Электроэнергия по нормативу

Порядок передачи показаний приборов учета

Согласно п. 140 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. Постановлением Правительства РФ №442 от 04.05.2012г., далее — Основные положения), определение объема потребления электрической энергии (мощности) осуществляется на основании:
• показаний приборов учета, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета и приборов учета электрической энергии, присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), и интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности);
• при отсутствии актуальных показаний или непригодности к расчетам приборов учета, измерительных комплексов — на основании расчетных способов, которые определяются замещающей информацией или иными расчетными способами. Замещающей информацией являются показания расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года, а при отсутствии данных за аналогичный расчетный период предыдущего года — показания расчетного прибора учета за ближайший расчетный период, когда такие показания имелись.
Согласно п. 155, Основных положений, лицами, ответственными за снятие показаний расчетного прибора учета, являются:
• сетевые организации в отношении приборов учета, присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности); гарантирующие поставщики в отношении коллективных (общедомовых) приборов учета, присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности);
• потребители, а также собственники (владельцы) объектов электросетевого хозяйства в отношении расчетных приборов учета, установленных в границах объектов таких лиц и не присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности).
Снятие показаний расчетных приборов учета должно осуществляться, если иные время и дата снятия показаний расчетных приборов учета не установлены договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности):
• в отношении коллективных (общедомовых) приборов учета — с 23-го до окончания 25-го дня расчетного месяца;
• в отношении приборов учета, установленных в жилых домах, — до окончания 25-го дня расчетного месяца;
• в отношении иных приборов учета — по состоянию на 00 часов 00 минут первого дня месяца, следующего за расчетным периодом.
Предоставление показаний приборов учета в соответствии с п. 159 Основных положений осуществляется, если иные время и дата представления показаний расчетных приборов учета не установлены договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности):
в отношении коллективных (общедомовых) приборов учета и приборов учета, установленных в отношении жилых домов, до 26-го дня расчетного месяца;
• в отношении остальных приборов учета, (в том числе съем почасовых значений, в случае осуществления расчетов за электрическую энергию (мощность) с использованием ставки за мощность) до окончания 1-го числа месяца, следующего за расчетным;
Снятие показаний оформляется отчетом о расходе электрической энергии, который потребитель (покупатель) обязан ежемесячно в срок до 2-го числа месяца, следующего за расчетным, направлять по факсу или скан-копию на электронный адрес с последующим досылом оригинала по адресу отделения, в котором производится расчет по договору. Передача только по факсу или электронной почте (телефону) не является надлежащим способом предоставления отчета.

Порядок определения объема потребления в случае непредставления показаний приборов учета и иных случаев применения расчетных методов

Согласно п. 164 Основных положений в случае непредставления потребителем показаний расчетного прибора учета в сроки, установленные в законе или в договоре энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), для целей определения объема потребления электроэнергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии за расчетный период при наличии контрольного прибора учета используются его показания, при этом:
• Показания контрольного прибора учета используются при определении объема потребления электрической энергии (мощности) за расчетный период в отношении потребителя, осуществляющего расчеты за электрическую энергию (мощность) с применением цены (тарифа), дифференцированной по зонам суток, в том случае, если контрольный прибор учета позволяет измерять объемы потребления электрической энергии по зонам суток.
• Показания контрольного прибора учета используются при определении объема потребления электрической энергии (мощности) за расчетный период в отношении потребителя, осуществляющего расчеты за электрическую энергию (мощность) с применением цены (тарифа), дифференцированной по часам суток, в том случае, если контрольный прибор учета позволяет измерять объемы потребления электрической энергии по часам суток.
Согласно п. 179 Основных положений, в случае отсутствия, неисправности, утраты или истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора, истечения срока эксплуатации расчетного прибора учета, непредставления показаний в установленные сроки, а также отсутствия контрольного прибора учета, определение объема потребления электрической энергии для расчета за потребленную электрическую энергию (мощность) производится на основании замещающей информации.
Кроме того, расчет на основе замещающей информации применяется согласно п. 182 Основных положений в случае 2-кратного недопуска к расчетному прибору учета, установленному в границах энергопринимающих устройств потребителя, в том числе в отношении точек поставки для лиц, опосредованно присоединенных через объекты такого потребителя электрической энергии, для проведения контрольного снятия показаний и (или) для проведения проверки приборов учета. В этом случае объем потребления электрической энергии с даты 2-го недопуска вплоть до даты допуска к расчетному прибору учета определяется исходя из увеличенных в 1,5 раза значений, определенных на основании контрольного прибора учета, а при его отсутствии — исходя из увеличенных в 1,5 раза значений, определенных на основании замещающей информации.
Также согласно п.184 Основных положений в случае истечения интервала между поверками измерительного трансформатора, используемого для обеспечения коммерческого учета электрической энергии в составе измерительного комплекса, объем потребления электрической энергии определяется как объем потребления электрической энергии, определенный на основании показаний прибора учета, входящего в соответствующий измерительный комплекс. Если приобретение, установку, замену и эксплуатацию такого измерительного трансформатора, осуществляет не сетевая организация или гарантирующий поставщик, то объем потребления электрической энергии определяется в следующем порядке:
• для 1-го и последующих часов первого расчетного периода определяется с использованием замещающей информации;
• начиная с 1-го дня второго расчетного периода на основании показаний прибора учета, входящего в соответствующий измерительный комплекс, и умножается на коэффициент 1,5.
Следует отметить применение расчетных методов согласно п. 187 Основных положений, в случаях выявления безучетного потребления. В отношении потребителей электрической энергии (мощности), за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей, объем безучетного потребления определяется с применением расчетного способа, предусмотренного подпунктом «а» пункта 1 приложения N 3 к Основным положениям, а для потребителя, в расчетах с которым используется ставка за мощность, помимо объема безучетного потребления также определяется величина мощности, приобретаемой по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности), и величина мощности, оплачиваемой в части услуг по передаче электрической энергии, исходя из почасовых объемов потребления электрической энергии, определяемых в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 приложения N 3 к Основным положениям.
Объем безучетного потребления в отношении приравненных к населению категорий потребителей определяется исходя из объема, рассчитанного на основании показаний расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года с применением повышающего коэффициента 10, а при отсутствии указанных показаний — на основании показаний расчетного прибора учета за ближайший расчетный период, когда такие показания были представлены, с применением повышающего коэффициента 10.
Объем безучетного потребления в отношении населения определяется в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Объем безучетного потребления определяется с даты предыдущей проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, — определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена) до даты выявления факта безучетного потребления и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
Стоимость электрической энергии в объеме безучетного потребления включается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в выставляемый потребителю (покупателю) счет на оплату стоимости электрической энергии (мощности), приобретенной по договору, за тот расчетный период, в котором был выявлен факт безучетного потребления и составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии. Потребитель (покупатель) обязан оплатить указанный счет в срок, определенный в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности).
С даты составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии до даты замены прибора учета объем потребления электрической энергии (мощности) определяется на основании замещающей информации.
В случае если в отношении потребителя, в расчетах за электрическую энергию с которым используется ставка за мощность, не выполнено в соответствии с пунктом 144 Основных положений требование об использовании приборов учета, позволяющих измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, то вплоть до выполнения указанного требования во всех точках поставки в границах балансовой принадлежности энергопринимающих устройств такого потребителя, которые оборудованы интегральными приборами учета, почасовые объемы потребления электрической энергии в установленные системным оператором плановые часы пиковой нагрузки в рабочие дни расчетного периода полагаются равными минимальному значению из объема потребления электрической энергии, определенного на основании показаний интегрального прибора учета за расчетный период, распределенного равномерно по указанным часам, и объема электрической энергии, соответствующего величине максимальной мощности энергопринимающих устройств этого потребителя в соответствующей точке поставки, а почасовые объемы потребления электрической энергии в остальные часы расчетного периода определяются исходя из равномерного распределения по этим часам объема электрической энергии, не распределенного на плановые часы пиковой нагрузки. При этом указанный порядок определения почасовых объемов потребления электрической энергии применяется в отношении потребителей с максимальной мощностью не менее 670 кВт с 1 июля 2013 г.
Так же следует отметить, что, в отсутствие приборов учета у потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в соответствии с документами о технологическом присоединении менее 5 кВт, объем потребления электрической энергии, в соответствии с п. 185 Основных положений, может быть рассчитан на основании расчетного способа, определенного в договоре энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), а при отсутствии такого расчетного способа — исходя из характерных для указанных потребителей (энергопринимающих устройств) объемов потребления электрической энергии за определенный период времени, которые определяются исходя из совокупных объемов потребления на основе величины максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя и стандартного количества часов их использования.

Оплата электроэнергии

В соответствии с п.81 Постановления №442 исполнители коммунальной услуги обязаны вносить оплату в адрес гарантирующего поставщика до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом. Потребители (за исключением граждан-потребителей и исполнителей коммунальных услуг) оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику в следующем порядке, кроме случаев, когда более поздние сроки установлены соглашением с гарантирующим поставщиком:
30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;
40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;
стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата.

Итак, ожидаемое свершилось: федеральное правительство подписало постановление о повсеместном введении так называемой «социальной нормы потребления электроэнергии». С 2014 года плата за электричество существенно возрастет. По новой схеме, часть потребляемой электроэнергии — в пределах «социальной нормы» — будет оплачиваться по низким тарифам, все остальное — по рыночным ценам. В знаковом документе правительства обязанность устанавливать социальную норму для каждого субъекта федерации делегирована руководству регионов. Поэтому на практике размер социальной нормы потребления будет сильно различаться.

Для Москвы это непростой вопрос: население столицы сильно разнится, как по уровню доходов, так и, соответственно, по потреблению электроэнергии. В каждой московской семье есть такая норма. Одинокие малообеспеченные пенсионеры и малоимущие вполне могут уложиться и 50 киловатт. Средний работающий москвич потребляет в пределах 100-150 киловатт. Бизнес-сообщество использует значительно больше всякой техники и приборов, работающих на электричестве. Поэтому у представителей этого слоя потребителей электричества и объемы его больше: от 200 до 400 киловатт на человека…

Поэтому, прежде чем приступить к введению общей социальной нормы потребления электроэнергии, надо разобраться (причем очень тщательно, детально), кто и сколько уже потребляет в месяц. Не исключено, что в таком большом городе как Москва будет не одна, а несколько социальных норм потребления.

Как сообщили корреспонденту «Вечерки» в Департаменте топливно-энергетического комплекса Москвы, работу над вычислением социальной нормы электричества пока не начинали. Такое решение, по мнению чиновников, требует тщательной проработки, чтобы в результате введения нами нормы потребления электроэнергии (раз уж правительство страны дало нам такие полномочия) не понизился социальный уровень жизни москвичей. Москва справедливость не нарушит. Социально ориентированная политика правительства города не претерпит никаких изменений в худшую сторону. При этом было заявлено, что приучать себя к разумному потреблению и уходя из дома, гасить свет, москвичам все-таки придется. Пора такая пришла в жизни нашего города, страны, всех народов планеты: все ресурсы, в том числе энергетические, истощаются. Надо начинать их разумно экономить.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Лев Минуллин, директор по развитию производителя оконных систем PROPLEX:

— Честно говоря, сложно назвать конкретную цифру. Норматив зависит от типа дома, оборудования, которое в нем используется, и общей площади жилья. Житель квартиры с газовой плитой в многоквартирном доме потребляет меньше, чем владелец, например, таунхауса с электроплитой.

Главное при расчете ориентироваться на реальный быт горожан, а не на сухие цифры. В прошлом году, помнится, называли средний общероссийский норматив электропотребления 70 кВт/ч на человека. Но это очень мало – чтобы соблюсти такую норму, надо реже пользоваться бытовой электротехникой. В Москве, на мой взгляд, норма не должна быть ниже 150 кВт/ч на человека.

СЧЕТ НАСЧЕТ СЧЕТА

Социальная норма в 100 кВт/ч в месяц на квартиру будет едва покрывать потребности в освещении квартиры обычными лампочками, работе одного телевизора и не слишком частом использовании пылесоса.

ЦИФРА ДНЯ

За последние 10 лет стоимость электроэнергии для бытовых потребителей в России поднялась почти в 4 раза и вплотную приблизилась к общемировым ценам на электричество. По данным Института проблем естественных монополий, ежемесячный объем потребления электричества в России равняется 80 кВт/ч на человека, по другим оценкам – до 120 кВт/ч.

Бытовое потребление электроэнергии в мире

Россия………………..935*

Германия……………1730

Великобритания…..1878

Франция…………….2486

Финляндия………….4261

США…………………..4587

* — в кВт/ч в год на человека

(по данным Института проблем естественных монополий)

КСТАТИ

С 1 сентября этого года пилотные проекты по внедрению дифференцированных тарифов стартуют в семи регионах России — Забайкальском и Красноярском краях, Владимирской, Нижегородской, Орловской, Ростовской и Самарской областях. Разброс уровня норм в разных регионах значительный: например, в Нижегородской области социальная норма равняется 50 кВт/ч, в Красноярском крае — 110 кВт/ч, а в Орловской области – 200 кВт/ч в месяц на человека.

Общим для всей территории России новый порядок расчета оплаты электроэнергии станет с 1 июля 2014 года.

МАЛЕНЬКОЕ УТЕШЕНИЕ

В первый год тариф за сверхнормативное потребление будет не более чем на 30 процентов выше, чем плата по социальной норме. Стоимость электроэнергии, по расчетам Минэкономразвития, для населения до 2015 года останется на 20 процентов ниже, чем для промышленных потребителей. К 2020 году цены сравняются, а к 2030 году электроэнергия для населения будет уже в 1,7 раза дороже.

Нормирование и реальное потребление электроэнергии домашними хозяйствами (социальный и региональный аспекты) Николай Антонов, к.э.н..

По данным Росстата, к 2016 г. доля расходов на оплату электроэнергии в общих расходах домашних хозяйств на оплату ЖКУ увеличилась по сравнению с 2007 г. (годом начала реформ в электроэнергетике РФ) в 1,5 раза — с 8,4 до 12,7 %. За этот же период стоимость 1 кВт∙ч для населения в домах без электроплит выросла в среднем в 2,8 раза при накопленной потребительской инфляции 214 %, то есть электроэнергия дорожает ускоренными темпами. Дополнительно к этому в начале осени текущего года правительство подняло вопрос о дополнительной «нагрузке на тариф» для населения в виде нормы потребления электроэнергии в объеме 300 кВт∙ч.

Вопрос нормы потребления электроэнергии населением (а точнее объема первой ступени потребления) поднимался не раз. В 2012-2013 гг. правительство РФ предпринимало попытку ввести так называемую социальную норму в ряде пилотных регионов. Эксперимент не удался, выявив негативные последствия, на которые тогда обратила внимание Общественная плата РФ. Но недавно вопрос нормы был вновь поднят и озвучен рядом руководителей правительства России и экспертами.

Основные положения, на которые стоит обратить внимание, сводятся к следующему:
— месячная норма потребления может составить 300 кВт∙ч на семью;
— эта норма будет оплачиваться по действующему тарифу, а потребление сверх нормы — по увеличенному и экономически обоснованному;
— это необходимо для того, чтобы энергетики смогли получить деньги для модернизации своих активов и нового строительства, в первую очередь сетевого;
— а также для того, чтобы снять избыточную нагрузку с «промышленных» потребителей, возникающую из-за так называемого «перекрестного субсидирования» населения за счет повышенного тарифа для «промышленных» потребителей.

Оставим в стороне вопрос, настолько ли необходимы дополнительные средства сетевым компаниям при наличии огромного потока средств, на которые в последние годы происходит сетевое строительство в условиях незначительного прироста потребления электроэнергии. Ведь в 2012-2016 гг. в стране при мизерном ежегодном темпе прироста конечного потребления электроэнергии 0,3% были введены мощности сетевой инфраструктуры, способные покрыть нагрузку потребителей на 86 ГВт (при этом фактическая используемая мощность составила не более 12-15% от заявленной). По сообщению председателя Комитета ГД РФ по энергетике П. Завального на круглом столе, посвященном текущему состоянию и перспективам развития электросетевого комплекса России (ноябрь 2017 г.), доля сетевой составляющей в тарифе доходит до 50%, при том, что за рубежом она составляет 20-30% — такой же она была и в советское время.

Следует рассмотреть два важных и связанных вопроса, касающихся непосредственно потребления электроэнергии в бытовом секторе (населением):
а) каковы реальные, уже достигнутые объемы потребление электроэнергии в быту регионов России и
б) какова оплата электроэнергии домашними хозяйствами.

Для начала необходимо отметить, что бытовой тариф на электроэнергию существенно различается для городских и сельских потребителей. Это продиктовано особенностями проживания и исторически сложившимся порядком оплаты — для жителей села тариф на 30% ниже, чем в городе. Также на 30% ниже плата для населения, пользующегося электроплитами (не зависимо от того, где оно проживает, в городе или на селе), но статистика электропотребления домашних хозяйств с ними нам недоступна.

На рисунках 1 и 2 видно, что в большей части регионов в 2017 г. потребление электроэнергии средней городской семьей из 3 человек (правда, не стоит забывать, что это виртуальная средняя!) оказывается ниже 300 кВт∙ч/мес. Однако в 20 регионах потребление уже превысило эту цифру. Это прежде всего субъекты Российской Федерации, расположенные в восточных регионах страны с отсутствием сетевого газа (когда в пищеприготовлении используются электроплиты — самые электроемкие приборы в жилище), а также с большими объемами относительно дешевой электроэнергии (например, Иркутская область).

Источник данных: Росстат
Рис. 1. Потребление электроэнергии в расчете на семью из трех человек в месяц в городах и сельских поселениях в 2017 г., кВт∙ч

Источник данных: Росстат
Рис. 2. Душевое потребление электроэнергии в быту в городах и сельских поселениях в 2017 г., кВт∙ч/год

В сельских поселениях указанная норма превышена уже в 34 регионах. Это закономерно, т.к. сельские жители традиционно вынуждены применять электроэнергию для повышения комфортности жилищ и в силу хозяйственной необходимости. Понятно, что повышенный расход электроэнергии в областях, окружающих Москву, вызван в том числе и расходом электроэнергии в домах, используемых как дачи, и в коттеджных поселках. Не исключены также статистические неточности.
Это означает, что при принятии решений о введении социальной нормы в том или ином виде необходимо подходить к регионам дифференцированно и детально разбираться с условиями и уровнем потребления электроэнергии в данном регионе. Для этого необходимо провести опросы, а также выборочные обследования и замеры энергопотребления в жилищном секторе. Если до перестройки эта работа велась, хотя, может быть, и в недостаточных объемах специалистами АКХ им. К.Д. Панфилова, «Информэнерго», профильных и некоторых учебных институтов, то в настоящее время объективная информация о деталях энергопотребления в жилищах практически не поступает. Единственное достаточно подробное обследование уровней электропотребления домашних хозяйств проводилось на средства РАО «ЕЭС России» в 2005-2006 гг. Оно было нацелено как раз на изучение последствий введения социальной нормы и показало, что ее введение приведет к высокой нагрузке на бюджеты домашних хозяйств и необходимости специальных социальных программ для смягчения действия такой нормы. От случая к случаю отдельные вопросы электропотребления затрагивались в работах Фонда общественного мнения. Между тем, например, в США такие обследования проводятся на регулярной основе на относительно небольшой выборке, не превышающей 7-10 тыс. домохозяйств, а также весьма масштабные с числом обследуемых жилищ в 155 тыс. единиц (население США превышает в 2,2 раза население России). Результаты этих обследований доступны широкой публике и весьма насыщенны.
При решениях о повышении тарифов на электроэнергию для населения следует учитывать, что именно электроэнергия является одной из основ повышения качества жизни населения. Так, по мнению экспертов ООН (да и по мнению отечественных специалистов-энергетиков, занимавшихся проблемами электрификации в советское время), именно удельный расход электроэнергии в быту является одним из индикаторов уровня жизни населения той или иной страны. Россия по показателям потребления электроэнергии на душу населения в быту значительно уступает развитым зарубежным странам, даже если элиминировать влияние достаточно распространенного в некоторых странах электротеплоснабжения (рис. 3).

Источник: Данные Росстата и МЭА.
Рис. 3.Подушевое потребление электроэнергии в быту некоторых стран, 2016 г.

Кстати, на ежегодный мониторинг показателя доступности электроэнергии населению будут нацелены индикаторы, принимаемые в настоящее время нашей страной в рамках контроля за достижением целей устойчивого развития на национальном уровне. Сам мониторинг будет вести Росстат во исполнение п. 3 протокола заседания межведомственной рабочей группы при Администрации Президента Российской Федерации по вопросам, связанным с изменением климата и обеспечением устойчивого развития, от 27 октября 2017 г. № 19.

Среди рекомендованных для нашей страны индикаторов, по всей видимости, будет принят показатель доступности, выражающийся в доле оплаты жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), в том числе электроэнергии, в структуре потребительских расходов (это и определяет ее «доступность» для нашего потребителя). Сейчас эта доля завышена, учитывая относительно невысокий душевой расход электроэнергии в быту России. Особенно важен этот показатель для низкодоходных групп населения (нижних децилей по доходам).

В России доля оплаты услуг ЖКХ в структуре потребительских расходов достигает неприемлемой величины 10,3-11,3 % (2011-2016 гг.), из них энергия разных видов — 5,1-5,6 %. И это при том, что для нашей страны до сих пор характерна неразвитая структура потребительского бюджета, при которой доля расходов на питание составляет 35-40 % от общих потребительских расходов. На Западе при указанных величинах расходов семей государством включаются разные компенсаторные механизмы, причем более значимые, чем субсидии малодоходным группам населения в РФ. Причем, в разных странах при определении социальной помощи населению выходят за пределы официального порога бедности. Например, в США муниципальные энергоснабжающие компании устанавливали пороговое значение для участия в программах помощи малообеспеченным потребителям в процентах от официально установленной на федеральном уровне черты бедности для семей различного состава. Эта черта публикуется федеральным правительством в марте каждого года. Доход абонента для участия в программе может достигать 150 % от официально признанного уровня бедности (см. табл. 1). Из таблицы 1 видно, что доля расходов на оплату коммунальных услуг в потребительских расходах населения РФ практически вдвое превышает аналогичную долю расходов населения в США.

Таблица 1. Сопоставление российских и зарубежных данных по оплате ЖКУ

Показатели Россия *) США
До рыночных преобразований (1988 г.) 1994 г. 2004 г. в том числе у бедных 2016 г. в том числе у бедных 2001 г.**)
Индикаторы бедности Прожиточный минимум Расходы на питание » ⅓ семейного бюджета***)
Индикатор «энергетической» бедности для получения скидок по тарифам на электроэнергию, как основной энергоноситель в жилище 150% от официально признанной на федеральном уровне черты бедности
Доля населения с доходами ниже официального уровня бедности 12,6 24 18 13,4 Н.д.
Расходы на питание (включ. алкоголь и табак) в потребительских расходах, % 32 49,7 41,6 53-57 35,4 52,2 15,2
ФРГ — 14 (2005 г.)
Доля расходов на оплату ЖКУ в потребительских расходах (%), 2,9 1,8 7,7 дек.15 11,3 15,2 17,7
(с арендой жилья и его ремонтом!)
в том числе коммунальные услуги н.д. 1,3 6,3 ноя.13 10 14,6 3,2

*) по данным Госкомстата РФ;

**) — расчет по данным Statistical Abstract of the USA, 2003;
***) — По данным Национальной ассоциации дешевого жилья США.

Оплата электроэнергии является произведением количества потребленной электроэнергии на величину тарифа. По данным формы 22-ЖКХ (сводная) Росстата за 2017 г., для населения средняя стоимость предоставления услуг по электроснабжению составляла почти 3 руб./кВт∙ч.

В целом по стране уровень возмещения населением затрат на предоставление услуг по электроснабжению составляет 90 % (от «экономически обоснованных затрат», 2017 г.). При этом у большей части субъектов Федерации (60 из 85, т. е. 70%) уровень оплаты услуг электроснабжения для населения находится на «экономически обоснованном» уровне (это голубые столбцы на рис. 4). Видно, что примерно треть из оставшихся (9-10 регионов), по нашему мнению, вполне могут себе позволить держать тарифы для населения ниже «экономически обоснованных», т.к. эти регионы имеют в структуре электробаланса повышенную долю тяжелой, электроемкой промышленности, работающей на экспорт с соответствующими отчислениями в бюджет. Это, например, такие регионы, как Красноярский край и Иркутская область с их алюминиевыми заводами, целлюлозно-бумажной и химической промышленностью и дешевой электроэнергией ГЭС, нефтедобывающие регионы Западной Сибири и Сахалинская область, Республика Татарстан с активно развивающейся промышленностью, включая нефтедобычу и переработку, и традиционно сильной социально-направленной политикой.

Источник данных: Росстат
Рис. 4. Распределение регионов по уровню стоимости предоставленных населению услуг электроснабжения в отношении к экономически обоснованной и фактическое возмещение населением затрат на предоставление услуг электроснабжения по установленным для него тарифам, 2017 г., %

Отметим, что красные столбцы на рассматриваемой диаграмме показывают уровень фактической оплаты в конце года, это, по сути, дисциплина платежей населения. Однако здесь необходимо учитывать, что большая часть неоплаченной доли не является безнадежной, это задержки в оплате, долг, который потом погашается, о чем и свидетельствует в некоторых регионах превышение 100 %-ного уровня оплаты. Пока можно считать, что в основном в системе «потребление населением услуги-ее оплата» поддерживается баланс.

Внедрение социальной нормы рассматривается как механизм снижения тарифа (затрат) для промышленных предприятий, некий ограниченный демпфер перекрестного субсидирования. Учитывая примерную величину перекрестного субсидирования в 280-300 млрд. руб. и потребление электроэнергии в быту в объеме 155 млрд. кВт∙ч, полный отказ от этого субсидирования привел бы к росту тарифа для населения на 2 руб./кВт∙ч, т.е. до 5 руб./кВт∙ч, или примерно в 1,7 раза, что уже явно выходит за рамки платежеспособного спроса населения.

В этих условиях для дополнительного понимания граничных значений платежеспособного спроса стоит сопоставить тарифы на электроэнергию для населения в РФ и США. В последних средний тариф для бытовых потребителей в 2017 г. составил 13,1 цента/кВт∙ч (на рис. 5 приведена карта-схема распределения величины тарифов для быта по штатам США в мае 2018 г., видно, что размах колебаний, как и у нас в стране, достаточно велик). В России средняя стоимость услуги энергоснабжения по паритету покупательной способности валют (ППС) по итогам 2017 г. достигала примерно 12 цента/кВт∙ч, т.е. была близка к уровню США. Но при полном отказе от перекрестного субсидирования тариф составит по ППС уже почти 21 цент/кВт∙ч, что, очевидно, в настоящих условиях не приемлемо.

Ясно, что проблема перекрестного субсидирования приобретает особую остроту в регионах с низкой долей «промышленного» электропотребления. Нужно искать приемлемое решение этого вопроса, как паллиатив: в качестве перспективного варианта можно рассматривать объединение (пул) платежей в соседствующих регионах, что, конечно, потребует существенных изменений в практике госрегулирования.

Но, на наш взгляд, главное — нужно снижать тарифы, делать это посредством ограничения аппетитов энергетиков, в первую очередь сетевиков, путем неформального аудита их затрат и соответствующего регулирования.

1. https://versia.ru/chem-grozit-vvedenie-socialnyx-norm-na-yelektroyenergiyu

2. Мы применяем здесь общепринятое «вульгарное» наименование потребителей, которым «нагружается» тариф. Строго же говоря, нагружается тариф потребителям, запитанным на высоком напряжении (ВН и СН1), и это могут быть не только промышленные потребители в соответствии с кодами ОКВЭД или потребители из групп «промышленные и приравненные к ним потребители», традиционно выделяемых сбытовыми компаниями.

3. Антонов Н.В., Чичеров Е.А., Шилин В.А. Анализ динамики объемов заявок на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства в период 2012-2016 годов на территории Российской Федерации // РУМ. — 2017. — № 5 (577).

4. https://news.rambler.ru/other/38373234/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

5. Их электропотребление обычно колеблется в пределах 800-1100 кВт∙ч/год на среднюю семью.

6. Статистический выброс по Калужской области (1-е место по расходу) мы склонны относить к неточности статистики (электробаланса Росстата), т.к. здесь до 2013 г. включительно удельное потребление в быту было примерно на уровне среднероссийского. К тому же доля городского жилищного фонда, оборудованного электроплитами, в области весьма низка и не превышала в 2017 г. 9-10%.

7. Индикаторы разработаны в соответствии с резолюцией Генеральной ассамблеи ООН А/RES/71/313 от 6 июля 2017 г.

8. Еще в конце XIX века немецкий ученый Э.Энгель сделал выводы, получившие название «закон Энгеля». Суть последнего в том, что с ростом дохода семьи удельный вес расходов на пищу снижается, на одежду, жилище, отопление и освещение сравнительно мало меняется, а на удовлетворение культурных потребностей увеличивается. То есть при прочих равных условиях доля дохода, расходуемого на питание, может служить показателем уровня благосостояния данной группы населения. В России она составляет 35-40 %, тогда как в развитых странах обычно колеблется в пределах 15-20 %. Следует однако отметить, что в 90-е и последующие годы происходила ускоренная стратификация населения по доходам. Часть населения (ориентировочно 5-7 %) вышла на такой уровень доходов, при котором потребность в экономии средств и в самоограничении в потреблении отсутствуют. Именно эта «лидирующая» группа населения уже сейчас способна оплачивать изменение инженерного оборудования своего жилища на основе его полной электрификации с соответствующим ростом расходов электроэнергии (до уровня, скажем США или Норвегии). Именно для этой группы можно вводить дополнительную плату за электроэнергию.

9. В терминологии указанной формы статистического наблюдения – «это размер платы за … предоставление коммунальных услуг (водо-, тепло-, электро-, газоснабжение и водоотведение), обеспечивающий минимально-необходимый уровень возмещения затрат на расширенное воспроизводство с учетом принятой производственной программы предприятия по повышению эффективности деятельности организаций, проведению мероприятий по модернизации и реконструкции эксплуатируемых организацией объектов коммунальной инфраструктуры». Но содержание данного термина в форме статотчетности не отвечает общепринятому понятию, это, по всей видимости, стоимость предоставленных населению услуг, рассчитанная по тарифам, утвержденным органами регулирования, исходя из стопроцентной оплаты их населением. Хотя обратим внимание, что в определении все же присутствует указание на достаточность средств даже для расширенного воспроизводства. С эти надо дополнительно разбираться.

10. Кстати, заметим, что такие же задержки платежей характерны не только для условий России. Общение с коллегами из энергокомпаний США и Финляндии свидетельствует о том, что там не менее 3-4% потребителей не оплачивают вовремя счета за электроэнергию или же не платят вовсе. С ними энергокомпании работают дополнительно, пытаясь организовать их участие в каких-то программах субсидирования, или даже вынуждены попросту списывать долги, нагружая тариф этими выпадающими доходами при очередном цикле регулирования.

01.08.2018 Свет / Счетчики и учет электроэнергии Михаил Козырев

Как оплачивается электроэнергия без счетчика? В каких случаях потребитель платить по среднему потреблению, а в каких — по нормативу? В каких случаях плата по нормативу выставляется с повышающим коэффициентом? И как, все-таки, выгоднее платить за свет — по счетчику или по нормативу? Посетители ЭнергоВОПРОС.ру нередко задают такого рода вопросы. Попробуем разобраться.

Оплата электроэнергии без счетчика: что говорит действующее законодательство

Как рассчитывается плата за электроэнергию в случае, если в квартире установлен и исправно работает счетчик электроэнергии, знают, наверное, все.

Есть счетчик. Есть его показания. Берете количество потраченных за месяц киловатт-часов, умножаете на действующий в вашем регионе тариф. Получаете сумму, которую нужно оплатить за потребление электроэнергии. Все просто!

Но как рассчитывается плата за электроэнергию без счетчика? Действующее законодательство сводит все многообразие жизненных ситуаций к следующим вариантам:

  • счетчик есть, но его показания не были вовремя (в соответствии с установленной процедурой) переданы
  • счетчик есть, но он оказался неисправным (сломался, истек срок поверки)
  • счетчик есть, но представителей исполнителя услуги энергоснабжения к нему не пускают
  • счетчик есть, но при проверке выяснилось, что он умышленно испорчен (либо электричество подключено мимо счетчика)
  • наконец, счетчика попросту нет. И такая ситуация отнюдь не редкость.

Как рассчитывается плата за услугу электроснабжение в каждом из этих случаев подробно прописано в Правилах оказания коммунальных услуг.

Этот документ был утвержден постановлением правительства N 354 от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». С тех пор в него вносились многочисленные изменения. С действующей версией Правил можно ознакомиться, например, .

Следуя Правилам, давайте разберем перечисленные выше варианты.

Оплата электроэнергии, если не переданы вовремя показания счетчика

Начнем сначала. Для того, чтобы иметь возможность оплачивать электроэнергию, исходя из показаний счетчика, надо эти показания передать тому, кто поставляет вам электроэнергию.

Как передать показания счетчика? В какой срок? Кому? Эти вопросы вполне уместны и заслуживают отдельного разбора. Если вкратце, то показания передаются либо в энергосбытовую компанию (вашему поставщику электроэнергии), либо в управляющую компанию вашего дома, либо через городской (региональный) расчетный центр.

Есть так же еще несколько путей. Но здесь и сейчас важно отметить – если показания счетчика не переданы, то и оплачивать электроэнергию по ним не получится. Выглядит справедливо.

Так вот, в случае если вы не предоставили показания счетчика, плата за электроэнергию определяется исходя из вашего среднемесячного объема потребления.

«Среднемесячное» потребление в таком случае рассчитывается исходя из тех показаний, который вы сдавали (или они были получены, например, в ходе проверки вашего счетчика) в течение последних шести месяцев.

Исключение, о котором говорится в Правилах, представляют случаи, когда расчеты по счетчику начались менее чем за шесть месяцев до того момента, как вы не передали его показания. Например, счетчик вам поставили в июне, а уже в октябре вы не передали показания. В таком случае берется за основу ваш средний месячный расход электроэнергии за период фактической работы счетчика. Но не менее 3 месяцев.

Вы не передали показания один месяц, второй, третий… Что дальше? Начиная с четвертого месяца, в течении которого вы не передаете показания счетчика вас переведут на оплату по нормативам. Как это выглядит – см. .

Если вам интересует, как сказанное выше сформулировано в Правилах оказания коммунальных услуг, то вам нужно изучить п. 59 (б) этого документа.

Оплата электроэнергии, если счетчик оказался (был признан) неисправным

Представим: вы каким-то образом обнаружили, что ваш счетчик неисправен. Был разбит в ходе ремонтных работ. Пострадал при пожаре. Просто перестал работать, и это видно даже вам. Как вариант – был украден. Или у него истек срок поверки, или закончился срок эксплуатации… Как начисляется плата за свет в таком случае?

Ситуацию описывает пункт 59 (а) Правил предоставления коммунальных услуг. Прежде всего определяется момент наступления «события», то есть когда именно прибор учета признается неисправным (утраченным)?

Это может будет дата вашего заявления в энергосбытовую компанию о неисправном счетчике. Или дата составления акта о неисправности счетчика по итогам его осмотра инспектором. Либо дата истечения межповерочного интервала счетчика. Если точной даты нет, то за «точку отсчета» принимается месяц (платежный период) в котором произошло «событие».

С этой даты вас переводят на оплату по среднему месячному потреблению. Среднее месячное потребление рассчитывается так же, как и в предыдущем пункте – исходя из последних шести месяцев.

Однако «по среднему» вам будут начислять лишь три месяца подряд. После чего переведут на платежи по нормативу. Как рассчитывается плата за электроэнергию по нормативу см. .

Стоит отметить, что с некоторых пор потребителям, у которых прибор учета электроэнергии вышел из строя и которые живут без счетчика более трех месяцев, плату по нормативу начисляют с повышающим коэффициентом 1.5. Так что с установкой нового счетчика хорошо бы поторопиться.

Отдельно стоит рассмотреть случай, когда неисправность прибора учета обнаруживается в ходе проверки счетчика представителем энергосбытовой компании и при этом инспектор настаивает на том, что имело место быть несанкционированное вмешательство в работу прибора учета. Перечень признаков такого вмешательства дан в п. 81.11 Правил.

Нарушения должны быть описаны в специальном Акте. С даты его подписания проводится перерасчет потребления электроэнергии исходя из норматива, увеличенного в 10 раз (про норматив, опять-таки см. по ).

Срок перерасчета – три месяца, предшествующие дате выявления нарушения и до даты их устранения (что в большинстве случаев означает замену счетчика).

Счетчик есть, но представителей энергосбытовой компании к нему допускают. Как начисляется плата за свет?

Сперва давайте определимся – что значит «не пускают»? Часто счетчики электроэнергии установлены непосредственно в квартире или же в тамбуре, доступ в который со стороны лестничной площадки закрыт «хорошей железной дверью» (с).

То есть постороннему лицу проникнуть к счетчику не так-то просто. При этом инспектора энергосбытов имеют привычку посещать абонентов в рабочее время. По ночам или ранним утром они не ходят. Значит, шансов пересечься с обитателями квартиры у них немного.

Как раз на такой случай в Правилах предоставления коммунальных услуг подробно расписана процедура, которой должен следовать представитель энергосбыта, чтобы согласовать с хозяином квартиры время проверки.

Представители организации – поставщика электроэнергии обязаны заблаговременно уведомить хозяев проверяемой квартиры. Те, в свою очередь, должны подтвердить, что в предлагаемое время будут дома.

Они не подтверждают? Значит, исполнитель коммунальной услуги обязан отправить повторное уведомление. Если и на второй раз согласовать дату визита не получается (или же проверяющие пришли в согласованное время, а дома все равно никого нет), то составляется специальный документ — Акт об отказе допуска исполнителя к приборам учета.

Каждая итерация этой непростой процедуры подробно описана в п. 85 Правил. Если вам действительно необходимо точно знать — кто, что и в какой последовательности должен делать? – обязательно почитайте.

С даты, когда оформляется Акт об отказе в допуске, потребителя переводят на оплату по среднемесячному потреблению. Если вопрос с проверкой счетчика не решается в течении трех месяцев, то вам начнут приходить платежки за свет, рассчитанные по нормативу.

Как рассчитывается плата за свет, если счетчик умышленно испорчен, или (как вариант) электричество идет в квартиру, минуя прибор учета?

Чуть выше об уже писалось. Эта ситуация самая неприятна для потребителя. Способ расчета за электроэнергию в таких обстоятельствах описывает п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг.

Итак, в ходе проверки инспектора обнаружили, что ваш электросчетчик умышленно приведен в неисправное состояние и считает электроэнергию в «вашу пользу», или же электричество в вашу квартиру (дома) заведено мимо счетчика. Что будет дальше? Последствия достаточно суровые.

Коммунальщики имеют право доначислить плату за электроэнергию, исходя из общего количества потребителей электроэнергии в квартире (частном доме) и потребляемой ими максимальной мощности. Расчет производится исходя из того, что потребление электроэнергии происходит круглосуточно. А сами доначисления производятся за три месяца, предшествующие устранению несанкционированного подключения мимо счетчика.

Если же определить, какие потребители электроэнергии находятся в квартире и какова их максимальная мощности, невозможно, то плата за электроэнергию в таком случае рассчитывается исходя из норматива, увеличенного в десять раз.

Про норматив читайте чуть ниже, здесь же стоит отметить, что суммы, начисляемые таким образом, в несколько раз, а то и на порядок превосходят плату по фактическому потреблению электроэнергии.

Как и в случае расчета, исходя из максимальной мощности, перерасчет по 10-ти кратно увеличенному нормативу производится за три месяца, предшествующих устранению подключения к электросетям мимо счетчика.

Небольшое уточнение – если менее чем за три месяца до выявления нарушения вас посещали проверяющие и ничего «криминального» не обнаружили, то расчет платы за электроэнергию по максимально возможному ее потреблению (или 10-кратному нормативу) будет производиться с даты этого визита.

Как платить за свет, если в вашей квартире нет счетчика? И (или) никогда не было? Т.е. по нормативу?

Электросчетчики — это, конечно, не счетчики на воду, массово устанавливать которые начали только в последнее десятилетие.

Счетчиками электроэнергии квартиры начали оборудовать в обязательном порядке еще во времена СССР. И, тем не менее, во многих квартирах (один из наиболее частных случаев – квартиры в бывших общежитиях) и частных домах счетчиков до сих пор нет. Плата за электроэнергию в таком случае рассчитывается по нормативу.

Норматив в данном случае – это расчетная величина потребления электроэнергии в жилом помещении, которая привязывается к количеству комнат в квартире и типе ее благоустройства (газовая плита или электрическая).

В Правилах предоставления коммунальных услуг вопрос платы за электроэнергию по нормативу разбирается в пункте 42. Давайте по нему пройдемся.

Итак, берется три показателя:

  • количество граждан, постоянно или временно проживающих в жилом помещении
  • норматив потребления электроэнергии, он определяется для каждого региона отдельным решением местных властей
  • тариф на электроэнергию, действующий для данного типа потребителя

Эти три цифры перемножаются и получается стоимость электроэнергии, которая указывается в платежке.

К этому стоит добавить следующее:

Первое: если в квартире никто официально не зарегистрирован (ни постоянно, не временно), то плата по нормативу рассчитывается исходя из количества собственников жилья

Второе: власти сильно хотят, чтобы во всех домах и квартирах были установлены счетчики электроэнергии, поэтому если жилое помещение не оборудовано прибором учета электроэнергии, то плата по нормативу начисляется с коэффициентом 1,5 (без коэффициента взимается плата по нормативу в тех случаях, когда счетчик есть, но его показания не передаются).

Что выгоднее: по счетчику или по нормативу?

Часто спрашивают – а как выгоднее платить за свет? По нормативу или, все же, по счетчику, потратившись не его покупку и установку?

Если говорить в «общем», то ответ будет такой:

  • если в квартире фактически проживает больше людей, чем официально зарегистрировано, то платить по нормативу может оказаться выгоднее,
  • а если наоборот – зарегистрировано больше, чем проживает, то, конечно, по счетчику оплачивать электроэнергию будет дешевле.

Ну а если вас интересует конкретика, надо поискать решение тарифного органа вашего региона, которым утверждены нормативы потребления. Дальше вооружаетесь калькулятором и считаете.

Но все-таки, рискнем предположить, что в большинстве случаев все-таки выгоднее будет поставить прибор учета.

Электроэнергия по нормативу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *