбитражному подведомственно данное дело?

Задача 4. ПАО «Завод Фиолент» (г. Симферополь) обратилось в Железнодорожный районный суд г. Симферополя с заявлением о признании недействительной санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении на наличие у него профессионального заболевания (отравления), составленной территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым.

Оспариваемая санитарно-гигиеническая характеристика явилась основанием для обращения в суд гражданина Барсукова с требованием к организации о компенсации морального вреда в связи с наличием профессионального заболевания. По мнению заявителя, санитарно-гигиеническая характеристика условий труда Барсукова составлена с нарушением требований Инструкции по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (отравления), утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 31 марта 2008 г. № 103.

В определении суда первой инстанции о прекращении производства по заявлению организации было сделано указание на то, что данное дело не подлежит рассмотрению в судебном порядке.

Правомерно ли определение суда? Подведомственно ли суду данное административное дело? Правильно ли определена подсудность (если дело подведомственно суду общей юрисдикции)?

Задача 5. 7 июня 2014 г. между потребительским автогаражным кооперативом «Парнас» и департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области был заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Володарского, д. 112. В регистрации данного договора Управлением Росреестра по Воронежской области было отказано.

В связи с этим руководством кооператива «Парнас» было принято решение обратиться в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка и об обязании осуществить государственную регистрацию.

В какой суд – общей юрисдикции или арбитражный надлежит обратиться кооперативу в соответствии с правилами подведомственности административных дел?

Задача 6. НАО «Рыбоперерабатывающий завод Фрегат», являющееся арендатором земельного участка в г. Москве, обратилось в Московский городской суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Москвы от 4 декабря 2007 г. № 1046-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы».

В заявлении общество указало, что названное Постановление Правительства Москвы принято с нарушением п. 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316, что привело к увеличению кадастровой стоимости земли ранее срока, установленного законом.

Определением судьи Московского городского суда в принятии заявления НАО было отказано в связи с неподведомственностью его суду общей юрисдикции, поскольку предметом рассмотрения является оценочная деятельность. Согласно ст. 29 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов в сфере оценочной деятельности рассматриваются арбитражными судами.

НАО обратилось в Верховный Суд РФ с частной жалобой, в которой просило об отмене указанного определения.

Какое постановление должно быть вынесено Апелляционной коллегией Верховного Суда РФ? В какой суд – общей юрисдикции или арбитражный надлежало обратиться обществу в соответствии с правилами подведомственности административных дел?

Задача 7. Определите родовую подсудность административных дел:

1) о взыскании с гражданина Курдюмова налога на имущество (принадлежащую ему на праве собственности дачу в садоводческом товариществе), если размер задолженности составляет 8500 руб.;

2) об оспаривании действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов, распространяющего свою деятельность не на территорию района в городе, а на территорию области;

3) об оспаривании нормативного правового акта представительного органа муниципального образования – сельского поселения, состоящего из села и двух поселков;

4) о восстановлении на военной службе Усольцева, который оспаривает приказ Министра обороны РФ об увольнении его с военной службы и приказ командира войсковой части об исключении военнослужащего из списков личного состава части;

5) по заявлению Рокотова об оспаривании решения призывной комиссии МО г. Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа;

6) об оспаривании постановления квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи;

7) о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента принятия нормативного правового акта главы администрации района – Порядка выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на территории района Челябинской области;

8) о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных норм Закона Удмуртской Республики от 13 октября 2011 г. № 57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений».

Задача 8. Определите территориальную подсудность административных дел:

1) о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке гражданина Гребешкова, проживающего в г. Кунгуре Свердловской области;

2) об оспаривании решения территориального органа Управления Федеральной миграционной службы России по Чеченской Республике о неразрешении (запрете) въезда гражданина Республики Вьетнам Ли Ван Йонга в Российскую Федерацию;

3) о дополнении ранее установленного поднадзорному лицу Здравомыслову, зарегистрированному в общежитии ООО «Юнилевер Русь» (концерн «Калина»), находящемся в г. Екатеринбурге, административного ограничения в виде явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации запретом выезжать за пределы г. Екатеринбурга без уведомления органов внутренних дел;

4) по заявлению регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» об оспаривании решения участковой избирательной комиссии по выборам в представительный орган муниципального образования – городского поселения Артемовский;

5) о признании недействительным постановления и.о. главы г. Кургана от 7 сентября 2007 г. № 1025 «О признании недействительным постановления главы города от 27.04.2004 г. № 405 «О предоставлении в аренду земельного участка»», которое касалось вопроса о предоставлении земельного участка гражданину Гусакову.

6) о признании Методических рекомендаций по проведению Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами плановых и внеплановых выездных проверок по контролю за соблюдением требований антимонопольного законодательства, направленных письмом Федеральной антимонопольной службы от 26 декабря 2011 г.

№ ИА/48530, недействующими как не соответствующих ряду норм федерального законодательства;

7) по заявлению Дергачевой к Избирательной комиссии Челябинской области в связи с нарушением федерального закона о выборах (придя на избирательный участок для участия в голосовании на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ Дергачева обнаружила, что она не указана в списках избирателей).

Задача 9. Главное управление МЧС России по Челябинской области обратилось в суд в порядке гл. 22 КАС РФ с заявлением об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Челябинской области, которым оно обязывалось устранить нарушения трудового законодательства, выявленные в ходе проверки соблюдения трудового законодательства государственным инспектором труда в Челябинской области, и предоставить отпуск по уходу за ребенком сотруднику управления.

Определением судьи в приеме заявления ГУ МЧС России по Челябинской области отказано со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ по мотиву, что административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, а именно арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством. В определении судьей был сделан следующий вывод: ГУ МЧС России по Челябинской области как юридическое лицо в силу положений ст. 218 КАС РФ не может обращаться в суд общей юрисдикции с заявлением об оспаривании действий и решений органов государственной власти и их должностных лиц.

Оцените правомерность определения суда.

Задача 10. Реутов, отбывающий наказание в учреждении УВ-52/Т-1 г. Верхнеуральска, обратился в Верхнеуральский районный суд Челябинской области с заявлением в порядке гл. 22 КАС РФ об оспаривании действий должностного лица и просил признать неправомерными действия исполняющего обязанности заместителя начальника отдела прокуратуры Иркутской области в части дачи незаконного и немотивированного ответа на заявление Реутова, признать неправомерным бездействие этого должностного лица и обязать должностное лицо повторно рассмотреть по существу заявление Реутова. Учреждение УВ-52/Т-1, в котором Реутов отбывает уголовное наказание в виде лишения свободы, располагается в Верхнеуральском районе Челябинской области. Сведений о том, что Верхнеуральский район Челябинской области является местом жительства заявителя, им не представлено, а местом нахождения должностного лица, действия которого заявителем обжалуются, является г. Иркутск.

Определением судьи Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 19 сентября 2007 г. в принятии заявления Реутова отказано по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ – заявление не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, поскольку письмо должностного лица прокуратуры, в котором содержался ответ на заявление Реутова, не является действием процессуального характера и не подлежит обжалованию в порядке гл. 22 КАС РФ.

Оцените правомерность определения суда. Определите подсудность дела по заявлению Реутова.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите органы, уполномоченные на разрешение административных дел.

2. Дайте определение подведомственности административных дел. Как соотносятся понятия «подведомственность», «компетенция», «юрисдикция»?

3. Как разграничиваются понятия «подведомственность» и «подсудность»?

4. В чем состоит значение институтов подведомственности и подсудности административных дел?

5. Какие виды подведомственности административных дел вы знаете?

6. По каким критериям определяется подведомственность административного дела?

7. Какие виды подсудности административных дел вы знаете?

8. Какие административные дела подсудны районным судам, судам субъектов РФ, Верховному Суду РФ, военным судам?

9. Какие вы знаете виды территориальной подсудности административных дел? В чем состоит суть общей территориальной подсудности административных дел?

10. По каким категориям административных дел применяются альтернативная подсудность, исключительная подсудность, подсудность по связи административных дел? В чем заключается сущность этих видов территориальной подсудности?

11. Какие процессуально-правовые последствия влечет неподведомственность административного дела суду общей юрисдикции?

Каковы процессуально-правовые последствия несоблюдения правил подсудности административных дел?

12. По каким основаниям допускается передача административного дела из одного суда в другой? В каком порядке осуществляется такая передача?

Следующая глава >>

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru
Юридические исследования
Правильная ссылка на статью: Стрелкова И.И. — Подведомственность дел о потребительском банкротстве: история и перспективы развития института // Юридические исследования. – 2012. – № 3. – С. 92 — 107. DOI: 10.7256/2305-9699.2012.3.196 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=196

Стрелкова Ирина Ивановна
кандидат юридических наук
доцент, кафедра права и культурологии, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
455000, Россия, Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Ленина, 38
Strelkova Irina Ivanovna
PhD in Law
Associate professor of the Department of Civil Law Disciplines at Noso Magnitogorosk State Technical University.
455000, Russia, Chelyabinskaya oblast’, g. Magnitogorsk, Lenina, 38

strigul68@mail.ru
Другие публикации этого автора

Дата направления статьи в редакцию:

08-05-2018

Дата публикации:

1-7.2-2012

Аннотация.

Статья посвящена обсуждению актуальной проблемы введения в действие норм о потребительском банкротстве в контексте судебной подведомственности данной категории дел. Автором обосновывается вывод о том, что введение в действие норм о потребительском банкротстве отвечает насущным потребностям современного российского общества, исследуется развитие института подведомственности дел о банкротстве физических лиц в дореволюционном и современном российском праве, а также рассматриваются некоторые проблемы, препятствующие применению норм о потребительском банкротстве в настоящее время. На этой основе автором сделана попытка переосмыслить существующие правила подведомственности дел о банкротстве физических лиц арбитражным судам. В работе сформулированы вывод о целесообразности изменения правил подведомственности дел о банкротстве физических лиц и предложение о передаче дел о потребительском банкротстве в подведомственность судов общей юрисдикции. Автором приводятся некоторые соображения и о способах оптимизации судебной деятельности в случае изменения правил подведомственности дел о потребительском банкротстве.

Ключевые слова: арбитражные суды, подведомственность дел, потребительское банкротство, банкротство граждан, несостоятельность, юрисдикция, специализированный суд
The artice is devoted to a topical issue about introducing the legal provisions about consumer bankruptcy as a part of jurisdiction over such cases. The author concludes that legal provisions about consumer bankruptcy would satisfy the needs of a modern Russian society. The author also studies the development of the institution of jurisdiction over cases of bankruptcy of physical entities in pre-revolutionary and modern Russian law and discusses certain issues preventing from implementation of consumer bankruptcy provisions at the present time. Based on all that, the author makes an attempt to review the existing provisions about arbitration court’s jurisdiction over bankruptcy of physical entities. The author concludes that there should be certain amendments made to the provisions about jurisdiction over cases of bankruptcy of physical entities and suggests that cases of consumer bankruptcy should be submitted to general jurisdiction courts. The author also shares his views about improvement of judicial activity in case of amending provisions of jurisdiction over cases of consumer bankruptcy.
arbitration courts, jurisdiction over cases, consumer bankruptcy, citizen’s bankruptcy, inability, jurisdiction, specialized court

Под потребительским банкротством понимается признание несостоятельным должником (банкротом) гражданина, не являющегося субъектом коммерческой деятельности, в связи с невозможностью исполнения обязательств перед кредиторами.

Институт так называемого потребительского банкротства был возрожден в российском праве Федеральным законом от 8 января 1998 года № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» . Согласно п.2 ст.185 Закона положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, должны были быть введены в действие с момента внесения соответствующих изменений в Гражданский кодекс РФ.

В настоящее время отношения, связанные с несостоятельностью граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) .

Несостоятельность (банкротство) определяется в Законе как признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом в качестве должника согласно ст.2 Закона рассматриваются гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного данным федеральным законом. Рассмотрение дел о банкротстве независимо от правового статуса должника отнесено к специальной (исключительной) подведомственности арбитражного суда (ст.6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ст.33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ).

Предусмотренные Федеральным законом от 26 октября 2002 года положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в соответствии с п.2 ст.231 данного Закона вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы. С учетом п.3 ст.1, п.2 ст.231 Закона о банкротстве его положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в настоящее время не подлежат применению, несмотря на то, что со времени принятия Закона «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 года прошло более десяти лет. Это обстоятельство заставляет задуматься о причинах указанного явления, а также о самой целесообразности существования института потребительского банкротства в современном российском законодательстве. В этом смысле полезно обратиться к истории отечественного права и к мировому опыту.

Банкротство гражданина, не являющегося субъектом предпринимательской деятельности, является лишь относительно новым для российского права институтом. Это тот случай, когда можно сказать: «Все новое – это хорошо забытое старое». Дореволюционное российское законодательство допускало возможность судебного признания несостоятельным должником (банкротом) гражданина независимо от того, связана ли была его несостоятельность с предпринимательской деятельностью. Другое дело, что дела о банкротстве граждан рассматривали и коммерческие и общие суды, и подведомственность конкретного дела зависела от того, признавалась ли несостоятельность должника торговой. Коммерческий суд рассматривал в соответствии с Уставом судопроизводства торгового гражданские дела, «коим законом присвоено значение торговых» . В этой связи для разграничения подведомственности дел о банкротстве между окружными и коммерческими судами крайне важным было разделение несостоятельности на торговую и неторговую.

Ввиду отсутствия единого и достаточно ясного понимания у юристов того времени категории торговой несостоятельности в судебной практике были нередкими ошибки в определении подведомственности конкретного дела о банкротстве физического лица. Показательным в этом смысле является дело содержателя типографии Головина. Суды не могли долгое время прийти к единому мнению о подведомственности дела о банкротстве Головина коммерческому суду либо окружному суду. Санкт — Петербургский окружной суд, куда поступила просьба самого Головина о признании его несостоятельным должником, не принял это дело к производству, посчитав дело подсудным коммерческому суду. Однако, Санкт — Петербургская судебная палата по департаменту гражданских дел 28 октября 1872 года пришла к убеждению, что несостоятельность Головина не может быть отнесена к ведомству коммерческого суда. Этот же вопрос был рассмотрен гражданским департаментом Правительствующего Сената, который, приняв во внимание, что торговой несостоятельность признается, когда в неоплатность долгов впадет кто-либо по торговле, присвоенной лицам, взявшим купеческие свидетельства или по мещанским промыслам, а Головин не обязан был иметь такое свидетельство и не имел, определил дело подсудным Санкт — Петербургскому окружному суду .

Действующее российское законодательство, относящее все дела о банкротстве к ведению арбитражных судов и таким образом устранившее почву для споров о подведомственности данной категории дел, одновременно породило другие, не менее серьезные проблемы.

В первую очередь это касается проблемы территориальной доступности арбитражных судов. Как известно, низовое звено арбитражных судов – арбитражные суды субъектов Российской Федерации — расположены далеко не в каждом даже довольно крупном городе. Гражданин, неспособный рассчитаться с банком по кредитным обязательствам, оплатить приобретенный в кредит товар в случае возбуждения дела о банкротстве был бы поставлен перед необходимостью нести достаточно ощутимые дополнительные издержки по проезду к месту нахождения суда, проживанию и другие расходы, связанные с отдаленностью арбитражного суда. В ситуации, когда имущественное состояние должника и так является неблагоприятным, такие расходы могут быть крайне обременительными или даже недоступными для гражданина.

Потребительское банкротство является достаточно распространенным в мире правовым явлением. Законодательство о банкротстве многих зарубежных стран предусматривает возможность признания банкротом физического лица. Так, в США, как и в Германии и Англии, любое физическое лицо может быть субъектом несостоятельности . При этом удельный вес дел, связанных с потребительским банкротством, составляет абсолютное большинство, например, в США, где из ежегодно рассматриваемого судами числа дел по банкротству свыше 90% составляют дела, связанные с потребительским банкротством . При этом, по словам В. Витрянского, в развитых правовых системах институт банкротства рассматривается как один из наиболее эффективных способов защиты граждан, попавших волею обстоятельств в тяжелое материальное положение, позволяющих в один момент очиститься от долгов и начать все с начала .

