Специализированная эксплуатирующая организация

В 2007 г. головное предприятие (далее — собст­венник) передало ООО «Завод по ремонту горного обо­рудования» — дочернему предприятию с отдельным юридическим счетом — крановщиков и ремонтный персонал по обслуживанию 58 мостовых кранов. В том же году эти краны переданы в аренду, а в 2010 г. про­ведена. их перерегистрация в органах Ростехнадзора. Опасный производственный объект (ОПО), где экс­плуатируют мостовые краны, числится за. собствен­ником, его в аренду не передавали. Данные мостовые краны (технические устройства) указаны в государ­ственном реестре как признак опасности ОПО. Они расположены в нескольких зданиях собственника, с их помощью выполняют технологические и ремонт­ные работы. Данные здания относят к ОПО, так как в них ведут работы по обогащению полезных ископа­емых, используют газ, оборудование, работающее под давлением, стационарно установленные грузоподъем­ные механизмы.

В 2012 г. собственник снял с регистрации в госу­дарственном реестре мостовые краны как признак опасности ОПО, так как передал их в аренду, и требу­ет от нашей организации зарегистрировать их в го­сударственном реестре как ОПО — площадки мосто­вых кранов, хотя здания с технологическим оборудо­ванием находятся у него в собственности.

Прошу разъяснить:

  1. Вправе ли арендодатель (собственник ОПО) исключать из государственного реестра сведения о переданных в аренду 58 мостовых кранах? Должен ли арендатор заниматься регистрацией их в государст­венном реестре, если здания, где расположены выше­названные мостовые краны, в аренду не передавали?
  2. Должен ли арендатор грузоподъемных мосто­вых кранов, не имеющий цехов, участков, площадок, классифицируемых как ОПО, и территориальной при­надлежности, страховать стационарно установлен­ные мостовые краны, или страхованием должен зани­маться арендодатель (собственник ОПО), у которого в зданиях, кроме мостовых кранов, есть более приори­тетные признаки опасности (ведутся работы по обо­гащению полезных ископаемых, используется газ, обо­рудование, работающее под давлением)?

А.Л. Шалагин, и.о. гл. инженера ООО «Завод по ремонту горного оборудования»

На вопрос читателя отвечает на­чальник Управления государст­венного строительного надзора Ростехнадзора А.Н. Горлов.

1. Споры между хозяйствующими субъектами на территории Российской Федерации регулируются в соответствии с действующим гражданским зако­нодательством. Вступившими в действие с 7 марта 2014 г. Федеральными нормами и правилами в об­ласти промышленной безопасности «Правила без­опасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее — ФНП по ПС), утвержденными приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533, зареги­стрированным Минюстом России 31 декабря 2013 г., регистрационный № 30992, изменены требования к организациям в части аренды подъемных сооруже­ний (ПС) и направления ПС для работы в другие ор­ганизации.

В соответствии с п. 23 ФНП по ПС организация (индивидуальный предприниматель), эксплуатиру­ющая опасный производственный объект (ОПО) с ПС, должна:

  • разработать и утвердить распорядительным ак­том эксплуатирующей организации инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации из числа ее аттесто­ванных специалистов:
    • специалист, ответственный за осуществление производственного контроля ПС;
    • специалист, ответственный за содержание ПС в ра­ботоспособном состоянии;
    • специалист, ответствен­ный за безопасное производство работ с примене­нием ПС;
  • устанавливать порядок допуска к самостоятель­ной работе на ПС персонала в соответствии с ин­струкциями ОПО и контролировать его соблюдение.

В соответствии с Административным регламен­том Федеральной службы по экологическому, тех­нологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государст­венного реестра опасных производственных объ­ектов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 4 сентября 2007 г. № 606 (далее — Регламент), орга­низация, эксплуатирующая ОПО, — это организация (юридическое лицо, индивидуальный предпринима­тель без образования юридического лица) вне зави­симости от ее организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая эксплуата­цию ОПО на правах собственности или аренды или ином законном праве, определяющем ее юридиче­скую ответственность.

Действующим законодательством предусмотре­на передача ОПО в аренду с последующей регистра­цией в государственном реестре ОПО арендато­ром, при этом у арендатора должны быть назначены ответственные специалисты в соответствии с тре­бованиями ФНП по ПС. Кроме того, грузоподъем­ные краны могут направлять для выполнения работ в другие организации при наличии у организации, выделившей кран для производства работ, трех вышеназванных специалистов и обслуживающего персонала. Ответственность за безопасную эксплу­атацию крана в этом случае несет организация, вы­делившая кран.

При идентификации ОПО необходимо учитывать, что им не является отдельный механизм, оборудование (техническое устройство). Опасный произ­водственный объект — определенная площадка производства, на которой при осуществлении опре­деленного вида деятельности применяют то или иное техническое устройство, есть обращение опас­ного вещества или горючей пыли.

В состав сведений, характеризующих ОПО, опре­деленный приложением № 7 Регламента, входит ин­формация о технических устройствах, применяемых на ОПО. В случае возникновения изменений в ин­формации, ранее внесенной в базу данных государ­ственного реестра, эксплуатирующая организация обязана внести эти изменения в базу данных госу­дарственного реестра ОПО.

2. Согласно части 1 статьи 5 Федерального за­кона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязатель­ном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» владелец опасного объекта (юридическое лицо или индиви­дуальный предприниматель, владеющие опасным объектом на праве собственности, праве хозяйст­венного ведения или праве оперативного управле­ния либо на ином законном основании и осуществ­ляющие эксплуатацию опасного объекта) обязан на условиях и в порядке, которые установлены указан­ным федеральным законом, за свой счет страхо­вать в качестве страхователя имущественные инте­ресы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения до­говора обязательного страхования со страховщи­ком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.

Документы:

Приказ Ростехнадзора от 12.11.2013 №533 (ред. от 12.04.2016) «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»

Приказ Ростехнадзора от 04.09.2007 №606 (ред. от 01.12.2011) «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов»

Федеральный закон от 27.07.2010 №225-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 347-ФЗ в статью 35 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 35. Ответственность и обязанности эксплуатирующей организации по обеспечению безопасности ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения

Эксплуатирующая организация несет всю полноту ответственности за безопасность ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения, а также за надлежащее обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами. В случае лишения эксплуатирующей организации разрешения (лицензии) на эксплуатацию ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения она продолжает нести ответственность за безопасность ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения до передачи указанных объектов другой эксплуатирующей организации или до получения нового разрешения (лицензии). В случае неспособности эксплуатирующей организации обеспечить безопасность указанных объектов ответственность за безопасность и надлежащее обращение несет соответствующий орган управления использованием атомной энергии, который обязан обеспечить безопасность этих объектов до создания новой эксплуатирующей организации.

Эксплуатирующая организация разрабатывает и осуществляет мероприятия по поддержанию безопасности ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, создает при необходимости специальные службы, осуществляющие контроль за безопасностью, представляет информацию о состоянии безопасности ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения в органы государственного регулирования безопасности.

Эксплуатирующая организация обеспечивает:

использование ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения только для тех целей, для которых они предназначены;

организацию и координацию разработки и выполнения программ обеспечения качества на всех этапах создания, эксплуатации и вывода из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения, контроль за выполнением этих программ;

разработку и реализацию мер по предотвращению аварий на ядерной установке, на радиационном источнике и в пункте хранения и по снижению их негативных последствий для работников указанных объектов, населения и окружающей среды;

безопасное для работников объектов использования атомной энергии и населения обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами и их хранение;

реализацию прав работников объектов использования атомной энергии на социальные гарантии;

учет индивидуальных доз облучения работников объектов использования атомной энергии;

разработку и реализацию в пределах своей компетенции мер по защите работников и населения в случае аварии на ядерной установке, на радиационном источнике или в пункте хранения;

учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ;

осуществление физической защиты ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ;

разработку и реализацию мер пожарной безопасности;

радиационный контроль в санитарно — защитной зоне и зоне наблюдения;

подбор, подготовку и поддержание квалификации работников ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения и создание для них необходимых социально-бытовых условий на производстве;

информирование населения о радиационной обстановке в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения;

осуществление иных полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

ГАРАНТ:

МИНИСТЕРСТВО ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГАЗОВОГО НАДЗОРА В СССР
(ГОСГАЗНАДЗОР СССР)

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОИЗВОДСТВУ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ В ОХРАННЫХ ЗОНАХ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ МИНИСТЕРСТВА ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ВСН 51-1-80

Мингазпром

Утверждена Распоряжением
Министерства газовой промышленности
от 5 марта 1980 г. № ВД-440

Согласована с Госстроем СССР
1 февраля 1980 г. № НК-530-1

Согласована с ЦК профсоюзов рабочих
нефтяной и газовой промышленности
9 октября 1979 г. № 02-06ж-628

Настоящая инструкция разработана Управлением Государственного газового надзора в СССР Министерства газовой промышленности в соответствии с п. 11 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 12 апреля 1979 г. № 341.

Инструкция регламентирует порядок производства строительных работ в охранных зонах магистральных трубопроводов, принадлежащих Министерству газовой промышленности, предприятиями, объединениями, учреждениями и организациями независимо от их ведомственной подчиненности.

С введением в действие настоящей Инструкции утрачивают силу Указания по безопасному ведению работ при строительстве в охранной зоне и полосе отвода действующих магистральных газопроводов, конденсатопроводов и шлейфов газовых скважин, утвержденные Министерством газовой промышленности 26 февраля 1970 г.

В составлении Инструкции принимали участие: А.С. Войтенко, В.И. Эристов, С.Д. Рубцов, Р.Г. Торопова, В.И. Трушкин.

Министерство газовой промышленности (Мингазпром)

Ведомственные строительные нормы

ВСН 51-1-80
Мингазпром

Инструкция по производству строительных работ в охранных зонах магистральных трубопроводов Министерства газовой промышленности

Впервые

1. Настоящая инструкция разработана в соответствии с п. 11 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 12 апреля 1979 г. № 341 и устанавливает порядок производства строительных работ в охранных зонах магистральных трубопроводов Министерства газовой промышленности, назначение, состав сооружений и размеры охранных зон которых указаны в п.п. 1, 2 и 7 Правил.

2. Производство работ в охранных зонах линий и сооружений технологической связи, телемеханики и электрических сетей, входящих в состав магистральных трубопроводов, должны выполняться с соблюдением Правил охраны линий связи Министерства связи СССР и Правил охраны электрических сетей Министерства энергетики и электрификации СССР.

3. Отвод земельных участков под строительство зданий и сооружений и прокладку коммуникаций в пределах охранных зон, оформление строительного паспорта на отведенный участок или архитектурно-планировочного задания на строительство осуществляется в порядке, установленном действующими законоположениями и нормативными документами.

Предприятия, организации, учреждения и отдельные граждане-заказчики (застройщики) в соответствии с п. 23 Правил охраны магистральных трубопроводов до рассмотрения соответствующими органами местных Советов народных депутатов ходатайств о предоставлении земельных участков должны согласовывать строительство с предприятием (организацией), эксплуатирующей трубопровод.

4. Перед началом строительных работ предприятия, организации или отдельные граждане, производящие эти работы, обязаны получить письменное разрешение эксплуатирующей организации на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода по установленной форме (приложение № 1).

Внесена Управлением Государственного газового надзора в СССР Мингазпрома

Утверждена Министерством газовой промышленности 5 марта 1980 г.

Срок введения
1 июля 1980 г.

Производство работ без разрешения или по разрешению, срок действия которого истек, запрещается.

5. Предприятия, организации или отдельные граждане, получившие разрешение на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода, обязаны до начала работ вызвать представителя эксплуатирующей организации для установления по технической документации, приборами-искателями и шурфованием точного местонахождения трубопровода, определения его технического состояния и взаиморасположения с сооружениями проектируемого (строящегося) объекта.

В случае обнаружения утечек продукта они должны быть устранены силами и средствами эксплуатирующей организации до начала работ.

Примечание. Необходимость применения приборов-искателей и шурфования определяется эксплуатирующей организацией.

6. В процессе строительства строительная организация обязана письменно, за 5 суток до начала, уведомить эксплуатирующую организацию о времени производства тех этапов работ, специально указанных в выданном разрешении, при которых необходимо присутствие ее представителя.

Руководители эксплуатирующей организации обязаны обеспечить своевременную явку своих представителей к месту работ.

7. При обнаружении на месте производства работ подземных коммуникаций и сооружений, не значащихся в проектной документации, строительные работы должны быть приостановлены, приняты меры по обеспечению сохранности этих коммуникаций и сооружений, выявлению эксплуатирующей их организации и вызову ее представителя на место работ.

8. Определение местонахождения и технического состояния подземного магистрального трубопровода и его сооружений производится в границах всей зоны производства работ и ответственность за это несет эксплуатирующая организация.

Трассы трубопровода и его сооружений в границах зоны производства работ должны быть закреплены знаками высотой 1,5-2,0 м с указанием фактической глубины заложения, установленными на прямых участках трассы — в пределах видимости, но не более чем через 500 м, на всех углах поворота, в местах пересечения со строящимися коммуникациями, а также на границах разработки грунта вручную.

Работы по установке знаков и открытию шурфов выполняются силами и средствами строительной организации в присутствии представителя эксплуатирующей организации.

До закрепления трасс знаками ведение работ не допускается.

9. По результатам проведенной в соответствии с п. 8 настоящей Инструкции работы по уточнению местоположения магистрального трубопровода и его сооружений составляется акт с участием представителей генподрядной и эксплуатирующей организаций. К акту прилагается ситуационный план (схема) трассы с указанием местонахождения и глубины заложения действующего трубопровода, сооружений и строящегося объекта, их необходимых характеристик, привязок трубопровода, сооружений, вырытых шурфов и установленных закрепительных знаков.

10. До начала работ в охранной зоне генподрядная организация с участием субподрядных организаций должны совместно разработать и согласовать с эксплуатирующей организацией мероприятия, обеспечивающие безопасное ведение работ и сохранность действующего трубопровода и его сооружений.

В мероприятиях должны быть предусмотрены:

а) порядок производства работ в данной зоне;

б) места переездов строительных машин и транспорта через действующий трубопровод, оборудование переездов через действующий трубопровод;

в) меры, предупреждающие просадку грунта при разработке его в непосредственной близости от действующего трубопровода и при заглублении ниже уровня его заложения;

г) меры предосторожности, обеспечивающие безопасное ведение работ (снижение давления в действующем трубопроводе или др.).

11. Перед началом работ приказом по организации, производящей строительные работы, из числа инженерно-технических работников должно быть назначено лицо, ответственное за производство работ (руководитель работ).

12. Весь персонал, занятый на производстве строительно-монтажных и других работ в охранных зонах, должен быть обучен методам и проинструктирован по последовательности безопасного ведения работ, ознакомлен с местонахождением трубопроводов и их сооружений, их обозначением на местности.

Обучение и инструктаж оформляются в установленном порядке организацией, производящей работы.

13. Для выполнения земляных работ в охранных зонах подземных магистральных трубопроводов механизмами руководитель работ обязан выдать машинисту землеройного механизма наряд-допуск, определяющий безопасные условия этих работ.

14. Земляные работы в полосе, ограниченной расстоянием 2 м по обе стороны от трубопровода, должны производится только вручную в присутствии представителя эксплуатирующей организации.

15. При проведении работ в охранных зонах (в том числе при строительстве коммуникаций параллельно действующим трубопроводам) отвал грунта из траншеи на действующий трубопровод запрещается.

16. Валка леса в охранных зонах должна производится с обеспечением сохранности надземных сооружений трубопровода, свободного вдоль трассового проезда и подъезда к нему на любом участке и исключать загромождение трассы трубопровода поваленными деревьями, кустарниками и порубочными остатками.

Трелевку деревьев через действующий трубопровод следует производить по оборудованным переездам.

17. В аварийных случаях, требующих безотлагательных ремонтно-восстановительных работ на сооружениях и коммуникациях, расположенных в охранных зонах магистральных трубопроводов, допускается производить эти работы без предварительного согласования с эксплуатирующими организациями при условии выполнения следующих требований:

а) одновременно с направлением рабочих на место аварии, независимо от времени суток, сообщается эксплуатирующей организации о начале работ и о необходимости явки ее представителя на место их проведения;

б) на месте производства аварийных работ обязано постоянно находиться лицо, ответственное за эти работы, которое должно провести инструктаж персонала согласно п. 12 настоящей Инструкции;

в) до прибытия к месту аварии представителя эксплуатирующей трубопровод организации земляные работы в охранной зоне должны вестись вручную;

г) явившийся на место аварии представитель эксплуатирующей организации обязан указать местонахождение трубопровода и его сооружений, меры по обеспечению их сохранности и присутствовать до окончания работ.

18. В случае повреждения трубопровода или обнаружения утечки продукта из него в процессе производства работ весь персонал и технические средства должны быть немедленно отведены за пределы минимальных расстояний, указанных в п. 19 настоящей Инструкции, а эксплуатирующая организация извещена о повреждении (утечке).

До прибытия аварийной ремонтно-восстановительной бригады эксплуатирующей организации руководитель строительных работ должен принять меры по обеспечению охраны аварийного участка для предупреждения доступа в опасную зону посторонних лиц и транспортных средств, а по ее прибытии — принять участие в быстрейшей ликвидации аварии, включая выделение рабочей силы и механизмов.

19. При производстве работ в охранных зонах механизированные колонны, трубосварочные и другие базы, стеллажи, стоянки механизмов и машин, склады горюче-смазочных материалов, стройматериалов, оборудования и др., жилые городки и т.п. должны размещаться за пределами минимальных расстояний от оси действующего трубопровода (его объектов) до городов, установленных главой СНиП по проектированию магистральных трубопроводов.

20. Представители эксплуатирующей организации и органов Государственного газового надзора в СССР имеют право приостанавливать работы, выполняемые с нарушением требований Правил охраны магистральных трубопроводов и настоящей Инструкции. При остановке производства работ составляется протокол (акт) с указанием наименования организации, выполнявшей работы, должности и фамилии руководителя работ, должности и фамилии виновного, места, времени и характера нарушений требований Правил охраны магистральных трубопроводов и настоящей Инструкции.

Вопрос от 07.2018:

Какой учетный номер оборудования в сведениях, характеризующих опасный производственный объект, при регистрации в Ростехнадзоре ОПО, переданного другой эксплуатирующей организацией? Может ли стать причиной для отказа в регистрации ОПО указание учетного номера оборудования, присвоенного после его ввода в эксплуатацию предыдущим владельцем?

Ответ: Порядок регистрации ОПО в государственном реестре ОПО и ведения данного реестра в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — ФЗ № 116) установлен Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371 (далее — Правила регистрации ОПО), в развитие положений которых приказами Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494 и № 495 соответственно утверждены Административный регламент по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и Требования к регистрации объектов в государственном реестре ОПО и ведению государственного реестра ОПО.

Перечисленные нормативные правовые акты (далее — НПА) в числе прочих требований устанавливают необходимость:

  • указания в прилагаемых к заявлению о регистрации объекта в государственном реестре ОПО сведениях, характеризующих ОПО, идентификационной информации о применяемых в составе ОПО ТУ, в том числе наименование, тип, марка, модель (при наличии), регистрационные или учетные номера (для ТУ, подлежащих учету в регистрирующем органе), заводские номера (в случае наличия), проектные (эксплуатационные) характеристики, дата изготовления, дата ввода в эксплуатацию;
  • представления копий документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании ОПО, в том числе земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещается ОПО, или реквизитов таких документов для объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии с пунктом 5 Правил регистрации ОПО организация, эксплуатирующая ОПО, обязана представлять сведения, характеризующие каждый объект, для обеспечения их регистрации в государственном реестре первично не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации регистрируемого ОПО, а также в дальнейшем при необходимости уточнения (изменения) таких сведений в установленных вышеуказанными НПА случаях.

В отношении применяемого на ОПО оборудования, работающего под избыточным давлением (далее — ОРПД), попадающего в область распространения Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее — ФНП ОРПД), утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116, порядок его ввода в эксплуатацию, пуска (включения) в работу и учета определен разделом IV ФНП ОРПД.

При этом предусмотренное пунктом 214 ФНП ОРПД направление в территориальные органы Ростехнадзора информации об ОРПД для его учета в объеме сведений, предусмотренных пунктом 216 ФНП ОРПД, носит уведомительный характер и осуществляется эксплуатирующей организацией не позднее 10 рабочих дней после принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу такого оборудования.

Выполнение вышеуказанных мероприятий в отношении ОРПД в случае вновь вводимого в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 8 ФЗ № 116 в эксплуатацию (по окончании строительства или реконструкции) ОПО, как правило, совпадает с периодом начала его эксплуатации и представления в Ростехнадзор сведений для регистрации такого объекта в государственном реестре ОПО.

В дальнейшем при эксплуатации ОПО, зарегистрированного в государственном реестре, необходимость направления в территориальные органы Ростехнадзора информации о ТУ возникает в случае ввода в эксплуатацию вновь установленного (дополнительно или взамен ранее используемых) ОРПД, а также при передаче его другой организации.

Таким образом, информация об оборудовании в зависимости от конкретного случая, вызвавшего необходимость ее представления (ввод в эксплуатацию ОПО, пуск ОРПД в составе ранее зарегистрированного в государственном реестре действующего ОПО (изменение сведений его характеризующих), передача ОПО другой эксплуатирующей организации),

может быть направлена в территориальный орган Ростехнадзора совместно (в комплекте) со сведениями для регистрации ОПО в государственном реестре, а также отдельно от указанной процедуры до регистрации ОПО либо в процессе его дальнейшей эксплуатации при необходимости уточнения сведений о нем.

При передаче находящегося в эксплуатации ОПО с ОРПД другой эксплуатирующей организации заявление о регистрации объекта в государственном реестре ОПО такой организацией может быть направлено в территориальный орган Ростехнадзора как после принятия решения о вводе в эксплуатацию, направления информации и пуска в работу, так и до осуществления необходимых для этого мероприятий. При этом в сведениях, характеризующих ОПО, должна указываться информация, позволяющая однозначно идентифицировать переданное в составе ОПО оборудование (учетные номера, в том числе ранее присвоенные после первичного ввода в эксплуатацию в предыдущей организации (если они не были изменены на момент оформления и представления сведений)).

В данном случае непредставление эксплуатирующей организацией при направлении характеризующих принятый (переданный) от другой организации ОПО сведений (до или совместно с ними) информации об ОРПД в объеме, предусмотренном пунктом 216 ФНП ОРПД, учитывая ее наличие в соответствующем подразделении территориального органа Ростехнадзора, не является достаточным основанием для приостановления процедуры регистрации ОПО или отказа в его регистрации, конкретный перечень которых определен в НПА.

Вопрос от 10.08.2017:

Согласно п. 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (утв. постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. N 1371), для регистрации объектов в государственном реестре организации, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.

Прошу разъяснить, что имеется в виду под началом эксплуатации объекта — ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом РФ или начало фактической эксплуатации объекта эксплуатирующей организацией.

Ответ: Управление обеспечения организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев Ваше обращение, сообщает следующее.

Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Письмо Ростехнадзора от 14.04.2017 N 09-00-06/4397 «О порядке регистрации объектов в государственном реестре ОПО»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПИСЬМО от 14 апреля 2017 г. N 09-00-06/4397

О ПОРЯДКЕ РЕГИСТРАЦИИ ОБЪЕКТОВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕЕСТРЕ ОПО

Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев обращение, поступившее по информационным сетям общего пользования, сообщает.

Порядок регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов установлен в Требованиях к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденном приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495, зарегистрированным Минюстом России 22.02.2017, рег. N 45760 (далее — Требования).

В соответствии с пунктом 14 Требований эксплуатирующая организация не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации объекта представляет в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, заявление в соответствии с административными регламентами регистрирующих органов и прилагает к нему документы, необходимые для формирования и ведения государственного реестра, в частности, наименование, тип, марку, модель (при наличии), регистрационные или учетные номера (для подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, подлежащего учету в регистрирующем органе), заводские номера (в случае наличия) технических устройств, наименование опасного вещества, взрывоопасных пылевоздушных смесей, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте.

На основании вышеизложенного, процедура постановки на учет подъемных сооружений и оборудования, работающего под избыточным давлением, подлежащих учету в территориальных органах Ростехнадзора, осуществляется до регистрации объекта в государственном реестре опасных производственных объектов.

Начальник управления государственного строительного надзора М.А.КЛИМОВА

Вопрос от 15.10.2015:

Прошу разъяснить, требуется ли до получения ЗОС (заключение о соответствии…) и/или до получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, постановка на учет оборудования, работающего под избыточным давлением и подъемных сооружений (подлежащих учету) в случае, если данное оборудование входит в состав объекта капитального строительства (ТЭЦ). Т.е., требуется ли поставить на учет трубопроводы пара и горячей воды, подъемные сооружения (подлежащие учету) до получения ЗОС и/или до получения разрешения на ввод в эксплуатацию ТЭЦ, в составе которой установлено данное оборудование?

Ответ: Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело Ваше обращение и сообщает.

Проектирование, строительство, приемка и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства должны осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, в том числе указанные Вами процедуры получения заключения о соответствии и разрешения на ввод в эксплуатацию ТЭЦ (опасного производственного объекта, далее — ОПО). При этом согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — ФЗ № 116) проверяется готовность организации к эксплуатации ОПО и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а также наличие у нее договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца ОПО за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Помимо этого, после ввода в эксплуатацию ОПО подлежат регистрации в государственном реестре в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 2 ФЗ № 116 в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Порядок регистрации ОПО установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371 (ред. от 15.08.2014) «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», согласно пункту 5 которого для регистрации ОПО в государственном реестре организации, эксплуатирующие их, не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации ОПО представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.

Подъемные сооружения: грузоподъемные краны всех типов, подъемники и вышки, предназначенные для перемещения людей, и т.д. (далее — ПС), перечисленные в , согласно пункту 147 ФНП ПС подлежат учету в территориальном органе Ростехнадзора перед пуском их в работу, за исключением ПС, указанных в пункте 148 ФНП ПС.

Порядок приемки, ввода (пуска) в эксплуатацию и учета оборудования, работающего под избыточным давлением, в том числе после его монтажа на ОПО, установлен .

В соответствии с пунктом 214 ФНП ОРПД для осуществления учета эксплуатирующая организация направляет в территориальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации ОПО информацию об оборудовании, работающем под избыточным давлением, в объеме, предусмотренном пунктом 216 ФНП ОРПД (за исключением оборудования, указанного в пункте 215 ФНП ОРПД), после принятия руководителем эксплуатирующей организации решения о вводе в эксплуатацию указанного оборудования на основании результатов проверок готовности к пуску в работу и организации надзора за его эксплуатацией, проведенных согласно пунктам 205-209 ФНП ОРПД.

В связи с тем, что необходимость применения ПС может возникнуть на стадии монтажа оборудования на ОПО, а применение части оборудования, работающего под избыточным давлением, (например, трубопроводов ТЭЦ) в процессе пуско-наладочных работ, то конкретный период времени постановки на учет и, соответственно, пуска в работу конкретной единицы ПС и оборудования, работающего под избыточным давлением, определяет эксплуатирующая их организация.

Специализированная эксплуатирующая организация

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *