Выявление в приобретенной бытовой технике дефектов или неисправностей — серьезная неприятность, ведь к данной категории товаров относятся, в том числе, и весьма дорогостоящие. Если такие недостатки не были оговорены продавцом при совершении покупки, Закон N 2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 (ред. от 18.04.2018 г.) предусматривает право покупателя на возврат товара.
- бесплатное устранение недостатков (или оплата расходов на ремонт);
- уменьшение цены соразмерно выявленному дефекту;
- замена на идентичный товар (той же марки, модели/артикула);
- замена на аналогичный товар (другой марки или модели) с перерасчетом цены.
Если покупатель выбрал такой вариант, как возврат неисправной бытовой техники в магазин, то продавец не вправе препятствовать ему, ссылаясь на перечисленные выше альтернативные варианты.
Механизм возврата бытовой техники ненадлежащего качества
Обращаясь к продавцу с требованием о возврате бракованной бытовой техники, покупатель должен иметь при себе:
- Подлежащий возврату товар (важное условие — сохранение товарного вида и потребительских свойств, наличие фабричных ярлыков);
- Удостоверение личности (необходимо для документального оформления процедуры);
- Товарный или кассовый чек (не обязательно, так как отсутствие чека по закону не является основанием для отказа в требовании).
Процедура предполагает оформление заявления с указанием обнаруженных недостатков (часто заполняется на собственном бланке магазина).
Специфика возврата сложной техники
Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством РФ; к сложной бытовой технике относят стиральные и посудомоечные машины, холодильники и морозильники, кофемашины, кондиционеры, электрические и комбинированные плиты/духовые шкафы, электрические водонагреватели.
В общем случае претензия на возврат крупной бытовой техники должна быть предъявлена в течение 15-ти дней с момента покупки. Однако данное ограничение снимается, если:
- недостаток товара является существенным;
- нарушены установленные сроки устранения недостатков;
- постоянное проявление недостатков приводит к невозможности использования товара свыше 30-ти дней в течение каждого года гарантийного срока из-за работ по устранению неисправностей.
Сроки и дополнительные требования
Согласно ст. 19 Закона «О защите прав потребителей», требования к продавцу в отношении недостатков приобретенных товаров можно предъявить в течение гарантийного срока или срока годности. Для товаров, в отношении которых такие понятия не установлены, пределы предъявления претензий ограничены двумя годами.
Срок выполнения продавцом обязательств при отказе покупателя от договора купли-продажи закреплен в ст. 22 Закона N 2300-1 и составляет 10 дней с момента обращения.
Важно: помимо стоимости возвращенной бытовой техники ненадлежащего качества, потребитель также вправе потребовать возмещения причиненных ему вследствие продажи такого товара убытков.
Сложности при возврате техники
Если магазин отказывается принимать неисправную технику, необходимо:
- продемонстрировать знание положений закона N2300-1, в идеале — предоставить ссылки на конкретные статьи;
- составить письменную претензию в двух экземплярах, обеспечить подтверждение факта ее передачи продавцу;
- при отсутствии реакции на претензию в установленный срок (10 дней) обратиться с исковым заявлением в суд.
На всех этапах противостояния с недобросовестным продавцом вы можете обратиться за помощью к специалистам Общества по защите прав потребителей: глубокое знание действующего законодательства и большой практический опыт позволяет нам успешно отстаивать права клиентов как в досудебном порядке, так и в судах разных инстанций.