Конечно, существование любого правового института в российском праве не должно быть исключительно данью исторической традиции либо отражением стремления законодателя приблизиться к уровню развития правовых систем стран Европы и США. В первую очередь, это должно отвечать современным потребностям российского общества. Сказанное относится и к институту потребительского банкротства. В условиях экономического кризиса значение потребительского банкротства только возрастает, и этот институт может рассматриваться не только как существенное благо для граждан, попавших в непреодолимую иными способами долговую зависимость, но и как единственно разумная и законная альтернатива зачастую криминальным (или полукриминальным) способам возврата долгов. Российские граждане не должны быть лишены указанного блага только по причине несовершенства законодательства или судебной системы. Если существование правового института отвечает насущным потребностям развития общества, то задачей законодателя является эти потребности обеспечить, тем более что законодательные основы для развития системы массового потребительского кредитования были созданы самим государством.

Можно много говорить о том, что причиной возникновения безнадежных долгов, их не возврата является низкая ответственность граждан, отсутствие культуры потребления и т.п. Однако несправедливо было бы перекладывать полное бремя социальной ответственности на граждан в условиях бурного и достаточно хаотичного развития рынка потребительского кредитования. Материалы Роспотребнадзора подтверждают многочисленные нарушения в этой сфере: непредставление необходимой информации или представление недостоверной информации об услугах кредитных организаций; введение в заблуждение потребителей о правовой сущности заключаемых договоров; включение в договор условий, ущемляющих права потребителей и др. .

Между тем потребительское кредитование является на сегодня одним из наиболее динамично развивающихся видов предпринимательства. Многие российские банки участвуют в проектах «Доступное жилье», «Народный автомобиль», «Молодая семья» и др. Вместе с тем возрастающий объем предоставления денежных средств населению на потребительские цели приводит к росту просроченной задолженности по кредитам . Круг легальных кредиторов расширен за счет разнообразных субъектов микрофинансирования , в настоящее время трудно найти человека, которому не было бы известно о возможности приобрести товар в кредит, будь то бытовая техника, предметы одежды или обувь. Продавцы, в свою очередь, заняты изобретением различных правовых схем кредитования потребителей. В этой связи представляется актуальной проблема поисков путей преодоления препятствий для реального внедрения потребительского банкротства в российскую действительность как необходимого механизма защиты граждан.

Опасения банков о том, что потребительское кредитование станет для них очень рискованным, поскольку граждане будут стремиться стать неплательщиками, чтобы избегать ответственности, понятны. Между тем, нельзя забывать, что кредитование является способом предпринимательства, обратной стороной которого является его рисковый характер. Задача банков минимизировать собственные предпринимательские риски, в том числе путем более ответственного подхода к выбору клиентов. Не секрет, что в погоне за прибылью банки предлагают и зачастую даже навязывают гражданам свои услуги по кредитованию. Слабой стороной, нуждающейся в защите со стороны государства, в этих отношениях являются отнюдь не банки, оснащенные юридическими службами и мощными службами безопасности.

Разумеется, институт потребительского банкротства рассчитан, в первую очередь, на добросовестных граждан, и злоупотребления правом должны пресекаться. Российский Устав о банкротах 1880 года различал три вида несостоятельности, происходящей или от несчастья, или от небрежения и от своих пороков, или от подлога. Последствием несостоятельности первого вида являлось полное освобождение от долгов, тогда как неосторожный, а тем более злостный банкрот от платежа оставшихся на них долгов не освобождались. При этом закон подробно определял основания для признания каждого вида несостоятельности . Если наши предки способны были определить в законе критерии для разделения добросовестных и недобросовестных должников, едва ли это является невозможным в наше время, хотя бы и посредством использования исторического опыта.

Нельзя сказать, что государство полностью игнорирует проблему. В последние годы попытки ее преодоления предпринимались неоднократно. Так, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 15 июля 2011 года группой депутатов Государственной Думы был внесен Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», который предусматривал выкуп по заявлениям граждан органами исполнительной власти для государственных и муниципальных нужд жилых помещений, являющихся предметом залога по ипотечным кредитам. Речь в законопроекте шла о гражданах, попавших в трудную жизненную ситуацию (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), то есть такую ситуацию, которую гражданин не может преодолеть самостоятельно. При этом законопроект предусматривал право однократного обратного выкупа жилого помещения гражданином .

Проблемами безнадежных долгов граждан озабочена и исполнительная ветвь государственной власти. Утвержденная распоряжением Правительства РФ от 19 июля 2010 года «Стратегия развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года» в качестве одного из направлений данной стратегии предусматривает совершенствование законодательства в части реабилитационных процедур, применяемых в отношении граждан-должников и позволяющих осуществить реструктуризацию задолженности граждан под судебным контролем .

Министерством экономического развития РФ был разработан проект Федерального закона «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника», предусматривающий, по сути, введение потребительского банкротства и в этой части дублирующий нормы ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Этот и другие недостатки законопроекта, отклоненного Государственной Думой, широко обсуждались и часто справедливо критиковались в литературе .

В результате проекты «ренессанса» потребительского банкротства в российском праве оказались на сегодняшний день безрезультатными. Среди основных препятствий были названы недостаточное количество судей арбитражных судов, способных разрешать дела о банкротстве граждан, отсутствие в проекте разграничений между требованиями, исходящими из предпринимательской и непредпринимательской деятельности и другие. При этом именно неспособность арбитражных судов справиться с потенциально огромным количеством дел о банкротстве граждан часто называется в первую очередь. Обоснованность такого опасения подтверждается и судебно – арбитражной статистикой. Количество дел о несостоятельности (банкротстве), рассмотренных судами первой инстанции в 2006 г. составляло — 91431; в 2007 г. — 44255; в 2008 г. — 34367 дел, в 2009 г. – 39570. В 2010 г. рассмотрено 40243 дел (по сравнению с 2009 г. больше на 1,7%) . Несмотря на сокращение числа дел о банкротстве, рассмотренных арбитражными судами в 2011 году (33385дел, примерно на 17% меньше, чем в 2010 году), оно остается значительным . Актуальным остается и вопрос о финансировании судебной деятельности после принятия закона о банкротстве физических лиц. По некоторым оценкам на деятельность арбитражных судов по процедурам банкротства физических лиц ежегодно будет требоваться от 1 до 5 млрд. рублей .

Наряду с проблемой территориальной отдаленности арбитражных судов, о которой было сказано выше, эти соображения заставляют задуматься о том, насколько правильным было решение законодателя об отнесении всех дел о банкротстве независимо от правового статуса должника к исключительной подведомственности арбитражных судов. Вспомним, что в дореволюционном российском процессе дала о банкротстве физических лиц, не относящихся к субъектам торгового права, рассматривались не коммерческими, а общими (окружными) судами. Более того, в городах, где не было коммерческих судов, общими судами по правилам гражданского судопроизводства разрешались и торговые дела .

Действующее законодательство Российской Федерации о судоустройстве допускает возможность создания в системе судов общей юрисдикции специализированных судов (ст.4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», ст. 1 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» ). Одним из таких специализированных судов мог бы стать суд по делам о банкротстве, созданный на уровне районного звена судов общей юрисдикции с правом рассмотрения дела и назначения процедур, предусмотренных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в отношении граждан – должников, не являющихся предпринимателями.

Отдавая себе отчет в сложностях, сопряженных с подобным изменением подведомственности дел о банкротстве, автор, тем не менее, рассматривает его как наиболее оптимальный способ решения проблемы. Создание постоянных судебных присутствий арбитражных судов, которое могло бы уменьшить нагрузку на арбитражные суды и одновременно приблизить место рассмотрения дела о потребительском банкротстве к населению, является не менее сложным процессом. Об этом ясно свидетельствует тот факт, что за годы, прошедшие с момента принятия Федерального конституционного закона от 4 июля 2003 года № 4-ФКЗ, которым было предусмотрено создание постоянных судебных присутствий арбитражных судов , реально создано только одно — постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре на основе Арбитражного суда Коми-Пермяцкого автономного округа, прекратившего свое существование вследствие реорганизации субъектов РФ .

Твердое убеждение в том, что доступность правосудия измеряется не в метрах, составляющих расстояние до суда, не мешает автору признать, что территориальная приближенность места расположения суда все же оказывает существенное влияние на эффективность правосудия. Это относится и к рассматриваемой категории дел. Потребительские отношения граждане выстраивают в непосредственной близости к месту своего постоянного проживания: кредитные договоры заключаются с банками или филиалами банков, расположенных в местности, где заемщик проживает и работает, товары и услуги для личных и бытовых нужд приобретаются, как правило, недалеко от места проживания гражданина и т.д. Следовательно, участники дела, их представители и большинство доказательств находятся в одном месте, и это место далеко не всегда является административным центром субъекта Российской Федерации, где расположен арбитражный суд. Эффективность и законность реабилитационных процедур, проводимых под контролем суда, также напрямую связана с его территориальной доступностью для населения.

Приведенные выше соображения практического свойства не являются при этом основными аргументами в пользу передачи дел о потребительском банкротстве в компетенцию судов общей юрисдикции. Главное возражение против отнесения данной категории дел к подведомственности арбитражных судов состоит в следующем. Арбитражные суды в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, являясь органами экономического правосудия, рассматривают экономические споры и другие дела, связанные с предпринимательской и иной экономической деятельностью. Экономический характер спорного правоотношения является, таким образом, определяющим критерием подведомственности дела арбитражному суду. Между тем дела о потребительском банкротстве по своему характеру экономическими считать нельзя.

Дела о банкротстве можно отнести к категории дел, имеющих экономический характер, только в том случае, если кредит был взят или товары куплены гражданином для предпринимательской деятельности, а не для личного (семейного) потребления. В последнем случае правоотношение возникло в сфере потребления, и не имеет экономического содержания. Следовательно, и соответствующие долги не могут быть поводом для деятельности арбитражного суда. С этих позиций могут быть сформулированы и изменения в закон «О несостоятельности (банкротстве)» в части норм о потребительском банкротстве, и на этой основе проведено разграничение между несостоятельностью граждан – предпринимателей и иных физических лиц.

Иски, основанные на потребительском кредите, предъявляемые к гражданину, подведомственны судам общей юрисдикции. При этом дело о банкротстве, вызванном подобными долгами, закон относит к ведению арбитражного суда. Подобное положение представляется не только нелогичным, но и принципиально неверным, так как размывает границы компетенции судов и арбитражных судов в сфере гражданской юрисдикции.

Изменение подведомственности дел о потребительском банкротстве, безусловно, должно сопровождаться решением ряда практических задач, связанных с судебной деятельностью и проведением реабилитационных процедур. Необходимо оптимизировать процедуры обращения в суд и правила судопроизводства по делам о потребительском банкротстве. Существенную помощь в этом может оказать дальнейшая информатизация судов в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы», которой предусматривается внедрение современных информационных технологий в деятельность судов . Заслуживает внимания предположение Ю. Донцовой о том, что гражданам-банкротам понадобятся недорогая и квалифицированная помощь юристов и средства автоматизации заполнения форм процессуальных документов, плана реструктуризации долгов .

Заявление по делу о несостоятельности (банкротстве) на сегодняшний день может быть подано в арбитражный суд в электронном виде в соответствии с утвержденным Приказом ВАС РФ от 12 января 2011 г. № 1 «Временным порядком подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде». Подобный порядок обращения в суд может быть введен и в судах общей юрисдикции при изменении подведомственности дел о потребительском банкротстве. Для граждан, не имеющих возможности самостоятельно направить в суд заявление в электронной форме, должны создаваться такие возможности. Интересным в этой связи является опыт Сингапура, где с 1997 года применяется Электронная система подачи документов в суд: сначала в качестве экспериментальной программы, а с 2000 г. — как обязательная форма подачи документов по всем категориям гражданских дел. Такая помощь оказывается специалистами существующих там сервисных бюро .

Несомненная сложность решения проблемы не должна заставить отказаться от введения в современной России института потребительского банкротства, давно ожидаемого и важного для общества.

Библиография References (transliterated) Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Подсудность в деле о банкротстве

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *