Роскомнадзор как расшифровывается

В.Путин: Добрый день. Ведомство у вас очень разветвлённое, широкое. Сколько у вас, 70 с лишним филиалов?

А.Липов: 71.

В.Путин: Большая компания по территории. И мы все говорим, и не только говорим, а предпринимаем энергичные шаги по цифровизации нашей экономики, и вообще жизни в целом, и социальной сферы. В этой связи, конечно, особенно актуальным является вопрос защиты персональных данных. Я бы попросил Вас с этого начать.

Законом у нас предусмотрено девять составов административных правонарушений в сфере нарушения прав граждан. Пожалуйста, как ваше ведомство выстраивает работу по этому направлению?

А.Липов: Спасибо большое.

Могу сказать, что обилие сервисов, которое появилось в сети Интернет, та цифровизация, которая нам нужна, она приводит в обязательном порядке к обработке персональных данных наших граждан. Здесь возникает достаточно большое количество проблем.

В.Путин: У нас с персональными данными работает достаточно много и частных компаний, да?

А.Липов: Да, это в основном частные компании. У нас, по нашим оценкам, почти 5 миллионов примерно так называемых обработчиков персональных данных. Это достаточно большое количество с точки зрения необходимости надзора за ними.

Жалоб много. За прошлый год рост – 20 процентов, 43 тысячи жалоб поступило от граждан. И здесь достаточно много проблем, связанных именно с недостаточно развитым нашим законодательством.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Андрей Липов.

Есть ряд предложений, с помощью которых можно было бы улучшить ситуацию. Вот возьмём штрафы: у нас самый большой штраф – 75 тысяч рублей за утечку персональных данных, вернее, за неправомерное их использование. Но это несоизмеримо с той выгодой и с тем ущербом, которые получает нарушитель в связи с их обработкой.

В.Путин: То есть – и гражданин, имея в виду ущерб для граждан.

А.Липов: Да, ущерб для граждан.

Срок давности – он почему-то очень маленький. Мы бы хотели его увеличить, предложить – до года, потому что иногда дела просто не успевают быть рассмотренными в суде.

Роскомнадзор имеет возможность выйти с проверкой, но очень часто мы видим при проверке, что данные передаются на обработку следующему обработчику и следующему, а у нас нет такой законодательной возможности проверить всю цепочку. Здесь тоже хотелось бы улучшить ситуацию.

Дальше вопрос: как они обрабатывают эти персональные данные? У нас на сегодняшний день есть возможность только так называемого документального контроля, то есть мы можем документы проверить, посмотреть, в соответствии с какими внутренними документами они обрабатывают персональные данные наших граждан и насколько эти документы соответствуют законодательству, 152-му федеральному закону. А как они обрабатывают на самом деле, мы не видим, у нас нет такой возможности. Может быть, здесь стоило бы подумать нам вместе с законодателями о том, чтобы получить право инструментального контроля. То есть чтобы мы могли развить некую технологическую экспертизу, чтобы проверять, если у нас возникают сомнения, насколько эти данные правомерно обрабатываются, потому что у нас должна и цель соответствовать тому, как обрабатываются данные, и срок, и ещё ряд факторов.

Важный аспект с обработкой персональных данных – это, конечно, их трансграничность. Верховный суд Европы принял решение расторгнуть так называемый Privacy Shield – у них был договор с Америкой об обработке персональных данных европейцев в Соединённых Штатах. То есть всё было хорошо, но тут Европейский суд решил, что не должным образом обрабатываются данные европейских граждан за границей, и теперь эксперты говорят, что раз это соглашение расторгнуто, то американские компании, для того чтобы не нарушать европейское законодательство, должны перенести свои сервера в Европу. Будем смотреть, что там из этого у них выйдет.

Вообще, в соответствии со 108-й Конвенцией об автоматизированной обработке данных, – она была не так давно модернизирована, мы присоединились, стали активными участниками изменений, – государство вправе определять другие страны, в которых ненадлежащим образом обрабатываются персональные данные. И мы бы здесь тоже хотели эту компетенцию за Роскомнадзором закрепить. То есть у нас мои личные данные попали в интернет, и они признаются так называемыми общедоступными данными. Многие люди не заслужили такого отношения, потому что зачастую мы не можем фейковый аккаунт какого-то известного человека закрыть просто так, потому что они говорят: «Посмотрите своё законодательство, у вас это общедоступные данные».

Мы хотели бы здесь продумать некий механизм, который позволит людям сказать, что, извините, эта информация о моём отдыхе, даже если я известный человек, она ничего не имеет общего с общественно значимой информацией, с политической или государственной значимостью, чтобы человек мог через суд хотя бы удалить.

Здесь, конечно, есть риск, что у нас появится слишком большое количество решений по удалению информации судов различной инстанции о людях, которые, наверное, не заслуживают того, чтобы о них какую-то негативную информацию убрали. Здесь, может быть, надо подумать. У нас просто за прошлый год решений судов, которые к нам пришли, – 58 тысяч. Судов разной инстанции по различным составам, не только по персональным данным, но 58 тысяч – достаточно много. Мы боимся, что этот поток увеличится, и здесь мы можем вместе с водой младенца выплеснуть. Хотелось бы, чтобы, действительно, те люди, которые не заслужили такого отношения, могли о себе информацию, которая не является значимой, через суд хотя бы убрать.

С руководителем Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Андреем Липовым.

Важный момент – это обработка биометрических данных. Сейчас очень много систем развивается на основе биометрических данных. Но, к сожалению, персональные биометрические данные – это данные, от которых мы можем отказаться всего лишь один раз в жизни – в конце её. То есть это то, что мы не можем совсем изменить. Персональные данные – паспортные данные, сам паспорт – мы можем поменять, а вот нашу биометрию мы поменять не можем. При этом последствия обработки биометрических данных нам ещё до конца неизвестны. Например, радужная оболочка глаза говорит обо всех болезнях человека. Если она используется для идентификации, то как она может быть потом переиспользована без ведома человека, мы ещё не знаем.

В общем, хотели бы подумать насчёт более чёткого регулирования в этой сфере, более осторожного. Естественно, не противопоставляя это регулирование тем целям по развитию цифровой экономики, которые у нас стоят.

По персональным данным это основной объём задач, который перед нами стоит.

В.Путин: Хорошо, сейчас пообсуждаем. Какие вопросы ещё?

А.Липов: Я хотел рассказать вообще о противоправной информации. Начиная с 2012 года, когда впервые было принято наше законодательство по удалению запрещённого контента из сети Интернет, у нас на сегодняшний день уже удалено более 1,5 миллиона материалов.

В.Путин: Это в основном какие материалы?

А.Липов: Возьмём прошлый год: рост большой. За прошлый год, только за 2019-й, 531 тысяча таких материалов, и в первую очередь это, конечно же, то, что было в 2012 году принято, – это пропаганда суицида, это детская порнография (увы, её много) и это информация о распространении и пропаганде наркотиков. Но на первом месте из 531 тысячи – 208 тысяч – это материалы экстремистских и террористических организаций. Очень серьёзный отрыв, и это основной вызов на сегодняшний день, на мой взгляд, с точки зрения работы по запрещённому контенту в сети Интернет.

В Роскомнадзоре, в общем, вся эта опасность отлавливается. Почти 800 человек у нас работают в круглосуточной службе во всех субъектах Российской Федерации, во всех часовых поясах. На радарах постоянно 9,5 тысячи традиционных СМИ, примерно 500 теле-, радиоканалов и все самые популярные социальные сети наших граждан.

Понятно, что основная проблема у нас, конечно же, в интернете, потому что медиапотребление сместилось в интернет, здесь основные вызовы. Потому что традиционные СМИ, их очень много в общем количестве, по-моему, порядка 66 тысяч, но оно немножечко снижается: за прошлый год снижение, по-моему, 9 процентов было, – но при этом рост интернет-трафика колоссальный, что характеризует на самом деле то, где люди в основном получают информацию. У нас в мобильных сетях 50 процентов рост за прошлый год трафика, это достаточно много, и 20 процентов – в фиксированных сетях связи. В абсолютных значениях в фиксированных сетях – в три раза больше, чем в мобильных, но рост характерный с учётом того, что люди всё больше и больше проводят в интернете времени именно с помощью мобильных телефонов.

Как раз основной вызов – это смещение потребления контента в сеть Интернет. Персональные данные – это тоже основной вызов, но рост этого интернет-трафика – это нагрузка и на сети связи. Если взять вот эти три среза, я уже сказал, что жалоб по персональным данным 43 тысячи за прошлый год, плюс 20 процентов; жалоб по негативному контенту, который граждане встречают в сети Интернет, тоже плюс 20 процентов, но это 557 тысяч, то есть на порядок больше, это очень много. То есть люди сами видят плохой контент и сами жалуются, и мы его тоже отрабатываем этой группой мониторинга.

Количество жалоб на услуги связи ежегодно традиционно не очень высокое, оно не сильно меняется, где-то 29 тысяч примерно, 28 800. Но здесь был скачок сильный во время пандемии. За четыре месяца карантина, конечно же, когда люди были вынуждены сидеть дома, скачок жалоб был плюс 49 процентов на качество услуг связи.

В ходе рабочей встречи с руководителем Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Андреем Липовым.

В.Путин: Сети перегружены были.

А.Липов: Сети были перегружены. Не у всех операторов связи во всех регионах было одинаковое количество запасных мощностей. То есть где-то у некоторых операторов связи, к сожалению, прыгала загрузка 80–90 процентов. То есть ещё чуть-чуть больше людей оказалось бы дома, и сети могли уже начать не выдерживать эту ситуацию. Не у всех операторов связи, но у многих.

Наверное, здесь надо найти вариант, когда мы вместе с регионами имеем возможность с операторами связи определять приоритеты в развитии сетей связи, для того чтобы чуть-чуть опережать эту ситуацию. Потому что старые связисты говорят, что сеть связи в нормальном режиме должна быть загружена не больше чем на 30 процентов, для того чтобы выдерживать трёхкратную нагрузку.

Я уже сказал про основные вызовы. Что мы будем делать в этом году, чтобы с ними справляться? На первом месте, конечно же, создание информационной системы, развитие информационной системы по мониторингу сети Интернет. Достаточно ещё много ручного труда: система мониторинга автоматизирована, она выявляет – люди проверяют. Мы бы хотели сократить количество ручного труда, увеличить точность и скорость и, естественно, охват. Для этого мы будем использовать те же цифровые технологии новые, постараемся применить нейросети. И надеемся, что повысим точность поиска информации противоправной до 85 процентов.

Регистрация СМИ

Перечень нормативно-правовых актов
Способы подачи заявления о регистрации СМИ
Размеры государственной пошлины
Комплектность документов
Особенности регистрации сетевых изданий
Проверка названия на уникальность
График приема документов
Информирование о результатах оказания государственной услуги и способах получения результата государственной услуги
Режим работы справочного телефона отдела регистрации СМИ — ежедневно (в рабочие дни)
График выдачи выписок из реестра зарегистрированных средств массовой информации
Формы и образцы заполнения документов
Методические рекомендации
Алгоритмы административных процедур

Статистическая информация

Вниманию заявителей!

С 19 марта 2020 г. временно приостановлено проведение очных консультаций по вопросу регистрации СМИ, а также выдача выписок из реестра зарегистрированных СМИ. По всем зарегистрированным средствам массовой информации выписки из реестра зарегистрированных СМИ будут направлены почтой или электронной почтой.

Срок рассмотрения заявлений на оказание государственной услуги по регистрации СМИ исчисляется в рабочих днях. Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» дни с 30 марта по 3 апреля 2020 г. объявлены нерабочими. Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» установлены нерабочими дни с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно. Таким образом, период 30.03.2020-30.04.2020 не учитывается при исчислении сроков рассмотрения заявлений о регистрации СМИ.

Перечень нормативно-правовых актов:

— Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» (RTF, 1 013.68 Kb);

— Постановление Правительства Российской Федерации от 16.10.2015 N 1107 «Об утверждении перечня документов, свидетельствующих о соблюдении учредителями (участниками) средств массовой информации, редакциями средств массовой информации, организациями (юридическими лицами), осуществляющими вещание, требований статьи 19.1 Закона РФ «О средствах массовой информации» (RTF, 63.13 Kb);

— Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06 октября 2011 года № 1752-р «Об утверждении перечня документов, прилагаемых заявителем к заявлению о регистрации (внесении изменений в запись о регистрации) средства массовой информации» (DOCX, 13.37 Kb);

— Приказ Роскомнадзора от 17.05.2019 № 100 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации» (PDF, 2.50 Mb).

Способы подачи заявления о регистрации СМИ

Заявление о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно:

1) на всей территории Российской Федерации, за ее пределами подается учредителем в центральный аппарат Роскомнадзора (109992, г. Москва, Китайгородский проезд, д. 7, стр. 2);

2) на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, входящих в один федеральный округ, подается учредителем в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по соответствующему федеральному округу.

3) на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, входящих в различные федеральные округа, подается учредителем в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу.

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 18 декабря 2017 г. № 255 «Об утверждении Порядка подачи заявления о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территориях двух и более субъектов Российской Федерации” (PDF, 197.33 Kb)

Размеры государственной пошлины (PDF, 1.11 Mb)

Комплектность документов

Особенности регистрации сетевых изданий

Сайт в сети Интернет может быть зарегистрирован в качестве средства массовой информации с формой периодического распространения «сетевое издание». В качестве СМИ регистрируются сайты с доменным именем второго уровня, которое вносится в реестр зарегистрированных СМИ.

Такая регистрация носит добровольный характер. По действующему законодательству сайты в сети Интернет не подлежат обязательной регистрации в качестве средства массовой информации.

При этом следует учитывать, что сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является.

Для распространения массовой информации через сайты в сети Интернет (в том числе аудиовизуального контента) получение лицензии на право осуществлять телевизионное вещание и радиовещание не требуется.

Получение лицензии на вещание необходимо в случае использования технических средств эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания для распространения продукции средств массовой информации. Такие технические средства не используются при распространения массовой информации через сайты в сети Интернет.

Универсальная лицензия не дает право на вещание в сети Интернет.

Для регистрации сайта в сети Интернет в качестве средства массовой информации необходимо обратиться в Роскомнадзор с заявлением о регистрации сетевого издания.

К сообщениям и изображениям, составляющим содержание сайта в сети Интернет, любое лицо может иметь доступ из любого места и в любое время по своему выбору при условии наличия соответствующих устройств и возможности подключения к сети. В этой связи для сетевых изданий территория распространения (п. 8 заявления) указывается в следующей редакции: «Российская Федерация, зарубежные страны».

В заявлении на регистрацию сетевого издания необходимо отдельно указать доменное имя сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в строгом соответствии с документом о праве его использования.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 г № 1752-р, при учреждении сетевого издания необходимо предоставить заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии документов, подтверждающие право использования доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, выданные аккредитованным регистратором доменных имен, с указанием паспортных данных физического лица — администратора доменного имени или ИНН, ОГРН юридического лица — администратора доменного имени.

Перечень аккредитованных регистраторов доменных имен размещен на официальном сайте Координационного центра национального домена сети Интернет в разделе «Регистраторы».

Регистрация сайтов в качестве СМИ (PDF, 1.75 Mb)

Домены и СМИ (PDF, 336.76 Kb)

Проверка названия на уникальность:

Во избежание отказа в государственной регистрации по причине того, что ранее зарегистрировано средство массовой информации с теми же названием и формой периодического распространения, рекомендуем обратиться к реестру зарегистрированных СМИ (в разделе «Массовые коммуникации. Реестры»). Обращаем особое внимание на тот факт, что газета, журнал, альманах, бюллетень, сборник являются разными видами одной формы периодического распространения массовой информации, в связи с чем регистрация, например, газеты и журнала с идентичным названием не допускается.

График приема документов:

Понедельник, вторник, среда, четверг, 10.00-13.00 и 14.00-17.00. Пятница, 10.00-13.00 и 14.00-16.00.

Информирование о результатах оказания государственной услуги и способах получения результата государственной услуги

Обращаем Ваше внимание, что для своевременного информирования заявителей о принятии Роскомнадзором решения о регистрации СМИ реализовано оперативное обновление реестра зарегистрированных средств массовой информации (в разделе «Массовые коммуникации. Реестры») на следующий день после принятия решения. Узнать о результатах рассмотрения заявления на регистрацию СМИ, направленного в центральный аппарат Роскомнадзора, можно также по окончании установленного срока рассмотрения заявления (30 рабочих дней с момента подачи заявления) по справочному телефону отдела регистрации СМИ.

В случае намерения получить выписку из реестра зарегистрированных средств массовой информации (свидетельство о регистрации СМИ) нарочным способом необходимо записаться на его получение по справочному телефону отдела регистрации СМИ.

Справочный телефон отдела регистрации:

(495) 587-43-66.

Телефон работает ежедневно (в рабочие дни).

Понедельник, вторник, среда, четверг, 15.00-17.00. Пятница, 15.00-16.45.

График выдачи выписок из реестра зарегистрированных средств массовой информации

Вторник, 10.00-12.00, четверг 14.00-16.00.

Формы и образцы заполнения документов

Заявление о регистрации средства массовой информации (внесении изменений в запись о регистрации средства массовой информации) (DOCX, 16.39 Kb)

Заявление о регистрации средства массовой информации (образец) (DOCX, 17.50 Kb)

Уведомление о прекращении деятельности средства массовой информации (DOCX, 12.60 Kb)

Примерная форма доверенности (шаблон) (RTF, 92.23 Kb)

Примерная форма доверенности (образец) (RTF, 96.34 Kb)

Форма квитанции № ПД-4 сб (налог) Реквизиты указаны для регистрации в ЦА. При регистрации в территориальном органе реквизиты необходимо уточнять на сайтах территориальных органов (шаблон) (RTF, 19.78 Kb)

Форма квитанции № ПД-4 сб (налог) Реквизиты указаны для регистрации в ЦА. При регистрации в территориальном органе реквизиты необходимо уточнять на сайтах территориальных органов (образец) (DOCX, 19.61 Kb)

Форма платежного поручения Реквизиты указаны для регистрации в ЦА. При регистрации в территориальном органе реквизиты необходимо уточнять на сайтах территориальных органов (шаблон) (XLS, 69.00 Kb)

Форма платежного поручения Реквизиты указаны для регистрации в ЦА. При регистрации в территориальном органе реквизиты необходимо уточнять на сайтах территориальных органов (образец) (PDF, 197.60 Kb)

Документ о передаче прав на СМИ третьему лицу с согласием редакции (RTF, 135.73 Kb)

Пример заверительной надписи (PNG, 33.09 Kb)

Заявление о предоставлении сведений из реестра зарегистрированных средств массовой информации» (DOCX, 14.64 Kb)

Заявление об исправлении выявленных опечаток и (или) ошибок» (DOCX, 14.64 Kb)

Уведомление о приостановлении / возобновлении деятельности средства массовой информации (DOCX, 15.08 Kb)

Уведомление об изменении места нахождения учредителя и (или) редакции, периодичности выпуска и максимального объема средства массовой информации (DOCX, 14.73 Kb)

Методические рекомендации

Методические рекомендации про заполнению заявления о регистрации средства массовой информации (внесении изменений в запись о регистрации средства массовой информации) (DOCX, 29.64 Kb)

Методические рекомендации по уплате государственной пошлины за регистрацию СМИ (DOC, 50.00 Kb)

Методические рекомендации по порядку заверения копий документов, прилагаемых к заявлению о регистрации (перерегистрации) СМИ (DOC, 40.50 Kb)

Презентация «Ограничение участия иностранного капитала в российских СМИ» (PDF, 1 006.65 Kb)

Презентация «Уведомление» (PDF, 491.67 Kb)

Изменения в отраслевом законодательстве (PDF, 197.33 Kb)

Поделиться:

Оцените содержание раздела:

Низкое Ниже среднего Среднее Выше среднего Высокое Оценить Оценить раздел

Время публикации: 20.08.2009 14:03
Последнее изменение: 24.09.2020 14:52

Роскомнадзор как расшифровывается

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *