Содержание
Испытания пожарных лестниц и ограждения кровли
Эксплуатационные испытания пожарных лестниц и ограждений означает уточнение прочностных качеств элементов, фиксирующих конструкцию, выявление дефектов и деформаций. Процедура предполагает следование существующим нормам — регламенту ГОСТ Р 53254-2009.
Процедура проверки осуществляется компетентными специалистами, имеющими большой опыт работ и необходимые теоретические познания. Весь персонал проходит предварительное обучение и имеет соответствующие аттестаты, а также использует специализированное измерительное оборудование, что обеспечивает получения максимально точных и корректно отражающих ситуацию результатов.
Отметим, что выделяют два основных типа пожарных (или аварийных) лестниц, а именно: маршевые и вертикальные. Каждая из конструкций должна строго соответствовать определенным стандартам, наличие отклонений от которых способно привести к трагической ситуации в случае реального происшествия.
Как это происходит
Вначале специалисты производят визуальный осмотр всех элементов конструкции, обращают внимание на дефекты, проверяют сварные швы и состояние антикоррозийного покрытия (все лестницы должны иметь слой грунта и быть окрашены). Важно уточнить прочность и надежность сочленений, проверить, насколько хорошо вся конструкция зафиксирована на стене и кровле сооружения (скажем, при проведении испытаний трехколенной пожарной лестницы).
Недопустимо наличие трещин в заделке балок в стене, разрывов в металлических элементов. Если будут обнаружены трещины, разрывы либо остаточные деформации, проверенная конструкция будет призвана негодной к дальнейшей эксплуатации. Отметим, что после проверки заказчик неизменно получает протокол испытания, в резюме которого излагается вывод о соответствии проверенной конструкции существующим нормам ГОСТ.
Цены на испытания ограждений кровли и пожарных лестниц определяются в соответствии с типом сооружения и масштабами работ. Вольный пример: испытание ручной пожарной лестницы выполнить существенно проще, чем испытание наружной пожарной лестницы, отличающейся крупными габаритами.
В 2011 г. Правительство РФ Постановлением №957 утвердило перечень видов деятельности МЧС, которые подлежат обязательному лицензированию:
- тушение пожаров;
- техническое обслуживание и перезарядка средств пожаротушения;
- установка охранной-пожарной сигнализации;
- установка и обслуживания пожарного водоснабжения;
- разработка планов эвакуации из зданий и сооружений;
- услуги по обработке материалов, изделий и конструктивных элементов зданий огнезащитным составом.
Согласно положениям этого Постановления перезарядка огнетушителей — является лицензируемым видом деятельности, требующим получения юридическими лицами права на оказание данной услуги.
Лицензия будет действовать бессрочно, о чем гласит ст.9 ФЗ №99 от 04.05.2011 г.
Как получить лицензию?
Налоговый Кодекс РФ предусматривает оплату выдачи лицензии в ст.333.33. Стоимость услуги составит 7500 рублей. При утере лицензии выдача дубликата обойдется всего в 750 рублей.
В лицензирующий орган населенного пункта необходимо предоставить следующий пакет документов:
- Заявление на предоставление лицензии.
- Копии удостоверений и актов проверки знаний у сотрудников, которые будут осуществлять техническое обслуживание и перезарядку огнетушителей. Получить удостоверения можно непосредственно в учебном центре при территориальном органе МЧС.
- Индивидуальный предприниматель также должен предоставить свое образовательные документы.
- Копии документов, подтверждающие стаж работников в лицензируемом виде деятельности.
- Документы, которые подтверждают, что соискатель лицензии обладает на законном основании спецодеждой для работников, необходимым оборудованием и инструментами, технической документацией на лицензируемый вид работы.
- Медицинские заключение для работников соискателя о том, что они не имеют противопоказаний к данным работам.
- Опись предоставленных бумаг.
Все копии необходимо нотариально заверить во избежание вопросов об их подлинности.
По истечении 3 рабочих дней (когда лицензирующий орган принял положительное решение) лицензия вручается соискателю, либо будет отправлена на указанный контактный адрес заказным письмом. Если же лицензирующий орган отказывает в выдаче лицензии, то по истечении 3 рабочих дней с момента принятия этого решение соискателю направляется письмо с указанием причин отказа и нормативным обоснованием.
Когда можно оказывать услуги?
Поскольку техническое обслуживание огнетушителей – лицензируемый вид деятельности, юридическое лицо не может осуществлять данную услугу до той поры, пока на руках не будет подписанной лицензии.
Как только документ будет получен, услугу можно оказывать и предоставлять клиентам заверенные нотариально копии лицензии. При этом документ будет действителен на всей территории России без исключения, что позволяет юридическому лицу при смене фактического адреса нахождения не обращаться повторно в лицензирующий орган.
Формы заявлений и других документов можно скачать с официального сайта МЧС в разделе «Государственные услуги» — «Лицензирование деятельности в области пожарной безопасности».
Ответственность за ведение деятельности без лицензии
Если юридическое лицо, в том числе и частный предприниматель, предоставляет населению услуги по перезарядке и ремонту огнетушителей, то при выявлении данного факта его могут привлечь к административной ответственности по статье 14.1 КоАП РФ. И после доказательства вины суд налагает штраф в размере от 200 до 250 тысяч рублей и последующей конфискацией всего оборудования и инструментов.
Факт оказания услуги без лицензии может быть установлен по жалобам клиентов, которые затребовали лицензию, но юридическое лицо отказалось ее предоставить.
Так происходит зарядка огнетушителей
Какое оборудование и инструменты нужны для перезарядки огнетушителей
Зарядка огнетушителей требует приобретения качественного оборудования для оказания данной услуги населению.
Производить и перезарядку, и дальнейшее техническое обслуживание средств пожаротушения необходимо при соблюдении особых условий. После разработки всей документации и порядке производства данных услуг, необходимо отправиться за покупкой специализированной техники, поскольку подручные средства здесь не справятся.
Оборудование для зарядки огнетушителей
- Покупка зарядных станций с порошком и углекислотой.
- Вспомогательное оборудование к зарядным станциям – компрессов, зажим для баллона, защитное стекло оператора.
- Испытательный стенд.
- Приспособления для чистки баллона изнутри.
- Фильтр для углекислоты.
Перезарядка огнетушителей — вид деятельности, на котором можно хорошо заработать, но прежде всего, следует вложиться в оборудование, стоимость которого составит не меньше, чем 500 тысяч рублей.
Есть ли необходимость вступать в СРО строителей и получать допуски к работам, если организация занимается преимущественно ремонтом и обслуживанием средств обеспечения пожарной безопасности? Нужен ли допуск СРО на монтаж систем пожарной сигнализации, систем дымоудаления и вентиляции, иных систем обеспечения пожарной безопасности зданий?
В каких случаях допуски СРО необходимы, а в каких достаточно иметь лицензию МЧС на осуществление указанной деятельности?
Ответ :
Федеральным законом N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений отнесена к видам деятельности, подлежащим лицензированию.
Конкретизированный перечень «пожарных» работ приведен в Постановлении Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225, которым утвержден «Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений». В перечень вошли следующие виды работ:
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт (включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ):
- систем пожаротушения и их элементов;
- систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов;
- систем противопожарного водоснабжения и их элементов;
- систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции;
- систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов;
- противопожарных занавесов и завес;
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт
- заполнений проемов в противопожарных преградах
- первичных средств пожаротушения
- фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов
3. Устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов
4. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций
В своем заключении от 29.06.2012г. «Об экспертизе приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 года N 624», Минэкономразвития РФ указывало на то, что Перечень работ (подлежащих лицензированию МЧС), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 и Перечень работ, утвержденный Приказом Минрегиона № 624 (на выполнение которых необходим допуск СРО), частично дублируются и на участников строительного рынка ложиться бремя несения финансовых затрат как на вступление в строительную СРО, так и на получение лицензии МЧС, что вряд ли приводит к позитивным результатам в плане развития строительной отрасли. В частности, в упомянутом заключении указывалось на то, что «входящие в перечень постановления N 1225 виды работ совпадают с видами работ утвержденного приказом N 624 Перечня не буквально: как правило, «пожарный» вид работ является частным случаем вида работ, указанного в Перечне.
Таким образом, в соответствии с постановлением N 1225 перечисленные виды работ Перечня полностью или частично (в части обеспечения пожарной безопасности) подлежат лицензированию МЧС России. В соответствии с приказом N 624 для выполнения данных видов работ необходимо свидетельство о допуске от СРО.
В сложившейся ситуации организации, выполняющие данные виды работ, вынуждены получать и лицензию МЧС, и допуск СРО, что ведет к необоснованным финансовым затратам».
Данный вопрос являлся предметом спора в Верховном Суде РФ, который отверг доводы заявителя о том, что виды работ, перечисленные в Перечне, утвержденном Приказом Минрегиона № 624, полностью или частично совпадают с видами работ, указанными в приложении к Положению о лицензировании.
Позиция Верховного Суда РФ
Верховный Суд РФ указал, что Перечень работ , и в частности, его раздел III содержит виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту на объекте незавершенного строительства, тогда как деятельность по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, подлежащая лицензированию, осуществляется на стадии эксплуатации уже построенных, введенных в эксплуатацию зданий и сооружений. (из решения Верховного Суда РФ от 09.04.2013 N ГКПИ13-7)
Таким образом, для выполнения работ по монтажу систем пожаротушения, систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и иных видов работ противопожарной направленности требуется как лицензия МЧС, так и свидетельство о допуске СРО к соответствующим работам только при осуществлении строительства, реконструкции или капитального ремонта здания и сооружения.
Деятельность, касающаяся эксплуатации объектов и осуществления текущего ремонта зданий и сооружений (в том числе объектов капитального строительства), законодательством о градостроительной деятельности не регулируется.
То есть если речь идет об объекте, сданном в эксплуатацию, то на выполнение работ, связанных с монтажом, техническим обслуживанием и ремонтом систем пожаротушения, систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и прочих систем и их элементов, требуется только лицензия МЧС, вступать в СРО и получать свидетельство о допуске к работам нет необходимости.
Кроме того, следует также напомнить, что допуски СРО на выполнение указанных выше работ не требуются и в том случае, если данные работы (в том числе по монтажу систем пожаротушения, систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и т.д.) выполняются на объектах:
- для которых не требуется выдача разрешения на строительство;
- индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей);
и других, указанных в п. 2 Приказа Минрегиона N 624.
Рекомендуем также по теме : «нужна ли лицензия на монтаж пожарной сигнализации «? «нужна ли лицензия на проектирование пожарной сигнализации, систем пожаротушения «? »
Лицензия МЧС на дымоудаление — это разрешительный документ, позволяющий на законных основаниях осуществлять диапазон работ по монтажу, обслуживанию, ремонту оборудования и средств противопожарной безопасности. Получить лицензию на вентиляцию и дымоход должна каждая фирма, занятая в данном направлении.
Компания «ЮрФинансСтрой» предлагает полноценную помощь и сопровождение при лицензировании деятельности. Наши специалисты сделают все быстро и качественно. Полученная лицензия позволит работать более эффективно и безопасно.
Требования для получения лицензии МЧС на дымоудаление
Законодательством установлен четкий список требований, которым должен соответствовать персонал для дальнейшего лицензирования. Он включает в себя:
- Уровень образования. Работники должны иметь среднее профессиональное или высшее техническое образование в данном направлении.
- Стаж работы. Как минимум половина персонала должны работать в сфере противопожарной безопасности от трех лет.
- Величина штата. Количество специалистов для лицензирования зависит от перечня предлагаемых работ, начиная от 1 до 6 сотрудников.
- Квалификация. Не реже одного раза в пять лет, работники компании должен проходить курсы повышения квалификации с обязательной выдачей соответствующих сертификатов установленного образца.
Чтобы подтвердить соответствие, следует предоставить полный пакет документации, в который также входят дипломы, трудовые книжки, различные удостоверения и т.д.
Этапы оформления
Сегодня оформление разрешения на обслуживание вентиляцию и дымоход осуществляется в несколько основных этапов:
- Подготовка перечня документов из определенного списка, начиная от копий учредительных бумаг, заканчивая приказами на назначение руководителя и договорами арендования. Некоторые бумаги достаточно заверить у директора лицензируемого предприятия. В случае, если лицензия оформляется в одном из регионов, то следует предоставить документы в двух экземплярах. Один отправляется в региональное отделение, а другой — в местное управление, которое и будет проверять соискателя.
- Проверка лицензиата. Проводят ее сотрудники ближайших отделений Министерства чрезвычайных ситуаций. Проверка осуществляется непосредственно на территории предприятия, пожелавшего получить разрешительное свидетельство. В среднем, сроки проверочных мероприятий составляет 45 суток.
- Включение организации в реестр с присвоением уникального номера. Срок действия готовой лицензии — бессрочно.
- Лицензионный контроль. Периодическая плановая проверка лицензированного предприятия. Каждый выезд комиссии согласовывается с прокуратурой и осуществляется в рамках законодательства.
Стоимость оформления
Точных расценок на получение свидетельства нет. Каждый отдельный случай рассматривается индивидуально и зависит от:
- Регион регистрации организации.
- Соответствие требованиям.
- Желаемые сроки выдачи.
Также сюда входит обязательная государственная пошлина в размере 7500 рублей.
«ЮрФинансСтрой»: ваш надежный помощник
Обратившись в нашу компанию, вы сможете оформить лицензию на осуществление своей деятельности в кратчайшие сроки и по доступной цене. Также «ЮрФинансСтрой» предлагает оценить и другие услуги:
- Членство в СРО.
- Выдача сертификатов ISO.
- Обучение персонала.
- Подача двух специалистов в НРС.
Центр образовательной деятельности и лицензирования «МинМакс» поможет Вам оформить лицензию МЧС.
Лицензия МЧС на монтаж, обслуживание и ремонт автоматических систем противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ — это документ, который дает право предпринимателю или организации осуществлять определенные виды деятельности, установленные Правительством РФ, как обязательные к лицензированию.
Пожарная Лицензия МЧС необходима для проведения работ, связанных со строительством, при эксплуатации различного специального оборудования. Получить лицензию МЧС могут предприятия, организации, занимающиеся монтажом, ремонтом и обслуживанием средств обеспечения пожарной безопасности, а также индивидуальные предприниматели.
Только наличие лицензии МЧС позволяет компании осуществлять деятельность. Ее отсутствие является административным правонарушением, а если при этом были получен доход в крупном размере — уголовным преступлением, а именно незаконным предпринимательством.
Пожарная лицензия, необходима для таких организаций как:
Структуры, которые ведут работы по предупреждению и тушению пожаров;
Организации, которые занимаются производством монтажных, а также строительных работ;
Компании, которые связаны с пожарной безопасностью на различных строительных объектах.
Если Вам нужна лицензия МЧС наши опытные специалисты помогут Вам получить ее быстро, и в кратчайшие сроки собрать все необходимые документы, а также Вы сможете получить бесплатную консультацию у наших сотрудников, при возникновении вопросов.
Для получения пожарной лицензии МЧС необходимо заполнить заявление на лицензию МЧС (образец заявления на лицензию МЧС) и собрать все необходимые документы, для получения лицензии МЧС. Мы поможем Вам также, если необходимо осуществить переоформление или продление лицензии МЧС.
Виды деятельности лицензии МЧС (перечень лицензий МЧС):
Полный перечень видов работ, для которых необходима лицензия МЧС строго определен в п.1 ст. 12 99-ФЗ.
На данный момент лицензия МЧС, разрешающая проведение действий по обеспечению пожарной безопасности необходима, независимо от того, являетесь ли Вы членом СРО или нет.
Требования для получения лицензии МЧС :
- иметь собственное или арендованное оборудование и работать только с материалами, имеющими сертификат качества.
- наличие в фирме, имеющей лицензию МЧС штата сотрудников, которые способны качественно выполнять все работы по обеспечению пожарной безопасности. Необходимо предоставить трудовые договора, сотрудников имеющих специальное образование и опыт работы не менее трех лет. Специальная подготовка должна быть как минимум у половины сотрудников.
- При проведении проверок деятельности фирм с лицензией МЧС необходимо подтверждение прохождения дополнительного обучения специалистами и регулярного повышения квалификации (не реже одного раза в пять лет).
- При получении лицензии МЧС индивидуальным предпринимателем, необходимо иметь специальное образование, в конкретной сфере предлагаемых услуг и опыт работы не менее трех лет. Нужно предоставить диплом о соответствующем образовании, трудовой договор или копию трудовой книжки. Также ИП должен проходить повышение квалификации не реже одного раза в пять лет.
При невыполнении данных условий лицензирующий орган МЧС может отказать в получении лицензии МЧС.
Стоимость: Ориентировочная стоимость лицензии МЧС от 145 000 руб.
ВАЖНО: Цена на пожарную лицензию МЧС не включает в себя стоимость Госпошлины за оформление лицензии МЧС, которая составляет 7500 Р. (Стоимость оплачивается с расчетного счета организации). Гос. Пошлина при продлении или же переоформлении лицензии – 3 500 руб
Окончательная стоимость лицензии МЧС рассчитывается по заявке!
Сроки изготовления: Примерные сроки изготовления лицензии МЧС от 45 дней. Окончательное время изготовления рассчитывается по готовности всех документов!
Действие лицензии МЧС: бессрочный срок действия.
Получить лицензию МЧС Вы можете самостоятельно в органах лицензирования, но это может занять много времени. Наша компания поможет Вам избежать задержек из-за отсутствия каких-либо документов, сэкономить свое время и деньги.
Нужно ли получать лицензию МЧС на пожарное проектирование
Организации и предприниматели (ИП), которые занимаются ликвидацией пожаров, устанавливают (обслуживают) противопожарное оборудование, обязаны иметь лицензию Министерства Чрезвычайных Ситуаций (МЧС). Однако, часто возникает вопрос: «Нужна ли лицензия на проектные пожарные работы?».
Отвечаем: С 01 января 2019 г. проектировщики систем пожаротушения (дымоудаления, сигнализации, оповещения) также обязаны получать лицензию.
Подробную информацию о том, как получить лицензию МЧС на проектирование Вы можете узнать по телефону в Москве + 7 495 646-12-76 или, отправив нам заявку на электронную почту:
Раньше лицензию заменял допуск СРО (саморегулируемой организации проектировщиков), но долгожданные поправки вступили в силу и ситуация развернулась на 180 градусов. На проектировку охранно-противопожарных систем (ОПС) теперь нужна лицензия МЧС, а допуск СРО потерял свою актуальность.
По закону
Рассмотрим ситуацию с позиций нормативно-правовой базы. Виды лицензируемой деятельности закреплены в Законе №99-ФЗ, согласно которому, тема пожарной безопасности, передана в ведение Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС), оно же выдавало лицензии только на тушение пожаров, а также на работы по установке, ремонту и обслуживанию противопожарного оборудования.
Ни одна охранно-противопожарная система, не может быть смонтирована без утвержденного проекта. До 2019 года проектные работы выпадали из зоны действия вышеназванного закона. И если представители атомной энергетики, кредитные организации, и эксплуататоры взрывопожароопасных производств в нем были упомянуты, то о проектировщиках не было сказано ни слова!
Вот такой правовой перекос! Чтобы его исправить в обязанности «аварийного» министерства вменили контроль и над разработчиками проектов ОПС, добавив с 01.01.2019 пожарное проектирование в список лицензируемых видов деятельности (Закон №99-ФЗ)
Вместо допуска СРО? лицензия
Позиция Гражданского кодекса (п.1 ст.49) не поменялась. Как раньше, так и теперь, в нем говориться, что организации имеют право заниматься любыми (не запрещенными) видами деятельности, однако в случаях, предусмотренных законом, им потребуется либо лицензия, либо специальное разрешение.
Однако, возвращаясь к Гражданскому кодексу (п.1 ст.49 третий абзац), мы видим, что он не обязывает иметь одновременно и лицензию и допуск (используется союз «либо»). В связи с внесением в закрытый список Закона 99-ФЗ проектных работ, с первого января 2019 года этот вид деятельности перестал относиться к категории, требующих разрешения (допуска СРО) и переместился в разряд лицензируемых.
Вывод один: хочешь проектировать? получай лицензию. Ни один застройщик (технический заказчик) не станет иметь дело с инженерно-проектной фирмой, пока последняя не выполнит обязательное требование.
Подробную информацию о том, как быстро и надежно получить лицензию МЧС на проектирование Вы можете узнать по телефону в Москве + 7 495 646-12-76 или, отправив нам заявку на электронную почту:
Кто может получить лицензию на проектирование ОПС.
Лицензиатом может быть организация и частный предприниматель (ИП). Процедура оформления соответствует общеустановленным правилам. Соискатель подает в региональное подразделение МЧС заявление, пакет сопроводительных документов и оплачивает государственную пошлину. Далее будущему лицензиату предстоит проверка на соответствие базовым критериям. Они касаются материально-технического обеспечения, квалификации и опыта штатных специалистов, зависят от категории сложности (опасности) проектируемых объектов.
Что будет, когда узаконят лицензию на проектировку ППС
Алгоритм получения лицензии во многом схож с действовавшими ранее правилами получения разрешения СРО. И там и там определяющим является соответствие компании уровню решаемых задач, поскольку от качества противопожарных мероприятий зависят жизни людей и сохранность материальных ценностей.
В эпоху перемен, чтобы бизнес не затормозил, необходимо уметь ориентироваться в ситуации, адекватно реагировать на законодательные новации.
Поддержка Информационно-консультационного центра «Эксперт» поможет вам быстро получить лицензию на пожарное проектирование. Услуги мы предоставляем в формате «под ключ». Что это значит? Вы подаете заявку, подписываете договор. Остальное делают наши юристы? собирают документы, приводят фирму в соответствие обязательным требованиям, передают бумаги в инстанции. Все это время вы спокойно работаете и получаете лицензию в положенный срок, невзирая на нормативные бури. А самое главное, не тратите деньги на неактуальные разрешительные документы.
Члены саморегулируемой организации НП «ИСЗС–Монтаж» часто обращаются к руководству СРО с вопросом: необходима ли лицензия МЧС России для производства работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений? Или же достаточно получить свидетельство СРО о допуске к таким видам работ, как «12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования», «23.6. Монтаж электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации», «24.10. Пусконаладочные работы систем автоматики, сигнализации и взаимосвязанных устройств», «24.11. Пусконаладочные работы автономной наладки систем», «24.12. Пусконаладочные работы комплексной наладки систем», «32.6. Строительный контроль за работами в области пожарной безопасности (вид работ № 12.3, 12.12, 23.6, 24.10–24.12)» и прочим работам, связанным с обеспечением пожарной безопасности зданий и сооружений?
Многие организации — члены проектных и строительных СРО, выполняющие работы в сфере обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, были дезориентированы Письмом Минэкономразвития РФ от 02.02.2010 № Д05-246 «О лицензировании деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений».
В этом Письме заместитель директора департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ Н. Н. Антипина указывала, что со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, лицензирование деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений прекращается.
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» принят Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», которым установлены обязательные требования по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
При вступлении в силу данного федерального закона лицензирование указанного вида деятельности должно быть прекращено.
Согласно статье 4 Конституции Российской Федерации федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
В связи с этим нормативные правовые акты не должны содержать норм, противоречащих федеральным законам.
Учитывая изложенное, Минэкономразвития РФ посчитало, что по законодательству для производства работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений лицензия не требуется. Кроме того, принималось во внимание то обстоятельство, что для производства указанных работ требуется наличие членства в соответствующей саморегулируемой организации строителей и свидетельство о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства.
Здесь следует также отметить, что Минэкономразвития РФ систематически выступает за снижение административных барьеров и чрезмерного госрегулирования экономической деятельности гражданского общества.
Однако, как показал анализ действующего законодательства, а также последующий ответ со стороны МЧС России, лицензия для производства работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений все-таки требуется.
Письмом МЧС России от 11 марта 2010 г. № 19-1-15-1282 «О лицензировании деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» заместитель директора департамента надзорной деятельности МЧС России А. Н. Гилетич указал на то, что согласно Федеральному закону от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» работы и услуги не являются объектом технического регулирования. В связи с этим Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не установлены требования к производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Вступление в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не влечет отмену лицензирования производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, что подтверждено заключением Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
Далее в письме сообщалось, что общественными организациями в Государственную думу, Федеральное собрание Российской Федерации и Правительство Российской Федерации направлено обращение о необходимости создания саморегулируемых организаций в области обеспечения пожарной безопасности. Одна из целей их создания — замена лицензирования деятельности в этой области механизмом саморегулирования. Соответствующий проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности» подготовлен и внесен в Государственную думу и Федеральное собрание Российской Федерации. После его вступления в силу лицензирование указанного вида деятельности будет прекращено.
Следует отметить, что такой законопроект действительно был внесен в российский законодательный орган (его номер № 305620-5), однако превратиться в действующий федеральный закон он так и не смог. Вместо этого был принят новый Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который развеял оставшиеся призрачные сомнения по поводу лицензирования производства работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Так, согласно пункту 15 части 1 статьи 12 указанного федерального закона лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2011 г. № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» лицензированию подлежат следующие работы:
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах;
- устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов;
- выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
По мнению специалистов