Товарное сельскохозяйственное производство

Становление новых организационно-правовых форм хозяйствования в аграрном секторе, изменение социальных, экономических и правовых условий их деятельности, значительное увеличение структуры сельскохозяйственного производства обусловливают потребность в основательном, всестороннем исследовании правовых вопросов развития товарного сельскохозяйственного производства с целью повышения его эффективности.

Несмотря на большое значение товарного сельскохозяйственного производства для обеспечения продовольственной безопасности государства, остаются законодательно не определенными понятие товарного сельскохозяйственного производства, принципы ведения этого вида деятельности, особенности субъектного состава, гарантии ведения товарного сельскохозяйственного производства и др. В действующем законодательстве для обозначения деятельности хозяйствующих субъектов наряду с термином «товарное сельскохозяйственное производство» 3 употребляются такие понятия как «предпринимательская деятельность», «деятельность по изготовлению товарной сельскохозяйственной продукции4», «производственно-хозяйственная деятельность» и др. Определения этих терминов в законодательстве отсутствует. Недостаточно исследованы эти вопросы аграрно-правовой наукой.

Отсутствие четкого законодательного определения понятия товарного сельскохозяйственного производства и недостаточное исследование указанных вопросов в юридической литературе предопределяют необходимость выяснения существенных признаков и формулирование на их основе понятие товарного сельскохозяйственного производства. Ведь к тому времени пока нет научного определения того или иного термина, нет и четкого понимания его сущности, отсутствует критерий различения одних предметов от других .

Понятие «производство» как юридическая категория определяется в действующем законодательстве Украины. В частности, в Законе Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 1 июня 2000 г. под производством (изготовлением) понимают деятельность, связанную с выпуском продукции, которая включает все стадии технологического процесса, а также реализацию продукции собственного производства.

В целом такое понимание указанного срока является обобщающим, распространяется на все сферы общественно-производственной деятельности и не раскрывает особенностей сельскохозяйственной деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции.

Этимология слова «производство» раскрывается в толковых словарях как: 1) изготовление, выработка предметов, материалов и др.; 2) процесс, в ходе которого люди, связанные между собой определенными производственными отношениями, создают материальные блага, необходимые для общества . Одним из видов производства является сельскохозяйственное производство, то есть, «непрерывно восстановительный процесс создания материальных благ растительного и животного происхождения» .

Действующее аграрное законодательство не содержит определения сельскохозяйственного производства. В период действия Закона Украины «О стимулировании развития сельского хозяйства на период 2001-2004 годов» от 18 января 2001 г. , сельскохозяйственное производство ототожнювалось с сельским хозяйством и определялось как вид хозяйственной деятельности по производству продукции, которая связана с биологическими процессами ее выращивания, предназначенной для потребления в сыром и переработанном виде и для использования на непищевые цели (ст.1). То есть, в основу этого определения были положены следующие признаки: 1) сельскохозяйственное производство является одним из видов хозяйственной деятельности; 2) материальным результатом сельскохозяйственного производства является продукция, которая имеет определенную специфику.

В целом приведенное определение сельскохозяйственного производства можно было бы считать правильным, но в нем не отражен такой признак как товарность, которая составляет содержание хозяйственной деятельности.

Согласно Хозяйственного кодекса Украины от 16 января 2003 г. хозяйственная деятельность — это деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность.

Подобные определения хозяйственной деятельности содержат и другие законодательные акты. Так, ст. 1 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16 апреля 1991 г. определяет хозяйственную деятельность как любую деятельность, в том числе предпринимательскую, связанную с производством и обменом материальных и нематериальных благ, выступающих в форме товара. Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28 декабря 1994 г. определяет хозяйственную деятельность как любую деятельность лица, направленную на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, в случае когда непосредственное участие такого лица в организации такой деятельности является регулярным, постоянным и существенным. Согласно Закону Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 1 июня 2000 г. хозяйственная деятельность — любая деятельность, в том числе предпринимательская, юридических лиц, а также физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, связанная с производством (изготовлением) продукции, торговлей, предоставлением услуг, выполнением работ.

Анализ основных признаков хозяйственной деятельности показывает, что в Хозяйственном кодексе Украины и других законодательных актах в основу хозяйственной деятельности положен такой признак как товарность. Поэтому, считаем целесообразным отразить этот признак при определении товарного сельскохозяйственного производства.

Товарность производства с экономической точки зрения определяется как форма общественного производства, когда продукты производятся не для собственного потребления производителя, а для продажи, т.е. для потребления другими членами общества. Так продукт труда становится товаром, а производитель — товаропроизводителем. Чертами товарного производства являются общественное разделение труда, специализация производства, обмен, экономическая обособленность производителей, свобода выбора ресурсов, средств и целей производства, конкуренция. В этом заключается родовое содержание товарного производства на всех ступенях общественно-экономического развития .

Движущие силы развития товарного производства содержатся в его внутренних противоречиях. Поскольку каждый товаропроизводитель производит продукцию не для себя, а для продажи, для удовлетворения общественных потребностей, то его труд содержит общественный характер, то есть она составляет долю общественно разделенного труда между производителями. Вместе с тем, труд каждого товаропроизводителя обособленная, он производит продукцию на свой страх и риск. Ведь общественное признание затраченного труда, произведенного продукта как товара происходит после завершения производства, на рынке, в процессе реализации продукта. Это означает, что для товарного производства свойственна основное противоречие, которое заключается в противоречии между общественной и обособленной трудом. Это противоречие обусловливает совершенствование производства, повышение качества продукции с тем, чтобы она лучше реализовалась. Відтворюючись как противоречие товарной организации общественного производства она побуждает производителей к непрерывных поисков для завоевания рынка .

Экстраполируя приведенные признаки товарности на сельскохозяйственное производство можно отметить, что товарное сельскохозяйственное производство — это вид хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на производство, переработку и реализацию продукции, связанной с биологическими процессами ее выращивания, предназначенной для потребления в сыром и переработанном виде и для использования на непищевые цели. То есть, товарное сельскохозяйственное производство предполагает реализацию собственно произведенной сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках Украины.

Особенности товарного сельскохозяйственного производства обусловлены специфическим субъектным составом, особым правовым режимом продукции, которая производится и земельных участков, используемых в товарном сельскохозяйственном производстве. Эти и другие признаки будут проанализированы через призму правоотношений, в которых реализуется товарное сельскохозяйственное производство как специфическая форма человеческой активности.

Товарное сельскохозяйственное производство как вид человеческой деятельности реализуется через правоотношения, которые характеризуются специфическим кругом субъектов, объектами, содержанию и основаниям возникновения, изменения и прекращения.

В юридической литературе различают социальные и юридические предпосылки возникновения правоотношений . Социальными предпосылками возникновения правоотношений в сфере товарного сельскохозяйственного производства является развитие экономических, политических и других социальных отношений. Юридическими предпосылками являются нормы права и юридические факты. При этом, в большинстве случаев возникновение, изменение и прекращение указанных правоотношений происходит при наличии совокупности юридических фактов — юридического состава.

Основаниями возникновения правоотношений в сфере товарного сельскохозяйственного производства является юридический состав, который образует государственная регистрация юридического лица или физического лица — субъекта предпринимательства, закрепление в уставе хозяйствующего субъекта — юридического лица положение о том, что основным видом деятельности является ведение товарного сельскохозяйственного производства, приобретения хозяйствующим субъектом земельного участка на праве собственности или пользования, а также получения соответствующих разрешительных документов на осуществление отдельных видов сельскохозяйственной деятельности в зависимости от выбранной специализации и др.

Согласно ст. 58 Хозяйственного кодекса Украины деятельность незарегистрированного субъекта хозяйствования, который подлежит государственной регистрации, запрещается. Хозяйственный кодекс Украины и Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15 мая 2003 г. определяют общий порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования. Особенности государственной регистрации сельскохозяйственных товаропроизводителей определены аграрным законодательством . Например, порядок создания и особенности государственной регистрации фермерского хозяйства определены Законом Украины «О фермерском хозяйстве» и Земельным кодексом Украины. Стоит отметить, что указанные законодательные акты содержат ряд неточностей и несогласованностей. Согласно Закону Украины «О фермерском хозяйстве» лицо, желающее создать фермерское хозяйство должно пройти профессиональный отбор на право создания фермерского хозяйства, который проводит районная (городская) профессиональная комиссия по вопросам создания фермерских хозяйств. Заключение профессиональной комиссии по вопросам создания фермерских хозяйств о наличии у гражданина достаточного опыта работы в сельском хозяйстве или необходимой сельскохозяйственной квалификации является условием для государственной регистрации фермерского хозяйства и предоставления (передачи) гражданину в собственность или аренду земельных участков для ведения фермерского хозяйства из земель государственной и коммунальной собственности в соответствии с Земельным кодексом Украины . Зато в Земельном кодексе (ст. 118) в случае предоставления (передачи) гражданину в собственность или аренду земельных участков для ведения фермерского хозяйства из земель государственной и коммунальной собственности предусмотрено представление заключения не профессиональной комиссии по вопросам создания фермерских хозяйств, а конкурсной комиссии. В связи с этим, необходимо внести соответствующие изменения в Земельный кодекс Украины.

К юридическим фактам возникновения правоотношений в сфере товарного сельскохозяйственного производства принадлежит также закрепление в уставе хозяйствующего субъекта — юридического лица положение о том, что основным видом деятельности является товарное сельскохозяйственное производство. Субъекты аграрного предпринимательства осуществляют свою деятельность на основе устава, который вместе с нормами законодательства определяет правовой статус сельскохозяйственных товаропроизводителей и устанавливает правовую основу их хозяйственной деятельности. С точки зрения правовой природы, устав является локальным нормативным актом . Общие требования к содержанию устава закреплено в ч. 4 ст. 57 Хозяйственного кодекса Украины. Специальными правовыми нормами (ст. 4 Закона Украины «О хозяйственных обществах», ст. 4 Закона Украины «О коллективное сельскохозяйственное предприятие», ст. 7 Закона Украины «О сельскохозяйственной кооперации», ст. 1 Закона Украины «О фермерском хозяйстве») определено содержание устава отдельных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Согласно действующему законодательству, в уставе отдельным разделом определяются предмет и цели деятельности субъекта аграрного предпринимательства. Типовых уставов для сельскохозяйственных предприятий не разработаны, на практике , как правило, в данном разделе указывается, что предметом деятельности является производство сельскохозяйственной продукции, переработка и реализация произведенной продукции, предоставление всех услуг и выполнение всех видов деятельности, непосредственно связанных с вышеприведенным перечнем предмета деятельности предприятия и проведение другой хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности, которая не запрещена в соответствии с действующим законодательством Украины. То есть, основной уставной деятельностью хозяйствующих субъектов выступает ведения товарного сельскохозяйственного производства.

Закрепление в уставе хозяйствующего субъекта положение о том, что основным видом деятельности является товарное сельскохозяйственное производство имеет важное юридическое значение: во-первых, это является основным критерием для отнесения предприятий к категории сельскохозяйственных, возникновения специальной правосубъектности и распространения на них действия законодательных актов, которые регулируют специальный режим налогообложения, кредитования, страхования, применения других мер государственно-правового стимулирование, восстановление платежеспособности в случае банкротства и т.д.; во-вторых, является основанием для приобретения права собственности и права пользования на земельные участки сельскохозяйственного назначения (земельной правосубъектности) и отдельные виды имущества.

В частности, согласно ст. 22 Земельного кодекса Украины от 25 октября 2001 г. земельные участки для ведения товарного сельскохозяйственного производства передаются в собственность только сельскохозяйственным предприятиям. Согласно Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» в случае продажи объектов недвижимости, которые используются в целях сельскохозяйственного производства и находится в собственности сельскохозяйственного предприятия, признанного банкротом, при прочих равных условиях преимущественное право приобретения указанных объектов принадлежит сельскохозяйственным предприятиям и фермерским хозяйствам, расположенным в данной местности.

К основаниям возникновения правоотношений в сфере товарного сельскохозяйственного производства относится также приобретение хозяйствующим субъектом земельного участка на праве собственности или пользования. Порядок приобретения земельного участка для ведения товарного сельскохозяйственного производства определено Земельным кодексом Украины, Законами Украины «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей паев» от 5 июня 2003 г. , «Об аренде земли» от 2 октября 2003 г. , «О фермерском хозяйстве» от 19 июня 2003 г. , другими нормативно-правовыми актами.

Ведения товарного сельскохозяйственного производства осуществляется преимущественно на земельных участках сельскохозяйственного назначения, но законодательство не содержит запретов в отношении осуществления этого вида деятельности и на земельных участках иного целевого назначения. В частности, согласно статьям 72 и 73 Лесного кодекса Украины на землях лесохозяйственного назначения могут осуществляться побочные лесные пользования (заготовка сена, выпас скота, размещение пасек, заготовка дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений и др.) и заготовка второстепенных лесных материалов (древесных соков).

Согласно ст. 59 Земельного кодекса Украины и ст. 51 Водного кодекса Украины для производства сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственным товаропроизводителям могут предоставляться в пользование на условиях аренды водные объекты (их части) местного значения и ставки, которые находятся в бассейнах рек общегосударственного значения. Площадь земель водного фонда, которые используются рыбоводческими, рыбацкими и рыболовецкими хозяйствами для разведения, выращивания и вылова рыбы во внутренних водоемах (озерах, прудах и водохранилищах) включаются в объект налогообложения при уплате фиксированного сельскохозяйственного налога .

Согласно ст. 4 Закона Украины «Об использовании земель обороны» от 27 ноября 2003 г. воинские части по согласованию с органами местного самоуправления или местными органами исполнительной власти и в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, могут позволять физическим и юридическим лицам выращивать сельскохозяйственные культуры, выпасать скот и заготавливать сено на землях, предоставленных им в постоянное пользование.

Отдельные положения законодательства об товарное сельскохозяйственное производство могут применяться к производству сельскохозяйственной продукции (при условии последующей обязательной реализации ее излишков) на землях жилой и общественной застройки и землях рекреационного назначения, в частности, на земельных участках, предоставленных для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебных участках) и дачного строительства. Согласно ст. 4 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22 мая 2003 г. не включаются в состав общего месячного или годового налогооблагаемого дохода доходы от продажи сельскохозяйственной продукции, выращенной (произведенной): на земельных участках, предоставленных для ведения личного крестьянского хозяйства, если их размер не был увеличен в результате полученной в натуре (на местности) земельной доли (пая); на земельных участках, предоставленных для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебных участках); на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства и индивидуального дачного строительства .

В зависимости от конкретного вида товарного сельскохозяйственного производства к основаниям возникновения правоотношений в сфере товарного сельскохозяйственного производства относятся такие юридические факты, как получение лицензии на осуществление отдельных видов сельскохозяйственной деятельности , получение патента , регистрация пасеки , прохождения аттестации и получения паспорта на реализацию семян и посадочного материала и др.

К основаниям изменения правоотношений в сфере товарного сельскохозяйственного производства можно отнести внесение изменений в устав в части изменения направления товарного сельскохозяйственного производства (специализации).

Основаниями прекращения правоотношений в сфере товарного сельскохозяйственного производства является прекращение сельскохозяйственного товаропроизводителя в результате добровольной ликвидации или банкротства, прекращении права собственности и пользования земельным участком, истечения срока действия лицензии или других документов разрешительного характера, запрет на осуществление отдельных видов деятельности и др.

Товарность как экономическая и юридическая признак сельскохозяйственной деятельности является определяющим фактором для закрепления в законодательстве субъектного состава общественных отношений, возникающих в сфере сельскохозяйственного производства. При этом именно права и обязанности субъектов хозяйствования относительно ведения товарного сельскохозяйственного производства составляют основу их специальной правосубъектности.

Статья 97. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей.

2. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья и земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, замкнутыми водоемами, мелиоративной сетью, постройками и сооружениями, необходимыми для функционирования сельского хозяйства, а также прочие угодья (солонцы, пески, такыры и другие прочие угодья, вкрапленные в массивы сельскохозяйственных угодий).

3. Сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране. Использование этих земель в целях, не связанных с сельскохозяйственным производством, допускается в исключительных случаях (статья 90 настоящего Кодекса).

На земельных участках, предоставленных физическим и юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производства, крестьянского или фермерского хозяйства, и полевых наделах личного подсобного хозяйства не допускается строительство объектов, не связанных с ведением сельского хозяйства, в том числе жилых домов (включая индивидуальные). При этом под строительство животноводческих комплексов, временных строений и хозяйственно-бытовых построек для сезонных работ и отгонного животноводства на землях сельскохозяйственного назначения не могут использоваться ценные сельскохозяйственные угодья, к которым относятся все виды орошаемых сельскохозяйственных угодий, пашня, залежь и земли, занятые многолетними насаждениями.

3-1. Не допускается раздел земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности или землепользовании, на участки, площади которых ниже минимальных размеров, установленных в соответствии с пунктом 5 статьи 50 настоящего Кодекса.

3-2. Не допускается изменение целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения, для индивидуального жилищного строительства и для ведения личного подсобного хозяйства, за исключением случаев расширения земель населенных пунктов в соответствии с генеральными планами (или их заменяющей схемы развития и застройки населенных пунктов с численностью до пяти тысяч человек).

4. К сельскохозяйственным угодьям относятся: пашня, залежь, земли, занятые многолетними насаждениями, сенокосы и пастбища.

Пашня — земельный участок, систематически обрабатываемый и используемый под посевы сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетних трав, а также чистые пары. К пашне не относятся земельные участки сенокосов и пастбищ, занятые посевами предварительных культур (в течение не более трех лет), распаханные с целью коренного улучшения, а также междурядья садов, используемые под посевы.

Залежь — земельный участок, который ранее находился в составе пашни и более одного года, начиная с осени, не используется для посева сельскохозяйственных культур и не подготовлен под пар.

Многолетние насаждения — земельные участки, используемые под искусственно созданные древесные, кустарниковые многолетние насаждения, предназначенные для получения урожая плодово-ягодной, технической и лекарственной продукции, а также для декоративного оформления территории.

Естественные сенокосы и пастбища — земельные участки, систематически используемые под сенокошение и для выпаса животных.

Сенокосы и пастбища коренного улучшения — участки сенокосов и пастбищ, на которых путем залужения создан новый травостой.

Обводненные пастбища — пастбища, на территории которых имеются водоисточники (озера, реки, пруды, копани, оросительные или обводнительные каналы, трубчатые или шахтные колодцы), способные обеспечить водой надлежащего качества соответствующее поголовье скота.

5. Сельскохозяйственные угодья могут быть орошаемые и неорошаемые.

К орошаемым сельскохозяйственным угодьям относятся земли, пригодные для сельскохозяйственного использования и полива, имеющие постоянную или временную оросительную сеть, связанную с источником орошения, водные ресурсы которого обеспечивают полив этих земель стоком не ниже 75 процентов обеспеченности в оптимальные сроки по проектным или действующим нормативам оросительных норм при существующем коэффициенте полезного действия системы.

Землями лиманного орошения являются участки, на которых имеются водоудерживающие валы, водорегулирующие дамбы и другие гидротехнические сооружения, обеспечивающие задержание и перераспределение на площади этих участков талых вод и весенних паводков, а также вод, подаваемых из оросительных или обводнительных каналов для влагозарядки почв.

6. Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются:

1) в частную собственность гражданам Республики Казахстан для развития личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства;

2) в частную собственность или землепользование физическим и юридическим лицам Республики Казахстан для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, товарного сельскохозяйственного производства, лесоразведения, научно-исследовательских, опытных и учебных целей, ведения подсобного сельского хозяйства, огородничества и животноводства.

Срок предоставления земельного участка на праве землепользования для указанных целей составляет не менее пяти лет, за исключением случаев предоставления земельного участка для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, срок предоставления по которым составляет не менее десяти лет. Предоставление земельного участка на срок менее указанных в настоящем подпункте сроков допускается только с согласия заявителя, заинтересованного в его получении;

3) иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, а также юридическим лицам, в уставном капитале которых доля иностранцев, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц составляет более чем пятьдесят процентов, во временное землепользование на условиях аренды сроком до двадцати пяти лет.

7. В целях государственного контроля за качеством сельскохозяйственных угодий, передаваемых в землепользование и собственность гражданам и юридическим лицам, составляется паспорт земельных участков сельскохозяйственного назначения на основании данных материалов почвенных, почвенно-мелиоративных, геоботанических обследований и бонитировки почв за счет бюджетных средств.

Форма паспорта земельных участков сельскохозяйственного назначения утверждается центральным уполномоченным органом.

Организацию работ по составлению паспорта земельного участка и его выдачу осуществляют уполномоченные органы областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения по месту нахождения земельного участка.

Примечание

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Товарное сельскохозяйственное производство

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *