Инвалидность по шизофрении

Содержание

13 марта 2019 09:19

С 1 января 2019 года началось поэтапное повышение пенсионного возраста. Начиная с 2028 года, мужчины будут выходить на пенсию в 65 лет, а женщины – в 60 лет. При этом с 2024 года минимальный требуемый страховой стаж для назначения пенсии составит 15 лет.

Однако в пенсионном законодательстве появился новый вид досрочной пенсии, предусматривающий льготы гражданам, которые в течение своей трудовой деятельности значительно перевыполнили требования к продолжительности страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости на общих основаниях.

Новая пенсионная льгота – возможность досрочного выхода на пенсию на 2 года раньше общеустановленного срока. Воспользоваться таким правом смогут женщины при наличии 37 лет и мужчины с 42 годами страхового стажа. Оформить страховую пенсию можно будет на 2 года раньше нового пенсионного возраста, но не ранее, чем при достижении возраста 55 и 60 лет (для женщин и мужчин соответственно). Таким образом, в 2019-2020 годах воспользоваться новой пенсионной льготой в полном объеме не получится, то есть снизить срок выхода на пенсию на 2 года еще будет нельзя, поскольку он в любом случае не может быть меньше, чем 55 и 60 лет (женщинам и мужчинам).

Что входит в стаж 37 лет и 42 года? В стаж для досрочной пенсии включаются только периоды работы и (или) другой деятельности, во время которых гражданин был официально трудоустроен и за него уплачивались страховые взносы в ПФР, а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью. В страховой стаж при назначении досрочной пенсии за длительную работу не засчитываются «нестраховые» периоды, такие как период получения пособия по безработице, время ухода за инвалидом или престарелым, а также учеба и служба в армии.

На сайте Пенсионного фонда Российской Федерации www.pfrf.ru открыт «Личный кабинет застрахованного лица» www.pfrf.ru/eservices/lkzl/, одним из ключевых серверов которого является информирование граждан о сформированных пенсионных правах в режиме онлайн. С помощью этого сервиса через «Личный кабинет застрахованного лица» можно узнать о пенсионных правах, сформированных на основе данных, которые Пенсионный фонд получил от работодателей — о периодах трудовой деятельности, местах работы, размере начисленных страхователем страховых взносов, количестве пенсионных баллов.

Не так давно на «Меле» было опубликовано интервью с психиатром Елисеем Осиным о том, как распознать и корректировать у ребёнка различные особенности развития. Юлия Подгорнова продолжает тему и рассказывает о том, как сложно проходит реабилитация и социализация таких детей в нашей стране.

Хотелось бы обратить внимание на некую однобокость обсуждения проблем реабилитации особенных детей. Почему, когда мы начинаем говорить о детской психиатрии, мы говорим только об аутизме, ну, иногда ещё про СДВГ и синдром Дауна вспоминаем? Существуют и другие диагнозы, и порой с очень тяжёлым течением. Но про эти диагнозы почему-то не принято говорить. И родителей таких детей невозможно вытащить из их «скорлупы». Вроде как расстройства личности и расстройства поведения, к примеру — это что-то неприличное, практически позорное. Каждая такая семья живёт наедине с диагнозом своего ребёнка.

О какой системе в статье идёт речь? Которая якобы срабатывает на 30%? В России нет системы реабилитации психически больных детей, как нет системы образования «особенных» детей. Хуже того — система, существующая для обычных детей без психиатрических диагнозов, начинает ещё и перемалывать ребёнка и его семью, в силу того что ребёнок не вписывается в эту систему по понятным причинам.

Ещё хуже — наше государство почему-то требует от родителей таких детей регулярного предоставления доказательств, что они действительно занимаются лечением и обучением своего ребёнка (исполняют свои родительские обязанности) при отсутствии системы реабилитации на государственном уровне. Вообще-то права и обязанности в правовом поле уравновешены. Если государство мне ничего не предоставляет, то и я ему ничего не должна.

У нас в стране огромное количество психически больных детей вне какой-либо системы — они уже не в рамках нормы, но и не умственно отсталые

Они не могут учиться в обычной школе, но и в коррекционную их направить тоже нельзя, да и бесполезно (мышление сохранно, интеллект сохранен).

Получается, учите своего ребёнка сами, но докажите нам, что вы его учите. Коммуникаций между психиатрией и образованием вообще нет никаких. Родители таких детей один на один с диагнозом. Сложно найти профессиональных врачей, психологов, специализирующихся на расстройствах личности и поведения, их просто нет в принципе (есть такие, которые себя так позиционируют, но не являются таковыми на деле). Педагогов тоже днём с огнём не сыскать. Я — мама такого ребёнка, поэтому знаю проблему изнутри. И не подумайте, что я отношусь к категории людей, которых вечно всё не устраивает. Вовсе нет. Я очень даже оптимистичный человек, что позволяет мне сохранять здравый рассудок при диагнозе моего сына, а также грудью и лбом пробивать «стены».

Я просто описываю реальность, в которой живу каждый день. Живём мы, кстати сказать, в областном центре, одном из индустриальных центров страны с численностью населения более одного миллиона человек, не в каком-нибудь «медвежьем углу». Хотя исходя из моего многолетнего изучения вопроса, везде в стране одно и то же плюс-минус. Только в «медвежьем углу» вообще нет никаких шансов на квалифицированную помощь. Итак, путём невероятных усилий через долгие годы я нашла для сына квалифицированную медицинскую помощь (хотя всё время думаю, может ещё где-то что-то почитать, посмотреть, может, я не всё делаю, что возможно). Также мне посчастливилось найти уникального педагога, которая работает с особенными детьми и которая смогла найти подход к моему сыну (а сколько школ и педагогов мы перебрали, и частных, в том числе). Но через год переходить в среднее звено и снова искать педагогов.

Позволю себе усомниться в таком приведённом в статье критерии профессионализма врача-психиатра, как длительность постановки диагноза. Бывают такие явные симптомы, что сомневаться в диагнозе профессионалу уже не приходится. Или мы опять только про аутизм и РАС с их смазанной клинической картиной?

Теперь о финансовой стороне вопроса. В статье нам советуют оформить пенсию по инвалидности. Ну-ну. Чтобы пенсию оформить, надо установить ребёнку инвалидность. А в психиатрии установить инвалидность ох как непросто, особенно ребёнку, особенно если у него синдромологический диагноз (синдром то есть, заболевание проманифестировало и формируется), и с аутизмом и РАС, в том числе. А уж если вы отлично занимаетесь реабилитацией ребёнка, вследствие чего он у вас посещает обычный сад или школу, то даже при наличии диагноза из Перечня, инвалидность вам не установят.

Вы молодец, продолжайте дальше тянуть ребёнка-инвалида (по факту) на свои деньги без малейшей социальной и финансовой поддержки государства

Зачем вам пенсия, вы и так отлично со всем справляетесь.

В общем, установление инвалидности в данном случае — тот ещё экшн. Но если вы прошли этот обряд инициации успешно, то размер социальной пенсии по инвалидности составляет порядка 15 000 рублей в месяц. Для тех, кто не знает, есть ещё компенсация затрат на обучение ребёнка-инвалида. При условии что ребёнок не посещает по состоянию здоровья никакое учебное заведение, то есть от безысходности, вы забрали его на семейное обучение и нанимаете ему педагогов сами.

«Семейное образование» таких детей — это отдельная тема. Скажу только, что когда вы будете оформлять перевод своего ребёнка на семейное образование в местном комитете по делам образования, вас обязательно строго спросят, понимаете ли вы, какую ответственность на себя берёте. Одним словом, если вы соберёте массу документов и пройдёте с ребёнком ещё одну комиссию, уже с педагогическим уклоном (ПМПК), то будете получать компенсацию затрат на обучение. Для начального звена размер компенсации составляет 9 800 рублей в месяц. Вот и считайте.

У меня, к примеру, только на обучение сына по стандартной школьной программе (необходимый минимум) уходит 20 000 в месяц. Сминусуйте с дохода ещё и деньги на лекарства. Потому как бесплатных лекарств для инвалидов в аптеках в последнее время не бывает совсем, а если и появляются, то на них очередь, как в войну за хлебом. К тому же не все успевают добегать до аптеки, препараты заканчиваются в процессее твоего бега. Кроме того, надо ещё побегать, чтобы бесплатный рецепт оформить — это отдельная серия саги. Поэтому на приобретение бесплатных лекарственных средств можно забить, силы надо беречь, чтобы ребёнка поднимать, силы дороже. Хуже то, что в последнее время и за деньги не всегда препараты есть в наличии.

Одним словом, если у родителей больного ребёнка плохо с финансами, то реабилитацию им не потянуть. Разве что скромная медикаментозная терапия и домашнее обучение 10 часов в неделю. Об эффективности такого обучения можно судить по его продолжительности, а также по отсутствию специальной подготовки педагогов из обычной школы. Даже если педагоги супергениальные и ответственные, они ещё должны быть заточены на методику обучения особенного ребёнка. Сложность реабилитации и лечения детей при психических отклонениях заключается в том, что это не какая-то разовая акция, на которую можно поднапрячься и денег занять/скопить/заработать или всем миром скинуться. Это процесс, длящийся годами изо дня в день.

Мораль такова: детская психиатрия и реабилитация психически больных детей в нашей стране находится на уровне ниже плинтуса, если привести к общему знаменателю

Психиатрия вроде худо-бедно есть, реабилитации (обучение, социализация, психокоррекция и прочее) нет совсем. А что такое терапия без реабилитации?

А, главное, нет системы терапии и реабилитации детей с психическими отклонениями с выстроенными коммуникациями между звеньями этой системы.

Остаётся пожелать родителям особенных детишек здоровья, силы духа и характера, любви и поддержки близких.

И не прячьтесь в своей проблеме! Вы не одиноки! Давайте создавать своё сообщество родителей и близких детей с расстройствами личности и поведения. И сообща решать проблемы.

истории 12:26, 20 ноября 2019

Недостаток информации о людях с психическими расстройствами порождает настороженность: непонятно, чего ждать от такого человека и как не обидеть случайно. По просьбе «Медузы» создатели проекта «Дело Пинеля», посвященного правовой стороне психиатрической помощи, отвечают на стыдные вопросы о психических расстройствах и ментальной инвалидности.

Вы читаете статью, вышедшую в рамках нашей программы поддержки благотворителей MeduzaCare. В ноябре 2019 года она посвящена людям с инвалидностью. Все материалы программы — на специальном экране.

Что вообще такое ментальная инвалидность? Это вежливое название умственной отсталости?

Ментальной называют инвалидность, вызванную психическим расстройством.

Психическое расстройство само по себе не обязательно ведет к инвалидности. Психические расстройства отличаются друг от друга: одни длятся недолго и не имеют серьезных последствий для жизни пациента, другие становятся хроническими и существенно меняют жизнь человека.

Инвалидность — понятие социальное. Она присваивается, если из-за болезни или травмы человек не может (или может, но с трудом) самостоятельно передвигаться, учиться, работать и общаться. Панические атаки, депрессия, а в некоторых случаях шизофрения и биполярное аффективное расстройство (БАР) могут не влиять на вышеперечисленные способности — в таких случаях не будет оснований для установления инвалидности.

Реклама

Инвалидность могут получить пациенты с хроническими психическими расстройствами в тяжелой форме: например, люди с шизофренией, умственной отсталостью, последствиями черепно-мозговых травм, инсультов и кровоизлияний в мозг, люди с деменцией. Тяжелое течение БАР или часто повторяющиеся эпизоды депрессии тоже могут привести к инвалидности. Важно, что причиной инвалидности будет не само расстройство, а невозможность обойтись без помощи в ежедневной жизни. В официальных документах это называется ограничением жизнедеятельности.

Чтобы человеку присвоили инвалидность, нужно подтвердить официально, что ему нужна социальная помощь. В России этим занимаются бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).

В них работают врачи, но сами учреждения относятся не к Министерству здравоохранения, а к Министерству труда и социальной защиты. Сотрудники бюро МСЭ устанавливают группу инвалидности, решают, нужны ли человеку средства реабилитации и ухода (трости, кресла-коляски, подгузники и многое другое, в том числе собаки-проводники). Инвалидность по психическому расстройству устанавливают специализированные бюро МСЭ, где работают врачи-психиатры. Пациентам с психическими расстройствами могут присвоить третью, вторую или первую группу инвалидности (расположены по возрастанию степени ограничения жизнеспособности), а ребенку до 18 лет будет присвоен статус «ребенок-инвалид».

Что за бюро МСЭ?

В справке об инвалидности, которую выдает МСЭ, не указывается диагноз. В графе «Причина инвалидности» может стоять формулировка «общее заболевание» — чаще всего при психических расстройствах встречается именно она.

Понимают ли люди с ментальной инвалидностью, что у них ментальная инвалидность?

Большинство людей с инвалидностью по психическому расстройству понимают, что им присвоена группа инвалидности. Часть людей с психическими расстройствами не понимают, что они — люди с инвалидностью. Но, как правило, это пациенты с заметно сниженной памятью и интеллектом (например, при деменции), и в их случае непонимание своего социального статуса — меньшая из проблем.

Как себя вести, когда общаешься с таким человеком?

Психическое расстройство не обязательно будет заметно при общении с человеком. То же самое применимо к инвалидности. Но если вы знаете об инвалидности собеседника или его родственника, лучше отложить расспросы об этом до более близкого знакомства, чтобы не создавать ситуацию, в которой всем будет неловко.

Не стоит также интересоваться, почему здоровый на вид человек с инвалидностью не работает. Хронические психические расстройства часто развиваются у людей в молодом или зрелом возрасте. На вид человек может выглядеть физически здоровым, но снижение волевых функций и нарушения мышления при шизофрении, например, снижают способность работать так же, как любое другое серьезное заболевание или травма.

Какие в мире есть варианты государственной политики по отношению к таким людям? Какой подход лучше всего?

Может показаться, что пенсий и бесплатных лекарств достаточно для социальной поддержки людей с инвалидностью, но это не так.

Во-первых, размер пенсии по инвалидности (а она меньше трудовой) не позволяет говорить о возможности достойной жизни. Пенсию дополняют льготы на проезд и лекарства, которыми человек может распорядиться самостоятельно — например, отказаться от них в пользу денежной компенсации. Но при любом выборе он останется в уязвимом положении: с одной стороны, денежная компенсация невелика, с другой — в закупках лекарств, которые проводят региональные министерства здравоохранения на деньги федерального бюджета, случаются перебои.

Во-вторых, жизнь человека с инвалидностью, как и остальных людей, не сводится к выплатам и лекарствам. Хороший вариант государственной помощи — программы проживания с поддержкой. Они позволяют человеку с инвалидностью жить самостоятельно при условии, что его регулярно навещает социальный работник. Например, в Финляндии такой поддержкой в основном занимаются некоммерческие организации (НКО). Сейчас эта практика приходит и в другие страны, в том числе в Россию.

Еще один вариант социальной помощи — поддерживаемое трудоустройство. Инвалидность не всегда связана с полной потерей способности учиться или работать. Человек с тяжелым или хроническим психическим расстройством, вовлеченный в трудовой процесс, одновременно тренирует социальные навыки и испытывает чувство собственной нужности, включенности в общество, важное для благополучия любого человека. В России уже есть первые попытки вводить такое трудоустройство, но до широкой практики еще далеко.

В целом, помощь людям с инвалидностью должна охватывать разные стороны жизни и при этом подстраиваться под индивидуальные потребности. Этого можно добиться с помощью государственной программы, разные части которой выполняют разные НКО, специализирующиеся на отдельных узких задачах.

Для этого нужны не только деньги и подготовленные специалисты, но еще два фактора: воля государства к подобным изменениям и готовность общества видеть людей с инвалидностью частью своей привычной среды.

Отдельная проблема — люди с нарушениями психики и работы центральной нервной системы, не способные даже на минимальный уход за собой. В России нет точной статистики по этой группе, но, вероятнее всего, речь идет о сотнях и тысячах человек по всей стране. Таким людям нужен постоянный профессиональный уход, и обеспечить его на дому практически невозможно. Как правило, рано или поздно они оказываются в психоневрологических интернатах (ПНИ) — местах с дурной славой. Было бы странно вовсе закрыть ПНИ, не имея альтернативы — но реформировать их в сторону большей гуманности необходимо.

Могут ли люди с ментальной инвалидностью вступать в брак и воспитывать детей?

Люди с инвалидностью по психическому расстройству заводят отношения, вступают в брак и заводят детей. Это делают не все, и причина здесь не только в самой болезни, но и в ее стигматизации.

Любые запреты на основании социального статуса — дискриминация. Сама по себе инвалидность и невозможность работать не означает, что человек должен быть лишен жизни в обществе и шанса завести семью. Здоровье и успех в семейных отношениях не связаны напрямую. В конце концов, есть масса здоровых и трудоспособных людей, которые не справляются с воспитанием своих детей и даже вредят им.

Человек с инвалидностью не перестает быть человеком. Даже если нам кажется смешным или нелепым, что такие люди тоже хотят отношений и секса, такая реакция характеризует скорее нас, чем людей с инвалидностью.

Люди с тяжелыми психическими расстройствами имеют право заниматься сексом, как и все остальные, если они этого хотят. Секс — важный источник положительных эмоций и способ укрепления отношений, для людей с инвалидностью в том числе.

Отдельную роль играет сексуальное образование для детей и подростков с ментальными проблемами. Речь идет не только о навыках использования контрацепции, но в большей степени об изучении своего тела и правилах сексуальной безопасности. Ребенок или подросток с умственной отсталостью может легко стать жертвой сексуальных преступлений, и обучение поможет уменьшить риск.

JR Korpa / Unsplash

Инклюзивное образование для людей с ментальной инвалидностью — это хорошо? А умственно сохранные дети не пострадают?

Залог успеха инклюзивного образования — в принятии отличающегося ученика или студента группой и преподавателями. Без этого образование не принесет пользы и даже может навредить.

Родители других детей могут опасаться, что ребенок с особенностями будет перетягивать на себя все внимание учителей или нарушать дисциплину в классе — и это скажется на успеваемости всех остальных. На это есть два ответа.

Во-первых, нарушать дисциплину и мешать остальным может и психически здоровый ученик. Во-вторых, инклюзивное образование требует хорошей подготовки не только педагогов и класса, но и самого ребенка. Не каждый ребенок с психическим расстройством может учиться в обычной школе. Для таких детей разработаны специальные программы обучения, в том числе индивидуального и надомного.

Зато, если инклюзивное образование правильно организовано, ученики такого класса получают уникальный социальный опыт, улучшают навыки коммуникации и эмоционального реагирования. Ведь учеба — источник не только знаний, но и социальных навыков, и сложно сказать, что важнее.

Польза для учеников с ментальными расстройствами также очевидна — они получают образование с хорошими перспективами и оказываются лучше подготовлены к жизни в обществе.

Ментальная инвалидность означает полную недееспособность?

Нет, не означает. Недееспособность — юридическая категория, означающая неспособность человека руководить своими действиями или понимать их значение. Она требует доказательства в специальном порядке — через судебное заседание и судебно-психиатрическую экспертизу.

Сама по себе инвалидность по психическому расстройству, даже первой группы, не означает автоматического лишения дееспособности. И не всякого человека с инвалидностью по психическому расстройству можно лишить дееспособности.

Почему вообще это случается с людьми?

Как мы уже говорили, психические расстройства не всегда приводят к инвалидности. Как правило, причиной инвалидности становятся болезни хронического характера, которые приводят к необратимым изменениям в структуре и работе головного мозга.

Например, с частью симптомов шизофрении — галлюцинациями и бредом — можно справиться с помощью лекарств. Но на другие симптомы — специфические нарушения мышления и утрату побуждений и яркости эмоций — нейролептики действуют слабо или не действуют вообще. Причиной инвалидности при шизофрении часто становятся проблемы с выполнением обычных трудовых задач и нарушение целенаправленной деятельности.

Деменция при болезни Альцгеймера и сосудистая деменция вызывают проблемы с памятью и потерю навыков самообслуживания. Из-за этого пожилому человеку требуется постоянная помощь и может быть присвоена инвалидность.

Международная классификация болезней (МКБ) выделяет также группу психических расстройств, при которых не происходит нормального развития головного мозга. Их причиной могут быть травмы, заболевания нервной системы (эпилепсия), метаболические нарушения (фенилкетонурия), хромосомные нарушения (синдром Дауна) и многое другое. Пациенты с такими расстройствами часто имеют сложности с освоением знаний и навыков, нужных для самостоятельной жизни и работы. Это тоже становится причиной для установления инвалидности, как правило с детства.

Существует мнение, что при БАР и депрессии инвалидность не дают, но это не так. Тяжелая степень БАР или часто повторяющиеся депрессивные эпизоды могут лишить человека возможности работать, а это уже основание для получения инвалидности.

Люди с ментальной инвалидностью опасны?

Нет исследований, которые бы подтвердили, что люди с инвалидностью по психическому расстройству опаснее, чем люди без нее. При этом исследования показывают, что пациенты, страдающие психическими расстройствами, чаще становятся жертвами преступлений, чем преступниками. Пациенты с ментальными расстройствами и те из них, кто получил инвалидность, — это уязвимая социальная группа, которой нужны защита и поддержка общества, а не дополнительный контроль силовых структур.

Как предложить помощь человеку с ментальной инвалидностью или его близкому, чтобы она не была навязчивой и не ставила под сомнение их возможности?

Реклама

Как и при общении с другими людьми, важно показать свою готовность помочь. Не всем людям с психическим расстройством и инвалидностью нужна постоянная помощь. Многие из них справляются с повседневными делами, но нуждаются в помощи в более сложных задачах — как и здоровые люди. Достаточно будет четко обозначить свою готовность прийти на помощь, если эта помощь понадобится.

То же самое справедливо и для родственников. Если вы видите, что человек, занятый уходом за родственником, истощен или просто устал, достаточно сказать: «Выглядишь уставшим. Если нужна помощь, я рядом». Для многих людей, занятых подобным уходом, мысль о посторонней помощи может показаться унизительной и вызывать чувство стыда. Это надо помнить.

Фонд «Жизненный путь» помогает людям с особенностями развития. Если вы хотите его поддержать, это можно сделать, оформив регулярное или разовое пожертвование .

Виктор Лебедев, «Дело Пинеля»

Инвалидность по шизофрении

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *