Пилотные постановления, выносимые Европейским судом по правам человека: введение в системный анализ явления. 2011
К.И. Терехов аспирант кафедры международного права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
В статье анализируются основные вопросы, которые возникают при анализе пилотных постановлений, принимаемых Европейским судом по правам человека. Речь идет об определении пилотного постановления; основаниях его вынесения; правовой процедуре, в рамках которой выносится этот вид постановлений; рассматриваются все вынесенные пилотные постановления.
На примере пилотного постановления в отношении России исследуются меры, принимаемые по исполнению этого вида постановлений. Ключевые слова: пилотные постановления; Европейский суд по правам человека; разумный срок судопроизводства.
Пилотные постановления, выносимые Европейским судом по правам человека (далее — Европейский суд или Суд), представляют несомненный интерес для юридической науки.
Во-первых, это самостоятельный вид постановлений Европейского суда, которые выносятся в рамках особой правовой процедуры.
Во-вторых, это уникальное международно-правовое явление.
В-третьих, комплексное изучение вопросов, связанных с пилотными постановлениями, позволит обогатить знание о деятельности Европейского суда в целом.
Кроме того, сама необходимость существования подобного вида постановлений является отражением проблем, с которыми сталкивается Европейский суд при отправлении правосудия: каждое пилотное постановление демонстрирует конкретные системные или структурные проблемы правовых систем государств-участников Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (далее — Конвенция).
При изучении данного явления возникает комплекс взаимосвязанных вопросов: что такое пилотное постановление; каковы причины и правовые основания их вынесения, процедура вынесения. Большой интерес представляют также уже вынесенные пилотные постановления. Ответив на каждый из этих вопросов, можно содержательно описать сущность исследуемого явления.
В настоящей статье будет предпринята попытка заложить основу для решения поставленных проблем. Определение понятия «пилотное постановление» не встречается ни в официальных документах, ни в литературе. Однако фактически в первом же пилотном постановлении были сформулированы его признаки. Затем они воспроизводились в последующих пилотных постановлениях. Наконец, в 2011 г. эти признаки были закреплены в новой редакции Регламента Европейского суда (статья 61 «Процедура пилотного постановления»).
Основываясь на анализе вынесенных пилотных постановлений, тексте регламента и других источниках, можно сформулировать следующее определение: пилотное постановление — это окончательное решение по делу, в котором Европейский суд признает нарушение Конвенции, а также устанавливает, что подобное нарушение носит массовый характер вследствие структурной (или системной) дисфункции правовой системы государства-ответчика, и предписывает этому государству предпринять определенный вид мер общего характера.
Необходимость появления института пилотных постановлений связана с наличием системных или структурных дисфункций национальных правовых систем государств-участников Конвенции — это одна из причин. Подобные проблемы объективны, и их констатация Европейским судом — только следствие этого. Вторая причина тесно связана с первой — неэффективная реализация общих мер, вытекающих из постановлений Суда.
Кроме того, процедура пилотных постановлений является откликом на рекомендации Комитета министров Совета Европы. Так, Комитет министров «предложил Суду, насколько возможно, указывать в своих постановлениях, признавая нарушения Конвенции, какая системная проблема лежит в основе нарушения и источник этой проблемы, особенно когда она возникает в многочисленных жалобах, чтобы помочь государствам найти приемлемое решение и Комитету министров контролировать исполнение решений»3. Наряду с данной резолюцией Комитет министров принял рекомендацию, в которой особо оговорил вопросы, связанные с мерами, направленными на реализацию пилотных постановлений.
Читайте статью полностью в формате pdf
Меня зовут Олег Анищик, и я приветствую Вас на своем сайте, где каждый может заказать:
- оценку перспектив обращения в ЕСПЧ по материалам дела, а по результатам оценки – подготовку жалобы
- проверку уже имеющейся, но ещё не поданной в ЕСПЧ жалобы
- письменную консультацию (ответы на вопросы, касающиеся ЕСПЧ)
- письменный отзыв (меморандум) заявителя и требования о компенсации, если жалоба коммуницирована.
Стоимость любой услуги составляет 8 тыс. рублей за каждый час её оказания. Узнать стоимость оценки перспектив обращения в ЕСПЧ именно по Вашему делу, подготовки необходимой Вам жалобы, требующегося Вам письменного отзыва, нужной Вам консультации, проверки имеющейся у Вас жалобы можно, только обратившись ко мне со всеми документами (и вопросами) через соответствующий раздел сайта. Без документов (конкретных вопросов) я не могу назвать стоимость нужной Вам услуги. Пожалуйста, не спрашивайте меня о средней стоимости той или иной услуги – эта информация бессмысленна. Срок оказания нужной Вам услуги я также могу назвать только после Вашего обращения, исходя из предоставленных документов (вопросов), объективно требующейся срочности и своей занятости на момент Вашего обращения.
С примерами подготовленных мной жалоб и письменных замечаний заявителей можно ознакомиться .
Остались вопросы об условиях оказания нужной услуги после прочтения соответствующего раздела сайта? (Чтобы перейти в него, кликните на подходящий пункт из списка выше.) Тогда напишите мне (в мессенджерах, пожалуйста, пишите всё сразу, как в письме, не ожидая моего ответа на приветствие или на запрос о добавлении в контакты).
oleg.anishchikeuropeancourt.ru
Ниже указан мой телефон (Билайн, СПб). Он же — номер для вайбера, вацапа и телеграма. Если Вы хотите позвонить, пожалуйста, сначала напишите мне сообщение (в любом мессенджере или смс), чтобы согласовать предмет и время разговора. Я не отвечаю на звонки без такого согласования. Мой номер: (девять — шесть — три) три — один — девять — пять — ноль — ноль — пять.