Малые закупки

>Об утверждении порядка осуществления закупок малого объема посредством электронной торговой системы для автоматизации закупок малого объема

Содержание

Об утверждении порядка осуществления закупок малого объема посредством электронной торговой системы для автоматизации закупок малого объема

ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2018 года N 17
Об утверждении порядка осуществления закупок малого объема посредством электронной торговой системы для автоматизации закупок малого объема

В соответствии с распоряжением администрации Костромской области от 23 апреля 2018 года N 76-ра «Об автоматизации закупок малого объема», в целях повышения эффективности закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Костромской области, осуществляемых у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» департамент финансов Костромской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемый порядок осуществления закупок малого объема посредством электронной торговой системы для автоматизации закупок малого объема.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Директор департамента финансов
Костромской области
И.Н.ЗАМУРАЕВ

Приложение. Порядок осуществления закупок малого объема посредством электронной торговой системы для автоматизации закупок малого объема

Приложение

Утвержден
постановлением
департамента финансов
Костромской области
от 24 мая 2018 года N 17

Глава 1. Общие положения

1. Настоящий порядок осуществления закупок малого объема посредством электронной торговой системы для автоматизации закупок малого объема (далее — Порядок) применяется для осуществления исполнительными органами государственной власти Костромской области, казенными и бюджетными учреждениям Костромской области, унитарными предприятиями Костромской области закупок в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее соответственно — заказчики, Федеральный закон N 44-ФЗ, закупки малого объема).

2. Электронная торговая система для автоматизации закупок малого объема представляет собой программно-аппаратный комплекс «Электронный магазин Костромской области», обеспечивающий проведение закупок малого объема для обеспечения государственных нужд Костромской области в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, находящийся по адресу https://kostromarket.rts-tender.ru (далее — Электронный магазин).

3. Закупки малого объема осуществляются заказчиками посредством Электронного магазина в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, настоящим Порядком и регламентом работы Электронного магазина.

4. Заказчики вправе не применять настоящий Порядок при осуществлении закупок малого объема в случаях, определенных пунктом 1 распоряжения администрации Костромской области от 23 апреля 2018 года N 76-ра «Об автоматизации закупок малого объема».

5. В настоящем Порядке используются следующие термины и определения:

извещение о закупке — запрос заказчика, опубликованный с использованием Электронного магазина на основании информации полей экранной формы и содержащий информацию о потребности заказчика в товарах, работах, услугах, не являющийся извещением о закупке у единственного поставщика согласно части 2 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ;

предложение о продаже — формируемый участником закупки в Электронном магазине перечень товаров, работ, услуг для последующего заключения контракта с заказчиком;

предложение на закупку — предложение участника закупки, направленное заказчику через личный кабинет Электронного магазина в ответ на опубликованное извещение о закупке, с намерением принять участие в закупке малого объема и заключить контракт на условиях, указанных заказчиком в извещении о закупке.

Иные термины и определения, используемые в настоящем Порядке, применяются в значениях, установленных Федеральным законом N 44-ФЗ и регламентом работы Электронного магазина.

6. Для работы в Электронном магазине заказчикам и участникам закупок необходимо пройти процедуру регистрации и авторизации в Электронном магазине в соответствии с регламентом его работы.

7. Предоставление доступа к открытой и закрытой части Электронного магазина для пользователей заказчика осуществляется на безвозмездной основе.

8. Все документы в Электронном магазине формируются и публикуются в электронной форме. Электронные документы, опубликованные заказчиком, подписываются электронной подписью и имеют такую же юридическую силу, как и аналогичные документы, подписанные в письменной форме на бумажном носителе.

9. Использование электронной подписи в Электронном магазине регламентируется Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи» и регламентом Электронного магазина.

10. Закупки малого объема осуществляются заказчиками в Электронном магазине одним из двух способов:

1) путем опубликования извещения о закупке;

2) путем направления заказа на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг из предложений о продаже участника закупки.

Глава 2. Порядок осуществления закупки малого объема путем опубликования извещения о закупке в Электронном магазине

11. Условия и срок проведения закупки малого объема заказчик устанавливает самостоятельно в извещении о закупке в Электронном магазине. При этом минимальный срок для подачи предложений на закупку должен быть определен не менее одного рабочего дня с даты опубликования извещения о закупке. Время для подачи предложений на закупку устанавливается в рабочие часы заказчика, срок для заключения контракта должен быть определен заказчиком и составлять не более 20 рабочих дней со дня окончания срока для подачи предложений на закупку.

12. Извещение о закупке отображается в личном кабинете заказчика и доступно для просмотра в открытой части Электронного магазина.

13. В извещение о закупке включаются в том числе следующие сведения:

1) наименование и описание объекта закупки с указанием технических, функциональных, качественных и иных характеристик объекта закупки, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) количество (объем) товара, работы, услуги;

3) начальная (максимальная) цена контракта;

4) срок и место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

5) срок и условия оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;

6) планируемый срок заключения контракта;

7) дата и время окончания срока подачи участниками закупки предложений на закупку;

8) указание о представлении участником закупки в предложении на закупку (устанавливаются при необходимости):

сведений о наименовании товара с обязательным указанием модели, товарного знака, наименованием производителя и других признаков индивидуализации, позволяющих идентифицировать товар (возможно устанавливать в случае, если заказчик осуществляет закупку товара без указания модели, товарного знака, наименования производителя и других признаков индивидуализации, позволяющих идентифицировать товар);

сведений о товаре, работе, услуге с указанием технических, функциональных, качественных и иных характеристик объекта закупки, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, указанным в извещении о закупке;

документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, или копий этих документов;

копий документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге. При этом не допускается требовать представление указанных в настоящем абзаце документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;

иных сведений и документов, представление которых не противоречит законодательству Российской Федерации.

14. При формировании извещения о закупке заказчик вправе разместить проект контракта, а также, при необходимости, иные документы, в том числе содержащие описание требований к поставляемым товарам, выполняемым работам, оказываемым услугам. Такие документы доступны для скачивания и просмотра вместе с извещением о закупке.

15. В состав предложения на закупку участником закупки включаются следующие сведения и документы:

1) сведения о цене, по которой участник закупки согласен заключить контракт. Такая цена не должна превышать цену, установленную в извещении о закупке;

2) сведения и документы, предусмотренные извещением о закупке. Прилагаемые к предложению на закупку документы должны быть доступны для скачивания и просмотра вместе с предложением на закупку.

16. Заказчик в течение срока подачи предложений на закупку, установленного в извещении о закупке, вправе внести изменения в размещенное в Электронном магазине извещение о закупке. При этом сокращение срока для подачи предложений на закупку не допускается. После внесения изменений в извещение о закупке срок для подачи предложений на закупку должен быть продлен не менее чем на один рабочий день.

17. Заказчик вправе отменить закупку малого объема в любое время вплоть до заключения контракта.

18. Информация о внесении изменений в извещение о закупке или отмене закупки малого объема автоматически отображается в личном кабинете заказчика, публикуется в открытой части Электронного магазина и направляется участникам закупки в виде соответствующего уведомления.

19. Если по окончании срока подачи предложений на закупку, установленного в извещении о закупке, не подано ни одного предложения или поданные предложения на закупку признаны не соответствующими объявленным в извещении о закупке условиям, заказчик самостоятельно принимает решение о возможности продления срока подачи предложений на закупку или о признании закупки малого объема несостоявшейся.

20. В случае если закупка малого объема признана несостоявшейся, заказчик имеет право заключить контракт вне Электронного магазина с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не зарегистрированным в Электронном магазине, на условиях, определяемых извещением о закупке по цене, не превышающей цену, указанную в извещении о закупке. При этом сведения о таком контракте вносятся заказчиком в личный кабинет Электронного магазина в течение 10 рабочих дней со дня заключения контракта.

21. До даты окончания подачи предложений на закупку участник закупки вправе при необходимости отозвать поданное предложение на закупку или внести в него изменения в соответствии с регламентом Электронного магазина.

23. В течение срока подачи предложений на закупку заказчик вправе направить приглашение об участии в закупке малого объема участникам закупки, разместившим в открытой части Электронного магазина предложения о продаже, в которые входят товары, работы, услуги, требуемые заказчику.

24. Заказчик в течение пяти рабочих дней после окончания срока подачи предложений на закупку, установленного в извещение о закупке, рассматривает поданные предложения участников закупки и принимает решение о соответствии или несоответствии поданных предложений объявленным в извещении о закупке условиям. По результатам рассмотрения предложений на закупку заказчик определяет участника закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта в соответствии с условиями извещения о закупке.

25. При наличии нескольких предложений на закупку с одинаковыми условиями исполнения контракта контракт заключается с участником закупки, предложение о закупке которого поступило ранее других предложений о закупке, содержащих такие же условия.

26. По итогам рассмотрения поданных участниками закупки предложений на закупку автоматически формируется протокол результатов закупки малого объема, в котором указывается решение заказчика в отношении всех поданных предложений участников закупки.

Глава 3. Порядок осуществления закупки малого объема путем направления заказа на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг из предложений о продаже участника закупки

26. Закупки малого объема могут осуществляться путем направления заказчиком заказа на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг из сформированного участником закупки предложения о продаже (далее — заказ), размещенного в открытой части Электронного магазина.

27. При формировании предложения о продаже в открытой части Электронного магазина участник закупки при заполнении экранной формы предложения указывает наименование и описание предлагаемых товаров, работ, услуг, а также сведения о цене, по которой он согласен заключить контракт.

28. Дополнительно в предложение о продаже могут включаться в том числе следующие сведения:

1) сроки поставки товара (выполнения работ, оказания услуг);

2) количество (объем) товара (работ, услуг);

3) место поставки товара (выполнения работ, оказания услуг);

4) срок действия предложения о продаже.

29. Заказ направляется участнику закупки с наилучшим предложением о продаже.

30. Заказчик вправе отменить заказ в любое время вплоть до заключения контракта.

31. Участник закупки при получении заказа имеет возможность подтвердить его или отказаться от его исполнения.

Глава 4. Заключение контракта по итогам закупок малого объема

32. По результатам закупки малого объема заказчик вправе:

заключить контракт в электронной форме с участником закупки в Электронном магазине или в письменной форме на бумажном носителе;

заключить контракт вне Электронного магазина в случае, установленном пунктом 20 настоящего Порядка;

отказаться от заключения контракта.

33. В случае отказа участника закупки от заключения контракта заказчик имеет право провести закупку малого объема повторно или заключить контракт вне Электронного магазина с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не зарегистрированным в Электронном магазине, на условиях, определяемых извещением о закупке по цене, не превышающей цену, указанную в извещении о закупке.

34. Заказчик обязан разместить в личном кабинете информацию:

о заключении контракта в письменной форме на бумажном носителе в течение 10 рабочих дней со дня заключения контракта;

о заключении контракта вне Электронного магазина в случаях, установленных пунктами 20 и 33 настоящего Порядка, в течение 10 рабочих дней со дня заключения контракта;

об отказе от заключения контракта в течение 1 рабочего дня со дня отказа от заключения контракта;

о признании закупки малого объема несостоявшейся (при осуществлении закупки малого объема в соответствии с главой 2 настоящего Порядка) в течение 1 рабочего дня со дня признания закупки малого объема несостоявшейся.

35. Формирование проекта контракта для подписания с участником закупки инициируется заказчиком. Заказчик вправе в личном кабинете Электронного магазина загрузить документ с текстом контракта и направить его участнику закупки, с которым заключается контракт, после чего документ с текстом контракта отображается в личном кабинете участника закупки.

36. В рамках заключения контракта в Электронном магазине заказчик и участник закупки имеют возможность обмениваться документами в электронной форме.

37. Контракт считается заключенным с момента его подписания (в том числе электронной подписью) уполномоченными лицами участника закупки и заказчика.

38. Заказчик по факту исполнения или расторжения контракта вносит сведения в личном кабинете Электронного магазина о соответствующем статусе контракта «Исполнен» или «Расторгнут» в течение трех рабочих дней со дня исполнения или расторжения контракта.

>Об утверждении Порядка осуществления закупок малого объема посредством электронной торговой системы для автоматизации закупок малого объема

Об утверждении Порядка осуществления закупок малого объема посредством электронной торговой системы для автоматизации закупок малого объема

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2018 года N 2625
Об утверждении Порядка осуществления закупок малого объема посредством электронной торговой системы для автоматизации закупок малого объема

В соответствии с постановлением Администрации города Костромы от 15 октября 2018 года N 2283 «О проведении закупок малого объема для обеспечения муниципальных нужд города Костромы в электронной форме», в целях повышения эффективности закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города Костромы, осуществляемых у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», руководствуясь статьями 42, 44, частью 1 статьи 57 Устава города Костромы, постановляю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления закупок малого объема посредством электронной торговой системы для автоматизации закупок малого объема.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

И.о. главы Администрации
города Костромы
О.В.БОЛОХОВЕЦ

>Как работать с порталами закупок малого объема

Что такое портал закупок малого объема

44-ФЗ и 223-ФЗ позволяют заказчикам в некоторых случаях выбрать неконкурентный способ определения поставщика и провести процедуру, которая называется закупкой у единственного поставщика. Если в такой процедуре цена контракта не превышает 100 000 (а в некоторых случаях — 400 000) рублей, ее относят к категории закупок малого объема (или «малых закупок»). Специальные нормы 223-ФЗ (ч. 15 ст. 4) также относят к ним госзакупки, стоимость которых не превышает 500 000 рублей (при годовой выручке заказчика свыше 5 млрд. рублей).

Для автоматизации таких заказов заказчики могут воспользоваться функционалом специализированных электронных площадок, которые являются частью системы управления госзакупками.

Площадки построены по модели электронного магазина, где отобранные поставщики размещают прайс-листы и получают заказы по упрощенной схеме.

Электронные магазины открываются и на внешних электронных торговых площадках. Например, Региональный портал закупок малого объема Ростовской области реализован на базе платформы РТС-Тендер. На этой же площадке размещен, например, «Электронный магазин города Омска» и другие.

В Самарской области на базе областной автоматизированной информационной системы государственного заказа создан одноименный модуль.

Организации, подведомственные правительству Москвы, размещают заявки в «Электронном магазине» — подсистеме Единой автоматизированной системы торгов города Москвы (ЕАИСТ). Эта подсистема интегрирована с «Порталом поставщиков», на котором могут зарегистрироваться компании, которые желают поставлять товары или услуги.

Назначение

Порталы закупок малого объема — это удобный инструмент на базе современных IT-технологий. Он позволяет оптимизировать процесс таких заказов и снизить сопутствующие трудозатраты.

Сайт закупок малого объема открывает возможности:

  • объективно оценить существующий рынок предложений и выбрать наилучшее по соотношению «цена-качество»;
  • использовать технологию электронного документооборота;
  • выбрать надежного партнера на основе объективной информации.

Порталы разрабатываются и вводятся в эксплуатацию не только в целях повышения прозрачности и эффективности небольших заказов, но и для повышения спроса на продукцию региональных производителей.

Основной функционал

Рассмотрим функционал автоматизированной информационной системы для таких заказов на примере Регионального портала закупок малого объема (Ростовская область).

На портале можно работать как с использованием электронной подписи, так и без нее. Госзакупки осуществляются двумя способами: при помощи заявок заказчиков или загруженных поставщиками прайс-листов.

Заказчик может контролировать процесс и все параметры, а также формировать нужные ему отчеты по проведению процедур.

Для поставщика подобный портал — это бесплатная и удобная электронная платформа, которая позволяет:

  • получать доступ к информации о госзакупках небольшого объема региональных заказчиков;
  • осуществлять поиск заказчиков по товарным категориям (можно подписаться на бесплатную рассылку по выбранным параметрам госзакупок);
  • подавать заявки на участие в отборе поставщика;
  • размещать в удобной форме свои предложения.

Договор можно заключить в электронной форме или в письменной вне портала, а затем отразить эту информацию.

Результаты деятельности

Объемы осуществления небольших заказов на региональных торговых площадках можно оценить на примере Мурманской области. С 2015 года государственные заказчики и бюджетные учреждения Мурманской области осуществляют такие заказы на региональной торговой площадке «Модуль «Малые закупки»».

Данная модель работы показала свою эффективность в части:

  • повышения открытости (более 3500 состоявшихся госзакупок на сумму 161,2 млн. рублей);
  • обеспечения свободного доступа к заказам «малого объема» всех потенциальных участников, в том числе открытие дополнительных возможностей для мелкого и среднего бизнеса, особенно для региональных поставщиков (зарегистрировано свыше 1600 поставщиков (подрядчиков, исполнителей));
  • снижения уровня коррупции;
  • развития конкуренции (среднее количество участников в процедуре — 2,1);
  • экономии бюджетных средств (экономия составила 17,5 млн рублей (10,8%).

Малые закупки по 44-ФЗ

Любому государственному заказчику время от времени приходится совершать закупки на небольшие суммы. В некоторых случаях их объем настолько мал, что проведение конкурентных торгов считается нерациональным с экономической точки зрения. Поэтому законодатель разрешает проводить малые закупки по 44-ФЗ у единственного поставщика.
В этой ситуации работает целый ряд законодательных норм.

Процедура малой закупки

Процедура малой закупки может производиться только при стоимости контракта не выше 100 или 400 тыс. рублей. Величина ценового ограничения напрямую зависит от субъекта закупки, формы его организации, сферы деятельности и годовой величины закупок. Все основания для осуществления таких закупок подробно изложены в п. 4,5 ч.1 ст. 93 44-ФЗ.

Обоснования малой закупки

Основание для закупки у единственного поставщика на сумму менее 100 тыс. рублей имеет абсолютно каждый заказчик. В то время как закупать без проведения конкурсных торгов на сумму до 400 тыс. рублей имеют только определенные виды организаций. Но давайте обо всем по порядку.
Итак, в отношении малых закупок в силу вступают ограничения их лимитов по годовому объему. В рамках закона о контрактной системе изложено два варианта расчета максимально возможного объема:

  1. на сумму не более 2 млн рублей в год;
  2. на сумму, не превышающую 5% от совокупного годового финансового объема закупок предприятия.

Осуществляя расчеты, необходимо принимать во внимание также контракты, заключенные до начала определенного финансового периода, но оплаченные после того, как он наступил.
Таким, образом, для компании с большим оборотом, намного выгоднее и удобнее второй вариант расчета, в то время как остальным лучше выбрать фиксированный предел в 2 млн рублей.
Переходим к закупкам у единственного поставщика на суммы до 400 тыс. рублей. Проводить их имеет право ограниченный круг заказчиков. Среди них только муниципальные и государственные организации:

  • культурные и образовательные учреждения;
  • парки, зоопарки, заповедники, ботанические сады;
  • театры, музеи, концертные организации, планетарии, цирки;
  • дворцы и дома культуры, клубы;
  • архивные и библиотечные учреждения;
  • организации, связанные с телевизионным и радиовещанием, имеющие государственное, либо муниципальное финансирование.

В отношении них также существуют ограничения: годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить, не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн рублей.
Принцип расчета остается тем же: в годовой объем включают не заключенные, а оплаченные за текущий период договоры.

Порядок осуществления закупок малого объема: исключения и ограничения

Порядок осуществления закупок малого объема предполагает определенные исключения.
Например, при закупке со стороны учреждений сельскохозяйственного сектора лимиты не рассчитываются. Эту норму закрепляет п. 4 ч.1 ст. 93 44-ФЗ.
Кроме того, особенными положениями при совершении малых закупок вправе руководствоваться федеральные органы исполнительной власти. Для них ограничения годового объема закупок до 100 тыс. рублей рассчитывают в отдельном порядке.
Наконец, стоит сказать о том, что некоторые заказчики видят в разрешении осуществлять малые закупки у единственного поставщика возможность уклониться от организации тендеров или даже передавать контракты напрямую «своей» фирме. Для этого они применяют искусственное дробление договоров, разбивая один дорогостоящий лот на множество 100-тысячных контрактов и заключая все их с одной организацией. Такое действие может быть квалифицировано как притворная сделка, которая является административным правонарушением и наказывается в соответствии с ч. 1,2 ст. 7.29 КоАП РФ.
Если вы столкнулись с подобными нарушениями со стороны госзаказчиков, о них следует незамедлительно сообщить в Федеральную антимонопольную службу. Не знаете, как правильно составить жалобу или подать ее? Наши специалисты с радостью вам помогут. Вместе с вами мы сделаем тендерный рынок конкурентным и прозрачным!
РекомендуемПреимущества участия в государственных и коммерческих тендерах
30.10.2019

На что стоит обратить внимание поставщикам, принимая участия в тендерах по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Нюансы, преимущества и льготы, обо всем по порядку в нашей статье.

«Системная проблема» госзаказа
>Малые закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ

Участие СМП в госзакупках по 44-ФЗ. Преференции-2016 – вебинар в Школе электронных торгов.

Случаи малых закупок у единственного поставщика

Малая закупка у единственного поставщика — до 100 000 и до 400 000 рублей — простой способ произвести закупку без длинных и сложных процедур.

Однако на такие закупки наложены большие ограничения (п. 4 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ).

Закупки товара, работы или услуги у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 000 рублей разрешено при условии, что годовой объем таких закупок:

  • не превышает 2 миллиона рублей;
  • не превышает 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не превышает 50 миллионов рублей.

Одновременно действует правило для государственных или муниципальных образовательных организаций, учреждений культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иных государственных или муниципальных учреждений, а именно: зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив (п. 5 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ).

Такие заказчики вправе осуществлять у единственного поставщика закупки на сумму, не превышающую 400 тысяч рублей каждая. При этом годовой объем таких закупок не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более 20 миллионов рублей.

Это два правила («100 000» и «400 000») дополняют друг друга, т. е. заказчик, например, библиотека или школа, вправе закупить товаров, работ, услуг у единственного поставщика по 100 тыс. руб., скажем, на 2 млн. руб. и одновременно, половину всех своих закупок также произвести у единственного поставщика по 400 тыс. руб. (не более чем на 20 млн. руб. в сумме).

Закупка у единственного поставщика: что нужно учитывать

Кто имеет преимущества при осуществлении малых закупок

Существуют случай, когда ограничений на использование «малых» закупок нет. Для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений можно производить закупки лотами до 100 тыс. руб. включительно у единственного поставщика без ограничений.

Отчет о малых закупках

В случае «малых» закупок закон 44-ФЗ освобождает заказчиков от обязанностей:

  • обосновывать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, кроме закупки у единственного поставщика, а также цену контракта и иные существенные условия контракта (ч. 3 ст. 93);
  • включать расчет и обоснование цены в текст контракта (ч. 4 ст. 93);
  • отражать результаты отдельного этапа исполнения контракта, информации о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной в отчете (ч. 9 ст. 94).

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Как выйти из ситуации, если превышен лимит в 2 млн рублей при закупках по п 4 ч 1 ст 93 ФЗ-44?

Уважаемая Елена!

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе осуществить закупку товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Необходимо отметить, что по смыслу приведенной нормы заказчик в целях ее применения выбирает наибольшее из значений, ограничивающих годовой объем закупок: два миллиона рублей либо пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика, но не более пятидесяти миллионов рублей.

Если Вы не превысили пять процентов совокупного годового объема закупок, то ничего страшного.

При осуществлении закупки у единственного контрагента с превышением наибольшего предельного значения годового объема закупок, определяемого согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, имеет место выбор заказчиком ненадлежащего способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку при таких обстоятельствах контракт должен заключаться по результатам одной из конкурентных процедур. Должностные лица заказчика, ответственные за выбор контрагента, могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Вопрос: Какая ответственность грозит заказчику, если он неоднократно превысил объем особых закупок до 2-х миллионов?

Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.

По усмотрению контрольных органов, административный штраф может быть применен либо 1 раз (в принципе за превышение), или за каждый договор, превышающий объем отдельно.

Напомним, что срок давности административного правонарушения составляет 1 год с даты нарушения.

Как получить бесплатные материалы по 44-ФЗ?

Чтобы получить эту информацию, а также получать полезные материалы по 44-ФЗ и системе госзакупок каждые две недели, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вернуться к списку вопросов

Малые государственные закупки

В России государство – это один из основных крупных заказчиков товаров и услуг в стране. Помимо крупных и дорогостоящих товаров и услуг, таких как военная техника, самолеты или автобусы, оно нуждается в товарах и услугах, которые не могут производить крупные предприятия. Для госзакупки малого объема государство проводит аукционы и конкурсы отдельно.

1. Что такое малые закупки

Малые закупки – это государственные закупки в небольших объемах и чаще всего у поставщика-монополиста. Размер таких закупок может составлять до 5% от всех затрат из госбюджета и не превышать 50 млн.рублей в год (ограничения не относятся к сфере сельского хозяйства). Объектом закупок могут быть как строительно-отделочные работы, например, ремонт административных зданий, школ, больниц, так и высокотехнологичная продукция, например, компьютерные программы. Особенность такого рода закупок заключается в том, что выполняют их малые и средние предприятия, специализирующиеся не производстве ограниченного количества товаров и услуг.

Сайт информации о госзакупках

2. Преимущества и недостатки

Для региональных и местных властей возможность использования механизма госзакупок малого объема позволяет приобретать нужные товары и услуги, в том объеме, который им действительно нужен для решения определенных задач. Так как основными поставщиками такого рода товаров являются, в основном, местные производители, это дает возможность местным чиновникам поддержать местных бизнесменов и тем самым улучшить рейтинговые показатели региона. Возможность получить государственный заказ, пусть даже это будет мелкая закупка, для местных предприятий – это шанс хорошо подзаработать.

Однако эта сфера имеет некоторые недостатки, из которых основной – это высокая коррупционная составляющая.

Чиновники могут устроить торг на покупку у физического лица, с которым они находятся в сговоре. При этом перевод денег по сделкам до 100 тыс.рублей могут вообще происходить без использования расчетных счетов. Это осложняет работу экспертов и может привести неоправданному перерасходу выделенных из бюджета средств, воровству и прочим злоупотреблениям.

3. Условия для проведения малой закупки

Для того чтобы принять участие в тендерах нужно чтобы претендент был зарегистрирован в качестве юридического лица (форма предприятия не имеет значения) или индивидуального предпринимателя. Также ему нужно будет зарегистрироваться на официальном сайте государственных закупок. После того, как предприниматель будет добавлен в единую информационную систем (ЕИС), он может оставлять участие в торгах.

4. Порядок проведения малых закупок по 44-ФЗ

В российском законодательстве нет такого понятия, как «малая закупка». По 44 ФЗ нет разделения на малые и крупные закупки. Существуют монопольные закупки у одного поставщика (ст.93 ч1. пункт 4) на сумму не более 100 тыс.рублей за сделку и 50 млн.рублей в год. Принять участие в тендере компания или ИП может, если она подала заявку на выполнение работ или к ней обратилось государство за оказанием определенных услуг.

Составление заявки на выполнение закупки малого объема

Какое ограничение в закупках малого объема лучше использовать?

В первую очередь это ограниченное количество участников. Объемы необходимых товаров и услуг настолько малы, что провести полноценный аукцион или конкурс не представляется возможным, поэтому заказ отдается на исполнение одной небольшой фирме. Для многих стартапов – участие в такого рода мероприятиях, это возможность получить свой первый реальный заказ.

5. Какова ответственность за превышение объема закупок?

Ответственность за превышение закупки малого объема несет чиновник, который заключал договор подряда. Степень наказания за перерасход бюджетных средств во многом зависит от причины, по которой произошло превышение объема закупок и суммы перерасхода. Наказание может быть от административного (выговор, штраф) до уголовного преследования, если в ходе проверки была найдена коррупционная составляющая. В соответствии с статьями закона ФЗ 223, лицо, которое с определенным умыслом превысило объем закупок может быть добавлено в реестр недобросовестных заказчиков или исполнителей.

Обсуждение контракта малых объемов госзакупок

6. Где искать подобные закупки

Бизнесмены могут найти заказы на выполнение определенных услуг и товаров для государства на региональных или местных сайтах, газетах, досках объявлений. С предложением выполнить тот или иной вид работ или продать определенное количество товаров могут обратиться местные или региональные власти.

Что такое портал закупок малого объема?

Портал, созданный правительством для закупки малого объема – это интернет-площадка, на которой размещаются малые государственные заказы. За процессом наблюдают федеральные власти и организации общественного контроля. Портал для закупок малого объема находится на сайте rostovoblzmo.

Страница сайта малых госзакупок

7. Кто может и как принять участие?

Участие в аукционах и конкурсах, на которых разыгрываются госзаказы могут любые юридические лица и лица, зарегистрированные в качестве ИП. Торговля происходит в следующем порядке:

  1. Государство выставляет лот(ы) на покупку. В заказе прописывается количество товаров и услуг, которые в соответствии с принятым планом оно желает приобрести; начальную максимальную цену контракта; срок, в течение которого заказчик, взявший на себя заказ, обязан выполнить.
  2. Поставщики и подрядчики предлагают свою цену и сроки выполнения заказа, делая заявки.
  3. Выигрывает тот поставщик, который предложит наименьшую цену. На выполнение работ по каждому лоту составляется отдельный контракт.

ВАЖНО! В 2018 году Правительством были учтены некоторые недостатки тендеров, в которых главным критерием отбора была только низкая цена. В 2019 году порядок и условия получения госзаказа несколько изменились. Теперь учитывают не только цену, но и качество выполненных работ.

Конкурсы и аукционы могут происходить в закрытом или открытом режиме. Порядок и условия должны быть прописаны в документации. Особенность закупки малого объема в том, что обычно она проходит в закрытом режиме, то есть в конкурсе участвует одна компания.

Что такое закупки малого объема по нормам 44-ФЗ, в каких случаях они проводятся и на какую сумму?

Под закупками малого объема понимают приобретение товаров, работ и услуг у единственного поставщика на основании пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. В 2019 году в процедуру малой закупки у единственного поставщика были внесены изменения.

Ограничения на годовой объем малых закупок

Закупки малого объема периодически нужны каждому государственному заказчику. При этом объем закупки может быть настолько маленьким, что проведение конкурентных торгов нерационально по экономическим причинам. В связи с этим в 44-ФЗ закреплено право заказчика проводить малые закупки в неконкурентном формате.

Мнение юриста Дмитрий Иванов Центр правовой поддержки Задать вопрос юристу

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Величина закупки малого объема может быть не более 300 или 600 тыс. р. Предельное значение в данном случае будет зависеть:

  1. От формы организации.
  2. От сферы деятельности заказчика.
  3. От годовой совокупной величины закупки.

До июля 2019 года под закупками малого объема понимались закупки в пределах 100 тыс. р. Теперь же по ст. 93 44-ФЗ допускается закупать товары и услуги на сумму в пределах 300 тыс. р. Но годовой лимит по закупкам малого объема, который должен учитывать заказчик, остался прежним. Он составляет не более 2 млн р. или 5% годового объема и не более 50 млн р. При расчете лимитов нужно учитывать контракты, подписанные до данного финансового периода и оплаченные после его наступления.

Заказчик вправе выбрать любой способ определения годовых лимитов закупки у единственного поставщика. Более выгодным для заказчика с крупными оборотами является второй вариант определения годового лимита: не более 5% от СГОЗ, тогда как для небольших заказчиков первый вариант с фиксированным лимитом в 2 млн р. является более целесообразным. Сумма в 5% от СГОЗ будет меньше, чем 2 млн р. для организаций с годовыми закупками до 40 млн р.

При искусственном дроблении закупки заказчиком на несколько малых в пределах 300 тыс. р. в целях уклонения от конкурентной закупки ему может грозить административная ответственность. КоАП по ч. 1 ст. 7.29 предусматривает ответственность для должностного лица заказчика за дробление закупки в размере 30 тыс. р.

Изменения в 44-ФЗ в отношении малых закупок также затронули п. 5 ч. 1 93-ФЗ. Согласно данному пункту, закупаются следующие организации:

  • зоопарки;
  • театры;
  • дворцы культуры;
  • музеи;
  • парки;
  • заповедники;
  • ботанические сады;
  • планетарии;
  • культурные и образовательные учреждения;
  • концертные организации;
  • цирки;
  • клубы;
  • архивные и библиотечные учреждения;
  • теле- и радиоорганизации, имеющие государственное и муниципальное финансирование.

Дополнительно в перечень таких организаций был включен дом народного творчества и ремесел.

Предельная сумма закупки у единственного поставщика для таких организаций возросла с 400 до 600 тыс. р. Максимальный объем таких закупок для них увеличился с 20 до 30 млн. р. Он не должен быть более 50% СГОЗ заказчика.

По новым правилам заказчику не нужно публиковать извещения о закупках у единственного поставщика в ЕИС. Также такие закупки не включаются в план на 2020 год.

Порядок и особенности проведения

Федеральные органы исполнительной власти и казенные учреждения проводят малые закупки через ЕАТ «Березка». Целью создания агрегатора «Березка» было упрощение стандартных закупок заказчиков по 44-ФЗ (в частности, канцелярских товаров).

Некоторых представителей региональных и муниципальных органов власти также обязали закупаться через агрегатор по 44-ФЗ. С 2018 года все заказчики должны пользоваться сервисом для приобретения через ЕАТ канцелярских товаров с ценой до 300 тыс. р. Остальные заказчики используют сервис по своему желанию, согласно Распоряжению Правительства №824-р от 2018 года.

Порядок закупок малого объема следующий:

  1. Заказчик заходит в личный кабинет сервиса.
  2. Подбирает нужные ему товары и добавляет их в корзину.
  3. Осуществляет закупочную сессию (формирование сессии также возможно через подбор нужных продукции, работ и услуг из каталога или по классификатору).
  4. Заказчик заполняет обязательные поля для размещения объявления (реквизит, контакты, тип закупки, условия закупки, способ оплаты, продолжительность и пр.).
  5. Заказчик подписывает объявление.
  6. Получает итоговый протокол от оператора сервиса.

Закупка производится у поставщика, которым была предложена наиболее низкая цена. При этом оформляется договор.

Закупки малого объема допускается проводить без агрегатора. Заказчик отбирает подходящего поставщика по результатам проведения исследования рынка. Обоснование закупок малого объема по 44-ФЗ не нужно. Также заказчику не нужно готовить обоснование НМЦК госконтракта.

Закупки малого объема не передаются в реестр закупок малого объема по 44-ФЗ. Реестры малых закупок могут формироваться на региональном уровне или в едином агрегаторе. Они состоят из двух частей: закупки в ЕАТ или вне сервиса. В последний реестр вносятся сведения о закупках, которые по определенной причине не состоялись на агрегаторе. Например, если заказчик обнаружил нужные товары и услуги вне ЕАТ по более низкой цене.

Реестр малых закупок, которые состоялись на ЕАТ, формируются сервисом автоматически. В него передаются:

  1. Номер закупочного объявления.
  2. Данные заказчика (наименование, адрес, ИНН и КПП, ФИО ответственного лица).
  3. Условия закупки (предмет договора, вид закупки и оплаты, номер по счету, стартовая стоимость, условия поставки и пр.).
  4. Наличие или отсутствие условия о том, что поставщик не должен состоять в РНП.
  5. Динамика ценовых предложений и график пересмотра цены.
  6. Наилучшее предложение.
  7. Итоговый протокол закупки.
  8. Договор и его статус (например, подписан поставщиком и заказчиком).

При закупках малого объема за пределами ЕАТ заказчику следует внести изменения в реестр и самостоятельно прописать сведения о подписанном договоре (прикрепив его) и наименование товаров, работ и услуг.

Формы подписания контракта

Контракты с поставщиками в рамках малых закупок подписываются в любой форме, не противоречащей гражданско-правовому законодательству. Соглашение может именоваться контрактом или договором. Данный контракт не подлежит дополнительному согласованию с антимонопольной службой и регистрации. В контракте должны быть прописаны существенные условия:

  1. Предмет поставки: наименование товаров, работ и услуг.
  2. Условия выполнения услуги, работы или поставки товара по абз. 2 п.1 ст. 432 ГК (в том числе цена и сроки поставки).
  3. Порядок оплаты.

Условия об ответственности сторон включать в контракт необязательно.

Унифицированный формат договора для закупок малого объема не предусмотрен.

Стороны также вправе не подписывать контракт и приобретать нужные им товары и услуги по счетам или на основании акта выполненных работ по п. 3 ст. 434 ГК, п. 3 ст. 438 ГК.

При покупках у юрлица или ИП определенных товаров и услуг в пределах 100 тыс. р. допускается использование наличных расчетов по пп. 2, 5, 6 Указания ЦБ от 2013 года №3073-У. В данном случае подписание договора также не требуется. Целевое расходование денег подтверждают товарными и кассовыми чеками.

Таким образом, под закупками малого объема по 44-ФЗ понимаются неконкурентные способы отбора поставщика с ценой контракта в пределах 300 тыс. р. (в отдельных случаях – в пределах 600 тыс. р.). При этом заказчикам нужно учитывать годовые лимиты на такие закупки.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Рейтинг автора 307 Автор статьи Наталья Чернова Юрист Написано статей 567

Малые закупки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *