Сколько адаптация в детском саду?

Здравствуйте, скажите пожалуйста существует ли закон о привыкании( адаптации) ребёнка в ДОУ? Ольга.

Ответ: в содержании федеральных законов нет конкретных норм о периоде привыкания (адаптации) ребенка в ДОО. Но в пп. 2.2.5. примерной формы договора об образовании с ДОО (утв. приказом Минобрнауки России от 13.01.2014 N 8) обозначено, что родитель может находиться с воспитанником в ДОО в период его адаптации, длительность которого должна определяться в таком договоре.

Вместе с этим в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20.05.2015 N 2/15) относительно адаптации отмечено:

— взрослый (воспитатель) грамотно проводит адаптацию ребенка к Организации, учитывая привязанность детей к близким, привлекает родителей (законных представителей) или родных для участия и содействия в период адаптации. Взрослый, первоначально в присутствии родителей (законных представителей) или близких, знакомится с ребенком и налаживает с ним эмоциональный контакт. В период адаптации взрослый следит за эмоциональным состоянием ребенка и поддерживает постоянный контакт с родителями (законными представителями); предоставляет возможность ребенку постепенно, в собственном темпе осваивать пространство и режим Организации, не предъявляя ребенку излишних требований;

  • ребенок знакомится с другими детьми. Взрослый же при необходимости оказывает ему в этом поддержку, представляя нового ребенка другим детям, называя ребенка по имени, усаживая его на первых порах рядом с собой;
  • также в случае необходимости взрослый помогает ребенку найти себе занятия, знакомя его с пространством Организации, имеющимися в нем предметами и материалами;
  • родители(законные представители), как правило, хотят знать о возможностях сотрудничества, способствующего адаптации ребенка к Организации, его развитию, эффективному использованию предлагаемых форм образовательной работы. В этом случае ситуативное взаимодействие способно стать настоящим образовательным партнерством.

Владимир Коржов, юрист.

Адаптация детей к саду может длиться месяц / Фото: Pexels

Первое сентября уже давно позади, а некоторые дети все еще не адаптировались к детскому саду. К тому же не все уже пошли в образовательные заведения и у них все еще впереди. Детский и семейный психолог Сабина Ламанна в Instagram рассказала, сколько может длиться адаптационный период и как себя вести родителям, если дети отказываются идти в сад.

В городах рядом со столицей не хватает детских садов – смотрите видео:

По ее словам, адаптация в среднем длится один месяц, а для разных деток от двух недель до двух месяцев.

Реклама

«Помните, что изменения в его настроении нормальны. Очень многие детки плачут, расстраиваются. Также не паникуйте, если первую в неделю малыш отходил хорошо, а затем стал капризничать или отказываться идти. Вначале срабатывает эффект новизны. Потом малыш понимает, что это надолго и желание ходить исчезает. Это тоже нормально», – пишет психолог и поясняет, что адаптация часто проходит волнообразно с подъемами и спадами.

Дочь Кейт Миддлтон получила в детском саду забавное прозвище

Ламанна также дала несколько советов родителям, как помочь детям адаптироваться к саду.

  1. Продолжайте рассматривать с ребенком альбом с фото расписания дня в садике.
  2. Старайтесь, чтобы режим на выходных был максимально приближен к режиму садика.
  3. Не задавайте вопросы, на которые заведомо можете получить отрицательный ответ: «Тебе понравилось в садике? Тебе понравилась твоя воспитательница?» «Еще пойдем в садик?». Даже самому замечательному садику малыш предпочтет привычный любимый дом и свою семью.
  4. Лучше задавайте вопросы-утверждения: «Вы сегодня рисовали пальчиками. Это, наверное, так интересно!?»
  5. Проявляйте неподдельный интерес к рассказу ребенка, положительно реагируете на все, что он говорит. Если же он не рассказывает, не давите не допытывайтесь. Всему свое время.
  6. Старайтесь не обсуждать в присутствии малыша возможные затруднения, связанные с его пребыванием в детском саду.
  7. Помните что, как бы хорошо к ребенку ни относились в детском саду, он находится в состоянии психоэмоционального и физического напряжения. Поэтому важно, чтобы он чувствовал поддержку с вашей стороны. Используйте тактильный контакт.
  8. Во время дня, а особенно перед сном, погладьте малыша, берите на руки, дайте ему понять, что вы всегда рядом.
  9. Читайте малышу сказки, где главный герой тоже идет в детский сад и хорошо проводит там время.
  10. Первую неделю давайте малышу с собой в сад мягкую игрушку и говорите, что когда он будет ее обнимать, то это как будто он маму или папу обнимает.

Совет: не поддавайтесь панике и сохраняйте спокойствие. Дарите ребенку свою любовь и ласку, а результат вас порадует. Главное дать себе и ребенку время.

Ранее мы уже выясняли, как выбрать детский сад: 10 полезных советов.

Это тот самый этап, когда ваш ребенок рыдает в три ручья в раздевалке группы, а вы едете на работу и чувствуете себя худшим родителем на свете. Мы побеседовали с практикующим семейным психологом и кандидатом психологических наук Румией Калининой и разобрались, как может проходить адаптация, на что обратить внимание, и как смягчить этот процесс для вас и для ребенка.

Что такое адаптация?

Адаптационный период в детском саду — это период, в который ребенок приспосабливается к новой для него ситуации. Важно помнить о том, что адаптация и приспособление нельзя приравнивать к любви и воодушевлению — ребенок может успешно адаптироваться к детскому саду, но это значит, что ему там будет очень нравиться.

Сколько длится адаптация?

Продолжительность периода, в который ребенок привыкнет ходить в детский сад (и перестанет страшно рыдать в раздевалке) зависит от того, как эта самая адаптация у него проходит. В случае, если все идет легко и хорошо, полный адаптационный период может занимать 10-15 дней.

Адаптация средней тяжести пройдет за месяц, а тяжелая адаптация может длиться от двух до шести месяцев и быть уже опасной для ребенка, которой находится в состоянии постоянного стресса и напряжения. В среднем принято считать, что спустя один-два месяца большинство детей уже полностью адаптированы к детскому саду и могут ходить в него без проблем.

Как понять, что адаптация проходит хорошо?

Период приспособления к садовской жизни обычно проходит нелегко. Однако если все идет по плану, вы довольно быстро сможете заметить положительные признаки того, что ребенок постепенно адаптируется. Вот, как это можно понять:

  • Ребенок со временем реже плачет и меньше капризничает
  • Ребенок быстро переключается (сперва плачет в раздевалке, но потом спокойно бежит играть в группу)
  • После выходных или болезни ребенок с радостью возвращается в сад (даже если до этого не очень хотел туда идти)
  • В детском саду у ребенка есть то, что ему нравится (любимые занятия, еда, игрушки, друзья).

Что должно насторожить родителей?

К сожалению, не все дети с легкостью могут привыкнуть к изменившимся условиям жизни. Кому-то адаптация к саду и вовсе дается крайне тяжело — в силу возраста или индивидуальных особенностей. Вот, на что стоит обратить внимание родителям в процессе адаптации:

  • Ребенок начинает чаще плакать и больше капризничать
  • Находясь в саду, ребенок ведет себя несвойственно, например, целый день грустит или проявляет агрессию
  • Ребенок бурно реагирует на упоминания о саде, начинает плакать и кричать
  • После посещения сада ребенок на долгое время становится «неуправляемым» (если это происходит только вечером после садика, то это нормально)
  • Ребенок часто болеет, после болезни не хочет возвращаться, часто жалуется на здоровье, чтобы не ходить в сад.

Если адаптация сильно затягивается (от двух до шести месяцев), она может негативно сказываться на состоянии здоровья ребенка: он начинает часто болеть, плохо спать, теряет уже полученные навыки, страдает от физического и психического истощения организма.

Вероятно, если родители заметили, что ребенок крайне тяжело переносит адаптацию к детскому саду, им стоит рассмотреть альтернативные варианты (или попробовать перевести ребенка в другой сад — иногда даже это способно изменить ситуацию).

Как облегчить процесс адаптации?

Невозможно предсказать, как перенесет адаптацию к саду конкретный ребенок, однако можно попробовать сделать переход к детсадовской жизни не таким большим потрясением.

Для начала давайте разберемся, к чему ребенку предстоит привыкнуть в саду:

  • Строгий режим и распорядок дня
  • Новые взрослые (воспитатели, нянечки, преподаватели)
  • Новые дети и общение в коллективе
  • Незнакомая еда и отсутствие выбора (то есть, макароны не каждый день)
  • Отсутствие родителей
  • Новые требования к поведению ребенка.

Соответственно, для того, чтобы процесс адаптации прошел немного легче, родители могут попробовать привнести элементы детсадовской жизни в свою повседневную рутину. Например, начать жить по режиму, схожему с тем, что будет в детском саду (включает в себя дневной сон и время приемов пищи) и убедиться, что у ребенка есть опыт взаимодействия с другими взрослыми кроме родителей (родственники, взрослые друзья, бэбиситтеры), и с другими детьми (например, на детской площадке). Это базовые рекомендации, которые помогут облегчить процесс адаптации.

Вот, что еще рекомендуют психологи тем, кто в первый раз отдает детей в сад:

  • Адаптируйте ребенка постепенно. Если такая возможность есть, не отдавайте малыша в садик на полный день — начните с пары часов, а затем постепенно увеличивайте время пребывания.
  • Говорите заранее. Кроме простого «ты скоро пойдешь в садик» уделите время, чтобы проговорить с ребенком весь процесс пребывания в саду: распорядок дня, взаимодействие с детьми и воспитателями.
  • Держите слово. Заранее объясните ребенку, когда вы за ним придете, и обязательно придите в указанное время.
  • Всегда прощайтесь. Несмотря на то, что иногда, кажется, проще скрыться «под шумок» и избежать слез расставания, современные психологи советуют родителям никогда не исчезать без предупреждения — это важно для поддержания доверительных отношений между вами и ребенком.
  • Дайте с собой оберег. Это может быть любимая игрушка, семейная фотография, футболка с любимым мультгероем — что-то, что поддержит ребенка, напомнит о доме и поможет почувствовать себя спокойнее и увереннее.
  • Заведите специальный ритуал. Заранее обговорите с ребенком, как вы будете прощаться. Например, два поцелуя в щеки, крепкие объятья или любой другой ритуал, который понравится и ребенку, и вам. Повторяйте его каждый день перед тем, как уйти, чтобы ребенок знал, чего ему ждать, и в какой момент ваше прощание окончено.
  • Воздержитесь от крупных перемен накануне сада. Если это возможно, избегайте дополнительного стресса дома. Это касается переездов, крупного ремонта, приучения к горшку или к собственной кровати, появления в доме животных или внезапных гостей. Поход в детский сад и так является огромным источником стресса для ребенка, а потому будет лучше, если дом и семья в этот период останутся для него чем-то надежным и неизменным.
  • Читайте книги. Сейчас существует множество детских книг, герои которых идут в детский сад. Так вы подготовите ребенка к тому, что его ждет в детском саду, как изменится его расписание, и сможете обсудить волнующие его вопросы.
  • Сохраняйте спокойствие. Даже если вы убедительно рассказываете ребенку о благах детского сада, но голос ваш дрожит, обмануть его не удастся. Будьте спокойны, уверенны и доброжелательны — это очень важно для психологического настроя ребенка.
  • Уходите сразу. Отправив ребенка в детский сад (особенно если это было непросто) уходите сразу, не возвращайтесь, не стойте в дверях и не заглядывайте в окна. Поступая так, вы не только добавляете переживаний ребенку и воспитателям, но и демонстрируете свое недоверие, которое передается ребенку. Короче, просто бросайте и бегите без оглядки!
  • Проводите время вместе после сада. Если вам кажется, что ваш ребенок, вернувшись из садика, с вас не слезает, то вам не кажется. Постарайтесь уделить ребенку как можно больше внимания после сада, займитесь с ним тем, что ему нравится.

Не будем обещать вам, что при выполнении всех этих условий адаптация вашего ребенка к детскому саду пройдет легко и просто — скорее всего, нет. Однако они точно помогут облегчить процесс и обрести уверенность в том, что вы — хорошие родители и все делаете правильно.

Понравился материал?

Поддержите редакцию!

Понравился материал?

Поддержите редакцию!

Как счастливы взрослые, которые из собственного садиковского прошлого помнят только добрую воспитательницу и двух приятелей, с которыми строили метро в песочнице!

Большинство из нас вспоминает другое: как рыдали под группой и не хотели отпускать маму, как тосковали весь день, как мечтали о выходных.

И когда мы сами становимся родителями и приходит время вести своего ребенка первый раз в детский сад, сердце сжимается от боли – как малыш будет там один, среди чужих людей?

Хорошая новость заключается в том, что родители в силах помочь малышу привыкнуть к детскому саду, причем не смириться с садом как с наказанием, а найти в нем радость и удовольствие. Наша статья расскажет о том, как облегчить адаптацию ребенка в детском саду.

Когда лучше отдавать ребенка в детский сад

Еще совсем недавно большинство детей отправляли в детский сад в год – декретный отпуск заканчивался, и у мам просто не было другого выбора.

Современные педиатры и психологи не одобряют такой подход. Главная потребность малыша в это время – быть рядом с мамой и папой, чувствовать безопасность и защиту. Именно отсюда вырастает чувство доверия и привязанности.

Если вырвать кроху из привычного близкого окружения, ему будет не весело, а страшно и одиноко. Поэтому в возрасте от года до двух ребенка лучше оставлять с бабушкой или няней, с которыми малыш сможет наладить доверительные отношения. Если он все же будет ходить в садик, важно, чтобы воспитатели в группе были постоянными.

Уже с двух лет ситуация может поменяться – просто потому, что меняется и сам малыш: становится более самостоятельным, пробует выразить свои чувства и желания словами, способен больше заметить и понять.

Если дитя пойдет в садик в 2 года, ему будет проще при родительском одобрении установить контакт с воспитателями и детьми в группе.

Многое, конечно, зависит от личности ребенка: немало детей этого возраста еще очень сильно привязаны к семье и хотят знакомиться с миром, не выпуская маму и папу из поля зрения.

Привыкание к детскому саду в 2 года пройдет легче, если в группе будет мало детей. На воспитательницу двухлетние малыши смотрят как на маму, а группа служит для них подобием семьи.

Большинство детей идут в сад с 3 лет, когда мамам нужно выходить из декрета. К этому возрасту выработаны все основные навыки: дети самостоятельно едят, ходят в туалет, в целом справляются с одеванием.

Но главное – к 3 годам у детей появляется желание отдалиться от мамы с папой, быть самостоятельными, «взрослыми» (чем с успехом пользуются родители, поощряя свое чадо ходить в сад).

Те дети, что впервые идут в садик в 3 года, уже не ищут в воспитательнице материнские черты, но все еще нуждаются в родительской поддержке. И если поддержка есть, трехлетки постепенно включаются в садиковскую жизнь и чувствуют себя вполне уверенно.

К четырем годам у детей появляется дополнительный интерес – общение со сверстниками. Уже возникает некое подобие дружбы, дети организуют сложные игры.

Труднее всего приспосабливаться детям, которых отдали в садик за год до школы. Они плохо привыкают к режиму дня, без энтузиазма участвуют в коллективных занятиях – если только воспитательница не найдет подхода к подготовишке и не увлечет его тем, что ему удается.

И вместе с тем у специалистов нет единого мнения, в каком возрасте отдавать ребенка в детский сад. Психологи советуют оценивать общую готовность ребенка к выходу в свободное плавание.

Готов ли ребенок к саду

Темпы развития у детей разные, есть отличия и в темпераменте – это тоже нужно учитывать. Есть дети, которые уже в два года рвутся в коллектив и чувствуют себя в новом окружении как рыба в воде.

А есть дошколята, которые предпочитают держаться в стороне от сверстников, и сад для них превращается не в площадку для роста и развития, а в место неприятных переживаний.

Ребенка можно смело отдавать в сад, если он:

  • Хочет общаться. Обычно это происходит к трем-пяти годам, но кое-что зависит от характера – у кого-то желание возникает раньше или позже. При этом дитя еще может поглядывать на родителей, ища поддержки, одобрения, чтобы убедиться в безопасности.
  • Проявляет любознательность, интересуется новым. Это не значит, что дошколенок должен бросаться в водоворот новостей: он может наблюдать издалека, отходить и возвращаться, знакомиться постепенно, но не избегать чего-то нового.
  • Умеет самостоятельно играть и занимать себя. Если родители могут спокойно заниматься своими делами, а не развлекать дитятко постоянно, то и в саду проблем не будет.
  • Самостоятельно ест, одевается, справляется с походами в туалет. Необязательно, чтобы во всем этом чадо достигло совершенства – в садике дети не перестают осваивать новые умения.

Что же до туалетных дел, тут не получится потребовать от ребенка невозможного: многие дети до трех лет ходят в памперсах, и в садике это не должно восприниматься как вопиющее отклонение от нормы.

Что же делать, если у вас растет застенчивый, тихий ребенок, устающий от шума большой компании? Такому малышу подойдет маленькая группа – не больше 10-15 детей.

К слову, психологи и педагоги считают, что маленькие группы хороши для детей любого возраста и темперамента.

В этом случае воспитатель может уделить внимание каждому (или уследить за всеми), дети легче осваиваются и общаются друг с другом, каждому достаточно пространства, и болеют дети в маленьких группах реже, чем в больших.

Подготовка к детскому саду: родительская часть

О том, что ребенок идет в детский сад, не становится известно в одночасье, а потому есть время подготовиться к этому событию. И начинать подготовку родители должны… с себя. Их задача – справиться с собственными страхами и прояснить мотивы, почему малыш должен ходить в детский сад.

По наблюдению психологов, часто именно родительские страхи мешают детям спокойно влиться в детсадовскую жизнь. Страшиться есть чего: не будет ли дитятко часто болеть, не станут ли его обижать, справится ли оно с занятиями и главное – как оно обойдется без мамы?

Тревогу порождают и воспоминания мам и пап о том, как они сами ходили в сад и как им было там плохо. Чтобы расстаться с этими страхами, нужно посмотреть на детский садик как на услугу, которая должна вас устраивать.

Еще до того, как ребенок пойдет в сад, туда идут родители – знакомиться с воспитателями и узнавать о том, как проходит день в группе. И если воспитатели демонстрируют уважительное и внимательное отношение к детям, а дети много гуляют и не скучают на занятиях, тревога мам и пап ослабевает.

Снять переживания о том, сможет ли малыш оставаться в группе один, поможет предшествующий опыт. Вспомните моменты, когда кроха оставался без вас – с бабушками-дедушками, няней, руководителем кружка. Если раньше удавалось наладить контакт, то и в садике это получится.

Есть еще один страх, с которым не так просто расстаться. Часто бывает сложно признать, что ребенок взрослеет, отдаляется от родителей, самостоятельно познает жизнь – особенно когда речь идет о двух-трехлетнем малыше. Сильную тревогу, что новый опыт ребенка будет болезненным, можно проработать с психологом.

С мотивами тоже не так просто. Два главных – социализация и подготовка к школе – раскритикованы психологами. Для общения, по их мнению, есть немало других (более приятных) мест, а осваивать новое дети способны только тогда, когда они не пребывают в состоянии тоски и ужаса.

А вот мотив, что в садике дети учатся быть самостоятельными, договариваться с другими, пробовать себя в разных делах, вполне годится. Только чтобы детсад стал пространством для роста и развития, нужно искать такое место, где дети чувствуют себя в безопасности.

Детский сад «вприглядку»

Если ваша готовность отдать свою кровинушку в сад созрела, можно переходит ко второму этапу адаптации в детском саду – подготовке ребенка. Желательно выделить на это хотя бы пару недель, чтобы новые обстоятельства перестали быть слишком уж новыми.

1. Расскажите малышу о том, как устроена жизнь в садике и в чем ее плюсы. Описывайте выгоды с учетом склонностей и характера ребенка: кому-то будет важно услышать, что садик – это про взрослость и самостоятельность, кому-то интереснее всего новые знакомства, а кто-то соблазнится участием в утренниках.

Совет психолога: не описывайте идиллическую картину, чтобы ваши слова выдержали проверку реальностью. Стоит делать акцент на плюсах, но если ребенок высказывает свои опасения, поговорите и об этом тоже.

2. Побывайте на экскурсии в детском саду. Знакомиться можно постепенно: в первый день только прогуляться по территории, во второй – поиграть на детской площадке, потом зайти в группу, посмотреть на шкафчики для одежды, игровое пространство, столы для занятий, спальню.

Очень хорошо, если лично вам в садике хорошо и радостно: дети отлично чувствуют и перенимают эмоциональный настрой родителей.

3. Научите завязывать контакты с другими детьми. Если вы гуляете на детских площадках, ваш ребенок уже имеет опыт совместных игр и дележа игрушек. Тот же опыт можно получить в кружках, студиях, спортивных секциях.

4. Познакомьте ребенка с воспитателем. Это важный момент: если воспитатель поможет малышу почувствовать, что его здесь ждут, что здесь безопасно, адаптация к саду не вызовет проблем. После знакомства поищите вместе с ребенком положительные черты воспитателя: добрая, внимательная, с теплыми руками, с озорной улыбкой и т. д.

5. Поиграйте дома в детский сад. Это хороший способ прояснить, как устроен режим дня, чем дети занимаются и когда родители приходят за ними. К игре стоит вернуться несколько раз, отводя ребенку все более активную роль. Обязательно проиграйте ситуацию, как можно обратиться к воспитателю за помощью.

6. Используйте опыт старших детей. Если брат или сестра малыша ходят в детских сад, приходите вместе с крохой забирать их, бывайте на утренниках, обсуждайте интересные садиковские дела.

7. Постепенно подстраивайте режим дня. Если дитя будет просыпаться к нужному времени, это минус одна проблема адаптации.

8. Расширяйте круг полезных умений малыша. Дети в садике самостоятельно едят, одеваются, ходят в туалет. Если все это еще не освоено, отведите достаточно времени, чтобы ребенок научился уверенно орудовать ложкой и вилкой, правильно надевать колготки, заправлять футболку, пользоваться туалетной бумагой.

9. Не грозите детским садом и не объясняйте походы в садик тем, что вам нужно кормить семью, а ребенку – привыкать к тяготам жизни. У дошкольника должно сформироваться представление о садике как о месте интересном и безопасном – тогда он пойдет в детский сад без слез.

Адаптация организма

Опытные родители знают, что садиковские дети болеют чаще, чем домашние. Но несколько ОРВИ в год, по мнению врачей, – это тренировка иммунитета, а не повод зачислить ребенка в ряды «часто болеющих».

Впрочем, иммунитету нужна соответствующая поддержка, чтобы он не сдался перед натиском незнакомых микробов.

Главный способ поддержки – профилактические прививки. Они не уберегут от насморка и кашля, но существенно снизят риск, что кроха тяжело заболеет корью, краснухой или дифтерией.

Перед наступлением холодов очень желательно сделать прививку от гриппа. Если в семье есть новорожденный, то его старшего брата или сестру, которые идут в садик, врачи рекомендуют вакцинировать от ветрянки – эта болезнь опасна для самых маленьких деток.

Еще один способ укрепить иммунитет – закаливание. Собственно, врачи полагают, что никакого закаливания не нужно, если температура воздуха в детской комнате составляет +18-19°С, если ребенок гуляет в любую погоду и много двигается, ест в соответствии с аппетитом, летом отдыхает в умеренном климате и бегает босиком.

Такой образ жизни не спасает от инфекционных болезней, но крепкому организму легче справиться с недомоганием.

Чтобы адаптация ребенка в садике не началась с болезней в первые же дни, врачи рекомендуют отправлять ребенка в сад поздней весной, летом или ранней осенью. В теплую пору дети больше гуляют и меньше болеют.

В холодное время года вероятность подхватить ОРВИ выше, особенно если в детской группе топят хорошо, а проветривают редко.

В любом случае нужно быть готовыми к тому, что дитя может вскоре заболеть: заранее продумайте, кто сможет оставаться дома с ребенком.

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

Привыкание к детскому саду – процесс небыстрый и многоэтапный. Ребенку нужно освоиться в новом качестве, познакомиться с детьми в группе, подстроиться под режим дня.

А одновременно с этим в жизнь дошкольника приходит и еще много нового: он участвует в подготовке праздников, учится работать на занятиях, дежурит в группе. Из-за такого обилия новостей настроение вашего чада может меняться.

И если, несмотря на подготовку, ребенок отказывается ходить в детский сад, родители в отчаянии думают, что все усилия были напрасными. Но тут нужно набраться терпения – привыкание происходит не сразу.

Время на адаптацию

Вот приходит тот день, когда вы впервые ведете ребенка в сад – ваше чадо останется там на час-другой или до обеда (насколько хватит вашей личной выдержки) и поучаствует в общем завтраке, прогулке, занятии. Как дитя отреагирует на это?

Первые дни ребенка в детском саду проходят по-разному: одни дети немедля включаются во все, другие предпочитают наблюдать со стороны, а третьи вовсе ничего этого не хотят и рыдают, вцепившись в маму или папу.

Случается, что малыш начинает охотно ходить в сад, но через некоторое время утрачивает интерес и отказывается от хождения. Тут понадобится терпение, чтобы день за днем водить ребенка в садик и поддерживать в неприятных моментах.

О слезах на пороге группы

Готовились-готовились, часто жалуются родители, а вся подготовка насмарку, и ребенок плачет в садике – что делать? Не торопить события, наблюдать и вырабатывать ритуалы, говорят психологи.

Ребенка, рыдающего по утрам, терзает очень серьезный страх: родители оставят его в садике навсегда. Согласитесь, никакие игры и занятия неспособны развеять ужас от такой разлуки.

Поэтому главное, чтобы малыш убедился – ходить в сад безопасно. Пусть чадо в первый-второй день только поиграет в группе, пока вы посидите в раздевалке. Неделю-другую оставляйте ребенка в садике до обеда, а потом, если привыкание проходит успешно, можно оставить дитя на дневной сон.

Успешное привыкание – это не отсутствие слез. Малыш по-прежнему может плакать при прощании, но уже не от ужаса, а от грусти, что разлучается с вами. Гораздо важнее, что происходит после прощания. Если ребенок включается в игру, или откликается на обращение воспитателя, или сам находит себе занятие, то адаптация идет как надо.

Чтобы расставание проходило легко, придумайте несложный ритуал и повторяйте его каждое утро. Например, вы помогаете ребенку переодеться, целуете его, они идет в группу и оттуда машет вам рукой.

Использовать отвлекающий маневр и внезапно исчезать не стоит – это только усилит тревогу малыша.

Привыкание день за днем

Адаптация к садику длится по-разному, от нескольких дней до нескольких недель. Вот несколько советов, как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду.

1. Радуйтесь, входя в детский сад. Здоровайтесь со знакомыми родителями и детьми, с воспитателем, завязывайте разговоры и приглашайте к этому своего ребенка.

2. Договоритесь с ребенком, когда вы приводите и забираете его, и следуйте этой договоренности. Чем четче дитя представляет, что после обеда (сна, прогулки) его заберет мама (папа, бабушка), тем легче ему пережить разлуку.

3. Сколько ребенок привыкает к садику, зависит от того, как регулярно вы туда ходите. Пока идет адаптация, старайтесь не устраивать внеплановых выходных и ходить в сад изо дня в день. Возможно, после болезни или каникул малышу снова потребуется время, чтобы привыкнуть к воспитателям и детям.

4. Будьте готовым к тому, что появится неучтенная причина для отказа ходить в сад – конфликт из-за игрушки, окрик воспитательницы, неинтересные занятия. Возможно, придется прояснять и исправлять ситуацию, но чаще всего это свидетельство того, что период адаптации в детском саду еще не пройден.

5. Каждый вечер говорите с ребенком о том, как прошел день в садике. Чтобы обсуждение удалось, лучше всего задавать конкретные вопросы. Научите свое чадо замечать положительные моменты – новую игрушку в группе, любимые сырники на завтрак, веселую игру с приятелем.

6. Гордитесь своим малышом, вслух и внутренне.

7. Оставайтесь на стороне ребенка. Это не значит, что нужно конфликтовать с воспитателем или другими родителями – вполне достаточно выслушать их претензии и выразить сожаление. Если дитя действительно в чем-то провинилось, обсудите это с ним наедине.

  • В выходные не до скуки:20 идей, чем заняться с ребенком
  • На море с малышом: 7 стран для отличного отдыха

Советы опытных родителей

Теория теорией, а практика оказывается куда разнообразней. Мы побеседовали с родителями, чьи дети ходят или недавно ходили в сад, и оказалось – у каждого есть свои действенные методы адаптации.

Анна, мама 3-летней Магдалены: «Я как психотерапевт понимаю, что нельзя давить на ребенка, что страхи естественны, и их нужно исследовать, а не отрицать. Знакомство с садиком должно происходить постепенно, при поддержке родителей – именно так формируется доверие.

Поэтому до того, как отправить дочку в садик, мы рассказывали ей, что это за место и что там будет. Втроем – мама, папа и малышка – сходили на собеседование и экскурсию, а в первый день сопровождали дочку во всем, брали на руки, поддерживали ее выбор делать то, к чему она готова.

Адаптация продлилась всего три дня: на четвертый наша 3-летняя кроха захотела остаться в садике на целый день (а вы бы остались, если бы в саду были воспитательницы-феи, живой уголок и возможность печь печенье?) Мой совет родителям – поддерживать ребенка, ни в коем случае не обманывать и не бросать одного. Ну и запастись терпением, конечно».

Любця, мама 9-летнего Артема и 4-летней Эммы: «Сын ходил в садик год перед школой, и удовольствия ему это не доставило. Поэтому для дочки я искала сад, где детей любят и уважают. В 2,5 года дочка пошла в детсад Монтессори и знакомилась с ним постепенно: первый день мы вместе провели в группе 20 минут, во второй она сама осталась на час, потом на полтора… Первые недели Эмма плакала при прощании, но я все равно день за днем водила ее в сад. Очень помогло отношение воспитателей и ассистентов к детям – моя дочка точно знает, что ее в садике любят».

Татьяна, мама 9-летней Даши и 3-летней Ульяны: «Старшую дочь я с года водила в развивающие группы, поэтому с адаптацией в садике проблем не было. Когда младшей дочери исполнилось три года, мы стали рассказывать ей о детсаде. И все равно слез не избежали: ребенок не мог понять, что происходит и почему вокруг столько рыдающих детей. Но мы хвалили дочку за каждый день в саду, расспрашивали обо всем, гордились тем, какая она взрослая. А еще привыканию помог утренний ритуал выбора игрушки, с которой малышка пойдет в сад. Через неделю дочка сама шла в группу без слез».

Виктория, мама 7-летних Златы и Соломии: «Дочери пошли в сад с двух с половиной лет без всякой подготовки – появилось место в группе, и мы отдали детей. Привыкание прошло легко, может быть, из-за того, что в маленькой группе воспитательница могла уделить время каждому ребенку. Без капризов не обходилось, но в целом девочки легко подстроились под режим дня и охотно ходили в садик».

Ирина, мама 6-летней Веры и 1,5-годовалого Славика: «Дочка со слезами проходила год в ясли, а как только перешла в сад, резко все наладилось. Она все равно продолжала скучать по маме, но с ней уже можно было договориться. Я постаралась четко разграничить, что в садике дети проводят время без родителей, а родители работают в офисе без детей. А на вечер всегда планировала что-то приятное – например, мы шли в магазин за сладостями, дочка это очень любит. С сыном собираюсь пользоваться теми же методами, разве что в ясли не отдам – плачущих детей воспитатели не в состоянии успокоить».

Вместо итогов

Конечно, важно планировать, как ребенок будет в садике без вас. Но не менее важно подумать о том, как вы будете проводить время вместе. В детсаду тоже бывают каникулы – посвятите их семейному путешествию, а Кидпассаж с радостью поделится с вами информацией о лучших направлениях семейного туризма.

Сколько адаптация в детском саду?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *