О частной охранной деятельности

Частная детективная и охранная деятельность определяются как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) ОВД, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания. Определены виды частной детективной и охранной деятельности.

Частным детективом признается гражданин РФ, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечень которых закреплен в Законе. Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается. Регулируются вопросы выдачи лицензий (продления их срока действия, аннулирования) частным детективам, а также лицензий на создание объединений частных детективных предприятий. Закреплены случаи, когда лицензия не выдается. Установлены определенные ограничения в сфере деятельности частного детектива. Рассмотрены положения о договоре между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом.

Самостоятельный раздел Закона посвящен частной охранной деятельности. За некоторыми исключениями к ней применяются правила, установленные для осуществления детективной деятельности. Охранникам запрещается использовать методы сыска. Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемую собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в ОВД.

Частным охранным предприятиям и предприятиям (объединениям) частных детективов для осуществления охранно-сыскной деятельности разрешается создавать на договорной основе ассоциации с сохранением своей самостоятельности и прав юридических лиц. Предприятия (независимо от их организационно-правовых форм), расположенные на территории РФ, вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя. Руководитель и персонал служб безопасности обязаны получить соответствующие лицензии.

Для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих детективную и охранную деятельность, могут создаваться негосударственные образовательные учреждения.

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности — специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных Законом, и в пределах предоставленных лицензией прав.

Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд и в Фонд государственного страхования РФ. Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, работающие по найму, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных действий.

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории РФ осуществляют МВД РФ, иные министерства и ведомства РФ и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных Законом, другими законами и иными правовыми актами РФ.

Создание или деятельность частных детективных и охранных предприятий, образовательных учреждений и служб безопасности, не предусмотренных Законом, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Правила чтения. Организация работы службы охраны труда

Иванов В.К., Руководитель НМЦ СДСОТ

Периодически возникает вопрос нужна-ли служба охраны труда? Давайте немного порассуждаем над терминологией и практической реализацией деятельности специалистов в области охраны труда, которые являются руководителями этой службы (включая их компетентность).

Напомню, что в Трудовом Кодексе Российской Федерации (статья 217 ТК РФ) регламентировано:

«В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда, или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Вывод1: организация службы охраны труда не является обязательным мероприятием, так как возможна альтернатива – вводится должность специалиста по охране труда (для организаций численностью более 50 человек)».

Далее.

«Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной должности».

Вывод2: работодатель вправе не принимать решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда (для организаций численностью до 50 человек).

Далее.

«При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляет работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник, привлекаемые работодателем по гражданско-трудовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда».

Вывод3: работодатель организации осуществляет самостоятельно или через уполномоченного работника работы входящие в функции службы охраны труда.

Вывод4: работодатель организации вправе заключать гражданско-правовые договора с аккредитованными в сфере услуг организациями на осуществление ими функций службы охраны труда.

«Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда».

Вывод5: приказом (распоряжением) работодателя в организации создается самостоятельная структура организации отвечающая за охрану труда.

Необходимо обратить внимание на то, что деятельность службы охраны труда неотъемлема от деятельности специалиста по охране труда.

Напомним, что Минздравсоцразвития установило требования к квалификации специалистов по охране труда. Ведомство определило их должностные обязанности, уровень знаний и подготовки.

Министерство здравоохранения и социального развития определило квалификационные характеристики специалистов, работающих в области охраны труда. Ведомство подписало приказ от 17.05.2012 N 559н об утверждении соответствующего раздела в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих. Документ призван помочь в правильном подборе кадров, при разграничении функций, полномочий и ответственности работников. Кроме того, он устанавливает должностные обязанности, уровень знаний и подготовки специалистов.

Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела:

В разделе «Должностные обязанности» установлены основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию работника.

В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе «Требования к квалификации» определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимый для выполнения должностных обязанностей, и требования к стажу работы.

Министерство утвердило требования к руководителю и специалисту службы охраны труда.

В частности, в должностные обязанности руководителя входит организация и координация работы в сфере безопасности и охраны труда. Он знакомит сотрудников с условиями труда и профессиональными рисками, контролирует состояние и исправность средств индивидуальной и коллективной защиты. Руководитель также проводит профилактическую работу по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Человек, возглавляющий службу охраны труда, должен иметь высшее профессиональное образование по направлению «Техносферная безопасность». Стаж работы в этой области должен быть не менее пяти лет. Руководитель обязан в первую очередь знать законодательство об охране труда. Ему должны быть знакомы основные методы, используемые для снижения воздействия вредных производственных факторов на человека. Кроме того, он должен уметь оценивать уровень профессионального риска и проводить расследования несчастных случаев.
Специалист службы также участвует в организации и координации работ в сфере охраны труда. Он контролирует, как в структурных подразделениях ведется профилактическая работа. Специалист следит за созданием здоровых и безопасных условий труда в организации, принимает участие в работе комиссии по аттестации рабочих мест. От него требуются знания по следующим темам:

нормативные акты в области охраны труда; методы выявления, оценки и управления профессиональными рисками; виды применяемого оборудования и правила его эксплуатации; порядок расследования несчастных случаев

Требования к квалификации и опыту работы специалистов по охране труда зависят от категории. Все они должны иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность». Лица без специальной подготовки или стажа работы, но с достаточным практическим опытом тоже могут назначаться на соответствующие должности. Решение об этом принимает аттестационная комиссия.

Добавим, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих разработан в соответствии со статьей 143 Трудового кодекса РФ. Справочник состоит из квалификационных характеристик должностей. Каждый раздел содержит должностные обязанности, а также требования к уровню знаний и квалификации работников.

Приказ о требованиях к квалификации специалистов по охране труда вступил в силу с 1 июля 2013 года.

Внимание! введена должность специалист по охране труда, однако в ОК 016-94 «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» такой должности нет.

Напрашивается вопрос о законности его деятельности как должностного лица, так как при оформлении пенсии такой должности (профессии) нет, а значит вправе не учитывать работу в этой должности при расчете стажа?

Вариант решения возникшей проблемы, связанной с нестыковкой выпущенных документов связанных с организацией служб охраны труда руководимой специалистами по охране труда.

Точкой отсчета будем считать определение «Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (статья 209 ТК РФ)».

Таким образом, специалист по охране труда – это специалист по организации мероприятий в сфере охраны труда. Думаю с этим все будут согласны.

Решение проблемы возможно при условии организации работодателем службы охраны труда без создания самостоятельного подразделения, а с привлечением специалистов организации в рамках их должностных инструкций – инженера по охране труда, специалиста по кадрам, главного технолога, которые будут в вопросах охраны труда подчиняться непосредственно работодателю, который в свою очередь будут выполнять свои функциональные обязанности согласно статьи 217 ТК РФ.

В качестве стратегии может быть предложена следующая модель, когда привлекаемые специалисты организации занимают соответствующие должности, и в рамках их ответственны за решение вопросов охраны труда.

В рассматриваемом случае специалисты осуществляют свою деятельность в соответствии с должностными обязанностями и Единого квалификационного справочника, но при условии, что их квалификация как специалистов по охране труда будет подтверждена соответствующим сертификатом соответствия.

Вывод7: Таким образом все эти специалисты входят в состав организованной работодателем службы охраны труда, а их компетенция в области охраны труда подтверждается с учетом специфики работы организации.

Кроме того, для случая совместных предприятий может быть использована модель оценки компетентности персонала в системе сбалансированных показателей, которая может быть использована как для Российских, так и совместных предприятий, которые осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации.

Последствия невыполнения требований Трудового Кодекса РФ, освещенной в раздел X Трудового кодекса. У каждого работодателя с численностью работников более 50 человек, ведущего производственную деятельность, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. Он должен иметь соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Такое требование устанавливает статья 217 ТК РФ. Если работников меньше, работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии такой службы и специалиста их функции выполняют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работник. Это также может быть другая организация или специалист, с которыми заключается договор. Фирмы, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение штрафа по статье 5.27 КоАП РФ. Для должностных лиц и ИП он составляет от 1 до 5 тысяч рублей, для юридических лиц – от 30 до 50 тысяч. Индивидуальных предпринимателей и организации также может ожидать приостановление деятельности на срок до 90 суток. По статье 143 УК РФ наказывается нарушение правил охраны труда.

Понятие «телохранитель» будет впервые прописано в готовящемся законопроекте о частной охранной деятельности, заявил замглавы Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн.

«В законодательстве отсутствует понятие телохранителей. Сегодня все поголовно обходят эту норму, потому что ни у кого нет и не может быть договоров на (вооруженную. — Прим. ред.) охрану жизни и здоровья лица. Все договоры заключаются на охрану имущества. Но это же лукавство. Поэтому в нашем законопроекте такая категория появляется», — пояснил депутат.

Хинштейн отметил, что в документ будет включена часть положений уже существующего закона о частной детективной и охранной деятельности, однако они корректируются, исходя из примет сегодняшнего времени.

Кроме того, в законопроекте будут прописаны полномочия частных охранников и ответственность за нападение на них. Об этом он сообщил в интервью РИА «Новости», выдержку из которого мы даем ниже.

— После инцидента в колледже Благовещенска вновь встал вопрос о качестве работы ЧОПов. Вы говорили, что профильный комитет готовит законопроект, который отрегулирует работу этих предприятий. Расскажите поподробнее об этом проекте.

Подготовлен большой законопроект о частной охранной деятельности. Мы считаем необходимым разделить существующую сегодня нормативную базу, потому что с 1992 года действует закон о частной детективной и охранной деятельности. Но, конечно, детективная и частная охранная — это совершенно разные виды деятельности. Возможно, на старте, в начале девяностых, когда все это было еще экзотично, ново, что-то общее здесь виделось. Сегодня мы четко понимаем, что задачи, функционал у них совершенно разные.

Да и масштабы разные: у нас менее тысячи частных детективов на всю страну, тогда как в 23 тысячах частных охранных организаций работают свыше 600 тысяч человек — в два раза больше, чем весь личный состав Росгвардии.

Этот закон не будет революционным. Мы переносим на него значительную часть положений существующего закона, но, конечно же, корректируем их, исходя из примет сегодняшнего времени. Например, в законодательстве отсутствует понятие телохранителей. Сегодня все поголовно обходят эту норму, потому что ни у кого нет и не может быть договоров на охрану жизни и здоровья лица. Все договоры заключаются на охрану имущества. Но это же лукавство. Поэтому в нашем законопроекте такая категория появляется. Кроме того, мы более детально прописываем и ответственность, и полномочия частных охранников, потому что сегодня частные охранные организации очень активно вовлекаются в работу правоохранительной системы, участвуют в охране общественного порядка. И этот механизм мы тоже прописываем, в том числе и ответственность за нападение на частных охранников.

Что касается вопросов, связанных с охраной школ. Это проблема не закона, а иных нормативных актов, в первую очередь распоряжений правительства, потому что оно, исходя из требований закона, устанавливает критерии по отбору таких организаций. Наша позиция здесь полностью совпадает с позицией Росгвардии и основывается на двух постулатах. Первое — необходимы дополнительные требования к частным охранным организациям, претендующим на заключение госконтракта по охране образовательного учреждения. Необходимо уйти от критерия цены, когда именно дешевизна предполагаемых услуг становится главной. Надо прописать в этом распоряжении дополнительные условия, включая профессиональную пригодность, соответствующий опыт работы.

И второе — надо установить минимальное и максимальное пороговые значения стоимости контракта. Это сделать не сложно. Более того, такие расчеты сегодня сделаны Росгвардией вместе с негосударственным сектором безопасности, с ассоциацией частных охранных организаций, с их координационным советом. Есть экономически обоснованный расчет: сколько стоит один пост в месяц, его минимальная и максимальная цена. Сегодня же повсеместно идет демпинг.

В результате на этот рынок заходят непрофессионалы, и зачастую на охране школ находятся не охранники, то есть не люди, проходящие определенную профессиональную подготовку и переподготовку, сдающие экзамены на право пользования специальными средствами оружия, ежегодно проходящие медосмотр, — там находятся работники частных охранных организаций, не имеющие на это вообще никаких полномочий. И это происходит потому, что на торги выходят непрофессионалы, которые просто обрушивают цены, опуская их ниже рентабельности. Ни одну серьезную частную охранную организацию не устроит такая ситуация.

Мы за то, чтобы начальные цены были зафиксированы, и ниже них опускаться было бы невозможно. Но тогда у государства, в свою очередь, появится право требовать с частных охранных организаций работу по полной программе.

О частной охранной деятельности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *