Экстрадиция из Россия в узб 2018

(Москва, 17 июля 2012 г.) – Верховный суд России должен, как того требует международное право, остановить экстрадицию в Узбекистан гражданина этой страны, поскольку на родине ему угрожает серьезный риск пыток, заявила Хьюман Райтс Вотч. 18 июля суд будет рассматривать апелляцию Юсупа Касымахунова на решение генерального прокурора удовлетворить запрос правительства Узбекистана о его выдаче.

«Запрет пыток не знает исключений, — говорит Хью Уильямсон, директор Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. – Международное право запрещает России отправлять Касымахунова туда, где ему почти наверняка придется подвергнуться пыткам».

В 2008 – 2011 гг. Европейский суд по правам человека в постановлениях указывал России, что принудительное возвращение того или иного лица в Узбекистан будет нарушением статьи 3 Европейской конвенции – о безоговорочном запрете пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения.

В декабре прошлого года Хьюман Райтс Вотч опубликовала доклад «Свидетелей не осталось: пытки, неработающий habeascorpusи демонтаж независимой адвокатуры в Узбекистане», в котором документирована продолжающаяся и широко распространенная практика пыток и недозволенного обращения на этапе досудебного задержания в Узбекистане. Зафиксированы случаи, когда активиста обливали кипятком, задержанных подвешивали за запястья и лодыжки, подвергали их изнасилованию и сексуальным унижениям и причиняли удушье пластиковым пакетом и противогазом.

В ноябре 2004 г. Касымахунов был осужден в России на восемь лет лишения свободы за участие в «Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами» (Партии исламского освобождения). Впоследствии срок наказания был сокращен до семи лет и четырех месяцев.

«Хизб-ут-Тахрир» представляет собой международную исламскую организацию с отделениями во многих регионах мира, в том числе в России, где она запрещена.. Правительства стран Центральной Азии занимают в отношении этой организации особенно жесткую позицию, тон которой задает Узбекистан, где по обвинению в принадлежности к ней тысячи человек арестованы и осуждены на длительные сроки лишения свободы. Ташкент оправдывает такую практику ссылками на «борьбу с терроризмом», не проводя при этом различия между сторонниками насилия и теми, кто мирно выражает свои религиозные убеждения, отмечает Хьюман Райтс Вотч.

В период отбытия Касымахуновым срока наказания власти Узбекистана просили российскую сторону оставить его впоследствии под стражей для дальнейшей выдачи Узбекистану по возбужденному там в отношении него уголовному делу. Узбекская сторона утверждает, что на родине Касымахунов обвиняется в членстве в «Хизб-ут-Тахрир» в период 1994 – 1999 гг., хотя с 1995 г. он жил в России. Ни в России, ни в Узбекистане он не обвиняется в совершении каких-либо насильственных преступлений.

В июне 2011 г., отбыв почти семь с половиной лет заключения, Касымахунов был сразу же задержан до запроса Узбекистана на его экстрадицию. В апреле Генеральная прокуратура России санкционировала выдачу Касымахунова в Узбекистан.

В одном из постановлений по делам об экстрадиции в Узбекистан (Султанов против России, 4 ноября 2010 г.) Европейский суд по правам человека подтвердил свой вывод об устойчивом сохранении недозволенного обращения с задержанными в Узбекистане, отметив «отсутствие каких-либо конкретных фактов, которые свидетельствовали бы о сколько-нибудь кардинальном улучшении ситуации в этой области в этой стране на протяжении ряда лет». С учетом этих обстоятельств Суд был вынужден признать, что «недозволенное обращение с задержанными остается всепроникающей и устойчивой проблемой в Узбекистане».

Суд установил, что поскольку в отношении заявителя Наби Султанова решался вопрос о заключении под стражу, то, вероятнее всего, «он будет заключен под стражу сразу после экстрадиции и, соответственно, подвергнется серьезному риску недозволенного обращения». В связи с этим Суд запретил экстрадицию Султанова из России в Узбекистан как нарушающую запрет пыток по статье 3 Европейской конвенции о правах человека.

8 июля 2010 г. по жалобе Исаков против России, которая также касалась выдачи из России в Узбекистан, Европейский суд аналогичным образом признал, что недозволенное обращение с задержанными остается «всепроникающей и устойчивой проблемой в Узбекистане». С учетом того, что оба заявителя по делу обвинялись в преступлениях политического характераи в отношении них были выданы ордера на арест, Суд счел, что после экстрадиции они будут сразу заключены под стражу и подвергнутся «серьезному риску недозволенного обращения».

Верховный суд России должен исходить из юридически обязывающих международных договоров, участником которых является Россия, включая Конвенцию против пыток и Международный пакт о гражданских и политических правах, о недопустимости возвращения любых лиц в страну, где такому лицу угрожает серьезный риск пыток, заявила Хьюман Райтс Вотч. Он также должен учесть прецедентное право Европейского суда, который уже неоднократно устанавливал, что Россия не должна выдавать лиц Узбекистану, поскольку это будет нарушением Европейской конвенции.

«С учетом восьми решений Европейского суда и абсолютного запрета пыток обязательства России в этом деле не могут вызывать никаких вопросов», — отметил Хью Уильямсон.

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2312-0444-2018-10066

РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ ЭКСТРАДИЦИИ ПРЕСТУПНИКОВ И ПЕРЕДАЧИ ОСУЖДЕННЫХ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ НЕКОТОРЫХ СТРАН СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Людмила Леонидовна САНТАШОВА,

старший преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными Вологодского института права и экономики ФСИН России, кандидат юридических наук E-mail: grachevaluda2012@yandex.ru

Ирина Николаевна СЕРЯКОВА, научный сотрудник организационно-научного отдела Вологодского института права и экономики ФСИН России E-mail: seriakova-irina@yandex.ru

Александр Михайлович СМИРНОВ,

ведущий научный сотрудник НИЦ-3 Научно-исследовательского института ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент E-mail: vipnauka@list.ru

Научные специальности: 12.00.09 — уголовный процесс;

12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы экстрадиции преступников и передачи осужденных по законодательству Армении, Узбекистана и Беларуси. Особое внимание авторы уделяют вопросам международного сотрудничества государств в указанной сфере. Исследуются также порядок, условия и основания передачи осужденных. Определены компетентные органы, участвующие в этой сфере. Делается вывод о необходимости унификации правовой регламентации данных процедур.

Ключевые слова: международное сотрудничество, уголовное судопроизводство, исполнение приговора, передача осужденных, государство гражданства, лишение свободы, экстрадиция.

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства является сложным комплексным институтом уголовно-процессуального законодательства, регулирующим общественные отношения в сфере правовой помощи по уголовным делам1.

В понятие «правовая помощь» с точки зрения расширительного толкования включается не только производство процессуальных и след-

ственных действий, но и экстрадиция (выдача), уголовное преследование, передача предметов и передача лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государство гражданства2. Последнее направление носит межотраслевой характер и касается не только сфер национального уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, но и международного права3.

№ 3/2018

В связи с тем, что в указанных процедурах участвуют разные государства с различными пенитенциарными системами и своим процессуальным законодательством, обратимся к изучению особенностей их правового регулирования в ряде стран Содружества Независимых Государств.

Республика Армения

В Уголовно-процессуальном кодексе Республики Армения4 (далее — УПК Армении) отсутствует правовое закрепление вопросов передачи осужденных, но детально регламентирована процедура экстрадиции. Примечательно, что его глава 54, регламентирующая отношения судов, прокуроров и иных субъектов при оказании правовой помощи по уголовным делам, находится в разделе 14 данного нормативного акта «Особые производства».

В соответствии со ст. 480 УПК Армении компетентные государственные органы обязаны выдать лицо, находящееся на ее территории и скрывающееся от привлечения к уголовной ответственности в другом государстве, по требованию компетентных органов иностранного государства. Выдача лица по смыслу уголовно-процессуального закона Республики Армения производится за деяния, являющиеся уголовно наказуемыми лишением свободы сроком от одного года.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Армении возможна коллизия требований об экстрадиции в случае, если об экстрадиции поступят требования от нескольких государств. Запрошенное учреждение само решает, какое из этих требований подлежит удовлетворению. УПК Армении допускает повторную экстрадицию в случае, если выданное лицо уклоняется от отбывания наказания.

Республика Узбекистан

В уголовно-процессуальном законодательстве Республики Узбекистан нормы о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, отсутствуют, что является пробелом законодательства. В то же время Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан5 (далее — УПК Узбекистана) регламентирует смежный институт — выдачу осужденных. В случаях и в порядке, предусмотренных международными договорами и соглашениями, прокуратура Республики Узбекистан обращается к соответствующим учреж-

дениям иностранного государства с требованием о такой выдаче лица, если в отношении него возбуждено уголовное дело или вынесен обвинительный приговор.

В соотвествии с УПК Узбекистана лицо, выданное Республике Узбекистан иностранным государством, не может быть привлечено к уголовной ответственности, подвергнуто наказанию, а также передано третьему государству за преступление, которое было совершено им до выдачи и за которое оно не было выдано, без согласия государства, его выдавшего.

В соответствии со ст. 532 УПК Узбекистана вопросы об исполнении приговора разрешаются судьей в судебном заседании с участием прокурора и осужденного, которому обеспечиваются его права. В стадии исполнения приговора осужденный вправе обращаться в суд с заявлениями, участвовать в судебном заседании и давать показания, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, знакомиться со всеми материалами дела, приносить жалобы на действия и решения суда.

При рассмотрении в этой стадии судьей вопросов в отношении осужденных, не достигших совершеннолетия, а также страдающих физическими или психическими недостатками, участие защитника является обязательным.

Рассмотрение дела начинается с оглашения представления или ходатайства, после чего судья исследует материалы и выслушивает мнения явившихся в судебное заседание лиц. Последним выступает осужденный или его защитник. Затем судья удаляется в отдельную комнату для вынесения определения.

Республика Беларусь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Республике Беларусь основными нормативными правовыми актами, регламентирующими передачу осужденных, являются: Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее — УПК РБ), Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 г.6, двусторонние международные договоры.

Порядок рассмотрения обращений о передаче осужденных, процедура передачи, компетентные органы по передаче и т.д. в перечисленных нормативных правовых актах различны. Если международными договорами Республики Беларусь не определен порядок правовой помощи, то при ее оказании применяется порядок, установленный УПК РБ.

№ 3/2018

Согласно ст. 473 УПК РБ обязательным условием, предшествующим передаче осужденного, является наличие:

1) вступившего в законную силу приговора суда Республики Беларусь;

2) гражданства у осужденного иностранного государства;

3) согласия передаваемого осужденного;

4) письменного обязательства органа иностранного государства об исполнении приговора суда Республики Беларусь;

5) шести и более месяцев срока отбывания наказания.

Передача осужденного возможна, если приговор уже вступил в законную силу.

Проанализировав международные договоры и законодательство других государств, можно выделить случаи недопущения передачи лица, осужденного судом Республики Беларусь, иностранному государству:

1) если в стране его гражданства данное деяние не является преступным;

2) наказание не может быть исполнено (но в целях претворения в жизнь принципа попЫвЬ-тйвт следует признать возможной передачу, если лицо уже понесло наказание в стране своего гражданства за то же деяние);

3) в случае, если осужденный имеет больше правовых связей с Республикой Беларусь ввиду постоянного места жительства;

4) передача может нанести ущерб суверенитету, безопасности или иным интересам Республики Беларусь;

5) не возмещен ущерб, причиненный преступлением, и иностранное государство не дает гарантии его возмещения;

6) осужденное лицо может быть подвергнуто в иностранном государстве пыткам либо негуманному или унизительному наказанию;

7) осуждение лица за деяние, предусмотренное гл. 32 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК РБ) (преступления против государства);

8) осужденный был ранее выдан Республике Беларусь третьим государством, и согласие этого государства на передачу не получено;

9) иностранное государство не обеспечивает взаимности7.

Таким образом, исследование зарубежного опыта экстрадиции преступников и передачи осужденных выявило проблему отсутствия правовой регламентации данного института в УПК Армении и УПК Узбекистана. На наш взгляд, национальное законодательство стран — участниц СНГ должно быть унифицировано в соответствии с Конвенцией о передаче осужденных от 6 марта 1998 г., как это сделано в Республике Беларусь.

2 См.: Волженкина В.М. Оказание правовой помощи по уголовным делам в сфере международного сотрудничества. СПб., 1999. С. 34;

Строганова А.К. Экстрадиция в уголовном процессе Российской Федерации. М., 2005. С. 11.

3 Санташов А.Л., Санташова Л.Л. Процессуальные гарантии реализации прав осужденных к лишению свободы на различных этапах передачи для отбывания наказания в государство их гражданства // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. № 2 (30). С. 48—52.

05 (Дата обращения: 17.05.2018)

6 Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 06.03. 1998 г. // Содружество. Информационный вестник совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1998. № 1. С. 47—53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экстрадиция из Испании — это выдача испанским государством испанского или иностранного гражданина для привлечения к уголовной ответственности. Экстрадиция — это сложный забюрократизированный процесс, который требует предоставления многочисленных документов запрашивающей стороной. Между Россией и Испанией отсутствует соглашение о взаимной выдаче преступников, поэтому экстрадиция россиянина из Испании возможна только по решению Правительства Испании.

В испанском уголовном праве существует 2 типа экстрадиции:

  • Активная — когда экстрадицию запрашивает государство Испании
  • Пассивная — когда другое государство просит Испанию выдать испанского или иностранного гражданина. Именно о пассивной экстрации пойдет речь в этой статье.

В соответствии со ст.1 Закона 4/1985, в основе экстрадиции лежит принцип взаимности. Это означает, что Испания выдает преступников другому государству при условии, что она может потребовать ответной «услуги».

В каком случае российский гражданин может быть экстрадирован из Испании?

  1. Если в отношении российского гражданина вынесен уголовный приговор в России. Гражданский и административные правонарушения не могут являться основанием для экстрадиции.
  2. Если деяние, в котором обвиняется россиянин, признается преступлением в Испании. При этом наказание не может быть менее 1 года лишения свободы по испанскому уголовному праву.
  3. Если российский гражданин еще не отбывает наказание за данное преступление в Испании.

В каких случаях запрещается экстрадиция российского гражданина из Испании в Россию?

Каждое дело об экстрадиции уникально, однако существуют основания для однозначного отказа в экстадиции из Испании:

  1. Если деяние, в котором обвиняется россиянин, является политическим преступлением по российскому законодательству. В соответствии с Европейской конвенцией об экстрадиции от 1957 года, выдача иностранных граждан, обвиняемых запрашиваемой стороной в политических преступлениях, запрещена.
  2. Если существует риск, что в России преступник будет подвергнут более строгому наказанию, нежели указано в запросе об экстрадиции.
  3. Если российский гражданин получил статус беженца.
  4. Если существует риск, что дело сфабриковано и Россия не предоставляет достаточным доказательств виновности иностранного гражданина, проживающего в Испании.

Процедура экстрадиции из Испании.

Важно помнить, что выдача иностранного гражданина, законно проживающего на территории Испании, — это право Испании, но никак не ее обязанность. Поэтому другое государство всегда выступает в роли просящего, но никак не требующего. Это означает, что если Испания требует предоставить дополнительные документы, Россия должна в обязательном порядке выполнить это требование, иначе запрос об экстрадиции будет сдан в архив.

В большинстве случаев дело начинается с расследования Интерпола. Генеральная прокуратура России направляет в штаб Интерпола ориентировку на обвиняемого с разъяснением, в чем он обвиняется и на основании чего. Если Интерпол считает полученную информацию достаточной, он объявляет российского гражданина в международный розыск. Если россиянин в это время находится в Испании, испанская полиция обязана выполнить требование Интерпола, задержать россиянина и передать дело об экстрадиции в суд. Если суд принимает положительное решение, может быть инициирована исполнительная часть дела об экстрадиции.

Можно обойтись и без Интерпола. В таком случае необходим запрос из Министерства Юстиции России в Министерство юстиции Испании.

На деле процесс экстрадиции может длиться месяцами и даже годами. Отношение европейцев к российскому судопроизводству весьма предвзято, поэтому выдача возможна только при начилии достаточных доказательств, что дело не сфабриковано и в России выданный гражданин не преследуется по политическим мотивам и не будет осужден по статьям, не указанным в запросе на экстрадицию.

Решение об экстрадиции должно быть одобрено Правительство Испании. Стоит иметь ввиду, что Правительство не является судебным органом, поэтому всегда рассматривает вопрос об экстрадиции скорее с политической точки зрения взаимоотношений между Испанией и Россией. Это означает, что из-за одного гражданина страны не будут ссориться. Однако охлаждение отношении между странами скорее всего затруднит процесс экстрадиции российских граждан из Испании. Решение об экстрадиции из Испании может быть обжаловано.

Если Вы находитесь в затруднительном положении в Испании и Вам необходима помощь специалиста в области депортации или экстрадиции, Вы можете обратиться по телефонам Центра услуг для бизнеса и жизни в Испании «Испания по-русски» и мы предоставим опытного адвоката, а также организуем сопровождение переводчиком на встречу с адвокатом, в миграционные и судебные органы.

Экстрадиция из Россия в узб 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *