ГК 1262

Новая редакция Ст. 1267 ГК РФ

1. Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.

2. Автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (статья 1134), указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абзац второй пункта 1 статьи 1266) после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

Комментарий к Ст. 1267 ГК РФ

1. Комментируемая статья определяет длительность охраны обозначенных в норме личных неимущественных прав и лиц, уполномоченных осуществлять их защиту после смерти автора. В соответствии с п. 1 ст. 1267 ГК РФ авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются вечно.

2. Лицами, уполномоченными на осуществление охраны авторства, имени автора и неприкосновенности произведения, являются: исполнитель завещания, наследники автора как по закону, так и по завещанию, правопреемники последних, а также иные заинтересованные лица.

Представляется, что под правопреемниками наследников автора следует понимать их наследников либо, если наследником по завещанию являлось юридическое лицо, — его правопреемников.

Указание на «иных заинтересованных лиц» сделано на случай отсутствия наследников либо прекращения юридического лица путем ликвидации. Видится, что под иными заинтересованными лицами можно понимать только специализированные организации по коллективному управлению авторскими правами, в предмет уставной деятельности которых входит осуществление охраны авторских прав, указанных в п. 1 ст. 1267 ГК РФ, после смерти авторов. Видится, что иное лицо будет не в состоянии доказать основанный на законе интерес в охране прав постороннего для него лица, соответственно, ему откажут в иске как ненадлежащему истцу.

Наличие исполнителя завещания полностью исключает возможность охраны авторских прав, указанных в п. 1 ст. 1267 ГК РФ, иными лицами, в том числе и наследниками, их правопреемниками и иными заинтересованными лицами.

Другой комментарий к Ст. 1267 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Личные неимущественные права действуют в течение всей жизни автора и прекращаются вместе с его смертью. Однако прекращение личных неимущественных прав не означает возможность беспрепятственного искажения имени автора или его произведения. Как установлено в п. 1 ст. 1267, авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. Это означает, что и после смерти автора никто не может присвоить созданное им произведение, нарушить его право на псевдоним или внести в произведение исправления, изменяющие замысел автора.

Охрана указанных нематериальных благ автора возлагается на лицо, указанное автором в завещании. Объем предоставленных такому лицу правомочий по охране авторства, имени автора и неприкосновенности произведения отличается от соответствующего объема личных неимущественных прав самого автора. Об этом свидетельствует содержащаяся в п. 2 ст. 1267 ссылка на абзац второй п. 1 ст. 1266 ГК. Эта ссылка означает, что лицо, на которое возложена охрана нематериальных благ автора, не может запретить снабжать издание произведения предисловием, иллюстрациями, осуществлять иные дополнения произведения, которые указаны в абз. 1, но не указаны в абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК. Предметом охраны после смерти автора становятся изменения, сокращения и дополнения произведения с целью не допустить искажения замысла автора, нарушения целостности восприятия произведения и несоответствия вносимых изменений воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках и иной письменной форме.

2. Лицо, на которое автор возложил охрану своих нематериальных благ после своей смерти, осуществляет такую охрану пожизненно.

Однако возможны ситуации, когда автор не назначил лицо, отвечающее за охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения, или назначенное им лицо отказывается от этой миссии. Наконец, такой человек тоже, к сожалению, не вечен. Во всех этих случаях возникает вопрос о том, кто должен осуществлять охрану рассматриваемых нематериальных благ. Закон дает на это исчерпывающий ответ: наследники автора, их правопреемники, другие заинтересованные лица.

Таким образом, эти лица приобретают возможность осуществлять охрану нематериальных благ автора при отсутствии назначенного автором лица или при его отказе либо смерти. Во-вторых, между указанными лицами не установлено какой-либо последовательности (очередности). Это означает, что наряду с наследниками и их правопреемниками охрану могут осуществлять иные заинтересованные лица (друзья покойного автора, его ученики, поклонники его творчества и т.д.). Никакого различия в отношении охраны между указанными лицами законом не предусмотрено.

1. Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.

2. Автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (статья 1134), указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абзац второй пункта 1 статьи 1266) после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

Комментарий к статье 1267 ГК РФ

1. В пункте 1 комментируемой статьи предусматривается правило о том, что авторство, право на имя и неприкосновенность произведения охраняются без ограничения каким-либо сроком. Здесь говорится об охране авторства — а не права авторства, имени автора — а не права на имя, неприкосновенности произведения — а не права на неприкосновенность произведения. Различие в терминологии объясняется тем, что законодатель либо не указывает носителей этих субъективных прав (после смерти автора), либо хотя и указывает их, но довольно неопределенно.

На практике в течение срока действия исключительного авторского права на произведение (ст. 1281 ГК РФ) основным лицом, заинтересованным в соблюдении и охране права авторства, права автора на имя и права на неприкосновенность произведения, является правообладатель. Именно он следит за соблюдением указанных трех личных прав и защищает их от действий правонарушителей.

Следует считать, что три категории, указанные в п. 1 комментируемой статьи, все же представляют собой определенные субъективные права, но эти права по своему объему более узкие, чем те, которые принадлежат автору в течение его жизни.

2. Абзац 1 п. 2 данной статьи полностью, а абз. 2 п. 2 с незначительными изменениями повторяют нормы, содержавшиеся в ст. 481 ГК РСФСР 1964 г.

В абзаце 1 п. 2 устанавливается, что автор вправе указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти.

Если такое лицо будет указано, охранять неприкосновенность произведения оно должно по правилам, указанным в абз. 2 п. 1 ст. 1266; это лицо должно охранять неприкосновенность произведения вместо лица, обладающего исключительным правом на произведение.

Указанное в абз. 1 п. 2 комментируемой статьи лицо назначается «в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания». Далее дается отсылка к ст. 1134 ГК РФ.

Буквальное прочтение этой нормы приводит к выводу, что указанное лицо не является исполнителем завещания, что оно лишь назначается в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания. Такое толкование имеет право на существование. Вместе с тем мы полагаем, что законодатель в данном случае допустил неточность и смысл этой нормы состоит в том, что указанное лицо является исполнителем завещания и что нормы, относящиеся к исполнителю завещания (ст. 1134 — 1136 ГК РФ), должны применяться к такому лицу, причем не в порядке аналогии, а прямо. Последняя точка зрения представляется более логичной.

Вторая фраза, содержащаяся в абз. 1 п. 2, устанавливает, что указанное лицо осуществляет свои полномочия пожизненно; это значит, что таким лицом может быть только гражданин.

3. В абзаце 2 п. 2 комментируемой статьи рассматриваются случаи, когда автор не назначил исполнителя завещания, а также когда назначенный автором исполнитель завещания отказался исполнять соответствующие полномочия либо умер. В этих случаях охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляют наследники автора, их правопреемники, другие заинтересованные лица.

В отношении охраны неприкосновенности произведения эта норма не стыкуется с нормой, содержащейся в абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ. Руководствоваться следует этой последней нормой (см. п. 4 комментария к ст. 1266 ГК РФ).

В качестве заинтересованных лиц иногда выступают организации и отдельные граждане, которым автор поручил (письменно) охрану своего авторства, авторского имени и неприкосновенности своих произведений.

Комментарий к Ст. 1271 ГК РФ

1. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется выполнение каких-либо формальностей, в том числе совершение регистрационных действий. Данное положение предусмотрено в п. 4 ст. 1259 ГК РФ и соответствует Бернской конвенции об охране литературной и художественной собственности. Однако в правоприменительной практике нередко возникает проблема доказывания авторства и наличия иных авторских прав в отношении произведения, а иногда и просто информирования об обладателе прав на произведение. В связи с этим проставление знака охраны авторского права имеет весьма важное значение, хотя и не является обязательным.

2. Комментируемая статья посвящена ставшему уже традиционным не только в Российской Федерации, но и во всех странах — участницах Всемирной конвенции об авторском праве знаку охраны авторского права. Согласно п. 1 ст. III Всемирной конвенции об авторском праве любое Договаривающееся Государство, которое в соответствии со своим внутренним законодательством требует в качестве условия охраны авторского права соблюдение таких формальностей, как депонирование экземпляров, регистрация, оговорка об оставлении за собой прав, нотариальные удостоверения, уплата сборов, производство или выпуск в свет на территории данного государства, будет считать эти условия выполненными в отношении всех произведений, которые пользуются охраной по настоящей Конвенции и впервые выпущены вне территории этого Государства и авторы которых не являются его гражданами, если начиная с первого выпуска этих произведений все их экземпляры, выпущенные с разрешения авторов или других лиц, обладающих авторским правом, будут иметь знак с именем лица, обладающего авторским правом, и с указанием года их первого выпуска. Знак, имя и год выпуска должны быть указаны таким способом и на таком месте, чтобы было ясно видно, что права автора охраняются .

———————————
См., например, с. 2 (оборот титула) настоящей работы.

3. Следует подчеркнуть, что проставление знака охраны авторского права не является безусловным доказательством наличия исключительного права у указанного лица. Согласно ст. 1257 ГК РФ автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

4. Порядок проставления знака охраны авторского права установлен Приказом Госкомиздата СССР от 3 июля 1989 г. N 212 «Об утверждении Инструкции о порядке проставления знака охраны авторского права на произведениях науки, литературы и искусства, издаваемых в СССР» , в соответствии с которым знаком охраны авторского права должны обозначаться издания, содержащие в себе охраняемые авторским правом произведения науки, литературы и искусства:

———————————
Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1990. N 5.

— все виды книжных и журнальных изданий, а также брошюры, буклеты, листовки, плакаты, каталоги, календари и т.д.;

— все виды изданий изобразительного искусства (эстампы, репродукции, альбомы, плакаты, открытки, художественно оформленные конверты для граммофонных пластинок и т.д.);

— картографические издания (карты, карты-схемы, атласы и т.д.).

Порядок проставления знака охраны авторских прав определяется Системой стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Знак охраны авторского права. Общие требования и правила оформления. ГОСТ Р 7.0.1-2003, утвержденной Постановлением Госстандарта России от 29 мая 2003 г. N 169-ст .

———————————
Библиотека и закон. 2006. Вып. 21.

Так, если физическое или юридическое лицо обладает исключительным авторским правом на результаты нескольких видов деятельности, обозначения данных видов деятельности указывают в одном знаке охраны авторского права через запятую. При наличии нескольких субъектов исключительного авторского права последовательность приведения их имен (наименований) в знаке охраны авторского права соответствует порядку указания имен (наименований) в издании на титульном листе, на заменяющих титульный лист элементах издания или в соответствии с договоренностью между правообладателями. Допускается не приводить знак охраны авторского права, если правообладателей четверо и более.

По объекту авторского права различают:

— знак охраны авторского права на основной текст издания (публикации);

— знак охраны авторского права на перевод, составление, иллюстрации, сопроводительный текст, научный аппарат издания (публикации) и т.п.;

— знак охраны авторского права на издание и распространение лицензионных (переводных) изданий;

— знак охраны авторского права на редакционно-издательское оформление издания.

Особенности проставления данного знака определены в вышеназванной Системе стандартов.

Так, например, при издании произведения, отдельные части (главы, разделы) которого созданы соавторами самостоятельно, знак охраны авторского права приводят на каждого автора с указанием после имени через запятую соответствующей части (главы, раздела) произведения, например:

(C) Ведоров Н.В., глава 1, 2002;

(C) Халмыков Ю.Х., глава 2, 2002;

(C) Говалев В.А., глава 3, 2002;

(C) Здепашин С.В., глава 4, 2002;

(C) Грашенинников П.В., глава 5, 2002.

Наименование организации (коллектива), обладающей исключительными авторскими правами на произведение (произведения), приводят в форме, установленной при регистрации юридического лица.

Знак охраны авторского права, информирующий о наличии исключительных авторских прав на перевод, составление, иллюстрации, сопроводительный текст, научный аппарат издания (публикации) и т.п., состоит из латинской буквы «C» в окружности, фамилии и инициалов лица, обозначения объекта защиты права, года первой публикации, например:

(C) Остапжемский С.В., пересказ, 2002;

(C) Поповенко Т.Б., иллюстрации, 2002;

(C) Белолицый В.С., вступительная статья, 2002;

(C) Годунов Б.И., составление, 2002;

(C) Елизаветович Р.А., аранжировка, 2002.

В знаке охраны авторского права на перевод после имени переводчика (переводчиков) приводят сведения о языке, на который сделан перевод, например:

(C) Горелов Н.И., Белова Н.И., перевод на русский язык, 2002.

Если отдельные части (главы, разделы) произведения были самостоятельно переведены разными переводчиками, знаки охраны авторского права приводят для каждого переводчика с указанием соответствующих глав (разделов), например:

(C) Солнцев А.И., перевод на русский язык, гл. 1 — 3, 2002;

(C) Шептунова И.Ю., перевод на русский язык, гл. 4 — 8, 2002.

5. В печатных книжных, периодических и продолжающихся изданиях знак охраны авторского права, относящийся к изданию в целом, приводят в правом нижнем углу оборота титульного листа или на заменяющих его элементах издания (ГОСТ 7.4).

Знак охраны авторского права, относящийся к отдельным произведениям, опубликованным в сборниках, выпусках периодических и продолжающихся изданий, приводят внизу начальной текстовой полосы произведения, статьи (ГОСТ 7.5).

В листовых изоизданиях, листовых картографических и нотных изданиях знак охраны авторского права приводят на правой стороне нижнего поля листа или на оборотной стороне (ГОСТ 7.83).

Знаки охраны авторского права, относящиеся к отдельным программам, произведениям, опубликованным в электронном издании, приводят внизу титульного экрана программы, в конце текста произведения.

В аудио-, видеоизданиях, выходящих на кассетах, знаки охраны авторского права размещают на кассете, а также на задней сторонке контейнера или на вкладке в контейнер.

Если аудио-, видеоиздания выходят на электронном оптическом диске (CD-ROM), знаки охраны авторского права размещают на физическом носителе, а также на вкладке в контейнер.

6. Проставление под знаком охраны авторского права имени лица, не являющегося правообладателем, является нарушением, которое может подпадать не только под основания гражданско-правовой ответственности, но и под признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 146 УК РФ, а именно присвоения авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, которое наказывается штрафом в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.

Новая редакция Ст. 1274 ГК РФ

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

3) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем;

4) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их использование в сборниках;

5) воспроизведение, распространение, сообщение в эфир и по кабелю, доведение до всеобщего сведения в обзорах текущих событий (в частности, средствами фотографии, кинематографии, телевидения и радио) произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;

6) публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями или содержащимися в данных учреждениях;

7) запись на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций.

2. Создание экземпляров правомерно обнародованных произведений в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами) (специальных форматах), а также воспроизведение и распространение таких экземпляров без цели извлечения прибыли допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Библиотеки могут предоставлять слепым и слабовидящим экземпляры произведений, созданные в специальных форматах, во временное безвозмездное пользование с выдачей на дом, а также путем предоставления доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети. Перечень специальных форматов, а также перечень библиотек, предоставляющих доступ через информационно-телекоммуникационные сети к экземплярам произведений, созданных в специальных форматах, и порядок предоставления такого доступа определяются Правительством Российской Федерации.

Не допускается любое дальнейшее воспроизведение или доведение до всеобщего сведения в ином формате экземпляра произведения, предназначенного исключительно для использования слепыми и слабовидящими.

Положения настоящего пункта не применяются в отношении произведений, созданных в целях использования в специальных форматах, а также в отношении фонограмм, состоящих в основном из музыкальных произведений.

3. Допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения тифлокомментирование, снабжение произведения сурдопереводом в целях облегчения восприятия произведения лицами с ограниченными физическими возможностями.

4. Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.

Комментарий к Ст. 1274 ГК РФ

1. Статья 1274 ГК РФ устанавливает исключения из общего правила о возможности использования произведения автора только с его согласия и с выплатой вознаграждения. Установленные ограничения определены в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ в интересах прав и охраняемых законом интересов третьих лиц — других авторов, зрителей, читателей, учащихся, студентов и др. — и обеспечивают право на образование, информацию, выражение собственного мнения и др.

2. Основными условиями использования произведений способами, указанными в п. 1 ст. 1274 ГК РФ, являются их правомерное обнародование и использование объема произведения, оправданного соответствующей целью, а отсутствие цели — извлечением прибыли.

Видится, что под объемом, «оправданным соответствующей целью», следует понимать такой объем заимствования, который позволяет указать на мнение, точку зрения, событие, факт.

Способы цитирования необязательно сводятся к заимствованию из литературных произведений, допустимо «цитирование» изображений (например, скриншотов программ), элементов графики и т.д.

3. Единственным субъектом, который вправе передавать произведения во временное безвозмездное пользование, является библиотека. Очевидным недостатком нормы следует признать отсутствие упоминания относительно объектов авторских, которые вправе распространять библиотека. В настоящее время библиотеки предоставляют в безвозмездное пользование в том числе и аудиовизуальные произведения, но вот не все копии таковых являются цифровыми, в частности, VHS является аналоговым источником информации, соответственно, из содержания нормы можно сделать вывод о том, что аналоговые записи (аудиокассеты, видеокассеты) могут быть предметом передачи во временное безвозмездное пользование, в том числе и с правом выноса экземпляра произведения за пределы библиотеки.

4. Пункт 3 комментируемой статьи гарантирует право авторов создавать на основе оригинального произведения произведения сатирического жанра. В отсутствие указанной нормы Россия останется без КВН, карикатуристов, а иностранный кинематограф — без фарсовых комедий.

Другой комментарий к Ст. 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Во всех случаях, приведенных в ст. 1274, обязательно указание имени автора и источника заимствования (т.е. должна быть указана работа, из которой взята цитата). Это не обязательно должно быть исходное произведение; не запрещается цитировать по иным работам, поскольку часто это просто неизбежно (например, если исходное произведение погибло или труднодоступно). Несоблюдение данного условия будет означать как нарушение личных неимущественных прав автора, так и, одновременно, исключительного права на произведение.

Способ указания источника заимствования должен позволять однозначно установить его.

2. Указанные в комментируемой статье условия, касающиеся целей и объема разрешенного использования, характера произведения и т.д., применяются, пока действует исключительное право на произведение. После перехода произведения в общественное достояние их можно не соблюдать. Однако и в этом случае действует охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения.

3. Во всех случаях, указанных в ст. 1274, разрешается не только воспроизведение, прямо указанное в соответствующем пункте, но и последующее распространение изготовленных экземпляров произведения.

Цитирование — разрешенный случай воспроизведения, допускаемый при выполнении указанных в законе условий. Если эти условия не выполнены, то налицо будет воспроизведение, осуществленное с нарушением исключительного права на произведение.

Цитировать рукопись произведения до ее обнародования нельзя. Интересно заметить, что в отношении авторефератов диссертаций цитирование на практике признается допустимым, несмотря на слова «на правах рукописи», помещаемые на автореферат. Это связано с тем, что подобное указание является скорее данью традиции, в действительности же рассылка автореферата по вузам и библиотекам позволяет рассматривать его как обнародованное произведение. При этом обнародование должно быть произведено правомерно, т.е. с согласия автора.

Объем цитирования должен быть оправдан его целью. Критический разбор стихотворения может предполагать его полное повторение, в научной работе для точной передачи мысли оппонента может потребоваться большая цитата и т.д. Учитываться должны и размер цитируемого произведения, и то произведение, в котором используется цитата.

Цитирование может относиться ко всем видам произведений. Хотя наиболее распространены цитаты письменных произведений, иногда встречается и цитирование произведений живописи, музыкальных произведений.

Указание в рассматриваемой статье обзоров печати имеет в виду не случай изложения существа произведения, а включение в обзор фрагментов соответствующих статей. Обзор печати нередко состоит преимущественно из фрагментов чужих произведений. Чтобы предупредить возможные споры, и введено данное уточнение.

4. Учебная цель второй формы использования произведения, указанной в ст. 1274, предопределяет и условия использования:

основная работа также должна носить учебный характер. При этом ее форма никак не ограничивается — это может быть и книга, и учебный фильм, и радио- или телепередача и т.д., посвященная любой области человеческой деятельности;

используемое произведение должно применяться в качестве иллюстрации, т.е. материала, поясняющего какие-то положения, раскрытые в учебной работе, или являющегося примером и т.д.;

объем использования произведения ограничивается именно его вовлеченностью в учебный процесс.

5. Использование опубликованных статей в информационных целях должно осуществляться с соблюдением следующих условий:

использоваться могут только произведения, опубликованные в газетах и журналах либо переданные в эфир. Указание на их опубликованность означает, что речь не идет об электронных вариантах газет и журналов, например, размещенных в Интернете;

перечень произведений ограничен статьями, поэтому сюда не будут относиться, например, повесть, публикуемая в журнале, фоторепортаж. Иллюстрации, графики, схемы и т.п. могут использоваться в случае, если они являются составной частью статьи, а не добавлены в качестве «иллюстрации на тему»;

тематика используемых статей ограничена — только статьи по экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам;

основной темой статьи должны быть текущие вопросы, т.е. связанные с происходящими событиями, процессами и т.д. Поэтому публикация архивного материала, пусть даже и по той же теме, в рамках данного ограничения исключительного права является неправомерной;

указанные произведения могут использоваться в прессе либо путем сообщения в эфир или по кабелю. Доведение до всеобщего сведения, в частности, путем размещения в Интернете сюда не относится. Разрешение свободно воспроизводить статью в прессе означает и правомерность последующего распространения ее экземпляров;

такое использование не должно быть запрещено правообладателем. Запрещение может быть выражено как непосредственно в статье, так и в отношении номера журнала в целом. Исходя из сложившейся практики, в последнем случае в запрете должно быть ясно выражено, что он касается не только совокупности статей, опубликованных в данном номере журнала в целом, но и каждой статьи отдельно.

Подобное использование предполагает использование статьи полностью. Использование фрагментов статьи возможно в рамках правил цитирования произведения.

6. Близок к рассмотренному и случай свободного использования публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений. Обязательно соблюдение требования публичности произнесения речи: если речь произнесена в частном кругу, на закрытом мероприятии и т.д., ее воспроизведение допустимо только с согласия правообладателя.

Любые речи, обращения, интервью и т.п., не имеющие политического характера, не будут подпадать под данный случай свободного использования произведений.

Подпункт 4 п. 1 не допускает свободного использования произведения полностью для всех случаев — объем использования определяется информационными целями.

7. Подпункт 5 п. 1 ст. 1274 разрешает включать в состав репортажа, посвященного определенному событию, целиком или частично произведения, которые можно увидеть или услышать в ходе этого события. Например, в репортаже с фестиваля зрители услышат фрагменты исполнявшихся музыкальных произведений и т.д.; в репортаже об открытии выставки увидят какие-то из картин, представленных на ней.

Репортаж должен быть посвящен событию, происходящему в настоящее время. Рассказ о событиях прошлого (пусть и недавнего) не может рассматриваться как «обзор текущих событий».

В отличие от ст. 1276 ГК, здесь нет запрета делать соответствующее произведение основным объектом использования. В репортаже о выставке можно уделить определенное внимание представленным там экспонатам, а не показывать лишь общий план выставки, однако при этом основной темой репортажа все же остается выставка, а не экспонаты. Показ таких экспонатов должен быть в каждом случае оправдан информационными целями.

8. Воспроизведение произведений специальными способами для слепых разрешается, если речь идет именно о специальных способах (например, использовании рельефно-точечного шрифта); сюда не должно включаться воспроизведение аудиокниг.

При этом требуется соблюдать два условия: воспроизведение должно осуществляться без извлечения прибыли (т.е. цена, по которой будут распространяться изготовленные экземпляры, может лишь покрывать расходы на их изготовление и распространение или быть ниже); не должны также свободно использоваться произведения, специально созданные для воспроизведения специальными способами для слепых.

9. По общему правилу безвозмездное предоставление экземпляров произведений библиотеками во временное пользование своим читателям не требует согласия правообладателя или выплаты ему вознаграждения. Но с произведениями в цифровой форме все сложнее: здесь происходит фактическое создание нового экземпляра произведения и проконтролировать его уничтожение после использования не всегда легко. В этой связи закон ограничивает предоставление библиотеками произведений в цифровой форме только случаем, когда библиотека может в полной мере контролировать такое использование в своем помещении. Библиотека не вправе без согласия правообладателя давать читателю возможность пользоваться произведением в цифровой форме дома или скопировать это произведение в библиотеке, не может разместить его в компьютерной сети — не только в Интернете, но даже локальной сети библиотеки.

В тех случаях, когда произведение в цифровой форме предоставляется библиотекой в пользование в порядке межбиблиотечного обмена, это должно осуществляться путем передачи носителя с записанным произведением с запретом получающей библиотеке создать его копию. Передающая библиотека также не должна на время предоставления такого экземпляра создавать для себя другую копию произведения — предоставление экземпляров в порядке межбиблиотечного обмена не должно приводить к увеличению числа экземпляров.

10. Гражданский кодекс разрешает создавать и использовать пародии и карикатуры на другие произведения без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. Имеется в виду случай переработки произведения, когда создается особый его вариант, показывающий произведение в комичном виде. Наличие в п. 3 ст. 1274 одновременно слов «создание» и «использование» позволяет ограничить как исключительное право на произведение, так и право на неприкосновенность. Автор оригинального произведения не может запрещать создание пародии на том основании, что меняется текст произведения и, возможно, наносится определенный ущерб репутации этого лица.

Создание и использование пародии или карикатуры на чужое произведение требует соблюдения только одного условия: оригинальное произведение должно быть обнародовано с согласия автора. Ни объем использования, ни вид пародии законом не ограничиваются. В то же время пародия не должна носить характер оскорбления.

7. Понятие «обнародование», предусмотренное ст. 1268 ГК РФ, применяется по аналогии к обнародованию изображения гражданина

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (пункт 43)

Под обнародованием изображения гражданина по аналогии с положениями статьи 1268 ГК РФ необходимо понимать осуществление действия, которое впервые делает данное изображение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа либо любым другим способом, включая размещение его в сети Интернет.

За исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 152.1 ГК РФ, обнародование изображения гражданина, в том числе размещение его самим гражданином в сети Интернет, и общедоступность такого изображения сами по себе не дают иным лицам права на свободное использование такого изображения без получения согласия изображенного лица.

Вместе с тем, обстоятельства размещения гражданином своего изображения в сети Интернет могут свидетельствовать о выражении таким лицом согласия на дальнейшее использование данного изображения, например, если это предусмотрено условиями пользования сайтом, на котором гражданином размещено такое изображение.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 21 января 2016 г. по делу N 33-726/2016

Под обнародованием изображения гражданина по аналогии с положениями статьи 1268 ГК РФ необходимо понимать осуществление действия, которое впервые делает данное изображение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа либо любым другим способом, включая размещение его в сети Интернет.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 02 марта 2016 г. по делу N 33-1833/2016

Под обнародованием изображения гражданина по аналогии с положениями статьи 1268 ГК РФ необходимо понимать осуществление действия, которое впервые делает данное изображение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа либо любым другим способом, включая размещение его в сети Интернет.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 01 марта 2016 г. по делу N 33-2188/2016

Под обнародованием изображения гражданина по аналогии с положениями статьи 1268 ГК РФ необходимо понимать осуществление действия, которое впервые делает данное изображение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа либо любым другим способом, включая размещение его в сети Интернет.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Ярославского областного суда от 25 февраля 2016 г. по делу N 33-1160/2016

Под обнародованием изображения гражданина по аналогии с положениями статьи 1268 ГК РФ необходимо понимать осуществление действия, которое впервые делает данное изображение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа либо любым другим способом, включая размещение его в сети Интернет.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 03 февраля 2016 г. по делу N 33-1041/2016

Под обнародованием изображения гражданина по аналогии с положениями статьи 1268 ГК РФ необходимо понимать осуществление действия, которое впервые делает данное изображение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа либо любым другим способом, включая размещение его в сети Интернет.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Кировского областного суда от 06 октября 2015 г. по делу N 33-4134/2015

Под обнародованием изображения гражданина по аналогии с положениями статьи 1268 ГК РФ необходимо понимать осуществление действия, которое впервые делает данное изображение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа либо любым другим способом, включая размещение его в сети Интернет.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Орловского областного суда от 29 сентября 2015 г. по делу N 33-2428/2015

Под обнародованием изображения гражданина по аналогии с положениями статьи 1268 ГК РФ необходимо понимать осуществление действия, которое впервые делает данное изображение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа либо любым другим способом, включая размещение его в сети Интернет.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 20 июля 2015 г. по делу N 33-15973/2015

Под обнародованием изображения гражданина по аналогии с положениями статьи 1268 ГК РФ необходимо понимать осуществление действия, которое впервые делает данное изображение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа либо любым другим способом, включая размещение его в сети Интернет.

Определение СК по гражданским делам Ленинградского областного суда от 02 июля 2015 г. по делу N 33-3129/2015

Под обнародованием изображения гражданина по аналогии с положениями статьи 1268 ГК РФ необходимо понимать осуществление действия, которое впервые делает данное изображение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа либо любым другим способом, включая размещение его в сети Интернет.

Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.
2. Автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, права на имя и права на защиту своей репутации после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.
При отсутствии таких указаний охрана права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора после его смерти осуществляется его наследниками или специально уполномоченным органом Российской Федерации, который осуществляет такую охрану, если наследников нет или их авторское право прекратилось.
3. Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 50 лет после даты его правомерного обнародования.
Если в течение указанного срока автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется положение абзаца первого пункта 1 настоящей статьи.
4. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.
5. Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 50 лет после его выпуска.
В случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации.
В случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав, предусмотренный настоящей статьей, увеличивается на 4 года.
6. Исчисление сроков, предусмотренных настоящей статьей, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.
Комментарий к статье 27
1. Данная статья относится к сроку действия личных неимущественных авторских прав, а также имущественных авторских прав.
При этом под термином «авторское право» в статье понимаются имущественные авторские права.
2. Сроку действия неимущественных авторских прав посвящена ч. 2 п. 1 и п. 2.
3. Часть 2 п. 1 устанавливает, что право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.
В отношении времени жизни автора, когда носителем данных прав является сам автор, указанная норма не вызывает сомнений.
Однако после смерти автора охрана этих личных прав значительно сужается: в соответствии с прямым указанием, содержащимся в ст. 29, наследники осуществляют лишь защиту указанных прав.
А это означает, что наследник защищает не свое авторство, а авторство наследователя.
Далее, наследник защищает право на имя, но в отличие от автора он не имеет права изменить способ указания имени автора. Более узко по своему содержанию и право наследника на защиту репутации автора.
4. Носителями прав на защиту права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора являются:
— лицо, указанное автором в завещании. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно (ч. 1 п. 2);
— если автор не назначил такое лицо — наследники автора. Из ч. 2 п. 2 следует, что наследники автора осуществляют эти правомочия в течение сроков действия имущественных авторских прав. Однако ст. 29 закрепляет эти правомочия за наследниками без ограничения каким-либо сроком. При наличии такого противоречия в Законе применению подлежит норма ст. 27, так как вопрос касается срока охраны, а эта статья специально посвящена срокам охраны;
— если автор не назначил специальное лицо, либо это лицо умерло, если авторское право, перешедшее к наследникам, прекратилось или наследники отсутствуют, такое право принадлежит специально уполномоченному органу Российской Федерации.
Указанный орган не назначен. В этих условиях по логике защиту рассматриваемых личных авторских прав должны осуществлять соответствующие министерства и ведомства (Министерство культуры, Комитет по печати, Роскомкино и др.).
5. Данная статья не упоминает о других личных авторских правах:
о праве на обнародование (включая право на отзыв) и о праве доступа.
Право на обнародование переходит к наследникам автора в полном объеме, но право на отзыв, как представляется, со смертью автора прекращается.
Право доступа (п. 1 ст. 17) прекращается со смертью автора.
6. Общее правило о сроке действия имущественных авторских прав содержится в ч. 1 п. 1 ст. 27: авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Далее эта норма именуется: «общее правило о сроке».
Разумеется, авторское право начинает действовать с момента создания произведения в объективной форме.
Пункты 3, 4 и 5 устанавливают особые случаи, касающиеся срока действия авторских прав.
7. Первое исключение из общего правила о сроке связано с необнародованными произведениями: они охраняются авторским правом бессрочно.
Эта норма, которая с очевидностью вытекает из ч. 1 п. 5, необычна для советского и российского законодательства.
Трудно сказать, почему она введена законодателем и действовал ли он в данном случае осознанно.
Вопрос о сфере применения данной нормы впрямую связан с вопросом «об обратной силе» Закона (см. п. 3 Постановления о порядке введения в действие Закона и комментарий к нему).
Отметим лишь, что если будет установлено и признано, что Закон имеет обратную силу, авторским правом должны охраняться не только необнародованные произведения Пушкина, Чехова, Ленина, но и все древние произведения (типа «Слова о полку Игореве», норманнских саг и т.п).
8. Второе исключение из общего правила о сроке — п. 3 — относится к произведениям, обнародованным анонимно или под псевдонимом. Они охраняются в течение 50 лет с даты их обнародования.
Этот специальный срок может быть либо менее общего срока охраны (если произведение обнародовано при жизни автора), либо длиннее его.
9. В части 2 п. 3 содержится норма, которая применяется к тем случаям, когда личность автора будет раскрыта в течение 50 лет после обнародования произведения, выпущенного в свет анонимно или под псевдонимом.
Тогда к сроку охраны произведения будет применяться общее правило о сроке охраны, т.е. срок охраны такого произведения увеличивается или, наоборот, укорачивается.
10. В пункте 4 содержится третье исключение из общего правила о сроке. Оно касается произведений, созданных в соавторстве.
Общее правило о сроке применяется к таким произведениям, но при этом не учитываются даты смерти тех соавторов, которые умерли ранее того соавтора, который пережил остальных.
Как известно, соавторство бывает неделимым и раздельным (см. ст. 10 и комментарий к ней).
Правило, указанное в п. 3 ст. 27, применяется только к случаям неделимого соавторства.
11. Таким образом, произведения, созданные в неделимом соавторстве, охраняются в течение 50 лет, считая с даты смерти того соавтора, который пережил остальных.
При этом субъектами (носителями) авторских прав являются все соавторы (каждый из соавторов, включая в это понятие их наследников и правопреемников), а не только тот соавтор (и его наследники и правопреемники), который пережил других соавторов.
12. Четвертое исключение из общего принципа о сроке охраны содержится в ч. 1 п. 5. Оно относится к произведению, впервые выпущенному в свет (опубликованному) после смерти автора.
Срок охраны такого произведения — 50 лет со дня выпуска его в свет.
Отметим, что это правило действует по отношению только к опубликованным произведениям, хотя по логике должно применяться ко всем обнародованным произведениям.
Нельзя исключать того, что судебной практикой будет признано наличие в данном случае ошибки (описки) законодателя.
13. Пятое исключение из общего правила о сроке содержится в ч. 2 п. 5. Оно касается авторов, которые были репрессированы и посмертно реабилитированы. Эти авторы считаются умершими в дату реабилитации. Так, например, Н.И. Бухарин был необоснованно репрессирован и погиб в 1938 году, а реабилитирован лишь в 1988 году. К его произведениям применяется общее правило о сроках охраны в 50 лет, считая с 1988 года.
14. Наконец, в ч. 3 п. 5 содержится шестое исключение из общего правила о сроке охраны. Оно касается авторов, которые в период Великой Отечественной войны (т.е. с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года) работали или участвовали в войне. Срок охраны произведений этих авторов увеличивается на 4 года.
15. Исключения, рассмотренные в п. п. 7 — 14 комментария к настоящей статье, могут сочетаться друг с другом различным образом.
16. В пункте 6 предусмотрено общее правило о том, что если срок охраны должен истечь не 31 декабря определенного года, а в какой-либо иной день, он продлевается до 31 декабря этого года.
В тексте Закона это правило выражено иначе (что не меняет результата): если факт, дающий основание для начала истечения срока охраны (смерть автора, публикация произведения, реабилитация автора), произошел в какой-то день в течение календарного года, то произведение охраняется 50 лет, считая с 1 января следующего календарного года (в некоторых случаях добавляется еще 4 года).
17. Как видно из комментируемой статьи, авторское право на различные произведения одного и того же автора может прекращаться в разное время.
18. Произведения, охраняемые в соответствии с международными соглашениями, могут лишаться охраны ранее истечения сроков, предусмотренных данной статьей, в связи с правилом о «сравнении сроков охраны».
19. Об охране так называемых «старых» произведений см. п. 3 постановления о порядке введения в действие Закона и комментарий к нему.

ГК 1262

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *