Работать в прокуратуре

Прокурор – это лицо, которое уполномочено представлять обвинение в суде, а также следить за соблюдением законности практически во всех сферах жизни государства. Это достаточно сложная и ответственная работа, которая требует получения высшего образования и постоянного совершенствования профессиональных навыков. Профессия прокурора подходит молодым людям и девушкам, которые не боятся трудностей и готовы посвятить свою жизнь служению закону.

Содержание

Кто такой прокурор: что нужно знать о профессии?

Прокурор – это специалист с высшим юридическим образованием, который представляет сторону обвинения в различных судебных процессах. Профессия предусматривает оформление различных документов, выезды на места следствия и следственные мероприятия, рассмотрение гражданских жалоб.

Прокуроры востребованы в органах прокуратуры и суда. Они обязаны хорошо ориентироваться в административном, уголовном законодательстве, знать особенности работы с несовершеннолетними подозреваемыми, физическим и юридическим лицами.

Представители прокуратуры не могут вступать в политические партии, избираться в органы государственной власти или местного самоуправления. Основную профессиональную деятельность специалист может совмещать только с преподавательской, научной или творческой работой. Это связано с тем, что участие в бизнесе или во властных структурах может помешать прокурорской беспристрастности.

Задачи и обязанности

Работа в этой сфере деятельности состоит из двух основных видов деятельности – представления стороны обвинения в суде и надзорно-следственной деятельности. Работа в качестве обвинителя подразумевает принятие обвинительных доказательств, передачу дела в суд, доказательство виновности подсудимого в процессе суда. Здесь от специалиста требуется грамотно изложить суть обвинения и быть достойным оппонентом адвокату.

Как профессионалу надзорно-следственного органа, прокурору надлежит рассматривать жалобы по нарушению прав и свобод граждан. Если нарушение имеет место быть, он обязан незамедлительно отреагировать, вынеся протест или составив обращение в суд.

Работа и зарплата

Чтобы начинающий юрист стал прокурором, ему необходимо первое время нести службу в качестве помощника прокурора в следственном комитете или в суде. Наиболее высокую ступень в прокурорской иерархии занимает генеральный прокурор, которому подчиняются его заместители, советники, помощники, поэтому карьерный рост в данной профессии крайне вероятен.

Зарплата прокурора зависит от стажа и опыта работы специалиста. На сегодняшний день средний оклад составляет от 30 до 40 000 рублей.

Плюсы и минусы профессии

Специальность имеет следующие достоинства:

  • высокую востребованность;
  • быстрое продвижение по карьерной лестнице;
  • нормированный график работы.

Особенности профессии подразумевают в работе и свои недостатки:

  • необходимость длительной стажировки помощником;
  • высокая конкуренция;
  • частые стрессовые ситуации.

Как стать прокурором?

Для того чтобы стать прокурором, требуется закончить юридический факультет по специальности «Юриспруденция», а затем отстажироваться в качестве помощника прокурора. Желающим получить образование военного прокурора, необходимо закончить военный ВУЗ.

Какие навыки нужны?

Для эффективной и полноценной работы прокурору необходима безупречная репутация и честность. В данном виде деятельности эмоции и личные амбиции не должны играть никакой роли, поэтому профессионалы своего дела являются абсолютно беспристрастными людьми. Понадобится и аналитический склад ума, который поможет собирать доказательную базу, высокое чувство ответственности, коммуникабельность.

Чтобы продвинуться по службе, прокурору необходимо иметь безупречную характеристику и незапятнанную репутацию.

Какое образование необходимо, и куда можно поступать?

Профессия прокурора предполагает наличие высшего юридического образования. Существует несколько вариантов будущего направления подготовки – абитуриент может поступить на специальности «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность», «Правовое обеспечение национальной безопасности».

Какие предметы нужно сдавать на прокурора?

Для поступления в высшее учебное заведение или ССУЗ абитуриентам потребуется сдать единый государственный экзамен в виде тестирования. Профильными дисциплинами в этом случае будут выступать обществознание и история, поскольку эти экзамены продемонстрируют уровень знаний у выпускников школ по праву и основам юриспруденции.

Сколько учиться на прокурора после 9 и 11 класса?

Поскольку получение образования для работы в прокуратуре возможно только в ВУЗе, школьнику необходимо закончить 11 классов для зачисления в высшее учебное заведение. В университете или институте студентов учат 4 года или 5 лет в зависимости от конкретной программы подготовки (бакалавриат или специалитет соответственно).

Выпускники бакалавриата нередко имеют возможность продолжить образование, поступив в магистратуру, программа подготовки которой предполагает еще 2 года учебы.

Возможно ли дистанционное обучение?

Дистанционное освоение данной специальности возможно только на базе уже существующего высшего образования в сфере юриспруденции. С нуля же получить профессию прокурора путем прохождения онлайн-курсов не получится, поскольку данная сфера деятельности требует специфических знаний, приобрести которые возможно только в стенах высшего учебного заведения.

Где учиться на прокурора?

Обучение для дальнейшей работы в прокуратуре предоставляет множество учебных заведений по всей России.

ВУЗы и академии

В Москве существует немало профильных высших учебных заведений, где можно выучиться на прокурора.

  1. Российский университет дружбы народов. Готовит бакалавров на юридическом институте РУДН по специальности «Юриспруденция». Присутствует 20 бюджетных мест, контракт стоит от 150 000 рублей.
  2. Российский экономический университет имени Плеханова. Выпускает бакалавров на факультете экономики и права по направлению «Юриспруденция». Присутствует 10 бюджетных мест, контракт стоит от 133 330.
  3. Московский государственный институт международных отношений МИД России. ВУЗ готовит специалистов по 3 направлениям. На международно-правовом факультете присутствует 78 бюджетных мест, контракт стоит 514 000 рублей.
  4. Университет прокуратуры Российской Федерации. Профильный ВУЗ для желающих получить данную специальность. Обучение длится 4 года, присутствуют бюджетные и контрактные места.
  5. Московский государственный юридический университет имени Кутафина. ВУЗ готовит специалистов широкого профиля, присутствует 34 бюджетных места, есть возможность учиться платно.

Санкт-петербургские высшие учебные заведения также дают возможность получить образование по данному профилю подготовки.

  1. Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Выпускает бакалавров на юридическом факультете по направлению «Юриспруденция». Есть 18 бюджетных мест, цена контракта от 199 000 рублей.
  2. Санкт-Петербургский институт РПА Минюста России. Здесь присутствует несколько программ подготовки. Существуют бюджетные места, а также контрактная форма обучения.
  3. Санкт-Петербургский государственный университет. На юридическом факультете готовит бакалавров по профилю «Юриспруденция». Есть 76 бюджетных мест.
  4. Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Набирает абитуриентов на базе 11 класса на юридический факультет. Существует 14 бюджетных мест, контракт стоит от 198 000 рублей.
  5. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. ВУЗ готовит специалистов в рамках гуманитарного института по программам бакалавриата. Существует 12 бюджетных мест, контракт стоит 170 000 рублей.

Колледжи и техникумы

В средних специальных учебных заведениях не готовят специалистов данного направления. Для того чтобы занять должность прокурора, необходимо получить высшее образование. ССУЗы же могут предоставить лишь профиль подготовки «Правоохранительная деятельность» или «Право и организация социального обеспечения». Это подойдет для выпускников 9 класса средней школы, которые желают получить подготовку перед поступлением в ВУЗ, однако будет недостаточным для работы в прокуратуре.

Курсы и тренинги

Московские частные центры подготовки готовы предложить несколько курсов для профессиональных прокуроров.

  1. Институт профессионального образования. Предлагает пройти курсы повышения квалификации для профессиональной переподготовки юристов. Длительность курсов – от 1 до 6 месяцев, стоимость – от 4 000 рублей.
  2. Институт развития бизнеса и права. В этом коммерческом учебном заведении реализуется более 40 программ подготовки для юристов. Длительность курсов повышения квалификации – от 2 дней, цена – 15 000 рублей.
  3. Межрегиональный гуманитарно-технический университет. Предлагает прослушать курсы, тренинги, семинары для юристов. Длительность занятий – от 1 дня, стоимость от 5 000 рублей.
  4. Московский городской университет управления Правительства Москвы. Предлагает множество семинаров, а также курсы повышения квалификации для юристов широкого профиля, прокуроров. Длительность курса – от 9 дней, стоимость – от 8 900.
  5. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Дает возможность пройти курсы повышения квалификации в рамках института юриспруденции, менеджмента и экономики. Длительность курса – 2 месяца, стоимость – 56 000 рублей.

Существует множество программ подготовки для профессиональных юристов и в Санкт-Петербурге.

  1. Бизнес-школа «Grand school». Проводит семинары и тренинги для практикующих специалистов длительностью от 1 дня. Цена от 2 до 5 000 рублей.
  2. Центр деловых мероприятий «Юрион». Дает возможность посетить множество семинаров, тренингов, интенсивов для представителей юридических профессий. Длительность курсов от 2 дней, стоимость от 3 до 9 000 рублей.
  3. Санкт-Петербургский филиал Финансового университета при правительстве Российской Федерации. Проводит несколько семинаров и тренингов, также курсы повышения квалификации для специалистов на базе высшего образования. Длительность и стоимость курса зависит от конкретного направления подготовки.
  4. Русская школа управления. Ведет курс организации судебной работы длительностью 16 академических часов. Цена – 14 950 рублей.
  5. Европейский институт образования и рекрутинга. Дает возможность прослушать несколько курсов повышения квалификации, рассчитанных на специалистов с высшим юридическим образованием. Длительность курса – от 2 месяцев, стоимость – от 20 500.

Таким образом, работа прокурора предполагает значительную долю ответственности, большую эмоциональную и физическую нагрузку. Представителям этой должности приходится иметь дело с различными людьми, поэтому умение

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам трудового права и защите прав работника и работодателя, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 455-12-46

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82

Также вы можете задать вопрос онлайн-консультанту:

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам трудового права и защите прав работника и работодателя, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 455-12-46

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82

О работе прокурора и карьерном пути

– Чем занимается Ваша организация?

– Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законов на территории Российский Федерации, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, за деятельностью органов государственной власти, правоохранительных и уголовно-исполнительных органов.

Соответственно, прокуратура Невского района Санкт-Петербурга осуществляет все вышеуказанные функции на территории Невского района Санкт-Петербурга.

– Что входит в обязанности прокурора?

– Защита конституционных прав граждан, интересов общества и государства, борьба с коррупцией являются приоритетными направлениями деятельности органов прокуратуры. Нарушения закона в самых различных сферах требуют вмешательства прокуроров ежедневно.

Кроме того, прокуроры поддерживают государственное обвинение в суде, участвуют в рассмотрении гражданских дел судами. Также прокурор наделен правом правотворческой деятельности.

Реализуя правозащитную функцию, прокуратура придерживается политики открытости и прозрачности своей деятельности. Гласность в деле укрепления законности — один из принципов работы прокуратуры.

– Чем именно занимается прокурор района?

– Он руководит деятельностью районной прокуратуры, контролирует работу подчиненных сотрудников, определяет приоритетные направления надзора в соответствии со спецификой района, ставит задачи и следит за их исполнением. Кроме того, лично на прокурора района возложен надзор за противодействием коррупции.

– Как проходит ваш рабочий день?

– Каждый день начинается с планового оперативного совещания с заместителями прокурора, на котором докладывается сводка происшествий за сутки, поступающая из УМВД района, сводка происшествий, поступающая из администрации района, информация СМИ. Также на совещании обсуждаются текущие проверки, проводимые сотрудниками прокуратуры района, контрольные жалобы граждан, задания и иные актуальные вопросы.

После совещания идет работа с поступающей корреспонденцией из вышестоящей прокуратуры, государственных органов, работа с жалобами и обращениями граждан.

Кроме того, в течение дня проводятся различные совещания с руководством УМВД, следственного комитета, администрации района по актуальным вопросам. Также мы слушаем доклады оперативных работников и заместителей о ходе проверок, рассмотрении жалоб и иных вопросов, связанных с оперативной обстановкой в районе в целом, а также обсуждаем конкретные проблемы и пути их решения.

– Почему вы решили стать прокурором?

– Еще во время учебы в школе я мечтал стать следователем. Окончив среднюю школу, поступил в юридический институт, после которого стал работать следователем прокуратуры. Затем я прошел все ступени карьерной лестницы. Меня назначили старшим следователем отдела по особо важным делам, заместителем прокурора района, начальником отдела и заместителем начальника управления в прокуратуре Санкт-Петербурга и, наконец, прокурором района.

Каждый этап работы в органах прокуратуры очень интересен, и с прохождением его открываются новые знания, приходит опыт для занятия более важной и ответственной должности. Но самое главное — это то, что будь ты следователь, помощник прокурора района, заместитель или прокурор, ты всегда помогаешь людям в защите их прав и законных интересов. И когда ты понимаешь, что помог человеку, восстановил его нарушенные права, ты получаешь настоящее удовлетворение от своей работы.

– Какое высшее образование нужно получить, чтобы стать прокурором?

– Главное — получить профессию юриста. Существуют профильные учебные заведения: ФГКУ ОУ ВО Университет прокуратуры Российской Федерации (Москва) и его филиалы (институты) в Иркутске, Санкт-Петербурге, Симферополе, Казани. Вообще в нашей стране много хороших юридических вузов. Главное, чтобы было желание учиться.

– На какие предметы стоит делать упор старшекласснику, который хочет стать прокурором?

– Прокурорскому работнику необходимы отличные знания русского языка, истории, обществознания, культуры речи.

– Какие личностные характеристики нужны прокурору?

– Чтобы преуспеть в этой сфере, нужно развивать такие навыки, как фокусировка на задачах, скорость реакции, внимательность к мелочам и хорошая память. Быть целеустремленным, инициативным и ответственным во всем, уравновешенным и тактичным в общении с людьми, требовательным к себе. Добросовестно относиться к исполнению поставленных задач, вести здоровый образ жизни. Необходимо понимать, что за каждым твоим решением стоят судьбы людей.

– Сложно ли начинающему специалисту без опыта устроиться на работу?

– Отбор в прокуратуру более строгий, чем в обычные юридические организации. Требования к кандидатам предъявляют высокие, как относительно знаний, так и личных качеств, поэтому при приеме на работу кандидаты решают психологические тесты, проходят собеседования с действующими сотрудниками и предварительную практику. Во всем этом главное — желание кандидата и его целеустремленность.

– Какой карьерный путь может быть у прокурора?

– Карьерный путь начинается еще со студенческой скамьи: уже при обучении студенты проходят практику в прокуратурах районного звена, помогают осуществлять личный прием граждан и разрешать жалобы. По истечении шести месяцев работы в органах прокураторы сотруднику присваивается первоначальный классный чин — юрист 3-го класса.

Если говорить о должностях, то их наименование зависит от прокуратуры того звена, где человек работает. Например, в прокуратуре района субъекта Российской Федерации первоначальной должностью является должность помощника прокурора, далее идет старший помощник прокурора района, заместитель и, соответственно, прокурор района. В аппарате прокуратуры субъекта должности начинаются с прокурора отдела, далее — старший прокурор отдела, начальник отдела или управления, заместитель прокурора субъекта, прокурор субъекта. Пик карьерного роста и перспектив — это должность Генерального прокурора Российской Федерации.

– Сколько может получать прокурор?

– Зарплата зависит от стажа работы, классного чина, занимаемой должности и надбавок. В Санкт-Петербурге минимальная зарплата помощника прокурора составляет около 50 тысяч рублей в месяц.

– Чем может заняться прокурор, решивший попробовать себя в чем-то новом?

– Выбор очень велик, поскольку во время работы в прокуратуре сотрудник получает бесценный опыт во многих сферах юриспруденции, начиная от защиты прав потребителей и заканчивая уголовно-правовой составляющей. Работать можно пойти в юридические фирмы, адвокатуру, нотариат, суд.

– Будут ли работники прокуратуры востребованы в ближайшем будущем? Не автоматизируют ли их труд?

– 12 (23) января 1722 года Указом Петра I была учреждена Российская прокуратура. Сейчас органам прокуратуры России 297 лет. Полагаю, время и история показали, что наша профессия будет востребована всегда.

Кроме того, поскольку наша работа напрямую связана с взаимодействием с гражданами, чьи права нарушены, никакая компьютерная система не сможет заменить человека. Законодательство пишется людьми для людей, соответственно, машины его трактовать не смогут.

– Что вы могли бы посоветовать почитать или посмотреть старшеклассникам, которые хотят побольше узнать о профессии?

– Одним из лучших романов по данной теме я считаю «Эру милосердия» — детективный роман братьев Вайнеров о борьбе московской милиции и прокуратуры с уголовными элементами, расплодившимися во время послевоенной разрухи.

Кроме того, наверняка многие знают сериал «Место встречи изменить нельзя», снятый на основе этого романа. Также можно отметить такие фильмы как «Марш Турецкого» и «Тайны следствия», но они больше о работе следователя.

> Требования к подбору кадров прокурорских работников для поступления на службу в органы прокуратуры

Требования к подбору кадров для поступления на службу в органы прокуратуры

Служба в органах прокуратуры является федеральной государственной службой.

Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации.

Условия и порядок приёма на службу в органы прокуратуры, требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на прокурорские должности в прокуратуре, определены Федеральными законами «О прокуратуре Российской Федерации», «Об основах государственной службы Российской Федерации», законодательством о труде и другими нормативными актами.

Согласно ст. 40-1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»:

1. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющемгосударственнуюаккредитацию, в частности, по программе «юриспруденция»; и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

2. Лицо не может быть принято на службу в органы прокуратурыи находиться на указанной службе, если оно:

имеет гражданство иностранного государства;

признано решением суда недееспособным и ограниченно дееспособным;

лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определённого срока;

имело или имеет судимость;

заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует поступлению на службу в органы прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника;

состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчинённостью или подконтрольностью одного из них другому;

отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Решение вопроса о назначении на должность кандидата принимается только после получения результатов (заключения) психологического тестирования.

Лица принимаются на службу в органы прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределённый срок или определённый срок.

Лица, впервые назначаемые на должность прокурора, принимают Присягу прокурора.

Прокурорским работникам присваиваются классные чины.

Законом урегулировано материальное и социальное обеспечение прокурорских работников, установлены с учетом сложности их труда определенные гарантии, меры правовой и социальной защиты.

На прокурорских работников распространяются ограничения, установленные федеральным законодательством для государственных служащих.

Квалификационные требования к профессиональной подготовке кандидатов для поступления на службу в прокуратуру.

1. Общие требования

Кандидат должен обладать следующими качествами и свойствами личности:

— социальной и служебной ответственностью;

-высоким уровнем правосознания, воспитания и культуры;

-честностью, принципиальностью;

-чуткостью, скромностью и нравственной чистотой;

-исполнительностью, способностью устанавливать и поддерживать служебные отношения в коллективе, с работниками вышестоящих прокуратур;

-пониманием сущности и государственной значимости прокурорской деятельности;

-умение оперативно воспринимать новые профессиональные знания, умения, навыки и адаптировать их к целям и задачам прокурорской деятельности, анализировать данные, отражающие состояние законности и правопорядка, вести деловую беседу;

-способностью свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения;

-способностью правильно осуществлять взаимодействие с сотрудниками правоохранительных органов, органов государственного и муниципального контроля, других органов власти;

-тактичным и уважительным отношением к гражданам, представителям органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций с сохранением независимости, требовательности и принципиальности;

-придерживаться делового стиля одежды.

2. Требования к профессиональным знаниям кандидата.

Кандидат для поступления на службу в органы прокуратуры обязан знать:

-Конституцию Российской Федерации;

-основополагающие международно-правовые договоры Российской Федерации, регламентирующие права и свободы человека и гражданина, а также вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

-федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие сферу деятельности прокурорского работника, в том числе Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»;

-постановления, определения, разъяснения, решения Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Европейского Суда по правам человека, содержание которых связано с функциональной деятельностью помощника прокурора;

-историю прокуратуры России, систему и принципы деятельности органов прокуратуры Российской Федерации;

-права и обязанности прокурорского работника;

-порядок прохождения государственной службы в органах прокуратуры;

-общие принципы служебного поведения государственных служащих,

-Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации;

-ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в прокуратуре;

-основы организации труда в органах прокуратуры;

-нормы делового общения.

3. Требования к профессиональным умениям и навыкам.

Кандидат для поступления на службу в органы прокуратуры обязан:

-уметь эффективно использовать предусмотренные законом средства защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, принимать меры к своевременному и полному устранению выявленных нарушений закона;

-знать и умело применять методы анализа и прогнозирования состояния законности и правопорядка;

-владеть методикой и тактикой осуществления прокурорского надзора, иных видов прокурорской деятельности;

-качественно составлять процессуальные и другие служебные документы, акты прокурорского реагирования;

-обладать навыками публичных выступлений;

-владеть компьютерной и другой оргтехникой, необходимым программным обеспечением, уметь пользоваться справочными информационными системами.

СКАЧАТЬ Перечень документов для поступления на службу

СКАЧАТЬ Порядок оформления автобиографии

Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров, и порядок их назначения на должность.

1. Граждане РФ

2. Высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествам

Граждане, которые не могут быть:

1. имеющие гражданство иностранного государства;

2. признанные решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным

3. лишенные решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока

4. имеющие судимость

5. имеющие заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника

6. состоящие в близком родстве или свойстве с работником органа или организации прокуратуры

7. отказывающиеся от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну

При назначении на должность может быть установлен испытательный срок продолжительнос­тью до 6 месяцев.

Лицо, впервые назначаемое на должность, принимает присягу прокурора

На должность прокурора города, района или приравненного к нему прокурора назначается гражданин РФ не моложе 27 лет, имеющий стаж службы (работы) не менее пяти лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

Прокурор субъекта назначается на должность Президентом по представлению Генерального прокурора, назначается гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, имеющий стаж службы (работы) не менее семи лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

Генеральный прокурор Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности:

· в Генеральной прокуратуре — начальников главных управлений, управлений и отделов и их заместителей, советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, помощников и помощников по особым поручениям Генерального прокурора, помощников по особым поручениям первого заместителя и заместителей Генерального прокурора, старших прокуроров и прокуроров главных управлений, управлений и отделов и их помощников.

· заместителей прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров;

· прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров;

· ректоров (директоров), проректоров (заместителей директоров) научных и образовательных организаций прокуратуры, а также директоров филиалов научных и образовательных организаций прокуратуры и их заместителей.

Прокурор субъекта РФ, приравненные к нему прокуроры назначают на должность и освобождают от должности:

· работников аппарата соответствующей прокуратуры, за исключением своих заместителей;

· заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров.

Должности в прокуратуре — права и обязанности сотрудников надзорного органа

Должности в прокуратуре, права и обязанности сотрудников надзорного органа
Все сотрудники прокуратуры, которая является надзорным государственным органом, относятся к категории федеральных государственных служащих. Данное положение вводится законом «О Прокуратуре» за номером 2201, принятом в 1992 году. Прокурорские работники, будучи частью государственных служащих, подчиняются служебному праву, которое регламентирует их служебные обязанности в рамках предоставленных им прав и полномочий.

Какие есть звания в прокуратуре РФ

Прокуратура имеет вертикаль власти, а ее сотрудники получают классные чины, что закреплено в 41 статье ФЗ№ 2202-1. Каждый чин является персональным званием прокурорского работника и аналогичен служебному разряду. Правила получения очередного классного чина закреплены «Положением о классных чинах работников прокуратуры», который был утвержден специальным президентским указом №659 в 1997 году.

Классные чины в прокуратуре присваиваются согласно должности, которую занимает сотрудник и стажу его работы. Начальный классный чин соответствует званию младшего юриста. Самым высоким чином прокурорского работника является звание действительного государственного советника юстиции. Также предусмотрены звания юристов различного класса и советников юстиции, подразделяющихся на младших, обычных и старших. Высшим званием является чин государственного советника юстиции 1 класса, позволяющий занимать руководящие должности в прокурорском ведомстве.

Сотрудники прокуратуры обязаны носить форму и специальные знаки различия согласно своему классному чину. Это закреплено Постановлением Правительства РФ за номером 352 от 25.03.1996 года.

Должности в прокуратуре

Должностная иерархия в прокуратуре регулируется 54 статей ФЗ №2202-1. Закон вводит специальные термины для обозначения должностей внутри этого федерального надзорного органа: прокуроры и прокурорские работники. Руководителей разного уровня и сотрудников, которые выполняют функции руководителей отделов и помощников прокуроров называют «прокурорами». Сотрудники управлений и отделов называются прокурорскими работниками. Первый пункт 54 статьи указанного закона специально отмечает, что выполнять профессиональные полномочия по надзору за соблюдением законности могут только сотрудники в должности прокурора или их заместители.

Кто считается прокурорским работником

Прокурорскими работниками считаются:

  1. прокуроры;
  2. следователи;
  3. сотрудники научно-исследовательских и образовательных заведений, работающих в прокурорской системе;
  4. специалисты, имеющие классный чин, который аналогичен воинскому званию.

Третий пункт 4 статьи специально выделяет ряд категорий следователей и прокуроров, для которых предусмотрены особые права, обязанности и ограничения. В статьях 41 и 42 3 пункта и в статьях 44 и 45 второго пункта указаны специальные права этих сотрудников на социальную и правовую защиту.

Права и обязанности сотрудника прокуратуры

Федеральный закон №79 регламентирует права и обязанности сотрудников прокурорского ведомства, разделяя их на:

  1. общие;
  2. функциональные;
  3. должностные.

Этот закон регламентирует права и обязанности, которые должны выполнять все государственные служащие. 14 статья закрепляет за сотрудниками прокуратуры права на:

  1. получение соответственных условий для выполнения должностных обязанностей;
  2. знакомство с документами, разъясняющими их должностные обязанности, критерии оценки эффективности работы, результативность профессиональной деятельности и условия повышения по службе;
  3. регламентированный доступ к нужным документам, информации и материалам, которые необходимы для выполнения служебных обязанностей;
  4. предложения по улучшению работы надзорного органа и иных государственных структур;
  5. — получение регламентированного доступа в органы государственной и муниципальной власти, общественные организации и другие общественные объединения в рамках выполнения своих профессиональных обязанностей;
  6. служебный рост в соответствии с правилами конкурсной основы, для чего организуются стажировки и курсы повышения квалификации;
  7. получение соответственного званию материального обеспечения, отпуска, пенсии, размер которой определяется стажем службы;
  8. защиту своей служебной деятельности, которое позволяет сотруднику знакомиться со всей информацией, вносимой в его личное дело, а также право на опротестование этой информации, в том числе и в судебном порядке.

В 15 статье закона №79 обозначены 12 должностных обязанностей всех государственных служащих, которые делятся на:

  1. те, которые связаны с непосредственным исполнением профессиональной деятельности и полученными полномочиями согласно Конституции РФ и иным законодательных актов;
  2. те, которые обеспечивают эффективное исполнение функций на занимаемой сотрудником прокуратуры должности.

Что должны делать сотрудники прокуратуры

В рамках должностных обязанностей прокурорские работники и прокуроры должны:

  1. следить за поддержанием своей профессиональной квалификации,
  2. соблюдать внутреннюю дисциплину,
  3. сохранять государственную тайну,
  4. беречь государственное имущество,
  5. выполнять наложенные на них законом ограничения и запреты,
  6. информировать руководство о наличии личной заинтересованности при выполнении должностных обязанностей.

Функциональные обязанности и права

Функциональные обязанности определяются надзорной функцией прокуратуры и указаны в первой статье федеральным законом № 2202-1. Они обязывают сотрудника следить за соблюдением Конституции и другие российских законов руководителями различных уровней власти, работающих в разных ведомствах и отраслях.

Прокуроры обязаны проводить проверки по поступающим в ведомство заявлениям граждан, а также контролировать деятельность подчиненных им ведомств.

Рассматривать заявления граждан, вызывать руководителей для допроса по поводу нарушения законов, разъяснять гражданам их права и обязанности, проводить проверки по поступившим заявлениям.

Должностные функциональные обязанности сотрудников этого ведомства также определяются различными кодексами: УПК, ГПК, АПК и другими нормативными актами, связанными с профильными прокурорскими ведомствами, надзирающими за военными, транспортной системой, ФСИН.

Любое прокурорское ведомство выполняет надзорные функции по соблюдению законности в рамках своей специализации. Этим определяется разнообразие должностных прав и обязанностей их сотрудников. Все должностные права и обязанности связаны с осуществлением надзорной деятельности и регламентируются специальной должностной инструкцией и закреплены в должностном регламенте, который определяет 47 статья ФЗ №79. Закон позволяет менять старые должностные регламенты на новые по мере наступления их несоответствия текущим законодательным стандартам.

Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:

> Условия и порядок приема на службу в органы и учреждения прокуратуры. Правовое положение прокурорских работников

Страница 1 из 2

Условия и порядок приема на службу в органы и учреждения прокуратуры

Согласно ст. 40 ФЗ «О прокуратуре РФ» служба в органах и учреждениях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются Федеральным законом.

Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры (далее также — работники) регулируются (с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом):

    1. законодательством Российской Федерации о труде и
    2. законодательством Российской Федерации о государственной службе .

Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров

Согласно ст. 40.1 ФЗ прокурорами могут быть граждане Российской Федерации,

    • получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и
    • обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами,
    • способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должности помощников прокуроров прокуратур районов, городов и приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе высшего образования по специальности и направлению подготовки в области юриспруденции не менее половины срока получения образования, установленного федеральным государственным образовательным стандартом, и не имеющие академической задолженности.

Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

    1. имеет гражданство иностранного государства;
    2. признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
    3. лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
    4. имело или имеет судимость;
    5. имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника;
    6. состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
    7. отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Порядок приема на службу в органы и учреждения прокуратуры

Порядок медицинского освидетельствования, перечень заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, и форма медицинского заключения утверждаются Правительством Российской Федерации.

Лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого

    • на неопределенный срок или

    • на срок не более 5 лет.

Лица, получающие высшее юридическое образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам на основании ученических договоров, заключенных между ними и Генеральной прокуратурой Российской Федерации, в соответствии с заключенными с ними договорами обязаны проработать в органах или учреждениях прокуратуры не менее 5 лет. При увольнении из органов или учреждений прокуратуры до истечения указанного срока, за исключением случаев

    1. увольнения по состоянию здоровья,
    2. в связи с призывом на действительную военную службу,
    3. увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет,
    4. в связи с ликвидацией органа или учреждения прокуратуры, сокращением численности или штата работников (далее — организационно-штатные мероприятия), указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение.

На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица

    • не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее 3 лет.

На должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров назначаются лица

    • не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее 5 лет.

Генеральный прокурор Российской Федерации вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.

Статья 40.2 ФЗ устанавливает, что на лиц, занимающих должности, указанные в абзаце втором пункта 1 статьи 40 настоящего Федерального закона, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации») для государственных служащих.

Испытание при приеме на службу в органы прокуратуры

Статья 40.3 ФЗ устанавливает порядок испытания при приеме на службу в органы прокуратуры.

Лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры, за исключением лиц, впервые принимаемых на службу в органы прокуратуры в течение одного года со дня окончания образовательной организации, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытание на срок до 6 месяцев. Продолжительность испытания определяется руководителем соответствующего органа прокуратуры, в компетенцию которого входит назначение на соответствующую должность, по соглашению с лицом, принимаемым на службу. Срок испытания в процессе прохождения службы может быть сокращен или продлен в пределах шести месяцев по соглашению сторон. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда испытуемый отсутствовал на службе по уважительным причинам. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах прокуратуры.

Лица, впервые принимаемые на службу в органы прокуратуры, зачисляются на соответствующую должность без присвоения классного чина и в период испытания исполняют возложенные на них служебные обязанности.

При неудовлетворительном результате испытания работник может быть уволен из органов прокуратуры или по согласованию с ним переведен на другую должность.Если срок испытания истек, а работник продолжает исполнять возложенные на него служебные обязанности, он считается выдержавшим испытание и дополнительные решения о его назначении на должность не принимаются.

  • Назад
  • Вперёд >>

Порядок приема и условия службы в органах и организациях прокуратуры

Порядок приема на службу, требования к кандидату на службу в органы и организации прокуратуры, установление и продолжительность испытательного срока, а также условия и порядок прохождения, приостановления и прекращения службы в органах и организациях прокуратуры регламентируются большим количеством нормативных правовых актов. К числу основных можно отнести: 1) Закон о прокуратуре; 2) Регламент Генеральной прокуратуры РФ, утвержденный приказом Генерального прокурора РФ от 11 мая 2016 г. № 276; 3) Примерные должностные регламенты федеральных государственных гражданских служащих органов прокуратуры РФ, утвержденные приказом Генерального прокурора РФ 22 декабря 2016 г. № 811; 4) приказы Генерального прокурора РФ: а) от 17 марта 2010 г. № 114 «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника РФ и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации»; б) от 28 ноября 2013 г. № 519 «Об утверждении квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке выпускников Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации для прохождения службы в органах прокуратуры»;

  • в) от 15 сентября 2014 г. № 493 «О профессиональном психологическом отборе кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации и обучение в государственные образовательные организации»;
  • г) от 11 июля 2013 г. № 286 «Об утверждении Положения о кадровом резерве для выдвижения на руководящие должности в органах прокуратуры Российской Федерации»; д) от 20 февраля 2013 г. № 80 «Об основных направлениях работы с кадрами в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации».

На государственную службу согласно ст. 12 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Служба в органах и организациях прокуратуры является видом федеральной государственной службы, в силу чего прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы РФ.

Законом о прокуратуре установлены дополнительные требования к гражданам, назначаемым на должности прокуроров. К таким условиям и требованиям относятся: гражданство Российской Федерации, наличие высшего юридического образования, необходимые профессиональные и моральные качества, состояние здоровья, возраст.

Имеющими высшее образование считаются лица, окончившие организацию высшего профессионального образования (высшее учебное заведение) и прошедшие итоговую аттестацию. Для претендентов на должности прокуроров необходимо иметь диплом о высшем юридическом образовании, полученном по программам, имеющим государственную аккредитацию. В законе не установлен требуемый уровень высшего профессионального образования. Поэтому представляется достаточным для принятия на службу в органы прокуратуры такого уровня высшего профессионального образования, как бакалавр.

При приеме на службу в органы прокуратуры особое внимание уделяют профессиональным и моральным качествам. Служебная деятельность требует от прокурорского работника наличия самых различных знаний и навыков. Обычно отмечается профессиональная грамотность, качество выполнения служебных обязанностей, объем специальных знаний и умение применять их на практике, профессиональный опыт. При установлении соответствия прокурорского работника определенной должности оцениваются профессиональные качества, определяемые функциональными задачами, особенностями профессиональной деятельности, с учетом уровня органа прокуратуры в прокурорской системе. Время от времени профессиональные качества подтверждаются в ходе аттестации.

Необходимые моральные качества, которыми должен обладать прокурорский работник, определены в тексте присяги прокурора, Кодексе этики прокурорского работника. Они указаны в приказе Генерального прокурора от 20 февраля 2013 г. № 80 и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора от 17 марта 2010 г. № 114. Моральные качества прокурора проявляются в его профессиональной этике, которой прокурор должен следовать в служебное и во внеслужебное время. Выделяются такие качества прокурора, как объективность, справедливость, неподкупность, скромность, внимательность к нуждам граждан, честность и др.

На должность прокурорских работников назначаются лица, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. В соответствии с требованиями закона о прокуратуре при назначении на должность прокурора кандидат проходит медицинское освидетельствование. На службу в органы и организации прокуратуры не может быть принято лицо, имеющее в соответствии с заключением медицинской комиссии заболевание, которое препятствует выполнению должностных обязанностей, если для соответствующей должности установлены специальные требования к состоянию здоровья (например, психогенный обморок, эпилепсия, активные формы туберкулеза). Перечень заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы и организации прокуратуры Российской Федерации и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, утвержден постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 733 «О медицинском освидетельствовании лиц на предмет наличия (отсутствия) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и организации прокуратуры Российской Федерации и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника».

На службу в прокуратуру вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Ограничения по возрасту бывают там, где необходимо обладать не только определенным образованием, моральными и профессиональными качествами, но и большим жизненным и профессиональным опытом, который приходит с возрастом. В связи с этим необходимый возрастной ценз установлен для лиц, назначаемых на должности прокуроров района (города) — не моложе 27 лет, для прокуроров субъектов РФ — не моложе 30 лет, для заместителей Генерального прокурора РФ и Генерального прокурора РФ — не моложе 35 лет. Определенный возрастной ценз прямо связан с опытом работы в системе органов прокуратуры. Поэтому в соответствии с действующим законом о прокуратуре для лиц, назначаемых на должность прокурора района (города), необходим минимальный стаж работы не менее пяти лет в органах и организациях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов. Однако предусмотрено и исключение из общего правила. Оно состоит в том, что на должность прокурора района (города) или приравненного к нему прокурора в порядке исключения может быть назначен гражданин Российской Федерации моложе 27 лет, либо имеющий стаж службы менее пяти лет в органах и организациях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, или стаж службы не менее пяти лет в органах государственной власти на должностях, требующих высшего юридического образования.

Для иных прокурорских должностей такого исключения не предусмотрено, поэтому для назначения на должность прокурора субъекта РФ требуется стаж службы не менее семи лет в органах и организациях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов. Для назначения на должность заместителя Генерального прокурора РФ необходим стаж службы не менее 10 лет в органах и организациях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

Примечательно, что для назначения на должность Генерального прокурора РФ какого-либо предварительного стажа службы в органах прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, не требуется. Объяснение этому факту заключается, видимо, в том, что должность Генерального прокурора РФ — по сути своей сугубо политическая, и поэтому критериями отбора на нее являются совершенно иные обстоятельства, нежели общие критерии для отбора на службу в органы прокуратуры. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 269-ФЗ одно и то же лицо может быть назначено на должность Генерального прокурора РФ неоднократно. При этом на Генерального прокурора РФ не распространяется установленный Законом о прокуратуре предельный возраст нахождения на службе (который согласно п. 2 ст. 73 Закона о прокуратуре составляет 70 лет).

Органы и лица, принимающие участие в назначении прокуроров на должность и освобождении их от должности, указаны в ст. 129 Конституции РФ (согласно которой, в частности, Генеральный прокурор РФ и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ) и ст. 40.5 Закона о прокуратуре (так, прокурор субъекта РФ, приравненные к нему прокуроры назначают на должность и освобождают от должности: а) работников аппарата соответствующей прокуратуры, за исключением своих заместителей; б) заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров).

В ряде случаев гражданам могут отказать в приеме на службу в органы прокуратуры. В Законе о прокуратуре указаны причины, по которым введены ограничения. Так, на службу в органы и организации прокуратуры РФ не может быть принято и находиться на указанной службе лицо, имеющее гражданство иностранного государства. Непредостав- ление иностранным гражданам и лицам без гражданства ряда прав обусловлено тем, что функции обеспечения безопасности, правопорядка, государственной власти — прерогатива исключительно граждан нашей страны.

Кроме того, лицо не может быть принято на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

1) признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным; 2) лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока; 3) имело или имеет судимость; 4) имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника; 5) состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или организации прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; 6) отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

В том случае, если гражданин Российской Федерации отвечает всем требованиям, установленным Законом о прокуратуре, и не имеет ограничений, то он принимается на службу в органы и организации прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

Для улучшения работы по формированию ядра прокурорских кадров, повышения профессионального мастерства прокурорских работников Законом о прокуратуре введены испытания при приеме на службу в органы прокуратуры. Срок испытаний установлен до шести месяцев. Кандидаты зачисляются на соответствующую должность без присвоения классного чина и в период испытания исполняют возложенные на них служебные обязанности. Руководитель соответствующего органа прокуратуры, в компетенцию которого входит назначение на прокурорскую должность, по соглашению с лицом, принимаемым на службу, определяет продолжительность испытания. Оно может быть сокращено или продлено в пределах шести месяцев по соглашению сторон.

Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах прокуратуры. Если срок испытания истек, а работник продолжает исполнять возложенные на него служебные обязанности, он считается выдержавшим испытание, и дополнительное решение о назначении на должность не принимаются. При неудовлетворительном результате испытания работник может быть уволен из органов прокуратуры или по согласованию с ним переведен на другую должность.

В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда испытуемый отсутствовал на службе по уважительным причинам. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах прокуратуры.

В отношении лиц, которые впервые в течение одного года со дня окончания образовательной организации принимаются на службу в органы прокуратуры, испытательный срок не устанавливается.

Лицо, впервые поступающие на должность прокурорского работника, зачисляется на соответствующую должность без присвоения классного чина и на период испытательного срока выполняет возложенные на него обязанности.

В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 10 декабря 2007 г. № 198 «О классных чинах и форменном обмундировании прокурорских работников» первоначальный классный чин присваивается работникам органов и организаций прокуратуры, прошедшим аттестацию, имеющим высшее юридическое образование и стаж работы в занимаемой должности не менее шести месяцев. При этом первоначальным классным чином считается любой впервые присваиваемый работнику классный чин.

Условия прокурорской службы, которые включают в себя выдачу служебного удостоверения, гарантии материального и социального обеспечения, правила ношения форменной одежды, меры правовой и социальной защиты, определяются Законом о прокуратуре. Этим же актом регулируются основания и порядок перевода прокурорских работников по службе, вопросы служебной дисциплины, проведения служебного расследования, применения мер взыскания и поощрения, а также основания прекращения службы, основания и порядок увольнения прокурорских работников, их восстановления в должности, классном чине и на службе в органах прокуратуры.

Внутренний распорядок в органах и организациях прокуратуры устанавливается соответствующими прокурорами, ректорами (директорами) согласно действующему законодательству и особенностям службы.

Важно отметить, что на лиц, занимающих должности прокурорских работников, государственных гражданских служащих распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и ст. 17, 18 и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В частности, прокурорским работникам, государственным гражданским служащим запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей они обязаны представлять в кадровую службу органов прокуратуры. Прокурорские работники обязаны уведомлять своего руководителя об обращениях к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

В связи с прохождением гражданской службы в прокуратуре гражданскому служащему и прокурорскому работнику запрещается также:

  • — заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом РФ или субъекта РФ в соответствии с федеральными законами или законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
  • — приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
  • — быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность;
  • — выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, по договоренности государственных органов РФ, государственных органов субъектов РФ или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
  • — получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные прокурорским работником и гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и передаются по акту в государственный орган, в котором он замещает должность;
  • — использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
  • — разглашать или использовать в целях, не связанных со службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
  • — допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в СМИ, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в их должностные обязанности;
  • — принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
  • — использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, прокурорского работника, если это не входит в его должностные обязанности;
  • — создавать в органах и организациях прокуратуры политические партии, другие общественные и религиозные объединения (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур;
  • — входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Имеются и некоторые другие ограничения и запреты, нарушение которых является основанием для привлечения прокурорского работника или государственного гражданского служащего к ответственности.

Следует, однако, заметить, что основная роль в обеспечении должного поведения прокурорского работника принадлежит мерам поощрения. Их перечень довольно широк. Они конкретизированы в ст. 41.6 Закона о прокуратуре и приказах Генерального прокуратура РФ. Например, приказом Генерального прокурора РФ от 5 июля 2017 г. № 452 утверждено Положение о нагрудном знаке «Почетный работник Прокуратуры Российской Федерации». Приказом Генерального прокурора РФ от 5 июля 2017 г. № 452 «О наградной системе в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации» введены в действие положения о знаке отличия «За верность закону», о медалях «За взаимодействие», «Ветеран прокуратуры».

Мерами поощрения и награждения, применяемыми за примерное исполнение служебного долга, безупречную работу, инициативу, оперативность в выполнении своих функциональных обязанностей, являются: 1) объявление благодарности; 2) награждение Почетной грамотой; 3) занесение на Доску почета, в Книгу почета; 4) выдача денежной премии; 5) награждение подарком; 6) награждение ценным подарком; 7) награждение именным оружием; 8) досрочное присвоение классного чина или присвоение классного чина на ступень выше очередного;

9) награждение нагрудным знаком «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»; 10) награждение нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» с одновременным вручением грамоты Генерального прокурора РФ. Допускается несколько мер поощрения одновременно. Поощрения объявляются приказом и заносятся в трудовую книжку и личное дело работника.

За высшие достижения по службе, исключительную верность долгу и присяге, другие особые заслуги прокурорские работники могут быть представлены к государственным наградам и присвоению почетных званий. Генеральная прокуратура РФ может представить прокурорского работника к присвоению почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации». Оно присваивается высокопрофессиональным юристам, работающим по специальности 15 и более лет, за заслуги в укреплении законности и правопорядка, защите прав и законных интересов граждан, формировании правового государства, развитии юридических наук, подготовке юридических кадров.

Основания и порядок награждения прокурорских работников, присвоения им почетных званий определяются законодательством РФ.

Определенные аспекты трудовых отношений в органах прокуратуры регламентируются иным федеральным законодательством. Так, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» работники органов прокуратуры, избранные депутатами Государственной Думы, приостанавливают свою службу в ранее занимаемых должностях на период осуществления депутатских полномочий. Условия и порядок приостановления службы в органах прокуратуры для депутата Государственной Думы устанавливаются федеральным законом.

Законом о прокуратуре установлено, что за нарушения служебных обязанностей, проступки, дискредитирующие звание работника прокуратуры, применяются такие дисциплинарные взыскания, как: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) понижение в классном чине; 5) лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»; 6) лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»; 7) предупреждение о неполном служебном соответствии; 8) увольнение из органов прокуратуры. Эти же виды наказания применяются в случае несоблюдения работником ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

С 2011 г. стал применяться специальный вид увольнения —увольнение в связи с утратой доверия. Такое наказание применяется в случае:

  • — непринятия работником мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
  • — непредставления работником сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
  • — участия работника на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  • — осуществления работником предпринимательской деятельности;
  • — вхождения работника в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;
  • — нарушения работником, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Руководитель органа или организации прокуратуры, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему работник, в порядке, установленном законодательством РФ, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах прокуратуры.

Сведения о применении к работникам взысканий в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений подлежат включению органами и организациями прокуратуры, в которых работники проходили службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия (этот реестр с 1 января 2018 г. размещен в государственной информационной системе в области государственной службы в сети «Интернет»).

Генеральный прокурор РФ вправе налагать любое дисциплинарное взыскание за исключением таких, как: 1) понижение в классном чине — на прокурорских работников, которым классный чин присвоен Президентом РФ; 2) увольнение из органов прокуратуры — на заместителей Генерального прокурора РФ, а также на прокурорских работников, назначенных на должность Президентом РФ.

Прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры и директора (ректоры) научных и образовательных организаций прокуратуры имеют право налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначаемых ими на должность, за исключением лишения нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации».

Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры имеют право налагать дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, а также увольнения работников, назначаемых ими на должность.

Наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов прокуратуры работников, награжденных нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», может быть применено только с согласия Генерального прокурора РФ.

Иные виды ответственности также могут быть применены к прокурорскому работнику. При этом в любом случае проверка сообщения о факте совершения прокурором административного правонарушения является исключительной компетенцией органов прокуратуры. Проверка же сообщения о преступлении, совершенном прокурором, возбуждение в отношении прокурора уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор застигнут при совершении преступления) и его предварительное расследование производятся Следственным комитетом РФ.

Военные прокуроры подпадают под действие ряда специальных нормативных правовых актов, в том числе они поощряются и несут ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ. Однако и здесь право поощрения и наложения взыскания имеют только вышестоящие прокуроры.

>

Главная→ Кадры→ Порядок поступления граждан на федеральную государственную службу в органы прокуратуры

Порядок поступления граждан на федеральную государственную службу в органы прокуратуры

Согласно ст. 40 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы. Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”.

Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом “О прокуратуре Российской Федерации”.

В соответствии со ст. 40.1 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” прокурорами могут быть граждане Российской Федерации:

— имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, в частности, по программе «юриспруденция»;

— обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами;

— способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должности помощников прокуроров городов и районов, приравненных к ним прокуроров в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.

Не могут быть приняты на службу в органы прокуратуры граждане:

— имеющие гражданство иностранного государства;

— признанные решением суда недееспособными и ограничено дееспособными;

— лишенные решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

— имевшие или имеющие судимость;

— имеющие заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению ими служебных обязанностей;

— состоящие в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов)

с работником органа прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;засчитывается в стаж службы в органах прокуратуры.

— отказывающиеся от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую они претендуют, связано с использованием таких сведений.

Граждане принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет (срочный трудовой договор).

По вопросу трудоустройства в органы прокуратуры граждане обращаются в отдел кадров прокуратуры Томской области.

Отдел кадров для проверки соответствия кандидата предъявляемым требованиям знакомится с документами претендента (автобиография, паспорт, трудовая книжка либо ее копия, диплом с приложением, свидетельство об аккредитации ВУЗа с приложением, медицинская справка формы 086\у о годности к службе в органах прокуратуры, справка из органов государственной налоговой службы о представлении сведений об имущественном положении, другие документы, предусмотренные федеральным законодательством). Перечень документов может быть дополнен в зависимости от индивидуальных данных кандидата на работу.

Старшим помощником прокурора Томской области по собственной безопасности направляются запросы в соответствующие органы для проверки данных о возможном наличии сведений о привлечении кандидата к уголовной, административной ответственности, а также иных сведений, препятствующих приему на службу в органы прокуратуры. В ходе проверки обязательно выясняется поведение кандидата вне службы, его склонность к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, круг его знакомств и т.д.

Кандидат в обязательном порядке проходит собеседование с руководителями структурных подразделений аппарата прокуратуры области, городских и районных прокуратур. Цель беседы — получение дополнительной информации о биографии кандидата и составление представления о нем как о личности, формирование мнения о его интеллекте, начитанности, интересах, умении грамотно и логично излагать свои мысли. В ходе собеседования выявляются волевые и характерологические особенности кандидата, его склонность и стремление к данной профессии (мотивация).

После ознакомления с личностью кандидата на замещение вакантной должности помощника прокурора (впервые назначаемых на должность), изучения перечисленных документов, кандидат направляется на психологическое тестирование, целью которого является определение степени его соответствия требованиям прокурорской специальности.

Решение вопроса о назначении на должность кандидата принимается только после получения результатов (заключения) психологического тестирования.

В соответствии со ст. 40.3 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры, за исключением лиц, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытание на срок до шести месяцев. Продолжительность испытания определяется прокурором области, в компетенцию которого входит назначение на прокурорские должности, по соглашению с лицом, принимаемым на службу. Срок испытания в процессе прохождения службы может быть сокращен или продлен в пределах шести месяцев по соглашению сторон. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда испытуемый отсутствовал на службе по уважительным причинам. Срок испытания

При неудовлетворительном результате испытания работник может быть уволен из органов прокуратуры или по согласованию с ним переведен на другую должность.

Условия и порядок приема на службу в органы прокуратуры, требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на прокурорские должности в прокуратуре, определены Федеральными законами “О прокуратуре Российской Федерации”, “Об основах государственной службы Российской Федерации”, законодательством о труде и другими нормативными актами.

Работать в прокуратуре

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *