Сохранение памятников

Ф.И.О. и место работы

Минеева Е.В.

КГУ «Средняя школа №1» акимата города Рудного

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 3

Тема урока:

Памятники истории, археологии, монументального искусства и архитектуры.

Цель:

Создать условия для формирования понятия о памятниках истории, археологии, монументального искусства и архитектуры Казахстана.

Задачи:

Дать определение понятиям «памятник истории», «памятник археологии», «памятник монументального искусства», «памятник архитектуры», познакомить с культурным наследием Казахстана, воспитывать любовь и уважение к мировой и родной культуре, понимание необходимости защиты культурного наследия.

Ожидаемый результат:

Все знакомы с основными памятниками культурного наследия Казахстана.

Большинство знают понятия памятников истории, архитектуры, археологии, монументального искусства.

Некоторые могут объяснить необходимость сохранения культурного наследия Казахстана.

Критерии успеха:

Я знаю основные памятники культурного наследия Казахстана.

Я понимаю необходимость сохранения культурного наследия.

Я могу дать определение понятиям памятников истории, архитектуры, археологии, монументального искусства.

Ключевые идеи/подход:

Взаимообучение через парно-групповую работу.

Используемые модули:

Новые подходы в преподавании и обучении,обучение критическому мышлению, оценивание для обучения и оценивание обучения,преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников, обучение талантливых и одаренных учеников, использование ИКТ в преподавании и обучении, управление и лидерство в обучении.

Ресурсы:

Презентация «Культурное наследие Казахстана», фото для игры, видео «Музей под открытым небом».

Этап/

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оценивание

Ресурсы/

Стратегии

ВЫЗОВ

Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Проверка домашней работы: составить описание картины по плану.

Подготовка рабочего места.

Работают в парах. Оценивают друг друга.

Суммативное

Критерии:

-Правильность

— Оформление

ОСМЫСЛЕНИЕ

Изучение нового материала.

Просмотрите видеоролик и попробуйте догадаться о чем будем говорить на уроке.

Вывод: будем говорить о памятниках архитектуры, археологии, истории и монументального искусства.

Поиграем в игру «Угадай-ка». Я буду читать определение, а вы найдете этот памятник на фото.

Показ презентации «Культурное наследие Казахстана»

— Какие объекты занесены в список памятников Всемирного Наследия?

Смотрят видеоролик «Музей под открытым небом» и высказывают предположения.

Играют в игру «Угадай-ка».

Памятники истории — здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства.

Археологический памятник — объект материальной культуры, несущий в себе определённый объём информации о прошлом. Синонимом этого понятия может считаться термин «артефакт» (от лат. artefactum — искусственно сделанное, — продукт человеческой деятельности).

К монументальному искусству относятся памятники и мемориальные скульптурные композиции, живописные и мозаичные панно, декоративное убранство зданий, витражи, а также произведения выполненные в иных техниках, в том числе и многих новых технологических формаций.

Памятник архитектуры (градостроительства) – недвижимый или движимый (фрагменты интерьера и экстерьера архитектурных сооружений) примечательный объект материального и духовного творчества, который имеет национальное или международное значение и взят под охрану государства.

— Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи и комплекс Петроглифов Тамгалы

Формативное

формативное

формативное

«Музей под открытым небом»

Фото для игры

Презентация «Культурное наследие Казахстана»

РЕФЛЕКСИЯ

Эссе «Зачем сохранять памятники культуры?»

Домашнее задание: сообщение о памятниках культуры города.

Принести альбомы, акварель, простой карандаш, ластик, кисти, баночки для воды

Пишут эссе на заданную тему.

суммативное

Прочитай размышления российского учёного и общественного деятеля Д. С. Лихачёва (1906—1999) и выполни задания.

Не здание даже нужно человеку, а здание в определённом месте. Поэтому и хранить их, памятник и ландшафт, нужно вместе, а не раздельно. Хранить строение в ландшафте, чтобы то и другое хранить в душе…

Есть большое различие между экологией природы и экологией культуры. Это различие не только велико — оно принципиально существенно.

До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязнённые реки и моря; можно восстановить леса, поголовье животных и пр. Конечно, если не перейдена известная грань, если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной сорт растений. Удалось же восстановить зубров и на Кавказе, и в Беловежской Пуще… Природа при этом сама помогает человеку, ибо она «живая». Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия. Она залечивает раны, нанесённые ей извне: пожарами, или вырубками, или ядовитой пылью, газами, сточными водами…

Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой в прошлом, с определёнными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя…

На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые, а потому и кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей.

Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живёт. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры.

1) Составь план текста.

2) Как, по мнению автора, природа помогает человеку в восста­новлении утрат? При каком условии это возможно?

3) Какое различие между экологией природы и экологией культу­ры установил автор? Как, по-твоему, связаны памятники культуры и окружающий их ландшафт?

4) Почему «на земле становится тесно для памятников культу­ры»? Используя текст, факты общественной жизни, выскажи три предположения.

5) Какое участие в сохранении памятников культуры можешь принять ты и твои сверстники? Используя личный социальный опыт и факты общественной жизни, укажи любые три-четыре формы уча­стия.

6) Как будущее человечества связано с сохранением памятников культуры? Используя текст и обществоведческие знания, приведи два-три объяснения.

Ответ

1) Составь план текста.

1) Соотношение ландшафта и строений
2) Экология природы и экология культуры
3) Восстановление природы
4) почему нельзя восстановить культурные памятники
5) культурные памятники и градостроение
6) нравственная ответственность человека за сохранение культуры

2) Как, по мнению автора, природа помогает человеку в восстановлении утрат? При каком условии это возможно?

До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязнённые реки и моря; можно восстановить леса, поголовье животных и пр. Конечно, если не перейдена известная грань, если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной сорт растений. Удалось же восстановить зубров и на Кавказе, и в Беловежской Пуще… Природа при этом сама помогает человеку, ибо она «живая». Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия. Она залечивает раны, нанесённые ей извне: пожарами, или вырубками, или ядовитой пылью, газами, сточными водами…

3) Какое различие между экологией природы и экологией культуры установил автор? Как, по-твоему, связаны памятники культуры и окружающий их ландшафт?

Есть большое различие между экологией природы и экологией культуры. Это различие не только велико — оно принципиально существенно.

До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязнённые реки и моря; можно восстановить леса, поголовье животных и пр. Конечно, если не перейдена известная грань, если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной сорт растений. Удалось же восстановить зубров и на Кавказе, и в Беловежской Пуще… Природа при этом сама помогает человеку, ибо она «живая». Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия. Она залечивает раны, нанесённые ей извне: пожарами, или вырубками, или ядовитой пылью, газами, сточными водами…

Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой в прошлом, с определёнными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя…

Памятники культуры и окружающий ландшафт связаны между собой тем, что в ландшафте показаны вся благодарность человеку которому поставлен памятник . Ведь сами граждане ухаживают за прилегающей к памятнику территорией.

4) Почему «на земле становится тесно для памятников культуры»? Используя текст, факты общественной жизни, выскажи три предположения.

1) Бытовые отходы, всякий мусор, непосредственное загрязнение окружающей среды, бесполезная постройка небоскребов, всяких других ненужных зданий занимает большое место в городе. Это препятствует созданию и постройке памятников культуры.

2) В настоящее время нынешнее поколение не интересуется традицией, обычаями, а также памятниками культуры. Угасающее желание и мечта не позволяют строить памятники культуры не только из-за малой площади земли. Так как молодежь считает постройку архитектурных памятников лишним.

3) «Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со скоростью света. Как и выше сказано, техника, которая сама является продуктом культуры, служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению ее жизни.

На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые, а потому и кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей.

5) Какое участие в сохранении памятников культуры можешь принять ты и твои сверстники? Используя личный социальный опыт и факты общественной жизни, укажи любые три-четыре формы участия.

1) не причинять вред культурным памятникам;

2) участвовать в деятельности по очистке от мусора и благоустройству территории памятников культуры;

3) участвовать в различных мероприятиях пропагандистского характера.

6) Как будущее человечества связано с сохранением памятников культуры? Используя текст и обществоведческие знания, приведи два-три объяснения.

Обращение к культурному наследию позволяет лучше понять особенности культуры в разный период существования человечества, позволяя отвечать на многие вопросы. Поэтому проблема сохранения культурного наследия особенно актуальна в настоящее время в России. Культурное наследие является одним из главных способов существования культуры. В течение своей жизни человеку удается освоить лишь малую часть всего культурного наследия, выступая общим достоянием для всего человечества. Данное обстоятельство может быть актуализировано при условии своего сохранения. Поэтому сохранение культурного наследия совпадает с сохранением культуры вообще.

Будущее человечества связано с сохранением памятников культуры, люди должны помнить свою историю, и обязаны сохранять их для следующих поколений. Прекрасные храмы, скульптуры, фонтаны, дворцы разве можно допустить их разрушение? Конечно же нет, это достояние всего человечества, и оно должно существовать долгие века.

А

Никифорова А.А., аспирант, кафедра культурологии, философии и социальных наук, Нижневартовский государственный гуманитарный университет, г. Нижневартовск, Россия

ОПЫТ СОХРАНЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РЕГИОНАХ

РЕСУРСНОГО ТИПА

В настоящее время многие исследователи отмечают, что сохранение культурного и природного наследия является одной из наиболее актуальных общемировых проблем. Особенно остро этот вопрос стоит в России, где политические и экономические изменения, происходящие с 1990-х гг., привели к резкому снижению внимания к охране культурных ценностей, природного наследия как со стороны государства, так и со стороны общества в целом.

Существующая система государственной охраны объектов наследия была сформирована на основе принципов, определенных в 60-х — 70-х годах прошлого века, и обеспечивала сравнительно приемлемое состояние важнейших памятников в условиях социалистической плановой экономики. Экономические и социальные изменения в России, произошедшие за последние десятилетия, потребовали коренной модернизации системы. Важным шагом на этом пути стало принятие в 2002 г. закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Данный закон ввел целый ряд важных новых понятий и норм, предопределяющих регламентацию охраны, сохранения и использования объектов культурного

наследия. Однако его полноценное практическое использование требовало разработки и утверждения нескольких подзаконных актов, в частности Положений о Едином государственном реестре объектов культурного наследия, о государственной историко-культурной экспертизе объектов культурного наследия и др. .

Главным условием обеспечения сохранности объектов наследия в настоящее время является совершенствование государственной политики на основе всестороннего учета состава и состояния объектов наследия, современных социально-экономических условий развития общества, особенностей национально-культурных традиций народов Российской Федерации и множества других факторов .

В современных политических, социально-экономических условиях проблема сохранения наследия переносится в регионы, где наиболее остро сказываются, как последствия его утраты, так и имеются реальные предпосылки его сохранения . Все также важная роль при сохранении наследия отводится тем регионам, на территории которых они располагаются.

Термин «регион» является одним из наиболее многозначных и распространенных терминов в современных научных исследованиях и публицистике. Так, понятие «регион» в научной и практической литературе используется для обозначения различных территориальных общностей. Регионом

(-\

В России политические и экономические изменения происходящие с 1990-х гг., привели к резкому снижению внимания к охране культурных ценностей, природного наследия как со стороны государства, так и со стороны общества в целом.

№ 4 (12) АПРЕЛЬ 2011

Главным условием обеспечения сохранности объектов наследия в настоящее время является совершенствование государственной политики на основе всестороннего учета состава и состояния объектов наследия.

может быть и субъект Федерации, и административный округ, и район, и средний или крупный город с окрестностями, и другие территориальные образования.

В «Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» под регионом понимается «часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально—культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации» .

Изучение региональных культур, развивающихся на российском пространстве, как особой формы существования культуры все чаще привлекает внимание культурологов, этнографов, политологов, регионоведов. Следует, тем не менее, отличать культуру региона от региональной культуры. Н.А. Аитов рассматривает региональную культуру как специфическую культуру, присущую только данному региону, а культура региона включает в себя культурные потоки как общие (общечеловеческие), так и специфические (отдельные). Культура региона — это единство многообразного в структуре которой сосуществует глобальное и локальное, центральное и маргинальное, общечеловеческое и национально-этническое .

По мнению И.Я. Мурзиной, культура региона — культура географически закрепленная, транслирующая основные ценности национальной культуры, отличающаяся особенностями бытового уклада и характером повседневности. Региональная же культура — это специфический вариант общенациональной культуры, отличающийся характером функционирования, продуцирующий свой тип личности, собственную систему социальных и хозяйственно-экономических связей и оказывающую влияние на общенациональную культуру в целом .

Как отмечает Н.С. Зимина, важнейшим компонентом региональной культуры являются региональные ценности, в которых проявляется духовная сущность людей, населяющих конкретную территорию. Приобщение к культурным ценностям региона является интегрирующим фактором его развития и сохранения целостности . При формировании региональных ценностей особое внимание отводится памятникам культурного и природного наследия.

Особенно ярко, на наш взгляд, отношение к памятникам наследия проявляется на территории регионов ресурсного типа, таких как Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, входящие в Тюменскую область. Проживание на территории автономных округов малочисленных коренных народов Севера, доминирование ресурсодобывающей отрасли, схожие природные условия является тем общим, что сближает регионы. Имеющиеся же различия в климатических условиях, уровне освоенности территорий обусловливает разработку разного комплекса мер для поддержания наследия и представляет то особенное, что отличает данные регионы, и позволяет выявить специфику мероприятий в области охраны природного и культурного наследия.

Проблема сохранения археологического наследия, преобладающего в общем составе памятников обоих регионов, в условиях активного техногенного воздействия, которому подвергается территория промышленного освоения недр, является актуальной для всей Западной Сибири.

Огромнаяплощадь Ханты- Мансийского автономного округа — Югры долгое время была занята водоемами и болотами и была непригодной для обитания человека. Освоение жилого пространства каждым новым поселенцем начиналось с расчистки территории, и именно такие периоды становились наиболее опасными для сохранения памятников наследия. Формирование промыш-

Культура региона — культура географически закрепленная, транслирующая основные ценности национальной культуры, отличающаяся особенностями бытового уклада и характером повседневности.

ленной инфраструктуры (тем более инфраструктуры нефтегазового комплекса), резкий рост населения, увеличение территории для проживания — эти и некоторые другие факторы резко обострили проблему сохранения памятников истории и культуры. Именно в эти годы археологическим ресурсам округа был нанесен заметный ущерб .

Напротив, благодаря суровости климата арктических широт, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) в прослойке вечной мерзлоты встречаются находки, которые не смогли бы сохраниться в других условиях. Поэтому у ученых, археологов, работающих на ЯНАО, есть уникальный шанс прикоснуться к постройкам, фрагментам, изделиям, предметам старины, дошедшим до нас из глубины веков.

Среди основных методов сохранения

объектов наследия, ко- ,-

торые используются на территории данных регионов, представляется возможным выделение следующих: возложение функции охраны памятников местного значения на муниципальные администрации и подведомственные им органы охраны памятников. К таковым на сегодняшний день относятся: муниципальный центр по охране памятников Сургутского района «Барсова гора» и муниципальный центр по охране памятников Нефтеюганско-го района, которые находятся на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Муниципальные образования могут привлекаться к решению задач охра-

Особенно ярко отношение к памятникам наследия проявляется на территории регионов ресурсного типа, таких как Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, входящие в Тюменскую область.

ны памятников федерального и окружного значения в районах при техническом надзоре со стороны госоргана охраны памятников.

Важной составляющей деятельности в сфере учета является анализ документации. С этой целью функционирует научный архив историко-культурного наследия -ч Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (Центр охраны культурного наследия). Кроме того, разработан проект списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность на территории автономного округа, включающий 226 объектов культурного наследия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Впервые в истории охраны объектов культурного наследия на территории Югры в 2007 году разработана Программа Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Сохранение памятников архитектуры и градостроительства на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» на 2008 — 2010 годы. Окружная целевая программа «Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа на 2009 — 2011 годы» разработана на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Она является необходимым инструментом для выработки общих подходов к реализации основных задач, стоящих

№ 4 (12) АПРЕЛЬ 2011

Большое значение в популяризации и сохранении памятников наследия имеет деятельность музеев.

перед службой, по государственной охране, популяризации и использованию объектов культурного наследия.

Большое значение в популяризации и сохранении памятников наследия имеет деятельность музеев. В рамках работы отделения Русского географического общества создан проект «Музеи и памятники культурного наследия ЯНАО». Целью данного проекта является знакомство жителей округа с интересными местами ЯНАО, собраниями музеев, также предполагается проведение путешественников путями кочевников, обращая внимание на труднодоступные места, где, тем не менее, сохранились свидетельства о жизни людей.

Непременным условием качественного осуществления процесса учета объектов историко-культурного наследия является его компьютеризация. В рамках программы «Культура Югры 2006 — 2010 гг.» продолжена работа по созданию информационной базы данных, разработана подсистема «ГИС-информация» электронного реестра объектов историко-культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Для сохранения флоры и фауны в Югре функционируют 26 особо охраняемых природных территорий, самый большой из них -природный парк «Священное озеро Нумто» в Белоярском районе, а также «Юганский» в Сургутском районе и заповедно-природный парк «Сибирские увалы» в Нижневартовском . Основная цель этих территорий — сохранение среды обитания особо ценных пушных зверей, воспроизводство охотничье-промысловых видов животных, редких особей орнитофауны, занесенных в Красную книгу. В то время как на территории Ямала особой исторической ценностью обладают культурные ландшафты региона — бассейны рек Харампур, Нюдя-Котуяхата, Кальпя-яха, Юрибей, Малая Горная Обь и Щучья, вокруг которых концентрируются археологические объекты, относящиеся к широкому диапазону от эпохи неолита до начала нового времени.

Отличительной особенностью Ямало-Ненецкого автономного округа явля-

ется функционирование на его территории Отделения Русского географического общества, созданного в 2010 году. Его главная задача — сбор и распространение достоверных сведений о регионе, включая общегеографические, статистические и этнографические данные. Отделение постоянно организует экспедиции в отдаленные и труднодоступные места Крайнего Севера. Особый упор в его деятельности делается на изучение культуры и быта коренных северных народов .

Один из проектов, реализуемый Русским географическим обществом, связан с 60-70-ми годами прошлого века, когда начался первый этап промышленного освоения Севера. В этот период было уничтожено неисчислимое количество памятников как археологических, так и памятников духовной культуры народов Севера, их святилищ, захоронений, ритуальных мест. В частности, в результате проведения нефтепровода на пересечении реки Таз и реализации проекта «Урал промышленный — Урал Полярный» возрастает опасность полной утраты пока еще существующих объектов 501 стройки, которые представляют интерес не только для жителей округа, но и граждан других государств . По причине масштаба строительства и труднодоступности многих участков не каждый может пройти по шпалам полувековой давности, зайти в барак, услышать звук закрывающегося засова двери карцера, увидеть полуразрушенные мосты и высокие отсыпки, побывать в лагерях, где более пятидесяти лет назад кипела жизнь.

В качестве основных путей улучшения охраной деятельности регионов можно предложить следующие:

— более детальную проработку критериев отбора памятников наследия на региональном уровне. Поскольку среди заре-

гистрированных и охраняемых памятников преобладающая роль отводится памятникам археологии, внимание необходимо уделять и памятникам культуры, которые главным образом представлены в виде архитектурных строений;

— проведение большего количества конференций, посвященных охране и сохранению памятников природного и культурного наследия. Так как одной из форм привлечения внимания к проблемам наследия является издательская деятельность, необходимо проводить конференции с последующим изданием печатных материалов по их итогам;

— привлечение внимания к памятникам наследия со стороны туристов. У каждого региона существуют различные способы сохранения памятников природно-культурного наследия. Наиболее распространенными и популярными способами их сохранения является создание национальных и природных заповедников, выступающих в качестве туристско-рекреационных ресурсов региона. Кроме того, внимание со стороны туристов привлечет в данную местность денежные потоки, которые можно использовать для реставрации и воссоздания памятников;

— для эффективной реализации деятельности по сохранению культурного наследия регионам необходимо активное привлечение к совместной работе институтов гражданского общества, бизнес-сообщества, науки, образования и культуры.

Таким образом, все мероприятия, которые предпринимаются и реализуются на территории автономных округов, направлены на сохранение культурной памяти. Память служит механизмом передачи социального опыта от предыдущих поколений к последующим и обеспечивает преемственность, которая является гарантией и движущей силой развития человеческой цивилизации. Поэтому стремление сохранить память является естественным и необходимым условием жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Охраняются объекты не только древних, но и этнографических культур — священные места ханты и манси. Чаще их выявление и постановка на государственную охрану происходит по инициативе службы государственной охра-

ны. Но нередко представители коренных жителей сами обращаются с просьбой придать живым очагам своей культуры статус объекта культурного наследия с вытекающими отсюда охранными обязательствами государства. Культурное и природное наследие — важный компонент развития общества, без которого немыслимо ни одно государство.

2. Павлова С.В. Некоторые штрихи к истории законодательства в сфере охраны памятников истории и культуры (региональный аспект) // Проблемы региональной культурологии: история, современное состояние, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Тюмень, 30 — 31 марта 1999 г.). Тюмень, 1999. С. 3-7.

3. Полякова М.А. Охрана культурного и природного наследия России. М., 1999. 25 с.

4. Основные положения региональной политики в Российской Федерации // Российская газета. 1996. 11 июня. С. 4.

5. Аитов Н.А. Социальное развитие регионов. М., 1995.- С. 15.

6. Мурзина И.Я. Региональная культура как предмет философско-культурологического исследования // Известия Уральского государственного университета. 2004. № 29.- С. 15.

7. Зимина Н.С. Потенциал социокультурного пространства российских регионов в контексте национальной безопасности // Вестник ЧелГУ. 2011. № 2. С. 90.

8. Официальный сайт Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. URL: http://www.admhmao.ru/ culture/hist_nasl.htm

9. Наследие Югры // Наше наследие. 2007. № 83 — 84. С. 28.

УДК 341.9 ББК 67:79.0

ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: ОТ НАЦИОНАЛЬНОГО К ГЛОБАЛЬНОМУ ИЗМЕРЕНИЮ

ОС НАГОРНАЯ, ОУВО «ЮУИУиЭ», г. Челябинск, Россия Е.В. ЕРОХИНА, ОУ ВО «ЮУИУиЭ», г. Челябинск, Россия e-mail: sno@inueco.ru

Аннотация

В статье рассмотрена специфика исторического развития системы охраны материальных культурных ценностей в контексте перехода от национальной к глобальной проблематике, особенности встраивания России в международное нормативное пространство. Дана оценка актуальным угрозам и необходимости модернизации, существующей нормативной и институциональной структуры.

Ключевые слова: культурные ценности, мировое культурное наследие, геополитические угрозы, реституция.

Актуальность. На сегодняшний день всемирное культурное наследие противостоит новым по своему типу и масштабу угрозам: демонстративное полное уничтожение шедевров мировой цивилизации экстремистами, незаконная продажа экспонатов в целях финансирования терроризма, непредсказуемые природные катаклизмы вынуждают мировое сообщество задуматься о создании нового, более оперативного и эффективного комплекса мер обеспечения охраны культурных ценностей в кризисной экологической и геополитической ситуации.

Культурные ценности — это материальные и духовные объекты, созданные в результате творческой и интеллектуальной деятельности человечества, воплощающие историю, обычаи и традиции многих поколений. Их сохранение необходимо для поддержания идентичности различных наций и человеческой цивилизации в целом. Однако, на сегодняшний день вопрос сохранения культурных объектов становится одной из жгучих глобальных проблем, несмотря на достаточно развитое нормативное пространство, их целостность и доступности не может гарантировать никто.

В ходе человеческой истории материальные культурные ценности являлись уязвимыми по ряду причин, не утративших сегодня своей актуальности, но изменивших масштабы:

1) стихийные бедствия. Страшным бедствием для архитектурных памятников во все эпохи являлись пожары и землетрясения. Сегодня природные аномалии и катаклизмы

продолжают оставаться одной из основных причин утраты культурных объектов, однако их масштабы и разрушительная сила в условиях парникового эффекта увеличиваются. Например, Джамский минарет был внесен в

2002 г. в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой из-за наводнений, землетрясений ;

2) вооруженные конфликты, как и в предыдущие эпохи, ставят под угрозу существование памятников. Однако на сегодняшний день она приобрела совершенно иное измерение. К примеру, война в Ираке (2003-2011 гг.) нанесла невосполнимый урон культурно-историческому наследию страны. В

2003 г. был подвергнут разграблению Багдадский музей: большая часть здания и экспонатов была уничтожена, из хранилищ вынесены многие реликвии, относящиеся к древней цивилизации шумеров и другим периодам истории Месопотамии. Среди украденных памятников, которые всё же удалось вернуть музею, — алебастровый сосуд богини Инанны из Урука (3200 лет до нашей эры) и высеченная из известняка маска — так называемая Шумерская Мона Лиза . В 2013 г. руководитель информационного центра музея, Танхид Али, сообщил, что из 15 тыс. похищенных экспонатов Национального музея удалось вернуть лишь около 4 тыс.

3) революции и смена политических режимов. С 2014 г. культурные ценности целого ряда стран (Ирака, Ливии, Сирии, Мали) подвергаются демонстративному и

систематическому разрушению

самопровозглашенным государством ИГИЛ: за полтора года было уничтожено более половины древних артефактов музея Мосула, три погребальные башни в Долине гробниц, в городе Бусра поврежден крупнейший античный амфитеатр Сирии — символы цивилизации Древнего мира. Ущерб, нанесенный объектам мирового наследия невозможно оценить точно,

— часть из них была вывезена контрабандой и попала через черный рынок в частные коллекции. Тем самым похищенные ценности превращаются в источник финансирования терроризма по всему миру. По исследованиям организации ежегодный оборот мирового теневого рынка антиквариата оценивается в 6 млрд. долларов, Интерпола только на 2015 г. насчитывает более 35,5 тыс. похищенных произведений искусства из 118 стран мира ;

4) неэффективная работа органов охраны часто приводит к неправильной оценке реального состояния объекта или несанкционированному сносу. Так, например, 2000 г., по официальной версии, произошло саморазрушение Дома Пикарта в Москве. Однако, по неофициальным данным, снос здания был произведен для расчистки территории под строительство гостиницы ;

5) вандализм, приобретший сегодня совершенно новое глобальное измерение. Объекты всемирного наследия становятся жертвой государственных образований, целенаправленно противопоставляющих себя принятым во всем мире ценностям по отношению к объектам культуры и существующей системе международного права,

— ИГ, движение Талибан. Террористы ИГ выражают свой протест против всемирного общества посредством уничтожения памятников культуры. Так, в 2012 г. был разрушен один из мавзолеев в городе Тимбукту и две могилы в известной мечети Джингеребер. Ранее боевики сломали запечатанную дверь в известной мечети Сиди Яхья, ведущую к месту захоронения святых . В свою очередь, мировое сообщество само также не считает ИГ реальным государством, с которым можно сотрудничать на глобальном уровне, — возникает замкнутый круг, не позволяющий пока решить проблему охраны культурных ценностей, находящихся на территории, подконтрольной самопровозглашенному государству. Именно в этом регионе риск масштабных утрат объектов мировой цивилизации является наиболее явным.

На сегодняшний день проблема сохранения объектов мирового наследия остается весьма острой, ибо действующая система охраны не является панацеей. Именно с этим возникает необходимость о создании нового, более гибкого по отношению к постоянно меняющимся угрозам механизма защиты.

Российская национальная практика обращения с культурными ценностями вполне вписывается в мировые тренды, но и имеет свою специфику, связанную с экономическими, политическими и социальными процессами развития. В целом, выделяются следующие этапы законодательства и правоприменительной практики в области защиты материального наследия:

1) Понимание культурных ценностей как военной добычи. В истории человечества вплоть до позднего нового времени вывоз предметов культа и культуры поверженного государства считался правилом. В Римской империи в основу военных действий была положена практика захвата в качестве трофеев культурных ценностей завоеванных территорий, а также уничтожение архитектурного наследия (Карфагена, Коринфа) как символ победы над противником. Только в XV в. с эпохой Возрождения меняется отношение людей к произведениям культуры, в том числе предыдущих эпох и других стран, что повлекло за собой осмысление необходимости должного содержания и защиты культурных ценностей.

2) Появление первых правовых норм охраны материального наследия как выражения государственных интересов. В международной практике на уровне государства внимание к сфере культурных ценностей было привлечено в период Великой французской революции, когда революционный конвент в декрете от 1791 г. объявил исторические памятники всенародным достоянием, национализировав частные коллекции. Данный шаг можно трактовать двояко: с одной стороны, он являлся развитием понимания необходимости охраны памятников культуры, с другой — нарушал права частной собственности в интересах государства. Столь же противоречивые стандарты существовали у тех же французов по отношению к культурным ценностям других стран. Так, во время наполеоновских войн в Европе происходит массовый вывоз культурных ценностей (отдельных шедевров и целях коллекций) из Италии во Францию. После поражения Наполеона по решению Венского конгресса

1814-1815 гг. в Италию возвращены вывезенные раннее произведения . Тем самым сложился первый прецедент репатриации культурных ценностей, оформленный в актах международного права.

Все же целенаправленное формирование норм права, вводящих санкции за разграбление и уничтожение культурных ценностей, начинается лишь через сто лет. Первым международным соглашением, запрещающим разрушение памятников истории и культуры и их незаконный вывоз за пределы государства, стала вторая Гаагская конвенция 1907 г.: «Собственность общин, учреждений церковных, благотворительных и образовательных, художественных и научных, хотя бы принадлежащих Государству, приравнивается к частной собственности. Всякий

преднамеренный захват, истребление или повреждение подобных учреждений, исторических памятников, произведений художественных и научных воспрещаются и должны подлежать преследованию» (ст. 56). В случае невосполнимой утраты ценности возмещение убытков предполагалось после заключения мира в виде контрибуции с государства-противника . Рекомендательный характер конвенции и отсутствие четко прописанных механизмов охраны культурных ценностей воюющих государств привели к многочисленным нарушениям становящихся норм международного права в годы Первой мировой войны, которые хотя и получили негативную оценку мировой общественности (например, расстрел Реймсского собора), но не были должным образом отражены в международных соглашениях межвоенного периода.

Первые российские нормативные акты о государственной охране памятников были изданы в эпоху петровской модернизации и также преследовали исключительно

государственные интересы: таковы указ от 18 февраля 1718 г. о сдаче найденных старинных предметов комендантам, указ Сената от 20 декабря 1720 г. о сборе в монастырях старинных книг и документов, указ 1721 г. о запрещении переплавлять найденные в курганах золотые и серебряные вещи. Вслед за интересом государства к предметам истории и культуры привилегированное общество в России начало собирать старинные украшения и монеты древнерусских ремесленников, возникли первые частные коллекции.

Вместе с тем, в период правления Петра I произошел переход от русского стиля к европейскому подражанию, отсюда самобытность русской культуры, традиции и многие техники старинных ремесел начинали утрачивать свое значение. Интересам императорского двора и потребностям презентации европейского характера монархии было подчинено обращение с архитектурным наследием прошлого и в период правления Екатерины II. Так, для строительства Кремлевского дворца в 1770 г. по указу императрицы были снесены многие монастыри, древние палаты и церкви на территории новой постройки. Реставрации подверглись только ряд башен на берегу Москвы-реки и южная часть фасада Архангельского собора, остальные строения и памятники древность были безвозвратно утеряны. Одновременно с этим, императрица продолжает законодательный процесс по охране культурных объектов, которые сложились еще при Петре I. Екатерина II издает указы об обмерах и учете городских зданий, составлении планов и описаний древних городов .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Более всеохватывающая и целенаправленная охрана культурных объектов наблюдается уже в XIX в. В период правления Николая I в 1832 г. принимается строительный устав,

запрещающий снос и ремонт зданий, если оно ведет к искажению или наносит вред близлежащим постройкам в целом. Под надзор государства были поставлены многочисленные археологические раскопки. В 1834 г. выпущено постановление, согласно которому никто не имел права производить раскопки на общественных и казенных землях, что должно было уменьшить незаконный оборот культурных ценностей.

Отличительным признаком данного этапа стала активизация общественных сил в сфере охраны культурного наследия страны. Важную роль во второй половине XIX в. сыграли общественные организации, занимающиеся исследованиями в области разработки законодательства об охране культурно-исторических ценностей, создании

прогрессивных реформ и нововведений в данной сфере, а именно: Общество защиты и сохранения в России памятников истории и старины, Московское историческое общество. В состав данных организаций входило множество ученых, археологов, историков, искусствоведов и других людей, так или иначе связанных с

культурной сферой общественной жизни. Общественные организации внесли большой вклад своими идеями о преобразованиях и реформах необходимых, чтобы начать комплексную и целенаправленную охрану культурных объектов.

Государственные интересы в сфере охраны культурных ценностей в России продолжают преобладать и после прихода к власти большевиков и создания СССР. Из-за Первой мировой и Гражданской войн, революций и иностранной интервенции в стране выросла угроза утраты культурного наследия государства. В 1918-1920 гг. начинает формироваться государственная система охраны памятников во главе с Отделом по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, под контролем Народного комиссариата просвещения во главе с А.В. Луначарским .

С другой стороны, отношение советской власти к культурным объектам продолжало оставаться весьма прагматичным: уже в 192030-х гг. начинается массовая продажа культурных ценностей за рубеж. Примером в данном случае могут служить яйца Фаберже, созданные для императорской семьи еще в конце XIX в. Кроме того, западным коллекционерам было тайно продано множество картин из Эрмитажа, при этом многие эти сокровища продавались за незначительные суммы. «Порой мне кажется, что большевики сознательно мстили семье императора. В 30-х годах эти продажи не имели экономического смысла» — именно такой вывод делает современный политик М.Е. Швыдкой.

Важную роль в выстраивании политики охраны культурного наследия сыграл идеологический фактор, т.к. под сомнение ставилась ценность произведений литературы, музыки, живописи и архитектуры буржуазного, а не пролетарского происхождения. Это послужило причиной утраты и ненадлежащего содержания многих произведений искусства и строений.

3) Институционализация норма права и правоприменительной практики охраны культурных ценностей на международном уровне. Переломным моментом, приведшим к кардинальному пересмотру отношения к культурным ценностям на международном уровне стала Вторая мировая война. После завершения конфликта был расширен круг проблем международного и научного

сотрудничества, включая и область защиты культурных ценностей, а главным международным органом, в чью компетенцию входят перечень данных проблем является Организация Объединенных Наций (1945). При организации было также создано специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (далее — ЮНЕСКО). В СССР в послевоенное десятилетие при Министерстве культуры организуется Управление музеев и охраны памятников (1955), формируется Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (1966) и создается разветвленная сеть Советов на местах, обладавших широкими полномочиями и компетенцией в данной области.

В 1972 г. ЮНЕСКО принимает Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия, которая вступила в силу в 1975 г. Конвенция дает определение, что относится к всемирному культурному наследию: «памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки; ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии» (Ст.1). В соответствии со ст.4, государству необходимо обеспечивать охрану, сохранение и популяризацию культурного наследия. Предполагается и соответствующая помощь государствам, отправившим запрос о ее предоставлении. Ст. 22 закрепляет основные формы помощи, а именно: предоставление необходимых специалистов, оборудования, субсидий и займов для решения возникшей проблемы .

Ежегодно на сессиях ЮНЕСКО предлагаются программы, приоритетными целями и задачами которых является

популяризация значимости сохранения культурных ценностей в мире. Например, «Программа действий ЮНЕСКО, культура мира и ненасилия. Видение в действии» предлагает целенаправленное воздействие по поддержанию мира и распространению пацифистских идей. В ней идеализировано культурное многообразие, право каждого на доступ культуре и образованию. Посредством выработки уважения к истории и культуре и у человека формируется значимость сохранения наследия своих предков. На сегодняшний момент в мире продолжается трансформация правового законодательства по защите культурного достояния, ведутся многочисленные реставрации и работы по восстановлению разрушенных объектов.

В свою очередь в Российской Федерации с 1990-е гг., в связи с открытием границ и интенсификацией международных контактов, происходит издание ряда важнейших законов по усовершенствованию системы законодательства в области защиты культурных ценностей: закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (1993), ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации» (1996), закон «О реституции культурных ценностей» (1998). В 2002 г. публикуется ФЗ » Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». По данному закону приоритетом для государства и его структур является популяризация охраны объектов культурного наследия страны, а также реализации права каждого на доступ к культурным ценностям .

Основной причиной длительного отказа СССР и впоследствии Российской Федерации от подписания конвенций ЮНЕСКО стали специфические геополитические условия, сложившиеся по окончанию Второй мировой войны. В военный период СССР вывез значительное количество предметов культуры в качестве трофеев: например, Пергамский алтарь, «Сикстинскую Мадонну», а также целый ряд библиотек и коллекции живописи. Часть из них была в свое время возвращена государствам социалистического лагеря, часть все еще остается в России.

В последнее время в общественности и зарубежной прессе в чаще разгораются споры о необходимости реституции культурных ценностей, вывезенных СССР из Германии в период Второй мировой войны. Одним из

препятствий для налаживания процесса возврата является их утрата еще в ходе войны. Например, из 11 млн перемещенных из Германии на территорию СССР экземпляров книг погибло, пропало или было уничтожено по цензурным мотивам около 50%. Другой момент — часть ценностей была вывезена в частном порядке солдатами и офицерами Красной армии и не подвергалась учету. Отдельные экземпляры сохраняются в семейных фондах до сих пор, хотя существуют и факты их анонимной передачи в музеи. Например, в 2016 г. в музей истории Екатеринбурга подкинули картину голландского художника, которая была вывезена из Германии в СССР в годы Второй Мировой войны военнослужащим Красной армии . Политизация проблемы реституции и значительная асимметрия в позициях договаривающихся сторон препятствует решению вопроса. Тем не менее, в целях улучшения позиций России на международной арене государственные органы должны обеспечить приемлемое для всех решение данной проблемы.

Ратификация нашей страной в 2010 г. Конвенции о Всемирном наследии может расцениваться как важный шаг, так как позволяет России выстроить более тесные взаимоотношения со странами-участницами, оказывать влияние на решение международных проблем и осуществлять поддержку защиты культурных ценностей по всему миру. Одной из причин ратификации является необходимость организации в России качественной охраны культурных ценностей, в том числе путем внесения объектов национального значения под защиту международного права.

На сегодняшний день Российская Федерация активно перенимает международный опыт в области защиты культурных объектов и являясь участницей структур ЮНЕСКО,

Международного совета музеев (ИКОМ), Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС), передавая многие уникальные памятники истории и архитектуры под международную защиту данных организаций. Россия выступает активным участником на международной арене по решению глобальной проблемы сохранения объектов культурного наследия во всем мире.

Список литературы

5. Гаагская Конвенция 1907 года // http://army.armor.kiev.ua/hist/gaaga.shtml (дата обращения: 18.01.2016)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО // http://whc.unesco.org/ru/list/ (дата обращения: 24.01.2016).

PRESERVATION OF CULTURAL HERITAGE: FROM NATIONAL TO GLOBAL CHANGE

O.S. NAGORNAYA, SUIME, Chelyabinsk, Russia E.V. EROKHINA, SUIME, Chelyabinsk, Russia e-mail: sno@inueco.ru

Сохранение памятников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *