8.9. Требования пожарной безопасности, охраны труда и окружающей среды при проектировании ТГК
При разработке рациональной технологии погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ крайне важно обеспечить выполнение требований охраны труда, противопожарной безопасности, защиты окружающей среды, установленных нормативными документами (табл.8.2.). Эти требования имеют специфические особенности в зависимости от рода грузов, типа предприятия и т.п.
Например, на железнодорожном транспорте противопожарные нормы установлены Правилами ППБО 109-92. В соответствии с ними категории складских помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности определяются в соответствии с ВНТП-05-89/МПС. Помещения приемосдатчиков грузов, кладовщиков и бытовые помещения для рабочих, размещенные в зданиях складов, должны быть изолированы противопожарными преградами, а также иметь самостоятельный выход наружу. Электросветильники в помещениях складов следует размещать над проходами. Они должны находиться на расстоянии не менее 0,3 м от сгораемых конструкций и 0,5 м от грузов. Переносные электрические светильники допускается применять напряжением 12 В в защитной металлической сетке.
Стеллажи и грузы должны располагаться так, чтобы продольный проход в складском помещении по ширине был не менее 1,0 м, поперечные проходы не менее ширины дверей (ворот), а расстояние от стен, батарей и труб центрального отопления — не менее 0,5 м. Открытые стоянки автомобилей на складских территориях допускается располагать не ближе 10 м от зданий, сооружений и площадок хранения грузов, а от глухих противопожарных стен не менее 2 м.
Площадки для погрузки и выгрузки опасных и особо опасных грузов должны располагаться не ближе 50 м от зданий, сооружений и путей организованного движения поездов. Эстакады и другие разгрузочные устройства для выгрузки угля должны располагаться не ближе 50 м от складов тарных и штучных грузов и контейнерных пунктов.
Открытые склады легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (ЛВЖ и ГЖ) следует размещать на площадках с более низкой отметкой относительно производственных зданий и территории населенных пунктов. Резервуары должны иметь ограждения (обвалование), препятствующие растеканию жидкостей в случае аварии. Склады нефтепродуктов, располагаемые на огражденных площадках предприятий, не должны иметь отдельного ограждения. Территория склада ЛВЖ и ГЖ должна быть ровной, утрамбованной, посыпанной песком, огражденной, иметь наружное освещение и содержаться в чистоте. Для предотвращения воздействия солнечной радиации наземные и заглубленные емкости с нефтепродуктами окрашиваются светлой краской.
Работы по ремонту резервуаров следует производить только после полного
освобождения резервуара от жидкости, отсоединения от него трубопровода, открытия всех люков, тщательной очистки (пропарка и промывка), отбора из резервуара проб воздуха и анализа на отсутствие взрывоопасной концентрации. Перед началом работы насосных станций должна быть включена приточно — вытяжная вентиляция.
ЛВЖ и ГЖ в таре следует хранить в зданиях (хранилищах), под навесами и на открытых площадках, имеющих более низкие отметки по уровню земли, чем отметки производственных цехов и населенных пунктов. Площадки должны иметь ограждения (обвалования), препятствующие растеканию жидкости в случае аварии.
Складские помещения с опасными и особо опасными грузами должны быть удалены на расстояния: не менее 35 м от организованного движения поездов, производственных и служебных зданий; 50 м от мест массового пребывания людей. Условия совместного хранения и разделения веществ и материалов, относящихся к разделу опасных и особо опасных по ГОСТ 19433, регламентируются ГОСТ12.1.004-91.
Площадки для складирования угля и торфа должны быть очищены, ограждены,
освещены и оборудованы пожарные гидранты. Грунты, содержащие органические вещества (битумы, колчеданы), не могут быть использованы для подштабельных оснований. Применение асфальта, асфальтобетона и деревянных настилов для покрытия площадок запрещается. Запрещается располагать штабеля угля и торфа под различными коммуникациями (газопроводом, электролинией) и над местами прохождения подземных сооружений и коммуникаций (тоннели, трубопроводы, кабели).
Уголь и торф различных марок и видов должны укладываться в отдельные штабеля. Запрещается складирование вновь привезенного угля на старые отвалы угля, пролежавшие более одного месяца. Расстояние между сложенными штабелями угля должно быть не менее 1 м при высоте штабеля не более 3 м и не менее 2 м при большей высоте штабелей. Для торфа высота штабелей не должна превышать 3 м, длина основания — 80 м, ширина -15м.
Штабеля располагают попарно, с разрывами между каждой парой в 4 м и между смежными парами не менее 20 м. Между торцами штабелей устраивают разрыв для кускового торфа в 10 м, для фрезерного — 20 м.
Для угля высота штабеля не должна превышать 5 м, длина основания — 200 м, ширина — 30 м. При повышении температуры выше 60оС следует производить уплотнение штабеля на участке образования очага возможного самонагревания или выемку разогревшегося угля (торфа) с немедленной засыпкой места выемки свежим углем (торфом) и тщательным его уплотнением.
На складах горючих газов (ГГ) баллоны с газами разрешается хранить в помещениях и на открытых площадках, защищенных от воздействия осадков и солнечных лучей, в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.004-91. Допускается размещение групповых баллонных установок без разрывов от зданий только у глухих несгораемых стен зданий, не имеющих окон и дверей. Хранение групповых баллонных установок допускается в шкафах или специальных будках из несгораемых материалов. Склады необходимо разделять на отсеки.
Количество отсеков устанавливается в зависимости от вида ГГ и возможности их совместного хранения согласно требованиям ГОСТ 12.1.004-91. В каждом изолированном отсеке допускается размещать не более 500 баллонов с горючими или 1000 баллонов с негорючими газами. Общая емкость склада не должна превышать 3000 баллонов (в пересчете на 40-литровые). Баллоны, предназначенные для хранения ГГ в сжатом, сжиженном и растворенном состоянии, должны удовлетворять требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», а также «Правил безопасности в газовом хозяйстве». Наружная поверхность баллонов должна быть окрашена в установленный для данного газа цвет.
Баллоны с ГГ (водород, ацетилен, пропан, этилен и др.) должны храниться отдельно от баллонов с кислородом, сжатым воздухом, хлором, фтором и другими окислителями. Во взрывоопасных помещениях станций сжиженных газов и в помещениях для хранения баллонов с ГГ должны быть установлены приборы, сигнализирующие о возникновении опасной концентрации газа в помещении.
Контейнерные площадки и платформы должны иметь твердое покрытие, проезды, обеспечивающие свободный подъезд и разворот пожарных автомобилей. Ширина полосы движения на прямых участках должна быть не менее 4 м. При
одностороннем расположении крытых складов и платформ расстояния от последних до забора должно быть не менее 16 м, при двустороннем расположении расстояние между складами должно быть не менее 28 м.
При тупиковом проезде в конце его необходимо предусматривать площадку для поворота автомобилей в виде кольца с внешним радиусом не менее 15 м. По фронту установленных контейнеров на площадке, а также тяжеловесных грузов через каждые 100 м устраиваются и обозначаются противопожарные разрывы шириной не менее 5 м.
Лесоматериалы должны быть уложены в штабеля по разработанным и согласованным с пожарной охраной дороги технологическим картам. Размеры штабелей круглого леса не должны превышать по ширине длину бревна, по длине 50 м и по высоте -2 м. Размеры штабелей пиломатериалов и шпал не должны превышать по длине и ширине длины доски, шпалы или бруска, а по высоте — 4м. Штабеля должны формироваться в группы. Количество штабелей в группе не должно превышать 12 при предельной длине группы 50 м и ширине -15м. Разрывы между штабелями в одной группе должны быть не менее 2 м, а между группами — 25 м.
К штабелям лесоматериалов должен быть обеспечен свободный доступ. В
противопожарных разрывах между штабелями не допускается складирование лесоматериалов, оборудования и т.п. Установка пакетов лесоматериалов в проездах и подъездах к водоисточникам запрещается. Если сравнить эти требования с нормами для складов на лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятиях, приведенных в главе 15, нетрудно увидеть их связь со спецификой отрасли.
Особые требования установлены, например, и к складам минеральных удобрений. Так, для хранения аммиачной селитры следует проектировать одноэтажные складские здания II степени огнестойкости с пролетами 12, 18 или 24 м, шагом опор (колонн) 6 м. Высота (от пола до низа несущих конструкций на опоре) принимается кратной 0,6 м, но не менее 3,6 м, допускается высота кратная 0,3 м (в пределах от 3,6 до 7,2 м) в зданиях с несущими наружными и внутренними стенами или опорами из кирпича или других штучных строительных материалов.
Емкость штабелей аммиачной селитры в мешках не должна превышать 700 т; расстояние между штабелями для проезда механизмов должно быть не менее 1,5 м, проходы — 1 м. При проектировании складов следует предусматривать: устранение непосредственного контакта работающих с хранящимися веществами, которые оказывать вредное действие; комплексную механизацию технологических операций на складах; своевременное удаление и обезвреживание отходов являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов и могущих привести к загрязнению окружающей природной среды (почвы, водоемов, воздуха). Склады удобрений и пестицидов следует располагать, как правило, с подветренной стороны (для ветров преобладающего направления в теплый период года) по отношению к жилой застройке. Параметры силосов и силосных корпусов для удобрений должны приниматься в соответствии с главой СНиП по проектированию сооружений промышленных предприятий.
Геометрические параметры складских зданий — размеры пролетов, шагов колонн и высот этажей определяются требованиями технологии; мобильных (инвентарных) зданий — должны соответствовать требованиям ГОСТ 22853. Следует, как правило, объединять в одном здании помещения хранилищ, экспедиций, приемки, сортировки и комплектации грузов, а также бытовые, административные и другие помещения, если это не противоречит технологическим, санитарным и противопожарным требованиям.
По требованиям технологии хранения грузов допускается экспедицию, приемку, сортировку и комплектацию грузов размещать непосредственно в хранилищах, без отделения их перегородками. При этом рабочие места товароведов, экспертов, кладовщиков, отбраковщиков, учетчиков и операторов допускается ограждать перегородками с ненормируемым пределами огнестойкости и классом пожарной опасности (остекленными или с сеткой при высоте глухой части не более 1,2 м, сборно-разборными и раздвижными).
Высота от пола до низа конструкций и выступающих элементов коммуникаций и оборудования в местах регулярного прохода людей и на путях эвакуации должна быть не менее 2 м. В одноэтажных складских зданиях с высотным стеллажным хранением допускается использовать конструкции стеллажей для опор покрытия и крепления ограждающих конструкций наружных стен. Стеллажи должны иметь горизонтальные экраны из негорючих материалов с шагом по высоте не более 4 м. В стеллажах должны быть предусмотрены поперечные проходы высотой не менее 2 м и шириной не менее 1,5 м через каждые 40 м. Проходы в пределах стеллажей необходимо отделять от конструкций стеллажей противопожарными перегородками. В наружных стенах в местах устройства поперечных проходов в стеллажах следует предусматривать дверные проемы.
Погрузочно-разгрузочные рампы и платформы следует проектировать с учетом требований защиты грузов и погрузочно-разгрузочных механизмов от атмосферных осадков. Навес над железнодорожными погрузочно-разгрузочными рампами и платформами должен не менее чем на 0,5 м перекрывать ось железнодорожного пути, а над автомобильными рампами должен перекрывать автомобильный проезд не менее чем на 1,5 м от края рампы. Погрузочно-разгрузочные рампы и платформы должны иметь не менее двух рассредоточенных лестниц или пандусов.
Отметка края погрузочно-разгрузочной рампы для автомобильного транспорта со стороны подъезда автомобилей должна быть равной 1,2 м от уровня поверхности проезжей части дороги или погрузочно-разгрузочной площадки. Погрузочно-разгрузочные рампы и платформы для железнодорожного подвижного состава следует проектировать в соответствии с ГОСТ 9238. Ширина пандусов для проезда напольных транспортных средств должна не менее чем на 0,6 м превышать максимальную ширину груженого транспортного средства. Уклон пандусов следует принимать не более 16% при размещении их в закрытых помещениях и не более 10% при размещении снаружи зданий.
В складских помещениях температуру, относительную влажность и скорость движения воздуха необходимо принимать в соответствии с требованиями технологии хранения грузов и требованиями СНиП 2.04.05.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Строительство ТГК осуществляется на основе разработанной и утвержденной в установленном порядке проектной документации. В зависимости от сложности проектируемого объекта она может разрабатываться в одну стадию (РП) или в две стадии: первая – П, вторая – РД. Разработке проекта предшествуют экономические и технические изыскания. Проектная документация содержит технологические, объемно-планировочные, конструкторские решения, а также их экономическое обоснование.
Нормативной базой проектирования является Система нормативных документов в строительстве, включающая в себя совокупность взаимосвязанных документов, устанавливающих согласованные требования к объектам: СНиП, СП, РДС, ТСН и др. Основным объектом ТГК является склад. При его проектировании на основе нормативных документов, разрабатывается рациональная технология его работы, определяются геометрические размеры участков склада, выбираются устройства для хранения груза и средства механизации грузопереработки, рассчитывается их потребное количество, а также потребность в рабочей силе и финансовых ресурсах для внедрения проекта.
Для определения площади склада используются методы удельных нагрузок, коэффициента заполнения объема, элементарных площадок либо технологической компоновки. При расчете площади бытовых помещений учитываются санитарные нормы. В соответствии со СНиП для конкретных грузов выполняется планировка склада, объединяющая технологию выполнения ПРТС-работ с конструкторскими решениями.
На основе информации о годовых грузопотоках определяются параметры грузовых фронтов, выбираются типы ПТМ, рассчитывается потребность в них. Подход к определению производительности ПТМ зависит от их типа. Потребный штат работников может определяться как на основе норм выработки, так и методом технологической расстановки по рабочим местам.
Вся работа по проектированию строится на базе строгого соблюдения требований пожарной безопасности, охраны труда и окружающей среды.
ПОВТОРИМ
1. Какова цель разработки концепции ТГК?
2. Назовите разделы проекта ТГК.
3. Какие документы входят в Систему нормативных документов в строительстве?
4. Как определить суточный грузопоток и вместимость склада?
5. Расскажите о методе элементарных площадок.
6. Как устанавливается ширина проходов и проездов на стеллажном складе?
7. Расскажите о двух подходах к определению перерабатывающей способности грузового фронта.
8. Как определить цикл и эксплуатационную производительность вилочного электропогрузчика?
9. Как подобрать подходящий ленточный конвейер?
10. Какие противопожарные требования предъявляются к складам твердого топлива на железных дорогах?
Без сомнения, пожар является одним из самых страшных бедствий, приносящих значительные убытки не только самому складу, но и соседним строениям. Строгое соблюдение нормативов пожарной безопасности служит залогом предотвращения возгорания или распространения огня. Однако рачительный хозяин складского помещения лучше перестрахуется, предусмотрев дополнительное противопожарное оборудование стеллажа. Это касается не только складов с повышенной опасностью возгорания.
Рассмотрим некоторые меры дополнительной пожарной безопасности.
Содержание
Полки складских стеллажей
Зачастую в погоне за дешевизной полки для фронтальных стеллажных систем делаются из ДСП. Эта полка опасна не только из-за способности к возгоранию. Складские стеллажи с такими полками затрудняют использование верхней системы пожаротушения, не позволяя воде проникать на нижние ярусы. Более того, прогоревшие ДСП-полки могут обрушиться вниз, загромоздив горящим грузом проходы.
Для предотвращения подобной ситуации рекомендуется использовать сетку или решетку в качестве настила полки. Обладая высокой проницаемостью для воды и воздуха, а также являясь негорючим материалом, сетка обеспечит как доступ воды, так и отвод дыма.
Перекрытия стеллажно-мезонинных систем и настил мезонинных платформ
Складской комплекс с многоэтажным мезонином наиболее труден для пожаротушения. В дополнение к нормам пожарной безопасности, для перекрытий и настилов многоярусных стеллажных систем также рекомендуется использовать проницаемые для воды и воздуха материалы: решётку, перфорированный настил. Использование сплошного настила возможно при организации дополнительной (иногда дублирующей основную) системы сплинкерного пожаротушения на каждом этаже мезонина.
Стеллаж для горючих веществ с поддоном
Не секрет, что смыть некоторые горючие вещества с бетонного пола непросто. Особенно если оно затекло под стеллажное оборудование. Чтобы предотвратить растекание случайно пролитой горючей жидкости, нижний ярус стеллажной системы можно оборудовать съёмными поддонами. Ёмкость поддона рассчитывается в зависимости от ёмкости хранимой тары (бочек, канистр, банок). Пролитую жидкость из поддона достаточно легко откачать, а сам поддон вынуть и очистить.
Противопожарные экраны
Противопожарные экраны представляют собой металлические щиты, закрывающие горизонтальное сечение стеллажа и присоединённые к пожарной сигнализации. При возгорании экраны концентрируют температуру в зоне сплинкерных датчиков, ускоряя срабатывание системы пожаротушения. Обычно такие экраны устанавливаются на высотных стеллажах.
Противопожарный экран должен:
- полностью закрывать горизонтальное сечение стеллажа и зазоры между спаренными стеллажами;
- не препятствовать погрузочно-разгрузочным работам;
- располагаться с шагом по высоте не более 4 м.;
- иметь отверстия диаметром 10 мм, расположенные равномерно, со стороной квадрата 150 мм.
Приняв подобные дополнительные меры предосторожности и строго следуя нормативам пожарной безопасности, можно свести до минимума шанс возгорания на складе и избежать связанных с этим убытков и возможных травм среди персонала.
Минфин утвердил новые требования к складским помещениям и техническим условиям в области хранения при осуществлении деятельности по производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции, расфасованной в потребительскую тару.
Соответствующий приказ от 17.12.2018 № 272н опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.
Так, согласно документу, складские помещения должны быть:
— использованы для осуществления приемки, хранения, комплектации, отпуска и учета продукции;
— изолированы от служебных, подсобных и иных помещений капитальными стенами либо временными строительными конструкциями (перегородками, легко сборными конструкциями) высотой от пола до потолка соответствующего служебного, подсобного и иного помещения;
— оборудованы исправными средствами измерения температуры и влажности воздуха, стеллажами, поддонами и осветительными приборами;
— зонированы посредством организации проходов между зонами склада.
Данные требования должны соблюдать производители и оптовые продавцы алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением спиртосодержащих лекарств, пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, сидра, пуаре и медовухи.
Также указанные требования не применяются к складам крестьянских хозяйств и ИП — сельхозпроизводителей, которые они используют при производстве и продаже собственного вина.
Новые требования вступят в силу с 21 августа 2019 года.
Ранее сообщалось о том, что уровень потребления алкоголя в мире вырос на 10%.
Минфин установил новые требования к складам алкогольной продукции https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png243 67 https://www.retail.ruМинфин установил новые требования к складам алкогольной продукции https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png