198 199 УК РФ

«Виталий Поляков
адвокат по налоговым
преступлениям»

Раньше, примерно до 2014 года, единственным инициатором уголовного дела выступала налоговая инспекция, которая направляла материалы налоговой проверки в следственные органы. Соответственно, следственные органы могли возбудить уголовное дело за налоговое преступление только на основании этих материалов. В связи с тем, что документы проверялись налоговиками только за три последних финансовых года, фактически этот срок и определял срок исковой давности привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям. К моменту их поступления срок давности по преступлениям небольшой тяжести, как правило, уже истекал.

Теперь поводом для уголовного преследования могут служить заявления, сообщения из любых источников, включая СМИ; постановление прокурора, явка с повинной. Вследствие нововведений для налоговых преступлений применяются общие сроки исковой давности, установленные ст. 78 УК РФ, и следователь может «копать» под налогоплательщика вплоть до 10-летнего периода.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело – подлежит прекращению в случае истечения сроков давности уголовного преследования.

Для определения конкретных сроков давности привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупном размере по ст. 199 УК РФ следует изначально определиться, к какой именно категории преступлений относится соответствующий состав налогового преступления, так как срок исковой давности напрямую зависит от тяжести совершенного налогового преступления. Об этом, а также о порядке исчисления сроков исковой давности по ст. 199 УК РФ, читайте в настоящей статье.

Ст. 199 УК РФ: тяжесть преступления и срок давности

Сроки исковой давности по общим правилам зависят от тяжести преступления. В сфере налогового законодательства они определяются размером установленного наказания:

  • для преступлений небольшой тяжести – 2 года (ст. 199 УК РФ, ст. 199.1 УК РФ). Предусмотрена для организаций и налоговых агентов при неуплате налогов в крупном размере – сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах 3-х финансовых лет подряд более 5 млн. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25 % подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая 15 млн. рублей;
  • для тяжких преступлений – 10 лет (ч. 2 ст. 199 УК РФ, ч.2 ст. 199.1 УК РФ). Предусмотрена для организаций и налоговых агентов при неуплате налогов в особо крупном размере – сумма, составляющая за период в пределах 3-х финансовых лет подряд более 15 млн. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50 % подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая 45 млн. рублей.

Для налоговых преступлений предусмотрены сроки лишения свободы от 2-х до 6-ти лет, которые могут быть заменены штрафом или принудительными работами с запретом заниматься определенными видами деятельности. При первом нарушении закона допускается полное освобождение от уголовной ответственности при условии уплаты в бюджет насчитанного долга и штрафных санкций (подробнее читайте в статье: «Привлечение к ответственности по ст. 199 УК РФ»).

Должностные лица организаций не подлежат привлечению к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупном размере, если со дня совершения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 УК РФ, истекло 2 года, а по ч. 2 ст. 199 УК РФ истекли 10 лет.

По смыслу закона не требуется ждать истечения трех финансовых лет и того, чтобы в каждый финансовый год налогоплательщик уклонялся от уплаты налогов (сборов) в крупном или особо крупном размере. Налоговое преступление признается оконченным, если по истечении налогового периода в установленный срок налогоплательщик уклонился от уплаты хотя бы одного налога (сбора) в крупном или особо крупном размере.

Поляков Виталий Александрович — адвокат по налоговым преступлениям в Москве и Московской области. Более 20 лет практики в правоохранительных органах и адвокатуре. Если у вас возникли проблемы, связанные с неуплатой налогов — звоните!
Телефон: +7 (499) 391-34-74

Уголовная ответственность за неуплату налогов: как исчисляется срок давности по ч. 1 ст. 199 УК РФ?

При определении дня совершения налогового преступления, с которого исчисляется срок давности, я рекомендую руководствоваться положением п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 года № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления».

«Моментом окончания преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, следует считать фактическую неуплату налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством» (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 года № 64).

Также обращаю Ваше внимание на то, что по ст. 199 УК РФ срок давности преступления связан со сроком подачи налоговой декларации по налогу на прибыль – то есть 28 марта (см. Апелляционное Определение Астраханского областного суда от 01 марта 2018 года № 22-351/18).

Момент окончания налогового преступления дата истечения срока уплаты налогов

Внесение в налоговую декларацию заведомо ложных сведений и ее подписание это лишь приготовление к уклонению от уплаты налогов. Объективная сторона преступления начинает выполняться с момента представления такой декларации в налоговые органы и заканчивается в момент истечения установленного срока уплаты соответствующего налога за налоговый период при наличии крупного размера. Срок давности налогового преступления начинает течь с нуля часов суток, следующих после истечения установленного срока уплаты соответствующего налога за налоговый период.

Начало срока давности привлечения к уголовной ответственности по ст. 198 и 199 УК РФ следует исчислять по истечении трех финансовых лет подряд или отдельного налогового периода, если имеются все элементы состава преступления и уклонение от уплаты налогов (сборов) составило крупный или особо крупный размер. Только по оконченному налоговому периоду можно установить суммы налогов, как не уплаченных, так и подлежащих уплате. Вместе с тем привлечь к уголовной ответственности лицо можно лишь после истечения срока уплаты данного вида или видов налогов. Поэтому моментом окончания преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, всегда является дата истечения срока уплаты налогов. Как я уже отмечал, ч. 1 ст. 199 УК РФ – это преступление небольшой тяжести, для которых срок давности составляет 2 года (ст. 78 УК РФ).

Обратите внимание! Правоприменительная практика развивается в сторону признания преступлений предусмотренных ст.ст. 198-199 УК РФ длящимися преступлениями. То есть, пока лицо не заплатит долг или его не взыщут принудительно, срок давности не начнется (см. Проект постановления Пленума Верховного Суда РФ от 6 июня 2019 г. «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления”). Это говорит о том, что привлечь к ответственности можно будет и за старые долги. Если же вменяется уклонение от уплаты нескольких видов налогов, то моментом окончания преступления следует считать наиболее позднюю дату истечения срока уплаты последнего из них.

1. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов, путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд сорок пять миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 199 УК РФ

1. О понятии уклонения от уплаты налогов и (или) сборов, налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, включения в налоговую декларацию или в указанные документы заведомо ложных сведений, моменте окончания преступления, условиях применения нормы о добровольном отказе (ст. 31 УК), исчислении крупного и особо крупного размера преступления см. коммент. к ст. 198.

2. О понятии организаций см. статью 11 Налогового кодекса РФ.

3. О субъективной стороне преступления см. коммент. к ст. 198.

4. О субъекте преступления см. п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64.

5. О понятии совершения преступления группой лиц по предварительному сговору см. коммент. к ст. 35. О правилах квалификации по этому признаку преступлений, субъект которых — специальный, см. коммент. к ст. 174.

6. О применении п. 2 примеч. см. п. п. 12 и 13 коммент. к ст. 198. Исходя из смысла соответствующего примечания, очевидно свидетельствующего о признании законодателем приоритета фискальных целей над задачами уголовного закона, лицо должно освобождаться от уголовной ответственности, если причиненный ущерб (к которому согласно ст. 28.1 УПК отнесен и штраф) возмещен этим лицом совместно с организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу.

1. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов, путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд сорок пять миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

См. все связанные документы >>>

Для физических лиц и организаций предусмотрены различные суммы, определяющие крупный и особо крупный размер неуплаты налогов и сборов.

Кроме того, понятие крупного и особо крупного размера неуплаченных сумм налогов и сборов, различно для рассматриваемых статей Уголовного кодекса РФ.

Для статьи 199.2 размер крупного и особо крупного размера определяется Примечанием к статье 169 Уголовного кодекса и составляет:

  • Крупный размер – более 250 000 рублей
  • Особо крупный – более 1 миллиона рублей

Остальные статьи Уголовного кодекса 198, 199, 199.1, устанавливающие уголовную ответственность за неуплату налогов, оперируют одинаковыми суммами, определяющими неуплату налогов в крупном и особо крупном размере, а именно:

ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА – КРУПНЫЙ РАЗМЕР.

Для физических лиц, в том числе и предпринимателей, крупным размером неуплаченных налогов и сборов является:

  1. Сумма неуплаченных налогов и (или сборов) с физического лица, в том числе предпринимателя, составляющая за 3 последовательных финансовых года больше 600 000 рублей, при условии, что эта сумма больше 10% от суммы налогов и (или) сборов подлежащих к уплате за этот период.
    До 01 января 2010 года это была сумма неуплаченных налогов и сборов большая 100 000 рублей. То есть этот предел был увеличен в 6 раз
  2. Либо сумма неуплаченных налогов и (или сборов) физическим лицом, в том числе предпринимателем, которая просто превысит 1 800 000 рублей, вне зависимости от иных факторов упомянутых в пункте А).
    До 01.01.2010 года соответствующая сумма неуплаченных налогов и сборов с физических лиц и предпринимателей, была установлена как большая 300 000 рублей. Аналогичное увеличение предела привлечения к уголовной ответственности в 6 раз

ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА – ОСОБО КРУПНЫЙ РАЗМЕР.

Особо крупным размером неуплаченных налогов и сборов, для физических лиц, в том числе и предпринимателей, является:

  1. Сумма неуплаченных налогов и (или сборов) физическим лицом, в том числе предпринимателем, составляющая за 3 последовательных финансовых года больше 3 миллионов рублей, при условии, что эта сумма больше 20% от суммы налогов и (или) сборов подлежащих к уплате за этот период.
    До 01 января 2010 года – 500 000 руб. 6-ти кратное увеличение
  2. Либо сумма неуплаченных налогов и (или сборов) с физического лица, в том числе предпринимателя, которая просто превысит 9 миллионов рублей, вне зависимости от иных факторов упомянутых в пункте В);
    До 01.01.2010 – 1,5 млн. руб. Увеличение в 6 раз

ОРГАНИЗАЦИИ – КРУПНЫЙ РАЗМЕР.

Крупным размером неуплаченных налогов и сборов с организаций, является:

  1. Сумма неуплаченных налогов и (или сборов) организацией, составляющая за 3 последовательных финансовых года больше 2 миллионов рублей, при условии, что эта сумма больше 10% от суммы налогов и (или) сборов подлежащих к уплате за этот период.
    До 01 января 2010 года это была сумма неуплаченных налогов и сборов большая 500 000 руб. Увеличение в 4 раза
  2. Б) Либо сумма неуплаченных налогов и (или сборов) с организации, которая просто превысит 6 миллионов рублей, вне зависимости от иных факторов упомянутых в пункте А).
    До 01.01.2010 года соответствующая сумма неуплаченных налогов и сборов была установлена как большая 1,5 млн. рублей. Аналогичное увеличение предела привлечения к уголовной ответственности в 4 раза

ОРГАНИЗАЦИИ – ОСОБО КРУПНЫЙ РАЗМЕР.

Особо крупным размером неуплаченных налогов и сборов с организаций, является:

  1. Сумма неуплаченных налогов и (или сборов) с организации, составляющая за 3 последовательных финансовых года больше 10 миллионов рублей, при условии, что эта сумма больше 20% от суммы налогов и (или) сборов подлежащих к уплате за этот период;
    До 01.01.2010 – 2,5 млн.руб. 4-х кратное увеличение
  2. Г) Либо сумма неуплаченных налогов и (или сборов) организацией, которая просто превысит 30 миллионов рублей, вне зависимости от иных факторов упомянутых в пункте В);
    До 01 января 2010 – 7,5 млн. руб. Также смещение пределов в 4 раза

Отдельно обратим внимание, на то, что сам факт неуплаты налогов в размерах менее крупного, даже при полном формальном наличии состава уголовного преступления, преступлением не является.
Согласно пункта 2 статьи 14 Уголовного кодекса РФ:

  • Не является преступлением действие, либо бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

То есть с точки зрения государства деяния по целенаправленной неуплате налогов, в пределах ниже установленных Уголовным кодексом, уголовным преступлением не являются в виду их малозначительности.
Однако, поскольку за неуплату налогов, кроме уголовной предусмотрена ответственность по налоговому законодательству и административному кодексу, отсутствие в действиях по неуплате налогов состава уголовного преступления не означает, что налоги и штрафы платить не придется.

Уплата начисленных налогов и кроме того штрафов и пени в любом случае обязательна, но в рассматриваемой ситуации без привлечения, к тому же, к уголовной ответственности.

Таким образом, с «01» января 2010 года действительно произошла определенная декриминализация сферы неуплаты налогов и сборов, в том числе и за счет повышения минимальных сумм неуплаты налогов и сборов, в пределах которых, таковое деяние не считается уголовным преступлением.

Как видно из приведенных ниже цифр:

  • для физических лиц крупный и особо крупный размер неуплаченных сумм налогов и сборов, образующих необходимый элемент соответствующего уголовного преступления, был увеличен с 01.01.2010 года в 6 раз
  • для организаций крупный и особо крупный размер неуплаченных сумм налогов был увеличен с 01.01.2010 года в 4 раза

198 199 УК РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *