Отчуждение земельного участка его собственником

Статья 52. Условия и порядок отчуждения земельного участка.

Отчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом предусмотренных статьей 27 настоящего Кодекса ограничений оборотоспособности земельных участков.

Земельный кодекс Российской Федерации

Принят
Государственной Думой
28 сентября 2001 года
Одобрен Советом Федерации
10 октября 2001 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные принципы земельного законодательства
Статья 2. Земельное законодательство
Статья 3. Отношения, регулируемые земельным законодательством
Статья 4. Применение международных договоров Российской Федерации
Статья 5. Участники земельных отношений
Статья 6. Объекты земельных отношений
Статья 7. Состав земель в Российской Федерации
Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую
Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений
Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений
Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

Глава II. ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ

Статья 12. Цели охраны земель
Статья 13. Содержание охраны земель
Статья 14. Использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению

Глава III. СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ

Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц
Статья 16. Государственная собственность на землю
Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю
Статья 18. Собственность на землю субъектов Российской Федерации
Статья 19. Муниципальная собственность на землю

Глава IV. ПОСТОЯННОЕ (БЕССРОЧНОЕ) ПОЛЬЗОВАНИЕ, ПОЖИЗНЕННОЕ НАСЛЕДУЕМОЕ ВЛАДЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ, ОГРАНИЧЕННОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЧУЖИМИ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ (СЕРВИТУТ), АРЕНДА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ СРОЧНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ

Статья 20. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками
Статья 21. Пожизненное наследуемое владение земельными участками
Статья 22. Аренда земельных участков
Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
Статья 24. Безвозмездное срочное пользование земельными участками

Глава V. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ

Статья 25. Основания возникновения прав на землю
Статья 26. Документы о правах на земельные участки
Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков
Статья 28. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности
Статья 29. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков
Статья 30. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Статья 31. Выбор земельных участков для строительства
Статья 32. Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства
Статья 33. Нормы предоставления земельных участков
Статья 34. Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством
Статья 35. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение
Статья 36. Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения
Статья 37. Особенности купли — продажи земельных участков
Статья 38. Приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах)
Статья 39. Сохранение права на земельный участок лиц, не являющихся собственниками земельного участка, при разрушении здания, строения, сооружения

Глава VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОБСТВЕННИКОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ И АРЕНДАТОРОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Статья 40. Права собственников земельных участков на использование земельных участков
Статья 41. Права на использование земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков
Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков
Статья 43. Осуществление прав на земельный участок

Глава VII. ПРЕКРАЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ

Статья 44. Основания прекращения права собственности на земельный участок
Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
Статья 46. Основания прекращения аренды земельного участка
Статья 47. Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком
Статья 48. Основания прекращения сервитута
Статья 49. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Статья 50. Конфискация земельного участка
Статья 51. Реквизиция земельного участка
Статья 52. Условия и порядок отчуждения земельного участка
Статья 53. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок
Статья 54. Условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка
Статья 55. Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Статья 56. Ограничение прав на землю

Глава VIII. ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ И ПОТЕРЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИ ИЗЪЯТИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Статья 57. Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельце
Статья 58. Возмещение потерь сельскохозяйственного производства и потерь лесного хозяйства

Глава IX. ЗАЩИТА ПРАВ НА ЗЕМЛЮ И РАССМОТРЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ

Статья 59. Признание права на земельный участок
Статья 60. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения
Статья 61. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления
Статья 63. Возмещение убытков
Статья 64. Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Статья 65. Рассмотрение земельных споров

Глава X. ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ И ОЦЕНКА ЗЕМЛИ

Статья 65. Платность использования земли
Статья 66. Оценка земли

Глава XI. МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ, ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР

Статья 67. Государственный мониторинг земель
Статья 68. Землеустройство
Статья 69. Организация и порядок проведения землеустройства
Статья 70. Государственный земельный кадастр

Глава XII. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ОХРАНОЙ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗЕМЕЛЬ (ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ)

Статья 71. Государственный земельный контроль
Статья 72. Муниципальный и общественный земельный контроль
Статья 73. Производственный земельный контроль

Глава XIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ

Статья 74. Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения
Статья 75. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения
Статья 76. Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями

Глава XIV. ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения
Статья 79. Особенности использования сельскохозяйственных угодий
Статья 80. Фонд перераспределения земель
Статья 81. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства
Статья 82. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, каз

Глава XV. ЗЕМЛИ ПОСЕЛЕНИЙ

Статья 83. Понятие земель поселений
Статья 84. Черта городских, сельских поселений и порядок ее установления
Статья 85. Состав земель поселений и зонирование территорий
Статья 86. Пригородные зоны

Глава XVI. ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИНФОРМАТИКИ, ЗЕМЛИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗЕМЛИ ОБОРОНЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И ЗЕМЛИ ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения
Статья 88. Земли промышленности
Статья 89. Земли энергетики
Статья 90. Земли транспорта
Статья 91. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики
Статья 92. Земли для обеспечения космической деятельности
Статья 93. Земли обороны и безопасности

Глава XVII. ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ

Статья 94. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий
Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий
Статья 96. Земли лечебно — оздоровительных местностей и курортов
Статья 97. Земли природоохранного назначения
Статья 98. Земли рекреационного назначения
Статья 99. Земли историко — культурного назначения
Статья 100. Особо ценные земли

Глава XVIII. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА, ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА И ЗЕМЛИ ЗАПАСА

Статья 101. Земли лесного фонда
Статья 102. Земли водного фонда
Статья 103. Земли запаса

Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН

Москва, Кремль
25 октября 2001 года
N 136-ФЗ

Отчуждение земельного участка

6754

Основания для отчуждения земельного участка

Отчуждение земельного участка это переход или прекращение права собственности на него при наличии законных оснований.

Порядок и основания для отчуждения земли описаны в ст. 52 Земельного кодекса. При этом указанная норма не играет самостоятельной роли и является, по сути, оговоркой. Отчуждение земельного участка, находящегося в частной собственности может происходить двумя способами:

  • Добровольно.
  • В принудительном порядке.

Последнее возможно в следующих случаях:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  1. Если гражданин не эксплуатирует земельный участок в соответствии с нормами закона (нецелевым образом, отказывается от ухода за землей).
  2. При загрязнении территории.
  3. В порядке конфискации или реквизиции.
  4. Если собственник не эксплуатирует территорию более трех лет или на протяжении срока, утвержденного соответствующим договором.
  5. По причине изъятия площади для нужд государства или муниципалитета с возмещением его стоимости.

Как правило, во всех указанных ситуациях отчуждение происходит в пользу государства или муниципалитета, распоряжающихся землей. Исключением является запрет отчуждения земли сельскохозяйственного назначения во время сбора урожая.

Виды отчуждения земельного участка

Отчуждение земель может быть нескольких видов. Как уже было сказано, выделяется добровольное и принудительное отчуждение. В первом случае, владелец земельной территории самостоятельно подает заявление об отказе от надела и на основании данной бумаги прекращаются его права как собственника. Во втором, изъятие осуществляется на основании официального документа: акта, распоряжения, судебного решения. Регистрация прекращения прав на территорию происходит именно при подаче указанных бумаг и соблюдении всех условий оформления.

Наряду с указанными, различаются безвозмездные и возмездные виды изъятия земель. Под первыми следует понимать такие способы, когда гражданин не получает денежную компенсацию при изъятии площади. В частности, это может быть конфискация, национализация, отчуждение по причине нецелевого использования территорий, когда имущество передается в пользу государства.

Возмездными считаются те виды изъятия, когда собственник земли получает какое-либо возмещение за отчуждение надела. К таким видам относятся реквизиция, выкуп площади у владельца для нужд муниципалитета.

Заявление на отчуждение земельного участка

Чтобы передать свой надел в распоряжение муниципалитета, собственник участка должен подать официальное заявление (посмотреть и скачать можно здесь: .) на имя начальника данного учреждения.

В бумаге обязательно должны быть указаны следующие сведения:

  • данные собственника и информация о его праве на земельный участок (номер свидетельства или соответствующего акта);
  • суть вопроса с указанием причины передачи надела;
  • данные о территории, адрес, площадь;
  • место и дата подачи заявки;
  • подпись гражданина.

Документ составляется исключительно в письменном виде и подписывается лично собственником. Обычно для подачи такой заявки используется типовой бланк.

Порядок отчуждения земельного участка

Отчуждение происходит в том порядке, который прописан в земельном законодательстве РФ. Если это происходит по желанию собственника, то предусмотрены следующие этапы:

  1. Владелец надела обращается с официальным заявлением в исполнительное ведомство, обычно в администрацию.
  2. Сотрудники принимают заявку и предают на проверку и утверждение.
  3. Если вопросов не возникает, то документ приобретает официальный статус и направляется на регистрацию в Росреестр.
  4. На финальной стадии происходит регистрация прекращения прав гражданина на территорию.

Оформление занимает порядка одного месяца, в зависимости от конкретной ситуации.

В случае принудительного изъятия порядок отчуждения земельных участков несколько иной:

  1. Гражданину поступает уведомление о нарушении им норм закона касательно использования земельной площади
  2. Суд рассматривает вопрос о принудительном изъятии земли.
  3. В случае, если вина собственника установлена в судебном порядке, оформляется исполнительный лист и земля изымается судебными приставами.
  4. После этого земельный участок может быть реализован на торгах или вновь перейти в распоряжение городских властей.
  5. Восстановить свои права на участок, гражданин может лишь в судебном порядке.

Данная процедура может занять несколько месяцев и более. Все зависит от обстоятельств дела.

Список документов

Для отчуждения земельного надела могут потребоваться следующие бумаги:

  • паспорт собственника;
  • правоустанавливающие документы на землю;
  • правоудостоверяющие документы на землю;
  • техническая документация на участок – кадастровый план, описание территории, выписка из БТИ об имеющихся постройках, оценочное заключение;
  • экспертное заключение о состоянии площади;
  • постановление, распоряжение, другой акт об изъятии земли;
  • судебное решение.

Каждый из документов предоставляется в виде копий, и удостоверяется оригиналами. Наряду с указанными бумагами, могут понадобиться заявления об отказе от участка и другие документы по требованию регистрирующего органа.

Последствия отчуждения земельного участка

Результатом отчуждения надела могут стать следующие последствия:

  • Собственник лишится всех своих прав на земельный участок, не сможет эксплуатировать его по собственному усмотрению и извлекать выгоду.
  • Собственник не будет иметь права на использование территории в качестве залогового имущества.
  • Утрата возможности продавать, сдавать в аренду, менять или дарить землю.

Наряду с правами исчезнут и обязанности собственника по отношению к данной территории:

  • оплачивать налоги и коммунальные счета;
  • организовывать агротехнические и охранные мероприятия;
  • эксплуатировать землю лишь по прямому назначению.

Некоторые случаи прекращения прав собственности предусматривают их восстановление. Исключением в данной ситуации является конфискация.

При изъятии таким способом имущество реализовывается с торгов и право собственности переходит другому лицу. Как правило, предыдущий владелец не имеет возможности опротестовать данное действие и единственный вариант возместить причиненный ущерб — это денежная компенсация. Такой же процедурой является и национализация, в рамках которой участок полностью переходит к государству.

Также нельзя восстановить права при изъятии земель на нужды государственных и муниципальных ведомств. В этом случае выплачивается компенсация.

Пример по отчуждению земельного участка

Гражданка Макарова год назад получила земельный участок в порядке безвозмездного пользования. По заключенному соглашению, женщине было дано три года на то, чтобы начать использовать территорию для организации фермерского хозяйства. Макарова взяла под это дело несколько кредитов и попыталась организовать ЛПХ.

Через некоторое время ее постигла неудача, и фермерское хозяйство прекратило свое существование. Женщина осталась должна банкам и перестала эксплуатировать площадь по целевому назначению.

Чтобы поправить свои дела, Макарова, предложила владельцам соседнего участка складировать на своей площади мусор.
В результате таких действий, плодородный участок превратился в свалку.

После очередной санитарной проверки, данный факт был установлен и собственнице было направлено уведомление, согласно которому для приведения территории в надлежащее состояние отводится 10 дней.

Предпринимательница исполнила уведомление, однако, земля пришла в полный упадок.

Через месяц у Макаровой была изъята данная территория на основании нецелевого использования предоставленной площади и приведения ее в негодность. Также на женщину был наложен денежный штраф.

Заключение

В итоге можно сделать следующие выводы:

  1. Отчуждение земельного участка подразумевает потерю законных прав собственника на площадь при наличии законных оснований.
  2. Отчуждение может быть добровольным если гражданин сам подает заявку в администрацию и принудительным, на основании постановления муниципалитета или решения суда.
  3. В рамках классификации различаются также безвозмездные и возмездные способы изъятия. Вторые подразумевают наличие компенсации за отчуждение площади, а первые нет.
  4. Порядок осуществления процедуры зависит от конкретной ситуации и вида отчуждения.
  5. В результате прекращения прав на землю, собственник теряет возможность распоряжаться своим наделом.
  6. Вернуть свои права можно через суд, но не во всех случаях.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по отчуждению земельного участка

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Эдуард Владимирович. До недавнего времени я работал руководителем унитарного предприятия, однако, после очередной проверки меня обвинили в превышении своих должностных полномочий и краже имущества учреждения на крупную сумму. После того как было вынесено решение о моей виновности на мой единственный участок земли, на котором находится коттедж, где я проживаю с женой и ребенком, был наложен арест приставами.

Все это происходило в то время, когда я подал апелляционную жалобу на первое решение суда. Пока шло рассмотрение моего заявления, земельный участок был продан с торгов и передан в собственность моему соседу, который теперь требует выселить меня и мою семью из дома, хотя апелляция состоялась в мою пользу, и первое решение было опротестовано.

Подскажите, что мне делать в данном случае, и считается ли незаконным способом такое изъятие земли приставов-исполнителей?

Ответ: Уважаемый Эдуард, согласно ст. 50 ЗК РФ и основываясь на ст. 243 ГК РФ, решение о конфискации стало бы законным основанием для изъятия вашего имущества, если бы не несколько нюансов.

Прежде всего, пристав не может принимать каких-либо действий, пока решение не вступит в законную силу. Данное положение предусматривает и порядок подачи апелляционной жалобы. С вашей стороны, для надежности, следовало уведомить сотрудника УФССП о своих действиях и попросить его отложить арест имущества. Второй существенный момент – это то, что арест был наложен на имущество, которое является вашим единственным местом проживания. В данном случае как минимум следует признать сделку по передаче прав на ваш участок и дом ничтожной. Что касается пристава, то его действия не просто выходят за рамки правового поля. Это просто плевок в лицо вам и всему отечественному правосудию. В обязательном порядке подавайте заявление в суд на действия пристава и соседа. А лучше — в правоохранительные органы.

Список законов

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

По принудительному отчуждению

Сауле Камытбекова,

судья Алматинского районного суда г. Астаны

Исполнение государственных программ предусматривает принудительное отчуждение земельных участков для государственных нужд, в связи с чем руководство г. Астаны обращается в суд с исками о принудительном их отчуждении.

Президентом страны 17 марта 2006 года подписан Указ «О Стратегическом плане устойчивого развития города Астаны до 2030 года». В Стратегическом плане сформулирована миссия Астаны — стать образцовой столицей на евразийском пространстве, служить основой для обеспечения устойчивого развития всего Казахстана. Для решения поставленных задач акимат г. Астаны реализует государственные программы развития столицы, программы развития территорий на пять лет, которые относятся к документам Системы государственного планирования.

Исполнение госпрограмм предусматривает принудительное отчуждение земельных участков для государственных нужд, в связи с чем руководство г. Астаны обращается в суд с исками о принудительном их отчуждении. При рассмотрении указанных исков суд разрешает имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, которые регулируются земельным законодательством РК, основанным на Конституции РК. Так, земля в Казахстане находится в государственной собственности. Земельные участки могут находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных Земельным кодексом РК.

Прекращение права частной собственности на земельный участок или права землепользования не допускается, кроме как в случаях принудительного отчуждения земельного участка для государственных нужд. Земельный участок может быть принудительно отчужден для государственных нужд в исключительных случаях при невозможности иного способа удовлетворения этих нужд и условии равноценного возмещения имущества с согласия собственника или негосударственного землепользователя либо по решению суда.

Изъятие земельного участка у государственного землепользователя для государственных нужд производится на основании Постановления Правительства РК, одностороннего решения исполнительного органа, осуществляющего изъятие. Согласно требованиям законодательства акиматом г. Астаны принудительное отчуждение земельного участка для госнужд производится при соблюдении гласности процедуры отчуждения путем опубликования постановления в республиканских или местных средствах массовой информации в течение трех рабочих дней с момента его принятия. Невыполнение положений настоящей статьи является основанием для отказа судом в принудительном отчуждении земельного участка для госнужд и отмены принятого Правительством РК или местным исполнительным органом постановления о начале принудительного отчуждения. Защита прав лиц, у которых отчуждается земельный участок для государственных нужд, осуществляется в судебном порядке. В свою очередь, собственник или негосударственный землепользователь отчуждаемого земельного участка в соответствии с настоящим кодексом после принятия постановления о начале принудительного отчуждения земельного участка для государственных нужд вправе инициировать согласительные процедуры в порядке, установленном главой 6 Закона РК «О государственном имуществе».

С момента получения собственником или негосударственным землепользователем уведомления о принудительном отчуждении земельного участка государство имеет преимущественное право его покупки.

Ст. 88 Закона РК «О государственном имуществе» предусматривает, что, если собственник или негосударственный землепользователь не согласен с постановлением о начале принудительного отчуждения земельного участка для государственных нужд либо с ним не достигнуто соглашения о стоимости за изымаемый земельный участок или других условиях, местный исполнительный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном отчуждении земельного участка для государственных нужд. Иск может быть предъявлен по истечении трех месяцев с момента получения собственником земельного участка или негосударственным землепользователем уведомления о принудительном отчуждении земельного участка для госнужд. Гражданские дела по данным искам рассматриваются и разрешаются в месячный срок со дня окончания подготовки дела к судебному разбирательству с учетом требований ст. ст. 84, 85, 86 Земельного кодекса РК, а также главы 6 Закона РК «О государственном имуществе».

При этом стоимость земельного участка, отчуждаемого для государственных нужд (без учета убытков), предоставленного под индивидуальное жилищное строительство, для ведения личного подсобного хозяйства (кроме полевых наделов), на котором находится индивидуальный жилой дом, определяется в размере стоимости земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества в размере, не превышающем их рыночную стоимость.

Суд в соответствии с требованиями ст. 67 Закона РК «О государственном имуществе» определяет стоимость изымаемого земельного участка и недвижимого имущества, находящегося на нем, в размере, не превышающем их рыночную стоимость.

Рыночная стоимость земельного участка или иного недвижимого имущества, отчуждаемого в связи с изъятием земельного участка для госнужд, определяется независимым оценщиком в соответствии со ст. 208 настоящего закона на момент получения собственником или негосударственным землепользователем уведомления о предстоящем принудительном отчуждении либо по заключению судебного эксперта. Размер возмещения судом определяется в соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 9 Гражданского кодекса РК, исходя из стоимости имущества и убытков в полном объеме, причиненных собственнику или негосударственному землепользователю в результате принудительного отчуждения земельного участка для государственных нужд и (или) вызванных досрочным прекращением исполнения собственником или негосударственным землепользователем обязательств перед третьими лицами. Суд при рассмотрении подобных дел учитывает, что принудительное отчуждение земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд является исключительным случаем отчуждения имущества, находящегося в собственности физических лиц и негосударственных юридических лиц, и может быть осуществлено только при невозможности использования всех иных возможных случаев отчуждения имущества, предусмотренных Конституцией, Гражданским кодексом и законами РК.

Вместе с тем собственнику изымаемого имущества или негосударственному землепользователю следует учесть, что с момента получения письменного уведомления необходимо инициировать согласительные процедуры путем подачи соответствующего обращения в местный исполнительный орган. Указанное обращение регистрируется в день подачи. В свою очередь, местный исполнительный орган в течение одного месяца обязан рассмотреть предложения собственника или негосударственного землепользователя к проекту договора о выкупе земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд по составу изымаемого имущества, лицам, права которых в отношении изымаемого имущества будут прекращены или ограничены, и размеру убытков, подлежащих возмещению. С момента получения предложений местный исполнительный орган обязан организовать проведение независимой оценки стоимости изымаемого для государственных нужд имущества и определить порядок финансирования расходов государства на приобретение имущества и осуществить иные действия, связанные с переходом права собственности на имущество. При достижении соглашения между местным исполнительным органом и собственником или негосударственным землепользователем изымаемого имущества для государственных нужд, а также другими лицами, права которых в отношении изымаемого имущества будут прекращены или ограничены при принудительном отчуждении, проект договора о выкупе земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд направляется в местный представительный орган на согласование. Лишь только в случаях недостижения соглашения о передаче имущества с кем-либо из заинтересованных лиц принудительное отчуждение земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд осуществляется в судебном порядке.

Регламентируя порядок наследования отдельных видов имущества, гл. 65 ГК РФ устанавливает особенности наследования земельных участков. Как следует из ст. 1181 ГК РФ, принадлежавший наследодателю на праве собственности или праве пожизненного наследуемого владения земельный участок входит в состав наследственной массы и наследуется на общих основаниях. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.

Правила об общих основаниях наследования земельных участков не следует понимать буквально. Так, иностранные граждане и апатриды не могут стать собственниками земельных участков на приграничных территориях (ст. 15 ЗК РФ). Кроме того, на гражданина-наследника может быть возложена обязанность по принудительному отчуждению земельного участка из состава сельскохозяйственных угодий (ст. 5, 11 Закона об обороте земель).

В случае если земельный участок был унаследован несколькими лицами, последние могут провести процедуру раздела земельного участка, имеющую свои особенности. Во-первых, такой раздел должен производиться по правилам, указанным в гл. 1.1 ЗК РФ, с учетом минимального размера земельного участка, устанавливаемого в соответствии с требованиями ст. 38 ГрК РФ. Не допускается деление участка на части менее такого минимального размера. Сами же критерии делимости участка указаны в ст. 41 ГрК РФ.

Во-вторых, в случае невозможности раздела земельного участка он переходит к наследнику, имеющему преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли этого земельного участка (например, супругу или участнику фермерского хозяйства). Компенсация остальным наследникам предоставляется в порядке, установленном ст. 1170 ГК РФ. Если же никто из наследников не имеет преимущественного права па получение земельного участка или не воспользовался этим правом, владение, пользование и распоряжение земельным участком осуществляются наследниками на условиях общей долевой собственности.

Проблема заключается в том, что по наследству могут переходить земельные участки, как находящиеся в собственности граждан, так и принадлежащие им на праве пожизненного наследуемого владения. В последнем случае остается открытым вопрос о том, как поступить, если наследников права землевладения будет несколько, а сам участок будет являться неделимым? Представляется, что в этом случае необходимо решать вопрос о переходе участка одному лицу с выплатой остальным компенсации.

Выше были рассмотрены наиболее распространенные виды сделок с земельными участками, однако данный перечень не является исчерпывающим. Следует кратко остановиться и на иных видах таких сделок.

Договор мены земельными участками — это соглашение сторон, в соответствии с которым каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны одни земельный участок в обмен на другой либо земельный участок в обмен на иное имущество. Каждая из сторон признается продавцом участка, который она обязуется передать, и покупателем участка, который она обязуется принять в обмен. Следовательно, по экономическому содержанию и правовому регулированию данный договор близок к договору купли-продажи, в связи с чем ЗК РФ не раз подчеркивает схожесть условий договора купли-продажи и договора мены (см., например, п. 2 ст. 37 ЗК РФ).

Договор мены является консенсуальным, возмездным, двусторонним. Договор мены земельными участками должен быть заключен в письменной форме в виде одного документа, подписанного сторонами (ст. 550 ГК РФ). Обязательного нотариального удостоверения договора мены ГК РФ не предусматривает. Договор мены земельными участками подлежит государственной регистрации. В случае если предметом договора мены являются участки, расположенные на территориях различных регистрационных округов, государственная регистрация договора мены проводится в любом из территориальных подразделений Росреестра, действующих в пределах регистрационных округов, на территории которых располагаются объекты недвижимого имущества, являющиеся предметом данного договора, по выбору сторон сделки.

Существует ряд специальных требований, применимых только к договору мены. Так, в случае когда в договоре мены отсутствует условие о цене обмениваемых земельных участков, действует презумпция их равноценности (п. 1 ст. 568 ГК РФ). Однако если из договора следует, что земельные участки являются неравноценными, сторона, обязанная передать участок, цена которого ниже цены земельного участка (иного имущества), предоставленного в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать земельный участок, если иной порядок не предусмотрен договором (п. 2 ст. 568 ГК РФ). Обмениваемые земельные участки признаются неравноценными, если это прямо следует из условий договора или вытекает из согласованного волеизъявления сторон.

Субъектами данного договора могут являться только собственники земельных участков (граждане и юридические лица). Лица, которым земельные участки принадлежат на ограниченных вещных правах — праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненного наследуемого владения, субъектами договора мены быть не могут (ст. 20-21 ЗК РФ). Вполне допустима, впрочем, и ситуация, когда орган публичной власти, принявший решение об изъятии у частного собственника земельного участка за выкуп для публичных нужд, заключит с ним договор мены, в результате которого будет осуществлено предоставление лицу равноценного земельного участка взамен изымаемого (ст. 63 ЗК РФ).

В случае мены земельными участками, находящимися в собственности граждан и юридических лиц, в договоре мены обязательно должны быть указаны признаки, идентифицирующие обмениваемые земельные участки: кадастровые номера, площади, категория земель, целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, размещенные на них объекты недвижимости с указанием принадлежности последних собственникам (если есть), а также прилагаться кадастровые паспорта обмениваемых участков.

Необходимым условием договора мены земельных участков является оценка земельного участка и объектов недвижимости (если таковые есть) в соответствии с прилагаемыми к договору сводными ведомостями оценки строений, помещений и сооружений, расположенных на обмениваемых участках. Данное требование обусловлено тем, что применительно к договору купли-продажи недвижимости (а следовательно, и мены) существенным условием договора выступает предмет и цена (ст. 554-555 ГК РФ).

Договор дарения — это соглашение сторон, по которому одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) земельный участок в собственность. Договор дарения имеет ряд принципиальных отличий от иных гражданско-правовых договоров. Так, от срочных договоров аренды или безвозмездного срочного пользования договор дарения земельного участка отличается тем, что участок передается в собственность одаряемого. От договоров, предусматривающих передачу имущества в собственность контрагента (купля-продажа, мена, рента), договор дарения отличает безвозмездный характер отчуждения имущества. В отличие от завещания — односторонней сделки по распоряжению имуществом после смерти, дарение является договором (двусторонней сделкой), имеющей место только при жизни дарителя.

Договор дарения может быть как реальным, так и консенсуальным, поскольку юридическое значение может иметь не только факт передачи земельного участка, но и обещание его подарить в будущем. По общему правилу консенсуальным является договор, который считается заключенным с момента достижения соглашения по всем существенным условиям договора; для заключения реального договора необходима передача земельного участка, с момента которой он и считается заключенным. Договор, предусматривающий передачу дара одаряемому после смерти дарителя, ничтожен.

Субъектами договора дарения могут выступать собственники земельных участков — граждане и юридические лица. Ограничением субъектного состава договора дарения следует считать норму, сужающую возможность дарения имущества, находящегося в общей совместной собственности. Дарение такого имущества допускается по согласию всех участников совместной собственности с соблюдением правил, предусмотренных ст. 253 ГК РФ. Напротив, земельный участок, полученный одним из супругов во время брака в дар, является его личной собственностью (п. 1 ст. 36 СК РФ). Для распоряжения долей в общей собственности установлены иные правила. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению подарить свою долю любому лицу (ст. 246 ГК РФ), и на такие сделки не распространяется преимущественное право участников долевой собственности на приобретение доли, поскольку указанное в ст. 250 ГК РФ право относится только к продаже доли и отчуждению ее по договору мены.

Юридические лица выступают в качестве стороны договора дарения земельного участка ограниченно (п. 1 ст. 576 ГК РФ). Это означает, что не допускается дарение на сумму свыше 3 тыс. руб. между коммерческими организациями (ст. 575 ГК РФ), а также принятие таковыми пожертвования (п. 1 ст. 582 ГК РФ). Такое ограничение вполне оправдано, поскольку безвозмездные отношения между организациями, созданными в целях извлечения прибыли, выглядят абсурдно.

Договор дарения земельного участка должен быть заключен в письменной форме и подлежит государственной регистрации. Соответственно, закон предусматривает такую же форму отказа одаряемого от принятия дара. Последствий такого отказа закон не предусматривает, кроме случаев, когда договор был заключен в письменной форме, а дарителю причинен реальный ущерб отказом принять дар (п. 2 и 3 ст. 573 ГК РФ).

Лицо, которому принадлежит земельный участок на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения, не вправе подарить такой участок или его часть другому лицу ни при каких обстоятельствах (ст. 20 и 21 ЗК РФ). Не может быть самостоятельным предметом сделки, включая договор дарения, сервитут.

Предмет договора дарения земельного участка должен быть конкретизирован. Это означает, что в договоре должен быть указан его кадастровый номер, категория земель, площадь земельного участка, его целевое назначение и разрешенное использование, а также приложен кадастровый паспорт земельного участка.

Договор ренты — это соглашение сторон, в соответствии с которым одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность земельный участок, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме (п. 1 ст. 583 ГК РФ).

Рентные отношения регулируются исключительно ГК РФ, хотя ряд федеральных законов и содержит упоминания о ренте, не всегда отражая ее специфику применительно к рассматриваемым общественным отношениям. Гражданский кодекс РФ выделяет две разновидности ренты: постоянную (бессрочную) ренту и ренту на срок жизни получателя (пожизненную). Разновидностью последней является пожизненное содержание с иждивением.

Договор ренты занимает самостоятельное место в системе гражданско-правовых договоров. От договора дарения он отличается тем, что лицо, произведшее отчуждение имущества в собственность другого, вправе требовать предоставления встречного удовлетворения — рентного дохода. От договоров купли-продажи и мены договор ренты отличается характером встречного удовлетворения.

Договор ренты является двусторонним, возмездным, реальным. Сторонами договора ренты земельного участка являются:

  • а) получатель ренты — физическое лицо либо некоммерческая организация, передавшая свой земельный участок в собственность другого лица с целью получения от него в течение длительного времени дохода (ренты). Получатель ренты может не совпадать с лицом, передавшим имущество под выплату ренты, поскольку договор ренты может быть заключен в пользу третьего лица;
  • б) плательщик ренты — физическое либо юридическое лицо, взявшее на себя обязательство по несению в течение длительного периода времени денежных или иных расходов в обмен на передачу в собственность земельного участка. В отличие от получателя ренты, каковым может выступать только некоммерческое юридическое лицо, плательщиком ренты является как коммерческое, так и некоммерческое юридическое лицо.

Предметом договора ренты являются действия сторон по предоставлению ренты в денежной или натуральной форме в счет передаваемого другой стороне в собственность земельного участка. Как и в случае заключения иных договоров, передаваемый по договору ренты земельный участок должен быть индивидуализирован, поставлен на кадастровый учет, а у его собственника (получателя ренты) должен быть соответствующий правоудостоверяющий документ.

В отличие от предмета, пена является существенным условием договора не во всех случаях. Так, в силу п. 1 ст. 583 ГК РФ для денежной ренты требуется ее «определенность». В случае постоянной ренты (ст. 590 ГК РФ) она выплачивается в размере, установленном договором. Следовательно, здесь цена является существенным условием договора. Напротив, в случае натуральной ренты и передаваемого в счет ренты имущества их цена к числу существенных условий договора не относится.

Если под выплату ренты передан земельный участок или иное недвижимое имущество, оно автоматически становится предметом залога (п. 1 ст. 587 ГК РФ). Передавший недвижимость в собственность третьего лица плательщик ренты перестает быть таковым, но не освобождается полностью от ответственности по требованиям получателя ренты, возникшим в связи с нарушением договора ренты. По закону он несет субсидиарную ответственность по таким требованиям вместе с основным должником — новым собственником переданной первоначально под выплату ренты недвижимости.

Характерной особенностью договора ренты земельного участка является обязательность его письменной формы и нотариального удостоверения, а также государственная регистрация. Отсутствие нотариального удостоверения и (или) государственной регистрации договора позволяет признать его недействительной сделкой. Поэтому вполне понятно разъяснение, сделанное в Обзоре судебной практики, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 26.12.2001, о том, что если рентополучатель, отчуждающий по договору пожизненной ренты недвижимость, умер после нотариального удостоверения договора, не успев зарегистрировать договор в специально уполномоченном государственном органе по регистрации нрав на недвижимое имущество, то такой договор ренты не может считаться заключенным.

Договор доверительного управления — это соглашение сторон, по которому одна сторона (учредитель управления) передаст другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок земельный участок в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление им в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

Осуществляя доверительное управление земельным участком, доверительный управляющий вправе совершать в отношении него в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя.

Договор доверительного управления земельным участком является срочным (не более пяти лет) и, как правило, возмездным. Он должен быть заключен в письменной форме. Переданный в доверительное управление участок должен быть обособлен от остального имущества управляющего (отражен па отдельном балансе). Передача имущества в доверительное управление по общему правилу подлежит государственной регистрации.

Договор доверительного управления земельным участком необходимо отличать от договоров поручения, комиссии и агентирования, объектом которых также может являться земельный участок. В отличие от договора поручения, доверительный управляющий действует от своего имени, а не от имени поручителя, совершая не только юридические, но и фактические действия. В отличие от договора комиссии, рассматриваемый договор предусматривает возможность совершения управляющим от своего имени нс только сделок, но и иных юридических и фактических действий в пользу выгодоприобретателя. В отличие от агента, действующего как от своего имени, так и от имени принципала, доверительный управляющий действует только от своего имени. При этом агент осуществляет только распоряжение земельным участком, в то время как доверительный управляющий совершает все три правомочия собственника по владению, пользованию, распоряжению им.

Наряду с общими правилами доверительного управления земельными участками, предусмотренными ГК РФ, Закон об обороте земель содержит ряд специальных норм. Так, собственник земельной доли вправе (без выделения в счет ее земельного участка) по своему усмотрению передать ее в доверительное управление другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину — члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности (ст. 12). Согласно ст. 16 Закона об обороте земель, если договоры аренды земельных долей, заключенные до вступления в силу данного Закона, не приведены в соответствие с правилами ГК РФ и данного Закона в течение восьми лет со дня его вступления в силу, к таким договорам применяются правила договоров доверительного управления имуществом. Регистрация таких договоров не требуется.

Добровольно права на земельный участок прекращаются при отчуждении собственником земельного участка другим лицам в результате совершения сделок с земельным участком (договор купли-продажи, договор мены, договор дарения, и т.д.).
Порядок заключения договора купли-продажи регулируется ст. 549-558 Гражданского кодекса РФ и ст. 37 Земельного кодекса РФ. Продавать можно земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом «О государственном земельном кадастре» и государственную регистрацию в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Продажа земельного участка может быть совершена как одновременно с продажей зданий, строений и сооружений, расположенных на земельном участке, так и без их продажи. Если договором купли-продажи зданий, строений и сооружений не определено передаваемое покупателю право на земельный участок (собственность или аренда), к покупателю зданий, строений и сооружений переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята этими зданиями, строениями и сооружениями и необходима для их использования (как правило, не менее 1,5-2,0 м. от стены).
Порядок заключения договора мены регулируется ст. 567-571 Гражданского кодекса РФ. К договору мены применяются правила о купле-продаже, предъявляемые к учету и регистрации земельного участка. По договору мены разрешается обменять земельный участок как на другой земельный участок, так и на иное недвижимое имущество. Если по договору мены обмениваемое недвижимое имущество признается неравноценным, то сторонами должна оплачиваться разница в ценах.
Порядок внесения земельного участка в качестве вклада в складочный (уставный, паевой) капитал (фонд) хозяйственного товарищества, общества, кооператива регулируется ст. 66, 70, 83, 89, 90, 95, 99, 100, 108, 109, 116 Гражданского кодекса РФ.
Внесение земельного участка в качестве вклада в складочный (уставный, паевой) капитал (фонд) влечет переход права собственности на него к юридическому лицу.
Порядок заключения договора дарения регулируется ст. 572-582 Гражданского кодекса РФ. Подарить земельный участок можно любому гражданину, юридическому лицу, муниципальному образованию, субъекту РФ и Российской Федерации. Пожертвовать (подарить земельный участок в общеполезных целях) можно любому гражданину, лечебному, воспитательному учреждению, учреждению социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, а также государству, субъектам РФ и муниципальным образованиям. Одариваемый вправе в любое время до передачи ему земельного участка от дара отказаться. В этом случае договор дарения считается расторгнутым, но если он прошел государственную регистрацию, то и отказ от дара также подлежит государственной регистрации. Наличие встречных обязательств или условий делает договор дарения недействительным. Главное условие договора дарения – это безвозмездность дарения.
Порядок добровольного отказа от осуществления права собственности на земельный участок урегулирован ст. 225 и 236 Гражданского кодекса РФ, а от права пожизненного наследуемого владения и от права постоянного (бессрочного) пользования – п. 3 ст. 53 Земельного кодекса РФ.
Если гражданином подается заявление об отказе от осуществления принадлежащего ему права собственности на земельный участок, то такой участок принимается на учет регистрационной палатой Минюста России и по истечении 1 года со дня постановки земельного участка на учет орган местного самоуправления может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот земельный участок. При отказе гражданина от права пожизненного наследуемого владения или от права постоянного (бессрочного) пользования, орган власти, предоставивший гражданину этот земельный участок, вправе сразу принять решение об изъятии земельного участка у отказывающегося гражданина, зачислить земельный участок в фонд перераспределения земель, либо предоставить земельный участок другим гражданам.
Порядок заключения договора постоянной ренты, договора пожизненной ренты и договора пожизненного содержания с иждивением регулируется ст. 583-605 Гражданского кодекса РФ. По договору постоянной ренты одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность земельный участок, а плательщик постоянной ренты обязуется в обмен на полученный земельный участок периодически (раз в квартал) выплачивать ренту в виде денежной суммы, предоставления вещей, выполнение работ или услуг, соответствующих по стоимости денежной суммы ренты, определенной в договоре до тех пор, пока не выплатит всю сумму, определенную договором постоянной ренты. Выплата пожизненной ренты устанавливается на период жизни гражданина, передавшего земельный участок под выплату ренты либо на период жизни другого указанного им гражданина, а размер пожизненной ренты в расчете на месяц должен быть не менее минимального размера оплаты труда, установленного законодательством. При заключении договора пожизненного содержания с иждивением плательщик ренты берет на себя обязанность осуществлять пожизненное содержание с иждивением гражданина, передавшего земельный участок и (или) указанного им другого гражданина (обеспечение потребностей в жилище, питании и одежде, уход за гражданином и даже оплата ритуальных услуг).
Наследование земельного участка регулируется ст. 1110-1175, 1182 и 1183 Гражданского кодекса РФ. Наследование осуществляется по завещанию (завещатель по своему усмотрению завещает имущество любым лицам, любым образом определяет доли наследников в наследстве, лишает наследства одного, нескольких или всех своих наследников) или по закону (в случаях отсутствия завещания). Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145, 1148 Гражданского кодекса РФ (7 очередей). Наследуются земельные участки, которые принадлежат наследодателю на праве собственности или на праве пожизненного наследуемого владения (ст. 1181 Гражданского кодекса РФ).
При этом необходимо иметь ввиду, что в соответствии со ст. 21 Земельного кодекса РФ наследник, получивший по наследству право пожизненного наследуемого владения земельным участком, может приобрести этот земельный участок в собственность бесплатно. Незастроенный земельный участок, находящийся у гражданина на праве постоянного (бессрочного) пользования, не наследуется ни по завещанию, ни по закону. Таким гражданам целесообразно в соответствии со ст. 20 Земельного кодекса РФ приобрести такие земельные участки в собственность, учитывая, что это разрешается сделать бесплатно. У наследников на бесплатную приватизацию права уже нет.

Отчуждение земельного участка его собственником

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *