Наказал учителя

Учитель и репетитор объясняют, прав ли был педагог.

Отец семиклассницы считает, что его ребенка унизили при всем классе. В рамках проекта «Обратная сторона медали» Салiдарнасць выясняет, прав ли был педагог.

«Ситуация произошла на замене урока. Дочка рассказала мне о произошедшем не сразу, а спустя несколько дней. По ее словам, на уроке класс шумел, сосед по парте сбросил учебник, дочь подняла его. Учитель поставил в угол их обоих, — рассказал отец школьницы. — Я сам работаю в сфере образования и знаю, что даже в детском саду эта мера неприемлема. Педагог объяснил свое решение тем, что класс плохо себя вел, дочь хихикала, ей сделали несколько замечаний, но, со слов учителя, она на них не реагировала.

Учитель был удивлен, что я узнал о ситуации в классе. Объяснил, что с ребенком у нас доверительные отношения и дочь со мной делится событиями из школьной жизни».

По просьбе отца семиклассницы, которая половину урока простояла в углу, мы предложили прокомментировать ситуацию двум известным педагогам.

Анна Северинец: «Последняя капля — это когда человек снимает штаны и с голой попой выходит к доске»

— Если ребенок хихикает на уроке, значит, у него хорошее настроение и есть чувство юмора. Это же прекрасно. Что он, плакать должен, что ли? Никаких постановок в угол просто быть не может. Это не метод. Он совершенно неприемлем в школе, тем более в седьмом классе, тем более на замене. Это просто за границей добра и зла, — делится мнением учитель высшей категории Анна Северинец.

По мнению педагога, с одной стороны, это недопустимо по отношению к человеку, к личности, к ребенку, с другой — это тотальная учительская беспомощность.

— Стыдно такие вещи делать, — говорит Анна. — Когда класс шумит, такую ситуацию нельзя назвать внештатной. Это абсолютно нормально. Классы шумят, тем более на замене.

Реагировать на такую ситуацию нужно адекватным образом. Детей надо загрузить работой (дать трудное задание, которое нужно, важно и повлияет на оценки) либо пробудить в них интерес.

Бывает, внезапно заболел коллега, приходишь на замену и не знаешь, чем загрузить детей. В арсенале у хорошего учителя есть несколько исследовательских задач, которые любой класс на место посадят. Например, распознавать авторов текста или загадки-шарады разгадывать, или вместе искать решение какой-либо проблемы.

У каждого учителя свои сильные стороны. Я, например, интересно рассказываю. Если ты можешь на замене позволить свободную беседу на тему, в которой ты компетентен, я обычно выбираю этот вариант. Или могу начать с какого-то вопроса: дети очень любят рассказывать о себе.

— Как объяснить ребенку, что делать, если учитель ставит его в угол?

— Я своих детей учу терпимости, не конфликтовать, не лезть на рожон. Люди разные. Они должны понимать, что такое поведение неадекватно, ненормально. С другой стороны, если человек не хочет оскорбиться, он и не оскорбится: станет в углу и похихикает.

— Могут ли для учителя стать последней каплей, переполнившей чашу терпения, хихикающие дети?

— Хихиканье как последняя капля? Не знаю. Последняя капля — это когда человек снимает штаны и с голой попой выходит к доске. Вот это внештатная ситуация и надо что-то думать. Когда люди хихикают — это нормально.

По словам Анны Северинец, на педсоветах подобные ситуации не обсуждают.

— Как их можно обсуждать, если такие вещи (я имею в виду поведение детей) происходят каждый день? Ну, а уж если педагог повел себя нетактично и это имело последствия (ребенок обиделся), в коллективе на совещании могут обсудить.

— Есть ли нестандартные ходы, которые вы применяли, когда у вас срывали уроки?

— Нет, у меня уроки не срывали. Хотя иногда к нам приходят учителя из соседнего кабинета утихомирить детей. Они думают, что в классе нет учителя, — с улыбкой рассказывает Анна Северинец. — У меня на уроках бывает не то что шумно. Это может быть «гвалт», но он всегда контролируемый.

Педагог отмечает, что срыв урока действительно возможен на замене, когда учитель приходит в чужой класс, с которым не выстроены отношения.

— И дети часто плохо относятся к заменам, особенно если приходит тот, кого не любят или не хотят видеть, — добавляет собеседница.

Евгений Ливянт: «Мы, учителя, для того, чтобы учить. Охранник — это другая профессия»

Основатель репетиторского центра «100 баллов» Евгений Ливянт считает, что сложно комментировать инцидент, не зная всех деталей.

— Ученик опоздал на урок или дети срывают занятие — что должен делать учитель в таких ситуациях, нигде не прописано. И это большая проблема нашей системы образования.

Помните гомельскую историю, где учительница замахнулась на ученика партой? Министерство образования рекомендовало учителю в таких ситуациях вызывать завуча, а он разберется. Но у завуча нет специального кабинета, куда он забрал бы детей, срывающих уроки.

А если бы такой кабинет и был, то завуч должен был бы проводить в нем специальные занятия с нарушителями дисциплины вместо того, чтобы заниматься своей основной деятельностью?

В некоторых странах в школах есть сотрудник, который работает только с детьми, которые срывают уроки. Он приходит, забирает нарушителей с урока, приводит в отдельный кабинет и разговаривает с ними, сообщает о проблеме их родителям. Есть страны, где грубые нарушения дисциплины влекут исключение из школы на день, два или неделю. При этом родители не могут пойти на работу, так как постоянно находятся с ребенком, контролируют учебный процесс, привозят выполненные задания в школу и получают новые. Есть разные способы решения проблемы. У нас нет ни одного.

Евгений Ливянт говорит, что на месте родителей семиклассницы он не делал бы из ситуации на уроке проблему:

— Возможно, пошел бы к учителю и извинился за своего ребенка. Я знаю много случаев, когда родители считают, что по любому поводу они должны идти в бой за своего ребенка. А потом в старших классах эти родители приходят к учителям и просят: «Помогите! Мой ребенок неуправляем. Он никого не слушает, делает, что хочет, ведет себя асоциально». Помочь уже нельзя — поздно.

Евгений Ливянт вспоминает, когда он работал в школе, выгонял с урока учеников, которые срывали занятие.

— Моя миссия как учителя в том, чтобы те, кто пришел ко мне учиться, имели такую возможность, а не в том, чтобы бороться с теми, кто срывает урок. У меня было правило: ты можешь делать все, что угодно, кроме одного — мешать другим учиться. Если это происходило, я жестко разговаривал, если надо, и голос повышал, и с урока выгонял, причем все делал быстро и радикально: мне жалко было тратить время урока на выяснение отношений.

— Вы приходите на замену, а класс шумит. Что бы вы сделали?

— Попытался бы договориться. Но после коротких переговоров у меня начинались репрессии. Я пришел не для того, чтобы успокаивать класс, мне это неинтересно.

По мнению Евгения Ливянта, проблем в школе было бы гораздо меньше, если бы была прописана схема, что делать с нарушителями дисциплины. Например, должно быть помещение, где под контролем специального сотрудника находится изгнанный с урока ученик, пока его не заберут родители или милиция.

— Вы считаете, ставить ученика в угол — это педагогично?

— При чем здесь педагогика? Мы, учителя, для того, чтобы учить. В моих планах не было работать охранником. Не хочешь у меня учиться? Уходи! Подумайте не об учителе и не об ученике, который срывает уроки.

Подумайте о тех, кто пришел в школу учиться. Это может показаться странным, но такие ученики тоже есть, и их много. За что они наказаны? За что наказаны родители таких учеников? Они отправили своих детей в школу, чтобы они учились, а не тратили свое время на то, чтобы быть зрителями на дурацких спектаклях и наблюдать, как учитель успокаивает тех, кто пришел в школу развлекаться. Стоит помнить, что не так уж и давно возможность получения среднего образования была далеко не у всех. И стоит понимать, что ценность образования, в самом меркантильном смысле этого слова, быстро растет по всему миру.

Наказал учителя

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *